Яровая Е.А., Пьянков А.В.
Венценосный грифон. Мраморная плита с изображением геральдического грифона из Краснодарского музея-заповедника
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: «ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка» // VI Международный Нумизматический Симпозиум (Севастополь, Балаклава 16–20.09. 2019 г.). Материалы научной конференции / отв. ред. Н.А. Алексеенко. – Симферополь, 2019. С. 107-112
Аннотация: В лапидарии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына (далее КГИАМЗ) хранится фрагмент мраморной плиты с рельефными изображениями на лицевой стороне. В учётной документации и в архиве КГИАМЗ никаких материалов о происхождении, времени и обстоятельствах поступления этого артефакта в фонды музея нет. Это не удивительно, поскольку музей сильно пострадал в годы гражданской войны и в последующие десятилетия прошлого века.
Об авторах публикации/статьи:
Яровая Елена Александровна (Санкт-Петербург) Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа
Пьянков А.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14626 знаков (с пробелами)
В лапидарии Краснодарского государственного историко-
археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына далее
КГИАМЗ хранится фрагмент мраморной плиты с рельефными
изображениями на лицевой стороне. В учётной документации и в
архиве КГИАМЗ никаких материалов о происхождении, времени и
обстоятельствах поступления этого артефакта в фонды музея нет. Это
не удивительно, поскольку музей сильно пострадал в годы
гражданской войны и в последующие десятилетия прошлого века Корсакова, 1998. с. 50, 51 Есипенко, 1998. с. 34
Но можно с уверенностью утверждать, что плита находится в
музейном собрании больше сотни лет. В пользу этого свидетельствует
тот факт, что фотографический снимок этой плиты присутствует в
коллекции фотоснимков музейных предметов под шифром Ф-194 59.
Все снимки этой подборки наклеены на паспорту с виньетками явно
дореволюционного облика, и нам не известно, чтобы такая фондовая
работа могла производиться в музее после 1917 г. В тоже вр емя,
отдельные предметы коллекции сняты на фоне музейных построек,
которые были переданы музею после его официального открытия в
1909 году. Следовательно, фотографирование музейных предметов
производилось в 10-е гг. XX в. Таким образом, можно предположить,
что мраморная плита поступила в Кубанский этнографический и
естественно-исторический музей в эти годы или раньше.
108
А наличие небольшого фрагмента мраморной плиты с таким же
орнаментом, как на краснодарской плите в Таманском музейном
комплексе, филиале КГИАМЗ, допускает их таманское происхождение Ендольцева, Чхаидзе, 2016. с. 58, рис. 2,4
Фрагмент облицовки мраморного портала с рельефными
изображениями на лицевой стороне цветочных бутонов и
геральдического грифона представляет значительный научный
интерес и заслуживает отдельной публикации. Артефакт ранее не
публиковался.
Описание. Плита мраморная прямоугольной формы Рис. -2
и пятиугольного сечения Рис. 1,Б-Б1 Верхняя сторона имела
двускатную форму треугольное сечение с закруглённой вершиной
у левого края плиты, на заднем скате которой имеется фигурный паз
для закрепления облицовки на верхней части портала Рис. 1,А-А1
Левая сторона косо срезана внутрь плиты и имеет продолжение
рельефного изображения на лицевой стороне. Нижняя сторона
ограничена сломом, местами заглаженным. Здесь же, ближе к
правому краю находится сквозная арочная выемка. Правая сторона
имеет неровные сломы.
На лицевой стороне плиты помещён прямоугольный рельеф Рис. 2,1 большую часть которого покрывают изображение из 4-
х цветочных бутонов в ряд, переданных в геометрическом стиле,
разделённых вертикальными желобками, треугольными в сечении. В
правой части фрагмента изображён стоящий на левой задней лапе
грифон, влево. Его голова с хищным открытым клювом, загнутым
вниз на голове длинные уши, стоящие вертикально глаз передан
врезным кружком. Грива передана несколькими прядями,
опускающимися назад. На голове зубчатая корона. Правые лапы
подняты вверх. Передние лапы птичьи три когтя направлены вперед,
а четвертый назад. Задние лапы и туловище имеют признаки
кошачьего хищника. От левого плеча начинается раскрытое крыло.
Хвост львиный, S-образно изогнут.
Оборотная сторона гладкая без изображений Рис. 1,2 2,2
Размеры плиты длина 67 см, ширина 38,5 см, толщина 9,5 см,
глубина рельефа 1,5 см. Инвентарный номер КМ 6284 11.
Фрагмент, хранящийся в Таманском музейном комплексе с
изображениями нескольких цветочных бутонов, скорее всего, является
частью краснодарской плиты.
Размеры длина 12,5 см, ширина 9 см, толщина 5,3 см, глубина
рельефа 1,5 см. Его инвентарный номер КМ-4770 ТАМ-262. Авторы
публикации ошибочно определили этот фрагмент как часть капители
византийской колонны Ендольцева, Чхаидзе, 2016. с. 58
Описание герба В поле щита размещен коронованный грифон с
когтями и языком вправо.
О трактовке образа грифона в различных культурах существует
обширная литература. Полем для исследования в данном случае должен
являться не образ грифона как таковой во всей его полисемантичности и
сложности, а значение и употребление грифона в качестве
геральдической фигуры.
