| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Антонов В.А. Датская геральдика XII-XVII веков (2008) › История изучения датской геральдики | ||||||
Антонов В.А.
История изучения датской геральдики// Датская геральдика XII-XVII веков (2008)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Антонов В.А. Датская геральдика XII-XVII веков. М.: Наука, 2008. С. 7-40 Аннотация: Эта книга вначале задумывалась как краткий обзор датской геральдики, прежде всего, ее источников и круга историографических тем. Однако в ходе работы обнаружилось, что многие датские геральдические явления все еще не имеют удовлетворительного объяснения с культурно-исторической точки зрения, а, следовательно, главное, что, на мой взгляд, должно было характеризовать гербы датчан - их духовно-общественный смысл, требовало дополнительноrо исследования. Об авторе публикации/статьи: Антонов Владислав Алексеевич (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Антонова В.А.
в библиотеке найдено еще 27 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
1. Датские викинги. "Житие св. Эдмунда", середина XII в.
ID: 813
2. Король датчан Свен I. "Большая хроника" Матвея Парижского, ок. 1250 r.
ID: 814
3. "Герб Христа". Замок Кронборr. Фреска, 1420-е годы.
ID: 815
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 161626 знаков (с пробелами)
ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга вначале задумывалась как краткий об юр датской 1срш н рсжде всего, ее источников и круга историографических тем. O 1ai o II хо не работы обнаружилось, что многие датские геральди 1ескис я ле ш 1t l ЩС не имеют удовлетворительного объяснения с культурно ис 1ор еск ii то rки зрения, а, следовательно, главное, что. на мой в Jrля дш 1ж 0 fi J к рактеризовать гербы датчан их духовно общественный смысл. тpefi 1a o ополнительноrо исследования. В результате, увлеченный поиском пон 1 t м сла, я обратился к изучению, помимо внешних свойств самих ет i 1того духа времени, который или запечатлелся в исторических амнт 1 ках. или нашел выражение в их последующем истолковании и 1юс ршп то, ом этих изысканий и стала настоящая книга со всеми се 0 1м ж щ ностоинствами и вероятными недостатками. Ее написание никогда не состоялось бы без побуждающего и 1щох л ощего слова А.П. Черных. Ему я обязан не только идеей ofipa 1ы 11у 1ению датской геральдики, но также теми советами и нр, ст е ii 1днсржкой, которые неизменно получал в продолжение всех лет pafi т 1ан книгой. Нс могу также не выразить сердечную благодарность историкам. отра им время на прочтение и обсуждение рукописи книги В.А. lkн 10 к 1у, М.В. Винокуровой, И.Н. Данилевскому, Т.Н. Джаксон, О.Ф. Кунри 1щс у. М. 0. Парамоновой, А.А. Ткаченко, П.Ю. Уварову. Д.Г. Федосову. Л Хо р 11ксвич, С.К. Цатуровой. Их советы и замечания помогли мне ис ра 1т ратr,яснить в рукописи много темного и неясного, побудили к более етк му rражению мысли. Особая душевная благодарность датским историкам, сотрудникам l 1сy нарствснноrо архива Дании Нильсу Бартольди и Сиrурду Рамбушу, во рt м моего пребывания в Дании передавшим мне ряд материалов, котор е ом 11и в написании книги и ее иллюстрировании. ВВFДЕНИЕ История изучения датской геральдики l la iaлa геральдической, в частности, историко геральдической, мысли в 4а а, юй Европе как можно догадываться, восходят к высокому Средневеt. 0 tо XII XIII вв. когда на западноевропейской почве зарождается сам 1кт пой мысли то культурное явление, которое по русски вошло в оО 1ювсние обозначать словом герб В самом деле, нельзя не заметить, то с XII столетия в изобразительном искусстве и книжной словесности За щ юй Европы обнаруживается возросшее внимание к личным знакам. Их ахоним на печатях и монетах, о них свидетельствуют памятники живописи tластики. Создатели поэтических произведений, например, романов о корож Лртуре и его рыцарях, жившие во французских и немецких землях во второй оловине XII и первых десятилетиях XIII в.2, несомненно, под впечатлс исм от современной им действительности стали наделять благородных t росн своих сочинений предметами, главным образом щитами, украшенным 11свозможными символическими знаками. о второй четверти XII в. сообщения о гербах государей и других знат 1х особ стали появляться и в собственно исторических сочинениях. Одним tп 1ачинателей этой традиции явился английский историк Гальфрид Монмутский ок. 00 54 55 В его Истории бриттов со второй половины Х 1находившей своего читателя и среди датских книжников, личной эмбщ мой наделен легендарный король Артурз. 1В у ада у не входило подробное рассмотрение истории западноевропейской rераль 1с кой мысли. Поэтому для тех, кто желает ознакомиться с развитием этой мысли в рt д и ска и Новое время более основательно, в первую очередь рекомендуем обрат т 1сн к следующему историко геральдическому сочинению Seyler С.А. Gesсhiсhte der l l, 1al 1li k Wappenwessen, Wappenkunst und Wappenwissensсhaft N Ьerg, 1885 1889 2 е щ. 1970 щ юрку оr 1исаний гербовых эмблем из этих сочинений см. WaRner A Heralds and Heraldry 1l 1t Mi 1l 1llс Ages An lnquiry inю the Growth of the Armorial Funсtion of Heralds. L 1956. Лppt lix В. Р. 127 135 французские тексты Sеу ег С.А. Gesсhiсhte der Heraldik 65 70 нем, к т 1к т a priax KO O Я Артура и друп 1х рос артуроuскоп икна см. Яти 1сI Early Blazon 1k 1al,liс Ta i 0lo Y i l 1t 1w, ll а 1нl 1l 1i t l 1с с ш it s wi 1l 1spi i ial Rсt сri с о Arthurian l а 1шс. xt t 1пl. l J7 2 J, щ ц щ кно н корш 1н Лртура II р 1щарс 1Кру 1лого тоJ 1а. М 200 1 к Илл Датские викинги. житие св. Э мун а редина XII К ХП в. восходят также первые манускрипты с иллюстr,щю 1ми. а кi,то рых представлены воины со щитами, заключающими различные шаки. Так. английской рукописи Жития св. Эдмунда датируемой ссрсди ой XII юказана высадка в 869 г. на побережье Англии датских викингов. дсржащ х щиты с разнообразными геральдическими изображениями илл. 1 Еще больше таких иллюстрированных рукописей восходит к XIII сто сTИIO. В Большой хронике сhroniсa Majora английского и 1ор ка Мат IIс I Парижского ок. 1200 1259 хранящейся в собрании м ускри то р т 1шского музея, изображен король Дании Свен I Вилобородый во врем 0 хода в Англию в IOIJ г. На его тунике, надетой поверх дос схо и амt рсдставлсн боевой топор так называемый Danae eсuгis. luu l 1t tla oi. илл. 2 В той же рукописи обнаруживается рисунок. иллюс 1р рующ i г l lvitk la 1tl is l 1ral 1lik l l 1ral 1I. Ti 1l k 9Х4. N 49 50 4 5. Т Nor 1t 1v pl 1I i 1t 1l k 1kil 1kr i itl 1k 1kr 1kral 1I. Ti 1l kr. 7 S лл. 2. Король датчан Свен 1Большая ро tка Матвея Парижского, около 1250 г. P.IЖL L a IK l 1р ж 1ам у тамфорнr 1р 1щжа 1ОЫ, 1Jдt i ii итt J M щита i к м 1то орами MOMсIIT Y Iс И м ртсл юй раны юк.пан король Норвегии Харальд Суровый На рисунке из другого английского манускрипта середины XIII в., содержащего сокращенный текст Жития Эдуарда Исповедника король Норвегии и Дании Маrнус Добрый ум. 1047 во время похода в Англию представлен со щитом, на котором тоже изображены три боевых топора7. Впоследствии эти рисунки, вероятно, использовали в качестве источника знаний о гербе датского короля составители английских гербовых свитков. Во всяком случае, щит с тремя золотыми топорами в красном поле, надписанный на французском языке словами король Дании е roy de denemarсh, rey de denemaгсh около 1279 г. был изображен в Херальдском Свитке Heralds Roll и около 1280 г. в Кэмденском Свитке сamden Roll S. Из того же источника сведения о гербе короля Дании е rei de denemarсhe мог почерпать и составитель Свитка сэра Уильяма ле Нив Sir W am le Neve s Roll датируt мо о началом XIV столетия. Но здесь в красном поле щита изображены три то 1юра не золотые, а серебряные цв. илл. 19 Помещая изображения гербовых щитов в свои произведения, английские со тавители иллюстрированных рукописей и гербовых свитков, подобно дру м средневековым книжникам, в первую очередь руководствовались жела 1t м нат 1читателю наглядно учительное пособие. И можно догадываться, 1ll 1i 1I 3 та рукш 1ись хранится в Колледже Тела Христова Кембриджского университета 1a l 1ri lgс. сorpus сhristi сollege, MS. 16 1В ее основе лежит Житие Эдуарда Исловед 1ка сщ та 1шснное приором Вестминстерского аббатства Осбертом около 38 г. Ьid. S О х l olls апнs. F. lwaпl 272 1307 1F. 1I. hy G Braull. oodbridge. 