| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018) › К вопросу о символике России в первой четверти XX столетия: новые подходы к исследованию | ||||||
Соболева Н.А.
К вопросу о символике России в первой четверти XX столетия: новые подходы к исследованию// Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии - М.: Изд. дом ЯСК, 2018. С. 525-542 (начало Главы VI) Аннотация: Как связаны фасции и Конституция Страны Советов? Какой идейный смысл содержится в оформлении текста конституции при помощи подобной эмблемы? Случайна ли данная эмблема на обложке подобного издания? Без вопросов, но исключительно в оккультном смысле, трактуется ныне и такой политический символ, как пятиконечная звезда. Подобное восприятие символики Советского государства, к сожалению, выходит за рамки «специальной» литературы по масонской семиотике, появляясь на страницах трудов весьма «респектабельных» авторов. Об авторе публикации/статьи: Соболева Надежда Александровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Соболевой Н.А.
в библиотеке найдено еще 63 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 83927 знаков (с пробелами)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ К ВОПРОСУ О СИМВОЛИКЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX СТОЛЕТИЯ НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ В современной России наблюдается исключительный интерес к знакам, симво лам, эмблемам. В центре общественного внимания находится, прежде всего, государственная символика. Герб, флаг и гимн новой России, несмотря на то что в декабре 2000 г. они утверждены законодательным путем, вызывают к себе неод нозначное отношение в нашем обществе, являясь предметом дискуссий, а иногда и более серьезных противостояний. Однако не только государственная символика и ее трактовка будоражит умы граждан. Много споров ведется вокруг территориальных эмблем, прежде всего городских гербов, существовавших как правительственный институт в царской Рос сии, а также своеобразного нововведения гербов и флагов субъектов Российской Федерации. Почти каждый город добивается права зафиксировать свою городскую эмблему в виде герба, флага, а порою и гимна, в особом регистре, который состав ляется в Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации. Причем зачастую происходит прямо таки эквилибристика в замене старых городских знаков на новые и новых на старые в зависимости от вкусов и политической ориентации мэров и губернаторов. Но это еще не все. Большое распространение получают индивидуальные отличительные знаки, эмблемы корпораций, фирм, ассоциаций и т. д. Составление родословных, поиски родовых гербов и составле ние личных гербовых знаков любимое занятие не только потомков дворян, но и прочих граждан, желающих быть гербовладельцами, среди которых много так называемых новых русских, представителей общественной элиты, художествен ной интеллигенции. Изготовлением подобных эмблем, как правило, занимаются самозваные геральдисты деятельность которых, лишенная какого либо творче ского подхода и геральдической эстетики, вряд ли заслуживает научного анализа. Она интересна лишь в плане осмысления эмблематического бума, наблюдающе гося в России, составной частью которого является возврат к символике царской России и на основе ее воссоздание не только герба и флага нашего государства, но и разносторонней военной атрибутики знамен, кокард, отличительных армейских эмблем государственных наград, должностных знаков и т. д. политическая символика 528 в современном мире Отечественная историография всегда была бедна как научными трудами, так и популярными изданиями и справочниками, посвященными военным и граж данским эмблемам. Большинство из них сейчас переиздано, но дефицит подоб ной литературы ощущается очень явственно, и на потребу общества книжный рынок предоставляет огромное количество переводных энциклопедий и словарей символов, уровень которых не всегда достаточно высок, а разнобой в толковании эмблем поражает. Вряд ли может, однако, бесконечно потребляться без должного научного обоснования варево из каббалистических, масонских, псевдо исконно русских и прочих символов и эмблемат Без сомнения, отсутствие историзма в объяс нении российских символов, существовавших на протяжении многих столетий, а также вводимых в настоящее время новых военных и гражданских знаков, новых наград, при всей их значимости для сегодняшней России, поддержке правитель ства и президента, будет способствовать неоднозначности восприятия их обще ством. Напротив, научный подход при объяснении их истоков, традиционности, исторической целесообразности вкупе с изобразительно хронологическим рядом приведет к пониманию роли знаков и символов в жизни российского общества разных эпох. Занимаясь научной разработкой визуальной символики средневековья, автор данного сообщения обращал мало внимания на символику XX в. века идеоло гий когда символы, начиная с XIX в., стали играть главную роль в пропагандист ском распространении идеологий 1Приглашение участвовать в Чтениях памяти В. И. Бовыкина, который в силу глубокой эрудиции всегда интересовался моими занятиями, столь далекими от его собственной проблематики, побудило меня под готовить сообщение, хронологически близкое научным изысканиям Валерия Ива новича, обратиться к так называемой политической символике. Она представляет собой одну из малоисследованных тем в российской исто рии. Политическим символам посвящены многочисленные труды начиная с середи ны XX в. зарубежных ученых, в основном социологов2. Однако существуют и исто рические разработки. Анализ подобных трудов дан в прекрасной работе немецкого исследователя Г. Корффа История символов как социальная история 3. В отече ственной историографии политической символике до недавнего времени уделялось лишь касательное внимание 4. Исключение составляет недавно опубликованная 1Корфф Г. История символов как социальная история Десять предварительных заметок о системах образов и символов общественных движений в Германии Конец рабочей истории М., 1996. С. 163. 