Е. Г. ЛАЗАРЕВСКАЯ
КОРОЛЕВСКИЙ ГЕРБ ФРАНЦИИ
НА КОРОЛЕВСКИХ МОНЕТАХ XII XV вв.
Герб короля Франции, представляющий собой лазурное поле, усеянное
золотыми геральдическими лилиями, известен нам, начиная с правления
Людовика VII 1137 1180 и Филиппа II Августа 1180 1223
Геральдическая лилия была широко распространенным знаком средневековой геральдики. Достаточно вспомнить лилию на гербе Флоренции,
но и не в столь известных гербах, нередко личных и родовых, геральдическая лилия встречается весьма часто. Но когда речь заходит о французских геральдических лилиях, мы подразумеваем лилию как знак
королевской власти1
Апологеты французской монархии старательно выстраивали мифологию королевских лилий, связывая широко известный марианский
символ лилию с небесным покровительством королевскому дому
Франции. Так, существовала легенда о том, что на крещение Хлодви1 Рассказывая историю принятия французскими монархами геральдической
лилии в качестве герба, известный французский геральдист Мишель Пастуро
задается вопросом почему король Франции решил взять себе гербом геральдическую лилию вместо какого-либо животного, как сделали почти все остальные
династии Европы Он видит две возможности ответа на этот вопрос. Во-первых,
этот цветок уже долгое время, начиная с поздней Античности, представлял собой
эмблему суверенитета, он располагался на каролингских и оттоновских королевских атрибутах. Другой причиной могло стать то, что в течение XI в. этот цветок
приобретает христианское содержание, христологическое или связанное с культом
Девы Марии. Возможно, поэтому Людовик VII, который наравне с Людовиком
Святым, был одним из самых набожных королей Франции, избрал своей эмблемой
именно геральдическую лилию. Подробнее см. Pastoureau M. Les emblemes de
la Franсe. Paris, 1998. Лазаревская Е. Г., 2015
447
га Дева Мария послала с ангелом лилию в знак своей особой к нему
милости.
Знак геральдической лилии известен с древности, что побуждало
средневековых авторов возводить появление герба с лилиями в глубь
веков, в частности приписывать известный им герб французского короля
Хлодвигу2 Первоначально та форма, что мы называем геральдической
лилией, была всего лишь видом узора, который действительно можно
встретить на самой заре появления искусства декора, задолго до возникновения геральдики. В Европе самые ранние появления геральдической
лилии в качестве навершия скипетра или узора короны также не несли
какой-либо символической нагрузки. Подобное применение геральдической лилии известно начиная с V в. Во Франции такое оформление символов власти прослеживается с Роберта II 996 1031 сына Гюго Капета 987 996 которого мы видим изображенным на его печати в короне
с зубцами в виде геральдической лилии3
Однако уже историки XIX в. сходятся на том, что во Франции геральдика и, в частности, знак геральдической лилии как символ королевской
власти появляется не ранее эпохи первых крестовых походов и правления
Людовика VII4
Одним из немногих дошедших до нас источников, по которым мы
можем подробно проследить использование геральдической символики,
являются монеты. В частности для королевской символики это будут
монеты королевского чекана.
Что касается появления геральдической лилии на монетах, то впервые геральдическую лилию вне оформления знаков власти, а в качестве самостоятельного символа мы видим на монетах Людовика VII, на
денье5 denier выпущенном в Аквитании Людовик VII был женат на
Элеоноре Аквитанской, через брак с которой и приобрел Аквитанию
2 Тенденция наделять всех значимых персонажей гербами в средние века привела к возникновению особого явления, так называемой вымышленной геральдики. Гербы приписывались как историческим персонажам, например, Александру
Македонскому, Карлу Великому, Иисусу Христу, так и мифическим королю
Артуру и его рыцарям. Такие вымышленные гербы даже включали в гербовники
наравне с обычными гербами. См., например, португальский гербовник Livro de
Armeiro-Mor. 1509. 3 Fox-Davies A.-с. The Art of Heraldry. New York, 1976. P. 200 ссылки даются
по 2-му изд., 1-е вышло в 1904 г 4 Beaumont Adalbert de. Reсherсhes sur l origine du blazon et en pertiсulier sur la
fl eur de lis. Paris, 1853. 5 Русская транскрипция номиналов монет дается по Беляков А. С. Нумизматика Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990. С. 81 146.
