Г. В. ВИЛИНБАХОВ
Отражение идей абсолютизма в символике
петровских знамен
В э 1б. 1е rах. и надписях, помещенных на знаJ 1енах 1выражатотся основные
II eu того времени, к котороJ rу они 0 1нося rся Знаменную символи or rnчae r чрезвычайная динаJ ичнос 1ь. В зависимости от изменений
m.lrpn и внеmнеполи rической обстановки одни символы и девизы на
на енах быстро сменяrотся другими. Естественно, что это особенно отетJИво
видно в переломные моменты истории, в периоды столкновения 1Jеп п острой политической борьбы. Именно такой, насыщенной полити i
ее m n волнениями эпохой, была эпоха Петра Велит,ого, когда Россия
mпа в Европу, I ак спущенный корабль, при стуке топора и при гpoJ lre п п е 1Этот спуск ознаJ lrеновался значителъныJ rи сдвигами в жизни
V
граны, в ее ЭI ОНОМИI е, развитии государственного устроиства и культу
ы. tJастыо этого сложного процесса явилось становление абсолютизма, з чившего свое полное юридическое оформление и идеологичес 1ое
обоснование 2 0 1ончательно сформировавшийся абсолютизм это не тольф
р rа феодального государства с его учрел дениями и б 1орократичеtБ м
аппаратом, но и определенная идеология, сис l ема взглядов, в соот
v rствnn с которои выкристаллизовывается культ п 1Jавителя, причем пра
вте. 1я не абстрактного, а конr ретного.
Когда дается общая хараI теристика самодерл,авия абсолютистс 1их l roв, писал А. Л. Шапиро, нельзя забывать о выработанных и
саж авшихся ими специфичес 1их чертах идеологии превознесение
плоrь до обоготворения монархов, признание непрере 1аемости и невыб 1остп пх авторитета 3 Поэтому задача, стоявшая перед Петром I, 1J fll Чa raсь отнюдь не в приобретении большей, чeJ lr у е 10 предmествен а. в rасти. Та 1Алексей Михайлович был уже абсол 1отным правителем,
на вопрос, почему царя Алексея пишете самодер, кавцеJ 1Г. К. Котоmиптвечал
потому, что он государство свое правит по своей воле 4 и
етр а 10 в чем мог превзойти его. I Io до Петра самодерл tавие было абст а.
ь нь т. е. самодер, кав ем царя, а не конкретного лица. Завершение мпрования абсол 1отизма, произошедшее при Петре I, и состояJrо
2яно в переходе к персонифицированному абсолютизму диктатуре
НFретного абсолюта, который не только никоь 1у на свете в своих делах ать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли,
христианский государь, по своей воле и благомнению, уnравляты 5
JТЗRЖе создал I ульт своей личности, которой, по словам Феофана, и t я а Отечества и Иl IПератора Всероссийского по достоинству имети подо а
ет
П нени 10 И. 3. Сермана, новизна политической концепции, создани
Петром и его соратниками заключалась не столы о в ее содержании, 1Бо.пъ ко в самой методике обоснования и доказательств, в логике мысли
8 Г. В. Ви.t 1и бахов
и, мол,ет быть, самое главное, в утверл,дении этой логики как необходимого
условия истинности данной политической идеи 6 Петру принадлел,ит, писал В. О. Rлrочевский, важная заслуга
первой попытки дать своей бесформенной и беспредельной власти нравственное
политическое определение. До него в ходячем политическом сознании
народа идея государства с.пивалась с лицом государя, I ак в чaстHOl lI
общежитии домохозяин rоридически сливается со своим домом. Петр
разделил эти понятия, узаконив присягать раздельно государю и государству
7 Э 1апы этого можно проследить по руссRой з 1rаl енной символиr е 1хонца XVII первой четверти XVIII в., причем здесь возможна оrrределенная
периодизация. У же R. R. Маl 1аев rrисал о петровсRих знаменах, что это rrредметы,
отразившие многие стороны I ультуры и искусс 1ва, и деологиrо своего
времени и многие исторические собы 1ИЯ начала XVIII в. В какой то
мере он считал доrrустимы rvr сопоставлять их с политическими rrлакатами,
отра, каrощими не только идеологическую страте 1и 10, но и идеологичесr ую
таr тику. Со сменой конкре rных политичес 1их лозунгов менялось и содерi кание
знаменной СИl воли 1И 8
После rrобеды над Софьей в 1689 г. rrepeд Петром I стояла трудная sav
дача не столько создания новых государственных учрел,дении, сколько
V утверл,дения своеи власти, что нашло отражение и в изменении знамен
ной символики. Если в странах Евроrr ы, где к концу XVII в. абсол 1отиз 1V 1
V пришел на смену сословнои монархии, а знаменах заняли место королев
ские вензеля, гербы и короны 9 то на русс ких з аменах этого i I,e времени
изображались святые, кресты, но не светские сrоже rы 10 Эта l радиция
уходит корнями во времена принятия православия и сохранилась почти
до конца XVII в. Вручения знамен на Руси сопровождались всегда церковным
торжеством, так r,ar перед ними, будь то на стане или обозе, до
передачи в полни о rправлязrась божественная служба и совершалось молебное
пение Чин отrrуску икон и знамен в поход с Бояриноl Князем
Василием Васильевичем Голицыным дает подробное описание такой
церемонии 12 После молебна клrочари образы с налоя снимали, 1оторым
быть в полках, и раздавали священником веръхов ым, и пошли со
святыми и конами в rол,ные двери, потом тел Святей 1uий Патриарх со
влас 1ьми, тоi 1е шли Велиr,ие Государи и Царевна по сем Святейший Патриарх
кадил Свя rые иRоны, и отдав кадилы знаменовался I O Святъrl иr,онам
по сем кропил святоrо водою четыре знамя Государские, 1оторым
быть в полках 13 Но на этом церемония не кончается, а происходит
еще ряд ритуальных действий. Сложная и торжественная процедура освящения
знамен в допетровс 1ое время дала основание исследователrо знамен
Н. Г. Ни 1олаеву писать Очевидно, что это уже одно ис кл 1очало принимая
во внимание взгляды современников, для знамен в наносимых изображениях
всякий доnус к жи rейс ких изображений 14
Следует О Il 1етитъ, что запрещение изобра кать государя на знаменах
сохранялось и после того, как в 155 1г. Стоr авый собор уз r онил
написание ла ИI онах образов царей, r,нязей других светских лиц.
Именно в XVII в. впервые встречаrотся прил,изненвые пор 1реты царей в
миниатюрах, на иконах и фресках 15
Первьгi 1шагом ла сло, кном пути заь,rены старой религиозной сиl rволиRИ
вовыми эмблема r rи явилось помещение па знаменах портретов царей.
В Эр итаже хранятся два знаl rени, на которых, наряду с изобрал,ениями
ра ение идей абсол 1оrивма в символике петровских внамеft
ятьrх, находятся изображениJ 1цapeii Иоанна и Петра Алексеевичей.
O. tвr из них, датируе 1ое 1689 1690 гг. и расписанное и 0 1оl 1Киз чсн ого
монастыря Гервасием, относится к разряду так называемых больших пехотных.
Они вошли в употребление на 1оро г 1ий срок в 1онце XVII С rолетпя.