2 См., например Sfez L. La symbolique politique. Paris, 1988. 3 Корфф Г. Указ. соч. С. 163. 4 О политической символике поднимался вопрос в книге философа и филолога энци клопедиста А. Ф. Лосева Проблема символа и реалистическое искусство М., 1976 Ответы на многие вопросы о политической символике содержатся в искусствоведческих работах. См., напр. Агитационно массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. М., 197 1 к вопросу о символике россии в первой четверти XX столетия 529 монография санкт петербургского историка Б. И. Колоницкого Символы власти и борьба за власть 5. Хотя трудно согласиться с некоторыми положениями автора, все же следует признать, что книга исключительно интересна в плане разработки проблемы политической символики России, причем не только по содержанию, но и по методике исследования Материал, на котором основывается данное сообщение, включается в кон текст научной темы Знаки и символы Российской державы где политическим символам будет отведено соответствующее место. Здесь о символах первой четвер ти XX в. повествуется в первом приближении В общем хоре используемых сегодня эмблем звучат и реалии античной действительности, чаще всего широко известные кадуцей жезл, обвитый двумя змеями и увенчанный парой крыльев иначе Меркуриев жезл рог изобилия рог, наполненный плодами и цветами крылатый конь Пегас изображение богини Победы Нике и др. Они помещаются в современных гербах и различных знаках без должного объяснения, но, как правило, в положительном смысле. В то же вре мя имеет место и негативное восприятие таких античных символов, как фасции секира на древке, вставленном в связку прутьев ликторский пучок эмблема кары, символ превосходства государственной власти над отдельным человеком и символ полномочий римских судей. Муссолини сделал фасции политическим символом, воплотил в нем принципы фашизма, т. е. подчинение интересов лич ности интересам нации, которые, по его представлениям, должна была выражать националистическая элита6. В подобном контексте эмблема вызвала недоумение у читателей моего очерка Традиции не умирают в книге Гербы городов Рос сии где помещен рисунок с обложки изданного в 19 18 г. текста первой советской Конституции. Обложка украшена изображением перекрещенных серпа и молота, сопровождаемых надписью Пролетарии всех стран, соединяйтесь и заключенных в лавровый венок, перевитый лентой. Вся эта композиция обрамлена своеобраз ным картушем, в который входит античная чаша с факелом, а также пара фасций7. Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 19 17 г. М., 1983 и др. Историки по святили свои работы, в основном, описанию гербов Советского государства Поцелуев В. А. Гербы Союза ССР из истории разработки. М., 1987 статьи А. Н. Луппола и Е. И. Каменцевой о гербе СССР и т. д В них мало говорится об истоках советской символики, а о лингвистической, об рядовой формах советских политических символов речь не идет вообще. Интересные сведения о символах советской политической жизни можно найти в статьях Похлебкин В. В. Из истории советской эмблематики Вопросы истории. 1978. 3 Корнаков П. К. Знамена Февральской ре волюции Геральдика. Материалы и исследования. Л., 1983. См. также Соболева Н. А. Рец. на кн. Husar J. Revoluine symboly. Bratislava, 1979 Вопросы истории. 1982. 3. 5 Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть к изучению политической куль туры российской революции 19 17 г. СПб., 200 1 6 Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. С. 282 Тресиддер Д. Словарь символов. М., 200 1С. 388 389. 7 Соболева Н. А. и др. Гербы городов России. М., 1998. С. 146. политическая символика 530 в современном мире Как связаны фасции и Конституция Страны Советов Какой идейный смысл содержится в оформлении текста конституции при помощи подобной эмблемы Случайна ли данная эмблема на обложке подобного издания Эти вопросы были заданы мне, в частности, римским юристом профессором П. Каталано. Без вопросов, но исключительно в оккультном смысле, трактуется ныне такой политический символ, как пятиконечная звезда. Строго говоря, этот астро логический знак известен был жителям Месопотамии еще четыре тысячи лет назад, затем он стал шумерским и египетским знаком звезд. В этрусской культуре звезда с 5 лучами пентаграмма известна в качестве орнаментальной фигуры на кера мике из этой же культуры выходят и фасции. В Древней Греции, однако, пента грамма использовалась пифагорейцами, религиозно этическим и философским братством типа секты, в качестве символа здоровья, мистической гармонии, союза небес и земли пять лучей представляли комбинацию чисел, олицетворяющих жен ское и мужское небесное начало С момента использования ее пифагорейцами VI IV вв. до н. э. пентаграмма приобретает оккультное значение, как, впрочем, и звезды с большим количеством лучей 6, 7, 8 и т. д., используемые в различных средневековых сообществах. Многие знаки тайных обществ средних веков перешли к масонам, причем произошла специфическая трансформация сущности, иногда даже формы оккульт ных знаков. Например, в масонской семиотике звезды, в частности пятилучевая, изображаются пламенеющими т. е. с пучком лучей между концами звезды8. Автор известной Энциклопедии символов и исключительный знаток масонской симво лики, австрийский ученый Г. Бидерманн, выделяя пентаграмму из прочих знаков, пишет В масонском символическом мире пентаграмма играет весьма значитель ную роль как пламенеющая звезда снабженная в углах пучками лучей или язы ком пламени и буквой Г в центре 9 букву толкуют по разному гносис учение, геометрия, готт бог и т. д Эти краткие сведения о пятиконечной звезде приводятся здесь конечно же не случайно. В последнее десятилетие увлечение проблемой масонства высвети ло и интерпретированную в конспирологическом ключе масонскую семиотику 10. Последняя проецируется на советскую символику, в частности на такие эмблемы, как красная пятиконечная звезда, лучи восходящего солнца в гербе РСФСР. Один из подобных толкователей некто В. М. Острецов, например, заявляет следую щее В конце концов, начинаешь более внимательно смотреть на государственную 8 Лотарева Д. Д. Знаки масонских лож Российской империи. М., 1994. С. 38. В экспозиции Государственного исторического музея, где в хранилище имеется коллекция масонских знаков, выставлена среди других знаков шестилучевая пламенеющая звезда. 