Молчанова О.В., Смирнова Е.П.
Геральдика на парадной посуде XVIII в.: неизвестный герб митрополита Тимофея Щербацкого
// Гербоведение. Том III. (2013)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том III. - М.: Старая Басманная, 2013. - С. 46-52
Аннотация: В собрании Государственного исторического музея хранятся два редких памятника декоративного искусства середины XVIII в., украшенные похожими геральдическими композициями. Это эмалевый кубок и стеклянный штоф. Расшифровка герба и сопровождавших его аббревиатур титула владельца позволила уверенно подтвердить принадлежность обоих сосудов известному церковному деятелю, митрополиту Тимофею Щербацкому (1698–1767)1 . При этом некоторые особенности в геральдической части декора этих предметов позволили уточнить их датировку. Однако в сравнении они доныне не рассматривались.
Об авторах публикации/статьи:
Молчанова Ольга Васильевна (Москва) кандидат исторических наук, заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея
Смирнова Елена Петровна (Москва) научный сотрудник отдела стекла и керамики
Государственного исторического музея, хранитель коллекции стекла
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 31673 знаков (с пробелами)
О.В. Молчанова, Е.П. Смирнова
Геральдика на парадной посуде XVIII в. неизвестный герб
митрополита Тимофея Щербацкого
В собрании Государственного исторического музея хранятся два редких
памятника декоративного искусства середины XVIII в., украшенные похожи
ми геральдическими композициями. Это эмалевый кубок и стеклянный штоф.
Расшифровка герба и сопровождавших его аббревиатур титула владельца
позволила уверенно подтвердить принадлежность обоих сосудов известному
церковному деятелю, митрополиту Тимофею Щербацкому 1698 1767 1При
этом некоторые особенности в геральдической части декора этих предметов
позволили уточнить их датировку. Однако в сравнении они доныне не рассмат
ривались.
Стеклянный сосуд ГИМ 43697 358 ст имеет традиционную форму што
фа прямоугольной бутылки со скругленными плечиками и коротким горлыш
ком см. рис Штоф изготовлен из бесцветного стекла, имеет гладкую повер
хность, только плечики и горлышко украшены изящной чешуйчатой гранью.
Это обстоятельство выводит сосуд из числа обыденной столовой посуды, поз
воляя отнести к кругу посуды парадной.
На одной из сторон штофа изображен гербовой щит стилизованной формы,
очерченный тремя рокайльными завитками. В щите помещен агнец в повороте
влево. Щит увенчан изображением митры, слева и справа от которой распола
гаются посохи священнослужителя. В качестве щитодержателей использованы
две русалки, поддерживающие полог. Изображение окружают кириллические
буквы Т. Щ. Б. П. М. А. М. К. И. Г. М. Р
Герб, помещенный на рассматриваемом штофе, является вариантом поль
ского герба Юноша Junosza, Agnus, Baran, Barany, Junoszyс а именно тот
его вариант, на котором агнец несет стяг с крестом2. Символика этого изобра
жения традиционно связана с образом Христа как жертвы. Видимо, изображе 1Тихомирова Т.Н. Устюжские эмали XVIII в. с серебряными накладками Труды Государствен
ного исторического музея. Вып. 13. М., 194 1С. 203 204 Молчанова О.В. История одного
экспоната Наука и жизнь. 1998. С. 76 77, 2 стр. обл. ил.
За рамками настоящей статьи авторы оставляют вопросы, непосредственно не связанные с ее
темой в частности, особенности церковной карьеры Т. Щербацкого, иначе изложенной в стен
довом докладе Е.П. Смирновой Сосуд с изображением герба митрополита Тимофея Щербац
кого из собрания Государственного исторического музея на X Всероссийской нумизматичес
кой конференции в Пскове 2002 г
2 Этот герб имеет разнообразные варианты изображения агнца. Молчанова О.В., текст, 20 13. Смирнова Е.П., текст, 20 13.
Геральдика на парадной посуде XVIII в. 47
ние агнца показалось авторам рисун
ка наиболее подходящим для церков
ного деятеля.
То, что герб принадлежит иерарху
христианской церкви высокого зва
ния, подтверждают атрибуты, окру
жающие щит.
Набор литер представляет собой
аббревиатуру надписи, включающей
в себя титулы и официальное имя вла
дельца.
Исследования, проведенные по
атрибуции самого изделия, позволя
ют с уверенностью отнести штоф к
производству стекольной мануфакту
ры князей Радзивиллов в Налибоках сейчас деревня в Минской области
Республики Беларусь и датировать
его 1740 ми 1760 ми гг. Стекольная
фабрика в тех краях была основана
еще в 17 17 г. княгиней Анной Радзи
вилл и поставлена по образцу лучших
европейских производств. Гравер
но шлифовальное дело на фабрике
на самом высоком уровне наладил К.
