| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Список публикаций: Государственная символика России | ||
Список публикаций: Государственная символика России1. » Пчелов Е.В. Аннотация: Территориальный (или объектный) титул московских государей, в котором перечислялись земли, находившиеся под их властью (реальной или формальной, но считавшейся реальной), прошел длительную эволюцию. Первое же визуальное, а по сути, эмблематическое и даже геральдическое воплощение эти титульные объекты, как можно думать, получили на Большой печати Ивана Грозного времен Ливонской войны.
2. » 3. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье рассмотрена история одной из значимых эмблем в государственной геральдике России – дракона в змееборческом сюжете, связанном с образом Георгия Победоносца. Эта композиция была изображена на лицевой стороне печати Ивана III и символизировала самого государя, предстающего в образе святого воина. Дракон представлял собой аспида, а особенности его изображения показывают его генезис из художественной традиции итальянского Кватроченто – прежде всего, флорентийской школы живописи. По-видимому, эта традиция благодаря ученикам братьев Поллайоло и другим флорентийцам была усвоена римскими мастерами, которых и следует считать возможными создателями печати Ивана III.
4. » Аннотация: Как и прошлый 2022 год, который был знаменателен 300‐летием со дня возникновения и 30‐летием воссоздания в России официальной геральдической службы, так и текущий 2023 год также является для российской геральдики знаковым. В этом году исполняется 30 лет со дня утверждения Государственного герба Российской Федерации. Воспоминаниями об этом важнейшем событии в современной российской истории с заместителем главного редактора журнала «Гербовый курьер» поделился Георгий Вадимович Вилинбахов – доктор исторических наук, Государственный герольдмейстер Российской Федерации – председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе, кавалер российских, а также рыцарь и командор иностранных орденов.
5. » Вилинбахов Г.В. Аннотация: В статье автор вспоминает о том, какие трудности возникали на пути становления Государственного герба как официального государственного символа Российской Федерации. Прослеживается история от первого постановления Совета министров РСФСР до создания Геральдической службы в 1992 году, учреждения герба в 1993 году, создания герольдии при президенте в 1994 году и принятия Федерального закона «О Государственном гербе Российской Федерации» в 2000 году.
6. » Пчелов Е.В. Аннотация: Статья посвящена анализу одной из существенных деталей изображения на лицевой стороне печати Ивана III начала 1490-х годов. В композиции всадника-драконоборца важное место занимает дракон, имеющий несколько характерных признаков. Сопоставление особенностей его изображения с изображениями драконов в драконоборческих сюжетах в искусстве Древней Руси и различных художественных школ европейского Ренессанса показывает близость дракона с печати драконам флорентийской школы живописи XV в. (Уччелло, Поллайоло). Поскольку печать Ивана III создал западноевропейский мастер, возникает вопрос о его возможной идентификации. В летописных известиях упоминается несколько мастеров, в том числе римский мастер Христофор с учениками. Возможно, именно его и следует признать наиболее вероятным создателем печати, если он принадлежал к кругу учеников флорентийца Антонио дель Поллайоло, который с начала 1480-х гг. работал в Риме.
7. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье анализируется история влияния европейской геральдической традиции на титульную геральдику Московского царства XVI–XVII вв. Выделяется два этапа такого влияния, каждый из которых имел свои характерные особенности. Первый этап был связан с созданием первого комплекса титульных гербов, которые были представлены на Большой печати Ивана IV, сделанной в конце 1570-х гг. Среди 24 титульных гербов Большой печати пять гербов были заимствованием из геральдики Прибалтики и Великого княжества Литовского. Они означали те территории, которые были присоединены в ходе Ливонской войны или на которые претендовал Иван IV. В качестве источников геральдических изображений выступали печати и даже монеты того времени. Изображения с них переносились на Большую печать без каких бы то ни было изменений. Иными словами, это было прямое заимствование европейских гербов в геральдику России
8. » Шелковенко М.К. Аннотация: На сегодняшний день издано много материалов добросовестных авторов (солидных книг, статей и т.п.) о происхождении и истории государственных символов России – ее гербе и флаге. О мотивах появления и толковании их символики. Но многие ли рядовые граждане, а особенно молодежь их читают в этих источниках? Главным источником для многих стал Интернет. Быстро, просто и доступно. Но там до сих пор можно встретить разные легенды, вольно объясняющие символику элементов герба и флага России.
9. » Шелковенко М.К., Медведев М.Ю. Аннотация: Одним из наиболее часто задаваемых вопросов о государственной символике России (помимо собственно истории ее появления) является вопрос о том, что именно символизируют герб и флаг в целом или их отдельные фигуры, элементы и цвета. Разъяснения дают специалисты по российской геральдике, до 2019 г. – члены Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Текст рекомендуется для использования при преподавании в школах и ВУЗах, а также в иных случаях, когда требуется разъяснение значения официальных символов (герба и флага) Российской Федерации.
10. » Кулабухов В.С., Галушко И.Г. Аннотация: Различные геральдические конструкции, всегда вызывали интерес общества, независимо от его политического и государственного устройства. Поскольку благодаря появлению гербов, в частности, и науки гербоведения, в целом, стало возможно не только идентифицировать отдельные страны, но благодаря их символам, увидеть те особенности в развитии государств, которые были зафиксированы, так называемой, геральдической традицией. В данной статье рассматриваются вопросы создания герба СССР, а также процесс конструирования его государственной символики. В начале 20-х годов XX в. на политической карте мира, в ходе социалистической революции появляется новое государственное образование Союз Советских Социалистических республик. Согласно мировой геральдической традиции, данное государство должно было иметь свою политическую символику, которая отражала бы его специфику. Естественно, что в СССР начались поиски геральдических конструкций, включавших в себя различные символы и эмблемы. Наиболее подходящими символами являлись те изображения, которые ранее были использованы большевиками в ходе предшествующих революционных событий. Новое государство ставило перед собой достаточно далеко идущие планы, в числе которых ставилась цель отражения победы мировой революции. В подтверждении данной идеи был выбран своеобразный девиз: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!».
11. » Пчелов Е.В. Аннотация: Эпоха Петра Великого была временем коренных преобразований многих сторон российской жизни. Не осталась в стороне и государственная символика, которая всегда зримо отражала идеологические предпочтения и исторические ориентиры. К началу правления Петра в качестве государственного герба использовалась композиция царской печати, созданной в 1667 г. Ее появление было связано с окончанием войны с Речью Посполитой и присоединением земель Левобережной Украины и Белоруссии к Московскому царству.
