.RU Геральдика.ру | Гербовник.ру | Форум
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру»
Поиск по библиотеке:
» Библиотека › Список публикаций: Церковная геральдика

Список публикаций: Церковная геральдика


1. » Мокерова Е.Ю. Печать игумена Агафангела конца XIX — начала XX в. // Материалы XXXV Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 6–7 апреля 2023 г. − М., 2023. С. 249-251

Аннотация: Коллекция сфрагистики Кировского областного краеведческого музея имени П.В. Алабина формируется почти 160 лет. Она небольшая по объему, но содержит достаточно любопытные материалы. Среди них выделяется часть, связанная с церковной сфрагистикой: именные печати, печати церквей, членов попечительского совета церквей, документы с оттисками церковных печатей и т.п. Своеобразной доминантой среди именных печатей духовенства является хрустальная двусторонняя печать игумена Агафангела (КОМК 1938), переданная в 1955 г. из художественного музея.

2. » Афонасенко И.М. Дворянские гербы протоиереев Русской православной церкви в Российской империи // Материалы XXI Международной научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков» (г. Иваново, 30-31.03.2022) - Иваново, 2022. С. 45-49

Аннотация: В статье рассматривается вопрос пожалования дворянских гербов протоиереям Русской Православной церкви в Российской империи. Анализируются гербы священнослужителей и основные геральдические фигуры, использованные в родовых эмблемах протоиереев.

3. » Мусин А.Е. Церковная геральдика в России. Традиции. Проблемы. Перспективы // В сборнике: Герб и символ: научные исследования. М.: Клипарто, 2022. С. 46-59

Аннотация: «Многочастне и многообразне древле Бог, глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне» – так начинается одно из важнейших посланий апостола Павла (Евр.1:1,2). С тех пор христианское сознание живет уверенностью, что язык образов, являющий нам реальности иного мира, есть язык Бога и Его Церкви. Зримое представление о прообразе и его сути, которую человек воспринимает через образ, сделало возможным и необходимым церковное иконопочитание. VII Вселенский собор, собранный в 787 г. в Никее, свидетельствовал, что икона служит подтверждением того, что «Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловчился», «потому что такие вещи, которые друг на друга указывают, несомненно друг друга и уясняют». Икона, «пропитанная» энергией Божества, сообщает человеку Его непостижимую сущность, преображая его и приобщая к высшей жизни. Поэтому богословие говорит об «иератическом реализме» иконы, не называя ее символом.

4. » Шпунтов А.В. В поисках утраченных смыслов: гербы православных церковных иерархов XVII–XVIII веков // В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 121-136

Аннотация: Когда речь заходит о гербах православного духовенства, у нас почему-то принято, во-первых, рассуждать с «московской колокольни», обозначая тему как «гербы ­русского духовенства», даже если речь идет о выходцах с Украины, и часто не принимая во внимание менталитет этих самых бывших шляхтичей; во-вторых, ограничивать обзор гербов весьма небольшим набором имен – это прежде всего патриарх Никон, Димитрий Ростовский, Петр Могила, Стефан Яворский, Иосиф Тризна да Лазарь Баранович. Очень редко называют других архиереев. В качестве исключения можно упомянуть ­статью Е.  П.  Комаровской и В.  В.  Колтовича, где названо с десяток имен. Иногда у других исследователей (например, у Ю.  Н.  Звездиной) можно встретить обособленно и некоторые другие имена. Но в целом получается, что гербы не бытовали в русской церковной среде. В русской – возможно, да, а вот среди украинского духовенства – скорее, наоборот, у многих церковных иерархов гербы были.

5. » Чекунина Н.В. Преосвященный Арсений (Верещагин) – «Ордена Святого Александра Невского кавалер»: к вопросу о личной символике высшего духовенства в России в конце XVIII в. // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 429-431

Аннотация: В 1796 г. по утвержденному Павлом I «Императорскому установлению для орденов кавалерских российских» духовенство было принято в состав Российского Кавалерского Общества и возымело право на получение светских наград Российской империи. Но поначалу далеко не все его представители были в восторге от этой возможности. «Желаю умереть архиереем, а не кавалером» – возмущался митрополит Московский Платон. Архиепископ Ростовский и Ярославский Арсений (Верещагин) же получение «от императорских рук» ордена он воспринял восторженно.

