Хорошкевич А.Л.
Всадник на государственном гербе России
// Символы русской государственности (1993)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 15-20
Аннотация: В середине ХІХ в. всадник на груди у орла считался святым Георгием и трактовался как московский герб. Но так было отнюдь не всегда. Всадник был назван Святым Георгием только в 20-е годы ХVІІІ в. 12 января 1722 г. была создана Герольдмейстерская контора, во главе которой был поставлен выходец из Пьемонта граф Франциск Санти. В ее обязаиности входило упорядочение русской государственной и городской геральдики. Особое внимание было уделено имперскому гербу, который интересовал и самого царя. Петр І в 1712-1718 гг. писал: "...владимирские князи возимели себе сей герб св. Егория". Напомним, что московские князья в начале ХІУ в. носили титул великих князей владимирских, утверждая тем самым преемственность Московского княжества от Владимире-Суздальского.
Об авторе публикации/статьи:
Хорошкевич Анна Леонидовна (1931-2017) (Москва) Доктор исторических наук; специалист по средневековой Руси; старший научный сотрудник Института российской истории РАН (1991-2001); старший научный сотрудник в Отделе восточного славянства Института славяноведения РАН (2001-2016); член-корреспондент Немецкой исторической комиссии по истории Балтики; член Учёных советов ГИМ и РГАДА; член редколлегии Словаря русского языка XI—XVII веков; лауреат Макариевской премии (2005).
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Хорошкевич А.Л.в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 21924 знаков (с пробелами)
Всадник
на государственном гербе
России
Как мы помним, в середине Х Х в. всадник на груди у орла
считался святым Георгием и трактовался как московский герб.
Но так было отнюдь не всегда. Всадник был назван Святым
Георгием только в 20 е годы Х в. 12 января 1722 г. была
создана Герольдмейстерская контора, во главе которой был по
ставлен выходец из Пьемонта граф Франциск Санти. В ее обя
заиности входило упорядочение русской государственной и го
родской геральдики. Особое внимание было уделено имперскому
гербу, который интересовал и самого царя. Петр в 17 12 17 18 гг.
писал владимирские князи возимели себе сей герб св. Егория
Напомним, что московские князья в начале Х У в. носили титул
великих князей владимирских, утверждая тем самым преемст
венность Московского княжества от Владимире Суздальского.
Но вернемся к всаднику. Санти в сентябре 1722 г. так описывал
его На орловых грудях Георгий с золотою короною, обращен
он налево вооружен и сидит на коне, который убран своею
збруею с седловой приправою с покрышкою и подтянут подпру
гами оный Георгий держит свое копье в пасти или во рту
змия черного
В Х в. изображение всадника трактовали несколько
иначе. 14 декабря 1667 г. был издан указ О титуле царском и
о государственной печати который содержал описание герба на, персех груди изображение наследника В Титулярнике 1672 г. это изображение тоже еще не называлось москов 15
ским гербом, определение московский сопровождало рисунок
орла сли обратиться к еще более раннему времени, то ока
жется, что и толкование, данное указом Алексея Михайловича 1667 г., не было традиционным. При Иване Грозном была про
изведена реформа печатей. Посредине орла был помещен, по
словам летописи, человек на коне Однако русские дипломаты
сообщали, что аналогичное изображение на монетах означало государя на коней
Почему же столь неустойчиво было понимание образа
всадника на русских печатях Х 1Х Х вв. Обратимся к на
чальному моменту создания таких печатей, то есть к первым
десятилетиям Х в. Впервые патрональный святой на коне на
княжеской печати предбтавлен начобороте экземпляра, который
дВ.Л.дЯнЁ н м пр 1писы,ва,ет Мстиславу Мстислабичу Удатному, то
ропёцкдн и нььгьродскову вд 12то 12 15, 152 16 12 13 гг.
князю. На лицевой же стороне по прежнему изображен святой
воин врост дтйкимъ5бБаГз о м с я ты ёРпокровители самого князя
и его отца О Федор Тирон и Федор Стратилат представлены
по разному. Стоящий воин вполне соответствовал византийской
традиции, успешно освоенной на Руси. Всадник же это, по
видимому, дань общеевропейской сфрагистическо геральдической
МОД
В Центральной и Западной Европе по мере развития
феодализма и возникновения мелких феодальных государств,
главы которых были рангом ниже императоров и королей, рас
пространилось поветрие использовать конные печати в качестве
личных печатей князей, выполнявших функции государственных.
