Кручинин А.С.
«Нет пощады под кровавым флагом»: к вопросу о пиратской символике XVII в.
// Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития (2015)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Материалы XXVII Междунар. науч. конф. Москва, 9 – 11 апр. 2015 г. / редкол. : Ю. Э. Шустова (отв. ред.) и др. – М. : РГГУ, 2015. – С. 270-273
Аннотация: История морского разбоя – явления вряд ли более молодого, чем мореплавание как таковое, – настолько обширна, а различные еѐ эпизоды настолько тесно связаны с индивидуальностью «главных действующих лиц» – капитанов пиратских команд, – что создание обобщающей, «интегральной» системы символов, эмблем, сигналов пиратства представляет собою задачу вряд ли выполнимую. Единственным выходом должны быть попытки детального рассмотрения конкретных явлений на основании максимально приближенных к ним по времени источников.
Об авторе публикации/статьи:
Кручинин Андрей Сергеевич (Москва) Архивист и историк белого движения; заведующий отделом военно-исторического наследия Дома Русского Зарубежья имени А. И. Солженицына
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Кручинина А.С.в библиотеке найдено еще 7 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 19217 знаков (с пробелами)
270
А.С. Кручинин Мо
сква Нет пощады под кровавым флагом
к вопросу о пиратской символике XVII
в.
История морского разбоя
явления вряд ли более молодого, чем морепл
а-
вание как таковое,
настолько обширна, а различные е эпизоды настолько
индивидуальностью главных действующих лиц
капит
а-
нов пиратских команд,
что создание обобщающей, интегральной сист
е-
мы символов, эмблем, сигналов пиратства представляет собою задачу вряд
ли выполнимую. Единственным выходом должны быть попытки детально
го
рассмотрения конкретных явлений на основании максимально приближе
н-
ных к ним по времени источников.
н-
ри Эвери, в 1694
1695
гг. завоевавший репутацию самого удачливого п
и-
рата архи
-
пирата Неудивительно, что без упоминания о н м не обх
о-
дится большинство книг по истории морского разбоя, а во многих из них
приводится и изображение флага капитана Эвери с черепом и скреще
н-
ными костями, причем череп повернут в профиль и украшен
серьгой на
месте уха и головною повязкой
деталями вообще
-
то сомнительными, к
о-
торые современные исследователи зачастую относят к вымышленным эл
е-
ментам пиратской моды Появление этой фантазии в литературе, по
-
видимому, сравнительно позднее вторая полов
ина ХХ
в. причины же во
з-
никновения, вероятно, те же, что и у другого флага Эвери имеющего зн
а-
чительно более почтенный возраст, но не бyльшую достоверность.
их команд Лондон, 1732 на
иллюстрации к очерку об Эвери изображ н, в
частности, флаг оригинального вида в одноцветном ч рном поле две сл
о-
женные косым крестом кости без привычного черепа Однако при соп
о-
ставлении этого рисунка с другими иллюстрациями той же книги становится
яс
но, что художник, не имевший, очевидно, серь зных документальных
данных о внешности своих персонажей и сопутствующих им деталях, озаб
о-
чем
-
нибудь да отличались бы один от другого. Подобная
же проблема
обеспечить ограниченными художественными средствами разнообразие
индивидуальных деталей
должна была возникать и при изображении фл
а-
гов, заставляя изощряться в варьировании одного и того же набора ингр
е-
диентов дойдя и до костей без чере
па или черепа с серьгой
В буквальном смысле слова современным авантюре Эвери является др
гой источник
расходившаяся в листовках баллада, написанная от его им
е-
ни Лондон, 1694 Расхваливая пиратскую жизнь, автор баллады упоминал,
в частности, собст
венный флаг капитана четыре золотых стропила в
красном поле с зел ной каймой Однако наиболее аутентичные источники
вс же не оставляют места для столь оригинальной и индивидуальной си
м-
волики. В единственном документе, бесспорно принадлежащем авторству
и предлагается установить систему взаимного оповещения, не нас ли вы
видите вдалеке на бизань
-
мачте с убранными парусами поднимать свой
флаг in a Ball or Bundle Последнее услови
е представляется весьма т
м-
ным, и наша версия
флаг должен подниматься не развернутым полотн
и-
271
щем, а смотанным в комок который бы разворачивался уже на высоте,
также является лишь предположительной в любом случае, однако, очеви
д-
но, что если бы Эвери
плавал под индивидуальным флагом со стропил
а-
ми столь сложный способ был бы излишним.
