Наумов О.Н.
Рецензия: Мемориальная геральдика: коллекция дворянских гербов в собрании Государственного музея городской скульптуры: альбом / сост. Ю.М. Пирютко, А.А. Алексеев. – СПб., 2010.
// Гербоведение. Том II. (2012)Рецензия на:
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том II. М.: Старая Басманная, 2012. С. 199-203
Об авторе публикации/статьи:
Наумов Олег Николаевич (Москва) Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры новейшей истории России, Московский государственный областной университет
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Наумова О.Н.в библиотеке найдено еще 139 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 22293 знаков (с пробелами)
Мемориальная геральдика
коллекция дворянских гербов
в собрании Государственного
музея городской скульптуры
альбомL сост. Ю.М. Пирютко,
А.А.3Алексеев.L СПб., 20 10. 192Lс. ил. Тираж 1000 экз.
Среди вещественных источни
ков, используемых для геральдичес
ких исследований, одними из важ
нейших являются надгробия. Они
обладают двумя несомненными
достоинствами во первых, прак
тически не бывают анонимными
и почти всегда содержат указание
на имя владельца герба, а, во вто
рых, на них часто обозначены годы
жизни покойного, что снимает про
блему датировки. Надгробия давно привлекли внимание геральдистов. Еще в
начале XX в. профессор Московского археологического института Ю.В. Арсе
ньев признал за памятниками, могильными плитами, надгробными щитами,
которые вешаются в церквях усыпальницах статус геральдических источни
ков и поставил при перечислении на второе по значимости место, сразу после
печатей и монет 1Выдающийся историк В.К. Лукомский с 19 г. занимался
изучением петербургского некрополя, систематически выявляя надгробия, ук
рашенные гербами2. Сделанные им зарисовки и фотографии погибли в 1942 г.
в блокадном Ленинграде, и повторить эти исследования сейчас невозможно,
поскольку старые кладбища подверглись массовому разорению в советский
период. Однако даже то немногочисленное, что сохранилось, дает широкие
возможности для реконструкции визуальной истории конкретных дворянских
гербов и для анализа различных аспектов социального бытования родовой ге
ральдики в XVIII начале XX в.
Об источниковедческом потенциале некрополя наглядно свидетельствует
недавно изданная книга Мемориальная геральдика в которой опубликова 1Арсеньев Ю.В. Геральдика. Ковров, 1997. С. 12 1
2 См. Лукомский В.К. Записка об архиве, коллекциях и библиотеке Гербоведение. Т. 1М.,
20 С. 145. Наумов О.Н., 20 12.
200
ны изображения с надгробий из собрания Государственного музея городской
скульптуры в Санкт Петербурге. Его коллекция насчитывает около полутора
тысяч памятников, примерно 200 украшены гербами, а рецензируемый ката
лог содержит из них3 те, которые показались составителям наиболее ин
тересными в художественном или историческом отношении. До поступления
в фонды музея они находились, в основном, на старейшем городском кладби
ще Лазаревском в Александро Невской лавре, а также на уничтоженных Мит
рофаньевском и Преображенском, в католическом костеле Усекновения главы
святого Иоанна Предтечи в Царском Селе и др. Некоторые имеют длительную
музейную судьбу. Как минимум два предмета мраморные гербы графов Ефи
мовских и дворян Борисовых с. 30 3 174 75 в 1920 е 1930 е гг. храни
лись в уникальной коллекции Гербового музея, основанного В.К. Лукомским4.
Некоторые из представленных в каталоге памятников уже публиковались
в книге Русская мемориальная скульптура и трехтомнике Художествен
ное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры 5
но качество нового издания превосходит все ранние изображения. Прекрас
ные цветные иллюстрации дают возможность проводить полноценный анализ
иконографии гербов. В полиграфическом отношении книга Мемориальная
геральдика относится к лучшим в отечественном гербоведении образцам и
определяет тот уровень, на который должны ориентировать последующие пуб
ликаторы геральдических памятников.
Это единственный в российской историографии опыт воспроизведения
надгробий с гербами, первый геральдический некрополь. Такая цель позволяет
признать книгу гербовником, что, в свою очередь, означает ее принадлежность
к чрезвычайно редкой пока в дисциплинарном информационном пространстве
категории, когда в основу справочника положены не рисунки или письменные
материалы, а вещественные памятники6. Теоретические аспекты подобного
рода публикаций пока еще не разработаны, поэтому рецензируемое издание
3 При подсчетах учитывалось, что иногда на странице расположено по два рисунка и что имеет
ся несколько брачных сдвоенных гербов.
4 В 1936 г. названные предметы были переданы из Гербового музея в дирекцию кладбищ му
зеев. Туда же поступили бронзовые доски с гербами графов Строгановых и князей Трубецких Суханова О.П. Материалы Гербового музея обзор Геральдика. Л., 1987. С. 120 Воз
можно, эти памятники также публикуются в каталоге Мемориальная геральдика с. 136 14 56 157, 160 16 1
5 Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. М., 1978
Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры научный
каталог сост. А.А. Алексеев, Ю.М. Пирютко, В.В. Рытикова. СПб., 2004 2006. Т. 13.
6 В современном российском гербоведении к данной категории относятся всего два издания
Дружинин П.А. Русский геральдический суперэкслибрис. М., 2000 Геральдика на русском фар
форе каталог выставки. СПб., 2008.
20 1
представляет несомненный методический интерес и способствует развитию
археографического инструментария гербоведения.
Значительная часть изображений относится к XVIII в., т.е. к периоду, ког
да гербы еще не подверглись унификации при внесении в Общий гербовник
дворянских родов Благодаря каталогу становятся доступными для изучения
вариативные рисунки, позволяющие реконструировать историю эмблематики
конкретных семей. Например, герб с надгробия И.В. Обухова с. 0 ана
логичен раннему изображению, сохранившемуся в архивном деле о внесении
Обуховых в дворянскую книгу Московской губернии7 и отличающемуся от
официального.
В каталоге преобладают гербы петербургской аристократии и древнего
дворянства графов Апраксиных, князей Белосельских Белозерских, князей
Волконских, князей Вяземских, князей Гагариных, князей Голицыных, Де
мидовых, князей Долгоруковых, Дурново, Измайловых, князей Мещерских,
Нарышкиных, Ржевских, Салтыковых, баронов и графов Строгановых, Тати
щевых, графов Толстых, князей Трубецких, графов Чернышевых, Чичаговых,
графов Шереметевых и многих других. Следует также отметить группу надгро
бий грузинской элиты около 10 памятников Имеется некоторое количество
иностранных гербов. Объекты в издании распределены в алфавитном порядке
фамилий, и такое расположение наиболее оптимально, учитывая преимущест
венно справочную функцию книги.
Ценность каталога повышается благодаря опубликованным в нем неутверж
денным и самобытным гербам русских дворянских родов Ганнибал, Голубцо
вых, Селявиных, графов Сен При, Сухозанет, князей Тархан Моурави, графов
Ушаковых, графов Ферзен, графов Ягужинских и других Значение таких
изображений для атрибуции вещественных памятников наглядно демонстри
рует тот факт, что, например, появилась возможность установить принадлеж
ность фарфоровой тарелки с изображением родового герба под графской
короной 1830 х 1840 х гг. из собрания Государственного Эрмитажа8. Иден
тичность ее эмблем с рисунком на надгробии графа Эммануила Павловича
Ферзена 1834 1848 с. 164 однозначно указывает на владельцев. Остается
сожалеть только, что составители не опубликовали все неутвержденные гербы,
имеющиеся в коллекции судя по справочнику Художественное надгробие в
собрании Государственного музея городской скульптуры их еще, как мини
мум, шесть Бизюкиных, Гунаропуло, Кикиных, Маруцци, фон Рейссинг, Рибо
7 Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 4. Оп. 14. Д. 14 14.
8 Геральдика на русском фарфоре. С. 18 1
202
пьер Воспроизведение этих памятников ненамного увеличило объем книги,
но значительно повысило бы ее источниковедческую привлекательность.
Фотография каждого предмета на целую страницу сопровождается под
робным комментарием со сведениями о биографии покойного и его роде, опи
санием внешнего вида памятника, сравнительным анализом изображения на
нем с версией герба из Общего гербовника дворянских родов Всероссийской
империи Однако в отдельных случаях официальные описания имеют стран
ную, не характерную для геральдики структуру. В многочастных гербах снача
ла перечислены цвета всех полей, а затем фигуры в каждом из них.
Книга заставляет еще раз вернуться к принципиальной терминологической
проблеме, обретающей с каждым годом все большую актуальность для отечес
твенного гербоведения. Популярность дисциплины в настоящее время детер
минировала не всегда оправданное логически употребление понятия гераль
дика В работах стали использоваться выражения первобытная геральди
ка военная геральдика нумизматическая геральдика и название ре
цензируемого издания, по сути, вводит термин мемориальная геральдика
По нашему мнению, присоединять к названию дисциплины обозначения тех
разнообразных объектов, на которых изображались гербы, категорически не
льзя, иначе могут возникнуть абсурдные сочетания фарфоровая геральдика
или мебельная геральдика Таким образом, название Мемориальная ге
ральдика следует признать неудачным.
Самым слабым разделом каталога стало предисловие. В нем рассказывает
ся о формировании музейной коллекции надгробий, дается общий обзор па
мятников, на которых есть гербы, излагаются основные правила формальной
геральдики что не только полезно для неискушенного читателя, но просто
необходимо для правильного понимания изображений Весьма ценным пред
ставляется наблюдение автора вводной статьи Ю.М. Пирютко о том, что во
второй половине XIX начале XX в. количество гербов на надгробиях умень
шилось по сравнению с предыдущими периодами, и данное количественное
изменение убедительно объясняется разрушением сословных границ и вытес
нением родового дворянства с. 4 В предисловии содержится также краткий
очерк истории русской геральдики весьма поверхностный и компилятивный,
с ошибками и устаревшими трактовками. Определение герба, например, поче
му то заимствовано из лекций Ю.В. Арсеньева, изданных в 1908 г. с. 6 хотя
есть более современные. Невозможно также согласиться с утверждением о ге
ральдическом характере знаков Рюриковичей с. 6 это были знаки собствен
ности, никакого отношения к гербам не имевшие. Формулировки автора иног
да не вполне четкие и понятные. Так, вызывает недоумение следующая фра
за Герб Российского государства достиг зрелой формы лишь в конце
203
XVII в. с. 6 выражение зрелая форма находится за гранью научного зна
ния не поддается также объяснению, почему рубежным событием в развитии
государственной символики признается конец XVII в. О появлении двуглавого
орла на Руси в 1490 г. даже не упомянуто. Неверно указаны количественные
параметры Гербовника А.Т. Князева 1785 г. В нем содержится 533 дворянских
герба, принадлежавших 379 фамилиям в предисловии указано 527 и 377 со
ответственно с. 7 В некоторых случаях следовало бы, быть может, уделить
внимание историографии. О гербе Ганнибалов, в частности, туманно сказано,
что он по разному интерпретируется исследователями с. а изображен
ный на нем слон объясняется, исходя из общих представлений формальной
геральдики, как символ вечности, хотя существуют работы В.К. Лукомского
и Н.К. Телетовой,9 предлагающие более убедительные и исторически обосно
ванные трактовки. В книге есть 13 брачных гербов, и остается сожалеть, что не
было сделано никаких перекрестных ссылок, позволивших бы легко отыски
вать подобные изображения.
Указанные недостатки не снижают кардинальным образом ценность изда
ния, поскольку задача составителей не заключалась, собственно, в детальном
геральдическом изучении каждого из опубликованных памятников.
С выходом в свет Мемориальной геральдики отечественная историчес
кая наука получила замечательную публикацию новых геральдических источ
ников, которая, без сомнения, будет многократно использоваться в научных
изысканиях. Учитывая существенное познавательное значение надгробий, сле
дует признать желательным, чтобы геральдическая коллекция Государствен
ного музея городской скульптуры в Санкт Петербурге была воспроизведена
полностью. Это может стать крупным вкладом не только в российское, но и
европейское гербоведение.
О.Н. Наумов
9 Лукомский В.К. Печать с гербом Ганнибала, арапа Петра Великого Русский библиофил. 19 8. С. 97 99 Телетова Н.К. Герб Ганнибалов Временник Пушкинской комиссии.
Вып. 23. Л., 1989. С. 140 15 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Наумов О.Н. Рецензия: Мемориальная геральдика: коллекция дворянских гербов в собрании Государственного музея городской скульптуры: альбом / сост. Ю.М. Пирютко, А.А. Алексеев. – СПб., 2010. (2012)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|