На лицевой стороне, в середине, иsобра кен архангел Михаил, с 1aчynmll
на коне и порал аrощий 1опьем сатану. В углах центральной час 1и
омещены образы Хрис rа и Богоматери с младенцем, а по углам 1аймы
в. Петр, Павел, Борис и Глеб, т. е. святые покровители Петра Але 1сеевичз депь его именин 29 и 1оня день св. апоr,толов Петра и Павла и
свя ые князья братья, ассоциировавшr 1еся с бpa 1ЬЯl 1f соправителяl IИ.
На обороте знамени, в цен rре, изображение Спаса I Iерукотворного с предчтоящпми
и припадающими святыми, а на кайме Иоанн Предтеча, оанн Богослов, т. е. святые, соименные Иоанну Алексеевичу, и цар r
Поанн и Петр рис. 6
Второе знамя nол 1овое стрелецкое 1695 г. уникально 1ак своими
з 1ерами 4 10 Х 370 см та 1и многофигурными композициями. На rнf й стороне представлена сцена Страшного суда, а на другой дву.
авый орел, на груди 1оторого в I руrлом щите помещены иsобраrI ения
воссе а 1ощих рядом на двух тронах царей Иоан 1rа и Петра Алексеевичей.
IIa I рыльях opJra иsобра.r кены ст. страстотерпец Борис, вел I НЗЬ Алекс
р т,ий, Вел 1вз ВсевоJ 1од, ст. мч. димитрии црвеч, Црь и вел I нs иоан,
llpъ n вел квзь Аленси Михаилович на одном и ст. страстот. Глеб,
л кнsъ домонт, БJrговер. 1нзь Михаил чернегов., Вел J нзь ярослав, L рь
и ве. кнsъ Феодор Алексеевич, Цръ 1r вел кнзь Михаила на дpyrol r
р 12 17
Сюжетика и КО lrпозиционное решение этих знамен позволяют О rнес,rи
V V h типологическому ряду знамен с традliIЦ оннои православнои симво
ом 1ном Ъ
е UФI 1Большое nехот ое зпа Я. 1689 1690. Лицо 1r оборот Эр r 1таж
9 10
Г. В. Вилин,бахов
Рис. 2. Знамя ПОЛl ОВОе
стрелецкое. 1695. Эрмитаж
Рис. 3. Знамя псковских
стрельцов. Конец XVII в.
PJ, 1сy 0 1из книги П. И. Белавеш а nажение идей абсолюruз tа в символике петровских знамеи, Знамя пот ов ичье
ого полка. 1Ю. Эрмитаж Фрагмент з а ени.
ЭрШiта R 12 Г. В. Вилипбахов
ликой. Помещение на них изображений царей было значительным шагом
в развитии знаменной эмблема,rики России. ОднаRо эти изобрал,ения еще
не играли первенствуrощей роли. Так, в первом случае портреты царей
V занимаrо r ни, 1ние углы каимы, l е. части знамени, где располагаются
второстепенные элементы. На знамени 1695 г. цари Иоанн и Петр изображены
в медальоне на груди двуглавого орла 1являясь частыо государственного
герба, а не самостоятельны 1v 1с 10, ке rом. Парные портреты царственных
братьев помещены на золотых за Крымские походы 1687 u 1689 годов 18, на фрон 1исписе книги Л. Барановича Благодать и истина
гравированноlVI в 1683 г. И. Щирским 19, на Тезисе Обидовского 169 1г.20,
на l онклюзии Кариона Истомина 1693 г.2 1
С нашей точки зрения, наибольший интерес представляет ariaлornя
изображения на знамени 1695 г. ra 1называемого зна vrени правительницы
Софьи Алексеевны 1680 х гг. с ее портретом на груди орла 22 Подобное
изображение Софьи в орлех было награвировано в 1689 г. у.краинским
гравером Тарасевичем 23. Вероя rно, описанные выше портреты цареn
Иоанна, Петра и правительницы Софьи в сочетании с государственны r
гербом двуглавым орло 1v 1имели большу 10 идеологическу 10 нагруз 1
являясь отражением острой политичес 1ой борьбы за власть. I этой группе
памятников rvro кнo отнести и одпо знамя, хранящееся в Сто 1гольме. П
мнению IO. В. Арсеньева, оно принад 1rежало псковским стрельцам. На голубом
полотнище изображен золотой двуглавый орел под короной со скипетром
и державой в лапах, на груди в овале образ святого великого 1нязя
Довмонта Псковского рис. 3 24.
Упомянем еще конклюзиrо программу Киево Могиля с 1ой a 1aдe 1mn 1708 г., посвященную Б. П. Шере 1v 1етеву, на которой v 1зображен двуглавь
орел с nopтpeтoivr Петра тип Кнеллера на груди 25.
Бесспорно, эти изображения продолжа 1от традици 10 русс кой госула ственной
геральди 1и, сочетающей в гербе орла и ездеца, т. е. всадпnк
порал,ающего I опьем дракона. Первоначально эти эмблемы изобража. rп ь
порознь, как на печати великого князя Ивана III26 на лицевой стороне
ездец 27, а двуглавый орел на оборотной. Это мол, 1rо интерпретировать
как династический знак ездец и госуда рственнуrо эмблему оре.тr П р.п
Иване Грозном происходит соединение этих изобрая ений в одно ездеп
мещается xra груди двуглавого орла28 Разви,гие этой 10 1позиции просживается
на документально r 1атериале, таком, как печати и моне 1ы 29
Вопрос о происхождении руссr,ого государственного герба прив. 1е
к себе внимание многих исследователей 30 Мнения о появлении двуг rав 1
орла на Руси и помещении его на печати Ивана III можно сгр 1тппиров
следующим образом 1возник овение русской государственной печ
вследствие женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, таким образом, заствование
ее печати из Византии вместе с гербом двуглавым ор о
2 ревультат внакомства Ивана III с элементами оформления И trn
торской власти, в частности благодаря его 1онтак.там с домо 1Габсf
гов 3 повторе ие опыта 10 1нославянских государств, где наблто rа.
византийская традиция оформления государственной власти 3 1
дует согласиться с Г. Эйлифом, 1оторый связывает время появ. IР
двуглавого орла в МосI овском государстве с началом дипломатиче R I.
J Онтактов с домом Габсбургов и считает, что, несмотря на копnро, с ние
Византийской модели, двуглавый орел, вероятно не стал бы основн
Отражение идей aбсoл 1oruзJ.ia в сил,волике петровских зпамеn 1емой Московс кого герба, если бы Иван III не знал, что та же эмблема
опре еляет государственный ранг императора на Западе 32
На время правле 1ия Ивана III приходится начало активных мел дУн а
род ных связей Московского государства. По мнению Л. А. Юзефовича,
н. западе РоссийсI Ое государство, только что сбросившее золотоордынс
r.ое пго, сразу rке выступило в I ачестве равноправно 10 полит r, 1чес 1ого и щп JО Iатического пар rнера. Груз мертвых традиций недавнего прошлого
не отягощал отношений, роn денных новой ситуацией. И это новое положение
государства в годы правления Ивана III и его ближайших преемНIJхов
потребовало, ес 1ественно, и новых форм государственной обрядно
т Тверл даrощих данное полоrкение. Одной из таI ИХ фор r явился русrБпп
посольсI ИЙ обычай XVI века 33 Знаком этого процесса было исполь
оr ан пе государственнъrх эмблем, равноправных с западными. Поэтому и
печать великого князя, а позднее царя, будучи символом власти, на одном о 1rенте могла соседствовать л r,rшь с печатыо другого государя. В 1532 г.
p ссIOie не разрешили литовским послам привесить к грамоте свои печаnI.
