11.к.ко Санкт Pital l е 1ербур t
РОЛЬ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙS КОй ФЕдЕ,р
i
В СОЗ,1. Л И НЛПАДНОЙ СИСТЕМЫ РОССИйСКОй ФЕДЕ, 1
A i
С момента выхода в свет Постановления Правительсmа Россиirской
Ф о 102 от 20 февраля 1992 года о создании Государственной rеральАИческ
о де а 1ы будущие сотрудники еще не было ни угвержденных шта rов, ни ломе сJ lil
о
б
орудован
ия, н
и т
е
хни
ки - с
тали думать, как и чем будем за
нима
т
ься. Б
eli11Jt,
Ъrлo.11с 1 li
это в первую очередь rосударсrвенная геральдика, террит
ориальна.я. г
е
раль
0, l r
избежпо военна я
г
еральдика. Уже тогда, в 1992 году появилис
ь и n
е
р
в
ЬI Aln a 11, l e, е араб военного форменного коСIЮм
а, боевых знамен, флагов. Однак
о наряду с Ta Q.fм
гическим видением рабочих перспектив живая практика сраз
у же стала под а-ге,
геральдические вопросы, которые необход
имо было решат
ь немеменно. Это б-
4
1Ъ
- кие проблемы, как оформление печатеи таможенных органов, маркировка 4
р ф Iyмaglfra пых конвоев, доставлявr.пих грузы на соп
редельные с оссиискои едерациеi т -
рии, расцветка основного пограничного столба и тому подобное Пртю Сl а К 0-
ни в краткосрочной перспективе, ни в далеком буду цем в наших планах неб fl
6 о 1 а о
темы как гербальлическое оформление или о еспечение наградной сисrеМЬt р
11 б - осс11
скои Федерации. Нет необходимости говорить о том, что со ои тогда npeдс fa8
система наград нашей с
траны, но если говорить коротко, в так называемыi n Л11 а
-
ереход. ный период действовал ряд наград, доставшимся нам от распавшегося СССР. Но ЖRз
шла вперед, и в недрах бывшей Комиссии Верховного Совета РСФСР по roсy 1tЬ
V - дарС r, венным наградам созрела идея о создании новои наrраднои системы уже Россий
- СК011
fr
Федерации. Комиссией был проведен конкурс по разраоотке новых roсyдapсrвelUlьn
наград. Однако результаТhl конкурса были признаны неудовлетворительНЫМи и тогда
г
председатель Комиссии Н. А. Сивова обратилась за помощью в только что созданную осударственную структуру - Государственную геральдическую службу. Н. А. Сивова
приехала к нам с четкой задачей - геральдически офорМJпъ двенадцать уже определен
ных к учреждению наrрад. И количество и названия наrрад не подлежали обсуждеННю.
На вопрос, а не планируется ли воссrановление в новой наrрадной сисrеме России
прежних, отмененных ревоЛiоцией наrрад - таких как орден Святого Андрея Пер
возванного, Святой Екатерины, Святого Александра Невского, Святого Равноапосrольного князя Владимира, Святой Анны, - был дан категорический ответ нег, эта тема
даже не поднималась и не обсуждалась. Жизнь, однако, показала, что наше видение
перспектив развития наrрадной сисrемы имело некоторые основания. Но вервща
в 1992 год. Получив конкретное задание, наш коллектив, в который влился и rлавш й
28
РОЛЬ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИйской ФЕдЕРАЦИИ санкr-Петербургского монетного двора А. В. Бакланов с эн-n1
хур олu 1 зиазмом вклю- тдСЯ в творческую работу. Государственный герольдмейстер практически ежедневно
с
об
ирал коллекrив службы для обсуждения разрабатываемых проектов. Рисова ъ н
-
д
ы в
з
я
лись Е. И. Ухналёв, А. В. Бакланов и П. К. Корнаков. Наиболее простьrм в Г е
р
аз
работки эскиза оказался орден За заслуги перед Отечеством так как сам орд
ен бы
л
уже придуман Г. В. Вили нбахов и В. А. Дуров на одном из заседаний Комиссии по
н
аградам высказали свои предл жения по внешнему оформлению знаков ордена, ко
то
р
ые были одобрены Комиссиеи, и художнику ос
r
авалось только их нарисовать. Эта работа выпала на долю А. В. Бакланова. Так как для него это стало делом новым, еще
неосвоенным, художнику было необходимо познакомиться с подлИнными орденскими
знаками, хранящимися в Государственном Эрмитаже. Ксгати, тот аргумент, что наш
rород обладает уникальными собраниями геральдических памя-mиков, нео
бходим.ыХ дм
практической геральдической работы, послужил одним из решающих факторов при
определении месrонахождения главного геральдического органа страны. В результате
получилась композиция из креста с наложенным на него золотым орлом.