12. » Пчелов Е.В. Аннотация: Занимаясь историей русской государственной символики и геральдики XVII века, невозможно не обратить внимания на очевидную хронологическую концентрацию некоторых памятников, которые несут на себе изображения государственных и титульных эмблем. Такой период, в частности, охватывает вторую половину 1660-х – первую половину 1670-х годов, то есть последнее десятилетие царствования Алексея Михайловича. Первым официальным геральдическим предметом этого времени можно считать так называемое гербовое (или «гербовное») знамя, сделанное по царскому указу от 13 октября 1665 года.
13. » Пчелов Е.В. Аннотация: Под титульной геральдикой подразумевается комплекс территориальных гербов, символизировавших те земли, названия которых входили в объектный или территориальный титул монарха. Объектный титул русских государей начал формироваться еще в середине XV века, при Василии II, но в качестве непрерывной традиции он прослеживается с середины 1470-х годов, то есть со времени великого княжения Ивана III. Эта часть титула прошла длительную эволюцию, постепенно увеличиваясь и изменяясь, и в конечном итоге достигла более полусотни наименований во второй половине XIX века. Гербы титульных земель являлись важной частью как территориальной, так и государственной геральдики России. Впервые титульные эмблемы зафиксированы в эпоху Ивана Грозного.
14. » Пихоя Р.Г. Аннотация: Уходит время, а вместе с ним рискуют уйти в небытие многие обстоятельства, связанные с начальными этапами нового развития государственной геральдики в России в начале 90-х годов ХХ века в их неотъемлемой связи с реформами этого времени. Как любые действительно крупные реформы, они не могли быть прописаны и просчитаны заранее. Это касается и той части политических реформ (именно политических!), которые были связаны с появлением геральдики Российской Федерации. В этой связи я хочу высказать убеждение, что герботворчество – это отнюдь не только историкокультурное явление, но и прежде всего часть политического процесса, облеченного в специфические рамки геральдики.
15. » Пчелов Е.В. Аннотация: Книга Алларда интересна не только описанием и изображением русских флагов. В ней представлены флаги всего мира, и наряду с европейскими, имеются сведения и о восточных флагах. Среди восточных флагов привлекают внимание два татарских. Оба они имеют одинаковое цветовое решение – это черные фигуры на золотом полотнище. При этом первый флаг именуется флагом императора Тартарии, то есть государя, а другой – просто «татарским». При этом примечательно, что сова имеет желтоватую грудь.
16. » Успенский Б.А. Аннотация: В статье рассматриваются портреты царевны Софьи Алексеевны, вписанные в изображение двуглавого орла (так называемые портреты “в орле”). Известны три картины такого рода, а также гравюра, до нас не дошедшая, созданная в Москве в 1689 г. Автором гравюры был Лев или Александр Тарасевич (не исключено, что Александр Тарасевич и Лев Тарасевич - это одно и то же лицо, выступавшее под двумя именами); картины, по-видимому, воспроизводили гравюру. Это композиция западного происхождения: образцом для нее явилось изображение Леопольда І, императора Священной Римской империи. Вместе с тем в русском контексте портрет царевны должен был восприниматься как модификация российского герба, где традиционно в центре двуглавого орла находилось изображение монарха. Есть основания предполагать, что эти портреты были предназначены для готовящейся коронации Софьи Алексеевны 1 сентября 1689 г.
17. » Пчелов Е.В. Аннотация: Географические карты служат важным источником по символической топографии, семантике графических или цветовых обозначений, а также различных изображений на самих картах, включая эмблемы и гербы. Символико-эмблематическая репрезентация пространства на географических картах применительно к картографической «Россике» практически не становилась предметом специального интереса, а если и затрагивалась, то вне общего геральдико-эмблематического контекста, что приводило, порой, к не вполне верным выводам.
18. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье анализируется несколько гербов в западноевропейских источниках XIII–XVI вв., служивших для обозначения Руси и Московии. Значительная их часть относится к воображаемой геральдике, но некоторые имеют определённые основания, в том числе и в русской геральдической традиции. Все эти гербы появились в южно-немецкой геральдике и известны по разным источникам и в различные промежутки времени. Некоторые из них, возможно, символизировали те древнерусские земли, которые затем вошли в орбиту влияния Литвы и Польши. Другие служили для обозначения Московской Руси.
19. » Петров Д.А. Аннотация: «Маркирование» государственным rербом зданий государственных, «казенных» учреждений сеrодня представляется обыденным явлением. Однако, так было не всегда. Такая традиция возникла и развилась во второй половине XVII в.
20. » Закутнов О.И. Аннотация: В истории особая роль всегда отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Данная статья посвящена рассмотрению основных версий появления в российской геральдике образа двуглавого орла, выявлены слабые и сильные стороны у каждой из этих версий, показана и осмыслена роль появления на гербе двуглавого орла как геральдического символа России.
21. » Соболева Н.А. Аннотация: Практически все светские авторы, писавшие о чудесах св. Георгия, посвящали свои работы именно истории его борьбы с драконом. Со второй половины XIX в. количество подобных публикаций заметно возрастает, причиной чего могло служить приближающееся, а затем широко отмечаемое во всем христианском мире 1600-летие со времени предполагаемой кончины святого воина (1903).
22. » Соболева Н.А. Аннотация: Смена политических реалий, дважды в течение XX в. потрясшая наше Отечество, выражалась и в символических «жестах»: изменялись основные государственные знаки — герб, флаг, гимн. Но если в 1917 г. после падения царизма существовал своеобразный буфер — Временное правительство, которое «растянуло» замену российской имперской символики на абсолютно новую более чем на год, что сделало смену государственных эмблем для жителей России не такой резкой, то кажущийся внезапным возврат знаков государственности царской России (герба и флага) в начале 90-х гг. XX в. в социально и идеологически однородное советское общество был, мягко говоря, «не сразу понят» этим обществом. Герб, флаг и гимн новой России несмотря на то, что в декабре 2000 г. они утверждены законодательным путем, все еще неоднозначно оцениваются в нашей стране, являясь предметом дискуссий, а иногда и более серьезных противостояний.