потому что nро rив вели кого князя печати их печатем быти неприrоже,
34 Это правило было призвано охра 1rять честЬ русского государя.
ЧРсть понятие, носившее специфичес 1ий характер для человека
ре rневе 1овья, Л. А. Юзефович определяет как соответствие меrКДj 1
eстoir человека в л 1обой искусственной системе будь то посольская Ulенция, пир или воинсRий смотр и местом его в реальной системе
V U ке.n r народ ои и внутригосударственнои иерархии, причем соответствие о. т но было соблrодаться и по отношени 10 к сиь,rволизирующим данного
че овека предметам Выполнение норм, призванных обеспечить такое со г.етствие, не было простой даныо традиции, а гарантировало поддерл,аШ Е
царСI ОГО nрестиr ка как за рубежом, так и в самой России 35
Бо. 1ьшое внимание исследователей привле 1ал к себе ездец 36 По мне в ею одних, всадник руссRих печатеиu это символизированныиu портрет
sнязя царя 37 Другие предпочитают видеть в нем образ святого Геор
с которым ездец имеет безусловное иконографическое сходство 38 От
т I I. что в пользу сторонниI ОВ первого мнения говорят та 1ие детали, л отсутст вие нимба на изобра кениях оздеца, а со времени царя Ива
r, Васильевича появление 1ia его голове 1ороны 39 К этому мо кно до 1U ть и то, что изобраrкение вооруженного всадни 1а на печати
LВ.awia III продолжает традициrо предшеству ощих ей печатей русских V зеи. прел,де всего московских велиI ИХ князеи на I оторых встреча 1от
вса хники с опьем, с мечом, сокольники 40
Со вре rени l lвана Грозного еsдец русских 1roнe r и печатей трактовал ак К 1язь великий на I оне, а имея 1опье в руце 4 1На монетах это ражение впервые появляется в 1535 г. в ходе осуществлен.ил денеж У еформы Елены Глинской. Как было до 1азано И. Г. Спасским, пер nзация образа всадни 1а копьеносца на монетах Ивана Грозного r rнa. Позднее она становится менее ощутима, и ул е на одном типе
с t ки Федора J Iвановича 1584 1598 по сторонам всадн.ика находинадпись
гдс рь государь а на шт емпеле времени царствования
n a Годунова 1598 1605 ОI оло головы всадника стоят буквы Б 0 рпс I Ia pyбerI e XVI XVII вв. изобраrI ение всаднина настолько те
u индивидуальные черты и превращается в условныи стереотип, что зъrп ряд штемпелей, сделанных для копее 1Федора, можно идентифиРать
с мо етами Бориса и Лжедимитрия, штемпели, гравированные 13 14 Г. В. Вили 1ьбахов
при Борисе, с 1V 1онетами Самозванца, ште 1V 1пели последнего с монетаl vIИ
Шуйского 1606 16 10 и т. д. ОднаI О с v 1ысл изобра, кения оставался
неизме 1iным с XV до начала XVIII в., 1огда в указе 1704 г. о выпуске первых
медных копеет, говорилось, что на них будет воображение великого
государя на l OHB 42
В связи с выmескаsанны 1V 1упомянем еще гравированные изобраi.Кения
русского государственного герба, на котором ездец в царсRом венце
и с бородой, что должно у 1азыва rЬ на царя Алексея Михайловича. Это
фрон rиспис книги Л. Ба 1Jановича Трубы слове праведних 1674 г. 43, гравированный
титульный лист Библии 1663 г. 44 и рисуно 1помещенный в
труде Симеона Полоц 1ого Орел Российский 45 На гербовом знамени 1666 1667 гг. на грудном щит ке орла находился ездец в описи Оружейной
палаты сRasaнo В Rругу изображен двуглавый орел, Rоронованный
двумя Rороnами а на груди у него царь на коне 1олит копием змия 46
Все это говор r,rт о rом, что восприятие ездеца Rax изображения государя
было официальным. Не удивительно, что в 1659 г. русский диплоj Iа r
В. Б. Лихачев поспорил с тосканским герцогом, доказывая, что на yкpamaвmervr
сто 1r сосуде русс 1ой работы изображен вовсе не св. Георгий, а великий государь на аргамаке 47 В записках Павла Алеппского, сопрово,
кдавmего Антиохийского патриарха Ма 1ария во время путешествия в
Россиrо в середине XVII в., многократно описываются русские монеты и
печати того времени и указывается, что на них изобрал,ен царь верхом
на 1оне, под ногами которого что то в роде дракона Rоего он поражае r
копьем 48 В Синопсисе Гизелл 1680 г. на груди двуглавого орла изображен
Федор Алексеевич в в.иде оного всад 1rи 1а, поражающего I оnьем
драRона 49 Ясно, что в допетровское время всадни 1русского герба тра ктовался
ка к образ светского государя и лишь в десятых годах XVIII в. OJ I
впервые стал называться св. Георгием.
Еще np r,r царе Михаиле Федоровиче в полки иноземного строя, состоявшие
из русских под начальством офицеров иностра IЦев, давались полковые
знамена, на которых изображался вместо образа орел последнему
иностранцы стали придавать значение руссRого государственного герба.
Таким образом, нанесение на знамени орла являлось признанием того, что
полковниR начальствует войс 1ами, состоящими на слул,бе русс кого Царя.
В клейме середине орла обы кновенно писался Государев образ на
I OHe so.
Именно I этому l ИПУ знамен относятся два памятника из собрания
Эрмитажа, продолжающих ряд знамен Rонца XVIl в. с портретными изображениями
и открыва 1ощих следуrощую страницу истории становления
самодержавия Петра I. После смерти Иоанна в 1696 г. Петр становитея
единодержавным властелином государства и, скорее всего, именно R этому
времени можно отнести полковничье знамя солдатс 1ого полка, на
которо r изобраi кен двуглавый орел с ездецом, имеющим очевидное сходство
с Петром рис. 4 На то, что это действительно изображение царя,
у казывает и надпись во 1руг орла. Над головами орла буRвы БМПД бож.
иеrо миJ 1остиrо поспешествующий державнейmий у правой головы
В, у левой Г великий государь под правой головой Ц, под левой
И, ниже BR. царь и великий Rнязь на щитке справа от головы Петра П, слева А Петр Алексеевич под крыльями орла ВВ всея
Великил Бу 1вы окончания царского титула Малыя и Белыя России
Самодержец не сохранились 5 1
От rаже 1ие идей абсо.л,ютиама в симво.л,ике петровских зпа, 1tен
Но если na этом знамени все таки используется традиционная форма
п uбрал ения ездеца, то на знамени, да 1ируемом 1700 г., 1ra груди орла
u
П 1ещен всадник с мечом, имеющии очевидное портретное сходство с
Пет ро г. Фрагмент одного подобного знамени храни 1СЯ в Эрмитаже
рис. 5 52 В Стокгольме, среди нарвских rрофеев, меется аналогич ое
нс rя. Согласно шведскому тол 1овани 10, это изобрал,ен царь Петр 53.
С конца 90 х гг. XVII в. начинается следующий этап утверждения l.О r 1отистской символики, связанной с св. апостоло Андреем Первов J
нным, по расс казу Повес rи временных лет первым принесшим христпэнство
на Русь проиде въ вустье Днепрьское, и оттоле поиде по
неnр горе И въшедъ на горы сия, благослови я, и постави крестъ, и
0 10 1r 1вся бо 1у, и сълезъ съ горы сея, иде же послеже бысть Киевъ, пon If
по Днепру горе. И приде въ словени, идеже ныне Новъгородъ 54 До
u
ern щя авторы, в тои или инои степени касавшиеся вопроса о причи ах
tt рокого испоз 1ъзования имени и эмблемы этого святого в петровское
рf УЯ, объясняли особое отношение Петра I нему именно в связи с при.