448
На аверсе изображен крест, сопровожденный геральдической лилией,
на реверсе леопард, шествующий вправо6 золотой леопард в червленом поле был гербом Аквитании рис. 1 Появляются лилии и на
монетах из биллона низкопробного серебра Филиппа II Августа на
денье, выпущенном в Аррасе, мы встречаем геральдическую лилию
в легенде на аверсе и две, сопровождающие крест, на реверсе. Крест,
сопровожденный геральдическими лилиями, и такая же легенда присутствуют и на оболе obol выпущенном там же7 И у Людовика VII,
и у Филиппа II геральдические лилии появляются на монетах, выпущенных на территориях, которые они приобретали благодаря браку
Людовик герцогство Аквитания, Филипп графство Артуа. Причем это монеты из низкопробного серебра, которые имели достаточно
большое обращение, что дает нам основания предположить, что лилии
на этих монетах можно рассматривать как элемент, пропагандирующий
власть нового суверена.
Первым правителем, поместившим на свои монеты полный королевский герб, стал Людовик IX Святой 1226 1270 Он развил денежную
систему, доставшуюся ему в наследство от Филиппа II Августа, который
предпринял первые попытки по ее унификации. Так, существовало два
типа монет монеты парижские и турские. Обе эти системы имели в своей
основе денье 12 денье составляли один су, 20 су 240 денье составляли ливр Денье и парижский, и турский состоял из двух полуденье
или оболов. Денье из биллона был удобным денежным номиналом и имел
широкое обращение.
Полное изображение королевского герба можно встретить на золотых
монетах Людовика IX. Например, на аверсе золотого денье в розетке из
восьми арок готической формы помещено изображение гербового щита,
усеянного лилиями. На реверсе лиственный крест, сопровожденный
четырьмя геральдическими лилиями рис. 2 На других номиналах мы
видим изображение стоящего короля, облаченного в мантию и держащего
в левой руке геральдическую лилию, по обе стороны от него размещено
еще по одной геральдической лилии8 Золотые монеты Людовика IX очень
редки, хотя и не ясно, потому ли, что их мало выпускали, или потому, что
их много переплавляли, ведь на выкуп короля из египетского плена потребовалось много золота.
6 Hoffmann H. Les monnaies royales de Franсe depuis Hugues сapet juaqu a Louis
XVI. Paris, 1878. P. 12. Pl. VII 8. 7 Ibid. P. 15. Pl. VIII 3, 4.
8 Ibid. P. 19 21. Pl. X 3, 6, 7, 9, 15.
449
На монетах, чеканенных следующими королями из династии Капетингов, мы больше не встречаем изображения королевского герба целиком,
хотя геральдическая лилия присутствует в оформлении множества номиналов как золотых и серебряных монет, так и монет из биллона.
Золотые монеты Филиппа III Смелого 1270 1285 имеют те же типы,
что монеты Людовика IX, и соответственно несут на себе изображения
лилий. Однако среди монет Филиппа нет золотого денье с изображением
королевского герба. Филипп III после смерти в 1271 г. Альфонса графа
Тулузы наследует его титул и графство. Об этом напоминает денье,
чеканенный в Тулузе. Эта монета известна под названием буржуа из
Лангедока bourgeois de la Langue d oс На ней мы видим изображение
геральдической лилии на аверсе и крест с геральдическими лилиями на
концах, которые вписаны в легенду9
Монеты Филиппа IV Красивого 1285 1314 имеют большое разнообразие типов, особенно монеты из низкопробного серебра. На золотых
монетах, таких как малый руайяльдор Petit Royal d or шездор сhaise
d or массдор Masse d or или полуфлорин, по Энгелю10 мы видим сидящего на троне короля, который в правой руке держит скипетр, а в левой
геральдическую лилию. На оборотной стороне в розетке помещен традиционный лиственный крест, сопровожденный геральдическими лилиями на руайяльдоре и полуфлорине или коронами на шездоре 11.
