Ражнёв Г.В.
Редкие изображения двуглавых орлов: опыт семантической идентификации
// Гербоведение. Том V. (2016)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том V. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 23-29
Аннотация: Двуглавый орел входит в «самую загадочную для современного человека группу фантастических и легендарных фигур […] и занимает заметное место среди древнейших символов»1 . Он стал популярной гербовая фигурой не только в Азии, но и в Европе и Америке, а за последние четыре столетия прочно вошел в мировую и отечественную культуру не только как геральдический символ, но и как элемент многих произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поэтому его следует рассматривать и как символ, и как произведение искусства.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 30034 знаков (с пробелами)
Г.в. Ражнёв
Редкие изображения двуглавых орлов
опыт семантической идентификации
Двуглавый орел входит в самую загадочную для современного челове
ка группу фантастических и легендарных фигур и занимает заметное
место среди древнейших символов 1Он стал популярной гербовая фигурой
не только в Азии, но и в Европе и Америке, а за последние четыре столетия
прочно вошел в мировую и отечественную культуру не только как геральди
ческий символ, но и как элемент многих произведений изобразительного
и декоративно прикладного искусства, поэтому его следует рассматривать
и как символ, и как произведение искусства. Это подчеркивал еще в 1855 г.
видный русский геральдист А.Б. Лакиер. Он писал, что форма двуглавого
орла в изображениях на рисунках, сосудах и других неофициальных па
мятниках изменялась до чрезвычайности. Вообще, мы должны заметить,
что двуглавый орел употреблялся как украшение очень часто на изделиях,
и поэтому вкус художника решал, как убрать любимую эмблему и какие
придать ей атрибуты 2. А.Б. Лакиер уточнял также, что любовь к эмблеме
орла была так велика, что для украшения ее ничего не жалели. Как часто на
памятниках старины нашей вы видите вместо корон драгоценные камни,
вместо московского герба чудное бурмицкое зерно, вместо державы ог
ромный лал, имеющий ее форму, и т. д. В этом отношении, конечно, дава
лась полная воля воображению художника 3.
Действительно, изображения двуглавых орлов помещались на самых
разных предметах искусства живопись, графика и скульптура, царские и
императорские регалии, посуда из драгоценных металлов, фарфора, хрус
таля, стекла, полудрагоценных камней, дерева и других материалов, ков
ры, гобелены, люстры, канделябры, ткани, вышивка, кружево, мебель, юве
лирные изделия и самые разнообразные предметы быта от элементов
убранства коня до прялок, шкатулок и табакерок Двуглавый орел поме
щался также на строениях, использовался в садово парковом искусстве, на
государственных, территориальных, корпоративных и фамильных гербах,
на предметах убранства храмов и одежды священнослужителей, на боевых
знаменах и штандартах, коллективных и индивидуальных наградах, холод
ном и огнестрельном оружии, на одежде, на металлических и бумажных де
нежных знаках, на самых различных предметах масонской символики. 1Вилинбахов Г.В. Государственный герб России. 500 лет. СПб., 1997. С.
2 Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990. С. 143.
3 Там же. С. 152. Ражнев Г.В., текст, 20 16.
24 Г.В. Ражнёв
О тесной связи геральдики с изобразительным искусством писал дру
гой отечественный исследователь гербов В.К. Лукомский, который под
черкивал, что геральдическая фигура становится содержанием творчества
художника, привлекая его фантазию своими формами Здесь геральдика
сама искусство, искусство своеобразное, иногда очень тонкое, часто кра
сивое и всегда ярко отражающее стиль эпохи и вкус художника 4.
Глубокое исследование художественных стилей в иконографии дву
главого орла в мировом и отечественном искусстве может и должно стать
предметом для самой тщательной работы искусствоведов.
Изображения двуглавых орлов всегда выполняли не только декоратив
ную, но в разной степени и символическую функцию, поэтому фигуру дву
главого орла следует рассматривать, прежде всего, как символ. В этом от
ношении в иконографии двуглавого орла встречаются интересные и даже
весьма загадочные изображения.
Одно из них относится к искусству оформления меню парадного обеда.
В конце XIX в. изобразительное искусство широко раздвинуло границы, об
ратившись к новым жанрам плакатам, афишам, рекламным листам, эти
кеткам, программам, открыткам, пригласительным билетам, обоям, тканям
и меню. Так родился русский графический дизайн, к которому обратились
и выдающиеся русские художники Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин,
В.М. и А.М. Васнецовы, А.Я. Головин, Б.В. Зворыкин, Е.Е. Лансере, Г.И. Нар
бут, С.И. Ягужинский и многие другие. В то время господствовал стиль мо
дерн, одним из направлений которого стал новорусский или просто русский
стиль, обращенный к национальным художественным традициям. Заме
тим, что меню торжественных обедов были официально заказными работа
ми. Один из таких заказов в 1903 г. выполнил московский художник Сергей
Иванович Ягужинский 1862 1947
В апреле 1903 г. император Николай II с семьей на пасхальные празд
ники прибыл в Москву. 9 апреля в Большом Кремлевском дворце состоялся
пасхальный обед. Композиция рисунка первой страницы меню составлена
С.И. Ягужинским лаконично на фоне панорамы Московского Кремля поме
щена оригинальная интерпретация герба Москвы Георгия Победоносца,
которую венчает не менее оригинальный герб России двуглавый орел см.
вкладку, рис. 6 Казалось бы, все просто, логично и понятно. Однако если
внимательно присмотреться к шеям и головам орла, то отчетливо видно,
что они совершенно разные. Так, правая шея толще левой. Соответственно,
правая голова больше левой клювы, глаза и подбородки голов также сильно
различаются нижний клюв правой головы повторяет изгиб верхнего клю
ва, а нижний клюв левой головы противоположен изгибу верхнего клюва.
Глаз правой головы приплюснут, а глаз левой головы круглый рис. 1У нас
4 Лукомский В.К. О геральдическом художестве в России Старые годы. 19 2. С. 6.
Редкие изображения двуглавых орлов опыт семантической идентификации 25
есть собственное мнение о том, какой смысл
вложен в символику голов орла.
Возможно, во первых, влияние на С.И. Ягу
жинского модных эстетических канонов, раз
работанных импрессионистами и представи
телями стиля модерн. В их числе было стрем
ление к асимметрии, которую импрессионисты это особенно проявилось в творчестве Э. Дега
считали даже одним из законов красоты.
С.И. Ягужинский был не только видным худож
ником, но и преподавателем, хорошо знавшим
инновации в европейском изобразительном искусстве.
Во вторых, возможно, что С.И. Ягужинский стремился вложить в сим
волику двуглавого орла идею дуальности единства противоположностей
выразив ее изображением двуглавого орла как андрогина с мужской пра
вой головой и женской левой
В третьих, что менее вероятно, С.И. Ягужинский для пасхального праз
дника хотел отразить идею двуглавого орла как рожденного Иисуса Христа
с его двойственной сущностью божественной правая голова и человечес
кой левая голова
Второй пример неоднозначной трактовки двуглавого орла приведем
из зарубежной иконографии. Во времена позднего Средневековья купцы
европейских государств вывозили из Китая целый ряд товаров, особенно
пользовались спросом китайский шелк и фарфор. Часто эскизы или идеи
рисунков, наносимых на них, привозили из страны заказчика, а китайские
мастера изготавливали шелк и изделия из фарфора под конкретный заказ.
Интересен рисунок шелковой ткани, вы
полненный в Китае по заказу Испании в конце
XVI в. см. вкладку, рис. 7 На ней, в частности,
изображены декорированные цветочным ор
наментом слоны и коронованный двуглавый
орел стилизованный герб Священной Римс
кой империи В лапах он держит стрелы, про
нзающие древнюю амфору рис. 2 Это тоже
символическая загадка.
Автор статьи считает, что, возможно, ис
панцы хотели подчеркнуть свое окончатель
ное избавление от многовекового арабского
ига. Двуглавый орел, таким образом, симво
лизировал историческую победу над изгнан
Рис. 1Первая страница
меню пасхального
обеда 9 апреля 1903 г.
в Большом Кремлев
ском дворце. Фраг
мент.
Рис. 2. Шелковая ткань. Вто
рая половина XVI в.
Фрагмент.
26 Г.В. Ражнёв
ными арабскими завоевателями подчеркнем, что на ткани изображена так
называемая арабская амфора
Еще одно загадочное изображение двуглавого орла имеется в гербе Цен
тра исследований православного монархизма далее Центра основанного
в 200 1г. в Белграде, в Сербии. В Центре организована работа нескольких ко
митетов Комитета по геральдическим и генеалогическим исследованиям,
Комитета по культуре и историографии, Комитета по государственности и
правовым исследованиям, Комитета по богословским исследованиям и др.
Над гербом Центра работали профессиональные геральдисты и худож
ники см. вкладку, рис. 8 Герб интересен тем, что в качестве щитодержате
лей в нем выступают римский император Константин Великий и руководи
тель Первого сербского восстания против Османской империи, основатель
династии Карагеоргиевичей Георгий Петрович Карагеоргий 1762 18 17
Девиз герба С верой в Бога для короля и Отечества
Особый интерес представляет красный
щит с золотой каймой на нем изображен се
ребряный двуглавый орел, на груди которого
помещен крест святого равноапостольного
императора Константина. Изображение двуг
лавого орла взято с барельефа, находящего
ся на северной стене притвора знаменито
го сербского монастыря Хиландар на Афоне рис. 3 Известно, что барельеф с двуглавым
орлом как символом Сербии был сделан в 1380 е гг. по приказу ее правителя князя Сте
фана Лазаревича 1374 1427 Особенностью
изображения двуглавого орла является не
обычная композиция его лап правая выходит
из нижней части груди орла, а левая из ниж
ней части его спины рис. 4 Что стремился
этим выразить Стефан Лазаревич, который
был также известным поэтом, художником и
мыслителем эпохи Возрождения, обладателем
самой большой библиотеки на Балканах
Однозначного ответа на этот вопрос у ав
тора статьи нет. Можно предположить, что
Стефан хотел подчеркнуть былую связь Сер
бии с Византией, императоры которой Па
леологи использовали двуглавого орла. Копи
ровать эмблему Палеологов Стефан, видимо,
посчитал некорректным, поэтому изменил
композицию.
Рис. 3. Двуглавый орел. Се
верная стена сербско
го монастыря Хилан
дар на Афоне. 1380 г.
Рис. 4. Двуглавый орел. Се
верная стена сербско
го монастыря Хилан
дар на Афоне. 1380 г.
Прорисовка.
Редкие изображения двуглавых орлов опыт семантической идентификации 27
Возможно также, что Стефан хотел отразить политическое положение в
то время распавшейся Сербии, признавшей сюзеренитет Османской импе
рии Стефан с 1389 г. был ее вассалом, а его младшую сестру взял к себе в
гарем султан Баязид I
Следующий загадочный двуглавый орел находится на фасаде главно
го здания университета в городе Саламанка в Испании. Этот университет
является самым древним университетом страны. Вместе с Сорбонной, Бо
лонским и Оксфордским университетами он входит в четверку старейших
университетов Европы. Сегодня в нем обучается более 30 тысяч студентов,
большинство из которых иностранцы.
Фасад главного здания возведен во второй половине XVI в. и считается
одним из шедевров испанской архитектуры.
Он украшен многочисленными барельефами,
на одном из которых помещен герб Карла V 1500 1558 императора Священной Римской
империи рис. 5 Головы двуглавого орла этом
в гербе сразу привлекают внимание правая
голова изображена с явно с раскрытым клю
вом и высунутым языком, а левая с закры
тым клювом. Возможно, что автор барельефа
стремился подчеркнуть то, что правая голова
мужская или что Карл V присоединил огром
ные территории Нового Света Новую Гранаду современная Колумбия Венесуэлу, Эквадор,
Панаму, Новую Испанию современная Мек
сика юго западные штаты США, Гватемалу,
Никарагуа, Сальвадор, Коста Рику, Перу и др.
Странные изображения двуглавого орла имеются и в отечественном ис
кусстве. Не так давно в Петербурге на улице Восстания был возведен элит
ный жилой дом 42, корпус А Это центральная, историческая часть города,
которая застраивалась в XVIII XIX вв. В начале XIX века первым на углу
Манежного и Восстания был построен двухэтажный особняк. Принадле
жал он жене действительного статского советника Ильиной Екатерине
Васильевне. И только в конце века появились семиэтажные дома. Архи
тектурный ансамбль продержался до сороковых годов ХХ века. Война вне
сла свои коррективы особняк был разрушен до основания. На его месте
образовался пустырь 5. Его разрешалось использовать так, чтобы новый
дом не входил в конфликт с окружающей средой. Строго следуя этому
принципу, в архитектурной мастерской Стилобат под руководством Ва
силия Никифоровича Питанина 1935 20 13 в 2002 г. были сделаны пред
5 Светлана Воронова. Жилой дом на углу Восстания и Манежного. Интернет ресурс
http maskaron spb.livejournal.сom 4 1824.html время обращения 19. 20 15
Рис. 5. Герб Карла V на фа
саде университета в
Саламанке. XVI в. Ис
пания.
28 Г.В. Ражнёв
проектные разработки нового жило
го дома в стиле ретроспективизма.
По замыслу архитекторов, это 7 этажный дом,
с декоративными украшениями, выполнен
ными в классическом петербургском стиле
В.Н. Питанин был не только видным пе
тербургским архитектором, работавшим
много лет главным архитектором ЗАО Даль
питерстроя но и художником живописцем,
графиком, поэтом, искусствоведом и исто
риком, перу которого принадлежат несколь
ко книг по истории Петербурга. Работая над
проектом дома 42 А по улице Восстания,
В.Н. Питанин ставил перед собой не только
цель архитектора, но и реставратора. По это
му поводу он говорил Мне в этом смысле
очень повезло с нынешним заказчиком. С од
ной стороны, влившись в штат Дальпитерс
троя, я получил возможность реально рабо
тать по своему излюбленному направлению,
с другой между нами нашлось много общего
в трактовках проектных задач. С самого нача
ла генеральный директор компании Аркадий
Анатольевич Скоров, словно прочитав мои
сокровенные мысли, определил линию бу
дущего взаимодействия создавать объекты,
современные по наполнению, но историчные
по звучанию и, главное, внешне насыщенные
деталью выделено мной Г.Р. которая по
может фиксировать их образы. Оказалось, что
не только художник, но и современный руко
водитель способен понять и тонко почувство
вать роль синтеза искусств в архитектурном
проектировании 6.
Деталью, которая придавала характерную и запоминающуюся особен
ность дому, стал необычный двуглавый орел, украсивший фасад дома. Шеи
орла сделаны перекрученными в обратную сторону рис. 6 В.Н. Питанин
проявил утонченный вкус, обратившись к такой необычной композиции.
Он взял за основу изображение двуглавого орла, мало известное в русском
искусстве XVIII XIX вв.
6 Игорь Разживин. Творческий унисон. Возвращение к архитектурному синтезу ис
кусств. Интернет ресурс http www.d с.spb.ru arсhiv 36 10.html
Рис. 6. Двуглавый орел. Эле
мент декоративно
го убранства жилого
дома на улице Восста
ния. Санкт Петербург.
Рис. 7. Двуглавый орел на
гравюре Дж. Волькера. 1792 г. Прорисовка.
Рис. 8. Двуглавый орел на
лубочной картинке.
Начало XIX в. Прори
совка.
Редкие изображения двуглавых орлов опыт семантической идентификации 29
Мне удалось найти всего два возможных источника, которые могли
подсказать идею о необычном орле. Первый гравюра Джеймса Волькера Джамеса Валькера, Жамеса Уолкера по оригиналу придворного живописца
Виргилиуса Эриксона, чьим покровителем была Екатерина II, Царскосель
ская крестьянка ста осьми лет, окруженная ее сыновьями 1792 г. В деко
ративном украшении гравюры Дж. Волькер использовал необычного двуг
лавого орла рис. 7 Второй источник лубочная картинка Райская птица
Сирин выполненная в мастерских Выговской старообрядческой пустыни
в начале XIX в. рис. 8
Вполне вероятно, что В.Н. Питанин видел и другие примеры таких не
обычных орлов. Какую символику хотели вложить в подобные композиции
художники XVIII XIX вв., трудно сказать, но ясно одно архитектор не вы
думал двуглавого орла, а бережно использовал малоизвестную композицию
из опыта русского искусства. Однако есть и другое мнение о доме 42 по ули
це Восстания и о его необычном орле. Так, Скейли Рамирес из Петербурга
в журнале ЖЖ опубликовала статью Самые уродливые здания Питера в
которой строение причислено к архитектурным катастрофам Петербур
га, а о его необычном орле написано, что это идиотство, которому имени
нет 7. К сожалению, судя по комментариям к этой статье, Скейли в своих
суждениях не одинока.
Трактовки необычных, редких изображений двуглавого орла могут быть
различными, но сами эти примеры отражают широкий спектр возможных
визуальных модификаций геральдической фигуры, поиск новых художест
венных средств ее воплощения в искусстве.
7 Скейли Рамирес. Самые уродливые здания Питера. Интернет ресурс http skeilyramires.
livejournal.сom 256395.html
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. Редкие изображения двуглавых орлов: опыт семантической идентификации (2016)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|