енной легендой 55.
Но правомерен вопрос, а разве до Петра не знали этой легенды Ведь
гос д арственной и знаменной эмблематике XVI XVII вв. i IЫ не встрее
пи одного изображения св. Андрея, но есть изобрал,ения св. Петра Бо rьших полRовых знаменах 1654 г. 56 Почему именно при Петре I u о хе 1а этого святого косои крест широно входит в русскуrо государ
В НН IО геральдину Постараемся ответить на поставленный вопрос, обтnRmись
к биографии Петра.
Петр I родился 30 мая 1672 г., а через месяц в день крестин и имяЕDВ
новорожденного царевича, 29 го и 1оня, дан торжественный обед в Jв той пала 1е 57 29 июня это день ев. апос 1олов Петра и Павла. ш о то.тr ы Петр и Андрей считалиеь братьями. Следовательно, Петр I мог
с i.i 1ать апостола Андрея своим покровителем, так iKe как святых Петра П в 1а Это подтверждается как резным крестом иэ собрания Эрмитаi 1а
ыточе нным при участии Пе,rра I на концах которого вставлены круг е е альоны с изобра, кениями святых покрови rелей Петра I апостолов
ра Павла, Андрея и св. ЕRатерины 58, та к и письмом к А. Д. Meнm i, 1 от 1де 1абря 1707 г., в котором он называет св. Андрея своим патро На гравированной А. Ф. Зубовым и П. Пикартом в 17 15 г. конклю z в подносном листе Пресветлому, царскому, богом сопряженному
Петр изображен держащим в правой руке большой косой AндlillЙ
крест 60.
Dpu sа клад 1е ПетропавловсRой крепости Петр I зарывает в ее оеппе
золотой ковчег с частицей мощей Андрея Первозванного. Другую wl U этих мощей И вырезанную Иi 1самим ИЗ кости икону С образом о з а Андрея Петр I принес в дар важнейшему в жизни Петербурга р Троицкому 6 1
Очевидно, св. Андрей был для Петра I покровителем наравне со
Пе rро 1и Павлом. Но если именами своих прямых патронов он мог
rь корабли 62 цер кви, Rрепость, то на гоеударственных регалиях 2 J 1енах. печатях он еще не решался их применить. В Rонце 90 х гг.
в ra и первые годы нового XVIII в. положение Петра было не столь 1СЛJ ШКОМ свежи были в памяти события стрелецкого бунта, мал круг его еоратни ков и единомышленников, чтобы он мог вводить ie iы в государственну 10 геральдику. Даже еще в 1723 г., после 15 16
Г. В. Вилинбахов
Рис. 6. Фрагмент гвардейского
анамени. 170 1Эрмитаж
Рис. 7. Знамя ротное армейских
пол 1ов. 1700 17 12. Эрмитаж а сение идей абсолютизма в символике петровских a a 1tten tоносного завершения Северной войны и официального принятия Пет n 1nераторского титула, стояла большая рознь во мнениях отFrоси i IЪHO его преобразований 63
Воз ожно, имела значение и близость апостолов Петра и Павла кaтo I 3 1y, почему и введение их символов было неуместным в православО государстве. В частности, эмблема св. Петра кл 1оч является гер Ватикана. Поэтому и используются имя J J эмблема апостола Андрея, Я IО не у 1азыва 1ощие на правящего государя. Пpi,r этo rvr, воз 1vrо, кно, игра 1оль и то обстоятельство, что в русской публицистике Пl III Iятиe креще от Андрея Первозванного использоваJrось как аргу rvrент в борьбе с антией за признание равных с ней прав Руси в православном мире и
V U V азательство независимости русСI ОИ правосJrавнои церкви от греческои.
Iв i н Гр9зный утверждал, что Русь приняла христианство одновременно талпей 0 1Андрея, а не от греков. То ке заявил посол 1леr сея Михай
впча в Греции Арсений Суханов 64
I 1осле победоносного второго Азовского похода 1696 г. учрел дается
р хен св. апостола Андрея Первозванного 65 который Петр I рассма rри
ь ак орден имени своего патрона. Об Э rом говорят буквы А и П, т. е. п rрей и Петр, помещенные на верхних концах косого креста 66, а так, ке tir зание в стат rте ордена 1720 г., что орденский праздни 1следует празд
ватъ дваJ I ДЫ в году, в день св. Андрея 30 ноября и 29 и 1оня в день
в Петра и Павла, т. е. в день именин самого Петра 67 С этого времени
зображевие цепи с Андреевским крестом помещается на государственных
ечатях.
С 1700 г. на rвардейсI ИХ и армейских знаменах мы ул,е находи rvr АндРевский
крест, висящий на цепи, т. е. условное изображение зна 1а ордесв.
Андрея Первозванного рис. 6, 7 68 На знаменах конного строя
m рдейских полков 1707 г. синий косой крест занимает центр полотнища,
сторонам его пальмовые ветви, а по кра 10 бело сине красные треугольшrк рис. 8 69. В то ке время на флоте существует несколько флагов, в
о упозициrо I Оторых танже входит синий Андреевский нрест рис. 9 70 1хотя, по мнени 10 10. В. Арсеньева, весьма вероятно допустить, что
иыс. ть учрел дения Андреевского ордена, а за rем и Андреевсного морского ага внушена была Петру шотландцем Гордоном, который видел в этой 1е е нечто общее между его первым и вторым отечеством 7 1с нашей оч кп зрения, Андреевский крест на морских флагах является личной
FY6 1e 1roй самого Петра I.
Естествен вопрос о цвете Андреевского креста в России. Почему он
спr.п й Думается, это rvroжпo объяснить тем, что 1концу XVII в. у, ке слоn. 1осъ цветовое сочетание белого, синего, I расного для русского морского
ara 72 Однако белый I Осой крест это эмблема Шотла дии, I расный eJ ira св. Патрика, по 1ровителя Ирландии. Та 1иf. 1образом, методом т 1очения для Андреевского креста в России остается лишь синий цвет.
IIзвестны три, так называе rv 1ые походные печати Петра, па ко rорых оrои крест помещен на груди орла, т. е. занимает место щита с езде
У з. Это особенно интересно в связи с тем, что ранее говорилось о знании еадеца ка 1символа государя. Следовательно, и на этих печатях
J реевсний крест символизирует Петра.
Период, ногда Петр I должен был скрывать свое имя под именем свопатрона,
судя по всему, продолжался до начала 17 10 х гг. В 17 12 г. сской армии вводятся новые образцы знамен. Причем полковое пред 17 18 Г. В. Вилипбахоб
Рис. 8. Знамя 10 1ого
V строя rвардеИСI ИХ ПОЛI ОВ. 1707. Эрмитаж
ставляло собой белое полотнище с золотым вензелем Петра в центре, по
сторонам пальмовые ветви и сверх r императорсr ая корона рис. 10 74
И 1v 1енно и 1v 1пера орская, трехчастная, а не привычная царс 1ая, которую
MOЛ I IO видеть а знаменах, печатях, моr 1е 1ах, на грав 1орах и памятниках
прикладного иск усс rва. Анализ разнообразного Nrатериала, относящегося
I 17 10 17 14 гг., по 1азал, что для этого вре t. 1ени хараRтерно массовое поJ 1вле 1
rие изображений и 1v 1енно императорс 1ой I Ороны.