Фрэмель, руководивший в свое время
шлифовальней на Дрезденской коро
левской стекольной мануфактуре.
Известно, что Радзивиллы всегда
старались играть заметную роль во
взаимоотношениях польского ноби
литета с государственной властью
Российской империи. Так, в знак
одобрения кандидатуры каждого
вновь назначаемого киевского митрополита на стекольных фабриках, прина
длежавших этой знатной семье, изготавливали особые сервизы, украшенные
знаками достоинства и именем нового владыки3.
3 Сведения сообщены Е.П. Смирновой сотрудником Национального музея в Варшаве А. Касп
шак, известным исследователем стекла радзивилловских мануфактур в Налибоках и Уречье, ав
Штоф. Стекольная мануфактура в Налибо
ках, около 1748 г. Стекло, гравировка, гра
нение. Москва. Государственный историчес
кий музей. Инв. 43697 358 ст.
48 О.В. Молчанова, Е.П. Смирнова
Таким образом, происхождение украшенного аббревиатурой и геральди
ческими символами церковного иерарха художественно исполненного штофа
сомнений не вызывает. Некогда он входил в состав набора парадной посуды,
созданного по случаю назначения главы киевской митрополии. К сожалению,
остается невыясненным состав утраченной части сервиза.
Кубок с крышкой ГИМ 535 18 ЭМ 344 12 изнутри и снаружи покры
тый эмалью, декорирован по поверхности белометаллическими рельефными
накладками см. вкладку, рис. 20 Это образец так называемой устюжской
эмали высокотехнологичного художественного производства, существо
вавшего в XVIII в. в городе Великий Устюг. Кубок имеет традиционную для
подобного вида парадной столовой посуды форму колоколообразное тулово
и стоян балясину, крышка или кровля также имеет балясовидное навершие.
Все элементы конструкции взаимно уравновешены, а изделие в целом являет
собой образец барочной посуды.
Технология создания устюжских эмалей с накладками своеобразна и не
проста. Сосуд или иной предмет выковывается из красной листовой меди. По
верхность его с обеих сторон покрывается значительным слоем непрозрачной
эмали, а в поверхность эмали, в свою очередь, вплавляются фигурные тисне
ные накладки орнаментального или сюжетного характера. В совокупности
они покрывают эмалевую поверхность кружевным узором. В подавляющем
большинстве случаев отдельные элементы этого узорного набора повторяются
на разных изделиях в разнообразных сочетаниях, их выявлено около 600. При
этом практикуется использование изображения как целиком, так и отдельных
его элементов.
В данном же случае узор из накладок сочетает и типичные элементы, и со
вершенно уникальные, на других изделиях не встречающиеся. Технология со
здания таких накладок тиснение на относительно тонких листах металла при
помощи медных резных штампов подразумевает многократное их воспроиз
ведение для украшения нескольких предметов. Эти же накладки в иных сохра
нившихся памятниках устюжской эмали не встречаются следовательно, они
были созданы для убранства единственного предмета, либо небольшой серии
заказной посуды. Несохранившаяся матрица для этих накладок могла быть вы
резана высококлассным мастером, либо же эмальеры имели возможность вос
пользоваться уже готовым штампом, может быть, печатью.
В массе своей устюжская эмаль с накладками представляет собой тиражиро
ванную продукцию, лишь отдельные экземпляры имеют элементы более узко
тором наиболее полного двухтомного каталога этого материала Skla z hut radzivi owskiсh Warszawa, 1998
Геральдика на парадной посуде XVIII в. 49
го спроса4. Однако на рубеже 1750 х 1760 х гг. устюжские мастера эмальеры
Никита Буравный, Семен Гущин и Петр Андреев работали в Москве, где спрос
на эксклюзивные, репрезентативные предметы был выше, чем в провинции5.
Эмалевый кубок украшают накладки орнаментального характера цвето
чные розетки, растительные побеги, разнообразные завитки, образуя тонкий
прихотливый узор по поверхности и самого сосуда, и крышки. На одной из
сторон тулова помещено крупное изображение двуглавого орла российского
государственного символа. На другой же гербовой щиток, окруженный сим
волами епископского сана, теми же, что и на штофе митрой, двумя посохами и
крестом. По сторонам щитка спускаются вниз литеры, которые, будучи состав
лены последовательно и попарно, выстраиваются в уже знакомую аббревиату
ру Т. Щ. Б. М. П. А. М. К. Г. И. М. Р В центре щитка расположен вензель из
букв ТЩТ Помимо вензеля на щитке изображена головка младенца ангела
с парой крыльев см. вкладку, рис. 2 1Кубок и крышка изнутри и снаружи пок
рыты эмалью синего цвета, но щиток выделен белым.
Несомненно, что оба предмета принадлежали одному персонажу, церков
ному иерарху, происхождение и служение которого связаны с Малороссией.