1997. Yol. 1Р. 86, 177 IЛspilo ia. lкi g a 1rrials 0 1lк ral 1l 1y тот t пок L охра из н к t н 1ла 1ой оконо I МО 10 хранит н оfiрании руко 11сй Oll O KOI OfiЩl l l Л 1п к аро Sщ it ly ol л, iч aril s i I. 15 5 0 1l HM а ш 10 1J l 1тр ах 11IIH. KЩ K Ж t Y la. 1ltt t IH l t l l IM ll ll, 1l Ka 1i KOTOJ I.IL 1a i p aJ tl I, llilXOЖ l tl M Ol P IX l l t lt, ко 1на Ol O iс O pt II, I IH О 1тр ах Щ. Ж IX 1p ll tMl, I 0 ика 11ими 110 t сpt н t t кo 0 10 миросо 1l 1ща 1и. Нш 11сл 1н tто il,IJl I хара KTсJ 1HOMl,ll 1а 1с KOMI Я IL I IШI 0 pl Jl OM OTOЖ 1Й И KOсIIсH IX с сTс К IИ Y 0 0rillЫX И L it, l O L II, J IЮСЯТСЯ И те JМtiлсмы нат КИХ И II И корш,сй. KOTOJ l,Jl о i аруж 1а 1от ся в английских иллюстrативн х манускри тах XII XIV 1 Но от конца ХШ в. известны и первые за ад 1юсвrо сй киt. и ю iра т 1лы 1ые памятники, представляющие не фантае 1и 1сски 1а ис 1ори tl к L натские гербы. Излишне доказывать, что знания инозсм 1с o i 1L pсiax могли не обнаруживаться без предварительных изысканий В самой средневековой Дании начатки интереса к и 1у ению 1сpfio 1ах нили свое проявление в решении праrм. ти 1еских задач. Поноtiноrо рона 1щ а 1а могла, например, решаться, когда возникала потребность наrшщ 1ю. 1t pt 1 фресковые изображения гербов запечатлеть в церквах ш. 1мят 1о ли 1рх. к т р е были связаны с этими церквами обстоятельствами попсчс 1я. МL ст м упокоения и пожертвованиями Как нетрудно предположить. в такнх 1лу а их должны были производиться изыскания по установлению гербов лих тщ. Что касается специальной геральдической литературы, то на 1а ан щ ро ейской почве она получает развитие в XIV XV вв. из праrмати L ск х t оtiражений, а именно юридических и художественно практи 1сских. м п ачинателей этого рода книжной словесности был итал 1я 1киii 1орщт l ачтоло ди Сассоферрато 13 13 14 конец 1350 х годов 1споим тtтl ратур 1м творчеством снискавший широкую известность не тош,ко II Итш 11а ее пределами, оказав при этом большое влияние на вотJрс ия щ лt ну ющих геральдических писателей. В числе таких писателей, которые свои теоретические по н а ия о 1l pс 1ax мщ ли почерпать из литературного наследия Бартоло, fiыли a m 1iit к t к ижники первой половины и середины XV в. Двое из них HсИ l l T 1ii ан тор Трактата о гербах 13 и Николае Аптон ум. 1457 14, прослсживаи 1tl J рию гербов британских и английских королей, оставили описа ис п р iа нат кого короля Свена I, правившего в Англии в 10 13 10 14 rr и с 10 iJ 1ижai 1их преемников, Кнута Великого 1О 18 1035 и Хардекнута 1035 1042 1о л от герб три золотые короны в столб в красном поле оно i 0 нру J Ому знаку Свена 1топор известному по английской иллю 1тра и 1XIII 11О сrедневековых иностранных изобразительных исто ю 1ках. содсrжащих с снl 1н и н х гербах дат Jан см. 4 наст. Введения С. 83 88. iaxtoгp 1N Jeg er ра kalkmaleriсr A hvad der findes i dunske kirker. шlg. Kl 1l S. 57 58. 169. Подробнее о гербах II датских церквах см. с. 62 65. I 1mli le insigniis et an is truсJatus Mediсvul Hсraldry Somс Fot 1rtee l 1i t y I k 1al,l Wшks Rd. hy R Jonсs. N.Y 1943 рус. е од Чер ых Л.П. Тр, 1ктат 1щнщ фсррато О аках и 1err.ax СIЗ. 1989. В 1ш. 52. С 3 10 32 Traсtalos le ar is II Me lieval Heruldry. Р. 144 2 12. Ni Jai V 0 i le Stv 1lio rнililar hri Q at 1r N ai Vp 11i le S 1v 1lio ili 1ari l i i а щ и 0 Л 10 Tra, 1a s 1е Arrнis. ll, ir i i с ш i Asrilogia E 1I. Е. Bissa s 11Jн s сoro as аш аs pa as i а ро 0 Тrж 1а 1k aп is. 1ОХ Tr, s Сою а, l ala 1a, Л аs р K l io Ni 1i V i 1k S 1v 1li 1ili 1ari. 2К l OM O, l I Yl I IТ ра нщу фall l ll ll l K JM I M, 0 a IX l poис. xoж l l M чн н н щ к му м шс. 0 1с. 1ща 110, 1роа 1с. 1с. ка м с. L TO р с. мам l II IL с. KOl O Ис. с. OЩ И. В то Жt рс. ми IИ OTMl TИTI 0 O с. a L Ol O п rfia коrоли С с. На IIKЛIO ll HO В L 1ор с. ский rацс. л гсrал и 1с. с. ких тrактатов английских исателей, а ста 1fiып щс. с 1имеем дело с пс. rвыми свидетельствами литературно истори IL ско 10 шшсания герба датчанина. Еще в Средние века герб становится объектом права. Это видно уже из то 10. что в продолжение XIV XV столетий в Западной Европе получает рас рос. тrансние практика закреплять производившееся от имени того или ино 10 1осунаrя пожалование герба письменным документом. Кроме того, Бартоло, 0 ин из зачинателей геральдической литературы, был профессиональ 1м юrистом. Его интерес к гербам и знакам, как это следует из текста его со 11с. ния, в немалой степени был вызван желанием, проистекавшим из пракп сской потребности, дать свод правил и советов относительно правового с 1юл ювания гербов и знаков, по большей части, очевидно, основывавшихси а уже существовавших обычаях. Этой юридической стороне бытования 1с. pfioп и в дальнейшем уделялось внимание в сочинениях о гербах, например, трактате Николаса Аптона. И хотя нет прямых свидетельств о том, что трактат Бартоло и сочинения нру х писателей позднего Средневековья, питавших интерес к гербам, во второй половине XIV XV в. читались в Дании, нельзя найти и решительных но щ 1ов против самой возможности хождения этих сочинений между жившим тоа на датскими книжниками. Принадлежность Дании к культурному миру Jашщной Европы, частые поездки датчан с различными целями за преде 1с 1юсго отечества, и как раз в те страны, где стали появляться трактаты о 1L x. могут послужить оправданием для такого умозаключения. К тому же са маи тема герб как предмет юридической мысли несомненно, уже в Сред щ вс. ка должна была находить отклик у датчан. Об этом, например, свиде Ш,ствует письменное известие от 1424 г. о споре вокруг острова Фемерн и сr o тблемы. Король Эрик VII 39 г 1439 доказывал верховные права датt кой короны на этот остров, который с XIV в. находился в ленном владении 1рафов Гольштейна, и в то же время выражал неудовольствие тем, что житс. ли Фемерна употребляли печать и знамя с крапивным листом знаком 1п гсrба графов Гольштейна, а, не с короной, как было в старину 16 Сама же традиция обследования иконографии печатей у народов Запад 1юй Европы укоренилась значительно раньше, из практических побуждений, а rючве обычая подтверждать свидетелями подлинность грамот и их удос 10 сряющих знаков. В Скандинавских странах обычай обследования и при а 1ия достоверности печатей и гербов, на них представленных, прослеживается с начала XIV в., о чем заключаем по грамоте норвежских епископов от 1306 1в которой сообщается о подлинности печати с эмблемой знатного Jtат rанина, графа Нёррехалландского Якоба Нильсена 17. Стало быть. средневековая юrидическая мысль. в том числе датская, уже с. толr,ко рассматривала rt p6 как рс. дмет права, но также могла обращать щpoti l o i J l OM J 0 12 IIK 11N 2 си к рал 1н 1t к м амнт ам, 1l p y 0 1t 1к н 1к t 1апIм. 1I 0 1It скими нока 1атt J с ам Bмt l Tl l Tl M 1t p 1II I нру 1JM I Ma а la И сам с OBИ с f o i 1L KTOM ltl l J O f, ll l II l l L IL l M IIPl Ml ll I развиться lta laTKИ сl O Ис l ЩHl l KOl II ll IY 11 В высокое сpt ДHсIIсKO t 10 IK IO, L ЩL IIL 110 р ш 1т pal крывать на письме СИМ ЛИ IССКОС a 1t L 1сrfiш x JMfiJ M, О M laK O чаем по крайней редкости таких тскстщ 1но сн их от XII XIII 1Самоl миросозерцание этой эпохи, настrосннос на 3а 1атJ 1с ис с сrх 1у t т с 10 го понятия в наделенном преимущественно типи 1сскими 1сrтами ж ю 1I l ном, пластическом или архитектурном обра Jе, вполне удо лс оrнлщ 1чттельным восприятием знаков и их буквальным опис. нисм. И тоJ ко t o рt мени позднего Средневековья XIV XV вв. с переменами в характсrt м р созерцания, стало возрастать число письменных свидетельств, том 1J 1t обнаруживаемых в трактатах о гербахIк, содержащих символи 1сскис тш 1 кования древних или новых знаков. Этот пробудившийся интерес к истолкованию гербов и вообще эмблем, по всей видимости, может н. ходит 1свш объяснение в том духе опытно исследовательского познания всщсй, р, шегося на почве религиозного оправдания мира и номиналистичt ско 10 умозрения, которое мало помалу со времени высокого Средневековья вt t fio ше проявлялось у западных европейцев. Таким образом, нельзя сомневаться, что уже с эпохи высокого сpt l ковья герб стал предметом исследовательского