ИмператорсI ие короны t.Iожно виде rь на государственной печати, изготовленной
в 17 10 г. 1v 1астером Хауптом 75 Вероятно, в связи с предполагавшимся
введением новой печати зимой 1709 г. Т. I I. Стрешневу бы О
поручено в при 1азах и нарочитых ста2ых домех разыскать жалованные
грамоты великих Rнязей до Ивана Грозного и осмотреть, какие в то
время были печатII t. 1ос 1овс 1ие 76 Однако печать 17 10 г. просуществовала
недолго. Уже в 17 12 г. Бек 1ером были Jtrsготовлены две печати одина 10
вого рисун 1а, но разных размеров, такл е с изображением императорсI ИХ
I Орон 77
На барельефе работы А. Шл 1отера 17 14 г. над входом в Летний дворец
иsобрал ена Минерва, над которой два ангела дер, кат императорскую корону
78 Это не единственное ее изображение в Летнем дворце Петра. В
росписях стен Зеленого кабинета, которые были выполнены в 17 14 г. и
где явно выражена светская тематИRа 79, на одно 1из узких настенных
панно в окру ении орна 1ента, гротесRовых птиц, масо 1изображен двуглавный
орел. Над ним в сплетении драпировок и орнамента парят четыре
амура, дерл,ащие в руках и г., 1ператорс 1у 10 корону 80 Аллегорические Rомпоsиции
живописных плафонов официальных помещений Летнего дворца призваны были утвержда 1Ь и пропагандировать основные идеи времени
у 1репление абсол 1отистских фор 1v 1r 1равления, укрепление военного э 1ономического 1v 1огущес 1ва России, необходимость развития наух,и. 1уль 1уры, искусства. Са 1одержавная власть Петра I и была направлена
на их осуществление 8 1е ие идей абсол 1отизма в символике петровских зн.аJtен
Петр Проект флага eвсIOTh r крестом. un П. И. Белавепца что в Летнем дворце И3ображена именно императорсr,ая корона, 1тся особенно очевидно при сравнении ее с I ороной на плафоне а rьноrо 3ала дворца Петра в Нарве Нептун и Амфитрита Амфит з ржит в ру 1ах ЩП f с и3ображение 1вензеля Петра под короной, не
шей ничего общего с императорской. Декоративное оформление ого дворца датируется довольно точно. 25 иrоня 1708 г. там торже с отj rечались именины Петра. Видимо, во время подготовки к этим ва и были выполнены росписи потолков дворца. Во всяком слу s
srвописные работы во дворце были за 1онче 1ы не по3днее 17 10 г.,
позво rило А. Д. Менmиr ову отправить 1ивописцев из Нарвы в Петер r
rя ведения работ в своем доме 82 t. 1г. датируется портрет Петра I на фронтисписе Книги Марсе 1оты А. Зубова. Под портретом надпись Пе,rръ Первыi r rператоръ г.рпбавитель царь i самодержец ь всepoссiскii 83 На аллегориче Шiозиции 1ra наследование русского престола, датируемой около и приписываемой П. Пикарту, мол,но видеть императорс 1у 10 коро
столе с символами власти 84 Но если эта грав 1ора предвосхищает ЕТПе императорс 1ого титула, то миниа 1юра Г. С. Мусикийского Кон ШI на престолонаследие 17 17 г., где так ке изображена императорс,
рона, предс 1азывает еще и перемену наследника престола за год
с il unаль ного объявления Петр Петрович был введе 1r в престолона февраля 17 18 г. 85 Сравнив грав 1оры П. Пикарта Панорама с ы 1707 1708 гг.86 и А. Ф. Зубова Панорама Петербурга 17 16 г. 87
видеть, что на первой еще изображена закры rая корона цар
u на второи ул,е императорская. р тпвmись к нуми3матическим памятникам, можно от 1rетить по е n шераторской 1ороны с 17 7 14 гг. черво ец 17 г., рубли
7 гг., двойной червонец 17 14 г. I Ia оборотной стороне медали вреПр, тского похода 17 г. двуглавый орел с четырьмя 1артами в п ranax изобра,кет I с императорсх,ими коронами 88 Следует у 1а 19
20
Г. В. Вилинбахов
Рис. 10. Зтrа rя пол 1ховое 1
V
ар 1v 1еисRИХ ПO xOB. 17 12. ЭрiVrита к
зать и на медали, выби rьrе в паl 1ять экспедиции русского флота в Финляндию
в августе 17 13 г. и за победу при Гангуте 27 июля 17 14 г. На лицевой
ее стороне помеще ЕJ портрет Петра и круговая надпись Петрус Первый
Бо, киею Милостиrо Импера 1ор РоссийсRИЙ 89 Обосновывая идеrо абсолютизма путем доводов, действуiощих на разум, пишет Н. А. Бакланова, правительство прибегало также к средствам
воздействrrя на чувства изобразительному искусству. Произведения
архитектуры, СJ ульптуры, живописи и графиRи призваны были, по
мнению верховной власти, доказывать и утверждать величие абсолютизма
90 Все вышеприведенные фаRты говорят о том, что именно с 17 10 17 14 гг. Петр I по настоящему ощутил свою силу и власть и перестал
пользоваться име 1Iем и символом св. Андрея Первозванного. Он смело по
u мещает на знаменах свои вензель, и с этого времени императорс 1ие вен
зеля находятся на руссr,их знаменах до 19 17 г. Это, а та 1же изобра, кение
геральдичес кай, и м пер аторс 1ой короны на самых раз ообразных памятниках
с 17 10 17 14 гг., хотя до официального принятия титула было еще
почти десять лет, объясняется укреплением власти Петра, поддержанной
военх 1ыми победами. Неудача Прутского похода 17 г. завершилась подписанием
сравнительно благополучного для России мира. 17 12 год в
смысле поворота царя к внутриполитичес 1им делам можно считать переломным, пишет Н. И. Павленко, ибо к этому году относится, с одной
стороны, первое его распоряжение о переводе на русский язык прав
других государс 1в а с другой многочисленные у 1аэы, содержавшие
обширный перечень дел внутриполитичесRого характера 9 1
Видимо, не случайно 17 13 год принято считать датой превращения
Петербурга в столицу, 1tогда в него 0 1tончательно пepeexaJr двор, Сенат и
Итражепие идей абсолютиама в символике петровских зnaJtte щпломатичесRий Ropnyс, хотя официального уRаза, объявлявшего о новом
статусе города на Неве, нет 92
Смело можно говорить, что период между 1709 17 12 гг. явился рез к
ой и отчетливо видимой гранью перелома не тольRо в войне со Швецией,
в.о и в отношении европейсRих государств к России, коренны vr изменением в положении России в семье европейс ких народов и в международiIЬIХ
отношениях Позrтавская победа заставила государственных деяте
u u еп, пол 1оводцев и дипломатов западноевропеиских стра заново оценить
бстанов ку, пересмотреть свое отношение R России 93 Реальное положенnе
вещей следовало закрепить формально, что выражается в стремлении rобиться признания иностранными державами за ПeтpolVr титула имnера
ора. Первые шаги в этом направлении были сделаны вскоре после пол 1авской победы. К 1709 г. относится д. еревянный рельеф работы Чарльза
hnнra, изобража 1ощий Петра в окружении арматуры, лавровых и пальмовых
ветвей. Под портретом вокруг триумфальных ворот 1rадnись VIсIT. ORTUNAE. ATQUE HERсULIS. AEDEM ОВ. DEVIсTOS. SVEсOS 1D PU А V. MDссIX D. 29. IUN. ST. V. Победил ортуну подобно ер кулесу. Воздвигнуты победител 10 шведов под Полтавой 1709 дня 1иrоня старого стиля а сверху двуглавый орел, над 1оторым импера
рс кая корона 94 В записках датсRого посла Юста I0Jrя описывается слу 1i ай, имевший место во время торжественной церемонии приема Петром
аuг тийс 1ого посла в феврале 17 10 г. Когда я, находясь вместе со мно и другими приглашенными в зале, смежной с залою, где должна ы та произойти аудиенция государственны вице канцлер Петр Паввnч
Шафиров поRазал нам 1опи 10 речи Витворта При этом Ша аров привлек мое внимание на то, что в своей речи Английский посол
ю nт дает Цар 10 титул императорского keizerlige величества, и хотя я
сам без него сразу л,е это заметил, тем не менее в це канцлер безпре
анно повторял это разумеется, с целью намекнуть, что и другие короно
нные особы должны бы давать Царю тот i e титул
95
В записках Вебера рассказывается, Ч 10 тайный се 1ретаръ Шафиров, ат вице Rанцлера, при разборе находящихся в архиве РуссRой 1анцеля т
n в Мос кве дел, нашел связку с письмом императора Максимилиана о к Русс кому царю Васили 10 15 14 г. Г. В. в 1oтopo 1ir Максимиnан
дает Василию титул императора. Письмо это Его I apс 1oe Величе во велел по 1азывать в подлиннике всем и Rа 1кдому 96
Осознание Петром I своей роли в истории России нашло отражение и го личной печати. Царь творец, высекающий л,енс 1у 10 фигуру, оли rворяющую Росси 10, таRов с 1ожет печати, I oтopyro он начинает
и польsоватъ с этого времени.
