Юдин К.А.
Университетский курс отечественной геральдики как элемент современного образовательного пространства
// Гербоведение. Том VI (2017)Рецензия на:
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том VI. - М.: Старая Басманная, 2017. С. 299-304
Аннотация: В 2016 г. в издательстве Ивановского государственного университета вышло в свет новое учебно-методическое пособие, составленное доктором исторических наук, профессором А.А. Корниковым. Оно стало результатом многолетней и плодотворной работы, интеллектуальных изысканий автора в этой проблемно-тематической области
Об авторе публикации/статьи:
Юдин Кирилл Александрович (Иваново) Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Ивановского государственного университета.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Юдина К.А.в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 28836 знаков (с пробелами)
Университетский курс
отечественной геральдики
как элемент современного
образовательного
пространства 1
В настоящее время для всей
системы российского образова
ния, ее институциональных и со
циально интеллектуальных ком
понентов наступил очередной,
вполне сравнимый с масштабами
трансформаций постсоветского
периода начала 1990 х гг. этап тя
желейших испытаний. Они связа
ны с практически непрерывной и
зачастую опережающей в силу своих стремительных и необузданных тем
пов элементарную прогностическую экспертизу возможных губительных
последствий модернизацией всего образовательного пространства, сво
дящейся, как правило, к устанавливаемым в императивном порядке тре
бованиям по регулярному обновлению учебно методического аппарата,
приведения его в соответствие с очередными стандартами
В этих условиях всем преподавателям, сотрудникам высшей школы,
особенно классических университетов, к числу которых принадлежит и
Ивановский государственный университет, приходится прилагать немало
усилий, творческой энергии, чтобы достойно отвечать на проистекающие
извне вызовы времени с помощью устремленности к органично конс
труктивному балансу в педагогической деятельности, предполагающему
сочетание сложившихся на протяжении длительного времени интеллекту
альных, историографических традиций, поддержание академической ат
мосферы при проведении лекций, семинарских занятий, с появляющимися
инновационными подходами в деле планирования, организации этих ме
роприятий и их учебно методического сопровождения.
Особые знания и навыки, опыт педагогической работы, позволяю
щие выйти на должный уровень адаптации научно теоретической базы 1Корников А.А. Геральдика России учебно методическое пособие для студентов ис
торического факультета. Иваново Ивановский гос. ун т, 20 16. 9 с. ил. Юдин К.А., текст, 20 17.
300 Критика и библиогра ия
к современ ной структуре образовательного процесса и пространства, как
более широкой категории2, с учетом их уровневой иерархии бакалавриат
магистратура требуются при подготовке учебно методических пособий по
специализированным, относящимся к разряду специальных, дисциплинам
исторического профиля, таких как геральдика, освоение которой порой
представляется затруднительным даже для уже сформировавшихся, про
фессиональных историков.
О.Н. Наумов неоднократно обращал внимание на историографическо
археографические проблемы геральдической гносеологии, связанные с
расщеплением информационно когнитивных потоков, дуализмом и анти
номичностью восприятия гербов и иной символики в массовом сознании
и научном сообществе, что выступает препятствием для создания унифи
цированного научно справочного аппарата, осложненного, помимо этого,
интернет визуализациями, становящимися своеобразными формами ар
хеографического бытия 3.
Поэтому представляется, что любая интеллектуальная инициатива, даже
учебно методического уровня, становится важной вехой, если не в прояс
нении, то, во всяком случае, в дополнительном экспертно аналитическом
закреплении, профилактики от дилетантской дискредитации и размыва
ния ортодоксальных парадигмальных основ научного знания.
В 20 16 г. в издательстве Ивановского государственного университета
вышло в свет новое учебно методическое пособие, составленное доктором
исторических наук, профессором А.А. Корниковым.
Оно стало результатом многолетней и плодотворной работы, интеллекту
альных изысканий автора в этой проблемно тематической области. Создан
ный фундаментальный научный, историографический задел, выступающий
научно теоретической базой пособия, был отражен в ряде серьезных публи
каций, посвященных различным аспектам отечественной геральдики, начи
ная от реконструкции и локальной атрибуции родовых дворянских гербов4 и,
заканчивая, обзором тенденций муниципальной, территориальной гераль
дики в контексте социально политического развития Ивановского области5 и
2 См. Пономарев Р.Е. Обра зовательное пространство. М., 20 14.
3 Наумов О.Н. Отечественная историография геральдики. М., 2003 Он же. Эдицион
ные аспекты современного российского гербоведения Известия высших учебных
заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2005. 3. С. 129 14 1Он
же. Научная геральдика России. М, 20 13 Он же. Об актуальных проблемах российс
кой геральдики Преподавание истории в школе. 20 14. 4. С. 28 32.
4 Корников А.А. Российская дворянская геральдика Вестник Ивановского государс
твенного университета. 2003. 2. С. 3 19 Он же. Герб графов Шереметевых исто
рия и современность Вестник Ивановского государственного университета. Серия
Гуманитарные науки. 20 12. Вып. 3. История. Филология. Философия. С. 3 10.