На серебряных монетах гро турнуа gros tournois полуденье различных типов мы видим бордюр из 12 геральдических лилий на оборотной
стороне монеты. На более мелких монетах из биллона присутствует
геральдическая лилия, вписанная в легенду рядом с условным изображением турского замка, сопровождающая крест12.
На монетах Людовика X, который пробыл на французском троне всего
два года с 1314 по 1316, мы можем видеть бордюр из 12 геральдических лилий на гро турнуа и геральдические лилии, украшающие розетку,
на золотом мутоне13 mouton, на этой монете на аверсе изображен агнец
На более мелких номиналах геральдическое оформление отсутствует.
Монетный выпуск Филиппа X не отличался от предшествующего.
Геральдическое оформление монет Карла IV остается таким же, несмотря на появление новых типов золотых монет.
9 Ibid. P. 22 23. Pl. XI 2, 3, 4, 5, 10.
10 Engel A., Serrure R. Trait de numismatique du Moyen Age. Paris, 1905. T. 3.
P. 952. Далее ссылки только на т. 3. 11 Hoffmann H. Les monnaies royales P. 24 25. Pl. XII 2 4. 12 Ibid. P. 23 24. Pl. XII 20, 22 24, 28, 30.
13 Ibid. P. 23 24. Pl. XIII 1 3.
450
После того как три сына Филиппа IV Красивого умирают, не оставив
наследников, на французский престол всходит Филипп VI Валуа, внук
Филиппа III. Его право на престол было оспорено в 1337 г. Эдуардом III,
королем Англии, который приходился внуком по женской линии Филиппу IV. Этот конфликт стал поводом к так называемой Столетней войне
длительному противостоянию Англии и Франции.
С началом конфликта оформление монеты, чеканенной французскими монархами, становится более геральдическим, появляется новая
золотая монета экю сu названная так из-за помещенного на ней
изображения геральдического щита. На лицевой стороне ее помещено
изображение восседающего на готическом троне короля, в правой руке
держащего меч, левой поддерживающего щит, усеянный геральдическими
лилиями рис. 3 Экю, так же как и турский дубль, начали чеканить после ордонанса 1 января 1337 г.
14 На серебряном турском дубле на аверсе
легенда FRAN, разбитая геральдическими лилиями, на реверсе цветочный крест на длинном основании15. К 31 октября 1338 г. относится
новый ордонанс16, по которому появляется еще один новый тип золотой
монеты лиондор Lion d or На лицевой стороне было помещено изображение короля, сидящего в готическом кресле, держащего два скипетра
и опирающегося ногами на спящего льва17 лев в данном случае явно
был аллюзией на леопардов английского королевского герба рис. 4
В июне 1339 г. происходит новое изменение в выпуске золотой монеты,
появляется тип золотой монеты, на которой изображен король, сидящий
в шатре, усеянном геральдическими лилиями. Шатер венчает еще одна
геральдическая лилия18. В конце 1340 г. тип золотой монеты еще немного
изменяется и появляется корона сouronne на лицевой стороне помещено
изображение королевской короны, окруженной шестью геральдическими
лилиями19.
Частая смена номиналов золотых монет, постоянное уменьшение в них
доли чистого металла свидетельствуют о постоянной нехватке денежных
средств. При этом оформление монеты приобретает все больше геральдической символики, которая должна была, по-видимому, выполнять и прокламационную роль. Эдуард III Английский также начинает использовать
14 Engel A., Serrure R. Trait de numismatique du Moyen Age. P. 958. 15 Hoffmann H. Les monnaies royales P. 33, 35. Pl. XVI 3, XVIII 42. 16 Engel A., Serrure R. Trait de numismatique du Moyen Age. P. 958. 17 Hoffmann H. Les monnaies royales P. 33. Pl. XVI 6. 18 Engel A., Serrure R. Trait de numismatique du Moyen Age. P. 959. 19 Hoffmann H. Les monnaies royales P. 33. Pl. XVI 9.