Грифон в европейской геральдике.
Грифон это фантастическая фигура, означающее благородное
происхождение и соединяющая в себе двух основных знаковых
геральдических животных орла и льва. Это символ свирепости,
рвения и усердия сro lanza, 1876. P. 19 Географический охват
употребления грифона в гербах очень широк от Балтики до
Сицилии. В гербе Перуджи в красном поле восстающий грифон с
золотой короной вправо. Щит увенчан городской короной.
Фигура грифона знаковая для Генуи. Изображения этого
мифологического существа с орлиной головой и туловищем лисицы
или льва размещались на печатях и квартариях коммуны уже в
период дожеского правления в 1336 1339 гг. сorpus Nummorum
Italiсorum, 1912. P. 37 43 Позднее, уже в XVII в., грифоны появятся
в качестве щитодержателей на официальных изобр ажениях герба
Генуи, в том числе поддерживающих генуэзские Врата на мон етах.
109
Ряд предст авителей генуэзского нобилитет а имели в своих
родовых гербах фигуры грифонов с различными аугмент ациями добавлениями, но сящими почётный характер Из 850 гербов
генуэзских дворян, собранных в Золотой книге генуэ зского
нобилитет а Sсorza, 1924 14 не сут на щите изображение грифона.
Среди них фамилии Асс ерето, Беризо, Брачелли, Бьянки, Гаст альди,
Гриффи, Кароччио, Да Нови, Пастене, Пикенотти, Ремеди, Сан
Бьяджио, Скорца, Вивиани. На подавляющем большинстве гербов
грифон предст ает в виде фигуры полуорла-полульва с двумя орлиными
крыльями е сть варианты бе з крыльев с когтями и львиным хво стом иногда сдво енным, по образцу богемского льва Увенчаны короной
грифоны в гербах фамилий Бьянки, Пикенотти, Сан Бьяджо и Скорца.
Однако наиболее близким к изображенному на портале является
герб генуэзской ветви фамилии Кастильоне сast one Блазон в
красном поле серебряный гриф с золотой короной. Этот род
благородного происхождения берет начало из одноименного
ме стечка Кастильоне на Лигурийском побережье. В документах
110
прослеживается с 1100 года. В ноябре 1311 г. широкие полномочия
были возложены генеральным советом генуэзской республики на
Роландо ди Кастильоне, занявшем должность подест на следующие
20 лет. После реформы дожа Андреа Дориа в 1528 г. члены семьи
были приписаны к различным нобильским альберго Вивальди,
Дориа, Интериано и Узодимаре. Бартоломео Кастильоне получил
патент от Банка Сан Джорджо на должность консула Чембало 8 июля
1474 г. на 26 месяцев Vigna, 1879. P. 49, 50, 110, doс. MLXVII,
MXсVI Прибыть к месту службы он вряд ли успел из-за нашествия
турок-османов.
Библиография
ЕНДОЛЬЦЕВА Е.Ю., ЧХАИДЗЕ В.Н. Лапидарная коллекция Таманского
городища варианты идентификации византийских рельефов Вестник ВолГУ.
Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. Волгоград,
2016. Т. 21. 5. С. 55 56.
КОРСАКОВА Н.А. Екатеринодарская картинная галерея и Кубанский
войсковой музей. К вопросу о сотрудничестве в начале XX века Древности
Кубани. Краснодар, 1998. Вып. 12. С. 48 51.
ЕСИПЕНКО Л.М. Иван Ефимович Гладкий Заведующий Кубанским
Войсковым музеем Древности Кубани. Краснодар, 1998. Вып. 11. С. 31 34.
Яровая Е.А. Загадка portalo dei genovesi О символике врат на генуэзских
монетах XII XVII вв. VII Всероссийская нумизматическая конференция Ярославль 19 23 апреля 1999 г Тезисы докладов и сообщений. М., 1999. С.
97 100.
сorpus Nummorum Italiсorum. Primo tentative di un сatalogo generale delle
monete medievali у moderne сoniate in Italia o da italiani in altri paesi. Roma,
1912. Vol. III. Liguria, Isola di сorsiсa.
сRO LANZA G. di. Enсiсlopedia araldiсa сavalleresсa. Pisa, Giornale
Araldiсo. 1876 77.
SсORZA A G. Le Fam e Nobili genovesi. Genova, 1924. 197.
VIGNA A. сodiсe diplomatiсo delle сolonie Tauro-Liguri durante la signoria
dell Uffiсio di S. Giorgio MссссLIII MссссLXXV ASLSP. Genova, 1879.
T. VII 2.
Рис. 1. Фрагмент мраморного портала
из лапидария Краснодарского музея-заповедника
1 лицевая сторона, 2 оборотная сторона рисунки Е.Г. Пьянковой.
112
Рис. 2. Фрагмент мраморного портала
из лапидария Краснодарского музея-заповедника
1 лицевая сторона, 2 оборотная сторона
фото Е.Б. Полицына и А.В. Пьянкова.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Яровая Е.А., Пьянков А.В. Венценосный грифон. Мраморная плита с изображением геральдического грифона из Краснодарского музея-заповедника (2019)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|