Мода на конные печати, зародившись в Лотарингии и Фландрии там такие печати появились в 30 60 е годы Х в. захватила
Австрию у маркграфа Эрнста Австрийского в 60 е годы была
такая печать Баварию печать герцога Баварского 25 г. и
в Х 1в. докатилась до Центральной Европы. Можно назвать
многих владельцев такой печати в Польше, Чехии это велико
польский князь Мешко печать относится к 45 г. сред
непоморский Богуслав 79 и 93 гг. чешский князь Пше
мыслав 92 93 гг В Х в. ко е печати в этом регионе
Европы стали массовым ЁЁЪ НИ М. Трудно найтиц князя того
времени, укоторого небыло бы такой печати, а список владельцев
конной печати занял бы не один десяток страниц. Северные
соседи шведские короли и ярлы наряду с более распростра
ненным у них изображением тронным или львиным также
пользовались и конной печатью. На контрпечатях Карла Свер
кссона 64 67 и Иоганна Сверкерссона после 12 16 г.
всадник с копьем наперевес изображен в движении галопом
направо от зрителя. 16
Появление святого всадника патрона князя налеиати
Мстислава Удатного, таким образом, в целом синхронно распро
странению общеевропейской моды. Заманчиво, конечно, было
бы узнать, из какого источника русские князья узнали о ней.
Но тут мы вступаем на почву догадок и предположений. Известно,
что дочь Ярослава Осмомысла сталадо 87 г. женой познанского
князя Одо, у которого уже в 6 1г. была конная печать. Известны
и дРУгие польско русские браки, но все они прямого отношения
к Мстиславу Мстиславичу не имеют. Были связи и с югом,
вернее, с юго востоком. Здесь в результате 1крестового похода
на руинах Византийской империи была создана новая Латин
ская, во главе которой стали фландрские графы, которые, как
уже упоминалось, с 60 х гг. Х в. пользовались конной печатью.
Утвердившись в Константинополе, фландрские графы и латинские
императоры создали новый для этого региона тип печатей, на
одной стороне которых помещалось тронное изображение, на
другой конник. Лицевая сторона представляла их в качестве
императоров, оборотная же как фландрских графов. Такой тип
печати вообще то был не нов. Такими же печатями пользовались
и английские короли со времен Вильгельма Завоевателя 1066 1087 На лицевой стороне король восседал на троне с регали
ями державой и скипетром, на обороте находился всадник. В
соответствии с круговой надписью на лицевой стороне он был
королем англов с конца Х в. Англии на обороте нор
маннским князем со времен Иоанна то есть с начала Х П в.,
позднее князем Нормандии кроме того, князем Аквитании сотез Анжу. Аналогичными печатями пользовались и чешские
короли. Итак, печать фландрских по происхождению и латинских
по положению императоров исключения не составляла.
Можно предполагать, что известие о моде на конные
печати принес Мстиславу Мстиславичу Добрыня Ядрейкович, новгородец, вернувшийся на родину до 12 10 г. Его наблюда
тельности во время пребывания в Константинополе Цесареграде
и мог бы быть обязан Мстислав Мстиславич, вероятно, общавшийся
с новгородским епископом Антонием под этим именем принчл
постриг Добрыня если бы тип изображения на княжеской печати
и печати латинских императоров совпадал. Этого, однако, нет
на печати фландрских графов святой держит меч правой рукой,
высоко поднятой, а на княжеской всадник вооружен лишь
крестом и флажком.
Остается признать, что поиски точного прообраза русских
конных княжеских печатей пока что оказываются малорезуль
тативными. Воздух, которым дышала вся Европа, достиг и Руси,
и здесь в полном соответствии с другими европейскими странами,
2 А. Хорошкевич 17 И 9 1Ш 4 Ъ 1йа Ё 14 О О Ъ 4, И 1К. 1Ф Ф 3 1Ь Ё 12 Ъ а чщ и
Рис
Печати Александра Невского ЗЁс, д Ь
правда несколько позднее, возникли конные печати. Хотя изо
бражение всадника, как правило, на Руси представляло собой
святого патрона князя, в остальных странах Европы светский
всадник на печати олицетворял конкретного главу государства
князя, герцога, графа и т.д.
Впрочем, и на Руси, где конные печати получили большое
распространение, наряду с изображениями святых на них изредка
появлялись и изображения светские. У Всеволода Юрьевича,
княжившего в Новгороде в 1222 и 1224 гг., были два разных
типа печати. На одной Дмитрий Солунский в рост, вынимавший
меч из ножен, а на обороте ее св. Георгий тоже в рост. На
другой св. Георгий представлен в виде всадника. Александру
Невскому В. Л. Янин приписывает две серии печатей на од
ной двое святых в рост, на другой конник на лицевой стороне
и Федор Стратилат в сцене чуда о змие последний, согласно
Апокалипсису, воплощал зло на оборотной. Наибольший интерес
представляет изображение на лицевой стороне печатей второй
серии. Изначально на них был представлен светский всадник,
при этом коронованный. Очевидно, прав В. Л. Янин, увидевший
здесь условное, символическое изображение самого князя Это
первое портретное, конечно, условно называемое таковым, изо
бражение на печати. В последующих разновидностях этой же
серии светский всадник, теряя трехзубцовую корону, получает
нимб и превращается в святого, то есть происходит возвращение
к традиции, существовавшей уже до того. Это вполне созвучно
времени. В Житии Александра Ярославича, который в Х в.
получил у новгородцев прозвище Храбрый, а в самом конце 18
Риеб.
Печать Дмитрия Донского
того же столетия Невский, сочетаются светские и церковные
мотивы. Составитель этого произведения, по видимому, считал
деятельность князя как главы государства церковным подвигом,
достойным увековечения.
Некоторая двойственность в понимании всадника на
печатях Александра Невского изредка проявлялась у его преем
ников. У Дмитрия Александровича, князя новгородского в 1276 128 283 1294 гг., святой всадник сочетался с изображением
Вседержителя, патрона Новгорода. Его печать приобрела характер
княжеско городской печати, примером которой может также слу
жить печать короля Боиифация Монферратского 1204 1207 гг. на лицевой стороне всадник, изображавший короля,
а на обороте изображение города, что и подтверждалось соот
ветсвующими надписями. У другого сына Александра Невско
го Андрея, также княжившего в Новгороде в 128 283, 1294 1304 гг., близость к печати короля Монферратского еще
больше на одной серии его печатей изображены конный сокольник
и Вседержитель, патрон Новгорода, а на другой, близкой к типу
печати Александра Невского, св. Андрей, патрон князя, и кон
ный сокольник. Последний олицетворял власть князя как таковую.
2 19
Печати младшего сына Александра Невского Данилы
Александровича, первого московского князя, неизвестны. Но внук
Невского Иван Данилович Калита отказался от символа госу
дарственной независимости изображения коиника, будь то свя
того или светского. Другой внук Невского Юрий Данилович иовгородский князь 13 18 1322 гг. смог вернуться к дедовым
печатям всадник и тезоиненитый святой, причем на одной серии
печатей всадник был светский, на другой святой. В начале
Х 1в. Юрию Даниловичу приписывалась особая роль в восста
новлении русской государственности послемонгольского времени.
Прошло еще полстолетия, и герой Куликовской битвы,
первым дерзнувший поднять руку на иноземных захватчиков,
Дмитрий Иванович Донской, прозванный так в середине Х в.
за героическую победу на Дону в 1380 г., снова поместил на
своей печати Ъ 1942 1по каталогу В.Л. Янина в его книге Актовые
печати Древней Руси Х 1Х вв М., 1970. Ч. 12 святого
всадника с поднятым мечом. В середине Х в. появляется и
светский всадник это сокольник на печати Василия М 430
На другой его печати Ч 43 1также изображен всадник. Ту же
эмблему всадника поместил на своей печати и Иван Ч
434 В Х 1в. эта эмблема московского княжсния стала име
новаться по польскому образцу ездецом
К сожалению, от более раннего, чем середина Х 1в.,
времени не сохранилось письменных источников, которые могли
бы рассказать нам о понимании всадника в Х 1ХУ вв. Ясно
лишь то, что, возникнув в начале Х в. как конное по образцу
всей Европы изображение святого патрона князя этот принцип,
заимствованный из Византии, сохранялся с Х в. или самого
князя как это было в случае с Александром Невским оно и
позднее давало основание для различных толкований. На про
тяжении ХУ в. всадник терял свою святость и окончательно
превратился в символ князя. Мы проследили судьбу эмблемы
всадника в роду московских князей, но это изображение свой
ственно было и печатям других русских князей тверских, ка
шинских и др. В частности, оно было помещено на печати
тверского князя в конце Х 1в.
Эволюция смысла московского конника в Х 1Х вв.
завершилась возвращением к прежнему толкованию всадника
как святого, в котором видели уже не разных святых, тезоиме
нитых различным князьям, а одного св. Георгия. Это понимание
и было закреплено Герольдмейстерской конторой в 1722 г. и
дожило до наших дней.
До этого мы говорили только о смысле конного изобра
жения на груди двуглавого орла русского государственного герба
середины Х Х в.
Пора обратиться к самому двуглавому орлу.
20
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Хорошкевич А.Л. Всадник на государственном гербе России (1993)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|