6. » Медведев М.Ю. К вопросу о геральдике в Русской православной церкви // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 92. Геральдика: исследования и практика: материалы научной конференции. 20-22 февраля 2017 года. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. С. 215-245

Аннотация: Геральдика - проверенная временем и в высшей степени актуальная знаковая система - в наши дни вновь служит основой официальной государственной и мунициnальной символики России, но Русской православной церковью она почти не востребована, вопреки естественной потребности в обозначении территориальных (поместных в широком экклезиологическом смысле) и корпоративных структур. Для представительских и опознавательных нужд широко используются священные изображения (далеко не всегда для этого подходящие: в духовном плане они значат слишком много, а в плане обозначения конкретных лиц и структур - мало или ничего).

7. » Комаровская Е.П., Колтович В.В. Гербы церковных иерархов на иконографических памятниках второй половины XVII - первой половины XVIII вв. // Берегиня.777.Сова: Общество. Политика. Экономика. № 5 (7). 2010. С. 150-156

Аннотация: Особенности становления личной церковной геральдики на Руси соотносятся с тенденциями эволюции иконографических памятников и заимствованием западноевропейского геральдического опыта.

8. » Колтович В.В. Развитие личной церковной геральдики во второй половине XVII века // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. №5. 2009. С. 103-104

Аннотация: Характеризуя личную церковную геральдику, подчеркнём, что устоявшихся геральдических традиций подобного рода на Руси не существовало. К обозначенному в статье периоду можно отнести только несколько личных гербов церковных иерархов, в их числе гербы митрополита Петра (Могилы), митрополита Димитрия (Туптало), митрополита Стефана (Яворского) и архимандрита Иосифа (Тризны). Архиереи были дворянами малороссийского происхождения, сохранявшими традиции своей родины относительно использования фамильных гербов с надлежащим образом дополненными посохами, митрами и т.д.

9. » Мурзин-Гундоров В.В. Герб патриарха Никона – символ Русской Православной Церкви // Обсерватория культуры. 2007. №3. С. 124-129

Аннотация: Герб патриарха Никона исполнен в характерной манере эмблематики эпохи барокко. В его орнаментальности есть сходство с гербом Киевского митрополита Петра Могилы (1574-1647). Учитывая контакты Патриарха с Киево-Могилянской академией, можно предположить, что при составлении патриаршего герба геральдическая символика митрополита могла быть использована в качестве наглядного образца эмблематики стиля эпохи.

10. » Медведев М.Ю. Геральдический шедевр: герб Анфима I, митрополита Валашского // Электронная публикация на веб-сайте "Геральдика сегодня" (sovet.geraldika.ru) от 13.06.2006 г.

Аннотация: Одним из наиболее изящных примеров православной геральдики может по праву считаться герб Анфима I, митрополита Валашского, запечатленный на миниатюре в рукописи 1713 года. В нем присутствует не лев, не орел и не ангел, а иное создание Божие - улитка, ползущая по земле навстречу сиянию звезды: забавный и трогательный символ человеческого стремления к горнему миру...

11. » Комаровский Е.А. Новые церковные гербы в казанской и татарстанской епархии // Журнал "Гербовед". 2005. № 4 (82). С. 140-142

Аннотация: Казанская и Татарстанская епархия Московского Патриархата Русской Православной Церкви в последнее время обрела несколько корпоративных гербов.

12. » Ражнёв Г.В. Сто христианских покровителей // Журнал "Гербовед". 2005. № 3 (81). С. 75-121

Аннотация: В отечественной справочной литературе имеется пробел - нет словаря, в котором читатель мог бы почерпнуть сведения о христианских покровителях из числа святых, канонизированных церковью. Обычно верующие обращаются к ним с мольбой быть ходатаями за них перед Богом в самых разнообразных случаях. Считается, что многочисленные трудности, которые испытывают верующие, могут успешнее преодолеваться при обращении к соответствующему покровителю. Например, при угрозе землетрясения христиане обращаются за помощью к св. Агате, при недугах - к св. Пантелеймону, при поиске потерянной вещи - к св. Антонию Падуанскому, при болезнях горла - к св. Блезу, при болезнях глаз - к св. Лонгину и т.д.

