Фагурел Ю.Е.
Карнавальные сани с гербом рода Видман: к атрибуции памятника искусства экипажного дела XVII в. из собрания Государственного исторического музея
// Гербоведение. Том III. (2013)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том III. - М.: Старая Басманная, 2013. - С. 41-45
Аннотация: Карнавальные сани являются уникальными памятниками искусства экипажного дела и отличаются особенной декоративностью. Их заведомо репрезентативный характер требует одновременно представить зрителю и некий художественный образ, и обозначить социальный статус владельца. В данной связи особый интерес представляют карнавальные сани из собрания Государственного исторического музея, украшенные геральдической композицией с использованием живописных и резных изображений.
Об авторе публикации/статьи:
Фагурел Юлия Евгеньевна (Москва) старший научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Фагурел Ю.Е.в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18910 знаков (с пробелами)
Ю.Е. Фагурел
Карнавальные сани с гербом рода Видман
к атрибуции памятника искусства экипажного дела XVII в.
из собрания Государственного исторического музея
Карнавальные сани являются уникальными памятниками искусства эки
пажного дела и отличаются особенной декоративностью. Их заведомо репре
зентативный характер требует одновременно представить зрителю и некий
художественный образ, и обозначить социальный статус владельца. В данной
связи особый интерес представляют карнавальные сани из собрания Государс
твенного исторического музея, украшенные геральдической композицией с
использованием живописных и резных изображений 1см. вкладку, рис. 17, 18
Экипаж поступил в Исторический музей в 19 17 г. в числе предметов деко
ративно прикладного искусства русской и западноевропейской работы XVI
XVII вв. из собрания московского коллекционера Н.М. Миронова.
Сани представляют собой одноместный открытый экипаж на полозьях,
корпус саней ладьеобразный, с высокой передней частью, сиденье выполне
но в виде раковины. В форму кузова включено резное изображение крылатого
дракона, связанное со всей конструкцией саней единым композиционным за
мыслом. Низкие боковые и частично передняя стенки выполнены в виде тулова
сказочного существа. Голова дракона с оскаленной пастью служит консолью
фигурного сиденья возничего, расположенного за корпусом экипажа. Четыре
массивных лапы, помещенные на верхней части резных копыльев, визуально
объединяют полозья с кузовом.
Декор полозьев с изящно изогнутыми вверху передними концами и четырь
мя высокими копыльями составляет резьба и роспись с изображением гераль
дических фигур.
Художественное оформление экипажа разработано в стиле барокко. Осо
бое место в украшении саней занимает золоченая резьба по дереву, выполнен
ная в высоком рельефе. В резной орнамент введены мотивы раковины, картуш,
маскарон, ритмичные завитки, листья аканта, геральдические орлы.
Великолепное убранство саней свидетельствует об исключительном мас
терстве резчика и о владении им богатством барочной орнаментики. Конс
труктивные и декоративные особенности экипажа дают возможность считать 1Фагурел Ю.Е. Коллекция маскарадных саней XVIII в. из собрания ГИМ К вопросу об истории
маскарадных зрелищ в России в XVIII в. Труды Государственного исторического музея.
Вып. 106. М., 1998 Четыре чувства. Праздник в Петербурге XVIII в. каталог выставки. М.,
2003. Кат. 109. Фагурел Ю.Е., текст, 20 13.
42 Ю.Е. Фагурел
местом его создания один из ведущих европейских центров декоративно при
кладного, в том числе и экипажного, искусства периода расцвета стиля барокко.
Переднюю сторону кузова саней украшает живописное полихромное изоб
ражение герба в овальном щите. Фигурный резной картуш, обрамляющий гер
бовый щит, увенчан резной зооморфной маской. Фланкирующие его щитодер
жатели в виде горельефных изображений одноглавых орлов с мечом и скипет
ром дополняют геральдическую композицию.
Герб является сложным, состоящим из двух наложенных друг на друга ге
ральдических щитов. Малый или средний щит рассечен, в нем в первом золо
том поле находится изображение цветка голубой лилии, во втором голубом
поле золотого полумесяца. Большой или главный щит четырехчастный, ге
ральдические фигуры повторяются по диагонали изображения трех орлиных
крыльев, образующих композицию в виде треугольника, и два ряда золотых од
ноглавых орлов с поднятыми крыльями см. вкладку, рис. 19
Практически идентичный изображенному на санях герб воспроизведен в
немецком нумизматическом гербовнике 1864 г. как владельческий знак графов
Видман Widman, Widmann, Vidman из Ортенбурга2. В среднем щите пред
ставлен родовой герб фамилии Видман. Геральдическая композиция главного
щита указывала на земли графства Ортенбург, находившиеся на юге Австрии,
в Каринтии. Однако окончательно связать изображенный на санях герб с пред
ставленным в гербовнике пока не позволяло расхождение в количестве гераль
дических фигур в среднем щите. Так, лилия в гербе на санях одна, а в указан
ном издании герб Видман содержит две расположенные друг над другом лилии.
Поиск дополнительных сведений о графах Видман позволил прояснить сло
жившуюся ситуацию. Как удалось выяснить, представители фамилии Видман
были выходцами из Венеции, приобрели земли графства Ортенбург в 1632 г.,
по иным источникам в 1640 г В биографическом словаре Австрийской им
перии, изданном в Вене в 1887 г., сообщалось, что графы фон Видман это
когда то процветающая и очень богатая в Каринтии и Венеции семья, чьи по
томки занимали высокие посты в близлежащих землях и папских владениях,
пресеклась в первой половине ХVIII в. 4. Глава фамилии Джованни Видман,
при котором приобретались земли графства Ортенбург, имел шесть сыновей.
Один из них Христофор Видман стал кардиналом в 1647 г. Он скончался в 1660 г. и был похоронен в базилике Сан Марко в Риме усыпальнице многих
известных венецианцев. Сохранилось каменное надгробие, на котором высе
чен герб кардинала, он выполнен как зеркальное отображение герба, представ
2 Rentzmann W. Numismatisсhes wappen lexiсon. Berlin, 1876. Th
3 Grote D. Munzstudien. Leipzig, 1877. P. 526.
4 Wurzbaсh с. Biographisсhes lesikon des Raiserthums Desterrieсh. Bd. 55. Wien, 1887. Р. 258.
Карнавальные сани с гербом рода Видман 43
ленного на санях из Исторического
музея5. Кроме того, на гравированном
портрете кардинала Видмана работы
французского художника Этьена Пи
кара Etienne Stephanus Piсart об
наружены изображения двух гербов.
Один из них принадлежал римскому
папе Иннокентию Х, второй карди
налу Христофору Видману6 рис. 1
Удалось найти изображение талера 1656 г. с портретом кардинала Видма
на на аверсе монеты и его гербом на
реверсе. В обоих случаях, также как и
на надгробии кардинала, его герб вы
полнен как зеркальное отображение
владельческого знака с карнавальных саней из собрания Государственного ис
торического музея7 рис. 2 Вероятно, экипажный мастер, перенося изобра
жение герба на кузов, не совсем добросовестно исполнил свою работу.
5 Опубликован сristofero Vidman сrabmal S. Marсo. htt p reguiem projekt.de ab piс ausgabe.
php pietID 3070
6 Опубликован htt p www.portrait hille.de kap07 bild.asp сatnrl 400 1segnr 3
7 Kreisel H. Prunkwagen und Sсhlitt en. Leipzig, 1927. Р. 139.
Рис. 1Герб кардинала Х. Видмана.
Гравированный портрет работы
Э. Пикара.
Рис. 2. Талер. 1656 г. Лицевая и оборотная стороны. На аверсе монеты портрет кардинала
Х. Видмана, на реверсе его кардинальский герб Kreisel H. Prunkwagen und Sсhlitt en.
Leipzig, 1927. Р. 139
44 Ю.Е. Фагурел
В 1662 1664 гг. земли графства Ортенбург семья Видман продала своим
соотечественникам итальянским князьям Порциа Portia, Porсia и утратила
право изображать их символ в своих гербах. В связи с указанными обстоятель
ствами рассмотренный герб не мог появиться после 1660, 1662 или 1664 гг.
соответственно годами смерти кардинала Видмана и продажи земель графства.
Таким образом, есть основания считать изображенный на санях из собра
ния Государственного исторического музея герб принадлежавшим графам
Видман из Ортенбурга и, по видимому, кардиналу Христофору Видману.
Кардинал Видман 16 17 1660 был известен как веселого нрава человек, не
отказывавший себе в светских развлечениях, и высокий священнический сан,
вероятно, не был помехой владению карнавальным экипажем.
Представленный памятник относится к типу так называемых беговых са
ней raсing sleigh, hunting sleigh, rennsсhlitt en характерной особенностью
которых являются полозья с высоко поднятыми передними концами, две пары
копыльев, фигурной формы кузов. Такие экипажи, появившись уже в XVI в.,
в странах Европы получили широкое распространение в XVII XVIII вв., что
было, безусловно, связано с господством стиля барокко. Именно это художест
венное направление с его стремлением к преодолению замкнутости, расшире
нию пространства, бесконечному движению дало рождение столь необычным
по формам и конструкции экипажам.
Введение в убранство карнавальных саней владельческих знаков восходит
к более раннему типу репрезентативных средств передвижения на полозьях wappen sсhlitt en гербовые сани эпохи Ренессанса8. Владельческие зна
ки, помещенные на памятниках искусства экипажного дела, обладали двоякой
функцией с одной стороны, они передавали информацию о владельце, его со
циальном статусе и положении в общественной иерархии, с другой являлись
декоративным элементом в художественном оформлении предмета. Беговые, карусельные, потешные, карнавальные и т.д. как их называли
в различных странах, сани применяли в большинстве случаев для катаний при
праздновании Рождества и в карнавальное время. Особенно распространены
они были в Германии, Франции, Австрии, Голландии, Польше, скандинавских
странах. В России подобные экипажи известны с последней четверти XVII
столетия, наибольшее использование в отечественной культуре они получи
ли в XVIII в. в уличных маскарадах и праздничных катаниях. Сохранившиеся
в современных музейных собраниях карнавальные и маскарадные сани прак
тические не имеют владельческих знаков. По видимому, их отсутствие связано
с традициями карнавальной культуры, с ее всеобщим переодеванием и пере
8 Опубликован htt p www.сngсoins.сom сoin.aspx сoinID
Карнавальные сани с гербом рода Видман 45
меной ролей, с провозглашением неприкосновенности маски и сохранением
инкогнито участников.
Памятники искусства экипажного дела XVII XVIII вв. в музеях Европы
сохранились в незначительном числе, в результате не всегда возможно найти
аналогичные или близкие образцы средств передвижения этого времени. Од
нако расширить атрибуционные характеристики предмета позволяют входя
щие в убранство экипажей отличительные знаки их владельцев гербы, вензели
и т.п. Исследование герба, изображенного на карнавальных санях из собрания
Государственного исторического музея, приобрело особое значение для атри
буции предмета. Изучение геральдической композиции позволило определить
время создания памятника, которое ограничивается периодом существования
самого герба, то есть не ранее 1632 г. и не позже 1664 г. Вероятнее всего, сани
были исполнены в графстве Ортенбург, в Каринтии.
Уточненная атрибуция карнавальных саней позволяет считать их в числе
старейших и редких памятников искусства экипажного дела, хранящихся в оте
чественных и зарубежных музеях. Это обстоятельство подчеркивают ценность
и уникальность коллекции экипажей Государственного исторического музея.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Фагурел Ю.Е. Карнавальные сани с гербом рода Видман: к атрибуции памятника искусства экипажного дела XVII в. из собрания Государственного исторического музея (2013)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|