Мурзин-Гундоров В.В.
Баварский герб и лебеди замка Нойшванштайн в строчевой вышивке немцев села Ровного Боровичского уезда
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года / Государственный Эрмитаж СПб., 2025. С. 257-263
Аннотация: В одном из старейших музеев Новгородской области – Музее истории города Боровичи и Боровичского края, являющемся филиалом Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, хранится экспонат с геральдическим сюжетом. Визуально читаемый герб ранее специально не изучался. О более чем вековой истории музейного экспоната известно крайне мало. Известно, что он происходит из села Ровного Боровичского уезда Новгородской губернии; примерное время создания – конец ХIХ – начало ХХ в.
Об авторе публикации/статьи:
Мурзин-Гундоров Виктор Владимирович (Москва) специалист Кафедры рационального природопользования Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 32942 знаков (с пробелами)
257
В. В. Мурзин Гундоров Москва
БАВАРСКИЙ ГЕРБ И ЛЕБЕДИ ЗАМКА НОЙШВАНШТАЙН
В СТРОЧЕВОЙ ВЫШИВКЕ НЕМЦЕВ СЕЛА РОВНОГО
БОРОВИЧСКОГО УЕЗДА
В одном из старейших музеев Новгородской области Музее истории города Боровичи
и Боровичского края, являющемся филиалом Новгородского государственно
го объединенного музея заповедника, хранится экспонат с геральдическим сюжетом.
Визуально
читаемый герб ранее специально не изучался. О более чем вековой истории
музейного экспоната известно крайне мало. Известно, что он происходит из села Ров
ного Боровичского уезда Новгородской губернии примерное время создания конец
ХIХ начало ХХ в.
Экспонат представляет собой прямоугольное домотканое полотенце полотняного
переплетения, из тонко выделанного отбеленного льна, с концами, оформленными
строчевой вышивкой и кружевным краем 9 см имеющим овальные фестоны. В стро
чевых проставках настилом по мелкой сетке выполнено изображение 23,5 см красными
и белыми нитями с узором ил. 1
С двух концов полотенца вышиты геральдические щиты и литеры. Об этом есть
упоминание в музейной инвентарной карточке. В описании предмета обращается вни
мание на композицию вышивки, где на одном из полей щита зафиксирован ромбовид
ный рисунок Композиция второго поля на ткани иллюстрирует изображение барса,
стоящего на задних лапах Присутствующие по обеим сторонам герба щитодержатели
названы грифонами.
На основании полученной информации был выстроен ряд версий атрибуции герба.
В первую очередь, о причинах и мотивах создания вещи с двусторонним геральдиче
ским рисунком с литерами и монограммой. Далее была сделана попытка дешифровать
заложенные в изображения смыслы. Например, имена тех, с кем могло быть связано
само создание предмета данного исследования.
Вернемся к описанию предмета. Верхняя полоса кружева полотенца имеет геометри
ческий узор. Сразу поясню, рисунок герба с щитодержателями парный на двух концах
полотна. Нельзя не упомянуть, что, помимо них, здесь присутствуют надписи моно
граммы, расположенные над верхней полосой кружева. На правом конце вышивка на
стилом белыми и красными нитями, где прочитываются витиеватые латинские литеры S и А ил. 2 На левом конце полотна поверх герба и полосы кружева ближе к краю
присутствует печатная русская буква Ф вышивка крестом красными нитями ил. 3
В инвентарной карточке говорится и о сохранности предмета. В частности, отмечается
выгорание нитей и изношенность ткани.
В. В. МУРЗИН ГУНДОРОВ
258
Ил. 1Полотенце. Ткань льняная, нить хлопчатобумажная ткачество, кружево, вышивка
гладью, крестом и строчевая. 225 43 см. Конец XIX начало XX в. НГМ КП 3 16 17.
Инв. ТН 4683. Новгородский музей заповедник. Боровичский филиал
Ил. 2. Герб на полотенце с вензелем,
составленным из латинских литер S
и A Фрагмент. Ткань льняная, нить
хлопчатобумажная ткачество, кружево,
вышивка гладью, крестом и строчевая.
225 43 см. Конец XIX начало XX в.
НГМ КП 3 16 17. Инв. ТН 4683.
Новгородский музей заповедник.
Боровичский филиал
Ил. 3. Герб на полотенце с литерой Ф
Фрагмент. Ткань льняная, нить
хлопчатобумажная ткачество, кружево,
вышивка гладью, крестом и строчевая.
225 43 см. Конец XIX начало XX в.
НГМ КП 3 16 17. Инв. ТН 4683.
Новгородский музей заповедник.
Боровичский филиал
259
БАВАРСКИЙ ГЕРБ И ЛЕБЕДИ ЗАМКА НОЙШВАНШТАЙН
Прежде чем перейти к геральдическому изображению явно немецкого герба, нельзя
не затронуть материальную историю происхождения рассматриваемого предмета. По
ступление в музей произошло посредством покупки у гражданки Л. М. Шоккель 2 1мар
та 1983 г. Известно, что она происходила из мещанского сословия и вполне могла иметь
причастность к созданию предмета. Велика вероятность его происхождения из усадьбы
Ровное Новоблагодатное.
В Боровичах местность Ровное связана с рядом немецких фамилий. В правобереж
ном Ровном жили аптекарь Лютгенс и, позднее, М. К. Линденбаум. В левобережной
части Ровного Ровном Новоблагодатном в конце 1860 х гг. хозяевами стали пред
ставители купеческой семьи Бергштейн уроженец Таллина Ревеля петербургский
коммерц советник Александр Фердинанд 02.02. 18 18 1887 и его супруга Христина Ан
тоновна после 1845 после 1920 урожденная Кезель. Род предков А. Ф. Бергштейна
происходил из маленького города Бергштейн в Германии. Учитывая факт ктиторства
в Боровичах А. Ф. Бергштейна, а также его вклад в устроение церкви Тихвинской иконы
Божьей Матери, можно предположить, что купеческая семья обрусевших немцев испо
ведовала православие.
В их поместье в начале XX в. в качестве управляющего числился Федор Федорович
Штрейс. Нельзя исключить, что прежняя владелица полотенца гражданка Л. М. Шоккель
могла состоять в родстве с этой семьей. Управляющий Ф. Ф. Штрейс, дважды
состоявший в браке, к первому десятилетию XX в. имел, насколько известно, четы
рех дочерей Эльфриду 1896 после 1923 Элеонору после 19 18 Екатерину ок. 1899 0 102. 19 16 и N. неизвестную по имени 0 102. 19 16 По возрасту три
из них приходились почти ровесницами трем девицам Никушкиным, внучкам хозяйки 1
Помимо дочерей, у управляющего были сыновья Альфонс 1892 после 193 1и Федор 1900 после 1956
Между членами семей Бергштейн и Штрейс с годами сложились тесные и теплые от
ношения. В усадьбе для домочадцев управляющего полностью отвели правый флигель.
Вторая жена Ф. Ф. Штрейса стала кормилицей внука Христины Антоновны. В начале 19 16 г. эпидемия унесла двух дочерей Ф. Ф. Штрейса и подростка внука Бергштейнов.
Дети были похоронены рядом возле усадебной церкви Святой Екатерины, где ранее,
в 1887 г., был погребен и хозяин усадьбы. В послереволюционное время, уже в эмигра
ции в Сербии, оказались дочь Ф. Ф. Штрейса Эльфрида и внучка Бергштейнов Вера,
супруга генерал майора Н. П. Никушкина2.
Судя по всему, полотенце происходит из усадьбы Ровное, где жили две немецкие
семьи. Тогда литерный вышитый вензель из соединенных латинских литер S и A
на одной из частей полотенца можно связать с именем сына управляющего Альфонсом
Штрейсом Alfons Streuss. Возможно, литера Ф на другой части ткани буква отче
ства Федорович. Вышитое полотенце он мог получить в качестве благословения и по
дарка. Подобное полотенце могло покрывать одну из икон в доме мобилизованного
на фронт новобранца в период Первой мировой войны. Если связывать предмет с во
енными событиями, то более логичным объяснением для русской литеры Ф является
сакральность предмета для воина. Здесь буква Ф от имени святого великомученика
Феодора Стратилата, почитающегося небесным покровителем христианского воинст
ва3. Имя Альфонс дань семейной традиции, но, помимо него, нужно было еще иметь
и православное имя.
В. В. МУРЗИН ГУНДОРОВ
260
Следуя от фамилий Шоккель, Штрейс и Бергштейн, перейдем к рисунку с геральди
ческим сюжетом, вышитому на полотенце в начале XX в.
Согласно тексту инвентарной карточки, между двумя грифонами геральдический
щит, разделенный на три части слева ромбовидный рисунок, справа изображение
барса, стоящего на задних лапах Описание не сообщает о наличии третьего поля вни
зу щита.
Постараемся погрузиться в многовековое прошлое истории изображения, откуда
явственно проступает геральдический сюжет истории средневековой Баварии вме
сте с родовой эмблемой графского дома Швангау лебедем, увековеченным в декоре
убранстве замка Нойшванштайн Sсhlo Neusсhwanstein
Исследуемое произведение декоративно прикладного искусства не передает цветно
сти герба посредством финифтей и металлов или графики шраффировок. Здесь игла,
нить и ткань, подобно кисти художника, рукой мастера создали узнаваемый геральдиче
ский баварский сюжет, материализовавшийся в немецкой семье на рубеже XIX XX вв.
Композиция рисунка с настилом цветной нити, исполненная со строчевой вышив
кой красными и белыми нитями, представляет герб, а отраженные в нем геральдические
компоненты иллюстрируют страницы баварской средневековой истории. Территории
представлены символами, которые восходят к семейным гербам династии Виттельсбах.
Внутри опрокинуто вилообразно разделенного на три поля щита присутствует визуаль
ная инверсия сторон первого и второго полей щита.
Так, на ткани первое поле веретенообразно разделено на серебро и лазурь в пра
вильном варианте оригинала оно второе поле щита второе поле пфальцский лев без
короны учитывая отзеркаленность, он повернут вправо третье нижнее поле, не указан
ное в инвентарной карточке, имеет повернутую влево отзеркаленную фигуру пантеры,
поднявшуюся на задние лапы по двум сторонам в качестве щитодержателей лебеди.
Несмотря на имеющуюся зеркальную инверсию сторон и компонентов щита, пе
ред нами герб дома фон Виттельсбах, представленный символами, происходящими
из фамильной геральдики правящей семьи Баварии. Рассматриваемый щит не доносит
наиболее ранних эмблем рубежа XII XIII вв., таких как разломанная полоса, напоми
нающая зигзаг, герб графов фон Шайерн, или стилизованный орел герба правителей
Баварии.
Формирование описываемого герба можно отнести к 30 м годам XIII в. За визуальную
идентификацию и сложение он обязан семейной геральдике правящего дома,
в частности выгодным бракам с последними представительницами владетельных фа
милий4. Одновременно с приращением территорий и повышением статуса в последующих
поколениях происходило добавление новых частей полей в щите герба5 ил. 4
В историческом варианте первое поле щита пфальцский лев которого правиль
нее называть палатинским львом В гербе он изображался как золотой стоящий лев
на черном фоне. Геральдическая львиная тематика XIII столетия была весьма по
пулярна у владетелей Германии, как и Среднего и Нижнего Рейна6. Исторически это
наиболее ранняя эмблема пфальцграфа Рейнского графа Палатина из дома Вельфов.
Наиболее раннюю геральдическую иконографию льва следует отнести к 1229 г.
Ее появление фиксирует печать герцога Оттона II, вступившего в брак с Агнессой
фон Пфальц, единственной наследницей Генриха Палатинского. Брак и последующая
смерть тестя принесли Виттельбахам пфальцграфство Рейнское.
26 1
БАВАРСКИЙ ГЕРБ И ЛЕБЕДИ ЗАМКА НОЙШВАНШТАЙН
Ил. 4. Фрагмент геральдической
композиции фамильного герба
пфальцграфа Вольфганга фон Пфальц
Цвейербрюкен Нойбург 1532 1559 из
дома фон Виттельсбах. Gro es Wappenbuсh,
entha d die Wappen der deutsсhen Kaiser,
der europ isсhen K nigs und F rstenh user,
der P pste und Kardin le, Bisсh fe und bte
bis zu den lebenden Repr sentanten zur Zeit
der Regentsсhaft Kaiser Rudolfs II
und Papst Gregors XIII. BSB сod.iсon. 333, S. l. S ddeutsсhland, 1583 1700. P. 97r.
Отрисовка автора
Ил. 5. Родовой геральдический щит
династий фон Боген
и фон Виттельсбах.
Отрисовка автора
Геральдический орел дома Шайерн
отошел на второй план. Начиная с XIII в.
геральдический лев доминировал у старшей
Баварской и Пфальцской ветвей рода7.
Усвоенный герцогами Баварии, он напо
минал о титуле графа Палатина. С течени
ем времени именно этот герб взял на себя
функцию ключевого символа Баварии.
Об этом свидетельствует Большая гер
бовая книга Gro es Wappenbuсh со
держащая гербы немецких императоров,
европейских королевских и княжеских се
мей, пап и кардиналов, епископов и абба
тов вплоть до живых представителей вре
мен правления императора Рудольфа II
и папы Григория XIII8. В XXI столетии
стоящий золотой пфальцский лев с чер
влеными когтями символизирует земли
Верхнего Пфальца.
Каноническая вторая часть геральдического
щита, благодаря зеркальной инверсии,
на полотенце предстает первым полем.
Его рисунок в цвете выглядит веретенообразным,
разделенным на серебро и ла
зурь ил. 5 В соответствии со сложив
шейся за столетия традицией, поле щита
принято называть разбивкой на серебрис
то лазурные ромбы. В исторических источ
никах мне не удалось найти обоснованных
интерпретаций данной композиции. Даль
нейшее усвоение герба герцогами Баварии
связано родством с последними лицами
из семьи графов фон Боген, принадлежа
щими к австрийскому дому фон Бабенберг.
Людвиг Баварский, ранее устроивший
выгодный брак сына Оттона II, позже сде
лал его же наследником и своего пасынка
графа Адальберта V фон Боген. Этот по
следний в роду приходился Оттону еди
ноутробным братом по матери Людмиле,
происходившей из чешского княжеского
рода Пржемысловичей, благодаря чему
уже в 1242 г. герб и обширные земли
се
мьи фон Боген плавно перешли во владе
ние герцога Баварии.
В. В. МУРЗИН ГУНДОРОВ
262
Впоследствии, вплоть до XVI в., щит,
разделенный на серебро и лазурь, время
от времени видоизменял расстановку цве
товой разбивки, сохраняя основу базовой
композиции герба. Статусно земельные
приобретения двух поколений, визуально
представленные гербами владений, ока
зались столь выигрышными, что затмили
прежнюю символику фон Шайерн. Од
новременно с частью палатинского льва
веретенообразный компонент герба фон
Боген с первой половины XIII в. стал не
отъемлемой частью символики Баварии.
Третье нижнее поле щита на самом
полотенце демонстрирует отзеркаленную
фигуру, повернутую влево. Контурно она
напоминает палатинского льва Данная
часть герба представляет изображение
лазоревой, поднявшейся на задние лапы
пантеры с золочеными когтями на сере
бряном поле. На каноническом варианте фигура смотрит вправо ил. 6 Герб огне
дышащая пантера представлял смесь дракона и льва и считался родовым достоянием
владетельных графов фон Ортенбург, правивших в землях Нижней Баварии. Наиболее
ранние упоминания о подобной эмблеме относят к XII в. Оно связано с именем графа
Рапото I фон Спонхейм Ортенбург Шпонгейм сыном Энгельберта II маркграфа Ис
трии и герцога Каринтии. Герб с пантерой употребляли его потомки, графы фон Ор
тенбург Крайбург, вплоть до пресечения рода по прямой мужской линии в конце XIII в.
Именно тогда внук Людвига I и Людмилы фон Боген, второй сын Оттона II и Агнессы
фон Пфальц, герцог Нижней Баварии Генрих XIII в конце XIII в., сумел приобрести
графство Ортенбург Крайбург, присоединив его к своим владениям. После чего герб лев из Спонхейма или огнедышащая пантера был добавлен в герб рода Виттельсбах.
В наши дни лазоревая пантера символизирует старобаварские административные окру
ги Нижнюю Баварию и Верхнюю Баварию, а также герб города Ингольштадта, име
ющего статус города с XIII в. Отдаленными генеалогическими потомками семьи фон
Ортенбург являются несколько фамилий, одна из них графы фон Спонхейм Сайн,
их ветвью считается известная в России фамилия князей и графов Сайн Витгенштейн.
Перейдем к описанию щитодержателей. На полотне по двум сторонам щита лебе
ди. Контурное изображение лебедей повторяет фигуры геральдического щита, извест
ного с XI в. и соотносимого с родом графов фон Швангау ил. 7 Их род к XVI столетию
обеднел и вымер, а земли в Южной Баварии с одноименной средневековой
крепостью отошли Виттельсбахам. Название родового замка фамилии переводится как Лебединый край или Высокий лебединый край Там же в XIX в. король Баварии
Максимилиан II заложил романтический замок Хоэншвангау Sсhlo Hohensсhwangau
где вырос его сын, будущий король Людвиг II, впитавший красоту этих мест вме
сте с преданиями о рыцарях Швангау, среди которых были миннезингеры. При его
Ил. 6. Лазоревая пантера
геральдический щит дома графов
фон Спонхейм Ортенбург,
со второй половины XIII в.
присоединен домом фон Виттельсбах.
Отрисовка автора
БАВАРСКИЙ ГЕРБ И ЛЕБЕДИ ЗАМКА НОЙШВАНШТАЙН
правлении лебединая тема нашла вопло
щение в созданном напротив Хоэншван
гау замке Нойшванштайн. Его имя Но
вый лебединый камень В декоре замка,
помимо гербов Виттельсбахов, особенно
выделяется лебединая тематика
Продолжая тему лебедей щитодержа
телей, нельзя не упомянуть об изображен
ных на полотенце двух ползущих улитках.
Они просматриваются по двум сторонам
в нижней части щита у ног лебедей. Край
не затруднительно дать интерпретацию их
предназначения. Но, как привязка к мест
ности, весьма любопытным выглядит
изображение улитки в гербе небольшого
городка Шнеккенхаузен, расположенном
в южной части Рейнской провинции зем
ли Рейнланд Пфальц. Эмблема представляет пересеченный щит, где в верхнем черном
поле пять серебряных безантов, в нижнем серебряном поле изображена ползущая
червленая улитка.
Среди нераскрытых смысловых нюансов герба с полотенца из музейного собрания
отсутствие над щитом ранговой геральдической короны. Тот, для кого накануне Первой
мировой войны оно вышивалось, напоминал дарительнице рыцаря лебедя из немецких
произведений. В ее представлении, этим простым юношей воином мог оказаться даже
Альфонс Федорович Штрейс. Дарительницей могла выступать любая из немецких дам
усадьбы Ровное Новоблагодатное невеста, сестра, мачеха или женщина семьи Бергштейн.
Ил. 7. Геральдический щит
дома графов фон Швангау.
Отрисовка автора 1Сидельникова Вербицкая О. Р. Храм Святой
Екатерины
скорби и радости. М., 20 С. 14.
2 Столбова И. А., Игнатьев А. А. Музей исто
рии города Боровичи и Боровичского края
путеводитель Новгородский музей запо
ведник, Боровичский филиал отв. ред.
И. А. Столбова.
Великий Новгород, 202 1
С. 69 7 1
3 Страдание святого великомученика Феодо
ра Стратилата Жития святых на русском
языке, изложенные по руководству Четьих
Миней свт. Димитрия Ростовского в 14 т.
М., 1903. Т. 6. С. 160 Полный православный
богословский энциклопедический словарь
в 2 т. Репр. изд М., 1992. Т. 2. Стб. 24 12.
4 Мурзин Гундоров В. В. Гербы родственно
го окружения владетельного дома Оль
денбург из усыпальницы евангелическо
лютеранской церкви Святого Ламберта
в Ольденбурге ТГЭ. 2020. Т. 102 Гераль
дика исследование и практика материалы
науч. конф. 20 22 февраля 20 19 г. С. 8 137.
5 Volkert W. Die Wappenzeiсhen des Landes Bayern Insignia armorum terrae Bavariae
Zeitsсhrift f r bayerisсhe Landesgesсhiсhte. 44. 198 1Р. 675 692.
6 Posse O. A. Die Siegel der Deutsсhen Kaiser
und K nige. Bd. 2 1347 1493. Dresden, 19 10.
Siegeltafeln 163.
7 Gro es Wappenbuсh, entha d die Wappen
der deutsсhen Kaiser, der europ isсhen K nigsund
F rstenh user, der P pste und Kardin le,
Bisсh fe und bte bis zu den lebenden Repr sentanten
zur Zeit der Regentsсhaft Kaiser
Rudolfs II und Papst Gregors XIII. BSB сod.
iсon. 333, S. l. S ddeutsсhland, 1583 1700 BSB Hss сod. iсon. 333 P. 97r.
8 Ibid. P. 96v, 97r, 97v.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Мурзин-Гундоров В.В. Баварский герб и лебеди замка Нойшванштайн в строчевой вышивке немцев села Ровного Боровичского уезда (2025)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|