Другим участникам творческого процесса выпала более сложная задача - придумать
новые наrрадные знаки, которые бы, с одной стороны, не теряли бы свою преемственную связь со своими предшесrвенниками, с другой - отражали бы новое геральдическое
видеНJfе темы. После долгих и не всегда удачных поисков в качестве основы для знака
ордена Мужества был определен кресr, по форме напоминающий ополченский. Прямой аналогии с этим крестом нет, и он был охарактеризован Государственным герольдмейсrером как крест-оберег. Важно было определить, что должно размещаться в центре
креста. Предлагались различные варианты горящая свеча, сердце, венок ил. 1-6 Был
предложен и вариант, когда на центр кресrа накладывался кар1уш советского ордена За личное мужество что напрямую должно было напоr -шнать о rrреемственносги этих
двух наrрад. В итоге победил вариант, предусматривавший размещение в центре креста
государственного орла. С разрабоnюй этой наrрады непосредственно связана и работа
над медалью За спасение погибавших ил. 7 Пойти по просrейшему пути - повторить дореволюционную наrраду - было невозможно, так как на лицевой стороне помещался порlрет царствовавшего императора, а на другой - рельефные ветви и надпись.
Однако после размышлений нами был предложен совершенно оригинальный вариант,
который предус ИВал соединение ордена Мужества с медалью За спасение поmбавших в некое соподчиненное единство. В русской доревоЛiоционной наrрадной системе
существовали подобные коl Ш.Лексы. Это, во-первых, орден Сюпшu Геор1-и.я и знак отличия военного ордена - Георmевский кресг, во-вторых, орден Святой Анны и солдатский
знак отличия ордена Святой Анны, наконец, и орден Святого Иоанна Иерусалимского
таюке имел знак отличия для нижних чинов. Наше предложение присоединить медаль За спасение поmбавших к ордену Мужества, сделав ее как бы знаком отличия ордена,
было принято, и тем самым было предопределено и геральдическое оформление медали. На лицевой стороне медали совершенно лоmчно появилось изображение креста
ордена Мужества, а лента медали получила обрапrую расцве-mу с лентой ордена.
Иначе проходила работа над другими наrрадами. В наследство от СССР новой России досrалась медаль За отличие в охране государственной rраницьD Естественным
было бы модернизировать рисунок медали, изобразив на ней пограничника в современной для 1992 года форме. Мы же пошли иным путем - создали такую геральдическую
29
n К. КОРНАКОВ
Ил. 1. Проектный рисунок
знака ордена За заслуги перед Отечесгвом
Художник А. В. Бакланов
Ил. 2. ПроеКТНЫЙ р исувок
знака ордена Мужества
Художник Е. И. Ухналёв
Ил. 3. Проекrный рисунок
знака ордена Мужества
Ил. 4. Проектный рисунок
знака ордена Мужесrва
Ил. 5. Прое QЩ Pnсyn знака ордена я О
Художник Е. И Ухналёв Художник Е. И. Ухналёв щ j7 1 eс-rв ХудоЖНИк П К а.
Корnажов
Ил. 6. Проектный рисунок
знака ордена Мужесrва.
Художник П. К. Корнаков
Ил 7. Проектный рисунок
медали За спасение погибавших
Художки к П. К. Корнаков
30
РОЛЬ ГЕРАЛЬдичЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИйской ФЕДЕРАЦИИ,
ко мпоЗИдИЮ, которая не подвержена влиянию времени или моды и может служить
Аолrовре
менным геральдическим символом. На лицевой сrороне мед. А 6 ыла поме- rц
еяа эмблема, заимсrвов
v
анная из геральдического арсенала дореволюционн р v б ои осени.
в l896 году в Россиискои империи ыл учрежден флаг Пограничнои сrражи, на ко о
-
р
ом помещалась эмблема в виде перекрещенных винтовки и шаши Т 6 а же эм лема использовалась в наградном знаке За пограничный надзор ил 8 Из нес
предлагав.mихся
кольких вари ов был выбран тот, на котором изображен пограничный сrолб ил, 9, 10 С расцветкои ленты не было никаких проблем -лента медали повторяет ленту советской награды того же наименования. С этой темой связан еще один геральдический сюжет. Федеральная пограничная служба тогда же - в 1992 году- обратилась к нам
с просьбой разработать варианты новой расцветки основного пограничного столба.
Мы по ЬIТаАИСЬ раскрасить его в новые государственные цвета, но эти попытки показа
ли, что все опробованные вариаIПЪI оказывались неудачными, и в результате Герольдия
предложила осгавить прежюою расцветку, то есть зеленого и красного цветов. Име
нно
поэтому такой же является и расцветка леIПЪI медали За отличие в охране государст
венной границы
Теперь о медали Нестерова ил. 11, 12
В перечне проектировавшихся наград значились и три именные медали ме
даль
Ушакова, медаль Суворова и медаль Нестерова. Ими планировалось наrраждаТh определенньrе категории граждан в первую очередь военнослужащих за личное мужество
и отваrу, проявленные при защите Отечесrва и государственных интересов Российско
й
Федерации на земле медаль Суворова в небесах медаль Нестерова и на море медаль
Ушакова Из трех проектировавшихся медалей одна - медаль Ушакова - досталась новой России В наследство от советской наградной системы, поэтому первоначальные
варианты рисунка медали Нестерова проектировались с ориентацией на медаль Уша
кова. Диктовалось это желанием создать единый по стилю ряд произведений медальерного искусства. Единство стиля заключалось в том, что две новые медали, так же
как и медаль Ушакова, должны были иметь в центре круглый медальон, отделенный
от остального пространства поля медали выпуклым бортиком. В медальоне - рельефный
портрет Суворова или Нестерова медальон снизу обрамлен полувенком из лавровых
листьев, в верхней части - надпись ФЕДОР УШАКОВ АЛЕКСАНДР СУВОРОВ ПЕТР НЕС1ЕРОВ ОбороПiая сторона медали - гладкая, с местом для гравировки
номера медали. В первых вариангах рисунка медали Нестерова отрабатывались различные варианты венка, начертаний букв и, самое главное, - поиск образа героя, давшего
имя наrраде. За основу изображения была взята извесrnая фотография штабс-капитана
П. Н. Нестерова, запечатлевшая его без головного убора, одетым в походный китель
образца 1907 года с погонами шrабс-капитана артиллерии со специальным знаком
военного летчика образца 1913 года и вензелем великого князя Михаила Николаевича
орденами Святой Анны, Святого Станислава и медалью 300 лет дома Романовыю
на rруди, знаком Михайловского ар1ИЛЛерИЙскоrо училища. Снимок этот широко известен, он обошел все печа1НЬ1е издания страны после героической гибели П. Н. Нестерова в воздушном бою под Львовом 26 августа 1914 года, и образ знаменитого летчика
в сознании соотечественников связан именно с этой фотоrрафией. Выборка других
изобразительных источников, запечатлевших героя в частности, профильные, разворот 3 анфас показала, что все они, очевидно, в силу их неизвесrnости, не дают
31
П. к. КОРНЛКов
Ил. 8. Знак За поrраниЧНЪrЙ на
дзор
Ил. 9. Пр
оектные р
и
су
н
ки меда
ли З
а отл
ичи
е в о
хр
ан
е госуд
а
р
с
тв
е
нн
Х
ой границы
удоЖНИк П. К К
о
р
н
а
ко
в
Ил. 11. Проектньrй
рисунок ме
дали Н
естерова. ХудоЖНИк П. К. Корнаков
32
Ил. lO.IJp0 р
и
с
уно
к
м едалn За О Г е
в о.х
ра
гр
пе roсyдapс-rвenno
аII11цъ1 Худо
Ил
ри 12.Проекrв ый
сунок медали Несте
П. К.
рова.
Ко
Худо.жник
рнаков
II. К Кор.а3.I ов
1 РОЛЬ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
Ил. 13. Проектный рисунок ордена и медали За военные заслуги Художник П. К. Корнаков
Ил. 15. Проектный рисунок знака ордена За морские заслуги Художник П. К. Корнаков
Ил. 17. Проектный рисунок знака
ордена За морские заслуги
Художник Е. И. Ухналёв
33
Ил. 14. Знак ордена
Святого Александра
Невского
Ил. 16. Проектный
рисунок знака ордена За морские заслугю
Художник Е. И. Ухналёв
Ил. 18. Проектный рисунок
знака ордена За борьбу с терроризмом Художник П. К. Корнаков
п. к. коrнлков
Ил. 19. Проектный
рисунок медали ордена За борьбу с терроризмом Художн-ик П. К. Корнаков
Ил. 21. Проектный рисунок медали За ликвидацию радиационной аварии Художник П. К Корнаков
34 юль ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФFДЕРАЩ И
уз.ваваем СIИ образа. Для того чтобы под черкнуrь профессиональную принадлежносrь
fleсrepoвa, в нескольких вариЗНТ х рисунка он бы л изображен в типичных головных
уб
о
рах-летном еме и складнои шапочке пилотке На этапах обсуждения проекrов
в Госу
дарств ои герольдии варианты с летным шлемом и пилоткой бЬIЛИ отвергнуrы,
так летныи шлем настолько скрывал портретные черты П. Нег.терова о 0 н станuвнл
ся трудно узнаваемым, а вариант с пилоткой вносил прямые ассоциации с воинами
не Первой мировой войны, а солдатами и офицерами Великой Отечесrвенной. В еще
од
ном варианте в рисунок лицевой стороны было введено изображение специального
знака военных летчиков образца 1913 года. Из-за того что в 1992 году новая официальная государсгвенная символика России еще находилась в стадии разработки, изображение с
пециального знака не имело положенных ему корон. Включение в композицию
рисунка медали знака военных ле Чиков, кроме непосредсrвенно украшения самой
ме
дали, имело и другук цель. В случае успешного прохождения этого изображения
и законодательного его закрепления была бы существенно облегчена работа по возвращению российской исторической военной символики в геральдическую систему
Вооруже.н ньrх сил современной России. Дальнейший ход событий показал правильносrь этой усrановки. На одном из проектных рисунков было предложено запечатле1ъ
в металле собственноручный рисунок расчетов м ертвой петли Нестерова, сделанный
им сразу же после ее выполнения 27 августа 1913 года. Варианты рисунка медали с центральным медальоном, ка1 бы они ни были хороши, оказались отвер1 нугы. Причина
этого - слишком мелкое изображение П. Нестерова, при котором неизбежно теряются
мноmе важные детали, а второстепенные - венок, надпись - приобретают преобладающее значение. При диаметре медали в 36 мм медаль Ушакова это обстоятельство не проявЛ ется, но при уменьшенном диаметре в 32 мм медаль Суворова, медаль
Нестерова этот фактор становится заметным.
По результатам рассмо I ения проектов медали Государственная герольдия пред
ставила в Комиссию по государсгвенным наrрадам при Президенте Российской Федерации вариант, на котором отсуrсгвовал центральный медальон, а П. Н. Нестеров
был изображен в офицерской полевой фуражке. Специальный знак в этом проекте перемеСIИЛся на оборотную сторону медали. В таком виде рисунок медали был принят
Комиссией по государсгвенным наrрадам без замечаний и включен в указ Президента
Российской Федерации 442 от 2 марта 1994 года 0 государственных наrрадах Российской Федерации
После подписания указа и открытия финансирования на работы по изготовлению
наrрад на монетных дворах Москвы и Санкт-Петербурга процесс доработки спроекmрованных орденов и медалей вступил в завершающую фазу. Именно тогда, 5 августа 1994 года, председатель Комиссии по госу дарствеННЬТh.f наrрадам Н. А. Сивова
направила Государственному герольдмейстеру Г. В. Вилинбахову письмо со следующим обращением Прошу художника П. К. Корнакова выполнить новый эскиз медали Нестерова 1 Крпrика прежнего рисунка заключалась в следующем портретное
изображение П. Нестерова неоправданно обрезано за счет плеч и rpy ди, надrшсь,
помещенная вдоль верхнего обреза медали, слишком близка к краю фуражки. Пожелания по улучшению композиции формулировались так Увеличить бюст Нестерова,
увеличить расстояние между надписью Петр Нестеров и изображением головЬD 2 Срок
исполне.ния-12 aвryсra 1994 года, 10 aвryсra обращение Н. А. Сивовой было передано
35
П. К K PJ IЛKOB
в ение дву
х - ней задание было выполнено. В п
ер
е
и
сполнителю. теч р 6 6
а 01-ali ображению героя-летчика ыли возвраrцеliЪI от lfol. 11 рианте пор1-ретному из
Э сутС-ГВо
1.ИХ разработках плечи и часть 1 руди. то позволило
11aii11J
в 11 о всех предЫдV11 - nред 1
П. I 1. Несrеров со всеми а, рибутам И офицера усскои армии - погона. -
о сl a11ltrъ
J3 rюявившийся над голо1ю
и летчика, улучшил Bс1Q д.е1-1.tч и мс алямн. оздую KO I.QJ0 В свя
зи с законодательным закреплением в нооб 3
л
11.Utl ицевои стороны мед., ре 1993 й символики появилась возможносгь вернуть авиаци новои гос
to ударс -венно 01-tном,
р етка лсlПЫ медали сраз
п у же была прем 1 ор оложенные емv короны. асuв ожен
а го У кими кае -u аМИ шириной по 1 мм Источник такого цв Л.У6оr0
цвета с желты И уз - етов01.0
это аэродромныи флаr Рабоче-крестьянс
ког
о Красн
ого 11 0-
четания очевиден -
о
здущli
ф оторый с 1924 года имел именно голубу
ю с желтым расцветку. Однако Oto
лота, к
- Л 1.U11r 11 1 М, 1 оказалась не совсем подходящем. ента медали Уша
ков
а
r - la
каемок, равная о
сн011 1 - Ю е голубого цвета и
меет по краям по две полоски - белу10
часть котором та
и сиlilQ 1 о 1 Таким образом окаю овка лен IЪI н
ервои
именно
И медали ИМе IQ И - мм СТ l.
2 Н н а этом основании ленты медалеи Суворова и Нестерова nол ЧИли
Р11-
у етнь е
полосы вдоль краев ширинои по 3 м м.
Трудносrей с геральдическим оформлением знаков За безупречную служб н
е
никло. Мы взяли практически без измен
ении дореволюционныи знак и IIpeмo
его использовать. Трудности возникли, когда моне ПiЬlе дворы приступили к исnолне.
нию заказа. Выясн.илосt тто нынешние технолог
ии не позволяют полностьJQ nовl
ри-тъ дореволюционные изделия. До революции такие знаки как и ордена изгото
11
лялись ювелирными фирмами. После детального знаком а со з
аками из собра я
Военно-исторического музея артиллерии, инженерных воиск и воиск связи технолоГ11
Санкт-Пет
ербургского монетного двора нашли способ изготовления этих знаков.
Иначе сложилась судьба проект
а ордена За военные заслуги ил. 13 Орден llЛанировался од.ностепенным. Герольдией был предложен вариант трехстепенноrо ордена золотого, серебряного и бронзового, а таюке знак отличия ордена в виде медаЛи.
Особенносrъю ордена было изображение на нем геральдических знаков-эмблем родов
войск. Тогда их еще нс существовало, но мы предвидели, что в будущем пот
ребуется их
появление. Включение этих геральдических элементов в композицию орденского знака
позволяло сделюъ его универсальным - им можно было бы награждать представит
елей
всех родов войск, и не было бы нсобходимосrи учреждать, например, специальный
орден За морские засл угю Наша идея пол учила одобрение, но технологи монетного
двора заметил.и, что орденские знаки подобного рисунка невозможно mштамповать на
имеющемся оборудовании, так как вырубка таких мелких и сложных деталей представляется чрезвычайно 1рудоемкой. По этой причине орден остался лишь проектом.
К концу 1993 года одобренные на нашем собрании рисунки наrрад были отравлены в Москву, где стали ждать своей очереди на оформление в виде указа Президента Российской Федерации. Указ 442 О государственных наградах РФ увидел
свет 2 марта 1994 года. Впервые после выхода у аза Президента РФ о Государсrвенном гербе РФ наша работа пол учила одобрение на столь высоком уровне. На этом,
однако, участие в создании наrрадной сисrемы Российской Федерации не закончилось.
Во-первых, УJ азом были утверждены рисунки, на которых присуrсrвовал некий гипотетический герб страны, ориентированный на билибинский прототип. Поэтому нам
в премверии оmравки заказов по изготовлению наrрад на монепше дворы МQсон
36
РОЛЬ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕдЕРЛЦИИ
Jf Саю f-Петербурrа Комиссией по государственным наrрадам было предложено приве
сти изображение Государственного герба РФ в соответсmие с указом Президента РФ
сYf ЗО ноября 1993 г Сдела.ь это было несложно, и на монеrnые дворы с открытием
фJШа
ясирования ооправились уже откорректированные варианты.
Специфика исполнения заказов на монетных дворах nредусматрим.ет так наз
мьrй
ьmае авторский надзор. Это контроль и, если требуется, непосредственное участие ав
то
ра наrрадьr в процессе ее воплощения в материале. Так, мне прmплось стать соавтором
Е. и. Ухналёва в создании ордена Муже ГВа. К
гда наши рисунки отправлялись в Москву,
Евгений Ильич попросил меня своеи рукои нарисова.ь знак ордена, мотивировав
это те
ляют
м, что у меня леrкая рука, мои проекты проходят сразу без замечаний, а его засrавпо нескольку раз перерисовывать. Это было действительно так, очевидно потому,
что я рисовал свои проекты скорее как чертежник-технолог, чем художник-живописец
как
им был Евгений Ильич Ух.налёв. Он больше тяготел к живописному воплощени
своих произведений. Исполнителям, переносившим эскизы на металл, вершrrно, проще и понятнее были мои проекты, чем великолепные по художественному исполнению
творения народного художника Российской Федерации. Второй момент, заставивший
меня разделить славу авторсmа ордена Мужества, - это участие в уже упоминавшемся
авторском надзоре. 24 мая 1994 года Государственному герольдмейстеру Г. В. Вилинбахову поступило письмо из Московского монеnюго двора с просьбой С целью осуществления авторского надзора за изготовлением Ордена Мужества и медали За спасение
поrибавших срочно командировать на Московский монетный двор автора Корнакова
Павла Консrантиновича 3 На Московском монетном дворе мне показали готовый рабочий инСiрумеm для штампования медали, который не вызвал замечаний и был одобрен,
а вот с орденом Мужества ситуация оказалась сложнее. Плоский рисунок не давал необходимого представления о пласrике будущего орденского знака. Поскольку в на1радной
системе дореволюционной России и в системе наград СССР ничего подобного не было,
обращение к музейным собраниям здесь было бы бесполезным. По этой причине руководство Московского монетного двора попросило меня осуществить объемную лепку
креста. Я вылепил требуемую модель орденского знака, которая была представлена руководству Московского монетного двора и, получив одобрение, была принята исполнителями как руководство к действию. Попугно мне показали уже готовую оборотную
сторону медали Нестерова, которая меня устроила. В дальнейшем, однако, когда дошла
очередь до лепки лицевой стороны медали, скульm оры Московского монеттюrо двора не справились с этой работой, и Н. А. Сивова добилась передачи заказа на СанкrПетербургский монетный двор. Лепку лицевой стороны медали выполнил художник
Санкт-Петербургского монетного двора Николай Александрович Носов. Когда работа
была поч,п готова, меня пригласили ее посмотреть и оценить. Поскольку автор не был
достаточно знаком с деталями военной формы, изображение из них было передано
не совсем точно. Мне бЬIАо предложено пройти рукой мастера по проблемным местам,
что я и исполнил, доrравировав прямо в гипсовой форме некоторые детали. Из-за того
что авторы-исполшпели лицевой и обороrnой сторон медали - разные люди, их стилисrика при внимательном рассмотрении разнится.
Еще одной работой стало создание новых знаков возрожденного ордена Святого
Андрея Первозванного. Ясно было, что сегодня просто скопировать дореволюционные знаки ордена невозможно. Высокая честь сделать новые знаки выпала на долю
37
Л. К KOPJ ЛКОВ -
народ.ноrо хvдожника Российской Федерации Е. И. Ухналёва. Он к 95 01 fy з
опыт создания орденской цепи - им в 19 году была создана цепь Pel tс
- П р - opд.elia - 11 i
неред ОтечеСТВОi -0 - должносrнои знак резидента оссииской фр - а за 1 ера сJ v
ное мaсrepс-JBO художника, свободно использ IОщего разнообразньr
11. Bin 1, 11
с л П
е llinь.r 1 1 1
орла, проявилось в знаках ордена в,поrо ru-iдpeя ероозванноrо в 1997 АЗУt-1
этого Герольдии приходилось исполнять и другие поручения Ynp Год.у. f1
р авле1- ot e
ственных наrрад Администрации Президента Ф - разрабатывать ч Го Р сун0 -,д.-1р За Iруды 110 сельскому хозяйству 2004, медали а развИ ТИе железнк l teд ЬfJt Аор 11
ордена За морские засл уrи 2002 ордена и медали За борьбу с терро Рli
0Г 2001 зм0 J В память 300-летия Санкт-Петербурга медали За ликвидацию РадИЗЦ i 1 0 1 tед,а o н
o
if а
э ui ил. 15-21 apl-t
Следует о
тмсппь, что в тупиковой си-туации, в которой в 1992 год
у 0 - Кэ.залс намоченный орган, ведающии наrраднои сисrемои государства Госу ч Yno. дар 1Ь
ральдичес.кая служба сыграла роль спасательного круга. Учасrие специал.ti сl-nfaя, re.
бы, профессионально владеющих геральдическими знаниям.и, позволщ
СТо
в сАУ
- 0 Paс1.ni
изобразительный арсенал, используемыи для создания наrраднЫх знако К - l Jtrъ в. Ром yчaс-rne в этой работе дало нам бесценный опыт в сфере живой npav
е
l oro ес ко11
носrи по проектированию и производству наград. Я считаю это время о н, AсJrrel Ъ.
011 liз с-rраниц в истории главного геральдического органа страны. яр
1 Письмо Председателя хомиссии по Государственным наградам при Президенте
Российсхой Федерации Н. А. Сивовой
NP А-24-15 от 5 авrуста 1994 года.
2 Там же.
3
с
Письмо
кого монетного
замесrителя дирр upa МОС двора В. м. За оз
No 375 24 от 23 июня 1994 го
сAa
всl oro
да.