13. » Комаровский Е.А. Западная и российская церковная геральдика: традиции и перспективы // Журнал "Гербовед". 2004. № 4 (70). С. 104-119, цв. вкладки 4-5

Аннотация: Традиционно геральдику относят к вспомогательным (или, более корректно, специальным) историческим дисциплинам. В данной работе мы охарактеризуем одну из областей «живой геральдики» - геральдику церковную, до сих пор сохраняющую свое практическое значение и развивающуюся как в Западном мире, так и с недавнего времени в России.

14. » Комаровский Е.А. Современные гербы храмов и монастырей в системе российской церковной геральдики // Журнал "Гербовед". 2003. № 6 (66). С. 26-27, цв. вкладки 6-7

Аннотация: Своё место в иерархии современных корпоративных гербов Русской Православной церкви различных юрисдикций занимают гербы монастырей, соборов и храмов. Исключительно для этой группы геральдических изображений предназначена особая ранговая корона - так называемая «монастырская». Она представляет собой башенную корону с двумя зубцами (употребляемую в российской земельной геральдике), с добавлением в качестве среднего луча золотого куполка.

15. » Шумов И.Л. Геральдика Русской Православной Церкви: взгляд архиепископа Бруно Бернарда Хайма // Журнал "Гербовед". 2003. № 4 (64). С. 113-115, цв. вкладка 8

Аннотация: Поскольку в последнее время большую актуальность приобрел вопрос о русских церковных гербах, мне захотелось узнать мнение по этому вопросу самого уважаемого мэтра современной церковной геральдики архиепископа Бруно Бернарда Хайма. Я представил прелату концепцию православных гербов, разработанную Е.А. Комаровским (см. «Гербовед», 1997, № 3 (15), с. 95-99), которому приношу свои глубочайшие извинения, если тем самым нарушил его приоритет. Я думаю, что взгляд столь известного специалиста как д-р Хайм будет интересен для многих читателей «Гербоведа».

16. » Майоров Р.А. Эмблема Архитектурного церковно-исторического кружка на Крутицком Патриаршем подворье // Журнал "Гербовед". 2002. № 3 (57). С. 61-63

Аннотация: В этой статье мы расскажем о эмблеме, принадлежащей Архитектурному церковно-историческому кружку на Крутицком Патриаршем подворье. Надеемся, что она хотя бы чуть-чуть приоткроет перед читателями мир символики современной православной молодёжи.

17. » Мусин А.Е. Современная система наград Русской Православной Церкви // Геральдика: 10 лет восстановления Геральдической службы России: материалы конференции 26-28.02.2002 г., Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во РГЭ, 2002

Аннотация: Весь исторически сложившийся корпус наград Русской Православной Церкви (РПЦ) возможно разделить на три группы - канонические, литургические и внебогослужебные. Основой такой классификации служит изначальное понимание награды как привилегии личности в Церкви, в силу чего она включается в одну из существующих внутри Церкви корпораций.

18. » Спаткай Л.В. Иерархия и знаки различия служителей христианских церквей // Журнал "Гербовед". 2002. № 3 (57). С. 94-98

Аннотация: Священнослужители подразделяются на «белое» (светское) и «черное» (монашеское) духовенство. Существует три ступени священнослужителей. Все священники равны между собой по благодати, но по заслугам имеют разные ступени священства и разные саны.

19. » Дудзиньский П. Принципы церковной геральдики // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 35-54

Аннотация: Обычно считают (вероятно, несправедливо), будто геральдика - только вспомогательнаs: историческая дисциплина. В нашей работе мы займемся одной из областей живой геральдики. Речь пойдет о церковной геральдике, которая, подобно городской и государственной геральдике, сумела противостоять разрушительному влиянию времени, изменениям, произошедшим в общественном сознании, и до сих пор сохраняет свое практическое значение.

20. » Ильинский В.М. Герб Петра Могилы // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 84-88, цв. вкладка 1

Аннотация: Вопрос о гербе митрополита Могилы почти никогда серьезно не исследовался. И, по мнению автора, это первая попытка показать герб Петра Могилы и вникнуть в тайны этого оригинального, содержательного и интересного гербового знака

21. » Комаровский Е.А. Некоторые аспекты развития современно церковной геральдики в России // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 32-34

Аннотация: Необходимость гербов церковнослужителям (особенно монахам) - вопрос неоднозначный. Но если учесть, что это признание заслуг этих людей перед Россией и геральдической наукой, вопрос приобретает иной смысл.