9 Бидерманн Г. Указ. соч. С. 93. 10 Обзор конспирологической литературы предпринят в работе Багдасарян В. Э. Война символов масонская семиотика в конспирологической интерпретации Армагеддон. Кн. 4. М., 1999. С. 7 22. к вопросу о символике россии в первой четверти XX столетия 53 1 символику большевиков И обнаруживаешь следующее Пятиконечная звезда есть, как известно, звезда Соломона каббалистов. Она же и пламенеющая звезда масонских лож. Она же и звезда Люцифера, Денницы, Сатаны. Молот знак вла сти Мастера и знак послушания его подчиненных. Красный цвет зловещий цвет крови непокорных Серп знак кровавой жатвы, особенно рядом со срезанными колосьями хлебов Подобным же образом Н. Боголюбов разъясняет, что молот служит символом власти над обществом, необтесанным камнем, а серп знако вым выражением смерти, убийства, неминуемой гибели. Таким образом, механизм достижения власти через символику насилия, по предположению Боголюбова, был выражен через принятую большевиками эмблематику 12. Кстати, и сам автор, предпринявший с известной долей скептицизма деталь ный разбор конспирологической литературы, подчеркивающий спекулятивный характер многих измышлений в толковании символики Нового и Новейшего вре мени, тем не менее утверждает Наличие масонской тематики в семиотике совет ской власти не вызывает сомнения 13. Подобное восприятие символики Советского государства, к сожалению, выходит за рамки специальной литературы по масонской семиотике, появляясь на страницах трудов весьма респектабельных авторов. Так, известная иссле довательница творчества М. А. Булгакова, литературовед М. О. Чудакова, в ста тье Антихристианская мифология советского времени 14 рассматривает вопрос о появлении и закреплении в государственном и общественном быту Советского государства красной пятиконечной звезды, как символа нового мира Чудакова дает красной пятиконечной звезде разностороннюю оценку от рождествен ской звезды, якобы взятой большевиками с рождественских лубков и елок до символа пифагорейцев, которых пентаграмма объединяла в группу являясь средством заклинания и достижения могущества По мнению автора, оба эти значения следует принять во внимание при осмыслении выбора большевиков 15, имевших, в представлении М. О. Чудаковой, разработанную философскую про грамму в отношении символики будущего государства уже в начале 19 17 г. Вос принимая красную пятиконечную звезду в качестве оккультного знака, полагая, что именно в этом понимании ее использовали большевики, Чудакова встает на позиции интерпретаторов Октябрьской революции как масонского заговора. По видимому, для уважаемого литературоведа заразительным явился пример Д. С. Мережковского, заявлявшего, что большевизм есть борьба пентаграммы Цит. по работе Багдасарян В. Э. Указ. соч. С. 18. 12 Там же 13 Там же. С. 19. 14 Чудакова М. О. Антихристианская мифология советского времени Библия в куль туре и искусстве. Материалы научной конференции Випперовские чтения. 1995 Вып. XXVIII. М., 1996. 15 Там же. С. 249 250. политическая символика 532 в современном мире против креста, однако борьба символов для Мережковского была как бы есте ственная он сам являлся масоном, основателем ложи Мережковского создан ной по инициативе Верховного совета Великого Востока народов России в годы Первой мировой войны 16. Проблемы русского масонства, занимающие в настоящее время умы отече ственных историков, решаются ими по разному 17. Основанный на научных изы сканиях вывод о том, что падение Временного правительства фактически приве ло к гибели масонства в России 18, удовлетворяет далеко не всех. Продолжаются поиски прямого влияния организационных форм масонских объединений на строительство, организационные и идейные принципы большевистской партии 19. В контексте подобных представлений рассматриваются и эмблемы, утверж денные впоследствии большевиками в качестве государственных. Между тем игнорируется принципиальное различие в подходах к значимости символов, которые исповедовали масоны и большевики. Масонские ложи это тайные сообщества. Тайной являются их знаки и обряды последние, кстати, как отмечают многие исследователи масонства, в России не были в достаточной степе ни проработаны и использованы По этому поводу, например, известный иссле дователь масонства О. Ф. Соловьев пишет Плотью и кровью масонства является всесторонне его пронизывающая символика, будь то ритуальные акты или фило софские постулаты. Символ есть определенный знак, выводящий на понимание предмета или явления, он известен лишь посвященным, которые вкладывают в него и собственный сокровенный смысл, отпугивающий посторонних 20. Большевики, наоборот, несли свои идеи в широкие народные массы, о чем могут свидетельствовать десятки тысяч листовок, распространяемых с конца XIX в. различными социал демократическими организациями не только большевиками в пределах Российской империи2 1 В полной мере этот комплекс источников не исследовался, однако уже сейчас можно констатировать иллюстрированные листовки, а также отчеты Департамента полиции об изъятых прокламациях могут свидетельствовать о символике соци 16 Серков А. И. Русское масонство. 173 12000. Энциклопедический словарь. М., 200 1 С. 44. 