Хорошкевич А.Л.
Двуглавый орел кануна революции 1917 г.
// Символы русской государственности (1993)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 5-14
Аннотация: При последнем Романове герб Российской империи не претерпел никаких изменений. Все детали его уцелели даже во время революции 1905 г. "Основные положения государственного устройства Российской империи" 1906 г. лишь подтвердили все предшествующие законоположения относительно государственного герба, которые были сделаны в ХІХ в. А именно тогда - в ХІХ в. - герб подвергся коренной переработке, впрочем, уже не первой на протяжении тех четырех столетий, когда государственной эмблемой служил двуглавый орел.
Об авторе публикации/статьи:
Хорошкевич Анна Леонидовна (1931-2017) (Москва) Доктор исторических наук; специалист по средневековой Руси; старший научный сотрудник Института российской истории РАН (1991-2001); старший научный сотрудник в Отделе восточного славянства Института славяноведения РАН (2001-2016); член-корреспондент Немецкой исторической комиссии по истории Балтики; член Учёных советов ГИМ и РГАДА; член редколлегии Словаря русского языка XI—XVII веков; лауреат Макариевской премии (2005).
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Хорошкевич А.Л.в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 36583 знаков (с пробелами)
Двуглавый орел
кануна
революции 19 17 г.
При последнем Романове герб Российской империи не пре
терпел никаких изменений. Все детали его уцелели даже во
время революции 1905 г. Основные положения государственного
устройства Российской империи 1906 г. лишь подтвердили все
предшествующие законоположения относительно государствен
ного герба, которые были сделаны в Х Х в. А именно тогда в
Х Х в. герб подвергся коренной переработке, впрочем, уже не
первой на протяжении тех четырех столетий, когда государст
венной эмблемой служил двуглавый орел.
Как же выглядел модернизированный по эаграничному
образцу герб Российской империи по второй половине Х Х в.
Это было огромное,весьма сложное и нелепое сооружение, при
взгляде на который невольно приходят на память бессмертные
слова В Тредиаковского Чудище обло, озорно, стозевно и
лаяй Разумеется, звуков оно не издавало, но ощущение гро
моздкости, тяжести и непреоборимости на что было рассчитано
создание такой махины вызывало.
В центре располагался двуглавый орел. Каждая из его
голов несла по короне, третья корона, значительно большая,
возвышалась на некотором расстоянии над первыми двумя. На
груди орла, как указывалось в описании герба во вводившем
его законе 1856 г., находился герб московский в червленом с
золотыми краями щите святой велнкомученик и победоносец
Георгий в серебряном вооружении и лазурсвой приволоке ман
5
тии. Авт. на серебряном, покрытом багряной тканьюс золотою
бахромою коне, поражающий золотого с зелеными крыльями
дракона золотым осьмиконечным наверху копьем
Орел был изображен на фоне геральдического щита,
который держали кто бы Вы думали не воины, и не князья,
и не цари, и не древнерусские былииные богатыри, а главы
небесного воинства архангелы Михаил и Гавриил с мечом
и крестом.
Фоном для щита, увенчаниого императорской короной,
служила сень мантии, соединенная со шлсмом св. Александра
Невского. Над ним громоздилась еще одна корона, а над нею
хоругвь с полным повторением всех описанных ранее изобра
жений и короны, и мантии, и архангелов, и щита, и орла,
н всадника. Вснчал хоругвь восьмиконсчный крест символ пра
вославия.
Идею государства, эмблемой которого должен был слу
жить герб, передавала надпись С нами Богь Этот девиз для
вящей убедительности был повторен на шлеме Александра Не
вского и хоругви
Имперскую идею выражали не только изображения в
центре герба, но и по его бокам. Слева и справа от шлема
Невского располагались эмблемы царя казанского и астраханского,
а по окружности всего герба шли еще четыре царских эмбле
мы сибирская, польская, таврическая и грузинская. Здесь же
находились и две совмещенные эмблемы одна киевская, во
лынская, подольская, черниговская, другая эстляндская, лиф
ляндская, курляндско земгальская и карсльская.
