Пчелов Е.В.
О флагах на картине «Избиение младенцев» П. Брейгеля Старшего и его последователей
// Геральдика, символика, эмблематика: к 85-летию со дня рождения И.В. Борисова (2022)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдика, символика, эмблематика: к 85-летию со дня рождения И.В. Борисова. М.: Старая Басманная, 2022. С. 46-47
Аннотация: Представленная работа, посвящённая анализу изображений флагов на картине Питера Брейгеля Старшего «Избиение младенцев» и на аналогичных композициях его последователей, интересна, прежде всего, с точки зрения внимания к фантазийной (вымышленной) вексиллологии, которая, подобно вымышленной геральдике, была широко представлена в изобразительном искусстве Средневековья и последующих эпох.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 159 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 9537 знаков (с пробелами)
46
Е.В. Пчелов
О ФЛАГАХ НА КАРТИНЕ ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
П. БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Представленная работа, посвящённая анализу изображений флагов
на картине Питера Брейгеля Старшего Избиение младенцев и на анало
гичных композициях его последователей, интересна, прежде всего, с точки
зрения внимания к фантазийной вымышленной вексиллологии, которая,
подобно вымышленной геральдике, была широко представлена в изобрази
тельном искусстве Средневековья и последующих эпох. Однако рассмотре
ние таких флагов, безусловно, должно вестись в широком историко куль
турном контексте не только в сопоставлении с другими произведениями
живописи и графики, но и с учётом геральдических и, шире, эмблематиче
ских традиций и представлений, бытовавших в культуре той эпохи. Исходя
из этих посылок, объяснение вымышленных флагов на картинах Брейгеля
и его последователей выглядит совершенно по другому. Более того, оно
значительно проще и очевиднее тех объяснений, которые предложены
в предшествующем тексте.
Итак, на копии картины своего отца, созданной Питером Брейгелем
Младшим, на знамени изображён золотой Иерусалимский крест на крас
ном поле. Конечно, это герб Иерусалимского королевства, который, правда,
как известно, имел иное цветовое решение золотые кресты на серебря
ном поле. Ко времени написания картины Иерусалимского королевства
в реаль ности не существовало уже на протяжении трёх столетий. Между
тем, конечно, титул короля Иерусалимского, как и сопряжённый с ним герб,
наследовался различными европейскими монархами подробнее об этом
см. Стукалова Т.Ю. Наследование титула короля Иерусалимского и его от
ражение в нумизматике и сфрагистике Гербовед. 90. М., 2006. С. 20
52 Присутствовал Иерусалимский крест и на монетах испанских монархов в т.ч. Филиппа II но исключительно как королей Обеих Сицилий, а сами
монеты чеканились в Неаполе для испанских суверенов это был титул воспоминания Конечно, никакого отношения неаполитанские монеты
к Нидерландам не имели. Поэтому видеть здесь столь сложную символиче
скую комбинацию отсылку совершенно невозможно.
А возможно, скорее, иное. Избиением младенцев занималось воинство
иудейского царя Ирода Великого. Столицей его царства был Иерусалим.
Поэтому нет ничего удивительного, что для символического обозначения
иерусалимского царя был взят герб Иерусалимского королевства. Такая
инверсия даже с учётом христианской символики герба была вполне до 47
О флагах на картине Избиение младенцев П. Брейгеля Старшего и его последователей
пустима и вполне отвечала той традиции вымышленной геральдики, кото
рая была характерна для европейского искусства ещё с рубежа XIV XV вв.
Иерусалимский крест на знамени войска Ирода означал лишь одно Брей
гель показывал территориально государственную принадлежность этого
войска.
Столь же очевиден и золотой лев со знамени на картине Брейгеля Стар
шего. Это шествующий лев с поднятой одной из передних лап, причём имен
но лев, а не леопард, поскольку его морда повёрнута в профиль. Это ни
как не может быть отсылкой к английским или аквитанскому леопардам
и, тем более, к совершенно иным, восстающим львам Леона, Брабанта или
Фландрии. Между тем, семантика этого льва вполне прозрачна, это сим
вол библейского колена Иудина, одного из двенадцати колен Израилевых Быт 49 9 Возможно, заметив, что Иерусалимский крест не очень подходит
для символизации войска Ирода, Брейгель заменил его на древнееврейский
символ. Именно колено Иудино ассоциировалось с Иудейским царством,
правителем которого был устроивший избиение младенцев Ирод Великий.
Флаг на картине ван Клеве украшен изображениями полумесяцев.
Но это отнюдь не намёк на Османскую империю, хотя генетически такой
флаг и восходит к символике ислама. Подобного рода флаги можно увидеть
и на других произведениях нидерландской живописи, в том числе и более
раннего времени так что это была вполне устоявшаяся традиция Так, мач
ту знаменитого корабля дураков Иеронима Босха 1495 1500 гг. увенчива
ет флаг с изображением золотого полумесяца на красном полотнище. По
добный полумесяц на флаге встречается и в других произведениях Босха.
Это символ еретиков вообще Косякова В.А. Код Средневековья. Иероним
Босх. М., 2020. С. 250, 308 поэтому неудивительно, что он мог использовать
ся и для обозначения войска Ирода Великого, разумеется, еретического
и богопротивного по отношению к Богу истинному. Кстати, в сценах мучени
чества Христа в европейской живописи нередки и изображения чёрных дву
главых орлов в золотом поле, которые отсылали тем самым к Римской им
перии, где, по представлениям эпохи Ренессанса, уже бытовали двуглавые
орлы в качестве государственного символа и это несмотря на то, что такой
орёл был в то же время реальным гербом Священной Римской империи,
т.е. главного христианского государства Европы Так что пути воображае
мой геральдики и вексиллологии причудливы и разнообразны. Однако они
свидетельствуют о главном о глубоко укоренившемся в создании людей
Средневековья и Ренессанса представлении о гербах, как о чём то всегда
существовавшем и абсолютно необходимым и естественном.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. О флагах на картине «Избиение младенцев» П. Брейгеля Старшего и его последователей (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|