Другие же свидетельства красочным версиям о флаге капитана Эвери
уже определ нно противопоставляют прозаическую, но более чем вероя
т-
ную. По показаниям одного из членов
команды пиратский корабль в случае
необходимости просто поднимал английский флаг использование Эвери
английского флага во время его разбоев в Индийском океане подтверждае
т-
ся и современным событиям письмом, отправленным из Персии в Европу.
При этом описанн
ая выше система сигнализации получала смысл, поскольку
Эвери таким при мом идентифицировал себя и мог в свою очередь убедит
ь-
ся, что перед ним не просто соотечественник, но соотечественник, настр
о-
енный дружелюбно. Сам же принцип плавания пиратов под флагом
одной из
крупных морских держав хорошо известен и в их глазах не являлся чем
-
то
предосудительным.
Учитывая, что корабль Эвери изначально не принадлежал к составу к
о-
ролевского военного флота, на н м, вероятно, имелся флаг, установленный
для коммерческих анг
лийских судов при короле Карле
II большое красное
полотнище с флагом Святого Георгия красный прямой крест в белом
поле в верхнем углу у древка. Интересно отметить, что практически так же
выглядел флаг, носившийся кораблями Ост
-
Индской компании, только
там
основное полотнище с 1680
г. состояло из чередующихся красных и белых
горизонтальных полос. Поэтому вовсе не обязательно видеть в гонениях,
которым подверглись представители компании в Индии после громких п
и-
ратских операций, направленных против индийс
кого мореплавания, непр
е-
менно всплеск ненависти к неверным или эпизод антиколониальной
борьбы выжившие жертвы грабежа вполне могли перепутать флаги и и
с-
кренне решить, что атаковал их какой
-
нибудь капитан компании, решивший
поохотиться.
Уместно задать
и вопрос, какой именно красный флаг упоминается в балладе капитана Эвери как символ беспощадности под кровавым фл
а-
гом мы не щадим никого и не просим пощады сами Хорошо известно, что
красный флаг неоднократно фигурирует в источниках наряду с ч рным,
и в
таком качестве оба причисляются к пиратским атрибутам, в ч м, однако,
следует усомниться, обратив внимание хотя бы на вторую часть Робинзона
Крузо его новые странствия относятся к 1695
1705 годам где, в частн
о-
сти, повествуется, как Робинзон приобр
етает корабль, за которым, оказыв
а-
ется, тянется дурная слава, и, будучи принят за пирата, подвергается в С
и-
амском заливе преследованию. Тогда мы дали холостой выстрел,
расск
а-
зывает путешественник, и подняли мирный флаг a flag of truсe как
приглаш
ение к переговорам но поскольку они гнались за нами на всех п
а-
русах и подходили на расстояние выстрела, мы спустили белый флаг, не
получив на него ответа, и, подняв красный флаг, выпалили по ним Важно
подчеркнуть, что Робинзон не был пиратом, корабль ег
о не был пиратским,
и присутствие на корабле пиратских флагов обнаружение которых при л
ю-
бом досмотре грозило бы капитану и всему командному составу петл й
представляется крайне маловероятным.
Любознательному и неплохо информированному Д.
Дефо, не имеющем
у
здесь оснований для каких
-
либо мистификаций, кажется, можно верить, и
272
вряд ли следует вообще атрибутировать красный флаг как пиратский. Ск
о-
рее речь должна идти не о quasi
-
национальном флаге, идентифицирующем
своего владельца, а о флаге сигнальном, своего
рода международном мо
р-
ском коде белый
приглашение к переговорам, ч рный
приказ остан
о-
виться и не оказывать сопротивления, красный не тронь меня а при уже
начавшемся конфликте
обещание беспощадной резни. Ничего удивител
ь-
ного, что последний фигу
рирует в балладе капитана Эвери и нет ничего
неправдоподобного в предположении, что настоящий Эвери также испол
ь-
зовал его в своих пиратских предприятиях.
Таким образом, в части, касающейся кровавого флага баллада выгл
я-
дит вполне достоверной более то
го, она содержит и ряд других указаний на
сравнительно хорошую осведомл нность е автора, кто бы он ни был, а п
о-
тому и вопрос о флаге с золотыми стропилами не может оставаться без
более подробного обсуждения. Современный английский историк, обратив
внима
ние на присутствие стропил в гербе баронетов Эвери четыре червл -
ных стропила в золотом поле даже делает далеко идущее предположение о
родстве пиратского капитана с этой дворянской семьей, хотя сам призна т,
что никаких указаний на такое родство не сущес
твует. К тому же есть и
б
о-
лее серь зные возражения, чем простое отсутствие генеалогических докуме
н-
тов или географическая удаленность дербиширских баронетов от моряцкой
семьи из
-
под Плимута предполагаемое место рождения будущего пирата
Прежде всего, всту
пивший на стезю морского разбоя а не более или м
е-
нее законного приватирства Генри Эвери вряд ли имел какие
-
либо п
о-
буждения компрометировать своих родственников, используя фамильные
эмблемы для респектабельной дворянской семьи, конечно, не был жела
н-
ным
членом архи
-
пират фактически объявленный вне закона и позже
исключаемый из актов об амнистии. Кроме того, цветовые различия в гербе
баронетов и флаге из баллады с геральдической точки зрения представляю
т-
ся настолько существенными, что по сути дела изме
няют весь герб а само
по себе стропило относится к числу основных геральдических фигур и не
может служить идентифицирующим объектом
Не мешает обратить внимание и на одну особенность пиратской симв
о-
лики XVII
в., позволяющую заподозрить аналогию с флагом
из баллады.
Так, в хорошо известном походе на Панаму экипажей семи пиратских к
о-
раблей 1680 каждый из них имел собственный флаг красный с белыми и
зел ными лентами красный с ж лтыми полосами два зел ных с разн
ы-
ми изображениями два просто красны
х и красный с ж лтой полосой и с
изображением руки и меча На наш взгляд, все эти флаги объединяет
по
д-
ч ркнутая геральдичность при отсутствии связи с национально
-
государственною символикой или с символикой, традиционно благодаря
литературе и кинемат
ографу считающейся сегодня пиратской они нап
о-
минают скорее разнообразие личных гербов и связанных с ними объектов флагов, вымпелов, церемониальных костюмов Мы далеки от того, чтобы
заподозрить пиратских капитанов в использовании присвоенных им род
о-
вых цветов скорее речь должна идти о некоей моде которая в XVII
в.
диктовала псевдо
-
геральдическую пестроту цветов и эмблем своего рода варварские подражания а в первой половине XVIII
-
го закрепила в об
и-
ходе столь прославившуюся мрачную символику черепа, песочные часы,
скелеты с копьями, кровоточащие сердца и проч В таком случае именно геральдической модою уходящего века и мог руководствоваться автор
273 баллады капитана Эвери сочиняя индивидуальный флаг для своего героя,
вероятнее всего не зн
авшего в действительности иного, кроме флага старой
вес лой Англии в эти десятилетия широко разворачивавшей пиратскую,
приватирскую, торговую экспансию на просторах Семи Морей
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кручинин А.С. «Нет пощады под кровавым флагом»: к вопросу о пиратской символике XVII в. (2015)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|