17 См. об этом Харитонович Д. Э. Масонство. М., 200 1Королев А. А. Разноликий мир русского масонства Масоны в России. Вчера сегодня завтра М., 1999. С. 8 2 8 Харитонович Д. Э. Указ. соч. С. 158. 19 Королев А. А. Указ. соч. С. 8. Автор и сам старается соотнести организацию масонской ложи и первичного звена большевистской партии не социал демократических объединений разного толка, которые при царизме работали в условиях жесткой конспирации а именно ле нинской партии, партии нового типа выдвигая пример их идентичности в количественном показателе у масонов 7 человек, у большевиков 3. 20 Соловьев О. Ф. Символика масонских клятв Масонство и масоны. Вып. II. М., 1988. С. 4. 2 1В настоящее время публикация листовок предпринята в ИРИ РАН. Выпуски издания Рабочее движение в России. Хроника. Разд. III Листовки. Вып. I VII. М., 1992 2000. к вопросу о символике россии в первой четверти XX столетия 533 ал демократов, ее становлении как системы образов, эмблем, вошедших позднее в структуру знаков большевистской России. О тайном знаке польских и литовских социал демократов свидетельству ет агентурная записка по Петроковской губернии б. Российская империя В ней говорится о знаке, на котором изображен человек, держащий в одной руке факел, а в другой красное знамя. Знак этот имел форму медали. Нелепец арестован ный. Н. С. говорил, что лицо, обладающее таким знаком, пользуется большим доверием в партии. Моронь Андрей арестованный. Н. С. говорил, что также имеет подобный знак 22. Социал демократический значок в виде серебряного кружка хранится вместе с листовками в одном из фондов Государственного архива Российской Федерации. На значке изображены идущие людские колонны рабочих с тремя развевающи мися знаменами и изображением над колоннами земного шара23. Красное знамя в вербальной форме в листовках, документах Департамента полиции и в виде изображения флага на рисунках, хранящихся в названных фондах, как можно заметить, является главной темой пропагандистской социал демокра тической символики24. Очень часто в рисунках оно изображается вместе с другой эмблемой восходящего из за горизонта солнца в виде полушара с длинными луча ми. Приведу два примера. В листовках Латвийской социал демократической партии внизу помещена печать с надписью Латвийская социал демократическая партия. Рижский районный комитет имеется чернильный рисунок женщина в развеваю щихся одеждах с опущенным мечом в одной руке и развевающимся приспущенным знаменем в другой речь идет о памяти событий 9 января. Н. С. стоит на фоне восходящего солнца25. Среди конфискованной социал демократической литературы в одном из населенных пунктов Харьковской губернии была обнаружена литография бурное море, волны. Справа мрачные скалы, над ними чайки. Слева встающее солнце со светлыми лучами над прекрасным городом. К нему, дружно налегая на весла, группа людей плывет на лодке, на борту которой написано Социал демокра тия На носу стоит человек с развевающимся знаменем в руках. На знамени над пись Социализм Политическая свобода За лодкой тонущий баркас, в котором скучились совсем другие люди по видимому, министр держит флаг с двуглавым орлом, древко флага сломано за него цепляется царь в короне Волны захлестывают генералов, священника в облачении тонущих министров в штатских костюмах 26. 22 ГАРФ. Ф. 102. 00. 1898. Д. 5. Ч. 2 1Лит. В. Д. 150. Л. 16 1об. 23 Там же. Ф. 174 1Oп. 1Д. 15606. 24 Примеры Первое мая в царской России 1890 19 16 Сборник документов. М., 1939. С. 35, 36, 42, 52. Рабочее движение в России. Хроника. Вып. I. С. 135 Вып. II. С. 183 Вып. III. С. 207, 2 15 2 16 Вып. IV. С. 222, 236 Вып. V. С. 27 1272 Вып. VI. С. 258, 276 277, 334 335 Вып. VII. С. 357, 36 1287, 4 25 ГАРФ. Ф. 174 1Oп. 1Д. 180 12. 26 Там же. Ф. 124. Оп. Д. 4 19 1902. Л. 2. политическая символика 534 в современном мире Подобные изображения приравнивались к антиправительственным прокла мациям и литературе. В одном из дел Департамента полиции о тайном обществе, имеющем целью ниспровержение правительства или перемену образа правления в государстве так и записано найдено у обвиняемого значительное количество противуправительственного характера листков, брошюр и изображений 27. Множество изображений начала XX в. визуально демонстрировало гнет самодержавия в России. Привожу запротоколированное описание одной из откры ток найденной в 1902 г. в г. Иркутске. Фотографический снимок изображает пирамиду, состоящую из пяти площадок. Вверху, над суженным концом пира миды, изображен парящий двуглавый орел, под которым помещено изображение Их Императорских Величеств государя императора и государыни императрицы. Над упомянутым орлом имеется надпись Мы царствуем над Вами На второй, считая сверху, площадке изображены, по видимому, обер прокурор Святейшего Синода статс секретарь Победоносцев и ныне покойные министры внутренних дел егермейстер Сипягин и народного просвещения тайный советник Бого лепов. Сбоку имеется надпись Мы правим вами На третьей площадке изобра жены представители духовенства в облачении. Сбоку надпись Мы морочим вас На следующей площадке изображены войска казаки с плетками и шеренга пехоты, стреляющая из ружей. Сбоку надпись Мы стреляем в вас На нижней площадке изображено общество кутящих дам и мужчин. Сбоку надпись Мы едим за вас Описанная площадка опирается на плечи поддерживающей ее группы рабочих, среди которых на коленях стоят с воздетыми кверху руками женщины и лежат на земле дети. Против этой группы имеются надписи с одной стороны Мы работаем на вас и с другой Мы кормим вас У одного из рабочих, изображенного несколько в стороне, имеется в руках знамя с надписью Жить в свободе, умереть в борьбе 28. Рабочие, интеллигенты плывущий в лодке с надписью Социал демократия со знаменами в руках этот образ наиболее популярен в антиправительственной пропаганде социал демократического движения, но он сосуществовал с таки ми народными эмблемами, как красные галстуки у мужчин и красные шарфы у женщин в частности, во время первомайских демонстраций Те, кто побоятся надеть такую общеизвестную полиции эмблему, могут из бокового кармана сюртука выставить концы красного платка или куска кумача предписывается в одном из документов социал демократов29. В данном факте нельзя не увидеть прообраз крас ной розетки, используемой впоследствии в любом революционном праздновании. В пропагандистских иллюстрациях, по крайней мере с начала XX в., все чаще появляются фигуры рабочего и крестьянина, определяемые по сопровождающим их орудиям труда. Так, в одной из листовок 1903 г. имеется прекрасный рисунок, сделанный фиолетовыми чернилами. На нем изображено самодержавие в виде 27 ГАРФ. Ф. 124. Д. 166 902. Л. 29. 