22. » Комаровский Е.А. Символика одеяний священнослужителей Русской Православной Церкви // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 55-73

Аннотация: Не всякий человек, входящий в храм, даже имеющий многолетний опыт посещения церкви, знает символику, заложенную в тех или иных обрядах и действиях, церковном убранстве и частях самого храма, одежде церковнослужителей и т.п. В данной статье речь пойдет о символике и смысловой наполненности облачений священнослужителей разного ранга. Нам эта символика интересна еще и тем, что она легла в основу новых российских церковных гербов, создаваемых Русской Геральдической Коллегией для духовенства

23. » Комаровский Е.А. Христианская символика на нагрудных знаках Российской Императорской армии // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 117-120

Аннотация: Композиционно нагрудные знаки состоят из различных символов, среди которых - военные атрибуты, венки, государственный орел различных форм и цветов, наградные кресты, гербы городов и многое другое. Из Святых наиболее часто встречаются весьма почитаемые русским воинством Святой Великомученик и Победоносец Георгий, Святой Архистратиг Михаил, Святой Апостол Андрей Первозванный и другие.

24. » Комаровский Е.А. Церковная символика в отечественной фалеристике конца XIX - начала XX веков // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 102-116

Аннотация: Бурное развитие отечественной фалеристики приходится на конец XIX - начало ХХ веков. Помимо знаков сугубо военных и гражданских, в этот непродолжительный период в несколько десятилетий российская фалеристика обогатилась целым рядом весьма интересных на наш взгляд нагрудных знаков и жетонов. Попытаемся дать краткую характеристику некоторых из них, несущих христианскую символику и различные церковные атрибуты.

25. » Королёв Г.И. Христианские религиозные и церковные символы в русских территориальных гербах XVII - нач. XX вв. // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 91-96, 162 (последняя страница обложки)

Аннотация: Предшественниками религиозных и церковных символов в русской областной и городской геральдике были некоторые знаки на средневековых княжеских печатях, представление о которых даёт обширная сфрагистическая коллекция, опубликованная В.Л. Яниным . Религиозный смысл имеют многочисленные изображения святых, хотя прежде всего они являются изобразительным указанием имён владельцев печатей. Со второй половины XI в. на печатях нередки четырёх-, шести- и восьмиконечные кресты, жезлы, ангельские чины, Богоматерь, а также книга (видимо, священного писания). К религиозным символам, не являющимся отдельными образами, относится перстосложение у святых.

26. » Мусин А.Е. Архиерейская сфрагистика на Руси в XI-XVII вв. (опыт комплексного осмысления) // Геральдика в прошлом, настоящем и будущем: материалы конференция к 20-летию Геральдического семинара при Государственном Эрмитаже 15-16.03.2000. - СПб.: Изд-во РГЭ, 2000

Аннотация: Русская церковная сфрагистика в отечественной науке изучена в известной степени фрагментарно. Приоритетным направлением в ней оказалось исследование древнерусских моливдовулов, найденных вне актового контекста. В силу этого, если сфрагистика домонгольского периода всей Древней Руси оказалась в поле зрения исследователей, то исторический анализ материалов XIV-XVI вв. затронул только Новгородскую Русь. Анализ воскомастичных печатей северо-восточной Руси производился вне изучения моливдовулов домонгольской эпохи, а церковная сфрагистика вообще не получила самостоятельного выражения в трудах, за исключением небольшого эскиза А.Б. Лакиера. Учитывая непрерывность развития церковной организации на Руси в XI-XVII вв., мы предлагаем попытку исследования эволюции архиерейской буллы на протяжении всего этого периода. При этом основное внимание будет обращено на эволюцию иконографического ряда как наиболее яркого выражения преемственности христианской традиции.

27. » Пчелов Е.В. Современный календарь и история церкви // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 4-17

Аннотация: В последнее время в нашем обществе царит хронологический сумбур. Проявляется он прежде всего в двух моментах. Во-первых, наличие в дате нынешнего 2000 года сразу трёх нулей настолько всех зачаровало, что значительная часть населения полагает, будто мы уже живём в третьем тысячелетии от Рождества Христова и в XXI веке. Ситуация усугубилась ещё и тем, что «всё прогрессивное человечество» во главе с Британией, на территории которой находится знаменитая Гринвичская обсерватория, уже отпраздновало наступление нового миллениума.