Об этом свидетельствуют геральдические элементы декора сосудов и буквы,
попарно спускающиеся по сторонам щита. Наиболее близкие аналоги для
такой композиции встречаются на украинских портретах XVIII в., традиция
оформления которых восходила к польским, так называемым сарматским пор
третам На саму же персону однозначно указывает повторяющаяся на обоих
сосудах зашифрованная первыми буквами слов надпись, которая читается так Тимофей Щербацкий, Божией милостию печерский архимандрит, митрополит
киевский, галицкий и Малыя Россия Вензель на кубке подтверждает имя вла
дельца, при этом удвоение литеры Т возможно, указывает как монашеское
имя митрополита Тимофея, так и его имя при крещении Тихон. Атрибутами
епископской власти являются митра с небольшим крестиком сверху епископ
ская шапка и двурогий посох с рукоятью в форме двух змей Оба эти предме
ты используются иереем только во время богослужения. Посох подобной фор
мы стал использоваться православным духовенством высшего чина только с
XVII в. При этом его должен был бы дополнять сулок особый плат на верхней
части древка, которого изображенный в гербе посох лишен. Второй посох, с
крестообразным навершием, также богослужебный, в данном случае, вероятно,
4 Молчанова О.В. Индикация шведского талера 1727 г. на подносе работы устюжских масте
ров Девятая Всероссийская нумизматическая конференция. СПб., 200 1С. 198.
5 Молчанова О.В. Объединяющая роль Москвы в прикладном искусстве середины XVIII в. Го
рода Подмосковья в истории российского предпринимательства и культуры. Серпухов, 1997.
С. 157 158.
50 О.В. Молчанова, Е.П. Смирнова
обозначает чин архимандрита. Четырехконечный крест, изображенный между
посохами и под митрой, также не является случайно или произвольно выбран
ным дополнением. В Киевской епархии наперсные четырехконечные кресты
носились всеми архимандритами издавна, а с 174 1г. этот обычай был усвоен
и всеми архимандритами, состоявшими в Синоде. С 1742 г. наперсные кресты
носили абсолютно все архимандриты, в отличие от игуменов обычай сохра
няется и по настоящее время 6. Таким образом, очевидно, что изображенные
атрибуты священнослужителя обозначают высокий сан владельца епископа главы митрополии и архимандрита.
Биография владыки, имя которого зашифровано в декоре геральдическо
го характера, хорошо известна7. Личность и карьера Тимофея Щербацкого в
миру Тихона Ивановича Щербака, а по синодскому делу Щернацкого вполне
типичны для многих выдающихся людей XVIII столетия. Высоких чинов и в
светской, и в церковной карьере достигали выходцы из различных обществен
ных слоев. При этом среди иерархов Православной церкви, несших пастырс
кое служение в центральных и северных российских губерниях, было в ту пору
немало выходцев из Малороссии.
Родился он в семье зажиточного мещанина в селе Триполье, близ Киева,
обучался в Киевской духовной академии. Одновременно мальчик пел в акаде
мическом хоре. Петру I голос молодого певчего очень понравился, и государь
повелел взять его певчим в придворную капеллу. Со временем юноша вернулся
в Киев и окончил академический курс, затем принял монашеский постриг. В 1737 г. карьера инока начала стремительно развиваться он получил место ка
федрального писаря при Киевском Софийском монастыре, в том же году стал
игуменом и настоятелем Мгарского Спасо Преображенского монастыря Пол
тавской епархии, но почти сразу же его перевели обратно в Киев, в Выдубиц
кий монастырь. В 1739 г. он оказался рукоположен в чин архимандрита и на
значен настоятелем Златоверхо Михайловского монастыря, а в 1740 г. избран
и утвержден настоятелем Киево Печерской лавры. В его покоях останавлива
лась Елизавета Петровна в 1744 г. во время визита в Киев. Владыка приветс
твовал императрицу, дочь своего благодетеля, специально составленной речью,
имевшей успех и даже опубликованной в столице. В 1745 г., по смерти архи
епископа Иосифа Волочанского, Синод выставил в числе прочих кандидатов
Т. Щербацкого, который по Высочайшему повелению был немедленно вытре
бован в Санкт Петербург. Однако пока производилось дело об утверждении
кандидатов, скончался киевский митрополит Рафаил. В 1747 г., по указанию
императрицы, на этот пост был назначен Тимофей Щербацкий. Хиротония его
6 htt p ru.wikipedia.org wiki
7 Русский биографический словарь. Т. Суворова Ткачев. СПб., 19 12. С. 552 553.