28 Там же. Д. 34 1902. Л. об. 29 Там же. Ф. 102. ДП 00. 1898. Д. 5. Ч. 2 1Лит. В. Л. 85. к вопросу о символике россии в первой четверти XX столетия 535 колонны, прорезанной трещиной. Слева от колонны рабочий, прикованный наруч никами к расшатываемой колонне самодержавию вынимает из земли булыжник. Рядом с ним орудия труда топор, кайло, лопата, тачка, пила, колесо и молоток. Справа крестьянин, также прикованный к обрушающейся колонне. Его орудия труда плуг, борона. Между ними скрещенные винтовки и плетка. Подпись Самодержавие расшатывается 30. Интересен рисунок марки, выпускавшейся Центральным управлением Пале стинского рабочего фонда еврейской социал демократической рабочей партии в 19 10 19 гг. На фоне восходящего солнца две стоящие напротив друг дру га мужские фигуры. Слева рабочий с молотком в руке, справа крестьянин с косой, длинную ручку которой он держит подмышкой3 1Мотивы серпа, молота, других орудий труда можно встретить при оформлении Народного дома в Санкт Петербурге в начале XX в., к ним испытывают приверженность ряд партий, опи рающихся в своей деятельности на крестьянскую массу, задолго до Октября 19 17 г. Красное знамя в качестве политического символа, восходящее солнце, молот в руках и т. д. эти знаки, по крайней мере с середины XIX в., хорошо известны в рабочем движении ряда стран, например в Германии, Венгрии32. Их сравнитель ный анализ еще предстоит сделать. Новый источник, введенный в научный оборот несколько лет тому назад знамена Февральской революции33, предоставляет бесспорные доказательства существования эмблемы Серп и Молот еще до октябрьских событий 19 17 г. Масса знамен периода марта октября 19 17 г., несущих демократические лозунги типа Да здравствует свобода Да здравствует демократическая республика укра шены эмблемами восходящего солнца свет и свобода земного шара, переви того лентой с пролетарским лозунгом, фигурой женщины, протягивающей руки к солнцу свободная Россия фигурой рабочего, разбивающего цепи, и другими знаками, традиционными для социал демократических листовок, брошюр и т. д. Иногда композиции на стягах носили более сложный характер фигуры рабочего и крестьянина или солдата сходились в крепком рукопожатии, иногда братались все трое. Каждый из них держал орудия своего труда молот, кирку, лопату, серп, косу, плуг, штык, винтовку. Постепенно многофигурные композиции заменялись более простыми, легко и быстро воспроизводимыми на полотнище стяга. От фигур оставались лишь их революционные элементы факел, молоток, серп, штык и проч. Иногда они исполь зовались в комплексе, т. е. молоток объединялся с серпом, штыком или винтовкой. Применительно к геральдическому творчеству, например, подобная замена цело 30 ГАРФ. Ф. 124. Оп. 12. Д. 82 903. Л. 13. 3 1Там же. Ф. 102. ДП 00. 19 10. Д. 22. Л. 8 1 32 Корфф Г. Указ. соч. С. 163, 166, 168, и примеч., 169 176 Siklo Andra Magyarorsz g. 19 18 19 19. Esem nyek. K pek. Dokumentumok. Budapest, 1978 15, 308, 324 325, 340, 345, 356. 33 Корнаков П. К. Указ. соч. С. 12 26 и таблицы. политическая символика 536 в современном мире го изображения или фигуры только характерными атрибутами выглядит вполне научно и закономерно, а главное символично. Исследователь знамен Февральской революции П. К. Корнаков полагает, что первое из известных пока появлений эмблемы серпа и молота зафиксировано 18 апреля 1мая нового стиля 19 17 г. Она была помещена на трех хоругвях, укра шавших подъезд Мариинского дворца на Исаакиевской площади в Петрограде 34. Он называет и возможных создателей подобного знака архитектора художника Л. В. Руднева и выпускника Высшего художественного училища при Академии художеств П. А. Шиллинговского. Оба они оформляли Петроград к празднику 1го Мая 19 17 г., т. е. на год раньше украшения Москвы к подобному же праздно ванию художником Камзолкиным. Примерно в это же время серп и молот со штыком или ружьем украша ют знамена, отправлявшиеся из Петрограда на немецкий и румынский фронты воюющим русским солдатам. Корнаков подчеркивает, что знаменное творчество охватило в 19 17 г. самые широкие слои населения вместе с символами профессио нального труда шестеренкой, пшеничным снопом, якорями и т. д. на знаменах изображались трубящие крылатые фигуры, пальмовые и лавровые ветви, летящие к солнцу птицы. Эти эмблемы выплескивались на улицы, становясь достоянием тысяч людей, привлекая их новизной и одновременно доступностью для понимания. Исключительная знаковость и идейная выразительность эмблемы Серп и Молот привлекли к ней внимание художников социалистической ориентации при создании печати, а затем и герба Советского государства35. Автор или авторы рисунка использовали не только выразительные, но и хорошо известные в социал демократическом и рабочем движении эмблемы серп, молот, восходящее солнце, хлебные колосья вряд ли заимствованные у вольных каменщиков Один из современников рождения отличительного знака социали стического государства, знаток геральдики К. И. Дунин Борковский, отмечал, что рисунок герба и военного флага РСФСР был составлен художником С. В. Чехо ниным и внесен затем в Конституцию Республики 36. С. В. Чехонин, знаменитый мирискусник художественный руководитель Государственного фарфорового завода и член коллегии ИЗО Наркомпроса, принимал непосредственное участие в создании социалистической символики37. Серп и Молот одна из излюбленных его эмблем. Эту эмблему он помещает на рисунки проектов народного герба, печати Совнаркома, почтовых марок. С нею не расстается Чехонин, расписывая фарфор. 34 Корнаков П. К. Указ. соч. С. 19. 35 Создание государственных знаков РСФСР и СССР не раз становилось предметом из учения, но до сих пор нуждается в отдельном более детальном исследовании. 36 Дунин Борковский К. И. О гербе и флагах РСФСР. М., 1922. С. 15. 37 Об этой стороне его деятельности см. Эфрос А., Пунин Н. С. Чехонин. М. Пг., 1923 Андреева Л. В. Советский фарфор. 1920 1930 е годы. М., 1975 Похлебкин В. В. Указ. соч. Со болева Н. А. и др. Указ. соч. С. 140 142. к вопросу о символике россии в первой четверти XX столетия 537 На первенство в создании эмблемы Серп и Молот претендуют многие. Приведу только один малоизвестный факт, и то только потому, что он связан с Чехониным. Саратовский художник Н. А. Колоярский оставил воспоминания о соз дании эмблемы Саратовского губисполкома, где Серп и Молот зафиксированы уже в декабре 19 17 г.38 Один из участников создания знака послал рисунок эмбле мы в Петроград своему другу А. Е. Кареву, который использовал ее при разработ ке фирменного знака фарфорового завода, где работал и С. В. Чехонин, ближай ший друг Карева. После назначения А. Е. Карева членом Петроградской коллегии по делам искусств, а затем комиссаром Академии художеств в начале 19 18 г., он передал все свои эскизы с изображением перекрещенных серпа и молота Чехони ну, который и воссоздал ее для помещения на печати, принятой 10 июля 19 18 г. на V Всероссийском съезде Советов. Роль С. В. Чехонина в художественном оформлении главной советской эмблемы очевидна. Особо хотелось бы подчеркнуть, что не прослеживается ника кой его личной связи с масонами, в отличие от его товарищей по Миру искус ства А. Бенуа, М. Добужинского, И. Билибина которые, оказавшись, как и Чехонин, в конце 20 х гг. за границей, пусть ненадолго, но числились членами масонских лож39. Появление красной пятиконечной звезды одного из первых знаков Совет ского государства в достаточной степени еще не исследовано. Но уже сейчас можно говорить о ней прежде всего как о военном знаке, возникшем изначаль но именно в этом качестве. Превращение Красной гвардии в Красную армию в конце 19 17 г. потребовало изменения отличительного знака прежних вооружен ных формирований, созданных большевиками в период подготовки Октябрьской революции. Знак Красной гвардии красная лента, носившаяся слегка наискось на головных уборах папахах, шапках и красная нарукавная повязка с надписью Красная Гвардия сделанной типографским способом черной краской. Уже в конце ноября 19 17 г. начались действия большевистского руководства по формированию вооруженных сил 23 ноября назначен нарком по военным делам, 16 декабря опубликованы декреты СНК О выборном начале и организа ции власти в армии Об уравнении всех военных в правах и т. д. На заседании СНК 15 января 19 18 г. был доложен проект декрета о создании Красной армии, а затем декрет был подписан, в частности, Н.И. Подвойским, который вскоре был назначен председателем Всероссийской коллегии по организации и формирова нию РККА. Освобожденный Февральской революцией 19 17 г. из тюрьмы, про фессиональный большевик Подвойский в конце марта 19 17 г. возглавил военную организацию при ЦК РСДРП, был инициатором создания военного Клуба Прав ды участвовал в формировании отрядов Красной гвардии, организации интел 38 Колоярский Г. Н. Кто создал первую государственную эмблему Серп и Молот Труды Саратовского историко краеведческого общества. Вып. 2. Саратов, 1992. С. 4 155. 39 Серков А. И. Указ. соч. С. 104, 7, 306, 85, 88, 120 1 политическая символика 538 в современном мире лектуального обучения солдат агитаторов, редактировал различные солдатские газеты еще до Октября 19 17 г. Затем он принимал участие во всех действиях по созданию Красной армии, теоретических и практических, будучи назначен 23 ноя бря 19 17 г. наркомом по военным делам. Он был прекрасно образован учился в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Не исключено, что активная дея тельность на военном поприще в момент создания Красной гвардии и Красной армии побудила Подвойского принять участие в создании отличительного знака РККА в виде пятиконечной красной звезды. В майских военных приказах 19 18 г. красноармейский значок в виде красной пятилучевой звезды с плугом и моло том в центре именуется марсовой звездой Бог войны Марс должен был быть хорошо известен организаторам новой армии в силу их образованности. К ним, бесспорно, можно отнести и Н. И. Подвойского. Плуг и молот в центре марсо вой звезды мог появиться в первые месяцы 19 18 г. в соответствии с разработкой советской печати, выбора эмблем серп и молот позднее заменили плуг и молот для нее. Известно, что марсова звезда в военно агитационной изопродукции этого времени существует и без центральных фигур. Следует отметить, что пятиконечная звезда давно была применяема в русской армии. Так, с 1января 1827 г. офицерам российской императорской армии было положено носить на эполетах кованные из металла, обратного прибору пятиконеч ные звездочки вершиной вверх. Приказом Временного правительства вносились изменения в форму военных моряков в частности, на фуражке капитана 1го ранга прежнюю кокарду заменили шитой или металлической пятиконечной звездой В приказе морского министра 125 от 16 апреля 19 17 г. предписывалось середину кокарды фуражек впредь до установления фуражки нового образца закрасить в красный цвет пятиконечные звезды использовать в форменной одежде на нашив ках высших военных и гражданских чинов. Как организатор военного дела большевиков с весны 19 17 г., Подвойский, вероятно, был знаком с использованием пятиконечной звезды в военном обмун дировании русской армии, поэтому выбор данной эмблемы в качестве военного знака вполне объясним. Цвет пятиконечной звезды соответствовал наименованию созданной армии. Перу Н. И. Подвойского принадлежит изданная ВЦИКом в 19 18 г. брошюра Красноармейская звезда Символы античного мира оказались не чуждыми большевикам. Изучение изобразительного материала первых революционных лет плакатов, оформи тельского материала, книжной графики и т. д. показывает, что античные сюжеты, фигуры и композиции использовались не только в качестве образцов классического искусства, но и как средство социального воспитания граждан нового государства. Подобный контекст использования классических образцов приветствовался рево люционными идеологами. Например, нарком просвещения А. В. Луначарский как известно, в ведении Народного комиссариата просвещения находились вопросы идеологии, культуры, искусства со ссылкой на К. Маркса писал о том, что можно считать безнадежными идиотами людей, не понимающих значения античного к вопросу о символике россии в первой четверти XX столетия 539 искусства для пролетариата 40. Луначарский, не раз посещавший Италию, увле кающийся классическим искусством, стремился внедрять античные ценности в жизнь новой России, утверждая, что Рим дает вечные образцы целесообраз ности, связанной с величием 4 1 В творчестве художников многих направлений в годы, предшествовавшие Октябрю 19 17 г., наблюдаются реминисценции античного стиля. Первенство при надлежит здесь представителям Мира искусства направление в русской куль турной и художественной жизни конца XIX второго десятилетия XX в Многие мирискусники побывали в разное время в Италии, восторженное отношение к которой, чувство Рима сохранили до конца своих дней. Так, например, А. Бенуа оценивал пребывание в Риме как сплошное и чудесное пиршество 42. Почти все мирискусники были приверженцами стиля ампир, что нашло отражение прежде всего в их графике использование классической эмблематики в оформлении книг и журналов обложки, заставки, концовки43 античные образы присутствуют на плакатах, открытках и прочей изопродукции, даже в политиче ской литературе44. Вступление Италии в 19 15 г. в войну на стороне Антанты вызва ло новый всплеск пиетета к античному Риму и его символам. Например, обложку журнала Лукоморье украсила прекрасная акварель Г. Нарбута Да здравствует Италия с изображением римской волчицы, Колизея, лабарумов и других атри бутов Древнего Рима45. Отречение от власти последнего российского самодержца Николая II в фев рале 19 17 г. взбудоражило Россию, повлияло на ее художественную жизнь46. Атмос фера грядущей, давно ожидаемой свободы отразилась в специфическом художе ственном видении действительности, где уместными казались символы и аллегории. Это восходящие к античности символы крылатой Свободы, Победы с лавровым венком, Справедливости с весами, Изобилия в виде рога с цветами и плодами и т. д. Заполнившие улицы Петрограда и Москвы демократические лозунги типа 40 Луначарский А. В. Популяризация классического искусства Луначарский А. В. Об ис кусстве. Т. 2. М., 1982. С. 85. 4 1Луначарский А. В. Античное искусство Наука, религия, искусство. Сб. статей. М., 1923. С. 28. 42 Бенуа А. Мои воспоминания. Т. 2. М., 1990. С. 384 390. 43 См. многочисленные рисунки и акварели в журналах Лукоморье Аполлон и других таких художников, как Чехонин, Нарбут, Митрохин, Лаленков, Шарлемань, Лансере. 44 См., например Календарь русской революции В создании его графических рисунков участвовали вместе с С. Чехониным И. Билибин, М. Добужинский. В рисунках последнего за печатлены венки, колонны, ступенчатые постройки. Книга вышла в издательстве Шиповник в 1907 г., но тираж тогда же арестовали. Издание под. ред. В. Л. Бурцева осуществлено в 19 17 г. в Петрограде. 45 Лукоморье. 19 15. 44. 46 См. раздел Революция и искусство в журнале Аполлон 19 17. 2 10 Лапшин В. П. Указ. соч. С. 68 185 Колоницкий Б. И. Указ. соч. политическая символика 540 в современном мире Свобода, равенство, братство наложили отпечаток на художественную интерпре тацию братания на знаменах, отправляемых в воюющие полки, изображались не измученные рабочие и солдаты в посконных шинелях, а прекрасные мужские фигуры с голым торсом, стоящие у наковальни, пожимающие руку римскому воину в шлеме и сандалиях47. Патриотические военные настроения отражались в символико аллегориче ских изображениях трех главных воюющих держав. Например, обложка Лукомо рья украшена акварелью мирискусника О. Шарлеманя, на которой изображены три прекрасные женщины Англия с трезубцем, Россия с мечом и зданием белого храма в приподнятых руках, Франция во фригийском колпаке, в красной тунике, с пальмовой ветвью в правой руке и строгой вязкой ликтора фасции. Н. С. в левой. Окружающие женщин предметы глобус на подставке из якорей, ржаной сноп с серпом, рог изобилия с плодами и цветами48. После Октябрьского переворота большевики использовали символы, дей ственность которых проявилась еще при Временном правительстве. Революция как бы нарядилась в одежды романтики и красоты. Богини Свободы и Победы присутствуют в уличном оформлении Петрограда, Москвы и других городов в праздничные революционные дни 1мая, 7 ноября 19 18 г.49 К ним добавляются триумфальные арки, двухколесные повозки колесницы с человеческими фигу рами, держащими венки, факелы, одетые в тоги гении с чашами и рогами изо билия, трубящие Славы, колонны, ступенчатые здания храмы словом, многие знаки триумфа римляне создали самую совершенную форму триумфального символизма 50 с помощью которых передавался пафос победы пролетарской революции. Естественно, классическая символика перемежалась с красными зна менами, эмблемой Серп и Молот Последующее использование античных реалий связано с так называемым Ленинским планом монументальной пропаганды в составлении которого при нимал самое деятельное участие А. В. Луначарский5 1Смысл этого плана новое пролетарское искусство на улицы и площади. В ведомстве Луначарского соста вили список лиц, которым предполагалось воздвигнуть памятники. Первыми были 47 См. фотографию Братский союз рабочих и крестьян. Обмен знамен Путиловцев и Павловцев I X 19 17 г. в кн. Подвойский Н. И. Год 19 17. М., 1958. 