интереса в пределах 1а ан 1 европейского мира как универсальное культурно историческщ яш t Однако все виды исследовательской работы, которые обнаружи алис 11 поводу гербов в средневековую эпоху, обусловливались прагмати 1сск м иллюстративными, справочными и юридическими задачами, или, дру м словами, герб тогда не рассматривался в качестве предмета собстнсшю ау 1 но исторического познания. В то же время самое появление и paс иpt 1l круга этих задач свидетельствовало, что миросозерцание человска н око го и позднего Средневековья уже находилось на пути к оправданию ИL l J Jlo вательской работы не только религиозно прагматическими целями, 0 так же земными практическими соображениями. Впрочем, такие сoofipaжt 1н окончательно смогли приобрести в европейском общественном со а ервенствующее или самостоятельное значение лишь позднее, н ot pt мя, с утверждением самодостаточности мирских понятий. Именно в Новое время начала пробивать себе дорогу науч 0 крит t екая мысль, направленная на осмысление литературного наследии с 1к Д сI 1t ковых писателей и самого геральдического материала. В эпоху. оfi има щую XVI XVIII столетия, которая в Западной Европе х. рактсри ю алаt осподством естественно правового сознания, подъемом и утнсrжнс 11м ра ионального, нормативно абстрактного мышления, н. ходи шс 10, аl т t ти, свое выражс ие в систематизации и описании нау 1н х нис иш 1и 1ро и ю ло и окончательнос становление rеральдичсского искусст а как у срсал 1ной тсоrс 1и 1сской дисциплины, или науки, о со ща ии и 0 1l a t r60 Это ста 0 лс ис n основ 1юм 1аnt р илос 1на 1ю с формал 1п,щ 1 Tl X IH ll f l ИЙ, которыс В O O И 1гербыa И сl O IсMсIITOII yтвt pJ Ш I, IH м lfi Н f у оми а сн t a ll K трактат XV l ТO H. XVII l TШll l t, стало t п 1с м н х 1рмап 11щт 1ltMl Jla у тур нкт р l l ку 10 yl OII l I IП KaJla 11ухо х aстpoс 1ii ll l OЙ OXI B l IKI l таким ofipa м afil l JЩK l J MilTИl ll п. pa JtИ ll сKИс ра ла Ml,ll И как l a ll l сMсl Hl,Iс yсTa IIЛl S И В дaль И M, XVIII XX вв имс 10 1ш них, главным образом, основывались тс орс. ти 1с. скис. представления о гербе и художественно геральдическая пра тика. нс. смотря на то что значение самого герба в обществе было подвержс 1ю щ енам. Другими словами, в XVIII XX вв. герб продолжал оста ат 1ся культурно историческим явлением, а, между тем, теоретическая герш дичсская мысль, по обыкновению, сохраняла о нем понятие отвлечен оl Jнссь обнаруживаются отличия нормативных воззрений на герб Нового рL мс и от представлений о нем в Средние века. Средневековые писатели и хунож ики, исходя из духовных переживаний своего времени, также видели с рбl универсальное и вневременное явление. Но правила по художествен 1юму и юбражению и употреблению герба, которые они признавали и выстa 1S И н качестве идеала, имели не абстрактно нормативный характер, а объl Ктивно отражали обстоятельства материально исторической жизни герба и юистскали из перемен, происходивших в повседневной геральдической рактике. Причем эта практика преследовала прагматические, обусловлен 1с нс шдачами геральдического искусства, цели. Иными словами, средне с кш 1ый человек в согласии с характером миросозерцания своего времени, а слявшего отвлеченное понятие материальными свойствами, подразумевал. описывал, иллюстрировал преимущественно современные ему представления о гербе, даже если при этом изначально основывался на устной и ли ратурной геральдической традиции или ссылался на авторитетное сужде ис. древнего философа, церковного писателя и юриста. В то же время самое развитие геральдического искусства из обусловлен 1ю 10 историческими обстоятельствами практического руководства среднещ. ковой эпохи в абстрактно нормативное знание свидетельствовало о постенс. нном утверждении за данным искусством самостоятельного теоретическо 10 тачения. И нельзя не заметить, что происходило это развитие на почве общих духовных перемен в Западной Европе XVII XVIII вв., ставших источником появления абстрактно теоретических предписаний также в других отраслях искусства зодчестве, живописи, пластике и словесности. Правда, в отличие от геральдических установлений эпохи расцвета рационализма, нормативные понятия прочих ветвей художественного творчества этого периода носили в большинстве своем временный характер. Вместе с тем мало помалу было обретено и устойчивое название самого нормативного знания о гербах. Поначалу носившее имя геральдического нскусства ars Heraldiсa, art Heraldique позже, в XVIII XIX вв., оно начи аст обозначаться просто словом геральдика Последнее, несомненно, о iя н 1нное своим происхождением слову герольд геральд 19, к XIX в. l la по ука Jы ас 1тсрми lkrol lsk 1s 1который, 0 свидетельству немецкого писателя ФЯ. щ epa, XVll имеJ 1тот же м сJ 1по и термин ars Heгс 1ldiсa Во времена Шпе ра нлм о i 11а 1с 1м аук о п рСiах у 1трсСiлмJ 1ис 1также фра 1щу 1скос 1ражс ис sсi 1кt 1l 1las 1и сме кщ J 10 0 Wщi. kш 1sl i m m. 1l ltili laсo J si i 11Tlн oria s. i. ris I kral,liсi l a 1iс т I l r 1сo 1ш 1i, 16 JO. 4 I OIII I 11il l l K IK 1i 1М Жl М ll l I II IЖl l I 1l i MH I Ml,ll а 11ая К Ж J l IIHI, l IШl I II Kil ll l l I Ml pш 1a 1aTl ll ll II, l ITL M сytt L l l II ITL IJla J IIЖ l тем o l l OЯ l l ТIНIM, XVI XVl сpaл 1н 1L l KOL щ кусст 0 м 0 1ом н 1нолжало рl ат щачи. l TOЯI I L IIL L H l L IO J aми. а ИМL 11ИML I l L Й l Jl ll0i 1I L IO YL 1а 1ю с ис и сохrаш ис ра ил 0 со ща ию и 0 иt ию 1сpfio тс 1ода ТО бo с В МШ которос II тrактатах О 1сrfiax I l0 1ю 10 ll L ML K tK 1 t. 0 инсниях сrсд свско 1х нисатслсй. у слююс 1характсrистикс и у отрl С 1 J 1с ию цветов и фигуr, состанляв их содсrжа иt гсrбо 1х JMfiлсм. Укрепление аfiстrактно ноrматинной основы гсrаm,ни 1сско 10 Иl КуLтт а XVI XVIII вв. нс могло нс ска 3ат 1ся тогда на хаrактсrс опю сщ 1я ат ков этого искусства к истоrии гсrба. Увлс 1сн 1е реимуществс pс L 1 см теоретических зада и применением своих ум нnклю 1сний а ракт кl ш 1и почти не уделяли внимания факти 1сской истоrии свос 10 искусст а. 1J l oмy историческое и Jучение гербов в 1н. рв с века Нового вrсмс и ини. как Срсl НИе века, вытекало из обстоятельств их оfiщественного у 1ютrсСiлс 1я. 1tJ 1и вызывалось историко по Jнавательными и антикварными t 006ражL 1я ми. которыми руково ствовались собиратели и исследователи rс 1ot тсii. Именно на таких началах интерес к изу 1ению герба и его Лемс т 1ра и ался в Дании XVI XVII вв. Гербы, как и другие памятники r щ щ 1стар становятся в эту эпоху преl метом разысканий появившихся тш да II малом числе любителей и ревнителей атской истории2 меж у котор м rн. 1ли представители различных общественных слоев, в том 1исm. и д оря ст а. В среде последнего большой интерес к гербам предков в ало 11ервую очередь, сильно проявившимся в то время желанием нагля ю ро ш 1люстрировать посредством свидетельств генеалогического и гсrал 1д L ского характера знатность происхождения как по линии отца. так и 0 ш матсри2 1И нельзя сомневаться, что све ения об этих гербах 06 аrужи а нис ерез иссле ования исторических источников. Дворянская генеалогия и гераль ика с XVI столетия становятся а также предметом литературного творчества. У его истоков стоял ослсню 1ii fiaт Сорёского монастыря Мортен Пе ерсен 1537 1595 автоr и ща 0 SX9 г.22 иссле ования о родословной и гербах семьи знаменитого в атt. к 1 щ тории епископа Роскиллеского и архиепископа Лун ского Абсшю а ум. 120 1Свои выводы Мортен Педерсен, по его сообщению. стrоил а ot. 0 l р ничных источников, в том числе живописных и пласти 1сских и юСiраЖl ий гербов, которые он нахо ИЛ в церкви своего монастыря Оннако 1ю Ml l lщaм работы с геральдическим материалом это еще вполне сr 1н ско щ 0 1и ение, что нашло свое выражение в отсутствии критического 0 ю с ии со стороны автора ко времени создания гербов. Кроме тш о, 6 ий ar, ат обнаруживает к гербам преимущественно практический и тсrt. с 0 1И сго, как и 1ЛЯ составителей ро ословных с гербами, являются 1ср у С 1ра итии датской иL 1оrи 1сской мыс. и в эту э оху см. f Jгx sс l lislorit l o 1sk i ор. llis 1orit skriv i i l шшшrk iшl 1il Aar l IOO. 2. t 1tl Khh., 10 6 1IЫ м. с 192. 