28. » Симонов Р.А. 2000-летие христианства в свете древнейшей русской календарной символики // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 18-31

Аннотация: В статье рассмотрены: 1. Связь между ветхозаветной (еврейской) и христианской Пасхой в кирилло-мефодиевской глаголической традиции. 2. Мнемонический способ пасхально-календарного счета по изображению nадоней («рук») в «Скаnигеровом Каноннике» 1331-1332 гг. 3. Протоориrинал календарных «рук» «Скалигерова Канонника» как вероятный источник пасхальных расчетов 1038 r. Илариона - автора «Слова о законе и благодати». 4. Дальнейшая судьба и историческое значение календарных срук».

29. » Сметанников И.С. Геральдический манускрипт Харлея 1180 года с «Гербом Господа нашего Иисуса Христа» // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 89-90

Аннотация: В 1993 году Новосибирское ВО «Наука» выпустило в свет книгу известного американского философа-оккультиста Мэнли Палмера Холла «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабаллистической и розенкрейцеровской символической философии», на 656 странице которой изображен т.н. «Геральдический герб Господа нашего Иисуса Хри-· ста». Оставим на совести философа и переводчиков тавтологию «геральдический герб» и более пристально изучим сопроводительный текст под рисунком.

30. » Сметанников И.С. Символика пасхального яйца // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 80-81, цв. вкладка 6

Аннотация: Всем известна поговорка «Дорого яичко к Христову дню» и её смысл: всё в ·этой жизни нужно делать своевременно. Но каково изначальное происхождение данной фразы, что символизирует само яйцо вообще и пасхальное в частности?

31. » Комаровский Е.А. Современная концепция церковных гербов России // Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 95-99, цв. вкладки 6-8

Аннотация: Казалось бы,- ну, что можно придумать нового в такой консервативной науке, как геральдика? Однако, поистине историческое событие произошло в русском геральдическом искусстве в сентябре 1996 года - впервые в Русской Геральдической Коллегии был зарегистрирован церковный герб. Владельцем его отныне является церковно-приходская школа при Казанском храме г. Воронежа.

32. » Панасенко С.П. Гербы римских пап // Журнал "Гербовед". 1997. № 12 (24). С. 62-73, 02 (вторая страница обложки), цв. вкладки 12-16

Аннотация: В данной статье я хотел бы рассказать читателям о личных гербах римских пап: За основу взяты рисунки из книги Я.В. Ковальского "Папы и папство" (М., 1991). К сожалению, многие изображения в книге неточны, цвета некоторых гербов искажены, к тому же отсутствуют гербы более 10 понтификов. Почти все гербы встречаются в других источниках, за исключением Иннокентия VI, Урбана VII, Климента XIV, поэтому описание и рисунки их гербов весьма условны.

33. » Титов А.К. Конфессиональная символика Беларуси // Журнал "Гербовед". 1997. № 9 (21). С. 118-130

Аннотация: Нахождение Беларуси в центре Европы, пересечение основных торговых путей, которые вели с Запада на Восток и с Юга на Север, предопределили и обеспечили прекрасные возможности для обмена не только материальными, но и духовными ценностями.

34. » Комаровский Е.А. Основы церковной геральдики // Журнал "Гербовед". 1996. № 3 (11). С. 114-125

Аннотация: Церковная геральдика является неотъемлемой частью геральдики в целом. С гербами церковного достоинства мы можем встретиться в кафедральных соборах, костёлах, часовнях, монастырях, увидеть их на надгробных плитах, статуях, картинах, на документах и на фасадах некоторых замков.

35. » Егоров В.П. Герб Королевства Бельгии // Журнал "Гербовед". 1995. № 1 (7). С. 02 (обложка), 37-38, цветные вкладки 10-11

Аннотация: Малый герб королевства Бельгии широко известен. Его можно найти во многих справочных изданиях, в том числе и в 4 листе Геральдического альбома журнала "Вокруг света" № 8 за 1990 год. Может создаться впечатление, что это и есть единственный вариант бельгийского герба.

36. » [Царский титулярник]: Печати и портреты святейших патриархов // Царский титулярник. М., 1672 С. 82-96 - РГАДА, 75-88 - РНБ.


37. » Фелькерзам А.Е. О гербе Архиепископа Ахридского // Гербовед. 1913. Март. СПб.: Типография «Сириус», 1913. С. 43-53


 
 
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру»
Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение
Проект сетевого издания «Геральдика.ру»
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов.
карта сайта