.RU Геральдика.ру | Форум по геральдике | Общий гербовник
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру»
Поиск по библиотеке:
» Библиотека › Список публикаций: Церковная геральдика

Список публикаций: Церковная геральдика


1. » Афонасенко И.М. Дворянские гербы протоиереев Русской православной церкви в Российской империи // Материалы XXI Международной научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков» (г. Иваново, 30-31.03.2022) - Иваново, 2022. С. 45-49

Аннотация: В статье рассматривается вопрос пожалования дворянских гербов протоиереям Русской Православной церкви в Российской империи. Анализируются гербы священнослужителей и основные геральдические фигуры, использованные в родовых эмблемах протоиереев.

2. » Мусин А.Е. Церковная геральдика в России. Традиции. Проблемы. Перспективы // В сборнике: Герб и символ: научные исследования. М.: Клипарто, 2022. С. 46-59

Аннотация: «Многочастне и многообразне древле Бог, глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне» – так начинается одно из важнейших посланий апостола Павла (Евр.1:1,2). С тех пор христианское сознание живет уверенностью, что язык образов, являющий нам реальности иного мира, есть язык Бога и Его Церкви. Зримое представление о прообразе и его сути, которую человек воспринимает через образ, сделало возможным и необходимым церковное иконопочитание. VII Вселенский собор, собранный в 787 г. в Никее, свидетельствовал, что икона служит подтверждением того, что «Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловчился», «потому что такие вещи, которые друг на друга указывают, несомненно друг друга и уясняют». Икона, «пропитанная» энергией Божества, сообщает человеку Его непостижимую сущность, преображая его и приобщая к высшей жизни. Поэтому богословие говорит об «иератическом реализме» иконы, не называя ее символом.

3. » Чекунина Н.В. Преосвященный Арсений (Верещагин) – «Ордена Святого Александра Невского кавалер»: к вопросу о личной символике высшего духовенства в России в конце XVIII в. // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 429-431

Аннотация: В 1796 г. по утвержденному Павлом I «Императорскому установлению для орденов кавалерских российских» духовенство было принято в состав Российского Кавалерского Общества и возымело право на получение светских наград Российской империи. Но поначалу далеко не все его представители были в восторге от этой возможности. «Желаю умереть архиереем, а не кавалером» – возмущался митрополит Московский Платон. Архиепископ Ростовский и Ярославский Арсений (Верещагин) же получение «от императорских рук» ордена он воспринял восторженно.

4. » Медведев М.Ю. К вопросу о геральдике в Русской православной церкви // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 92. Геральдика: исследования и практика: материалы научной конференции. 20-22 февраля 2017 года. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. С. 215-245

Аннотация: Геральдика - проверенная временем и в высшей степени актуальная знаковая система - в наши дни вновь служит основой официальной государственной и мунициnальной символики России, но Русской православной церковью она почти не востребована, вопреки естественной потребности в обозначении территориальных (поместных в широком экклезиологическом смысле) и корпоративных структур. Для представительских и опознавательных нужд широко используются священные изображения (далеко не всегда для этого подходящие: в духовном плане они значат слишком много, а в плане обозначения конкретных лиц и структур - мало или ничего).

5. » Комаровская Е.П., Колтович В.В. Гербы церковных иерархов на иконографических памятниках второй половины XVII - первой половины XVIII вв. // Берегиня.777.Сова: Общество. Политика. Экономика. № 5 (7). 2010. С. 150-156

Аннотация: Особенности становления личной церковной геральдики на Руси соотносятся с тенденциями эволюции иконографических памятников и заимствованием западноевропейского геральдического опыта.

6. » Колтович В.В. Развитие личной церковной геральдики во второй половине XVII века // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. №5. 2009. С. 103-104

Аннотация: Характеризуя личную церковную геральдику, подчеркнём, что устоявшихся геральдических традиций подобного рода на Руси не существовало. К обозначенному в статье периоду можно отнести только несколько личных гербов церковных иерархов, в их числе гербы митрополита Петра (Могилы), митрополита Димитрия (Туптало), митрополита Стефана (Яворского) и архимандрита Иосифа (Тризны). Архиереи были дворянами малороссийского происхождения, сохранявшими традиции своей родины относительно использования фамильных гербов с надлежащим образом дополненными посохами, митрами и т.д.

7. » Медведев М.Ю. Геральдический шедевр: герб Анфима I, митрополита Валашского // Электронная публикация на веб-сайте "Геральдика сегодня" (sovet.geraldika.ru) от 13.06.2006 г.

Аннотация: Одним из наиболее изящных примеров православной геральдики может по праву считаться герб Анфима I, митрополита Валашского, запечатленный на миниатюре в рукописи 1713 года. В нем присутствует не лев, не орел и не ангел, а иное создание Божие - улитка, ползущая по земле навстречу сиянию звезды: забавный и трогательный символ человеческого стремления к горнему миру...

8. » Мусин А.Е. Современная система наград Русской Православной Церкви // Геральдика: 10 лет восстановления Геральдической службы России: материалы конференции 26-28.02.2002 г., Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во РГЭ, 2002

Аннотация: Весь исторически сложившийся корпус наград Русской Православной Церкви (РПЦ) возможно разделить на три группы - канонические, литургические и внебогослужебные. Основой такой классификации служит изначальное понимание награды как привилегии личности в Церкви, в силу чего она включается в одну из существующих внутри Церкви корпораций.

9. » Мусин А.Е. Архиерейская сфрагистика на Руси в XI-XVII вв. (опыт комплексного осмысления) // Геральдика в прошлом, настоящем и будущем: материалы конференция к 20-летию Геральдического семинара при Государственном Эрмитаже 15-16.03.2000. - СПб.: Изд-во РГЭ, 2000

Аннотация: Русская церковная сфрагистика в отечественной науке изучена в известной степени фрагментарно. Приоритетным направлением в ней оказалось исследование древнерусских моливдовулов, найденных вне актового контекста. В силу этого, если сфрагистика домонгольского периода всей Древней Руси оказалась в поле зрения исследователей, то исторический анализ материалов XIV-XVI вв. затронул только Новгородскую Русь. Анализ воскомастичных печатей северо-восточной Руси производился вне изучения моливдовулов домонгольской эпохи, а церковная сфрагистика вообще не получила самостоятельного выражения в трудах, за исключением небольшого эскиза А.Б. Лакиера. Учитывая непрерывность развития церковной организации на Руси в XI-XVII вв., мы предлагаем попытку исследования эволюции архиерейской буллы на протяжении всего этого периода. При этом основное внимание будет обращено на эволюцию иконографического ряда как наиболее яркого выражения преемственности христианской традиции.

10. » Фелькерзам А.Е. О гербе Архиепископа Ахридского // Гербовед. 1913. Март. СПб.: Типография «Сириус», 1913. С. 43-53


 
 
© 2007-2022 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру»
Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение
Проект сетевого издания «Геральдика.ру»
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов.
карта сайта