250 256. il Bist ops Лhsolo s 1щ 1si Brotkrs I kr Eslit ПI S aris I km k 11sl щ 1щ t li l Л 1kli 1Sla t Kl l. iK O ll II, I Ol ЩШI a. tl l K l ll IМ, акам l ll 1ii ап 10 н 1р 1ск н рона. К XVJ l l l XIЩll I l Ml,ll J llИl Д.l l l K l l,ML l,ll l Дt H l l l a, сoofiщatoЩИl О pl Ml IOI OсiL l O l l с Ы твax p0Иl XOЖ с I 1oсyн 1J 1l L OJ шамсни Дании Дa 1L fipora Dannebrog Jю 1ки которого бe 1ii кр 1l т в красном поле были представлены в гербе датских королей. 1kр 1м. кто сделал указания на этот счет, был Кристиерн Педерсен ум. 1iЧ сслсдователь датских древностей и писатель, оставивший по себе паш 1т рt жде всего, тем, что, напечатав в Париже Деяния датчан Саксона 1рамматика рубеж XII XIII вв. сохранил текст этого замечательного пам т ика средневековой латинской словесности для потомков. Основываясь, как можно догадываться, на верованиях, утвердившихся в Дании на исходе рснних веков, он в своей Датской хронике написанной около 1523 г., ука 1ал на чудесное явление Даннеброrа, отнеся самое событие к годам правле ии короля Вальдемара II 1202 124 1Некоторые думают и говорят, что тот же король Вальдемар в то же время поймал с неба Данеброrrи, который суть белый крест в красном поле 2З. Другой датский историк. бывший младшим современником Кристиерна Педерсена, Педер Ольсен Petrus Olai в своих Датских анналах датируемых 1527 г., дал уже более подробный рассказ о небесном происхождении Даннеброга, указав при этом на то, где и когда довелось получить датчанам столь чтимую ими святыню В другом месте сообщается, что во время этого Вальдемара второго, в год Господень 1208, когда верные датчане в Ливонии, в месте, которое называется Фелин, сражались против неверных ливонцев и уже почти были побеждены, они благоговейно взмолились со слезами о Божией помощи тотчас они удостоились получить упавшее с неба знамя, помеченное белым крестом, который был запечатлен на шерстяной ткани, и услышали они в воздухе глас, что, когда оно будет высоко поднято вверх, сразу же, сокрушив противника, добудут полную победу так и случилось. Упомянутое же знамя принято называть обыденным словом Данеброге 24. Не сомневаясь в чудесном происхождении Даннеброга, Педер Ольсен, однако, усомнился относительно места и года самого события, о которых ему поведал его источник. Поэтому, обратясь к какому то средневековому летописному тексту, в котором, правда, о чудесно явившемся знамени ничего не говорилось, но тоже рассказывалось о сражении датчан с язычниками на восточном побережье Балтийского моря, в земле зетов, Педер Ольсен предположил, что небесное явление Даннеброrа следует связывать именно с 23 Somme mene oсh sige, at samme kongh Valdemar skulle fange Danebrтogi nied aff himmelen samme d, som er en huil korss i et r0th field Pede, sen сh, Den kr0niсke fra Saxonis 1id indtil kong сhristiem den f0rste Pedersen сhr. Danske Skrifter Udg. с Brandt. Kbh., 1856. Bd. 5. s. 443 24 Alibl haЬetur, quod tempore us Waldemari seсundi, anno domini 1208, сum Dani fideles in Liuonia in loсo, qui Felin diсilur, be rent сonlra Liuones infideles et iam fere dсЬe ti implorarent deuolс diuinum auxilium, s 1a 1im vexillum е сelo lapsum, сruсe сandida сonsignatum vellсri impressa. reсipere meruerunt, voсem quoque in aere au lientes, чuшl ео i aсrсm alсitrs ele ato сonfeslim сon 1ri 1is aduersariis plenam viсtoria rсportarспt чuщl сl 1ас сst. 11I a сm vсxillum l ar 1сhrogс vsitalo vщ ahulo с pari so 1сш 1ti 1a 1io сшнpt щlii Saxo is sivс l 1п iсa Jvtспsis. 1Л l lila t t 11S I Vol. 460 16 Ba l Mapa 1k l O III. тот IXII L ot OI, L Jl ll L ll l с с aM l 1l ll KO IX aTL K l O l l ii. II I 220. II I, как O сJl с ИИ Yl l a OII Y ll ii K l IIK 2 Так ofipl лo с 0Jo ИTl paтyp y 10 ж pl J allИl о 1а 1южнl l y apс 1 ве 1ного шаме и Нш 1ии. и oe J 1y щ м 1юколl ю 1м ат 1а ol тa aJ 1oс 1J бо принимат 1t 10 1ш веру, либо. нахони с из 1етел 1ст о Дш l fi 10J l е 10 небесном роисхож ении II лето ис 1х и нокуме тш 1ы х исто 11ках XIII в., рассматринать по рсданис u ка 1сстве бае щ ло ю 10 ска 1а ии. 1ю рожденного умонастроением конца среннсвсковой э 1юхи. Сомнения относительно ниспослания дат шнам их 3Н. 1ме и с I kfia ужl высказывал Арильд Витфельдт 1547 1609 государ гнсю 1ый ка 1щJ 1l р Нании и составитель обширного труда по датской истории, делаи од 1ю рl мс. но предположение о том, что красное знамя с белым крестом могло был, 0 слано римским папой королю Вальдемару II как у астнику крестшю 10 1юхо да в Ливонию26 Впрочем, господствующим оставалось представление о небесном ющ хождении Даннеброга, что нашло отражение в книге Т. Бартш 11а 1659 1690 первой специальной работе, посвященной этому знамс. ш 1а также ордену, учрежденному или, как тогда считали, восстановле 1ому его честь в 167 1г.2 1 С XVII в. обнаружился также литературный, в том числе истори 1с. ск 1 интерес к первому датскому ордену, а именно ордену Слона, знаки кото 1ю как и знаки ордена Даннеброга, изображались в качестве элемснтон 1l pf 1a. Вначале этот интерес выражался в том, что стали появляться, как н Датском королевстве, так и за его пределами сочинения2s, в которых мож 0 f J найти разрозненные сведения о высшем датском ордене. Однако 0 1жL а исходе XVII в., пастор Йене Биркерод 1664 1720 задался уже цеm, 10 L 1к ст вместе исторические свидетельства, касавшиеся ордена Слона. Плоном L l O ученых изысканий явилось обширное собрание разнообразных ис 10 11к 1 относимых к XV XVII вв., причем сопровождавшихся исследоuатеJ L К м наблюдениями29 оно и по сей день не утратило своего научно с ра 0 н значения. То же значение получило издание каталога вещей из придвор щ о MY ll I короля Кристиана V3 1составленного профессором медицины Ко с. ан ского университета Хольгером Якобеусом 1650 170 1Среди прочет лот каталог были включены изображения и описания большого числа MOIIL T 25 IЬid 459 460. 1Huitfeldt А. сhroiюlogi, 1сontinuatz ос Forf Zllge раа vorс danskс Historiсr. sidс Saxo 1k. Kl, 600 1603 IO 1034. 7 Banholinus Т 1l с г.4v 1s 1ris ordinis Danсbrogiсi. Hafniaс, 1676. Х Перечень этих 0 и ний см. Нощ аагd Р Dсn dan kс сlet ant baggruntl. hс 1y,l i О Hсrald. Tidsskr. l9XI. N 4J 184. Яiгс 1егт iю lшm. 1Brсviari m сqvсstre, sсu Dс ustrissimo сt l 1iсly 1issi 0 Ечvс sш 0 Eleph,intino Ej sчvс Ori i с, progressu, ас splсndorс hodierno Tr,к 1a s. l lav iaс. 1704. lасо юе Ol 1m. M sс 11Regiшп seu сatalo us Rеп 1t.i na rali 11ч а a il it ali а 1 i hasilit a l 1o 1l 1с at atl t 1stissi i D, iat Norvt ial IIс 0 1iar l l a i vi i l al assсrva t l la ial 96 11Л ta 1i a 1ior 11чvас 11s 1o 1сiti р 1т i, 1i 11l la 11t a 1ss 1п lx 1ioril s ill s 1r, a нагii pl a 1l i 11iм а 1а сl alia 11iчvi 1a 1Kl, 199, Л Л 17 кopo L Й На ии. ра и х II XII XVII 1Та м 0 1р,пом, он 1J 10 1р 1й t 1нщ а х 1ис. тоrии атt кшi ум мат к который. с. во о 0 1с. рс. Jа 1J 1ю 1ш ра щс. 1ый матс. риа 0 I H l l KOi 1l L pa J ИKс, С. Ж С сс 10 истории 1с. pfio коrолей Дании. 1lашс. лсн в Дании и такой у с. н 1й ис. атс. л 1а именно пастор Йон Йенс Коллинг ок. 1540 1609 который пожелал дать читателю своего сочи с. ин Новое описание Дании вышедшего из печати в 1594 г.3 1сведения о t имноличс. ском содержании главных знаков старинного герба датских короJ 1с. й. Руководствуясь собственным умозаключением или соглашаясь с утвер и 11имися в его время понятиями, этот писатель свидетельствовал, что некотор с. из благороднейших знаков короля Дании и Севера а именно тр 1с. fiс. сно синеrо цвета льва вели происхождение от трех балтийских проливов. разделявших четыре датские области Готию Ютландию Фюн, ЗеJ а 1щию и Сконе32 Перед этим Коллинг назвал также эмблемы французско 10 коrоля, русского царя и римского кесаря Три лилии Галл, не без тайны, имс. с. т а одежде и военных знаках. Золотого орла для войска своего предпо 1итас. т правитель Востока. Черного же и двуглавого носит император За а а 1Тем самым герб короля Дании впервые в датской литературе был 1юставлен в один ряд с эмблемами европейских государей, в чем можно усмотrсть зачатки сравнительного изучения датских гербов. Для Коллинrа это с. rаннение обусловливалось, прежде всего, желанием указать на изначально отаснное аллегорико символическое значение гербовых знаков короля Да ии, стремлением подкрепить суждение, что они создавались, как и лилии коrоля Франции, не без тайны поп sine mysterio Самая же тоска по алле 1орическим истолкованиям эмблем, которую испытывал Коллинг, а равно с 10 соотечественники XVI XVII вв., несомненно, вытекала из общего характера духовной жизни народов Западной Европы ренессансной и барочной J 1юхи, проявлявшей большой интерес к аллегориям34 Но особенно много литературных свидетельств в памятниках письмен 1юсти XVI XVII столетий обнаруживается по поводу правового употребле ия гербов. Разгоревшаяся с конца 1550 х годов датско шведская борьба за roсnoдL rвo в Скандинавии и прибалтийских землях сопровождалась спором между государями Дании и Швеции о праве ношения датским королем герба три короны Вместе с тем этот спор нашел свое отражение и в различных документальных источниках, и, что стало новостью, в политико публицистиче Koldin e sis Jonas. Daniae dсsсriptio nova. Franсofuni, 1594. Далее ссылки приводятся по втоrому изданию Kolde sis Jonas. Daniae desсriptio Stephani s Step 10 1s Johannis. Dс regno Daniae et Norwegiae, insulisque adjaсentibus juxta ас de Holsatia, duсatu Sleswiссnsi, et finitimis rrovinсijs, traсtatus varij. Lugduni Batavorum, 1629. Р. 172 266. 