С. С Мед 1n 1Саюс т Пеm
с r YJ,г
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ КОРОНАЦИИ
ЕЛИЗАВЕ 1ЪI Т 10ДОР
Kopoпa.IUUI Е шзаве ТЪI Тюдор была проведена в ВеСТhШНстерском абб
у
аТС ffiе в Яllваре 1559 года. Порядок торжесrвеннои процедуры представлен в манускрlШТе LiЬer Rega 1i 1
подrотовлешюм для коронации Эдуарда II в 1308 году. Обычаи короноващ.ц аю ф у ЛJlйских монархов, которые ооладали специ икон при ритуалах принесения коро
н
ад0О 1iной присяги или миропомазании при реформировании цер Ви в середюiе rr v i века,
представляли фиксированную последовательность, которая оформилась в начале
XN века и просуществовала до коронации Якова П в 1685 году. Можно nреддол
о жить, что и коронация Елизаветы Тюдор проходила в соответс пиm с ЭiНМ nорядКо
Обладая некоторыми отличиями, вызванными религиозным расколом, при npoчтeR 1il 1
выработанных паттернов ритуального акrа они отвечали сформу лироваиной по
слен
довательности, которая состояла из детализированных отдельных фаз, включаюпnn
очное бдение кандидата, его ритуальное омовение, согласие прибЫ8ших ко двору прелатов, процессии от дворца к собору св. Пе rра и завершающую прострацию канд.Идата
перед главным алтарем собора Весrминстерского аббатсrва
2 Рассуждая о торжесmенном дейсmе как процессе, следует лодчеркнуrь не только сакральный характер ритуа
льного акта, включенного в литургию церковного пространств но и сопричаСТНJ iЙ ему
геральдический спектакль, который усиливал светские элементы процедуры.
Торжесmа, приуроченные к коронационному действу, начались 12 января 1559 года
с пуrешесrвия на королевских кораблях и галерах по Темзе от Весrминстерского причала к Тауэру3. На следующем этапе состоялось ритуальное посвящение избранных вассалов в рыцарство Бани. 14 января от Тауэра в Вестминсrерское аббатсrво следовам королевская процессия с учасrием городских корпораций, и в последний день, 15 января,
состоялась торжесmенная церемония коронации королевы.
Начиная с церемониального дейсrвия на Темзе первого акrа, приуроченного к коронации Елизаветы I, изображение геральдической розы Тюдоров на гербовых щи,u,
прикрепленных к бортам кораблей4 являлось наиболее часто повторяющейся эмблемой и распространенным символом королевской власrи. Торжеспевная процессии,
по мненmо Ж. Дюби, Й. ван Льювена, Т. Хасбанда, характеризовалась обЩИNИ миния5,
фологическими
корабли многообразие
значениями вода символ сакральной чистоты первых дней Твореправосудия6. УЧИТЬIВая мифологическое
ВОАНЬIХ путей
наполнение
и образ монар
ритуального
ха наивь, с ший
сrариввоrо
ИСТОЧЯИI
представления, напоминающего венецианскую церемонию Обручения с MOpet,D эмбАоа 164 БР.ЛЛЬдичвсКИЕ с
имв
о
л
ы КОРОНАЦИИ ЕЛИЗАВЕТЫ под
ОР розой Тюдоров олицетворяет представление не то IА Ч еа О
И лько о мoryu 1ftЬp,s но и о символическом единстве власrи монар 1есrве
с J г коро
п ха на суше
df сJ O.ff с ражение королевской власrи позволяет сформу
и море. 111бное oтvv лировать символич
f 1о.д0 е торжественнои процедуры. Во первых, облик кор
eano, В
онуемого монарх
С о J
J сГо домениальное господство. о вторых, подобное
а
Фаеr иллюстрнровани 110.Aqep власти демонсzрирует покровительство монарха no отно
е 11r 1е 11с
J О
И 6
шению к в
ерноt
Q
1СО л Б своем символическом о рамлении геральдиЧеская Т r Ь J d. роза юдоров nри 11оМ Темзе отождесrвлялась не только с исrорически об
eсс.ffJf 110 условленным пре оро 1мо n 11дестве королевскои власrи, но и с преемственно
AeJ
J.ffeM о J. стыо королевского
сrав.л ого символа динасrии Тюдоров.
а.льдff еск rep емоНИИ посвящения кандидатов в рыцарство Бани второе 13 uep Т 7
деиство, приуро 1коронации Елизаветы юдор J использовалась особенная хара
e Hoe ктеристика о
л
ов которые во первых, иллюстрировали взаимодействие короля с корпорацией
в
о вт
орых,
nредсгавляли не только знак отличия, но и обусловливали J аТИ и, террито ЛТЮ з
ав.ис.имость земельных угодии от королевского домена в рез 6 Р 1з рnа.ль 1ультате, о ла Ь. 1дая фраю СКИМИ истоками, ритуал посвящения в рыцари перед коронацией обладал не r rnoro выработанным церемониалом от омовения до акколады но 10.лько r и выступал
t
o
i,t е
сКИМ примером оформления земельных отношений с нобилитетом L класl.,J Ia основе
ра,днuио.юп,IХ рыцарских ценностеи во второи половине XVI века. t В со
вокупности со светским характером проведения ритуала проявляются сакральр 11
ные и хри
стианские мотивы, ука ывающие на посвящение в рыцарство как прю.iер
r, религиозного акта коронационнои про
цедуры. Кандидатов посвящали в орден, чтобы они приняли участие в коронационнои процессии на следующий день и, таким обра з
оМ, служили той частотой, которая выделяла святость монарха. По этой причине, в отличие от ордена Подвязки, посвящение кандидатов в рыцарство Бани происхо дил
о в о
собьrе случаи коронация, крестины или свадьба и являлось исключительно
i сахральным элементом.
r
Иллюсq а 1ИВНЫМ примером мoryr послужить устойчивые символы на гербе Роджера Норта8 одного из посвященных кандидатов в рыцарство перед коронацией Елиза веты Тюдор. Белые грифоны на черном фоне были дополнены королевскими лилиями. i, Практика применения подобного сочетания элементов демонстрировала особенности сложнейшего юридического и правового процесса инкорпорирования северных тер риторий в состав королевского домена
9 Учитывая высокую степень территориальной автономии, прослеживается процесс интеграции земель не только при оценивании 1модификации локально правовых или админисrративных норм, но и геральдической
символики как универсального языка, демонсrрирующего взаимодействие светских
и релиrnозных знаков коронации.
Символы корпораnmной геральдики ел ужат мотивом для определения харакrера
эсrетического и художественного восприятия герольдами 0 ремесленниками и представителями купеческих m льдий коронационного образа Елизаветы Тюдор. Фигура
к
оролевы в церемониальной процессии по Лондону предпоследнем эта.пе коронац и
ошшх мероприятий воспринималась не только как отображение божесrвенного правит
еля, но и как покровитель городского просq ансrва. Учиrывая подобное предсrавможно проследить процесс
ление о традиционном восприяrnи монарха поданными,
правителем и подданными
постепенного обоюдного признания между коронуемым 165
С. С. МF,ДНИС
представителями городских корлораuий, которые принимали участие 8 ПЛа.ниров и написании сценария королевского торжесmенного шествия по це э. 1нt 11нтру Лои, В данном ел учае внимание конце прируется на симвоЛИ fескои географ 11И
ИNi 0lia
дических СИJ ВОлах, которые присутствовали в декоре монументальньrх noсipoeк. Ъних самыми распространенными являлись королевские звери леоnар АЬJ 11Ред. 111ia
дейских домах или отдельные аллегорические элемен ты на монументальном 111ль.
Чи Р сlpoeli
таком как лсаидельскии крест явЛЯJОщемся неотъемлемым элементом
ГОродСl
проСiранства. 0ro
Коронация не обладала ярко выраженным светским rеральАИЧеским сюжет
по причине религиозного происхождения ритуала Несмотря на то что св
O t
етские эле менты усиливаются в процедуре коронации Елизаветы Тюдор, определяюIIniй
торжественного действа обладал сакральными этапами, такими как преп
Э Гэ.n
OA. 1feсef
Библии и совершение помазания. Гербовая эмблема Тюдоров и корол
евекий
е
которые демонСiрируются на фронтисписе Библии Ричарда Графтона и Эдв ар Аевцз, да В 1nчертча 1
3, вплетены в религиозные символы и одежды аллегорических фИТVn r монахов
и прелатов. Подобная практика применения геральдического королевского зн ф XVI ака, несмо ТТIЯ г на релиrиозныи кон ликт второи половины века, позволяет не то лько отобразить понимание о божесrвенном происхождении власrи короля, но и сфо РМ лировать пос, у лат о сакральнои интенции исrочнике христианских моральньа Устоев
английского общества.
В заключение, геральдические символы коронации Елизаветы Тюдор позвоЛЯЮт
охарактеризовать единое ритуальное предсгавление и проследmъ ко 1светских и сакральных знаков. Торжесrвенная процедура отображается в символах., котор
ые
на протяжении рmуала переходят от общих и насы щенных яркими цветами э
м
бл
ем
к завуалированным элементам. Ознакомление с пра.кnrками использования средневекового геральдического глоссария позволяет продемонстрировать адаптацию корол
е
вских символов в регламенте елизаветинского коронационного церемониала
1ugg L English сoronation Reсords. Oxford, 190 1Р8 1
2 Федоров С Е. Королевский двор в Англии
XV XVII вв. СПб., 20 11С. 279.
3 Niсhols J Progresses, puЫiс proсession of
Queen Elizabeth. London, 1823. Vol. 1Р. 34.
4 IЬid.
5 Leeиwen Symboliс сommuniсation in Late
Medieval Towns. Leuven, 2006. Р 46.
6 НюЬапd Т. Тhе Wild Man Medieval Myth and
Symbolism. New York, 1980. Р 152. 1Niсhols Progresses. Р. 34, 35.
8 Ltm, 10 11J Titled Elizabethans А Direсtory of
Elizabethan сourt, State, and сhutсh Offiсers, 1558 1603. New York, 20 14. Р. 192.
9 An.rtis Нistoriсal Essay upon the Кnighthood
of the Bath. London, 1725. Р. 10 12. 10 Boutell С English heraldry. London, 1867.
Р 156, 157. 11Ховард М, Мердок Т. ГеральАJАесхая скульптура Геральдика в эпоху Тюдоров Золотой вею английского двора от Генриха
VIII до Карла 1М., 20 12. С. 115. 12 Warkentin G. Тhе Queen s Мajesty s Passage.
Toronto, 20 14. Р. 5 113 IЪid. Р. 6 1