Агишев С.Ю.
Текст литеральный и текст фигуративный на предполагаемой печати норвежского короля Сверрира
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 37-39
Аннотация: Около 1857 г. в норвежском городе Тёнсберг при выкапывании погреба был обнаружен оттиск печати, выполненный на круглой, диаметром 60 мм, латунной заготовке (Nicolaysen N. Norske fornlevninger: en oplysende fortegnelse over Norges fortidslevninger, ældre en reformationen og henførte til hver sit sted. Kr., 1862–1866. S. 769). В ее поле – восстающий лев среди цветущих деревьев; передние лапы животного подняты и вооружены когтями; пасть зверя сомкнута. Поза льва шагающая: он опирается на левую заднюю лапу, правая задняя лапа поднята, под ней – в отдельном картуше – зеркально отраженная и лежащая горизонтально литера «S»; хвост зверя пропущен между лап
Об авторе публикации/статьи:
Агишев Сергей Юрьевич (Москва) Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10233 знаков (с пробелами)
37
С.Ю. Агишев, к.и.н., доц.
МГУ им. М.В. Ломоносова
Текст литеральный и текст фигуративный
на предполагаемой печати норвежского короля Сверрира
Около 1857 г. в норвежском городе Тёнсберг при выкапывании
погреба был обнаружен оттиск печати, выполненный на круглой,
диаметром 60 мм, латунной заготовке Niсolaysen N. Norske
fornlevninger en oplysende fortegnelse over Norges fortidslevninger, ldre en reformationen og henf rte til hver sit sted. Kr., 1862 1866.
S. 769 В ее поле восстающий лев среди цветущих деревьев пе
редние лапы животного подняты и вооружены когтями пасть зверя
сомкнута. Поза льва шагающая он опирается на левую заднюю ла
пу, правая задняя лапа поднята, под ней в отдельном картуше
зеркально отраженная и лежащая горизонтально литера S хвост
зверя пропущен между лап. Легенда VERUS TESTIS EGO
NUNTIA VERA TEGO Norske Konge sigiller og andre fyrstesigiller
fra midde deren Utg. с. Brinсhmann. Kr., 1924. Pl. XXI
Долгое время считалось, что эта печать принадлежала ярлу Скули Ibid 2 Kolsrud O. Bergen Bys segl, vaaben, farver og flag Bergens
Historiske Forenings Skrifter, 27 Bergen, 192 133 34 В начале 1980 х гг. О. Фьордхольм предположил, что действительным ее
обладателем был Сверрир 77 1202 приведя тому ряд
доказательств Fjordholm O. Om opphavet til det norske l vev pen
38
Heraldik i Norden Red. A. T nnesen Heraldisk tidskrift. Bd. 5 2
Kbh., 1984 37 39
Вероятно, тёнсбергский оттиск связан с печатью, легенда
которой Suerus rex Magnus ferus ut leo mitis ut agnus
приведена английским историком Вильямом Ньюбургским 36 98 в его Истории деяний англичан Historia rerum Angliсarum
Willelmi Parvi, ordinis sanсti Augusti сanoniсi regularis in сoenobio
beat Mari de Newburgh in agro Eboraсensi Ed. H.с. Hami
L., 1856. Vol. I. P. 23 1Целый ряд весомых аргументов позволяют
утверждать, что печать, описанная Вильямом, действительно су
ществовала, а не является его выдумкой Успенский Ф.Б. Ярост
ный как лев, кроткий как агнец легенда печати и легенда власти в
Норвегии XII XIII вв. Historia animatа. Памяти Ольги Игоревны
Варьяш. М., 2004. Ч. 3. С. 42 48
Решающий аргумент О. Фьордхольма также связан с трактовкой
легенды печати. Текст, который передает Вильям Ньюбургский, и
тот, что имеется на тёнсбергском оттиске вместе составляют
строфу, записанную шестистопным лео нинским стихом. Легенда на тёнсбергском оттиске представляет собой пентаметрическое дву
стишие, которое отдельно в четырехчастной строфе не употребля
ется, а всегда связано с предшествующим ему двустишием гекза
метрическим. Не только конечные, но также начальные и внутрен
ние рифмы, обеспечивают связь внутри каждого двустишия и обеих
двустиший между собой, которые, таким образом, не существуют
друг без друга.
Литера S подставленная в начало второго дистиха перед на
чальной V вместо слова Verus в начале первого двустишия
даст Sverus и в этом случае легенда на реверсе печати является
ребусом Fjordholm O. Op. сit 39 Вторичное появление имени Sverus обеспечивает дополнительную скрепу обеих частей стро
фы и, как следствие, обеих сторон печати, а сама строфа обретает
новый смысл.
Так, легенда передает прямую речь S VERUS TESTIS EGO Сверрир Верное, свидетель доказательство я а выражение
NUNTIA VERA TEGO Послание верное я скрепляю можно
рассматривать как ее продолжение. При этом автор текста, имеюще
гося на тёнсбергском оттиске как видно, поиграл со словом верный истинный рассматривая при этом печать как отдель
ный документ, говорящий от собственного лица.
Иконография тёнсбергского оттиска может быть истолкована в
контексте политической биографии Сверрира. Изображение льва
позволяет трактовать его как смирного morne Но является ли это
39
животное на предполагаемой печати Сверрира таковым в действи
тельности Будучи не раз униженным в своем царственном досто
инстве отказом в королевском происхождении, папской анафемой,
интердиктом его владений Сверрир не отказался от королевского
сана и продолжал борьбу. Посредством такого изображения льва на
своей печати Сверрир, возможно, и выказал смирение, но не отрек
ся от сана конунга, что явлено в легенде, цитируемой Вильямом
Ньюбургским Suerus rex Magnus и не отказался от атрибутов ко
ролевской власти, одним из которых наряду с короной, скипетром и
коронационным облачением, захваченных Сверриром у Магнуса
Эрлингссона Сага о Сверрире. М., 1980. С. 80 являлась та же пе
чать. Смирение выразилось только в том, что лев на тёнсбергском
оттиске поджал хвост и сомкнул пасть, формально признавая свое
унижение. То был сигнал готовности к примирению, но не к пре
кращению борьбы лапы льва вооружены когтями и находятся в
атакующей позе, которую вполне можно было принять и за ней
тральную. Противоположное толкование позы этого животного как
ярящегося, позволяет предложить положение хвоста между задни
ми лапами, что может рассматриваться не в качестве знака смире
ния, а, напротив агрессии, когда лев, готовясь к нападению, прыж
ку, бьет себя хвостом по бокам. Обе позы сложно разделить и про
тивопоставить. Они как бы перетекают друг в друга и должны
прочитываться одновременно и амбивалентно.
При этом зверь вопреки законам зоологии символически совме
щает в себе черты и льва, и агнца. И то, и другое животное, как из
вестно, были аллегорическими изображениями Христа. Вероятно,
Сверрир хотел не унизиться, а сказать, что нарочитым самоуничи
жением он, подобно Спасителю, являет собой непорочную жертву.
Его лев это Христос царь и Христос агнец, а сам Сверрир вынуж
ден быть и тем и другим, о чем и говорит легенда, где король прямо
называется и львом, и агнцем одновременно ferus ut leo mitis ut
agnus А предложение с ребусом во втором двустишии на тёнс
бергском оттиске удостоверяет это. Однако мир внутри страны и
примирение со Святым престолом и Церковью внутри самой Нор
вегии еще не были достигнуты, а, значит, кротость могла быть толь
ко обозначена.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Агишев С.Ю. Текст литеральный и текст фигуративный на предполагаемой печати норвежского короля Сверрира (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|