ТаRим образом, проследив изменение эмблем на знаменах петровского
емени, мы можем одновременно наглядно представить себе и все этапы
iНОвления абсолютизма в России при Петре Вел и 1ом.
2 1
22 Г. В. Вилипбахов
ПРИМЕЧАНИЯ
t Знамена 1rож в о рассматривать в совокупности с геральдичесI И 1tи эмблеJ 1аi rи,
унифор 1аJ lrи, narpaдar rи и знаRами отличия, явля 1ощимися составной ч астыо условnых
зна 1ОВ, при ПО ОЩИ которых происходит nаRопление, хранепие и об ен информацией
и определя 1отся социальные систеl rы и индивиды.
2 Давидович А. М., Покровский С А. О 1лассовой су щ иости и этапах развития
русс 1ого абсол 1от з а. VJ стория СССР, 1969, No 1с. 69 Абсолrот изJ lr в России X ill XVIII ве ка Сб статей. М 1964 сr, 1та 1Rе диск rсси 10 История СССР, 1968,
No 2, 4, 5 1969, No 13 1970, No 14 197 1No 972, No 4 и примыка 1ощу 10 1дис 1уссии
статыо Чисrоавопов А. Н. J Iекоторые аспекты проблемы генезиса абсолrотизJ lrа.
Вопросы истории, 1968, No 5.
3 Шапиро А. Л. Об абсол 1отизме в России. История СССР, 1968, No 5, с. 70.
4 Roroшuxu,i Г. R. О России в царствование Але 1сея Михайловича. Спб., 1859,
с. 104.
5 ПСЗРИ, т. 5, No 3006, с. 325 т. 6, No 3485, с. 3.
6 Серман, И. 3. Литературно эстетические интересы и литератJrрная полити 1а
ПетJ а I. В кн. XVIII ве 19 Проблемы литературного развития в России первой
трети XVIII в. Л., 1974, с. 7. 1Ключевский В. О. Собрание сочинений. М., 1958, т. 4, с. 2 10 2 Об абсол 10
тиз 1v 1е Петра I см. П авлепко Н. И. Петр I I изучени 10 социально политич есI ИХ
взглядов В 1н. Россия в период реформ Петра I. М., 1973, с. 40 102.
8 а. 1аев R. R. СимволиRа знамен Петровского вреJ rени. ТГЭ., 1970, т.
с. 25 26. 9 сr, 1описание и изображения знаме FunсJ en L. et F. L u,nif orme et les a 1mes
des soldats de la Guerre еп Dentelle 975, t. 976, t. 2 Lemonofides D. British
lnfantry сolour s. London, 197 1IЬid. British сavalry Standa 1ds. London, 197 1Wise Т.
Military Flags of the World. Poole Do 1set, 1977. 10 Яковлев Л. П. Русс 1ие старинные знамена. В кн. Древности Российского
государства. Доuолнение к III отделени 10. М., 1865 Оuись МосковсI ОЙ Оружейной
палаты. 1884, ч. 3 Николаев Н. Г. Исторический очерк о регалиях и зпа 1ах отличия
русской армии. Спб., 1897, т. Висковаrов А. В. Историческое описание оде кды и
воору кения российских войс 12 е изд., Спб., 1899, т. 1Ве.t 1авен,ец П. И. I раткая
записка о старых русских знаменах. Спб., 19 Оп се. Приложение к краткой
запис 1е о старых русских знаменах. Спб., 19 3вегин,цов В. В. Знаr, 1ена и штандарты
русской ар м ии XVI в. 19 14 г. и J pсниe флаги. Париж, Н ико.t 1ае в Н. Г. YI a3. соч., с. 35. 12 Собрание разных записо 1и сочинений, слу кащи.х к доставJ 1ени 10 IIолв ого сведения
о жизни и деяниях государя императора Петра Велш оrо. Изд. Ф. Ty ranскoro,
ч. 2. Спб., 1787, с. 3 3 19. 13 Там л е. с. 3 15 3 16. 14 Нико.t 1аев Н. Г. Указ. соч., с. 35. 15 Овчи 1пикова Е. С. Портрет в русс 1ом искусстве XVII века. NI., 1955, с. 12. 16 Инв. No ЗI I. 1555 Врапде 1бург Н. Е. Исторический каталог С Петербургсноrо
артиллерийс 1ого музея. t 1XV XVII столетия. Спб., 1877, гр. XVI, No ссLXXXIX,
с. 280 285 aJttaeв R. Указ. соч., с. 26, 27, рис. 2. 17 Инв. No 3 688 Врапде 1бург Н. Е. У 1аз. соч., N2 ССХС, с. 285 303 Л 1а Аtаев
К. R. У 1аз. соч., с. 26. 18 Спасский И. Г. Золотые воинские награды в допетровс 1ой Руси. ТГЭ, 196 1т. 4, с. 126 128 Спасский И. Г., Щукин.а Е. С. Медали и 10 еты Петровского вре 1rени. Л., 1974, No 14. 19 Алексеева м. А. Жанр КОНКЛIОЗИЙ В pyссKOi f ИСI усстве l ОНЦа XVII начала
xv в. В 1н. Русс 1ое искусство барокRо. Материалы и исследования М., 1977,
с. 15 16, ил. 2.
20 Ровипский, ПСРГП, т. 3, стб. 1523 1532, No 8, 9 Алексеева А. У 1аз. соч.,
с. 9, 10, ил. 3.
2 1Ровиf ский, ПСРГП, т. 3, стб. 1532 1534, No 10 12 Портрет Петровского вре
fеnи. Каталог выстав 1и. Л., 1973, с. 224 225 А.t 1ексеева М. А. Указ. соч., с. 8 10,
ил. 4, 5.
22 Портрет Петровс 1ого времени, с. 6 7. Сходпые по типу портреты находя r
ся в ГИМ и в его филиале в Новодевичье монастыре. О последнем с Историческое
описание МосI овского Новодевичьего монастыря. М., 1885, с. 70, XLIVXLVIII. 1ение идей абсо. юrиама в си 1tво. ике петровских ana 1ten Портрет Петровского вреi 1ени, с. 204 205 Историческое описание NloсI OBсRoгo евичьеrо i rопастыря, с. XLIV XLVIII Розьrскные дела о Федоре Шаr,ловитоi r ообщни 1ах. Спб., 1884, т. 1с. VIII XI, стб. 595 596 Poвi 1nскuiZ, ПСРГП, т. 3. стб. 945, No 5 10.
4 Petre i Т. I. Narvat 1ofeeг. Uppsala Stoсkholm, 1907, s. 14, 15, 17, pl. I Ве. а П. Н. Краткая записка с. 36, No 15, рис. 2 1
3 4. ексеева А. У 1аз. соч., с. 10, ил. 7, 8.
Снnм 1и древних русских печатей. J Iзд. Глав ым архивоi r Министерства иr 10 ЬL дел, вып. 1JYI., 1880, табл. 2 О ездеце сi I. Собо. ева fl. А. О методике изуqеnия сфрагистИ tес 1оrо i raтep raлa л., III вв. Историоrрафичес кие заi rетки Вспоi rогательнъrе историчсст,и е дис z
3 П пЫ. 1976, 18, с. 32 150 Ви. иnбахов Г. В. Всад 1rи 1русского герба. ТГЭ, 198 7 122. сШii II,и древних русских печатей табл. 12, 13, 18. Спасс ий, й. Г. Золотые On же. Рус.с 1ая монетная систеi rа. Л., 1970 Сни м 1ревнпх русс 1tих печатей Сахаров И. Записки о русских гербах. 1Мос 1овс 1ий герб. Спб., 1856 R м о с
i 3 0 геральдике. Русский архив, 1895, к 2, No 5 Воропец Е. fl. lетырехсот
nе Российского государствен ного герба. Хары ов, 1898 Орешnиков А. В. При е пе третьей коропы на двуглавом орле. В 1п. Нуl Jrизмати чес 1ий сбор и 19 Ве. авеnец П. И. Изменение Россий сr,ого государствен rоrо герба в
ЮDIЕ аторс 1ий период. Вест ик общества рев ителей истории, г., 19 15, вып. 2
Б ва. абуха Н. Государствен ый герб и полный имnераторСI ИЙ титул. Rоло 17, No 3204 Соболева Н. А. О м етоди 1е Ona се. Си rволы русской государ п 1осги. Вопросы истории, 1979, No 6, с. 47 59 Koehne В. de. 1Votiсe sur les
х et les aгmoiries de la Russie. Berlin, 186 1I ohne В. von. Das keiserliсh russisсhe ii appen. Reiter u 1id Doppel Adler. Vie 1teljahrsсl 1rift fi.ir Heraldik, Sphragistil enealogie. Berlin, 1882 Alef G. e Adoption of the usсovite Tzvo headed Eagle
ordant View. Speсulun 966, vol. 4 1No 1
Соболева Н. А. О i Iетодике с. 142. Tal t же см. библиографию вопроса. Alef G. Ор. сit., р. 2 1
Юзефович Л. А. РуссI ИЙ посольсI ИЙ обычай XVI века. Воnросы r 1стории, 8, с. 5.
Там же, с. 123. Ta r я,е, с. 124.
В дан ом слу rае i 1ы пе l OЖei 1согласиться с rI. А. Соболевой, J,оторая счичто
этот сrоr кет, т. е. ездец, rre является настолы,о популяр ым, 1ак пре тппй двуглавый орел. Г. В Большое в 1тимание уделил ei IY лишь А. А. У р а
0 методике с. 144 l toж 0 указать па вышеупоl 1янутые работы Б. I ёпе,
Белавен ца, И. Сахарова. l ohne В. von. Ор. сit. Собо. ева А. О 1етодике с. 145, 146. Сахаров й. У 1аз. соч. Be. aвeneif П. И. Изi 1е ение Российс 1ого гос. герба
Сниi и древних руссr,их печатей табл. 12, 18.
Собо. ева If. А. О методи 1е с. 145. ПСРЛ, т. 6, с. 296. I ит. по Спасский И. Г. R при 1изнен 0Й 1ит ОIIографии
LIRa Грозного. СГЭ, 1976, вып. 4 1о. 49.
С Сп,асский И. Г. Указ. соч., с. 49 53.
Бе. авеnец П. Из м енеиие Российского гос. герба с. 15, 16, 20, рис. 13
еева М. А. Уr аз. соч., с. 18, ил. 1
Белаве 1ец П. И. Изl Jrене ие Российс 1оrо гос. герба с. 15, 16, 19, рис. 12 СаП.
У 1аз. соч., с. 10 Языков А. О pyссI,Oi I государстве 1т 0 цвете. Спб., 1858, вчuпJ икова Е. С. Уr,аз. соч., с. 79. Орел Российс 1ий, творение сиl Jreoнa Полоц 1ого. И 1п. О во л 1обителей древней vенпости. Б. м., 19 15, т. 83, с. 24. Опись Мос 1овской Оружейной палаты с. 45. Соnцов Д. Деньги и пулы Древней Руси вели 10 1няжес 1ие и удельные. М.,
с. 72. Паве. А. еппский. Путешествие А тиохийс 1ого патриарха Маr ария в Росеи 10 вm 1е XVII в. М., 1898, вып. 3, с. 156 вьm. 4, с. 144, 178.
Oвitu 1i 1iuкoвa Е. С. У 1аз. соч., с. 57.
Нико. аев Н. Г. Указ. соч., с. 34.
23
24 Г. В. Вилипбахов
5 1Семе ович 1J. Н. ггри русс 1их зваь 1ени конца XVII в. СГЭ, 1974, вып. 39J
с. 23. Автор статьи датирует знамя 1690 169 1гг., называя эти годы временем е д и ноцарствия
Петра l ч rо неверно, так как в это время никакого единоцарствия
Петра не было. Он был соправителеь 1с Иоанном, и, ка 1пишет М. М. Богословский, бросаются также в глаза за 1690 е годы особенно дружные и тесные отношения ежду братьями царями, держащимися постоянно вместе под высшим руков 1одством
царицы Натальи Кириллов ы Петр I. Л., 1940, т. 1с. 95 52 Семепович Н. Н. Указ. соч сI. 23 24.
53 Petrelli Т. I. Narvatrofeer. Uppsala Stoсkholm, 1907, pl. 6 Велаве 1tец П. И.
Краткая записка с. 67, No 22, рис. 53 8веги 1tцов В. В. У каз. соч., с. 6, No 44, табл. 15.
54 Повесть вреь 1енных лет, М. Л., 1950, с. 12, 208.
55 ский И. Г. Иuостра 1rные и руссние ордена до 19 17 года. Л., 1963, с. 109.
56 Ниполаев
57 Погодип М. П. Сеl 1надцать первых лет в жизни императора Петра Великого.
м., 1875, с. 8.
58 Памятники руос кой культуры первой четверти XVIII в. в собраrrии ГЭ. Л. М., 19 с. 182, No 2288.