48 Лукоморье. 19 15. 47. 49 Об этом в книгах Агитационно массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. М., 197 1Агитационно массовое искусство. Оформление празднеств. 19 17 1932. М., 1984 Страницы истории советской художественной культуры. 19 17 1932. М., 1989. 50 Керлот Х. Э. Словарь символов. М., 1994. С. 523. 5 1Стригалев А. К истории возникновения ленинского плана монументальной пропаганды март апрель 19 18 г. Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1976. С. 2 15 237 Мазаев А. И. Пространственные искусства и быт 19 17 1932 Страницы истории советской художественной культуры. 19 17 1932. С. 197 233. к вопросу о символике россии в первой четверти XX столетия 54 1 Спартак, Тиберий Гракх, Брут52. Многие памятные доски и барельефы, появивши еся согласно этому плану в Москве и Петрограде, имели облик античных статуй, на одной из них было начертано изречение Овидия. Проекты новых памятников нередко напоминали фрагменты колонн или имели вид декоративных обелисков, украшенных фигурами Нике, Свободы и т. д.53 В первые послереволюционные годы необыкновенно широкое распростране ние получил плакат, среди образов которого античные мифологические сюжеты миф о Прометее, Атлант, поддерживающий небесный свод. Однако интерпретиру ются мифы согласно моменту Белогвардейский хищник терзает тело рабочего и крестьянина Рабочий взвалил на свои плечи непомерный груз 54. В декоративно прикладном искусстве античные сюжеты и образы нашли применение в так называемом агитационном фарфоре Орфей Рог изобилия На фарфоровых изделиях слова Овидия, Цицерона55. Наконец, в книжной графике первых послереволюционных лет классическая традиция остается в оформлении обложек, в рисунках Рабы Рима контрформула Мы не рабы 56. На обложке книги Российский Красный Крест. 1867 19 17 Г. Нарбут в 19 17 г. нарисовал сти лизованных билибинских двуглавых орлов в четырех углах большой красный крест в центре, а по краям, справа и слева от креста, фасции57. Фасции как орнамен тальный мотив использовали и другие мирискусники Можно предположить, что обложку брошюры с содержанием текста первой советской Конституции оформлял близкий к данному художественному направлению график. Вот и ответ на вопрос профессора П. Каталано. Таким образом, античной сюжетике и символике отводилось значительное место в агитационно массовой политике большевиков в первые послереволюци онные годы образность античных художественных форм способствовала роман тизации революции и ее демократических постулатов. Некоторые античные эмблемы претендовали на роль новых государствен ных символов памятник Свободы на Советской площади в Москве 19 18 19 19 гг. 52 Известия ВЦИК. 19 18. 2 августа. 53 Об этом Виноградов Н. Д. Воспоминания о монументальной пропаганде в Москве Искусство. 1939. 2. 1Нейман М. Из истории советского искусства Искусство. 1955. 9. 12 В. И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977. С. 68 69, 333. 54 Полонский В. Русский революционный плакат. М., 1925. С. 20, 27 Бутник Сиверский Б. С. Советский плакат эпохи Гражданской войны. 19 18 192 1М., 1960. С. 36, 146 Савелов М. Ф. Со ветский политический плакат Очерки по русскому и советскому искусству. Сб. статей. М., 1965. С. 26. 55 Агитационно массовое искусство первых лет Октябрьской революции. Каталог вы ставки. М., 1967. Фарфор. С. 57 58 Андреева Л. Указ. соч. С. 62 63, 147, 198. 56 1е Мая 1920 г. М., 1920. С. 8 9. 57 Нарбут Г. И. Каталог выставки произведений. Русский музей. Художественный отдел. Пг., 1922. С. 50. 9. 89 Белецкий П. Георгий Иванович Нарбут. Л., 1985. С. 139. политическая символика 542 в современном мире Меркуриев жезл как символ промышленности в руке рабочего на рисунке народ ного герба проект которого представил в Совнарком Сергей Чехонин58. Тем же Чехониным созданы проекты марок и других знаков с использованием античных сюжетов59. Примерно со второй половины 1920 х гг. новое направление советской внешней и внутренней политики, а также новые направления в искусстве при вели к постепенному снижению роли античной символики в социалистической действительности. Нельзя не отметить, что использование античной символики в период рус ских революций 19 17 г. имело еще один аспект подражание Великой французской революции. Эта проблема еще только ставится60 и далека от разрешения. Но уже сейчас можно говорить о неоднократных указаниях в прессе тех лет на образцы французской революционной живописи, на рисунки французских дензнаков, а так же о примерах художественных подражаний французскому искусству периода Великой революции6 1 В заключение хотелось бы подчеркнуть, что конъюнктура в объяснении сим волики, использованной в России в первую четверть XX в., может быть преодолена только в результате комплексного изучения различного материала архивного, сообщений прессы тех лет, дневников и мемуаров современников событий, а также огромного изобразительного материала. 58 Пламя. 19 18. 9. 7. 59 Эфрос А., Пунин Н. Указ. соч. Таблицы рисунков. 60 Клеберг Л. Стокгольм Язык символов революций во Франции и в России Лотма новский сборник. Вып. II. М., 1997. С. 140 150. 6 1Брюллова Е. Искусство Франции во время революции Лукоморье. 19 17. 9. 9 Пламя. 19 18. 9. 3. С. 16 Агитационно массовое искусство. Оформление празднеств. С. 0 Андреева Л. Указ. соч. С. 59. |
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |