Комочев Н.А.
Из истории преподавания источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин в 1930-е гг.
// Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития (2015)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Материалы XXVII Междунар. науч. конф. Москва, 9 – 11 апр. 2015 г. / редкол. : Ю. Э. Шустова (отв. ред.) и др. – М. : РГГУ, 2015. – С. 255-271
Аннотация: Настоящая публикация содержит материалы о начальном периоде преподавания вспомогательных исторических дисциплин в Историко-архивном институте. Источники сохранились в личном фонде П.Г. Любомирова (ОПИ ГИМ), вне основного комплекса документов Института. Они относятся к середине 1930-х гг., когда не существовало кафедры вспомогательных исторических дисциплин (образована в 1939 г.), а соответствующие курсы читались по кафедре истории народов СССР. Публикуются программы по источниковедению, генеалогии и геральдике, отчет о работе кафедры.
Об авторе публикации/статьи:
Комочев Н.А.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 30109 знаков (с пробелами)
Настоящая публикация содержит материалы о начальном периоде преподавания вспомогательных исторических дисциплин в Историко-архивном
институте. Источники сохранились в личном фонде П.Г. Любомирова ОПИ
ГИМ вне основного комплекса документов Института. Они относятся к
середине 1930-х гг., когда не существовало кафедры вспомогательных исторических дисциплин образована в 1939 г. а соответствующие курсы читались по кафедре истории народов СССР. Публикуются программы по источниковедению, генеалогии и геральдике, отчет о работе кафедры.
Авторство программы по генеалогии и геральдике принадлежит Георгию
Андреевичу Новицкому 1896 1982 историку, музееведу сотруднику
Исторического музея, впоследствии профессору и декану 1947 1950 исторического факультета Московского университета Орешников А.В. Дневник
1915 1933. Кн. 1. Научное наследство. Т. 34 М., 2010. С. 601 Хотя
Г.А. Новицкий, как следует из документа, был в тот момент доцентом педагогического института, программа написана им специально для ИАИ. По всей
видимости, это первая программа по генеалогии и геральдике в институте.
Стоит отметить е источниковедческий характер несмотря на краткость и
256
архивную нацеленность предусматривались практические занятия на базе
ГИМ. Программа представляет собой рукопись, написанную Г.А. Новицким
фиолетовыми чернилами на одном тетрадном листе с оборотом.
Программа по источниковедению и вспомогательным историческим
дисциплинам, составленная П.Г. Любомировым, сохранилась в его фонде в
двух редакциях краткой и пространной. Краткая редакция носит название Программа для 5-й и 6-й групп по источниковедению на осень 1934 г.
представляет собой машинопись, подписанную П.Г. Любомировым и
утвержденную Мильманом 2 июля 1934 г. ОПИ ГИМ. Ф. 470. Д. 217. Л. 1
1 об На лицевой стороне рукой П.Г. Любомирова записана карандашом
продолжительность курса 84 часа. 42 лекции На обороте имеется указание Мильмана дополнить программу двумя темами а Народная Воля
б Союз борьбы за освобождение родного так в тексте класса и дать календарную сетку занятий Там же. Л. 1 об Мильман руководил кафедрой и
заведовал аспирантурой института, арестован как троцкист Хорхордина Т.И., Романова В.Ю. Студенты просят, чтобы органы НКВД навели в
институте большевистский порядок Новый исторический вестник. 2002. 6. http www.nivestnik.ru 2002 1 19.shtml
Пространная редакция программы представлена в двух вариантах рукописном и машинописном. Рукописный текст программы ОПИ ГИМ. Ф. 470.
Д. 217. Л. 16 18 об. представляет собой черновик для машинописного варианта Там же. Л. 19 20 Программа публикуется нами по машинописному
варианту пространной редакции как наиболее полному. В краткой редакции
по сравнению с пространной отсутствуют вступительные беседы вся первая часть и начало второй части. Еще одно отличие заключается в том, что в
машинописном варианте пространной редакции напротив той или иной темы проставлено количество лекций 1 3 лекции
Для характеристики эпохи приводим также отчет о работе кафедры по
истории народов СССР, к которой в середине 1930-х гг. относились вспомогательные исторические дисциплины. На наш взгляд, отчет в достаточной
степени характеризует обстановку на кафедре тех лет.
Публикуемые программы отражают значительный для тех лет уровень
постановки преподавания источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин в институте. В программах чувствуется источниковедческая
глубина, сочетающаяся с практической архивной направленностью. Участие Г.А. Новицкого в жизни Историко-архивного института было, повидимому, эпизодическим. Короткое время работал в институте Павел Григорьевич Любомиров 1885 1935 представитель петербургской школы историков, ученик А.С. Лаппо-Данилевского, автор ценных работ по истории
Смутного времени, промышленности и экономики XVIII в., старообрядчества
и сектантства. Издаваемые источники показывают, что уже в 1930-е гг. были
заложены основы преподавания источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин в институте, благодаря чему в 1939 г. была образована
специальная кафедра, уже через несколько лет ставшая одним из главных в
своей области научных центров страны.
Источники публикуются нами по хронологии, текст их передается с сохранением орфографии, стилистики и пунктуации. Явные опечатки и описки
исправлялись без оговорок. Мелкие карандашные пометы и подчеркивания,
не имеющие смыслового значения, не учитывались. Примечания по тексту
даны в квадратных скобках.
257 1. Новицкий Г.А. Программа по генеалогии и геральдике для Историко-архивного института, 1934 г.
Программа по генеалогии и геральдике для Историко-архивного Института при ЦАУ
I раздел 8 часов 4 занятия Генеалогия.
1 зан ятие Генеалогия и ее значение как вспомогательной исторической
дисциплины. Роль генеалогических данных при определении подлинности,
времени составления и социальной среды происхождения источника.
Родословные росписи и другие генеалогические источники эпохи феодализма и их достоверность. Фальсификация генеалогических документов в
эпоху феодализма, ее классовое лицо и политическая направленность.
Главнейшие генеалогические первоисточники. Приемы и типы составления генеалогических схем генеалогическое дерево родословные таблицы
и способы их составления.
Генеалогическая литература и ее спецификум ярко классоводворянское лицо проходится лекционно
2 4 занятия.
Практические приемы определения подлинности, места, времени Далее
зачеркнуто и составления источника и социальной среды его происхождения практические занятия с напечатанными документами с целью усвоения основных навыков применения генеалогических данных для разрешения
задач внешней аналитической критики. Далее зачеркнуто и л. 15 об
II Раздел Геральдика 4 занятия 8 часов
1 зан ятие Значение геральдики как вспомогательной исторической
дисциплины. Происхождение герба в эпоху позднего феодализма на Западе.
Связь герба с генеалогическим деревом Развитие различных систем геральдики французская западно-европейская система геральдики и польская. Появление герба и развитие геральдики в России русская или смешанная система геральдики. Основные первоисточники по геральдике и их достоверность как первоисточников проходится лекционно
2 4 занятия. Главнейшая литература по геральдике и ее дворянскоклассовое лицо. Значение геральдики в методах внешней аналитической
критики при определении подлинности, времени, места происхождения источника и социальной среды, в которой он сложился.
Практические приемы решения этих задач на материале русских гербов практические занятия с печатными документами и грамотами в архиве Гос.
Историч. Музея
Новицкий, действ ительный член Гос. Истор. Музея, доцент по кафедре
истории народов СССР пединститута им. К. Либкнехта.
19 II 1934 г.
ОПИ ГИМ. Ф. 470 П.Г. Любомиров Д. 217. Л. 15-15об.
Рукопись. Автограф Г.А. Новицкого. 2. Любомиров П.Г. Программа по источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам 1934-1935 гг
Программа по источниковедению и вспомогательным историческим
дисциплинам.
Вступительные беседы.
История наука и история процесс. Стороны исторического процесса,
их взаимодействия базис и надстройка. Особенности исторического познания. Исторические источники. Основные группы их. 1 л екция
258
Главные справочники общего и специального характера энциклопедии,
биографические словари и др Приемы пользования ими. 1 л екция
Библиографические пособия общие и специально-исторические. Опыты
работы с ними. 1 л екция
Часть первая.
Природа как источник для истории. Изменения при родных условий.
Разная роль в истории одинаковых явлений на разных стадиях культуры.
Значение для историка разных отраслей естествознания почвоведения, фитогеографии, зоогеографии и др. 1 л екция
Историческая география, ее задачи. Главнейшие пособия по ней, их критическая оценка. Географические словари XVIII XIX вв. Вещественные
памятники. Их виды. Способы их собирания и изучение их. Археология, ее
развитие в России и СССР. Критика типологического материала. История
искусств, ее подходы к изучаемым памятникам. Вещевая этнография. Изучение в ней народа недостатки такого подхода. 2 л екции Живые источники. 1 Язык, его значение в изучении прошлого. Лингвистика. Словари этимологические и исторические. Диалектология. Словари
наречий и местностей. Язык разных социальных групп. 2 л екции
2 Народная поэзия. Собирание народного творчества, изучение его.
Издания, пособия. Может ли быть в классовом обществе народная поэзия
Эпохи и классы, отражаемые в народной поэзии. 3 Остальной фольклор
поверья, обряды и пр. Пережитки прошлого в быту позднейших эпох.
Метод обратных заключений 1 л екция
Часть вторая.
Надписи на камне, металле, дереве. Эпиграфика. Значение надгробий. 1
л екция
Монеты. Нумизматика. Значение монет для истории. Письменные памятники в узком смысле. Материал, письмо. Палеография. 1 л екция
Акты официальные и частные. Форма удостоверений. Сфрагистика. Издания актового материала. 2 л екции
Основные вопросы критики актового материала. Дипломатика. Хронология. 2 л екции
Законодательные памятники. Классовый характер законов. Формулы об общем благе о равном суде и под. их смысл и значение. 2 л екции л. 20
Делопроизводственные фонды и архивы правительственных учреждений. Архивоведение. Внимание к официальному материалу прежде, место
его в работе историков теперь. Писцовые и переписные книги. Экономические примечания к генеральному межеванию, документы межевания и организации территорий. Ревизии и переписи населения и хозяйства прежде и
теперь. Земские обследования. Современные изучения экономических районов. 2 л екции
Вотчинные и монастырские архивы, их значение в изучении народного
хозяйства и классового общества. Архивы колхозов и совхозов, их ценность.
2 л екции
Фонды фабрично-заводских предприятий, торговых домов и кооперативных организаций, банков. Особенности бухгалтерских материалов. 2
л екции
Материалы по истории дворянства, разряды, десятни, боярские книги,
родословные книги, архивы дворянских обществ. Генеалогия и геральдика.
2 л екции
259
Архивы купеческих и мещанских обществ, волостных и сельских правлений, волисполкомов и сельсоветов. 1 л екция
Фонды земских и городских самоуправлений, горсоветов и областкомов
их значение. 1 л екция
Партийные архивы, архив Земли и воли особенности данных Слова особенности данных вписаны над строкой карандашом жандармских
архивов. 1 л екция
Летопись. Погодные записи, повести и сказания, летописные своды. Беспристрастие и бесстрастие летописцев. Время составления памятников. Классовая принадлежность и личность автора. Издания летописных
текстов старое и новое. Варианты и редакции. 3 л екции
Записки современников. Мемуары. Критическая работа над ними.
1 л екция
Записки путешественников русских и иностранных. Оценка их показаний. 1 л екция
Частная переписка. Ее значение для истории. 1 л екция
Пресса, ее роль критика ее данных. 1 л екция
Использование историком художественной литературы. 1 л екция
Заключение.
Показ на отдельных примерах использования разнообразных источников.
1. Начальные страницы в истории Ростово-Суздальского края VIII-XII
вв Летописи, археологические и языковые данные и пр.
2. Разиновщина. Официальные документы, песни, предания.
3. Большевики от февраля до октября 1917 года газеты, партийный материал, легенды и пр.
ОПИ ГИМ. Ф. 470. Д. 217. Л. 19 20.
Машинопись на обороте заполненного бланка мемориальных ордеров
Всероссийского союза сельскохозяйственной кооперации. Листы надорваны. 3. Отчет о работе кафедры по истории народов СССР январь 1935 г
Отчет о работе кафедры по истории народов СССР.
До 15 января работа кафедры шла нормально. За это время кафедра в области руководства работой преподавательского состава рассмотрела и
утвердила тематику лекций Кузнецова II курс и X группа, Мильмана I курс,
тов. Сперанского по палеографии. Программы просеминаров Зверева и для
X группы, программы семинаров Штрауха по XVI и XVII вв., Мильмана по
XIX веку, Лобахина по Октябрьской революции. Рассмотрены в том варианте и даны указания по программе т. Любомирова по источниковедению, а
также утверждена программа по истории партии.
Кафедра на своем втором заседании от 3 X 34 года проработала и установила методы ведения семинаров и просеминаров. Проверка вскрыла
нарушения и отступления от этой В тексте этого системы бывшим руководителем просеминара Зевакиным снят с работы за политические извращения и отступления в своей работе т. Покорной. Кафедрой был сделан
доклад на специальном совещании при учебной части и на основе внесенных изменений был установлен окончательный порядок проведения семинарских и просеминарских занятий.
Кафедра включилась во II-й тур соцсоревнования. Были заключены индивидуальные договора и 16 XII была проведена первая проверка выполнения соцдоговоров, заключенных членами кафедры. Кафедра своевременно
обсуждала порядок подготовки к проведению зачетной сессии. Было уста-
260
новлено 16 XII количество консультаций и обзорных лекций по истории
народов СССР, в X группе, установлен порядок проведения зачетов по палеографии. Принятые решения целиком реализованы. Положительным является проработка палеографии по источникам. К концу I семестра кафедра
заслушала отчеты как по предметам лекционного курса, так и по семинарским и просеминарским занятиям и дала указания по имеющимся недочетам. Были заслушаны отчеты 1 Кузнецова, 2 Мильмана, 3 Любомирова, 4
Штрауха, 5 Добкина, 6 Линькова, 7 Лобахина.
Особо необходимо остановиться на том, что Далее зачеркнуты буквы бы на занятиях у Зевакина были обнаружены помимо общей неграмотности и неправильной системы занятий также и протаскивание вреднейших
установок утверждение, что декабрьское В тексте декабрь восстание В
тексте восстания 1905 г. потерпело поражение потому, что б ольшеви ки
в Петербурге не были достаточно активны Кафедра вслед за отстранением
Зевакина от работы, проработала этот вопрос в лекциях на II курсе и просеминаре X и IX групп. Неудовлетворительное положение с ведением семинарских занятий вскрыто также по семинару Лобахина, который несмотря
на свое заявление на кафедре не требовал от слушателей письменных докладов. Все это подчеркивает необходимость вплотную изучить кафедрой преподавательский состав, всемерно усилив бдительность.
По линии научно-исследовательской работы кафедра обсудила 1 план
издания пособия по палеографии т. Сперанского, 2 обсудила порядок подготовки к изданию лекций т. Любомирова, 3 при кафедре организована
группа в составе 7 студентов II курса, работающих над материалами по кокандскому восстанию. Утвержден план их работы, были обеспечены пред.
кафедрой консультации. Намечаются в ближайшее время открытые отчеты
на научных заседаниях кафедры членов студенческой группы. Кафедра
утвердила на II семестр план научных докладов членов кафедры. В ближайшее время март месяц ставится доклад проф. Любомирова.
По линии общественной, помимо участия некоторых членов кафедры в
общественной работе Зверев, Покорная кафедра обсудила план выставки
по 1905 г. намечавшейся группой студентов. Л. 23 об.
В области улучшения педагогического процесса кафедра добилась через
кабинет регулярной организации выставок документов к лекциям на II курсе были проведены 3 выставки а также организации эпизодических экскурсий было проведено за I семестр 7 экскурсий
Недочетами кафедры являются
1. Еще недостаточное изучение преподавательского состава.
2. 1 месячный перерыв за период отъезда председателя кафедры
3. Недостаточный живой контроль кафедры за ведением занятий.
4. Ослабление в организации выставок и экскурсий.
5. Запоздание с проверкой соцдоговоров.
В дальнейшей работе, всемерно повышая бдительность, как за работой
преподавательского состава, так и слушателей, необходимо принять меры к
устранению указанных недочетов и прежде всего недопущение Далее зачеркнуто и длительных перерывов в работе кафедры и изучению состава
и обеспечение проведения плана научно-исследовательской работы. Кафедра имела 7 заседаний. Причем необходимо Слова причем необходимо
вписаны от руки отметить совершенно недостаточное участие в работе ка-
261
федры т. Покорной, так, например, из 7 заседаний кафедры т. Покорная посетила только 3 заседания.
Председатель кафедры Кузнецов Слова, начиная с так вписаны той
же рукой и чернилами
ОПИ ГИМ. Ф. 470. Д. 217. Л. 23-23об. Машинопись
|