9 Сборник военно историчес 1их материалов. Вып. 1Северная война. Доку г. 1ев ты 1705 1708 rг. Спб., 1892, с. 43.
60 Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Вели 1ом, т. 2. Спб., 1862, с. 692 ЛeJ.tan И. И. Грав 1ора и литографиs 1Спб., 19 18, с. 4 5 Алексеева
М. А. Указ. соч., с. 16, ил. 14. 6 1СоЛ,овъев П. И. Новгородс 1шй Софийс 1ий собор. Запис 1и имп. археолоrичеСI
ого общества, т. Спб., 1865, с. 86.
6 Елагип С. Ист ия Русского флота. Период Азовский. Спб., 1864, с. 3 1
63 Семевсхий М. ff. e iroвo и ДелоГ i7Utr 1725. Спб., 1884, с. 160 об оппозиции
петровским преобразова иям см. Голикова Н. В. Политичесние процессы при Петре
I. По материалам Преображенского приказа. I 957. 64 Голубипский Е. История русской церкви, т. 12 е изд. М., 190 1с. 27 Корэуn
М. С. Крити ка богословской концепции проникновения христианства на Русь.В
кн. Вопросы истории древнего мира и средних веков. Минск, 1977, с. 40. На политическое
значение легенды о Андрее Первозванном в Повести временпых. лет у 1азывал
В. Т. Пашуто, считавший, что она внесена в летопись при Изяславе Мстиславовиче 46 54 См. Пaiuyro В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968,
с. 190. 65 Подробно истори 10 учреждения ордена Андрея Первозванного см. в нашей
статье К истории учреждения и эволrоции зна ка ордена Андрея Первозванного Культура и искусство Петровского времени. Сб. статей. Л., 1977, с. 144 158 66 Замь словский Е. Е., П еrров И. И. Историч ео кий очерк РоссийсI ИХ орденов борник основных орденских статутов, 2 е изд. Спб., 1892, с. 102.
в 1Ta г. 1же, с.
68 Николаев Н. Г. У каз. соч., с. 202 2 10, 2 12 Висковаrов А. В. У 1аз. соч., т. 2,
с. 54 57, табл. 2 2 19, 222 8веги цов В. В. У 1аз. соч., с. 7 9, табл. 15, рис. 45,
табл. 19, рие 6 163, 64, табл. 20, рис. 65, 66, табл. 2 1рис. 67 69, табл. 22, рис. 70,
72, 73, табл. 23, рис. 77, 79, табл. 24, рис. 78, 80. 69 Jиколаев Г. Указ. соч., с. 2 16 Висковатов А. В. У 1аз. соч., с. 56, табл. 220
3вегипцов В. В. Указ. сo сr., с. 8, табл. 23, рис. 74, 75.
70 Семепович Н. История русского воен 0 морс 1оrо флага. Л., 1946. 7 1Арсен,ъев Ю. В. Несколько допо.u ителытых замечаний по вопросу о г. 1opсAI иx ационалъных флагах. i КМIОст., 19 No 4, с. 243 244.
72 Семенович Н. Н. История русского вое 1Iно ь 1орс 1ого флага
73 Лакиер А. Руссr ая геральдика, I H. 1Спб 1855, с. 232 233, табл. XVIII, 3 Сахаров У 1аз. соч., с. 10 Koehne В. de. Notiсe sur les sсeaux р. 32 33. 14 Николаев Н. Г. Указ. соч., с. 2 19 Висковаrов А. В. Указ. ооч., с. 57, табл. 223
Звегипцов В. В. УRаз. соч., с. 10, табл. 27, рис. 85. К. К. Мамаев, следуя логи 1е своих
рассуждений, датирует знамя 172 1г. он исходит из того, что императорст ая корона
могла быть изобрал ева а зна rени лишь после принятия титула см. Ma aeв К. Уr аз. соч., с. 34, 35, ил. 14
75 Koehne В., de. Notiсe sиг les sсeaux р. 33.
76 ПБПВ, т. 9, выл. 12, No 2993, 2994 Майкова Т. С. Петр I и Гистория СвейСRОЙ
войны В Rн. Россия в период реформ Петра I. М., 1973, с. 105.
77 Лахиер А. Указ. соч с. 236 237, табл. XVIII, 7 Koehne В. de. Notiсe stir les
sсeaux р. 33.
78 История Pyсс 1oro искусства, т. 5. М., 1960, с. 445. же.ние идей абсо. ютuаАtа в симво. ике петровских зrwltie 1i Бораин В. Ф. Монументально де 1оратив 1rая живопись Гiетровс 1ого вре.i rени РКП Ученые записки ЛГПИ им. А. ItI. Герце а, с. 349 Изобразителыrое искусil 1968, с. 56, 57.
Та м же, с 57, рис. Б. Ф. Борзи 1r пишет, что I opona царс 1ая, 1ro изображеrrа п 3 1императорс 1ая I орона.
Таы же, с. 82. Там же, с. 55, рис. 10, с. 56. Портрет Петровского времени с. 206.
П 1ятниии Русской культуры с. No 758 Портрет Гlетровс 1ого вре ени J Коме. ова Г. Н. Вновь определенные ми 1rиат 1оры работы Г. С. Муси 1ийс 1ого. 976, вып. 4 1с. 17 18.
Паь 1ятнини Русс кой 1ультуры с. 86, No 190. Там л е, с. 87, No 498, табл. 22. Пверсе 1Ю. В. Медали на дея ия Иl 1ператора етра Велит оrо. Спб., 1872, 40 Смир 1а ов В. П. Описание русс 1их l 1едалей. Спб., 1908, с. 94 Гiаl rят иr,и 1ой культуры с. 133, No 960 965 Дуров В. А. I Iаrрадные l 1eдaл i,r Росс 1и вой четверти XVIII ве 1а. Труды ГИМ, вып. 49 I Iумиз м атическиir сборниr ч. 5, 3 П. 2. М., 1977, с. 2 3, 132 133, табл. 8, No 28 29. Иверсе 1r, Смир ов и соста.
m каталога памятников русской 1ультуры первой четверти XVIII в. в собраr rии
V птажа считали, что поводом для изrотовления этих 1Iедалеи явилось сооруже
четырех флотов России или господство на четырех 1v 1орях Балтийскоl I, БеКаспийс 1
ом и Черном По мнени 10 В. А. Дурова, эти медали связа ы с Прут s
Г походом 17 г. и выдавалиС, Ь черногорцам, выступившим в это время против рuк. Одна 1о остается непонятным, зачем на i rедалях, выдаваеl rых за действие r 1a е. двуглавый орел изображен с картами четырех морей, 1а 1на и fператорско f rав дарте. Спасский И. Г., Щукина Е. С. Указ. соч., No 39, 40, 43, 44, 48 Дуров В. А. Указ th с. 4, 5, 134, табл. 9, No 32. Вак. анова Н. А. Отражение идеи абсол 1отизма в изобразителы 1оr. 1исн усстве
рвой четверти XVIII в. В кн. Абсол 1отизм в России XVII XVIII вв l С. 492. 1Пав. енко И. Указ. соч., с. 84.
i 2 П ав. еи,ко Н. И. Петр Первый, 2 е изд. М., 1976, с. 100. 3 fикифорова Л. А. Россия в системе европейс 1их держав в первой четверти в. В I н. Россия в период peфop 1vr Петра I. М., 1973, с. 22. 4 Портрет Петровского времени с. 245. Ост Ю. ъ, с. 155.
sоб Вебер. ЗаписRи. Русский архив, 1872, I II. 10, стб. 1654.
25