12 AI Daniae, et Septсntrionis Regi, ех trimari Balthiсo, in has terras se tr сi inсursu immittentс, сt Gothiam а Fionia, Fioniam а Sсlandia, Selandiam а Sсania dividende, qvaedam suorum nobilissimorш insignium oriuntur tres nimirum сaerulei сoloris Leones lbid. Р. 25G 25 l Tria lilia Gallus, поп sine mysterio. in gestaminibus, сt signis militarilюs hahсl. Aurсam aquilam сxсп ilui suo, Orientis signifсr, rraсfсn. Fusсam vero. biсipi 1сmч с kсi 1k is i pсrator gesta 1ll 1i 1I. 1250 ц м. Мщт. 11Л.Л офрm 1ш J Л. м iщ матика и l с Ml l o 1скvс, т С,арокко лаю 1ко. iapol I Иl TOJ O ку тур 1с. pofi Ml,I OXII. М К, с 1их со 11L 1Iш 1х. В 15 14 11врL МЯ HaтL 1o 11t J 1t t, O i 5 70 1а 1IIри ято с IитатI и юн IIt p ор0 я IJ l 1ри 1а XIV l. bll I5 1Н 1трактат 1I IL l,lii M l 0 1l,IMИ Y l IIL pЖ IL IMИ О X сяниях корш 1сй На ии I ют сн 1к 0 I осунарст а. В н 1слс I 1Iю I 10 M литсратурtlОМ 1Iрои снс 1Iии IIсMa O L TJ с ИI было сIIЯЩL IП OЖl нию истори 1сских ока 1атсm,ст на ос 1ю с 1юю 1ш ий королевских с 1aтсii. амятнико жиноnиси и словсс 1юсти. рс нао роисхожнс ия II Ш с ии 1L pf 1a три короны и права на его ношение исклю Iитсл 1но 11с скими ко 1юлямI 1 В свою очередь, несомненно, по Jaкa Jy короля Дании Фр не 1т 1а 559 1588 в 1567 г. появилось подобного же рода со 1и сние дап коl О 1 сателя, в котором, no обыкновению, видят историка Ха са С а и а 0 500 1584 Известный под названием Ответ или объяснение на сoofiщl 1t которое заново выпущено шведами относительно всего того. То слу IиJ 1оt I, и послужило предметом для переговоров между дат tанами и 1I L laм 11565 году 36, этот трактат оправдывал деяния королей Дании II Ссвер 1юii l pone и правомочность ношения ими герба три короны Свои умо 1ак 0 It I 1ия автор подкреплял историческими свидетельствами, которые O нахщ 1II I среди знаков и гербов, в первую очередь, изображавшихся на е 1тях нат t ких государей эпохи Кальмарской унии 1397 1523 когда короли Н щ 1ювременно часто являлись и правителями Швеции. Впрочем, и этот датский трактат, и сочинение короля Эрика I 1и II XVI IIи долго еще в последующее время не были напе атаны, так Iто. ес 1II у II х обнаруживались читатели, то лишь немногие. Но как бы то ни fi io. мож Iю сделать вывод, что в Дании XVI столетия, подобно тому как Jто м J место в других странах Западной Европы, начинало nролагап, сс н норо I у 1ю Jзрение на герб как на явление, которое могло вы Jыват 1л тL ратур но исторические исследования. Однако эти исследования, как и pL J ltm века. еще отталкивались исключительно от практических сoofipaжt 1ii. I 11шкавших на почве политических задач, которые решалис 1I осунарямI 1 Нании. В то же время самая мысль о гербе как о явлении истори lсском. которое мщ ло быть порождено в какое то время и какими то кул тур 1I0 истор t 1ими условиями, ни в Дании, ни в других западноевропейских t траI 1ах XIV XVI столетиях еще никак не обнаруживала себя. В трактатах о 1сpr 1ax I 1о щ его Средневековья и раннего Нового времени, напротив. хщ 1I от р же ие получившие тогда широкое хождение представления. да а I 1II 1t о с тать также в изобразительном искусстве, что гербы я ляли 1нрt м у 1рсж ением, уходившим своими корнями в седую старину. Сни е 1ел 1ст 1м тому служат находимые в геральдических сочинениях, например, в i J ii ом Трактате о герббах п, описания гербов, которые якобы носI 1л 1I I t p I TXO IHIIсTIH,IX книг. Средневековое сознание, как мы MHИM, fla L ШIO так t, t 1срuами легt ндарного короля Артура, который. Iю 1мож 1I0. жI I 0 М Erik XIV 0 1a 1io k iniuslo h, rсgis l aniat а 1н 10 l 5n., l oiн 1a 1ч l S п 1а, l t 0. S 1ш kliol ют Х4 19 1н t 1н 1а 1lkг l klari раа lс ht rt i s 11t Г yli l a t k sv, sk 1til vilj 10 all k t 1kt I о 1ш a 1нlkl tt, la sk, О sv sk 1i i 1565 М 1Х75. 2 7 11T t l S tk am 1is. 55. V V p 1apl ll l l II РУ III к,н ll l K IHITl l 1t pr 11poЖДl м pol к p 1a l M t pt l II, poД IЖ O аП. М l Ot t OIIHTI, 1XVII XVIII Д Жl Pl I KO ll IOИIIШ Ot I, Jl 1Tt paтypt XIX XX t толстий. На датской почве это неистори сс 1щс 1ют н и на г рб н только в позднее Средневековье, но и в XVI XVIII вн. такж не встре ало критических возражений. В самом деле, в пользу такого вывода с очевидностью свидетельствует фреска в Дроннинглундской Dronninglund церкви Северная Ютландия датируемая 1500 1520 гг.38 На ней предстают особо почитавшиеся в рыцарской среде средневековой Европы девять лучших и достойнейших или героев с их гербами. То были три язычника греко римской древности Гектор Троянский, Александр Македонский и Юлий Цезарь три иудея Иисус Навин, царь Давид и Иуда Маккавей и три христианина король Артур, Карл Великий и Годфрид Бульонский. Знаем также, что Йон Коллинr в своем сочинении в одном ряду с гербовыми знаками современных ему европейских правителей называет эмблему золотое руно греческих государей Античностиз9. Можно, кроме того, указать на иллюстрации в Жизнеописаниях датских королей изданных в Дании в 1732 и 18 16 гг., где легендарный король Дан предстает со щитом, в который заключены три льва4О, т.е. главные знаки герба датских королей, прослеживаемого по историческим источникам только с конца XII столетия. В первой половине XVIII в. такое же неисторическое воззрение на гербы питало умонастроение датского писателя Людвига Хольберга 1684 1754 из под пера которого вышло первое в Дании сочинение, посвященное геральдике, в том числе истории датского королевского герба. Этот небольшой очерк был издан в 1729 г. под названием О гербе Дании и Норвегии в книге Л. Хольберrа Описание Дании и Норвегии 4 1Он начинается с рассуждений о том, что датское специальное имя герб vaaben происходило от слова оружие vaaben В отношении общественного использования герб для Л. Хольберга это дворянский герб, щит и шлем, иначе по датски называемый щитовой эмблемой adelige vaaben. skiold og hielm, ellers med et Dansk ord kaldet skiolde merke Из этого первого известного нам датского определения герба нельзя не заключить, что Л. Хольберг понимал под гербом лишь дворянскую эмблему, чем, несомненно, выражал понятия своего времени. У него находим также объяснение причины, по которой гербы стали изображаться на оружии. Оно не расходилось с представлениями, которые к тому времени утвердились в западноевропейской геральдической литературе. Как и его иностранные современники, Л. Хольберr связывал зарождение в старые времена i gamle tider обычая помещать дворянские эмблемы и символы adelige merke og symbola на оружии с употреблением шлемов, закрывавших лицо воина. 38 Saxro, p 1N Ор. сit 23 232 Lassen Е. Fra runesten til altertavle са. 900 1500. Kbh., 1972. S. 362 263 DKH. Bd. 2 39 Prinсipes Graeсorum insignia habent aureum vellus Koldensis Jonas. Ор. сit. Р. 250 40 См. Ho, sthф 1Н. De sma historier og lreserevolutionen i 1700 tallet Fra bogtrykker Joaсhim Wielandt til bogtrykker J Thiele Fund og Forskning. Kbh., 1994. B t Н 79. 84. 4 1Но hег. L. От Danmarks og Norges VaaЬen Holberg L. Dan aiЪ о Nшgс Beskrivelse. Kbh 1729. s. 6 17 632. 20 i 1l 1i Налсс Jl. Xo сiсp 1oстa a m at Tl S а том. i ai oс 1сot L a 1t 1L L l ll l L 1сp ii 1мr 1L Ml,I ЩIП у l L J Mi I арон 1Ж IX стар 1ща t 1н 1та 1XI XIII t 10 сп 1wx. 1и ar 1oнt 1S 1от щ Tс 0 Ис o IO ш 1IЦIIТOII, том l Iс L 1акл 10 а х ai ЩK II i родами Л. Хол 1ср 1Oс a Ol O с l,IX Ис l O IШll ilX. L l l,I l. l SI а орвсжскис 1Уложение Гулат 11а ссiop 1i са 1о орош 1х l lорнс 1ии Кру смной ИСJ 1аН 1Ща Снорри Стурлус 1а. 0 l IL сI IIL L l il l I w о ревних королях Дании из ро а Ск 1ол 1нунгон в срсска 1с t a нt i 11 у 1с 1юrо Арн 1рима Йонсена и Деяния датчан Саксо а J раммат а. l щ м 1щходим ссылки на источники. которые происходили 1п 1а рс с 1ю t i a 1щ щвскоrо мира. В их числе законы ан 1лийского короли Ге риха 1сoor it 1t 1щита о германцах. расскюы римского писателя Кассиодора с 1юwт Иордану о готах и Плутарха жизнеописание Мария о кимнрах. 1Iр ю Хольберг также свидетельство Вергилия об испол 1ю 1ш и ст 1х щ т 1римлянами. После общих рассуждений о гербах и щитах Л. Xoлi,fiepг о ращаL 1п t м, которые носили короли Дании, бывшие одновреме 10 ор 1нм lорвегии с конца XIV в. доводя свое исследование до своt 11рt щ щесh он вступает на твердую историческую почву. и 1у 1аст tт н та 1нюго королевского герба преимущественно по пою аниwм атс х т 11иков, в основном монет и печатей. Начало зарождения герба королей Дании, ставшего ню 1с с м шюм Датского королевства, три льва в окружении серде Х р 1 от 1юсит ко времени правления короля Вальдемара 202 124 1Hoi a a н ством для него явилось то, что этот король употреблял 1ат 1t 1п 1ра жс исм трех львов и что у Саксона Грамматика, завершивr ао t 1юii тру алом правления короля Кнута VI 82 1202 отсутствуют у 1м 1а ш 1пом гербе. Что касается духовного смысла трех небесно синих лыю 3t 1l 1i t I Маас ф 1ег то Л. Хольберг соглашается с истолкованием. да м ра 1нт Коллингом, чье имя он прямо упоминает в своем очерке. Нuконец, замечаем, что Л. Хольберr обнаруживает на та 1щ т трv ннх скоторых западноевропейских писателей, обращавшихси к 0 1с у снию гербов. Он приводит сообщение Николаса Антона о трех i op 1ax с x королей Дании и Англии первой половины XI н сроит a 1i 1то 1счатном издании трактата Аптона 1654 г. Нахо им у Xoл 1t 1t p 1a ж 1ссылки на книгу немца Теодора Хёпинга 159 64 1О paBL ш, J 1j с si. i m 42 и на сочинение француза Mo sr. lс Вlа с он п а н м k T 1aitс dсs ino oyes de Franсe 4J. Но, несомненно. кру сpa t пoii 1l мс 1п шщу с снис Хё 1нга Htipi gl 1Dс i sig i 11sivс аr ш 11priм o a, 1a s j i 1liс l 1ist 1niсu pl 1ilulugkt 1s Nшibсrgaс, 1642 l щ, 1о Фраш. уа Jk 1лш 1с l ra oi, 1с Hla 1сп 0 11о фра,щу 1ско 1ум щ, ке т, aili l 1i,toriчнс 1ks ю юiсs 1l ащ p i, k е k la Мо ан l 1 р 1м к 11р, с сi J 10 ща 1н ар + 110 J онар а 1мощ р у, 1м, 1J H а тора 1щ ш о а а 1н 1т i Л. kp 1x Л.Л. Тка 1с ко. 2 1 л L ратур 1р 1па р м, ука 1а м i 11aм 1t ра а 10 1Во 0 1ком l. J 1y at м 11t п 1Трактат о 1t p 1iax а iiскoi o 11IТt И а ат 1XV Иоха 11t н J liaнo Лурсо и ра нпу l 0L llp xa t J мa a Лspilo ia и ща t о ом томl t трактатом Л то а. Таким оfiр,пом, MUЖ OTMt TИTI 0 автор ср 1ю 10 с ециш 10 10 сO IИ И о датской геральдике нристуна к его написанию буду lи нооружен 1м теми знаниями и представлениями о геральди 1еском искусстве, котор с в его время господствовали в Европе, находя свое отражение в трактатах о гербах. Это выражалось и в том, что датский писатель использовал те же иды источников, на которые к началу XVIII столетия вошло в обыкно с 1н 1с ссылаться в сочинениях о гербах. Очевидно, что в своей исследоватсJ кой работе Л. Хольберг, следуя за Й. Коллингом, прибегал к сравнитсл юму методу, изучал историю датских гербов в связи с показаниями геран 1дического материала других стран и народов. Самое включение очерка о гербах в книгу, посвященную описанию Дании, свидетельствовало о том, что герб рассматривался Л. Хольбергом в качестве явления, которое, мссте с другими явлениями датской жизни, должно было характеризовать На ию. В этом обстоятельстве, несомненно, уже можно обнаружить начатки 1юнимания герба как одного из элементов датской культуры в ее духовном и материальном воплощении. Замечательно также, что Л. Хольберг, в ли ше от исследователей датских гербов и эмблем прежних времен, в част 1юсти писавших о трех коронах при изучении геральдического материала руководствовался уже не только практическими задачами, но также историко познавательными, просветительскими целями. Стало быть, очерк Хольберга О гербе Дании и Норвегии имел и то значение, что им закладывались основы собственно научной историко геральдической литературы в Дании. В то же время нельзя не заметить, что автор первого датского трактата о гербах еще не обладал вполне историческим сознанием и не стоял на выштс исторической критики. Это выражалось не только в том, что он выво 1ИЛ историю гербов из глубокой древности, но также в его доверчивом отношении к суждениям Й. Коллинга о духовном смысле трех львов в гербе короля Дании и сообщению Аптона о трех коронах как гербе датских королей 1н рвой половины XI столетия. Такое доверие к свидетельствам книжной словесности, несомненно, уходившее своими корнями в средневековое миросозерцание, сказалось, кроме того, на характере собственных исследовательских выводов Л. Хольберга, например, в отношении происхождения мблемы три короны в гербе датских государей позднейшего времени. Эту мблему историк считал наследницей герба с тремя коронами королей Све а, Кнута Великого и сурового Кнута Хардекнута чем, возможно, хотел 1ю твердить и старинные права на нее королей Дании. Но отсутствие у Л. Хольберга историко критического подхода к литературным источникам ивлялuсь особенностью не столько его учености, сколько вообще западноевропейской историко геральдической мысли XVII XVIII вв. Стало быть, и в опюшснии методики изучения памятников письменности автор первого со 1и 1ия по датской геральдике стоял на уровне своего времени. Ко с 1но, нс только Л. Хол 1берг, но и други обра ю 1а атчане XVII XVIII нв. питани и тсрс к 1сраЛ 1J И lеской литературе. oсo it 10 н 1хо J ii pa фра 1у н 1шх II IH Ml I K аток 11L pa J ll ll t K I кусстна. а мt р. К щ 1а Фра t уа М t т l 70SJ II Ф а lк сia ll t pa S 1705 1ll M l ll l l l il I нaтсK K + ll 1 ра ии Tl X l Т0 1ii. В yс O с 1н 1т а y t pt a IX l l TL l l. ра 0 1х. аfiстракт 1ао ормап х TИЙ T и н рt с TO l HaШITс l, IЙ характt р. 0 таКЖl служил YI OII OJ l JO t pa тсорети lсских слt й. котор t рс 10ла 1а и pt t иt ракти 1сск х 1ща 1тим, нано полап 1т 1но Ol OM ОUЪИСНИl l l И то. ITO IJOl IXO la II l T о lерка Л. Холь6срга нооолыю олго еще. нrtлот 1до XIX щ 06 аруж 1а Jюсь писателя, который желал бы обратип. свое сро на с. 0 1и t 1t тракта та по датской геральдике. Действительно, в XVIII и начале XIX столетия в Дании 1t pfi с 1ш ш 1екали к себе внимание, то по прежнему преимущественно в тс оi 1с и t 1снеалоrическими изысканиями и вообще с интересом к со6ира ию l J l ий о дворянских родах Дании, а также герцогств Шле J и 1и Гш 11п ii В качестве собирателей такого рода свидетельств ювестны Теркt л 1К. l енфельдт 17 10 1777 Фредерик Ростгорд 167 745 и особенно 1a 1l т 1ii юдатель Иохум Виланд 1690 1730 Имя последнего в истории датскоii ральдической мысли славно тем, что он первым в Дании на 1ал и щаан 1т 10 щий гербовник датского дворянства. В печатавшемся им с 1724 1ю 17.Ш 1 с. ловаре дворянских фамилий, доведенном, однако, только но ро а Морма Мопnапd были помещены сведения о 3 10 родах, а также граниро а t юбражения их гербов44 Связь геральдики с дворянской генеалогией нашла отражениt в а а ии Королевского датского генеалогического и геральдическоп 0Сiщ 1с а et kongelige danske genealogiske og heraldiske Selskah основанtю 10 777 1то первое r 1 ральдическое общество, учрежденное на датской по шt рщ 1 ществовало до 18 10 г., ознаменовав свою деятельность главным оriра юм нанием Словаря Дворянских Фамилий Дании, Норвегии и гербцоп тв щ иг и Гольштейн. В нем заключ лись не только сведения о дворянских ронах. 0 также изображения их гербов45. В число отцов основателей Общества собравшихся на с 1юt t p 1l седание 3 мая 1777 г. в Копенгагене, входили историк Пстt р Фр н рих Сум 1728 1798 писатель Педер Топп Вандалл 1737 1794 с 1жо t неятели Кр. Ленте Аделер и Эрик Иохан Йессен, регистратор н KopoJ 1l II t ком Тайном архиве Йене Якоб Вебер 1742 1805 служащий Kopoлt L кo 1i liи6лиотеки Кристиан Брандт, бургомистр Копенгагена Йохан Якоfi Xt кt р. Первым председателем Общества был избран знаток датс. кой 1l югии Олуф Банг 17 10 17Ю а секретарем литератор Бертст, К 1н 1сп 11Сандвиr 1752 1786 46. Несколько позже к ним присосдинилиt 1такжl 1е ерал прокурор Хенрик Стампе 17 13 1789 и представит ли ат 1х юрянских родов, графы Адам Готтлоб Мольтке 17 10 1792 и О по Ттт 1703 1785 I Nyс Tidсndсr on 1La rllс О сuriсusс Sa сr. Khl 1I724 I7JO. 1l.t xiсoв ovсr шlсli t r 1iliсr i Oar ш 1k. NШj с О lkrttl ll с t КЫ 1I7Х2 IXI B I. Ho. foсk О. kl kml сli t llш 1skt t Bt aloj iskl oj lк 1al 1iskс Sсlskah. 1777 1Х I О О 1k 1s lorsa t l 1 i вyt re litl 1k al 1I. Ti 1lsskr. I JX4. N 4 J О Ю. 2. 1 l 1с 0 ii 1щта н 1н 1жа с 1t 1J t т IIWTl,l I Щ.I ра t ll p 1t XIIЖJ L I lta IЖс 11ука 11а а то. по II XVIII п рt с к н р 1ам pm JH L I у рt та 1тt нt й pa лtl l,IX l ITt l ар 1а. Факт Жt IXtl ta lilTИ П. pa 1и 1t i. кor o со 1инсниw Х л 1Сiср 1а и с рапоч 1х тру 0 И. Виланда и Королевского датского rенсалш и 1сского и rсральдическш о о6щсства сви t тсл 1спювал о том, что этот интерес уже мог переходить в потребность систематической работы по собиранию, изучению и изданию датского герал 1дическоrо материала. В собирании, описании и издании источников, заключавших изображения 1ср6ов и письменные свидетельства о них, во многом протекала деятельность J 0Сiитслей и исследователей датской геральдики в XIX и первой половине ХХ 1толетия. Одновременно мало помалу начинала развиваться и литератур 0 исследовательская работа датских историков, причем нетрудно заметить, 1то ла работа протекала в тесной связи с развитием западноевропейской герал ической мысли. Хотя, как выше отмечалось, в сочинениях по геральдике, писавшихся в 0 щнее Средневековье и затем в XVI XVII вв., гербы представлялись как wвлсние, уходившее своими корнями в глубокую старину, все же предметом рассмотрения и изучения в этих сочинениях избирались преимущественно тt эмблемы, время создания которых относились к Средним векам. Вошло также в обыкновение, что видим уже у Л. Хольберга, смотреть на гербы как а особые знаки, которыми украшались предметы воинского обихода, носившиеся рыцарями дворянами в первую очередь щиты и шлемы, при том, однако, что истоки самого рыцарства, как и в Средние века, выводились тоже от античных времен. Впрочем, с XVII столетия, прежде всего в 1сральдических трактатах, например, в сочинениях К.Ф. Менетрие, все чаще высказывались критические суждения относительно устоявшихся воз 1рений на время зарождения рыцарства и гербов. Так, Менетрие связывал 1юявление гербов с развитием традиции рыцарских турниров со времени арствования восточнофранкского германского короля Генриха I Птицелова47. В трудах К.Ф. Менетрие и Ф.Я. Шпенера появляется и тема крестовых походов, с той мыслью, чтобы к проведению последних приурочить время становления родовых гербов. Приходит, наконец, и понимание, которое обнаруживается, например, у Менетрие, что самое геральдическое искусство с его правилами есть наследие Средневековья оно обязано своим 1ю шикновением французам, жившим в период правления короля Людовика Толстого 08 37 48. В дальнейшем, в XVIII и первой половине XIX столетия, на западноевро сйской почве мало помалу прорастает также стремление поближе познакомит 1ся с тем периодом исторической жизни западноевропейского мира, который на пороге Нового времени был заклеймен как варварский средний к Это стремление утверждалось под влиянием духовных переживаний, на 0 с которых при изучении прошлого постепенно получили признание п M, 1fгi С. 1ril, ine 1ks IJ Пemens des armoiriсs. Р 16 Ю. IK M, IJ i, 1f 1а si к 1tle la 0blessс ou la no vellс 110,I, l 1ia,t 11Р. 2 1i 11п s l l 1i i l, t 1f s. l si i JX 79. 24 a l В L III O ll Pl ltl l Jtl M Ж O 10 Ol OM а J IX 1рах рома Tl l L KOl O Tl J l L t К сpi. IIL K l, 10 И IL I, Y ll ll 1IL K ll t, 1 которых IIL OL T.I IИ I L OM li. 0 р 1щарt тво Ol 1M Oltl XIIЖ L l M fi лo ofiя 10 Срсн 1м кам. fioлсi. тш о. с 10 око 1атсл 11t тa oш 1L L L сJ otнtлo от оt Т 1ли 1к шох Kpi. t тo 1x 1юхщ 10 t кoJ кy Жl 1l pt родолжал ри ават 1си 0 сво му роисхож снию н рвую 0 1i. pi. 1t 1р 1щар ской эмблемой. то нс могла НС утвердиться окончатсл ю и Ml,IL II Ol II т льно 3арождсния гербов в ту же эпоху. С течени м вр мсни. 0 второii 0 Jювине XIX ХХ в., эта мысль все больше стала находит i. 0 0 11i. pж 1tt ние в свидетельствах, почерпавшихся учеными и 3 показа ий i. pi. д L t 1L к x намятников письменности и изобразительного искусства. Вместе с тем в XIX столетии постепенно укореняется 1ю им и па 11сеся возросшим тогда интересом к национальным куЛJ,турам. по 1рш ника есть не просто универсальное знание о гербах, а знание, которо L I оfiщие теоретические основы, тем не менее у различных еврощ й ких ар нов могло представать с национальными особенностями. Отсюна и ил 1та кис понятия, как французская, немецкая, русская или еще какаи 11у 1t а иональная геральдика. И в Дании в XIX в. также пробивает сi. fil 1t pщ v редставление о том, что существует датская геральдика, котораи. хоп, щ 0 ывается на традициях, свойственных западноевропейской 1i. paJ t кс. то же время может характеризоваться и своими национальными ot 0 1L t тими. На описание и изучение этих особенностей, их сходств и oтJ ii от ральдических явлений и понятий других западноевропейских пр L но 11р 1мени преимущественно и были направлены изыскания сi. лi. aтeJ 1L ii датской геральдики. Причем большое внимание стало уделять и l Ofit L l Opии гербов, а в дальнейшем, в ХХ в., с расширением понятии 1рал 1д ки и других символических знаков. Большое место в трудах по датской геральдике XIX и срвой 1л ХХ в. уделялось историческому изучению королевского государп L 10 1i. и национального датского знамени Даннеброга. Этому 1маJ 1щ 1 ст ни способствовал подъем национального самосознания, котор i л v нюху наблюдался у датчан, равно как и у других европейских нар 1що Ilсрвой работой по истории датского королевского rс Y J l IL ii с т n XIX в., была статья Г.Л. Бадена О споре вокруг Трех Коро ко торой на исторических источниках, в том числе тех. к которым pa L L уж, оfiращались Х. Сванинг и Л. Хольберг, выставлялись дока Jат л 1ст а о ра омо 1ости ношения означенной эмблемы королями Дании Эт н ка TL Jt 1ствa 6ыли направлены главным обрюом против укорс 1ш х L J кoii m 1тсратурс 1во врений относительно узурпации гс тр кор датскими 1осударями. При таких обстоятельствах прагмати к н ана 1а, 1с м Л Ф. Во ик 1ю 11и 1тоr 1пма. М 2004. ll, 1l, i.l 0 Tr, km t ritk Лll 1a lli 1ч 1i Г L tlrt lшllkls с l 1ш S 1a 1I Ki 1k, 0 1l сi s i, k 1IX O. S. 46 7 1С м щ i i. С 1wi, i 11Svсl i 1oсl а к а 1k iil w,т K 1i a sw, 1a vap K 11III S l l 1ol 17 i кот ра 1р как н н 1р 11раф 1pl aJ 1at 1а т р м t тал, атl м и а 1щ 1а 1у ау у п t t 1J а рt 1уJ татах l J 11a ш 1oi l IIL J Жl a И УЖL 1l t l,ll l ll ll l Kltl факт o ll t. 10 ay ю с 1op 1l l L ll IY IL tl il l с. KOI 1t. p 1a a 11at. 1с. t 0 тороi 1IJO O XIX с. 1олt. п 1и. тoii тt. мс ши 1юс. ящс ы с. тат 1и ис. слсдо а J 1t. штсй Хс ри Пстсрс. с а 1X4tJ I Х96 и историка датского Срсдневеко я Лнольфи Дитлева Йоргенссна 140 197 В I Х79 г. Х. Петерсен обнаружил в архиве немецкого города Шверина пе 1ап, с атским королевским гербом, принадлежавшую королю Кнуту VI Х2 1202 Эта печать, которую Х. Петерсен датировал приблизительно 90 г 0зволила опровергнуть точку зрения Л. Хольберга, относившего нрt. мя шрождения датского герба к периоду правления младшего брата Кнута. короля Вальдемара В той же статье Х. Петерсен исследовал гербы на натеком 3намени, захваченном ганзейцами в 1427 г. и с тех пор хранившемся Мариинской церкви Любека52. татьи А.Д. Иоргенсена были написаны, прежде всего, с целью выясне 1я терминов, которыми в Средние века обозначались фигуры в гербе кopo L Й На нии львы или леопарды, сердца или так называемые морские листья sф 1щl и того, что они собой символизировали. Автор пришел к выводу, по ре 1ь должна вестись о львах и морских листьях и что Й. Коллинг был ра когда писал о львах как о символах трех датских проливов под морскими листьями же следует разуметь земли Дании, разделенные морскими просторами53. Эти аллегорико символические истолкования фигур датского 1t. p6a. однако, подверглись критической оценке в упоминавшейся статье Х. Пстерсена, указавшего на употребление таких знаков в других гербах, ри 1ем принадлежавших иноземцам. Х. Петерсен считал также, что следует 1щюрить о присутствии в гербе королей Дании изображений не львов, а ле шрдов. Но это свое суждение он не доказывал убедительно данными источ иков. а больше основывал на теоретических определениях, утвердившихся к тому времени в среде западноевропейских знатоков геральдического искусства. А.Д. Йоргенсен обратил, кроме того, свое ученое перо на исследование оGстоятельств, при которых датские короли начали употреблять Даннеброг54. Он предположил, что источником этого знака являлось знамя ордена Иоанна Иерусалимского красное полотнище с белым крестом. Имя же шмени представляло собой составное слово, в котором первая часть, о чем с моr ло быть и спора, указывало на датскую народность, а вторая часть hrog могло пониматься или как знак пятно или как штаны Первое рсдположение А.Д. Йоргенсен основывал на толковании обнаруженного им в одной латинской грамоте короля Эрика Менведа, датируемой 13 18 г., с. лова brogelen Оно, по мнению датского историка, могло обозначать ленноt. владение, пожалованное сеньором вассалу с правом использования на l tt l 11Et dansk Flag fra Unionstiden i Maria Кirken ibeсk ANOH. 1RR2. Hft. 56. г. ш Л Del gamle danske KongсvaЬen ANOH. 1R79. Hft. 9 55 Мет. Unders gelser vt tlri rсшlс Danсhrogс og dсl tl шskt KongсvaЬсn НТ. 1RX7 I ХХХ. R. 6, htl. 4Х 194. ч 11m 1Л. 10 L a t l r o t p 1i klsL Е l 1istorisk hyfюlсs I IT. 1Х75 1Х77. R. 4. htl. 5. S. 4 15 459 k 1si, 1t l t 1S. 190. i щ 11I 11ака. 1yII тpt II III II l 1I IIa 1II ака II I 1т а IIщ 1а 1а 1I л.н. Йopl l l II, M I l ll. Tl l a l I, l XIЩl II J l II l O С а К М ИJl l aTt M l 1t I ШI Tl,lii. l TJ l,lii д к J l II yмt l tK l ll. Я м у I l 1 I Ta l l,l Я yfit J IITL l KO l, Y a l K Tl KсTax. J O I X от сpt. J X IIL J. OII II I ОТ fiO L с 0 l O l Ml I I я тис шака pt. J a OсI, с. O M hю а И с. амо JT I t O OT L I 11 датском Я Jl,IKс у 1ютреСiЛЯЛОl I УСiснителы 1сt. ПIЯДe O друI 0 1K III I ЖС С А.Д. Йор 1е се а. которое Oс. IIШ Oс. I, а том fit. l с J 0M фаК по в исландском и 1юрнежском я и, 1ках словом Ъгоkс t. дрt. Iюl I 0 а 1ш 1ис 1штаны tто 1юдтnерждалос а счатле м II саI ах II 1ю 1III 1t м ле 1ендарного прсд 1ю нтt ля норманнов Ра 1нара ЛtщСiроке Кожа 11Шта 1Отсюда датский историк соглашался с мнсни м. ра 1I ска I а IIIt м ся II шведской исторической литературс, о том. что своим щю 1кх ЖJ l lI см мя Даннеброг могло быть обязанным иноземному слo oy 1ютpt. fiJ 1L В одтверждение этой мысли отмечалось, что uна шле то имя 0Сi аруж 1а тся в шведской Рифмованной хронике второй 1юло иI XV с. I лL т я. довательно, делался вывод, 1то шведы первыми стали у отрt. Сi ят 1t I 1io Danebroge причем в значении датские штаны чем в I ху Iаст х нат L Ко шведских войн хотели выразить свое прс Jритслынн 0 I 1Iщ t. I 1к 1IIам и враждебной армии55. Говоря о научном творчестве Х. Пстерс на и А.Д. Йop 1t. сt. a. t ж дуt I также отметить, что эти ученые u своей исслсдош 1тсл 1t. кой pafioTL нс J щ 1л 1ствовались только датским геральдическим материалом. 0. у Iа 1I нат L кие гербы, обращались также и к источникам инозсм 0I 0 I ю с. хождL II 1 Иными словами, в трудах этих историков датской 1срuл 1ники. как 1L 11I 11иях других западноевропейских геральди, 1сских nисатст. й XIX 1ажI 1щ мсL 10 отводилось использованию сравнительно истuри сскщ о Ml TOJ a. ко торый в дальнейшем находился на вооружении у датских у с х. 0 1раща I XсЯ к изучению гербов и других эмблем своих соотс 1сстве IIико Х. Петерсен занимался также изучением тех герббон. котор 1н pl J tl ка юображались на внутренних стенах датских церквей56 ОJ ако IIL 0 l Тш 1л у истоков исследования этих драгоценных герал ди 1еских IIамят натского Средневековья. Зачинателем их изучения стал арх тl кт р lкoсi Корнеруп 1825 19 13 Проводя реставрационные pafioт ll l l J 1К I сн. lit. 1тa Бенедикта Сорёского монастыря Зеландия ш 10Сi аруж 1II н крI 1сочными наслоениями более позднего времени остатки и юсipaжl 1ii м 1ю 10 исленных гербовых щитов. По мнению Я. Корнсру а. JТИ фpl l i. I 1хщ 1или к XIII XIV вв.57 Несколько позже он обратился к и 1у 1с 1I0 pl рации элементов герба короля Вальдемара А ттердага 40 1П l l f к и t. Петра Нестведского монастыря Зеландия 5И 0. илл. 2 1рсставрации гербов Я. Корнеруn использовал даш с ра х t то иков. u nсрвую очередь иконографию датских срсдне еков 1Iх l 1aтl ii. щ АЛ. tJщlсщ. сl сr S. IX 1N. lh I. Skjol lсl rist i Sorl. Kirkt сl kritisk hi 1lrar, 1il da sk l 1сral lik ЛNOII. IXIO 1К т 1р Skjal llvi ks sla ls ravl о skjol 1l a 1kl r i Sor Ki 1kl ЛNOII. IX77 i 1 IN К т щ 1Vabll ar Л пla s о l ю 1i klvi s l 1i ll Г i 1stvt 1ls St. Pt 1krs KirJ ЛN IX S. 1206. п 1IН l II L IIL L X Щ. 1L llil llilXII I l I, m IIL l il l K.IX н р х 1п fipaжi. 1ii II l l IЖ l II. 1it 1тa. l Xpa 1ll I Кром то J M Иl l О l 1кам сJ и fi J 10 уl та п, l Ta н рfiов. 1lо Jтому 1щн ми l Восй рt ставраторl кой раfiоты я. Корщ ру Щ IO KOс l,H. с l l И. которыс, 1щ ако. могли ри 1ю ит 1К IIсJШl,IM Щам. Рс 3ул 1т. том ЯНИЛОСI, то, что Ml TOJ восстановления repfioн. которыми руководствовался Я. Корнеруп, и сами итоги его работы вызвали критические замечания у Х. Петерсена и ру х историков и искусствоведов. Возражения касались, прежде всего, р 1ис Вания гербов тем или иным лицам, а также подлинности реставриро ащ х цветов, фигур и формы щитов. Р ставраторская работа в XIX XX вв. велась датскими учеными не толь о 1ерквах, но также в других архитектурных памятниках средневековой Нат В числе таких памятников большой интерес вызывал замок Кронборr r,тп п 1рода Хельсинrёра Зеландия прославленный Шекспиром в Гамлете мснем Эльсинор В нем была обнаружена фреска с многочисленными 1i. ми. которые, на предмет выяснения их владельцев, подверг изучению, с р 1лечением сфраrистического материала, историк датского искусства Маур,щ Макепранг 1869 1959 Ему удалось выяснить, что эта фреска восходит к 1420 м годам59. Из под пера М. Макепранrа вышла также статья, посвящен аи щ,тским изображениям герба Христа илл. 3 тема исследована в связи l уховной историей позднего СредневековьябО В ряду зачинателей исторического изучения гербов в Дании должно на ап, и Андерса Тисета 1850 19 17 который, помимо того, что много потрудился в деле издания геральдических памятников печатей и описания юрянских гербов, оставил после себя несколько статей, в которых выска 1ал ряд мнений, и сегодня не потерявших своего научного значения. Его 1шшная заслуга перед датской исторической наукой заключалась, прежде Кроме того, А. Тисет обратил внимание на старинный обычай употребнения эмблем представителями других датских сословий, а также земскими ородскими общинами, чем положил начало изучению в Дании областной, 1ородской и бюргерской геральдики. Его вывод об отсутствии в Датском королевстве законодательных запретов на ношение гербов лицами, не принадл жавшими к дворянскому сословию, прочно утвердился в датской историо 1раф и. Вообще живой интерес А. Тисета к юридической стороне использо Maс k m М. En Skjoldefrise fra El ik af Pommerns Tid раа K 1age Kronborg Slot Fга PL IYJl TaTl,I J l lli 11L tO l t L Kl ii ра т J T IL Pl l 11a 1 К моменту выхода в свет статей Люсдаль и Нильсена знаки, известные J именем bomrerke уже давно находились в поле зрения датских ученых. Во втоrой половине ХХ в. продолжали выходить и работы, посвящен 1с Ншrнсброrу, в которых находили отражение новые факты по истории Jто 10 3 амени в XIV XX столетиях. Но относительно истолкова шя его име того, почему этот знак обрел значение геральдической эмблемы в replil королей Дании, каких либо принципиально новых суждений, отличных от оно сделанных еще историками XIX первой половины ХХ в., предложено нс было. И только обнаружение в конце 1960 х годов упоминания Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Антонов В.А. История изучения датской геральдики (2008)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |