А. П. Чер 1р л
t Москва длllЛТЬIЙ В
ЕК в ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ГЕРБовников 1J f l TJ t V 1T 6 гербовники за полтора столетия своего суще
ств алу д v в ования сфор J яаq rnадицию жанра. Тем не менее вопрос O целях соз
мироh. сroif J.НВyю г В
дания этих памя rни lф t. у иозначноrо решения. ряд ли можно назвать решение t eI o r О м высказываемое ОВ дал что гербовники имели целью описание гербов 1Это не т 1s а r,Оiе.ние, олько неточно J 11IOf P rтлте неверно, поскольку оrраничивает поле их понимания 1в IJPlfJU 16 б пределами сa t во 8
б ов Бе
зусловно, rep овники предст
авляют со5ой кодифика i oв.nz б цию гербов 11
r описание гербов или их изо разительная составляющая со tt IJPП э f М здателеи гер L во ересовали. Выход в социокуль,урное прое 1ранство открыв
Ч f бoв JD OB н
е пп ается, если
ам из предположения, что гербовники рождались лля того чтобы с п 1Лl гсхо омощью
r ф
иксировать определенных лиц, сеньории, сipvк nmы и идеи Исклю 1i в за 11r чением J ЯВЛf 10 1СЯ только упорядоченные rербовmnш, по суrи справочники. в этом отноше 6 в.НИКИ XV века ничем не отличаются от более ранних. в ии rep о 1П
ер
вое, что нельзя не отме ППЬ, говоря о XV веке, это необыкновенное увеличе ние общего числа гербовников. Даже без уч та начатых ранее и лишь продолженных
r.J
в
XV веке2 их количесrво по достаточно приблизительным подсч там превышает 200памятников, то есrь их вдвое больше, чем было создано за XIII XIV века.
i ТочноСJЪ подсч тов затрудняется тем, что в XV веке возрос обмен геральдической 1информацией, широкое распространение пол учило создание копий гербовников.
tf Средневековая копия не является копией в современном представлении, поскольку под ч.ас е автор видел в орmинале лишь основу, которая могла быть сущесrвенно улуч r шена и дополнена, поэтому ряд историков предпочитает пользоваться термином Вер сWJ гербовника Копирование к тому же обладает всеми присущими этому процессу
tf особеmост.ями ошибками, иногда исrолкованиями, воспроизведением непонятных м
ест с добавлением новых непоннmостей, нарастающих от копии к копии, и т. д. Если
t вспомниrь, что 60 гербовников извеС IНы лишь в копиях разного времени3 то станет
r QЧ С Видно, что проблема копирования гербовников в XV веке засл уживает внимаJШя.
f b rербовники, послужившие ошравной точкой для многих других, например сot Аенный на рубеже XIV XV веков гербовник д Юрфе, который копировался уже
t 11Vве ке. С более чем 3000 rербов, он считается одним из самых полных средневеко J то же время он сrал родоначальником мноrочисленных восходящих к нему ко t 1шpи arrroв. Аналоmчна судьба коШiоrо rербовника ордена Золотого руна крупный i сохранено авторское использование буквы Примеч. ред. 145
Л. П. ЧЕРНЫХ
памятник середины XV века гербовник герольда Берри, содержаrци
й
бов таюке стал основой для нескольких гербовников версий. б
о
лее 180
На
ряду с трvдносrями, которые д
оставляют коn
ии г
ербовников в v v веке б
лизите
льность подсчетов связана, как ни странно, с классифика.цие
й4 lie 1tasi 1h nоско t 11
лас
ь старая пробле.ма когда речь заходит о вторичных гербовника
х
ЛЬ 1еизб tу о, 1
кает вопрос об определении гербовника. Ч.то считать гербовником
0 1103 iJ,
б у Лiобое с 6
гербов или только свиток или кодекс с rep ами. добно было бы СЧ
0 р ть герб ч е
то что счн тал гербовником его автор и современники. Возможно OBlf 111to, сu Ц ТОЧ 1
и имела бы право на сущесrвованис, если бы не одно обстоятельство 1iИ
а зpeli
6 созда г
совре
менники не знали, что творят именно rep овник, до XVII века д 111
6
аже слова
не знали и называли э,и собрания то книгои гер ов Liber Arrnorurn, Libr raкoro I d bl R 0 de arl
то геральдическим рактатом raite е ason, eсoguщento de armas ena то il e
каким либо не имеющим к геральдике отношения образом. В Испа
н
ии н
lio 113.Ali
б anpliм.ep
мин rербовнию armorial применm ельно к со раниям гербов зафиксир rер ован в ел
ря х только в XVIII веке5
0sаСеrодня и
ссле
д
оват
елями прин
ята договор
нность, сог
л
асн
о которой re 6 б р OB iln
счит
ает
ся любое, независимо от носителя, со рание гербов. Но это мы тах
0м
Если современники и создатели не знали, что дела. 10т гербовник, то корре
ктн
ем.
0 ЛИ 11ооб 1це сrа.вИТh вопрос O каких то общих целях создания гербовников Не может Л 11каза 11
с.я, что это не более че.м производное нашего восприятия вслед за эрудиТами v n т v 11sека
и историкаJ Ш последУJОЩИХ веков основанное на том, что присуrсmие н
ЛИ f
екоеrо коесrва гербов засrавляет нас принимать за однородные произведения сosep ЩeJnio
разнородной природы
Так или иначе, пока приходится пользоваться современной классификатп О еи. Ra
учитывает не только классические кодексы в XV веке гербовников в фор
ме СВИТК0 11
уже не делали она подразумевает и вторичные многочисленные, и действительно
прихотливые разнородные собрания гербов в IШсьменНЪIХ текстах, памятниках а
р
хит
ек
rуры или предметах материальной культуры, гербовых фризах и комплексах КНИЖной
иллюстрации. В XV веке широко распространился весь цикл геральдики рыцарей Круглого стола6 появилось сочинение Т. Мэлори Смерть Артура с заключ ННЮ R нем
вторичным гербовником, другие произведения. Увы, вторичные гербовники не стали
пока лучше учитываться их очень много, а доля учт нньrх для XV века невелиха.,
всего 1О 20 гербовников В действительности она должна быть намноrо выше. Они плохо поддаются классификации, и, возможно, предложенное Э. УаП Iером определение
их как вторичНЫХ требует дальнейшей детализации. К. ван ден Берrен Пакпо предлагает понятие смешаннЫХ armorials de melange 7 но это ничем не лучше вторичных
Эта тема требует пространного и отдельного разrовора8
С точки зрения распределения по Европе основных ареалов создания гербовников
в XV веке важную группу составляют гербовники бургундской школы9 созданные под
влиянием Жана Лефевра, гербового короля Золотого руна это и инстиrуциональный гербовник Двора любви 14 17 1420 954 герба и гербовник IO случаю гq
бовник аррасского мира 1435 40 1герб и институциональный ко нный rербовник
ордена Золотого руна 1434 1024 герба К фламандско бургундской mxoдt a.m
с.ится и Брабаmский гербовник первой половшш XV века. На бурrундокш р
ториях созданы и гербовник герольда Шароле около 1425 1240 rербов ц 146 1
ТЬIЙ ВЕК В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКИХ 111г uOBJ 1ИКОН 1f бовник 1445 1450 2836 гербов Линсених 1J 1it ii rep скии rерб 6rh, 1л 1сеН rеоrрафnч
ескому признаку империи, королевств
овник упорядо 11v иlСО rсрцоr ств 1110 i 10 0 азделов, часrь которых заимствована из Гслr д у и т. д. f qell Jff нэ 8 Р гер
бовника ордена Золотого руна. Всеобщи j рнского гербовника ч с f Or и eprсx
11rэ J O n или 1449 1456 3397 гербов представляет
аммарский r ep l 1t iвсt 1435 1v гроМную комn r 1r JФ 1о из н
азванных, но и из других, многие из которы
иляцию, 1t не J J ЬK созд
ан
ия гербовников в XV веке была Св
яще
х 1
р
rыне Нсизвесrны.
Ч Pf P. р
еало иная имс ropi,lld а mаНЫ Здесь был создан гербовник хрониl И К ка
я Имnер 11Я 111ие г онсrа. 1щскс t nJ
fl efa 10 ля 1420 1000 гербов и сnязанный с ним в
rори Io собора
d 11111l е.н iНЫИ t ep
l t ih
i
l, hpJ4 a Р Ге
бхарда Дачера 1465 646 гербов в этом
t овник Кон 1t роНИzv ж
е культурно Чf i, aua Off бmи
е гер
бовники гер
бовник Уффевбаха середина XV ар
еале 1сi а, 8сео 6 в
е
ка
594 i 0, 1111ffi Jf ама 1459 1100 1ер ов и знамеюпъrй гербовник К repoa
it. 1Иffr ef онрада Грю 6 1rePбos НI 9 бов один из самых интересных по рисункv и др нен е
р о. 1ra 1483 2 18 r
ep
точки зре
ния гербовников, обратившис
ь е с
с
тв rие
I с м
о
РИМ с
н
но, к т ербовникаr 4 Yi о
кие события XV века казались современникам я
ркш Д 1rчаЮ К3 1И. е
истви
т
е Ь JO сJ 1
становятся истинными свидетелями исторических собь н, r но 1ро f ДЬI rтии. овотнпъ t 1uf re
во
йне не приходится ни имени ее, ни оrцуще
ния общн
i 1С
rо е fНе
И 6 К
о
с и процесса 1f t о nс м известно не ыло. ак часrные случаи можно yno tЯJ.f rr 6 er, e.н.ns 9 3 1ь rep о вник совр r
e
p
цora Бурrундскоrо 14 123 герба высшей знати и до J 0 нJ ИJ ов лжвостньп, лиц
i сJ OP ляора гербовник фландрскои знати 142 1гербоnн r rUлскoro к ф л
а
м
андск
их i бур провождавnrих бурrундского герцога в походе во Францию ее rцар
е
и, с
о ли можно Р 0 в таком виде 0 1J азились отношения Франции и Бур упдии и пожа
л СJ 33З 1Ъ,
6 уи, герл р
а
сскоrо мира 1435 402 гер а участников l шрных переговоров Око бовню Р нчан
и
е
векового противосrояния не отразилось во французских и английских бо
лее чем rербовЫХ
сво
дах ни англичане, ни французы не торопились облекать свои поли гичесю 1е
s
п
обеды и поражения в регионально формализованные собрания гербов. Падение Константинополя практически никак не отмечено в гербовниках. Они ока
зались на удивле
ние маловосприимчивы к целому ряду исторических событий ни Гу 1ситские войны, ни Базельский собор, ни созьm первого риксдага в Швеции, ни вой на Алой и Белой розы, ни Торуньский мир, ни раздел 6ур 1ундских владений между Людовиком XI и Габсбургами после поражения бур 1ундцев в битве при Нанси, а те 1более всякого рода восстания в гербовниках не отразились. Объединение Арагона
J и Касmлии 1479 падение Гранадского эмирата 1492 так же как и присоединение
е к Франции Бретани 149 1нашли сво выражение в конкретных гербах, 110 не в собраниях гербов.
Грюнвальдская бпrва отражена наряду с другими источниками и в связанном с нею
гербовнике Banderia Prutenorum Знам на пруссов составленном в 1480 году. Это
гербовн
ик отчасrи По случаю отчасти региональный. Он содержит 56 гербовых знам нТевтонскоrо ордена, захваченных польскими и лпrовскими войсками Владислава II
Ягеллона и Витовта Литовского при Танненберге в 14 10 году и позже вывешенных
8 замковом соборе в Кракове. Известно, что этот гербовник плод уч ных занятий ве хоrо польского историка Яна Длугоша или, возможно, другого человека, художника славадуринка но дело не в авторстве, а в том, что по заl шслу составителя он дал от эпического спокойсrвия и беспристрасmосrи это гербовник трофеев, на первыи взгляд г
ербовник врагов, сосrавленный побежд нными, а на второй памятник 147
Л. П. Ч РI 11Х
воинской славы победителей. Идейная нагрузка такой силы n
гербоn 1t по сравнени о с прошлым, XIV веком. 11ке 1l0 11
Уже упомю у 1ый гербовник хроники Констанцского собора у
С с
отразил событие, которое J азалось современникам событием в
лърlfХа
сel Ufp P 11xei. 1toro Притом что формально это гербовник то случаю он, как и герб
а MaсIJ., с к а
ненберга по составу более похuж на всео6Lции. Прочие события
0 1tрада Г 0Тh 1ечае Pto.
никами ПО случаю значительно скромнее. В целом колW Jество г
ерб МЪ е 1е 6 OBi 1111t с n.
чаю сократилось до 6 12 гербовников 0в no ел.у.
Число же всеобщих гербовников однозначно возросло. Если
noсч 1rra
те что сосrавлены с болывим, европеиского масиrгаба охватом то 1Ь Гол.ъ они с
ос rав о 76 гербовников Но к ним можно добавить и активно возникающий noд 11in
я r 38
гербовники как, например, гербовник LUайблера 1450 года у которых н
ет
л Meс n.iЬte
альной rраницы со всеобщими их 16 32 гербовника Кроме того Ри 111111У Meс J 1n.i
бовникuв в XV веке появляется разновидность семеиные, свя
заннЪiе с
Jt tep. onpeдсJ
родом, их 5 6 11гербовников И если учитывать их в одной ка
тего
е 1111ьn. 1
всеобщих возрасгает до 60 119 гербовников
р
ии, 1о до
Как всеобщий был создан и рисованный гербовник герольда Бавари 1r соетавл
е
8 1402 1405 годах 1098 гербовых щитов который представляет собой комn
liliЬti t
лого ряда старых и современных ему гербовников. ВероЯПiый авт
ор изв
е ИIО ЦеБ С ТНьlи Кла Хейнен или Хейненсон, герольд авария, известныи своим rера
льдИЧеским
ас
ТВор
чес вом, незаурядный среди герольдов автор, знания и эрудиция которого позв
о.ляли
rсоздавать такие обобща 1ощие произведения. В этой же категории можно у
по
ему
сованный и одновременно блазонный гербовник Горревод, составлявшийся МЯнуть Р 11
н
а основе более ранних гербовников между 1425 1460 годами, то есть в течение долго
г
о spet. elili Его 1460 гербов и блазонов являют своего рода северофранцузскую rералъ АИческуtо
энциклопедию французские короли высшая знать Франции, государи не
извес
тного
происхождения, много гербов, происходящих из Брабанта.
Возрастанию количества всеобщих гербовников с самого начала XV века сn
о
с
о
сmо
бвало и более отч тливое деление на гербовые провинции marсhes d armes к
ог
да
ответсmенные за них гербовые должностные лица создавали г
ербовники своих под
ведомсmенных территорий. Пример тому гербовник шателена Арраса около 14ОО
Всеобщие гербовники в XV веке даже более активно, чем в XIII XIV веках, включают
гербы иноСJранные От этого они отнюдь не становятся более точными. Иногда со
з
да тся впечатление, что в ысокая степень легендарности культивируется сознательно.
Но есть два различимых уровня гербы ближайших соседей, соперников в войне, круп.
ных ко 1прагентов международных отношений, которые досrаточно точны, и втор
ой
разной СJ епени удал нных и малоизвеС 111ых стран, репрезентация которых предсrа т
более или менее фантасrической. Это нарастание недостоверности было отмечено ещ
в XIV веке 11
Что касается инстюуциональных гербовников, то в XV веке распростравились
в первую очередь орденские. В 1433 1435 годах создан та 10Й знамешrrьtЙ памятвих, I U
конный гербовник ордена Золотого руна 39 конных пор,ретов и 942 гербовых щиrа
Это второй конный гербовник в Европе и первый коННЬIЙ гербовник знатвнх своеrо
короля
рода список
Подвязки,
лучших
включающий
К ним относится и
гербы рыцарей
гербовник
одноим ниоrо
Брайджеса,
ордена
первою
до 14ЗО
rербовоrо
юдJ. 148 fi
t 1i
pi i
J
m адЛI 1АТЬIЙ ВЕК в исrОРИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ГЕР
fl J оовников
стве.н но.й верс
ии, вероятн
о эт
о ориrинал Е
в е,дnя б б СТЬ аналоr ич
s eсre д ОН
а Райта, которыи ыл rep овым корол м П
ныи орден Р r epбoвJOfl ет отнести и гербовник ордена Пол ОАВ
яз
к
и д
о 1488 года. 1f п, еле.АУ 1есяца nдeflсr r вторая
6 со wлемовыми эмблемами, и гербовник 6 половина
tt о, 0 rep ов р
атств
а орл Р А.м 5 90 0ловьrх гербов рыцареи братства е 11а Свято
го 111А 480 3 Р 1я в
се
го века наряду с орденскими составлял.и
f 1f J e сь инсrиrJа J 1f o r
екролоrии Некрологии францисканцев Л циональ Р 1J II И H андсху га
rербов V ф а
Нцисканцев Мюнхена 1424 12 Некрологи ф
около 1400 IJe rин р б и ранцисканц Б t 1e сf oл0
6 одержащие имена и rep ы благотворителей б ев амJР. 148 с и ратии м.0 1пrа с ство институциональных гербовников церков
Iас lЪ ря. J r ко.л.нче ного происхо 11поСЛ0
нев известны гербовник Шерборнскоrо мисса 86 кдения.
pvJr яекродоr ла гербов а t 10 0
Г онбери, Эбботсбери, Милтона и членов коро ев
ооатств 1ла ского рода j 1Jq,бopf a иЯМИ на латыни а таюке гербовник аббатства Т 6 соnровое nоясНеН e 11J Ыокс ери, иллю 1v V ок б
лаготворителеи аббатства, и катало архиеп
I.Иa.flНЬ Jf свr исколов Гнез
н
JP P
о oll
ле
НЫ портреты 45 краковских епископов с их герба В в
к
о
аре
дсr
а
в tИ. какои то мер ropo f 1гербовый ма rрикул Базельского университета на
е
близок чаrыи в 1460 rоду
Jf. JfJ JМ ор
порадии предсrавлены гербовнИЧ 1ом кор юраци
реr, 1есле.нньrе к и оулочнико 13 Люа t408
дepJf иrvпиональных осталась практически той же, что и в XIV в доля нн. еке, она не пре 1112 23 гербовника К ним О 1Носятся также и Квит и фьефо
в
ает германского вJ,
0 10 происхождения. В принципе инститuциональньrм счит фраНдУзск ается и pисo рбовник Двора любви, сосrавленный в 14 17 1420 годах Этот per
ваJШ 1iИ re и
ст
р велся
е 4
0 лет и своими гербами отразил довольно странный по составv uop 11теч
еЮf 1v двор
б, ЮfЬIХ в
суверена поманных, включающии наряду с прочими и неблагородных
u клир, rородских купцов, вплоть до садовников всего около 9 50 rербо 13.
О высокой степе условности и итры, отмечая позднесредневековую rеатрализо
ванность писал И. Х йзиша в Осени Средневековья 14 Эту особую ат 11юсферу
пр
аздника, условного или реального, отразили два турнирных гербовника. Один это
широко извесmая Книга турниров Рене Анжуйского, написанная около 1450 года,
яллюсzрадии из которой используются постоянно. Этот трактат о турнире, которого
не было, предсгавляет собой создание условной турнирной реальности, но с уч том
всех норм, правил и последовательносrи реального турнира и является примером ис 1li. J пользования жанра гербовника для создания произведения литературно изобразитель ноrо характера.
Другой, отчаС 1И похожий, гербовник королей Колючки города Лилля, сделанный
и 1в 148 11486 годах, связан с городским ежегодным праздником и турниром, который действительно проводился в Лилле с 1283 года. В воскресенье накануне Поста избран 1J НЬlЙ на год праздничный король устраивал пир и с помощью старых королеm выбирал своего наследника В первое воскресенье Поста праздник продолжался под руководсrвом великого магистра Колючки, герольда Колючки и младшего герольда
i Холючки на дв
е недели с Рыночной площади по этому случаю снимали брусчатку, 1
ее засыпали пеаюм, и на ней разворачивались турнирные конные сосrязания, на которые, естественно, собиралась многочисленная толпа. Гаспаром д обуа,
герольдом 1Amn a в 148 1году, был сосrавлен сборник двух сотен г
ербов всех королей сосrяза
щт в Лилле за 200 лет. Он сохранился во многих копиях, в том числе века. 149
Л. П. ЧЕРI ЫХ
В XV веке появился новый тип гербовников учебный Их изsес. r но учсб 1111и характер, как принцип, ле ж.аrции в основе их соз
O
Аания, Всет0 111В XV веке своего рода учебным маТ РИалом была Книга исnыт а, оч h 11и
я м
ла дtfj
лом около 148 ола с 698 рисунками и блазонами гербов сувер
дlц 11х t t 0 ено8, геn 111
Франции, нринце и высшси знати, рыцареи Кругло 10 стола и 43S осв, l 13т Гербов 6е i 0 11
с геральдическими фиrурами. XV век 1pt Gmsaл от герольда легко уз
нав з l ete f
6 а 11на 11л.
всслsые гербы и от этого rep овник создает впечатление всеобщего Т VOJ ee 3 аков србовник Боуэра Bowyсr s book около 1440 года, с явным преобладание е Y te6 11ь,ij
f J материала в н м 153 гербовых щита саксонских королей, гербы из Ф
р
м aнг.l J.ti 1с
А анци 11а 111лийских ярлов, лорлов, д ке 1при. налогичные предположения ес. rь
8 0 11i 11Герб
ь,
србтшика rсрол да Вснrрии около 1466 Рисованный и блазонны0UJeli 1tlt
в
И, O Сод 28Н изображений гербов, 539 блазонов и девизов. озможно это учеб epJl lrr Ное r б 11риложс 11ис к сральдическому 1рактату герольда Венгрии ер ОВ0е
Набрал силу сщ один компонент геральдической рефлексии г еральдliqе ра,ааты. Отмечая суш.ествование в XV веке взаимосвязи между гербовника
Мli
С е
rам,личсскими рактатами, П. Адам Эвен писал, что более просвещ н 11teliЬle rероль
и срf.iииые короли составляли для обучения младших герольдов небольwи
дь,
6 15 д е РУI ово
ства, которые присовокупляли к rep овнику еиствительно, гербо
вн д 1Э И Qf Нередk сонроножлаются геральдическими ч,актатами то характерно не только
0 11С 6 дЛJ 1исnali
ско, о f loзNIсГO Средневековья уществует, например, лазонный и рис
ован 1iь й
србовник 1Горревод сосrавлявшиися до 1460 года, в котором 1460 гербо
в и блаз
нон 11рсдваряются рактатом, кратко повествующим только о 0
геральАИЧе
ских цв Jl a маленькая теоретическая часть продолжена гербовником, а в конце ещ их
етах
г ро 11
кой герцогов брабантских. аким же окончанием геральдического трактата
к является блазониый и рис ованный гербовник Филиппа ле OI a второй половины XV века
с 552 гербами.
В сословном отиоruении гербовники XV века состоят преимущественно из гербов
знати, но отмечается и присутсrвие гербов неблагородных, например, в гербовн ике нора любви. В гербовнике Горревод нашли отражение 163 городских герб
а они
ссп, 1J гербовнике Ингерама. Часть из 200 гербов в гербовнике королей Колючки гор
ода
Лилля гербы неблагородных. Тип гербовника неблагородных, подобный гербовнику
братсmа Сантъяrо в Бургосе XlV век имеющий в основе, возможно, Libri amiсonun,
rtexo 1Jыс и приходские регистры хранившиеся обычно в местной церкви 18 был продолжен некоторыми германскими гербовниками, которые rеоrрафически оrраниче
rраждан
ны городом или приходом и состоят
одного города, торговцев, празд
из гербов
нично и
rрупп,
гровых
сформированных
или религиозных
по
сообщесrв
прmщипу.
Классический пример инсппуциональный гербовничек корпорации булочников
Люцерна с его 59 гербами булочников, в отношении каrорых подозрений в принадлежности к привилеrированному сословию нет и быть не может. J
Количественные показатели гербов в отдельных гербовниках XV века мало о ч м rоворят в одном гербовнике их может содержаться от нескольких десятков до нескольких
тысяч. Некоторые гербы встречаются в гербовниках многократно, другие, напротив, мoryr единожды появmъся. Очевидно, что гербовники не отражают невероJfl Вое множество существовавших к исходу Средневековья гербов, а предсrавляют подобяе
в котором зафиксированные гербы лишь его надводная часть. 150. 4 1длI.IЛТЬIЙ ВЕК В ИСГОРИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ГЕРIЮ 11 1С 1 нство гербовников по виду рисованные их А, 0 бо 6 дОЛЯ СОС Га.h g 11fJ rseiсe
со mаняются лазонные правда, чисто блазо
ляет 3 111р ЧТо r б
нньrх нем.но 5 ч 1я иtt f eeree n re когда изо ражения гербов в гербовнике
го РР a, 1e uv
соседству 1от с чs 11АЪеr 11е чительно блазонными они сос гавляют уже 12 0 1лазона Jf rм с JfLJV 10 по 20 г Pti 1tJ eere точно информации для точной классифика
ции
ероовни e t 1t у i,4e н ъ обnхую картину но сомневаюсь, ч rо
lh o. 1er 83 еилось в изобразительном отнощении Гербов
нщ Б 11oro no б PaJtМ eсa нрив qro O
а
л
ьдические портреты, изо ражая рыцарей ордена в полный
o3 111Ь dl repб
Ьl п r
e
p rmyпIO IX суверенов присутсrвуют не только в орден
poс г. Порр 1anf oл Y в частносrи в гербовнике герольда Берри В
ских, но и во nсe w nбoBtuJ
б конном гербовнИl е r, 11
е
эентэдия гер а осуществлялась посредством изоб rсi eсJсlf p
eIIP Э ражения рьщар 11t. Ь Ч боевом облачении. то не изобретение XV века в я 11Ч п
м 11apa.д нем просма rрива i i.lfoл O
с сеньориальнои печатью конного типа. Но конны о 4 r 6 JП,fаЯ связь и rep овник ор
ее 1l l сS P
Го р
vна при всеи уникалъносrи демонстрирует характерное исп 14 3олО fО г
Ользование д.Ф б аясен ИЯ, когда в рамках средневековои nолисем uпичности n tJ пэо Р редставлены
е, ФоР о и се
ньор, и сама сеньория, наглядно выраженная через i ep С 1реме v. ам тип 1il I, r 1о 0 11
ди
ческоrо портрета вызвал много подражаний.
l i g OfO rер
аМ
n О 6 б Lп r,
rинстве случаев изо ражались со шлемовыми эмб емами Э 0 1Герб
ы в о ro t южно о fАе 1Ь в rep бовнике Джона Ранга, гербовнике Ингерама, гербовнике Конр а Гр юнен 111
иrих
В гер 1бовнике герольда Бавария гербою,rе щиты сопрово ш лаютс 00 берrа l f др я мако t ень ИМИ
энам нами, обозначающими ранг титулованных особ. В rербовнике Ульриха
111еяrаля
по
являются многие элементы, именуемые парагеральдическими, но которые l F 0 в
ходят в комплекс эмблематики это относится не только к ербам горожа i беэусловн н, 8trt 1i, г
ер t бам многочисленных на соборе клириков Эта тенденция возникает 8 кон v вояк
тексте обще
й расширяющеися практики изображать родовые в своей основе гербы,
сопровождая и
х элемеm аМИ, указывающими
на ранги и должносrи обладателя герба. 6 r Если к этому добавить и пор,реты, и знамена, и изо разительные девизы, то созда тся 1
1
впечатление, что идентификации на основе только щитовой части гербовой композиu
дии в XV веке стало недостаточно. Или, возможно, речь должна идти о преобладании sс ij ф О н
е столько иденrn икации, сколько иерархизации. днако нужны уточнения, пoскoль IJ, j кув С 1ранах Пиренейского полуострова наблюдается явное предпочтение, оказывас fое
fu Yl i
р
одовому гербу перед элементами, указывающими на статус 1
9
w.J Упорядоченных гербовников немного 2,5 пять Принципом организации f i l в XV веке мог быть как изобразительный или алфавИ 1НЫй, так и поли rnко географи ческий при этом упорядоченный по гербовым провинциям гербовник начинает напоtШ минать всеобщий.
p 11Авторспю гербовников в XV веке подчас начинает просrупать более отч тливо, как, например, в случае легко иденmфицируемого извесrnого гербового короля Золотого
рун
а ЖанаЛефевра сеньора де Сан Реми. Появляется и выраженное собственное мне Шfе герольдов авторов Жиль Ле Бувье во введении к составленному им в 1458 году
rербо
внику герольда Берри посчитал нужным объявить о приоритетах своего труда.
С
at в яд
етельmо о каждом ел учае подобного отсrупления от анонимности предсrа.вляет льшую цен
ность. Герольды в целом стали rрамотнее и высrупили авторами ряда из
в
еС ППа гербовников. Гербовник д Юрфе создан не менее известным, чем Жан Лефевр,
герольдо
м Сmtилии Жаном Kypl a гербовник герольда Берри составлен герольдом 15 1
А. 11ЧEJ I IЫХ
на службе у Карла VII Ж.илем Ле Бувье. Гербовник Гийома Ревем
Б ге
роJ Ьд гербовым должностным лицом герцога де yp60t 1Карла I. Лвстn
0 0 ве 1r,ИСf Ии Ге 6 i 111
герама, собрание гербовых фрагментов разных художников, состав I Р Ов 11111tA лен анс Нмом, младшим герольлом турнирного сообщесrва Езель. 0 ера.
Социальная принадлежносn, герольда, нередкого автора гербовнИ а, в Су чала меняn,ся. В качестве 1реоования все чаще выдвигалась необхо АИмость 11е 1е li ажать к благородным, чего ранее вовсе не rребовалось. Это было ра
ст
nр 1111адле r0страиен
повсемеС J Но, но на П.иренеиском полуосq ове, судя по свидетельс
тва
м Га
O еще lie
ле Торреса и Хуана де Лусены, обстояло преимущественно так2о. ГероJ ЬдЬt
Рс 11Ллоliсо
нию П. Вальверде Огальяра, сгали превращаться в благородных защ no 11Ь a l e 11111nn oв ч
рыцарства с to 11i
Снизилась роль клирm ов как единсгвенно rрамотных. Во все
х с 1r r ax Евр в XV веке расширился слои тех, кого влаСiъ готовила изн
ачально в кач
0 11ъ
естве соб
ных чиновников. Гербовники появлялись и как плод у
силий лиц не б
с tвeli hIВЩJfX
дами, как результат их личных пристраСI ий и и ересов. БлистательНЪIЙ АЛя 0 1Ъв плане художественного испол.нения знаменитыи и незаурядный гербов Г
Ве а
берга создан не гербовым должностным лицом, а неким горожанином, к liеliархитектором и бургомистром Конрадом Грюненбергом22. Аналогичный прим
ет собой Ульрих фон Рихенталь или, что очень вероятно, просто у льрих из РИ ЯRляГ ербовники XV века имеют подчас два, а то и три названия гербовщfl Л lfraля.
б с р Р
расск0
ro i шра известен и как rep овник герольда ен еми, гербовник Ингерама к
бовник герцога Альбрехта Австрийского, Линсенихский гербовник иногда
ак
н
rep.
аз
ьmа
l Уr гербовником Гимниха, Санкт Галленский гербовник встречается как гербовлик Хаrгенберrа, гербовник Тамборино может фигур овать как Саламанкскпй ге
р
б
о
внИl
и так далее. Но проблема синонимии названии вряд ли относится к исследо в
а
т
е
ль ским проблема Исследовательская и публикационная активность оставит наиб олее
удачные, удобные, точно отражающие содержание гербовников названия. Уточн
е
ния
необходимы в источниковедческом отношении, чтобы не видеть в двух названиях дв
памятника. а 1
В XVI веке была велика доля первородных с XVII века среди них становилось
вс больше копий как результатов коллекционерских пристрасm й эруА.m ов. Рукописные гербовники активно составлялись вплоть до начала XIX века. Несмотря на то что
XV век в связи с распространением книгопечатания в принципе положил конец их мон0 11uлии и со второй половины века была возможность появления гербовников как
плодов 1lШоrрафского, а не рукописного искусства, появление печатных гербовников
книги
в XV веке не отмечено. Верояmо, это продиктовано различиями в природе печатной
и гербовника. Преимущества печатной КНИIИ заключались не в том, что она была
лучше напротив а в том, что она допускала идентичную повторяемость. Гербовник
не нуждался в тиражировании, более того, оно если было ему и не противопоказано
в принципе, то не находило мотиваций к этому в его природе. Акr создания гербовника
по целому ряду прИЧШI тяготел к однократности. Это неверно в оmоmении упорядоченных гербовников, но круг тех, кто нуждался в упорядоченных, был предельно мал.
А вот всей репрезентативности вторичных, институциональных, гербовников по случаю повторяемость противоречила репрезентативности гербовников. В принципе
повторягься могли бы всеобщие, но уровень шшциативы их сосrавления, upurep 152
J J ЪIЙ ВЕК В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ГЕРБОЕН 11ков
nnaв ЛO, настолько высоки, что любые нам ки б JOIJс на nовторяе Lорбления В своеи всемирною части всеобщ б
мосn, Afl 11алеf ие
р гер овники r друг друга на уровне номенкла мmы ГРnбо
nоовТОР J 11в, никоим об
а о, 11
съ сак тиражные копии. IO
разом
ве
ке ннтерес общества к геральдике Этого слова тогд.t не 1nt с J Jf II
наетолько органичнои часгью общества ПО
сущест80 r бъ бflЛJf говор
и r
ь о ро
о а rep ст равно что говорить о спросе на воздух. Однако
е v, ееа
все J ожение ко 1s 1f 1d 111ьrвает на дальнеишее развитие институrа герба
л.и r 1r мв JO OB 1на ливерсифи хч, B uv а сочетание с геральдическими тракга гами IJP Ie JVI J J свиде
т
ельствует по 11110
pw о.писать, объяснить феномен. Очевидна 11оnьrтка совр 0,озна еменников 0 сак область особого знания, относящегося к основн о 11этr обл
аС 1Ь ым принщша i
o 11etJ 111
о
б. ЦеСI 11З Il aue геральдического знания не самыи впечатляющи rrp ов и резул
ь
т
ат
f o ф
о
р
бо прежде всего региональные которых I 1ОЯJ 1ляется все Гер Bnz 6 о
л. f t 1
ьше в начале складывания национального сознания в ли, е J. rrвyioт о nол.ьскоrо
e 11ffAtTT ю rербовюп а Bandena Pruthenorum к сообществ
с s у европей oж.дe. ских rсpoo J OJf
vt.r еке присоединилась Восточная Европа. Одновременно Bande l в в д в na ruбoJ вJ l O
етельсrво закладываемои в гербовник идеологич ес
кой про
rра
м м rutn свИА ы как
weno ir rербовн.ик ордена Золотого руна, который косвенно о rра ем,
зил И l Onn СЛОЖворОЧ
r nТJO 1l n iyзкy создания самогп орден
а. В целом г
еральдическое 110 IJдеоЛОПt ЧС г д вуJО ртийной и rрупповои принадлежности не уменьшилос
ь, а возросло
2.
l DaIOf e тта
чер иv особенностью XV века является и то, что умножились ра
зновид
ности
Juрактерно
nрич м в рамках каждого подтипа их насчитывается достаточ ное АЛЯ фop rep вtnJ OB,
вания
к
оляче
сrво. XV век последнии, по отношению к которому есть попытки основную массу гербовников. М. Пастуро в рам ках традиционной хронолоt ии
уч
средне
вековыми гербовники, созданные до 1500 года
24 а М. де Рикер пола
г
а
е считает т
2s пrr продлить хронологию до 1550 года При всей условности дати
ровок нель
воЗМОЛUU
зs не признать, что к середине XVI века сущносгных отличий гербовников от средневеховы х с их спеюром средневековой проблематики заме rnо вс больше. Собрания
rербов к т
ому же сrали исп ьпъmать давление тиражируемых ЮiИГ эмблем которьг. ш
общество, похоже, начинало интересоваться больше. 1VaW Ogailar Р. В. Мanusсritos у heraldiсa en
е 1tra.nsito а 1а modernidad El libro de arme
tia de Diego Hemandez de Mendoza. Madrid,
2002. Р. 14 11Эrо прод
олжение под
ч
ас о
ч
ень сущесrвеяя
о внутри герб
овника оно может даже nревоаодить по объ му более древнюю ero
часть, хак, например, в гербовнике Ле Бретояа или в
ге
рб
овнике
г
ерольда Шароле.
При этом п
ер
вый считается гербовником XIII века, а второй XV века.
P.
P4 1tot 1rtaи М. Traite d heraldique. Paris, 1993.
226, 227.
4 Я уже имел случай писать об этом, см. Черных А П. Г ербоввихи X века Средние
века исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. 2007.
Вып. 68 2 С. 90, 9 1
5 Т т eros у Pantk Е. de. Diссionario сaste no
сon las voсes de сienсias у artes. Мadrid, 1786.
Р. 15 1Цит. по Valverde O f 1r Р. В. Мanusсritos у heraldiсa Р. 14 1
6 См. Pasloureaи М. Les сhevwers de 1а ТаЫе
Ronde. Р., 2006.
7 Bergen Pantu С. van den. L heraldique dans les
manusсrits anterieurs а 1600. Bruxelles, 1985
Р. 13. 153
Л. П. Ч РНЫХ
8 Черных А П. ВторИ ШЫе гербовники с точки зрения источниковедения rеральДИЮ 1
Signum. 20 16. Вып. 9. С. 5 30.
9 Adam Е 1Ю 1Р. Les aпnoiries etrangeres dans les
a.rmoriaux fran ais du Moyen Age Нidalguia. 1995. N 12. Р. 142. 10 Xe tiз 11ma й. Осень Средневековья Исследование форм жизне.н воrо уклада и форм
мышления в XIV и XV веках во Франции
и Нидерландах. М., 1988. С. 72. 11Например, в Книге всех королевств и земель Libro del сonosсim.iento 12 NеиЬесkег О. Le grand livre de l heraldique. Paris Bruxelles, 1995. Р. 28. 13 Bozzolo С, i t Jaи Н. L etude сodiсologique d un
armorial insriturionod Les armoriaux h.istoire herald.ique, soсiale et сulturelle des aпnoriaux medievaux Aсtes du сo que intemarional Les armoriaux medievaux Paris, 1997.
Р. 2 17. сahiers du Leopard d Or, 8 14 Хеиз 11нга Й. Осень Средневековья. С. 44, 45,
95, 282 286. 15 Adom Еvеп Р. Les armoiries etrangeres
Р. 140. 16 Boudreau С Traites de Ыа
d
son et a.r agogie et memoire Le onaux р h raldi s artnoaa ее que, soсiale et сuln, 11
UX histoi d
i е des
re 11
me
Valverde
evaux.
Oga
Р. 384. a.trnoriaux Uar Р. В. Маnщ Р. 167 сntos у hera.ldiсa. 18 lbid. Р. 168 El Libro de 1а С go ed. F. Mene
ofradia d ndez Pidal de N
е Santia,
gos, 1996. Р. 2 1avasues. Вцt, 19 Valverde Oga r Р. В. Manusс
Р. 154. ntos У heraidiсa
20 Alon.ro de Torre.r G. Espe, o de no Ь bulo у B
leza р lason de armas аЬ reani reviado qwnto Цит. по Valvtrde Oga r р с tu.lo
сritos у heraldiсa Р. 150. В. Manus2 1Valverde Oga r Р. В. Мanusсrito Ь Р 15 1s У eraidiсa.
22 Neubeсker О. Le grand livre de l h, Р 3 1eraldiq 11e.
23 Хеизинzа Й. Осень Средне.век
2 1P toureau М.
овья. С. 24.
25
Traite d heraldique. Р. 223 quer М. de. Heraldiсa сatalane d 1а 11550. Barсelona, 1983. Р. 59