451
геральдические средства на монетах для объявления своих притязаний
на французский престол при нем чеканят первую золотую английскую
монету, и первый же раз помещают на ней королевский герб объединенный герб Франции и Англии20
Оформление серебряных монет, чеканенных французскими королями,
таких как турский или парижский грош, оставалось практически неизменным. На парижском гроше крест на лицевой стороне сопровождают две
геральдические лилии, на оборотной помещено изображение королевской
короны с легендой под ней, круговая легенда окружена бордюром из двенадцати геральдических лилий21. Этот бордюр теперь можно видеть не
только на серебряных монетах, но и на монетах из билона22. На образце
парижского дубля, так же как на турском денье и полуденье, на лицевой
стороне помещено изображение геральдической лилии, на оборотной
креста, украшенного геральдическими лилиями на концах23.
Правление Иоанна II Доброго 1350 1364 было ознаменовано продолжением несчастий для Франции. Плененный в битве при Пуатье сыном
Эдуарда III Эдуардом Черным принцем Иоанн Добрый провел в плену
четыре года, возвратившись из плена только в 1360 г. после заключения
мира в Бретеньи. Во время его пленения страной управлял дофин, будущий Карл V. В 1363 г. Иоанн из-за невозможности выполнить условия
перемирия добровольно вернулся в плен, где и умер год спустя.
Специально для выкупа Иоанна II из плена в 1360 г. была отчеканена новая золотая монета конный франк24 Franс сheval на ней король изображен в рыцарском облачении, в расшитом лилиями табарде,
с короной на голове, скачущий на коне с мечом в руке. Продолжалась
чеканка экю, мутонов и полумутонов, других золотых номиналов. Гораздо более геральдичным становится оформление серебряных и биллоновых монет Иоанна II Доброго. На них можно встретить огромное
разнообразие расположения геральдической лилии она сопровождает
крест, оказывается его окончанием, помещается под корону25. Можно
увидеть изображение трех геральдических лилий под короной даже на
маленьких монетах из биллона. В 1360 г. был выпущен и специальный
20 Про английские монеты см. подробнее Engel A., Serrure R. Trait de
numismatique du Moyen Age. P. 1176 1177. 21 Ibid. P. 34. Pl. XVII 19.
22 Ibid. Pl. XVII 22.
23 Ibid. Pl. XVII 31, 33, 34.
24 Ibid. P. 38. Pl. XIX 10.
25 Hoffmann H. Les monnaies royales Pl. XX XXII.
452
грош, лицевая сторона которого усеяна геральдическими лилиями26,
таким образом повторяя поле королевского герба Франции. Выпускался также турский грош с изображением гербового щита с тремя
геральдическими лилиями, помещенным под схематическим турским
замком. Вокруг этого изображения помещен традиционный обод из
двенадцати геральдических лилий27. Обилие новых номиналов с таким
богатым геральдическим оформлением было вызвано необходимостью
выкупа Иоанна II Доброго из плена.
Во время пленения Иоанна II Доброго страной управлял его сын
дофин Карл, будущий Карл V. Карл V 1364 1380 явился первым наследником престола, который носил этот титул, приобретенный королевской
семьей в 1349 г. На его монетах можно видеть как королевские геральдические лилии, так и изображение дельфина.
Правление Карла VI, ставшее катастрофой для Франции, явилось, однако, целой эпохой для нумизматики 28. В его правление было выпущено
три новых золотых номинала экю с короной начиная с 1384 г. который
стал главной золотой монетой государства, экю со шлемом, чеканившийся
только в правление Карла VI, и салюдор salut d or 1421 г. совместного
с англичанами чекана29 рис. 5 При Карле выпускалось огромное количество вариантов серебряных монет, на большинстве из них мы видим
изображения герба Франции. Выпускался также грош, аналогичный экю
со шлемом, на котором мы видим изображение щита с королевским гербом Франции под шлемом30.
Под титулом короля Франции чеканил свои монеты и Генрих V Английский 1415 1422 После битвы при Азенкуре он полностью овладел
Нормандией, в 1420 г. после женитьбы на дочери Карла VI стал наследником французского престола, но умер за два месяца до кончины Карла VI.
После смерти Генриха наследником французского престола был объявлен
его сын, Генрих VII. При них выпускались монеты с символикой двух
стран. Так, на золотых салюдорах мы можем видеть рядом гербы Франции и Англии, на серебряных и биллоновых монетах леопарда Англии
и геральдические лилии Франции31.
Карл VII 1422 1461 сын Карла VI Безумного, принимает титул
регента еще при жизни своего отца, но после смерти Карла Безумного
26 Engel A., Serrure R. Trait de numismatique du Moyen Age. P. 970. 27 Hoffmann H. Les monnaies royales P. 41. Pl. XXI 48. 28 Ibid. P. 47.
29 Ibid. P. 49. Pl. XXV 5 7, 9.
30 Ibid. Pl. XXVI 10.
31 Ibid. Pl. XXIX XXX.
453
официальным наследником был объявлен Генрих VII Английский. Париж принадлежал англичанам, Карл имел власть только в Турени, Пуату,
Дофине, Лангедоке, Бурбонне и Берри, вся остальная территория также
принадлежала англичанам. Начав фактически собирать страну заново,
Карл VII в 1453 г. заканчивает конфликт с Англией, длившийся более
100 лет, и остается единственным суверенным королем Франции.
На золотых экю Карла VII помещено изображение герба Франции
под короной в сопровождении с двух сторон геральдических лилий под
коронами32. Чеканились также конный франк и руайяльдор33. Монеты из
биллона уже практически не уступают золотым ни по геральдичности
оформления, ни по качеству чеканки.
Монеты Людовика XI 1461 1483 менее разнообразны, чем монеты
его предшественников. Из золотых монет можно назвать экю и пол экю,
коронованный герб на которых венчает солнце34 и англедор, на котором
помещено изображение св. Михаила, держащего в руке щит с гербом
Франции, убивающего дракона35.
Монетные типы Карла VIII 1483 1498 продолжают традицию монетного чекана его предшественников. Более интересными для наших
целей представляются монеты Людовика XII 1498 1515 который на
свои монеты рядом с гербом Франции помещает свой личный девиз
дикобраза36 рис. 6 Это новую практику, судя по всему, можно объяснить
желанием обозначить саму личность правителя, для чего, видимо, одного
только королевского герба уже недостаточно. После окончания Столетней
войны и при последующей централизации страны с развитием геральдической практики к концу XV столетия мы видим также на монетах
появление нового геральдического элемента так называемого немого
девиза37. Видимо, одного только королевского герба уже недостаточно
для обозначения личности монарха, который чеканит монету. Для этого
оказываются необходимы личные знаки отличия, сосуществующие с гербовой практикой. Все большее внимание, оказывавшееся французскому
королевскому гербу в течение XIV XV вв., приводит к тому, что герб
короля теперь обозначает в большей степени страну, которую должен
32 Ibid. P. 59. Pl. XXXI 2 8.
33 Ibid. Pl. XXXI 9 11.
34 Ibid. P. 66. Pl. XXXVI 1, 2.
35 Ibid. Pl. XXXVI 7, 8.
36 Ibid. P. 83. Pl. XLIII 15.
37 Подробнее про немые девизы см. статьи М. Ю. Медведева, например
Медведев М. Ю. Немой девиз как геральдическое отражение социокультурных
процессов SIGNUM. М., 2005. Вып. 3. С. 84
454
олицетворять собой король, нежели личность короля. Герб становится настолько общественной эмблемой, что для указания конкретной личности
короля тот вынужден помещать на свои монеты уже не только свой герб,
но личный девиз.
Как мы видим, на протяжении XII XV столетий во Франции развивается практика геральдического оформление монет. И если в XII XIII вв.
это выражается в основном лишь в единичных элементах королевского
герба геральдических лилиях, все чаще появляющихся на монетах, то
в момент, когда Франции приходится отстаивать свою самостоятельность
в военном конфликте, геральдика становится еще одним полем сражения
в идущей войне. В течение Столетней войны между Англией и Францией роль королевского герба как средства пропаганды постоянно растет.
Мы можем говорить, что в это время с помощью геральдики французская королевская власть прежде всего пытается показать свою самостоятельность, отдельность от англичан. Так элементы королевского герба
Франции на монетах противопоставляются леопардам Англии на золотой монете шездор мы видим короля Франции, восседающего на троне
и опирающегося ногами о лежащего перед ним льва.
В тяжелые для Франции времена на королевских монетах значительно
увеличивается количество геральдических элементов, выполняющих,
видимо, прокламационную функцию. Мы видим и оформление притязаний на французский королевский престол, выраженный геральдическим
языком, и агитационную борьбу, записанные и рассказанные геральдическим языком. И отражение этой борьбы на монетах, имеющих широкое
хождение, одно из свидетельств все возрастающего распространения
геральдики.
Рис. 1. Денье. Людовик VII
455
Рис. 2. Денье. Людовик IX
Рис. 3. Экю. Филипп VI
Рис. 4. Лиондор. Филипп VI
456
Рис. 5. Салюдор. Карл VI
Рис. 6. Экю. Людовик XII
SUMMARY
The artiсle traсes tradition of usage of royal сoat of arms by Frenсh
monarсhs on сoins as a mean of self-representing. Started in the end of 12th
сentury with the origin of heraldry, the tradition bloomed through times of
wars with England, so сalled the Hundred years war, and beсame a сonstant
way of representation of royal power and power of Franсe by the end of 15th
сentury. The artiсle is based on numismatiс material as one of sourсes known
to us that provides time line and origins from royals themselves. This a ws
us to build dated history of heraldiс bearings usage by monarсhs as a mean of
self-presentation not only on international sсene but also in the сountry itself.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Франция, Средние века, геральдика, королевский герб, геральдическая
лилия, монеты, Столетняя война.
KEYWORDS
Franсe, middle ages, heraldry, royal сoat of arms, fleur-de-lis, сoins,
Hundred years war.
Franсe, Moyen ge, h raldique, armes royale, fl eur-de-lis, monnaies,
Guerre de сent Ans.
Б И БЛ И О Г РАФ ИЯ
REFERENсES
Беляков А. С. Нумизматика Введение в специальные исторические
дисциплины. М., 1990. С. 81 146 Belyakov A Numismatika Vvedenie
v speсialnye istoriсheskie disс ny. Moskva, 1990 81 146
Медведев М. Ю. Немой девиз как геральдическое отражение
социокультурных процессов SIGNUM. М., 2005. Вып. 3. С. 84 Medvedev M. Yu. Nemoy deviz kak geraldiсheskoe otrazhenie soсiokulturnyh
proсessov SIGNUM. Moskva, 2005. Vyp. 3 84
Beaumont Adalbert de. Reсherсhes sur l origine du blazon et en pertiсulier
sur la fl eur de lis. Paris, 1853.
Engel A., Serrure R. Trait de numismatique du Moyen Age. Paris, 1905.
T. 3.
Fox-Davies A.-с. The Art of Heraldry. New York, 1976.
Hoffmann H. Les monnaies royales de Franсe depuis Hugues сapet jusqu
Louis XVI. Paris, 1878.
Pastoureau M. Les emblemes de la Franсe. Paris, 1998.