5 Корников А.А. Основные тенденции современной муниципальной геральдики по материалам Ивановской области Наука и школа. 2009. 4. С. 70 72 Он же.
Критика и библиогра ия 30 1
других субъектов Российской Федерации6. Кроме того, все материалы прово
дившихся исследований неоднократно вводились в оборот и прошли успеш
ную апробацию в рамках университетского спецкурса цикла лекций по ге
ральдике России, прочитанных не одному поколению студентов историческо
го факультета Ивановского государственного университета, также приведен
ных в качественную библиографическую форму в виде отдельного объемного,
развернутого по содержанию издания7.
Подготовленное пособие Геральдика России в определенной степе
ни является итоговым и выступает аккумуляцией научно педагогического
опыта автора, справедливо обозначившего два магистральных критерия
индексатора новизны и актуальности предпринятого проекта 1Научно теоретический, отражающий комплексную рефлексию, мас
штабность осмысления и видения интегральной картины геральдической
проблематики и такого ее преподнесения, что это позволяет, как отмечает
автор, осуществить погружение студента в особую геральдическую и эм
блематическую среду исторического прошлого России и зарубежных стран,
помогает увидеть эту среду, познать ее закономерности 8.
2 Учебно методический и практический критерий, указывающий на
конкретную телеологию и применение данного пособия по дисциплине,
разработанной в соответствии с Федеральным государственным образо
вательным стандартом 46.03.0 1История что предполагает подготовку
студентов историков к научно исследовательской, педагогической, орга
низационно управленческой, культурно просветительской и экспертно
аналитической видам деятельности 9.
Структура, общая архитектоника вышедшего издания полностью отра
жают поставленные цели и задачи, которые заключаются в последователь
ной и логико концептуальной детализации выше упомянутых направле
ний научного и учебно методического, из которых складывается репре
зентация той или иной области научных знаний в виде университетской
дисциплины и курса как элементов образовательного пространства мес
та, охватывающего человека и среду в процессе их взаимодействия, резуль
татом которого становится приращение индивидуальной культуры 10.
Геральдика Ивановского края учебное пособие. Иваново, 20 10 Он же. Территори
альная геральдика и становление гражданского общества в России по материалам
местной геральдики Ивановской области На пути к гражданскому обществу. 20 3 4. С. 97 104.
6 Корников А.А. Геральдическое многообразие России. Гербы субъектов Российской
Федерации современное состояние проблемы и поиски Государство, общество,
церковь в истории России XX XXI веков. М лы XV Междунар. научно практич. конф.,
Иваново, 23 24 марта 20 16 г. в 2 ч. Ч. 2. Иваново, 20 16. С. 420 425.
7 Корников А.А. Российская геральдика курс лекций. Иваново, 20 14.
8 Корников А.А. Геральдика России. С. 5.
9 Там же. С. 4. 10 Пономарев Р.Е. Указ. соч. С. 45.
302 Критика и библиогра ия
В силу этого, первый раздел пособия полностью посвящен учебно ме
тодическому программированию Он так и называется Рабочая про
грамма дисциплины которая складывается из соответствующих парагра
фов, разъясняющих особенности применения педагогических технологий
непосредственно в ходе учебного процесса. После ставшей уже привычной триады проявлений компетентности знать, уметь, владеть автор,
раскрывая основное содержание дисциплины модуля что предполагает
заблаговременное планирование с почасовой диспозицией, переходит к
анализу учебно методического, информационного обеспечения, а также
оценочных средств текущего контроля успеваемости и промежуточной ат
тестации по дисциплине
Характеризуя такой важный этап и компонент учебного процесса, как
самостоятельная работа студентов, автор предусмотрительно и обосно
ванно указывает на сложность освоения курса, дисциплины по причине
наличия специфической терминологии и понятий а также особенностей
индивидуального восприятия при работе с многочисленными гербовыми
композициями, ознакомление с которыми не должно ограничиваться толь
ко установлением того, кому принадлежит герб Необходимо усвоить ос
новные принципы формирования символики, научиться выделять общее и
особенное в символике различных групп гербов 12.
Общее руководство, теоретико методологические ориентиры и практи
ческие приемы распознавания гербов осуществляется в рамках семинарс
ких занятий, к которым, согласно грамотно составленному учебно методи
ческом планированию, студент приступает, начиная с третьей темы курса основы теоретической геральдики следующей после ознакомительных
пролегомен на лекционных занятиях, что видно из другого раздела рецен
зируемого пособия, отведенного изложению основного, базового содержа
ния лекций, построенных по проблемно хронологическому принципу. Так,
автором выделяется 7 масштабных, в плане теоретического охвата, тем 1Введение в изучение геральдики. 2. Древнейшие эмблемы на территории
России. 3. Основы теоретической геральдики. 4. Герб Российского государс
тва. 5. Дворянские гербы XVII начала ХХ в. 6. Земельные и городские гер
бы России. 7. Герб Советского государства.
К числу безусловных достоинств учебно методического пособия и осо
бенно его ядра, сердцевины части, посвященной обзору лекционного ма
териала, можно отнести то, что автору удалось достигнуть полноты и це
лостности раскрытия тематической проблематики и при этом избежать со
держательной перегруженности, что нередко можно встретить в изданиях
подобного рода. В характеристиках символики, гербов, реконструкции исто
рической ситуации их создания присутствуют только ведущие и существен
ные параметры, которые необходимо зафиксировать студенту. Например, Корников А.А. Геральдика России. С. 15 19. 12 Там же. С. 16.
Критика и библиогра ия 303
при описании герба Советского государства автор абсолютно непредвзято,
без какого либо идеологического пристрастия, тенденциозности и субъ
ективности, оценивает лишь конкретное значение геральдических фигур,
солидаризируюсь с общепринятыми правилами и канонами 13 Основную
часть композиции герба РСФСР составляет эмблема Серп и молот
В гербе РСФСР сочетание серпа и молота символизировало союз рабочего
класса и крестьянства и указывало на классовую сущность того государс
тва, которое пытались создать большевики в соответствии с марксистской
теорией И далее Следующий элемент герба лучи восходящего солнца.
Данная эмблема символизировала близкую победу социалистического бу
дущего, наступление нового строя, начало новой эры 14.
Аналогичная сдержанность, дистанцированность от неумеренных пре
тензий на историографическую всеохватность ибо известно, что литерату
ры по геральдической проблематике значительно больше, чем приводится
в пособии просматриваются и при построении библиографических разде
лов, что также свидетельствует о методической грамотности и компетен
тности, проявленных в ходе составления пособия по геральдике России,
его полного соответствия восприятию заявленной аудитории, контингенту
студентов 3 курса очного отделения и 5 курса заочного 15. Кроме того, в
издании присутствует специальный научно справочный аппарат словарь
геральдических терминов, иллюстративный материал, а также, в качестве
приложения, избранные публикации автора, предназначенные для озна
комления в факультативном порядке и адресованные всем, стремящимся
к углубленному изучению проблем отечественной геральдики как науки и
перспектив ее развития.
Неотъемлемым компонентом новейшего учебно методического посо
бия как теоретического каркаса университетского курса выступает, безу
словно, специализированный раздел фонд оценочных средств ФОС
который является не искусственным инновационным придатком а вы
полняет важную функцию гаранта академического равновесия на финаль
ной стадии учебного процесса, связанной с аттестацией студентов.
Поэтому присутствующие в рецензируемом издании учебно методи
ческие элементы, такие как перечень вопросов к зачету, типовые тестовые
задания, а также развернутый план ответа, четкие критерии и шкала оцен
ки успеваемости являются обязательным атрибутами всей инфраструктуры
современного образовательного пространства 16. Формы контроля, считают 13 Хоруженко О.И. Гербы на памятниках материальной культуры методические реко
мендации по описанию и исследованию Вестник РГГУ. Серия История. Филология.
Культурология. Востоковедение. 20 10. 7 50 С. 239 26 4 Корников А.А. Геральдика России. С. 74. 15 Там же. С. 5. 16 Минин М.Г., Муратова Е.А., Михайлова Н.С. Фонд оценочных средств в структуре
образовательных программ Высшее образование в России. 20 5. С. 2 8.
304 Критика и библиогра ия
С.А. Вдовина и И.М. Кунгурова, должны стать своеобразным продолже
нием методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его до
стижения и недостатки, корректировать собственную активность И далее В структуру рабочих программ дисциплин модулей практик, НИР необ
ходимо ввести методические рекомендации по осуществлению контроль
но оценочного компонента учебного процесса для педагогов и студентов формы, методы и способы обучения, специфика организации самостоя
тельной работы необходимые для развития компетенций 17.
Эти, вызревающие в коллективном, синхронно индоктринированном
сознании многих ученых педагогов, методистов ориентиры установки,
направленные на модификацию образовательного процесса и его учеб
но методического обеспечения, опирающегося на принципиально новую
концептуальную основу личностно деятельностный, компетентностно
деятельностный и акмеологический подходы к образованию 18 полностью
учтены и адаптированы к специфике курса по отечественной геральдике и
в пособии А.А. Корникова, отражающего все инновационные тенденции и требования современности 19, поэтому полностью соответствующего при
своенному ему грифу Министерством образования и науки РФ 3+
Все это в целом позволяет сделать общий вывод о высокой востребо
ванности, актуальности и новизне осуществленного проекта, что является
основанием для рекомендации его дальнейшего использования в учебном
процессе как одного из последних значительных достижений научно пе
дагогической мысли, обрамленной в интеллектуальный орнамент ярко
выраженный личный вклад, культуру мышления автора, продолжающе
го традиции геральдической историографии и методологии, заложенные
В.К. Лукомским, П.П. фон Винклером, А.Б. Лакиером, С.Н. Тройницким и
другими.
К.А. Юдин 17 Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Проектирование фонда оценочных средств в услови
ях реализации новых образовательных стандартов Человек и образование. 20 13. 2 35 С. 18 Воронова Т.А., Малыгин А.А. Контрольно оценочная система в вузе традиции и
требования современности Научный поиск. 20 15. 3. 1С. 32 34. 19 Там же.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Юдин К.А. Университетский курс отечественной геральдики как элемент современного образовательного пространства (2017)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|