К Внизу под изображением орла помещался родовой герб
Романовых. На его левой стороне располагалась их родовая
эмблема русского происхождения в серебряном поле червленый
гриф с золотым мечом и тарчем круглый щит с острым клинком
в центре на червленой кайме 8 оторванных львиных голов
а правая была разделена на четыре части, соответствующие
международным брачным связям династии. В центре правой
части великогерцогская корона, унаследованная Петром от
его батюшки Карла Фридриха, герцога шлезвиг гольштейн гот
торпского. Гербы этого герцогства, как и других, добытых членами
романовской династии в многочисленных браках, представлены
на правой половине родового герба. Это эмблемы дитмаршен
ская всадник ольденбургская на золотом поле 2 червлсных
пояса дельменгортская золотой крест в лазуревом поле нор
вежская коронованный лев шлезвигская 2 леопардных льва
голштинская малый щит с листом крапивы и 3 серебряных
б
гвоздя и стормарнс кая серебряный лебедь с черными лапами
и золотой короной
В целом герб изобразительными средствами передавал
бесконечный и неудобопроизносимый как, впрочем, и у других
европейских государей той эпохи, в частности Габсбургов титул
русского царя Божиею споспешествующею милостию мы, Алек
сандр император и самодержец всероссийский, московский,
киевский, владимирский, новгородский, царь казанский, царь
астраханский, царь Херсонеса Таврического, царь грузинский,
государь псковский, и великий князь смоленский, литовский,
волынский, подольский и финляндский, князь эстляндский, лиф
ляндский, курляндский и семигальский, самогитский, белосток
ский, корельский, тверский, югорский, пермский, вятский, го
сударь и великий князь Новгорода Низовские земли, чернигов
ский, рязаиский, полотский, ростовский, ярославский, белозер
ский, удорский, обдорский, кондинский, витебский, мстиславский
и всея Северныя страны повелитель, и государь Иверския, Кар
талинския и Кабардинския земли и области Арменския, черкас
ских и горских князей и иных, наследный государь и обладатель,
наследник норвежский, герцог шлезвигголстинский, сто
рмарнский, дитмарсенский и ольденбургский и проч. и проч
Герб, образованный в 1856 г., как писал один из со
временников митрополит Филарет, по государственным идеям
должен был передать все нюансы титулатуры императора, са
модержца, царя, государя, великого князя, повелителя, наслед
ника и герцога, с одной стороны, и подчеркнуть власть над 50
различными по политическому статусу и размерам, а самое
главное, по общественному и культурному, политическому, эко
номическому, конфессиональному положению землями, с дру
гой.
Если приглядеться к гербу повнимательнее, то можно
уловить различия в статусе главы Российской империи на раз
личных территориях. Мы уже упоминали о герцогской короне
в родовом гербе Романовых и об императорской короне на цен
тральном изображении. Кроме этих двух регалий знаков вер
ховной власти на гербе имеются и другие. Императорская
корона присутствует не только в центре герба, но и на эмблеме
Царства Польского. Корона с завершением в виде креста находится
на гербе Романовых, а также на финляндской и грузинской
эмблсмах. Венцы слегка напоминающие шапку Моиомаха
возвышаются над казанской и астраханской эмблемами. Казанская
шапка имеет городки ажурные украшения, отдаленно напо
минающие зубцы обычных европейских корон астраханская
вертикальные столбики. Тем самым выделены территории, ко
7
торые русскими издавна признавались именно царствами Но
такие же шапки украшают и эмблемы тех земель, которые
превратились в царства уже во время своего пребывания в
составе России. Это сибирская на которой крест и две вертикали,
подобные тем, что находятся на шапке астраханской а также
херсонская и киевская, завершающиеся крестами. Остальные
эмблемы вообще лишены каких либо головных уборов, обозна
чающих положение государя, князя или князя великого, пове
лителя и обладателя. Таким образом, несмотря на все ухищрения
автора этого герба удачливого предпринимателя в области ге
ральдики и нумизматики, любимца высшего общества и любителя
и собирателя аристократических и прочих отличий Бернгарда в Петербурге Бориса Васильевича Кене, некоторых нюансов
титулатуры ему не удалось передать.
Борис Васильевич не обладал ни вкусом, ни художест
венным дарованием. Созданный им герб представлял из себя
эклектическое смешение старых и новых эмблем и лучше всего
демонстрировал не особенности Российской империи, а отсутствие
художественного вкуса этого выходца из Германии еврейского
происхождения, выпускника Берлинского и Лейпцигского уни
верситетов. Кстати, черно белый флаг, которым размахивают
ныне националисты из Памяти также принадлежит авторству
Кеие. Его ученые коллеги, с презрением следившие за карьерой томимого лихорадкой стяжания управляющего Гербовым отде
ЛСНИСМ Д ПЗрТЗМСНТ8 ГСРОЛЬДНИ, ВЬ СМСЯЛИ СГО В МСТКНХ И ЗЛЬ Х
стихах
Различных государств кресты
На шее у него болтались
Развешанные в три ряды.
Тут было все медали, знаки
И даже, наконец, звезда
Персидской бешенной собаки
Берлинский партикулярист,
Шпион по иностранной части,
Как самозванный геральдист
Добился он на службе власти.
Но вернемся к творению этого крупнейшего специа
листа по нумизматике от древнего мира до современной. За
основу Кене взял государственную печать Ивана Грозного на
ней в центре был изображен двуглавый орел, вокруг которого
выстроились эмблемы различных подвластных ему территорий.
8
Кене добавил к ним шлем св. Александра Невского намет
мантию, геральдический щит и щитодержателей, пополнил он
и число эмблем. Некоторые старые он соединил в одну комби
нированную эмблему, в результате Российская империя пол
учила громоздкий, тяжелый герб, под сенью которого и прожила
с 1857 по 19 17 г. За эти 60 лет внешний вид герба практически
не изменился, лишь в 189 1г. была добавлена эмблема Туркестана,
да несколько облагорожен вид глав христового воинства. Новая
редакция герба принадлежала академику А.Шарлеманю.
Обратимсяк предыстории герба Российской империи и
попытаемся проследить формирование отдельных составляющих
его эмблем. Начнем с центральных всадника и орла.
Прежде чем переходить к конкретной истории гераль
дических эмблем, попытаемся разобраться в смысловой стороне
некоторых понятий, о которых в дальнейшем будет идти речь.
Что такое символ Или эмблема Что подразумевается под эм
блемой государства Повторим вслед за выдающимся советским
философом А.Ф.Лосевым символ есть концентрированное эримое
выражение основной идеи явления или понятия, основанное на
структурном сходстве символа и этого явления или понятия. мблема это тот же символ, но специального назначения,
точно фиксированный знак, условно принятый, но общеприз
нанный. К эмблемам относит Лосев и государственную символику,
в частности двуглавого орла. Частным видом государственной
эмблемы является герб. Герб это эмблема, закрепленная за
человеком, родом или государством, передаваемая по наследству, живущая до тех пор, пока существует данный тип государства.
К гербу предъявляются и некоторые формальные требования
расположение на щите, именуемом геральдическим, верность
определенным цветам, также несущим смысловую нагрузку.
Для России характерно довольно позднее формирование
геральдических принципов. Лишь в 20 е гг. Х в. многочис
ленные города России обрели свои гербы в полном соответствии
с современной зарубежной геральдической традицией. Но означает
ли это, что до того времени города, земли, отдельные роды не
имели собст енных эмблем Вот по этому поводу в литературе
ясности нет.Ьдни исследователи уверяют, что уже первые князья
Рюриковичи обладали своими родовыми знаками, по мнению
других, у русских вплоть до монгольского нашествия никаких
геральдических эмблем не существовало. Спор о наличии или
отсутствии эмблем, в том числе и государственных, несколько
напоминает спор по другому поводу были ли на Руси какие либо
ремесленные организации цехового типа или цехи. Формальные
признаки, подтверждающие это, отсутствуют нет данных о пись
9
меиных уставах, процедуре выборов в мастера, сопровождаемой
созданием шедевра, и т.д. Однако некоторые знаки бытования
ремесленных организаций все же проследить можно. Например,
компактное расселение населения, занятого каким либо одним
промыслом, по преимуществу вокруг церквей, посвященных не
бесным покровителям того или иного занятия. Есть косвенные
данные и об исполнении ремесленниками некоторых обшевоин
ских обязанностей.
Стертость формальных признаков, указывающих на су
ществование ремесленных, а также купеческих организаций,
равно как и региональной государственной символики, свиде
тельствует о медлеиности процесса формирования на Руси го
сударственного, общественного, социального самосознания. Про
иллюстрируем это на таком спорном и запутанном вопросе, как знаки Рюриковичей Их находят на древнейших русских мо
нетах, которые чеканил Владимир Святославич, на ранних пе
чатях князей, начиная с печатей его отца Святослава Игоревича,
на кирпичах первых каменных сооружений, бляхах, украшавших
одежду дружинников, на мечах и многих других предметах. С
легкой руки Н.М.Карамзина, оказавшего неизгладимое воздей
ствие на всю историческую мысль Х Х ХХ вв., их стали считать
родовыми знаками княжеского рода, восходившего к Рюрику.
Правда, позднее появились и другие теории для объяснения
загадочных знаков. Одни полагали, что это воинская эмблема
якорь, или лук со стрелой, или же норманнский шлем, или
секира. Другие исследователи считали, что знаки Рюрикови
чей это просто геральдическо нумизматическое изображение
либо норманского ворона, либо генуэзско литовского портала.
Третьи видели в них монограмму или руническую и, таким
образом, связывали ее с варягами, или византийскую и выводили
ее происхождение из Византии, или украинскую, доказывая тем
самым древность украинского национально государственного ду
ха. По другой концепции, знаку придавали чисто формальное
значение простого геометрического орнамента самого разного
происхождения византийского, варяжского, восточного и, на
конец, славянского. Еще на одном полюсе мнений было истол
кованне его как государственной эмблемы от трезубца Ка
рамзин до скифского скипетра особенно парадоксально послед
нее, поскольку скифы ни хронологически, ни этнически не были
связаны со славянами, основавшими государство, известное под
названием Руси и Руськой земли В наше время к этому пред
положению приближается и понимание знака как символа кня
жеекой собственности, якобы всеобъемлющей и господствующей
на территории Руси. 10
Сдятаслаб Игиредич
Яропалк Владг ИЦР
ддяталолк Ярас ад Изя гад
Рис. 1
Генеалогичеекая таблица древнейших княжеских знаков
Пожалуй, ближе всех к истине были те, кто считад
данный знак церковно христианской эмблемой хоругвью, ил
голубом, олицетворявшим св. Дух, или акакией мистическиу
мешочком с землей в ориаменте византийских императоров.
Однако и авторы такого истолкования, как в игре холодно го
рячо добрались лишь до теплого места Почти уже в наши
дни нумизматы обратили внимание на распространение анало
гичного знака на монетах английских королей конца Х в. Беортрика, Этельвульфа, Цеольвульфа, Бертвульфа Меровин
гов вв., французских королей конца Х начала ХХ в. Роберта Генриха Филиппа и Людовика чешского
князя Бжетислава середина Х в На этих монетах знак
ясно читался как лигатура соединение двух греческих букв
альфы и омеги. При истолковании его вспомнили об Откровениях
Ф 7 до
Д Ц 4 Ф а 9+Й и 1Ь
м 3 Ф В
9 двд
Сг 1Ра Р 1
Ь ё Й Ч 2
Ц 0 Яд
О 1д 0 4.
Рис.2 Рис
Печать Печать
Святослава Ярославича Изяслава Ярославича
Иоанна Златоуста, где есть такое высказывание, приписанное
самому Иисусу Христу Аз есмь альфа и омега, начало и конец,
первый и последний В этом выражении трижды подчеркиута
одна и та же мысль, поскольку альфа первая буква греческого
алфавита, омега последняя.
Если принять такое истолкование этого знака, то ясно,
что дело идет о христограмме, то есть о таком же знаке символе,
как, например, рыбы у ранних христиан или крест. На визан
тийских монетах Константина Великого и других императоров
вплоть до Тиберия то есть от 306 до 582 г., христограмма
использовалась лишь как часть буквенного оформления монет
Х Т Христос Теус, Бог Позднее, в конце У начале в.,
христограмма сочеталась с крестом на обороте монет. В в.
она исчезает. Распространение христограммы на византийских
и других европейских монетах это отнюдь не свидетельство
императорской, королевской или княжеской власти. Этот символ
крещения всенародно извещал лишь о том, что глава государства
принял христианскую веру. Естественно, что подобный же знак
ставили и на иконах и фресках, изображавших Христа, обычно
у его ног или на нимбе справа и слева от головы, как и на
различных памятниках прикладного искусства.
Русь Х в. была не первой страной в Восточной Европе,
которая познакомилась с этим символом крещения. Раньше всего
его стали применять в Херсонесе. Уже в У в. его ставили на
кресте, кладбищенских плитах. Правда, шрифты этих знаков
несколько различались. Если в Византии и других странах Европы
употребляли греческий монументальный шрифт, то в Херсонесе
пользовались греческим вульгарным, из за чего омега становилась
похожей либо на якорь, либо на прямоугольный трезубец.
Славянам Восточной Европы этот знак был известен
уже в догосударствеиный период. В 1вв. он получил 12
некоторое распространение от правобережья Днепра у с.Сме
лы, южнее Киева до Верхней Волги Мощинского городца
Однако настоящая жизнь христограммы началась в Х
Х вв., со времени княжения в Киеве Владимира, первым при
нявшего вместе со своей дружиной крещение, а посему и пол
учившего прозвище Владимира Святого хотя вопрос о дате его
канонизации, то есть причислении к святым, до сих пор остается
спорным Князь поместил этот знак на лицевой стороне своих
монет, тем самым торжественно оповещая всех, что и он при
надлежит к христианскому миру, что и он не языческий, а
христианский правитель.
Не до конца выясненным остается пока вопрос о знаках
на печати отца Владимира Святослава Игоревича, По летописи
хорошо известно неприятие Святославом христианства, в осо
бенности из за нежелания его дружины креститься Како аз
хочу ин закон прияти един А дружина моа сему смеятися
начнуть заявлял он. Однако на его печати помимо двурогого
знака двузубца стоит и крестик. Сочетание этих двух знаков
христианства полностью противоречит летописным данным и,
казалось бы, подрывает теорию о знаке Рюриковичей как
христограмме.
Эту загадку можно объяснить, предположив, что печать
была сделана еще в малолетство Святослава, когда он жил при
дворе своей матери. Может быть, кто нибудь найдет и лучшее
объяснение этому п ротиворечию А пока, пока приходится только
констатировать его
Христограмма в виде альфы и омеги на русских монетах
и печатях продержалась недолго до конца Х в. Монеты пе
рестали чеканить уже при Ярославе Мудром, а на печатях место
христограммы абстрактного символа Христа заняло изобра
жение патрона князя, святого, тезоименитого его крестильному
имени. В это время христограмма сохранялась лишь на кирпичах
Михайловской церкви в Остерском Городце, построенной Юрием
Долгоруким, Борисоглебской церкви в Смядыни около Смоленска,
на белокаменной кладке Золотых ворот во Владимире на Клязьме 64 г., пьедестале белокаменного кивория в Боголюбове. Ставили
ее и мастера гончары на донцах глиняных сосудов, и оружей
ники на различных видах вооружения в частности, на боевых
гирях Эти знаки модифицировались кружками и отростками,
приобретали индивидуальный характер в зависимости от мастера,
заказчика или моды. Утверждение христианства, превращение
его в обыденную реальность жизни Руси сопровождалось исчез
новением символов крещения и заменой их другими как пра
вило, крестами. Однако ни христограмма, ни кресты не имели 13
отношения к государству и государственными эмблемами они
названы быть не могут. Таким образом, вплоть до конца ХП в.
Русь не имела собственной государственной эмблематики.
Можно ли считать государственными эмблемами изо
бражение патронов князей на их печатях Ответ содержится в
самом вопросе. Такое изображение, конечно, нельзя рассматри
вать как государственную эмблему. Святые покровители князей
были их личными патронами. Кстати, в это время на Руси еще
не сформировалось представление о государстве, как не суще
ствовало и самого этого термина. Он возник лишь в конце Х в.
Однако если проследить корни тех эмблем, которые
стали государственными, то выяснится, что они восходят к изо
бражениям на княжеских печатях домонгольского периода. В
первую очередь это относится к изображению всадника.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Хорошкевич А.Л. Двуглавый орел кануна революции 1917 г. (1993)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|