Геральдика на парадной посуде XVIII в. 5 1
состоялась в 1748 г. в Санкт Петербурге. В 1754 г. он был назначен членом Свя
щенного Синода. В 1757 г. немолодой уже иерей стал проситься на покой, но
ему было предложено лишь менее обременительное служение он стал членом
Синода для присутствия в Московской синодальной конторе. Через пять лет, в 1764 г., владыка Тимофей Щербацкий был переименован в митрополиты мос
ковские и калужские. В январе 1767 г. он был уволен на покой, а в апреле того
же года скончался и был похоронен в Московском Чудове монастыре.
Столь подробное перечисление вех жизни и служения митрополита Тимо
фея позволяет уточнить атрибуцию хранящихся ныне в Государственном исто
рическом музее артефактов, несущих его имя. Родового герба он, по видимо
му, не имел, поскольку по рождению не принадлежал к дворянству, однако со
временем стал князем церкви. Тот титул, что воспроизведен в зашифрованном
виде и на стеклянном, и на эмалевом сосудах, принадлежал владыке в период с 1748 по 1764 гг. В 1748 г. Тимофей Щербацкий получил право изображать на
своем условном гербе епископский жезл и митру. На другой жезл и наперсный
крест имел он право с 1739 г.
Многолетнее церковное и государственное служение митрополита Тимо
фея Щербацкого оставило память у благодарных потомков портрет владыки
еще в конце XIX в. хранился в Киевской духовной академии, гравированное
его изображение помещено в знаменитом издании Д. Ровинского8, его письма
были опубликованы через 80 лет после кончины в журнале Сын Отечества 9,
а в авторитетном труде П. Строева 10 он неизменно именуется достопамят
ным настоятелем
При его жизни это достойное служение также находило отклик и благо
дарность не только начальства, в том числе и венценосных особ, но и равных
ему по статусу современников, многочисленных подчиненных. Поводов для
выказывания этой благодарности было немало, в том числе и в виде памятных
подарков. К числу таких подношений владыке относятся оба художественно
оформленных сосуда. Штоф был создан около 1748 г., когда Тимофею Щербац
кому был дан чин киевского митрополита, и по традиции преподнесен ему чле
нами знатного польского семейства, кубок же создан в Москве и преподнесен
в связи с событиями 1757 1764 гг. Такими событиями могли быть и юбилей
владыки в 1758 г., и сам факт его прибытия в первопрестольную столицу годом
раньше.
8 Ровинский Д. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. IV. СПб., 1889.
С. 294.
9 Сын Отечества. 1848. Кн. 12. Отд. 1С. 2. 10 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877.
52 О.В. Молчанова, Е.П. Смирнова
Можно предположить, что в состав ныне утраченного стеклянного сервиза,
созданного для вновь поставленного киевского владыки, входили кубки. Ти
мофей Щербацкий вполне мог взять с собой в Москву этот репрезентативный
набор посуды. Москвичи впервые увидели подобный радзивилловский дар, и
он произвел на них сильное впечатление. В таком случае, устюжские эмалье
ры просто скопировали в ином материале один из предметов сервиза или же
воспроизвели лишь декор на новом изделии. Кубок с кровлей украшенный
изображением двуглавого орла, был модной в Елизаветинское царствование
формой парадной посуды. Одновременно такой кубок являлся и подарком, и
наградой.
Оба предмета, принадлежавшие некогда Тимофею Щербацкому, являются
украшениями двух значительных коллекций Исторического музея гравиро
ванного стекла и устюжской эмали оба эти собрания крупнейшие в стране
и уникальны по составу. Кубок попал в музей в составе коллекции графини
П.С. Уваровой в 1922 г., а штоф был приобретен где то на торгу в Москве в 1906 г.
История бытования этих предметов в период между кончиной первона
чального владельца и поступлением в музей пока остается невыясненной.
Единственным известным нам родственником владыки Тимофея был родной
племянник, иеромонах Георгий Щербацкий. Это был образованный человек,
богослов и известный церковный деятель, префект Московской славяно гре
ко латинской академии. Однако скончался он ранее дяди, в 1754 г., и погребен
в Сретенской церкви Донского монастыря в Москве
Нет никаких фактов, которые указывали бы на то, что он пользовался гер
бом, и в данном случае, по видимому, мы сталкиваемся с редким для русской ге
ральдики случаем бытования личного герба священнослужителя. Кроме того,
изображение на парадной посуде Тимофея Щербацкого принадлежит к катего
рии неутвержденных гербов, введение в научный оборот которых составляет
одну из наиболее актуальных задач современного гербоведения.
Герб Тимофея Щербацкого, размещенный на хранящихся в Государствен
ном историческом музее предметах, является ценным источником, существен
но расширяющим представления об отечественной геральдической культуре
XVIII в. htt p ru.wikipedia.org wiki
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Молчанова О.В., Смирнова Е.П. Геральдика на парадной посуде XVIII в.: неизвестный герб митрополита Тимофея Щербацкого (2013)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|