23. » Соболева Н.А. Аннотация: Государственность России не мыслится без ее символов. Главными символами России, как и любого другого государства, являются герб, флаг и гимн. Еще тридцать лет назад они были объектом изучения специальных (вспомогательных) исторических дисциплин — геральдики, сфрагистики, вексиллологии и т. д. — с соответствующими историческими выводами и заключениями. В современных же исследованиях наблюдается интегрированность проблем символики, прежде всего государственной, в иные области научного знания — в политологию, философию, социологию, психологию.
24. » Шутов А.Д. Аннотация: В данной статье автор прослеживает историю государственных символов России - флага и герба - с древних времен, начиная с X века. Даны сущностные оценки трехцветному флагу, двуглавому орлу, выдающейся роли красных стягов в более чем тысячелетней истории страны. Сделан вывод: государственные символы должны иметь прочный характер, быть зеркальным отражением надежности державы, всех ее институтов и управленческих сфер.
25. » Гилязева А.Ф. Аннотация: В статье ставится задача выявления сходств и различий между гербами Российской империи и Российской Федерации путем изучения их историй.
26. » Голованова М.П. Аннотация: В собрании Музеев Московского Кремля хранится Государственное знамя, выполненное к коронации императораАлександра III в 1883 г. С 1742 г., с коронации императрицы Елизаветы Петровны Государственное знамя входило в число регалий Российского государства. В период становления образа монарха состав регалий был ориентирован на сформировавшиеся к тому времени «атрибуты империи» ведущих европейских государств (Священной Римской империи германской нации, Швеции). С этого времени на всех этапах коронации, одного из главных государственных событий России, Государственное знамя участвовало в череде символических процедур; его место было определено и закреплено церемониалом.
27. » Закутнов О.И. Аннотация: Данная статья посвящена осмыслению образа Георгия Победоносца в Российской геральдике. Великомученик Георгий Победоносец – один из самых уважаемых святых, который для россиян приобрел особое значение. Георгий Победоносец покровитель воинов и защитник мира людей, тот, кто сумел совершить духовный подвиг. За мужество истинного воина, проявленное перед лицом смерти, за духовную победу Георгия Победоносца чтят христиане разных стран. Образ Георгия Победоносца как всадника, поражающего копьем дракона, и коронованный двуглавый орел, вошли в государственный герб России.
28. » Ларионов В.Е. Аннотация: В статье рассматривается история становления и развития иконографического образа двуглавого орла в России, цветовая символика этой иконографии в ее отношении к идейной парадигме «Москва - Третий Рим».
29. » Манжурин Е.А. Аннотация: В статье рассматривается практика использования u городских гербах и эмблемах послесталинского СССР элементов дореволюционной геральдики, что интерпретируются автором, с одной стороны, как попытка установить воображаемую преемственность с досоветской историей, с другой - как процесс создания местных альтернативных видений места и времени, акцентирующих не разрыв в ходе истории, а ее непрерывность и бросающих вызов установленному сверху символическому порядку.
30. » Петров Д.А. 31. » Закутнов О.И. Аннотация: В статье поставлена задача, показать интенсивные изменения в геральдической системе России в период XIX–XX вв. Выявить особые черты русской геральдики, которые сформировались под влиянием трех основных факторов: локального социокультурного контекста использования гербовых знаков, особенностей русской до геральдической эмблематики и, прежде всего, совокупного воздействия старейших геральдических традиций. Показать изменения геральдической системы в со
32. » Закутнов О.И. Аннотация: Ставиться задача рассмотреть особенности развития геральдической системы в России в контексте XVI–XIX вв. Представить создание гербов российских городов и губерний, проведенных российскими и иностранными специалистами. Показать возникновение и развитие в больших городах России герботворчества, проникающего в различные губернии и провинциальные уезды. В статье отражена роль российских монархов в становлении российской геральдики.
33. » Полх П.П. Аннотация: Рассматривается утвердившаяся в современном общественном сознании версия появления на российском гербе двуглавого орла благодаря браку великого московского князя Ивана III с представительницей византийской императорской династии Софьей Палеолог. Дается оценка вклада Н. М. Карамзина в оформление и обоснование данной версии, ее критические оценки с позиций современной науки и объяснение ее жизнеспособности в нынешнее время.
34. » Полх П.П. Аннотация: На материалах отечественной дореволюционной геральдики рассматривается проблема соотношения западного влияния и самобытных тенденций в форме, элементах и изображениях на государственном российском гербе, гербах российского дворянства и земельных (городских) гербах. Вопрос анализируется применительно к функциональному назначению каждой из заявленных категорий, собственно элементам изображений и их смысловому значению. Выдвигается предположение о превалирующем влиянии элементов внешнего оформления на содержательные составляющие гербов.
35. » Манжурин Е.А. Аннотация: Исследуется практика использования в городских гербах и эмблемах послесталинского СССР элементов дореволюционной геральдики, что интерпретируется как попытка установить воображаемую преемственность с досоветской (и, шире, несоветской) историей, как процесс создания местного альтернативного видения места и времени, позволяющего акцентировать не разрыв в ходе истории, а ее непрерывность и бросить вызов установленному сверху символическому порядку.
36. » Наумов О.Н. Актуальные проблемы российской геральдики: Вечные мифы о происхождении двуглавого орла и смысле московского герба // Независимая газета, выпуск от 11.03.2015 Аннотация: Одна из важнейших задач истории и ее специальной дисциплины, геральдики – борьба с мифами, исправление ошибок, бытующих как в массовом сознании, так и в популярной, справочной, а иногда и в учебной литературе. Объект ее изучения – герб, порой трудноопределимый, ибо существуют близкие, но не тождественные понятия «эмблема», «символ», «логотип».
37. » Пчелов Е.В. Аннотация: История российского государственного герба восходит к концу XV века – эпохе правления великого московского князя Ивана III Васильевича. Россия становилась цент рализованной и сильной державой, а сам великий князь именовался уже Государем всея Руси, а в некоторых случаях даже царем…
38. » Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г. Аннотация: Среди срочных дел, вставших перед А.В. Колчаков в 1918 г., было и создание новой российской символики с последующим размещением ее на новых денежных знаках. В феврале 1919 г. омское Общество художников и любителей изящных искусств Степного края, учредителем и председателем которого был Б.В. Трувелер, организовало конкурс на составление проекта нового герба России.
39. » Шайдарова В.Д. Аннотация: Исследование посвящено причинам и обстоятельствам размещения в интерьере Гербового зала Зимнего дворца гербов губерний и областей Российской империи. Проанализированы материалы РГИА, ЦГАКФФД, архива КГИОП, архива Государственного Эрмитажа, ЦГИА СПб. Автор приходит к выводу о связи начального замысла с традицией представления титулатуры правителя в интерьерах парадной резиденции. Выясняется вопрос о причинах отсутствия в настоящее время на люстрах Гербового зала 16-ти гербов, входивших в первоначальный набор.
40. » Алиев О.Г., Загоруйко М.В. Аннотация: История символов Древнерусского государства, Российской Империи, Российской Федерации имеют общие корни и преемственность. Однако, преобразования которым был подвергнут основной символ двуглавый орел, от Ивана III до Николая II были утрачены в гербе Российской Федерации. В связи с этим современный герб России изобилует ошибками и неточностями. Двадцатилетняя история возвращенного символа России, проявила эти ошибки. Необходим системный подход в решении данной проблемы, т.к. не только основной государственный символ содержит ошибки но и символы гербы регионов, городов, муниципальных образований, символизм денежных знаков и т.д. Герб Российской Федерации и геральдика России нуждается в реформе и законодательном оформлении, в возрождении национальных геральдических традиций.
41. » Баранова С.С. Аннотация: особую группу составляют изразцы с геральдическими мотивами – изображением двуглавого орла. В середине ХVII в. небольшие муравленые изразцы с двуглавым орлом украсили два московских храма – церковь Воскресения Христова в Гончарах и церковь Рождества Богородицы в Путинках. В конце XVII в. крупные изразцовые гербовые орлы украсили первые общественные сооружения Москвы – Сухареву башню и Главную аптеку, архитектурные доминанты города петровской эпохи. Композиции из нескольких изразцов, ныне хранящиеся в собрании МГОМЗ, занимали особое место в московском керамическом декоре и, без сомнения, – в становлении государственного герба. Этому способствовал монументальный характер керамики, выраженный четкими и ясно читаемыми формами.
42. » Бычкова М.Е. Аннотация: В ряду важных событий конца XV - начала XVI вв. стоит и появление государственной печати, на лицевой стороне которой изображен двуглавый орел, ставший позднее гербом Русского государства. Древнейшая из сохранившихся печатей привешена к грамоте, выданной в июле 1497 г.
43. » Пчелов Е.В. Аннотация: Самым известным зооморфным образом русской государственной геральдики и эмблематики, бесспорно, является двуглавый орёл. Истории этого символа на Руси и его возможному происхождению посвящена большая научная литература2 . Первым памятником русской сфрагистики, на котором появилось изображение двуглавого орла в качестве государственного геральдического символа, исследователями единодушно признаётся красновосковая двусторонняя печать Ивана III, наиболее ранний экземпляр которой скрепляет жалованную меновную и отводную грамоту великого московского князя своим племянникам Фёдору и Ивану Борисовичам, датируемую июлем 1497 г.
44. » Пчелов Е.В. Геральдика в России в XX веке // SIGNUM. Выпуск 6. 2011. Стр. 5-33 45. » 46. » Борисов И.В. Аннотация: 1918 г. Ленин поручил секретарю СНК Н.П. Горбунову найти художника, который мог бы сделать эскиз гербовой печати для правительства.
47. » Борисов И.В. Аннотация: В феврале 1923 r. Вторая фабрика Гоэнака получила важный заказ - изготовить герб нового государства.
48. » Борисов И.В. Аннотация: Издревле было известно, что орел - мощная, благородная и гордая птица - являлся в воображении людей символом огня, бессмертия, солнечной силы, грозы. Двуглавый орел на хеттском барельефе (XIII в до н.э.) символизирует верховное божество - бога грозы Тишуба. Далее мы можем увидеть двуглавого орла на печатях Халдеи (VI в. до н.э.), предметах эпохи Сасанидского государства. Позднее (XI в. н.э.) двуглавый орел - распространенный элемент восточного орнамента, он присутствует даже на некоторых монетах Золотой Орды
49. » Борисов И.В. Аннотация: Официальное рождение звезды как советской эмблемы связано с формированием регулярной Красной армии.
50. » Борисов И.В. Аннотация: В конце 1917 - начале 1918 r. началась разработка новых изобразительных элементов, которые бы соответствовали идеям рабоче-крестьянскоrо государства.
51. » Борисов И.В. Аннотация: Многочисленные документы свидетельствуют о том, что руководители партии и государства придавали самое серьезное значение становлению советской эмблематики.
52. » Туник Г.А. 53. » Мурзин-Гундоров В.В. Аннотация: Интереснейшую родословную представляет историческая символика императорского двуглавого орла. Она существовала задолго до того, как во второй половине XV в. при Великом князе Московском Иоанне III стала эмблемой государства Российского. Ее легендарная генеалогия, овеянная преданиями, уходит своими корнями в трудно различимую даль веков и теряется в далеком прошлом среди мифов разных культур, религий и народов.
54. » Агоштон М. Аннотация: В статье рассматривается проблема происхождения русского двуглавого орла. Анализируются византийская и германская концепции об источниках происхождения герба России. Автор приходит к выводу, что появление прообраза российского герба связано с западноевропейским культурным и литературным влиянием, со стилистикой эпохи Ренессанса.
55. » Медведев М.Ю. Аннотация: Взаимоотношения России и Мальтийского ордена при Павле I и Александре I постоянно оказываются предметом научно-исторического и историографического преткновения, а равно и поводом для всевозможных фальсификаций, поныне придающих этой интереснейшей теме скандальный оттенок...
56. » Соболева Н.А. Аннотация: В России так же, как во многих странах Европы, эмблемы, вошедшие позднее в государственный герб, появились в Средневековье. Основные эмблемы, составляющие российский государственный герб — всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел, изображены (один — на лицевой стороне, другой — на оборотной) на государственной печати Ивана III 1497 г. Первым обратил на нее внимание Н. М. Карамзин, который отмечал, что символика русского государственного герба ведет начало от этой печати. По-видимому, высказывание знаменитого историка послужило одним из оснований для празднования в 1897 г. 400-летия русского государственного герба.
57. » Соболева Н.А. Аннотация: Название настоящей статьи, основу которой составил доклад, прочитанный на семинаре исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» в апреле 1998 г., носит условный характер. Особенно эта условность ощущается после ознакомления с только что опубликованной эксцитативной монографией Н. В. Синицыной о Третьем Риме. Автор исключительно рационально и многопланово рассматривает имеющиеся в научной и публицистической литературе варианты и вариации, аспекты и прочтения средневековой доктрины монаха Псковского Елиазарова монастыря Филофея.
58. » Щелоков А.А. Аннотация: Откуда залетел этот черный неуклюжий двуглавый орел на герб России? Ответ на вопрос для знающих историю не столь уж и сложен.
59. » Агоштон М. Аннотация: Вислая печать, которая на Руси на всем протяжении своего существования была атрибутом власти, всегда сохраняет на себе свидетельство принадлежности государственной юрисдикции, тому или иному политическому институту. Объектом диссертационного исследования является конкретная группа атрибутируемых великокняжеских печатей конца XV - начала XVI в. Целью же исследования является решение проблемы генезиса в конце XV - начале XV I в. прототипов российской государственной символики на основании комплексного рассмотрения источников.
60. » Баранова С.И. Аннотация: В XVII веке герб Российского государства в образе царственного геральдического «орла» продолжает утверждаться в массовом сознании всеми доступными средствами, в том числе и новыми жанрами. Это было ярко продемонстрировано в «эмблематической» поэме Симеона Полоцкого «Орел Российский», в которой поэтический образ царственного орла, сочетавшегося с изображением двуглавого орла с тремя коронами, с мечом и скипетром на фоне солнца, приобретает поистине вселенские масштабы.
61. » Зайцева Л.П. Аннотация: Реформы Петра I способствовали совершенствованию системы охраны государственной границы России. С 1716 года делами пограничных таможен и застав ведает Коммерц-Коллегия - министерство, занимавшееся торговыми, таможенными, пограничными вопросами. Централизованное руководство стимулировало использование государственной символики в пограничной практике.
62. » Мальцев И.В. Аннотация: Указатель, предваренный актами Верховного Совета РСФСР (РФ) и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, построен с учетом юридической силы нормативно-правовых актов (федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств РФ), а внутри структурирован тематически и хронологически.
63. » Пчелов Е.В. Аннотация: После Февральской революции встал вoпpoc о новом государственном гербе. 6 марта при Комиссии по делам искусств, которой руководил А.М. Горький, создали специальную подкомиссию«для разъяснения вопроса о государственном гербе». 15 марта в качестве герба было рекомендовано использовать, «древнюю эмблему Российского государства», но без символов царской власти.
64. » Пчелов Е.В. Аннотация: В первой половине XIX в. государственные гербовые орлы приобрели иной вид. Крылья орла опустились, но как бы широко распластались в готовности к полету, над головами осталась только одна корона, щит с московским гербом приобрел иной, декоративный вид (треугольный и заостренный кверху - типа английского), а в лапах орел держал или скипетр и державу, или в правой - факел, горящий с двух концов, и двойной перун со стрелами-молниями, а в левой - лавровый венок.
65. » Пчелов Е.В. Аннотация: В современной историографии первым памятником российской государственной геральдики считается красновосковая двусторонняя печать Ивана III, наиболее ранний экземпляр которой скрепляет жалованную меновую и отводную грамоту великого московского князя своим племянникам Федору и Ивану Борисовичам, датируемую июлем 1497 г.
66. » Пчелов Е.В. Аннотация: При Петре I эмблематика государственных печатей отличается большим разнообразием, пожалуй, как у никакого другого российского монарха. Конечно, это связано с кардинальными изменениями, произошедшими в стране, в том числе и в сфере государственной идеологии. Из печатей начала правления Петра привлекает внимание рисунок печати из «Дневника Иоганна Корба», относящийся к 1699 r. Он интересен тем, что как бы возвращает к традициям печати 1577 г.
67. » Пчелов Е.В. Аннотация: Нa Больших печатях царей Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Федоровича на головах орла две короны, а между головами Голгофский крест (но без главы Адама и орудий страстей). Исчезновение единственной, центральной, короны может объясняться тем, что на этих печатях отсутствуют земельные эмблемы, а композиционная замена короны крестом, как уже отмечалось в литературе, может символизировать православный характер Московского царства.
68. » Ражнёв Г.В. Аннотация: Почти все элементы герба России так или иначе связаны с христианством. Как точно отметил В.А. Дуров, «официальное появление на Руси двуглавого орла - одной из традиционных эмблем угасающей византийской династии, имело весьма глубокий смысл: «Москва - третий Рим», законная преемница всех культурных традиций Византии».
69. » Соболева Н.А. Аннотация: Древнегреческое слово «символ» имеет несколько значений. В том смысле, в каком оно употребляется применительно к атрибутике государства, следует понимать его как условное обозначение образа, понятия, идеи.
70. » Спаткай Л.В. 71. » Булгаков В.Н. Аннотация: Нынешний герб Российской Федерации выполнен в лучших российских геральдических традициях. Безупречен с эстетической точки зрения. Созданный в 1993 году, когда российская государственность была в опасности и многие национальные регионы, пользуясь кризисным состоянием Центра после крушения советской империи под названием СССР, рвались к независимости, в той обстановке был просто необходим, по геральдической терминологии «вооруженный орёл»-с раскрытыми клювами, высунутыми языками и при всех властных регалиях, показывающий всем своим грозным видом несокрушимость и решимость в сохранении и укреплении единства и неделимости Российской Федерации.
72. » Васильев А.Л. Аннотация: Во многих государствах мира описание государственных символов содержится в их конституциях, а правовой статус таких символов устанавливается специальным законодательством. Очень часто изменения государственного строя, административно -территориального деления государств находят свое отражение и в государственной символике, что наиболее ярко можно проследить на примере нашей страны.
73. » Вилинбахов Г.В. Аннотация: Двуглавый орел относится к легендарным гербовым фигурам. Он занимает заметное место среди древнейших символов и геральдических знаков. Орел - символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия. Образ двуглавого орла - отражение характерной симметричной структуры многих символов в государствах Древнего Востока. Древнейшее изображение двуглавого орла с распростертыми крыльями, опирающегося на двух кроликов (?), датируется XIII веком до н. э.
74. » Сапрыков В.Н. Аннотация: Федеральные конституционные законы о Государственном гербе и Государственном флаге Российской Федерации были приняты Государственной Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря их одобрил Совет Федерации, 25 декабря подписал Президент России. В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации герб и флаг стали официальными символами государства Российского.
75. » Егоров В.П. Аннотация: На большом листе светлой фанеры (70 х 100 см) я нарисовал гуашью в полном цвете всю многосложную геральдическую конструкцию из горностаевой мантии, архангелов-щитодержателей, множества щитов и различных других компонентов. Картина получилась весьма познавательная в историческом плане и интересная с художественной точки зрения.
76. » Королёв Г.И. Аннотация: Эмблематическое выражение представлений западноевропейцев о странах, народах и городах носило иногда причудливый и не всегда объяснимый или не вполне объяснимый характер. Так, в испанской географической энциклопедии середины XIV в. написано, что «король» Новгорода имеет своим знаком красный стяг с белым замком.
77. » Голованова М.П. Аннотация: Москва - древняя столица Российского государства - была свидетелем многих торжеств первой четверти XVIII в. Среди них самыми значительными были триумфальные шествия российских воинов-победителей, в честь Полтавской победы (1709) и Ништадтского мира (1721). В декабре 1721 г. завершающий этап празднования Северной войны в Москве возглавлял уже император Всероссийский Петр, глава огромной державы - континентальной и морской. Однако официальное, зафиксированное в международных актах и соглашениях признание ведущими государствами Европы за Россией ранга великой державы и титула императора за российским государем растянулось на несколько десятилетий. В 1722 г. Россию стали считать империей Пруссия и Голландия, в 1723 г. шведский король Фридрих I обязался называть Петра I императором; в 1724 г. к этим странам присоединилась Дания - и лишь в 1740-е гг., уже во времена императрицы Елизаветы Петровны, Англия, Австрия, Франция...
78. » Пастор В.Е. Аннотация: Когда был утверждён впервые Большой государственный герб? Казалось бы, праздный вопрос. Достаточно раскрыть 32-й том второго Полного собрания законов Российской империи на странице 297 (первого отделения) и под номером 31720 прочитать: «Высочайше утвержденное, 11 апреля 1857 г. подробное описание государственного герба и государственной печати». А если открыть второе отделение этого тома, то, начиная с 26-ro листа, можно увидеть и рисунки - как Большого, Среднего, и Малого гербов, так и 44-х титульных эмблем. Но как тогда объяснить мнения В.К. Лукомского, Г.В. Вилинбахова и других об утверждении государственных гербов 8 декабря 1856 года?
79. » Курков К.Н. Аннотация: Герб, к которому мы хотим обратиться, в своем роде уникален. И не только тем, что это относительно редкий для России образец чисто династической родовой эмблемы; и не тем, что впервые за всю историю отечественной государственной геральдики на груди Императорского орла поместился не один, а два щита и не тем, что изучаемый нами герб - прямой «предок» утвержденных позднее Павлом I и Александром 11 государственных и родовых гербов царствовавшего дома.
80. » Сметанников И.С. Аннотация: Образ всадника-змееборца, изображаемого вот уже несколько веков на груди государственного двуглавого орла, достат9чно подробно освещен в отечественной геральдической литературе. Ему были посвящены и многочисленные статьи в различных периодических изданиях, и доклады на научных конференциях, и сборники материалов (включая наш журнал), и даже отдельные книги. Но одна деликатная проблема, связанная с изображением внешнего вида всадника-змееборца, до сих пор остается открытой. Постараемся сейчас обозначить ее и предложить пути решения.
81. » Черных А.П. Российский герб глазами нумизмата // SIGNUM. Выпуск 2. 2000. Стр. 18-25 82. » Борисов И.В. Аннотация: Многие журналы двадцатых годов, и прежде всего сатирические, пестрели публикациями - доносами о том, что в том или ином месте еще не уничтоженным осталось изображение орла. Это были театры, аптеки, разные бытовые обертки и проч. На все эти факты обязательно живо откликались назидательными статьями, стихотворными эпиграммами.
83. » Бычкова М.Е. Аннотация: В ряду важных событий конца XV - начала XVI вв. стоит появление государственной печати, на лицевой стороне которой изображен двуглавый орел, ставший позднее гербом Русского государства. Древнейшая из сохранившихся печатей привешена к грамоте, выданной в июле 1497 г.
84. » Королёв Г.И. Аннотация: Систематическое сравнение приемов изображения двуглавого орла, при- - 1 надлежавшего к эмблематике разных стран, еще не проводилось . Я остановлюсь на формах и цветах двуглавов, употреблявшихся в Византии, ряде балканских государств, Западной Европе и России. Задача состоит в выяснении общего и особенного, статического (повторяющегося) и динамического (переменчивого) в способах изображения орлов.
85. » Кучкин В.А. Аннотация: Меновная княжеская грамота 1497 г. со скреплявшей ее крупной, диаметром 40 мм, красновосковой печатью Ивана III, на лицевой стороне которой был изображен всадник, поражающий копьем рептилию, а на оборотной стороне - будущий герб России двуглавый орел, с двусторонней круговой легендой, содержавшей титул Ивана III, была обнаружена 230 лет назад
86. » Ражнёв Г.В. Аннотация: Статья В.В. Похлёбкина о «естественных символах России» (см. «Независимая газета», 06.03.1998 г.) побудила меня выразить свое мнение о проблемах российской государственной символики. К Вильяму Васильевичу Похлёбкину отношусь с глубоким уважением. Со многими положениями его статьи я согласен, но не все они кажутся мне истиной в последней инстанции.
87. » Симонов Р.А. Аннотация: Природа и значение символических композиций с единорогом трудны для объяснения. Примером может служить парное изображение льва и единорога. По мнению В.С. Румянцева, «Лев и единорог в XVI и XVII вв. были нередко употребляемы в виде собственно царского герба и по временам заменяли собою даже государственный герб - двуглавого орла». В этих словах речь может идти о льве и единороге как взятых по одному. Однако В.В. Калугин воспроизводит указанные слова как относящиеся к парному сюжету.
88. » Бойко Д.А. Аннотация: В нынешнем году исполняется 115 лет со дня Высочайшего утверждения 24 июля 1882 г. Большого Всероссийского герба. Безусловно, Русский герб относится к числу наиболее удачных государственных гербов мира, так как в нем емко отражена триединая сущность Государства Российского - Православие, Самодержавие, народность, соответствующая народному девизу «За Веру, Царя и Отечество».
89. » Борисов И.В. Аннотация: Общеизвестно, что воссозданные ныне русские бело-сине-красные цвета в нашем обществе, к сожалению, снова неспокойном и политизированном, воспринимаются неоднозначно. Значительная часть русских граждан с пониманием и гордостью приняло это возвращение, ибо каждый здравомыслящий, хоть немного знающий историю своего Отечества человек не может без воодушевления относиться к своему флагу, насчитывающему сотни лет и бывшего свидетелем многих славных дел России.
90. » Дуров В.А. Аннотация: Основные символы государственности любой страны - государственный (национальный) флаг, Государственные герб и печать. В понятое традиционно включается и Государственный (национальный) гимн. Существуют и другие знаки, в той или иной степени носители официальной символики. Такой была в дореволюционной России вся внешняя атрибутика, связанная с правящей династией, а также российские ордена. Этим компонентам общегосударственной системы символов и посвящено настоящая статья.
91. » Королев Г.И. Аннотация: Хотя история двуглавого орла нa русской земле прослеживается до Х в., правда с большими перерывами, по малочисленным источникам, сведения о цвете фигуры и фоне для нее появляются лишь в XVI столетии. Естественно, что нельзя говорить о собственном цвете фигуры, изображенной на тверских монетах последней трети XV в. или на печати великого князя Московского 1497 года. С. Герберштейн, утверждавший, что видел великокняжескую печать с двуглавым орлом на обороте, о цвете фигуры сказать, конечно, ничего не мог.
92. » Соболева Н.А. Аннотация: В России, как во многих странах Европы, государственные . гербовые эмблемы появились в средневековье. В конце XV в. первый государь объединенной Руси Иван III "строит" общегосударственную печать. Красновосковой оттиск этой печати донесла до нашего времени грамота 1497 г. На нее обратили в свое время внимание русские историки В. Н. Татищев и Н. М. Карамзин. В "Истории государства Российского" Карамзин отметил, что символика российского державного герба ведет начало от этой печати.
93. » Хорошкевич А.Л., Вилинбахов Г.В. Аннотация: Конец XVII - первая четверть XVIII века - особо важное время в истории российских государственных символов. Параллельно шли два процесса - внедрение государственной символики в повседневную жизнь общества и ускоренная трансформация эмблем и символов и их приспособление к нуждам императорской власти.
94. » Каменцева Е.И. Аннотация: История гербов СССР, союзных и автономных республик является частью большой проблемы - истории создания советской эмблематики, нашедшей отражение не только на советских печатях и гербах, и на знаменах, орденах и медалях, бумажных денежных знаках, жетонах и значках, марках. Исследование этой проблемы осуществляется многими историками, источниковедами, специалистами в области вспомогательных исторических дисциплин, коллекционерами-любителями. Но нет еще работы, которая бы подвела в целом итоги изучения советской эмблематики хотя бы на первом этапе ее развития в 1917-1924 rr.
95. » Лавренов В.И. Аннотация: Для нас весьма интересен вопрос о геральдике XIV-XV вв. Наиболее заметные знаки этого периода - изображения всадника-змееборца и двуглавого орла, вошедших позднее в государственную геральдику Российской державы. Рассмотрим подробнее первый сюжет, ибо он стал главной эмблемой централизованного государства. Всадник, поражающий змея был помещен на лицевой стороне общегосударственной печати Ивана III 1497 г. Нельзя сказать, что этот сюжет был обойден вниманием историков. Его рассматривали и с точки зрения государственного знака, и с позиций иконографического образа. Одни видели в нем светскую эмблему, связанную с личностью государя, другие усматривали Святого Георгия.
96. » Аннотация: 30 ноября 1993 года Президент России Б. Н. Ельцин подписал Указ об утверждении нового государственного герба Российской Федерации. Двуглавый орел вновь вернулся на Землю Русскую! Ниже публикуются нормативные документы и изображение нового герба.
97. » Хорошкевич А.Л. Аннотация: В середине ХІХ в. всадник на груди у орла считался святым Георгием и трактовался как московский герб. Но так было отнюдь не всегда. Всадник был назван Святым Георгием только в 20-е годы ХVІІІ в. 12 января 1722 г. была создана Герольдмейстерская контора, во главе которой был поставлен выходец из Пьемонта граф Франциск Санти. В ее обязаиности входило упорядочение русской государственной и городской геральдики. Особое внимание было уделено имперскому гербу, который интересовал и самого царя. Петр І в 1712-1718 гг. писал: "...владимирские князи возимели себе сей герб св. Егория". Напомним, что московские князья в начале ХІУ в. носили титул великих князей владимирских, утверждая тем самым преемственность Московского княжества от Владимире-Суздальского.
98. » Хорошкевич А.Л. Аннотация: При последнем Романове герб Российской империи не претерпел никаких изменений. Все детали его уцелели даже во время революции 1905 г. "Основные положения государственного устройства Российской империи" 1906 г. лишь подтвердили все предшествующие законоположения относительно государственного герба, которые были сделаны в ХІХ в. А именно тогда - в ХІХ в. - герб подвергся коренной переработке, впрочем, уже не первой на протяжении тех четырех столетий, когда государственной эмблемой служил двуглавый орел.
99. » Хорошкевич А.Л. Аннотация: В русском государственном гербе середины ХІХ в. были и различные местные эмблемы, символизировавшие положение царя и императора в различных регионах огромной Российской державы и положение самих регионов в составе империи. В каком же порядке удобнее рассматривать их: по хронологии ли, в зависимости ли от места, которое эти эмблемы занимали в гербе, или по титулу государя в этих землях?
100. » Хорошкевич А.Л. Аннотация: На протяжении всех четырех столетий бытования этой эмблемы в качестве государственной орла изображали по-разному. Не всегда оставался он и о двух головах. Менялись смысл и значения как самой этой эмблемы в целом, так и ее деталей.
101. » Лавренов В.И. Аннотация: Проблема изучения и осмысления русского геральдического наследия имеет не только историческое, но и национально-политическое значение. Написаны десятки книг и сотни статей, но до сих пор нет четкого представления о том, какие эмблемы входили в состав русской государственной геральдики, символизируя на тот или иной момент концепцию государственной власти. Мало кто может сказать о символическом значении даже двуглавого орла, не говоря уже о таких эмблемах как ездец, меч, лев, единорог, "крест императора Константина" и др. Как это ни странно, но обширная rеральдическая литература не рассматривает историю государственных символов России в контексте мирового эмблематического материала и редко связывает появление новых знаков с конкретными историческими событиями.
102. » 103. » Вилинбахов Г.В. Аннотация: В настоящей статье мы предполагаем обратиться еще к одному элементу русской государственной геральдики этого времени - мечу. Его изображения встречаются как в сочетании с другими фигурами - двуглавым орлом, ездецом, так и самостоятельно. Среди рассматриваемых в настоящей статье памятников с изображением меча значительное место занимают знамена, так как изображение официальных инсигний на них имеет большое значение, да и функция самих знамен такова, что помещавшиеся на них эмблемы несли значительную идеологическую нагрузку.
104. » Матвеев В.Ю. Аннотация: Cтоль интересный материал как личные печати Петра I редко привлекал внимание исследователей. Кроме А.Б. Лакиера можно назвать еще имена К.Я. Тромонина и Б.В. Кене, рассмотревших от одной до трех личных печатей Петра I. Краткие сведения о печатях содержатся также в публикациях писем Петра I и в дореволюционных каталогах. Одна из личных печатей Петра I была опубликована в сводном каталоге памятников русской культуры Петровского времени(4). Как к достоверному историческому источнику мы обратились к личным печатям Петра I при реконструкции путей формирования сюжета «Петр I, высекающий статую России».
105. » Поцелуев В.А. Аннотация: 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, а уже в начале 1923 года Президиум ЦИК образовал комиссию для выработки различных конституционных вопросов, в том числе и по разработке Государственного флага и герба. В работе над созданием эскизов Герба СССР приняли участие художники Московской второй печатной фабрики "Гознак" Д. С. Голядкин, Я. Б. Дрейер, Н. Н. Качура, В. К. Куприянов, А. Г. Якимченко и другие художники и специалисты в области геральдики.
106. » Поцелуев В.А. Аннотация: Одним из первых законов Советской власти стал декрет от 11 ноября 1917 года, отменяющий сословные деления людей, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения. В связи с этим упразднялись все личные гербы - отличительные знаки дворянства и главный символ бедствий и зол, по меткому выражению поэта XIX века В. С. Курочкина: "... гербовый. Двуязычный, двуголовый. Всероссийский наш орел".
107. » Соболева Н.А. Аннотация: В наши дни составлено немало современных городских гербов, изображение которых можно видеть, например, па значках, на этикетках, сопровождающих изделия готовой продукции, на городских стендах и т. д. Эти гербы по праву называют новыми в отличие от старинных гербов, существовавших в дореволюционной России.
108. » 109. » Соболева Н.А. Символика эмблем XVIII-XIX вв. // В монографии: Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. М.: Наука, 1981. С. 178-219 (окончание Главы III) Аннотация: Если для территориальных эмблем XVII в. наблюдается употребление в основном лишь отдельных элементов, иногда сюжетных композиций, аналогичных изображенным в западноевропейских гербовниках и эмблемниках, то в начале XVIII в. эмблемы из этих изданий непосредственно перекочевывают в русскую практику. Роль основополагающего справочного издания, безусловно, сыграли прежде всего неоднократно уже упоминавшиеся «Символы и емблемата», хотя не исключено влияние и других изданий.
110. » Соболева Н.А. Территориальная геральдика XVIII в. Эмблемы, символы и петровская Россия. // В монографии: Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. М.: Наука, 1981. С. 22-31 (Глава I) Аннотация: Распространение гербов в России историки относят ко времени Петра I, рассматривая их появление как одно из заимствований западноевропейских обычаев. Впрочем, почти всегда это положение сопровождается оговоркой, что Петр I застал уже в России гербы и лишь санкционировал это общественное явление, вызывавшее его симпатию и поддержку. Не вдаваясь в полемику по поводу данного положения, отмечу только, что сведений о создании дворянских гербов в правление Петра I чрезвычайно мало. Говорит сам за себя и тот факт, что в официальном документе Петр I упоминает о дворянских гербах и утверждает принципы их создания только через два десятилетия после своего детального ознакомления с западноевропейским образом жизни
111. » Драчук В.С. Аннотация: Богат и разнообразен эмблематический материал Страны Советов. Кроме государственных гербов Союза Советских Социалистических Республик, союзных и автономных республик, являющихся образным выражением советской идеологии, символизирующих основные принципы и устои социалистического государства, создано огромное количество советских эмблем, которые связаны с разными сторонами нашей жизни.
112. » Драчук В.С. Аннотация: Возьмите старый гербовник, перелистайте его страницы, и перед вами развернется замечательная история земли русской. Многое отражено в гербах ее городов. В отличие от гербов родовых, зачастую символизирующих богатство и самодовольство их владельцев, гербы русских городов, происшедшие от земельных эмблем, отражают славное прошлое нашего народа, героические подвиги, труд, развитие хозяйства.
113. » Новиков В.С. Аннотация: В брошюре дано толкование изменений рисунка русского государственного герба на протяжении его истории, данное капитаном Вячеславом Саввичем Новиковым (?-1964), в т.ч. об изменении рисунка российского государственного герба — двуглавого орла — на протяжении 445 лет, в различные царствования. Эти изменения, по мнению автора, сопровождал мистический смысл. 47 черно-белых иллюстраций в тексте.
114. » 115. » 116. » 117. » 118. » 119. » Воронец Е.Н. Аннотация: В июле 1897 года исполнилось 400 лет Российскому государственному гербу. Герб – это символ государства, выражающий его отличительную идею и основы. «Каждому русскому гражданину, сознательно относящемуся к основным историческим формам русского государственного строя, естественно почтить вниманием столь продолжительную долговечность отличительно русского символа». Автор настоящего издания считает гербоведение важной отраслью исторической науки и посвящает свой труд истории Российского герба, тесно связанной с историей печатей московских государей, восходящей до отдаленных времен договоров древних руссов с греками.
120. » 121. » Языков А.П. Аннотация: Первая книга о цветах русского флага, изданная в 1858 году. Благодаря именно этой книге верноподданные Российской Империи обратили свое внимание на цвет флага страны и его важность как на часть национального самосознания. Именно в 1858 году император Александр II подписал указ о создании первого официального государственного чёрно-жёлто-белого стяга.
122. » Собрание рисунков государственных гербов, печатей, флагов и знамен Российской империи. 8 декабря 1856 - 21 марта 1917 гг. // Отдельные примеры государственных символов на 4 с. Аннотация: Государственное знамя. Российский государственный орел орел царствования императора Александра III. Печать Российского Временного Правительства. Российский государственный орел орел царствования императора Николая I.
123. » [Царский титулярник]: Печати государственные // Царский титулярник. М., 1672. С. 69 и 71 - РГАДА, 65 и 67 - РНБ |
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |