Уварова А.В.
Герб как главный атрибутивный элемент (на примере предметов середины XVIII века из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи)
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года / Государственный Эрмитаж СПб., 2025. С. 218-223
Аннотация: Изображение гербов в военном деле имеет глубокие корни. Гербы использовались для того, чтобы различать военнослужащих на поле боя в связи с постоянным увеличением численности войск в течение многих веков. Другой причиной изображения гербов на воинской атрибутике является необходимость воспитания чувства сопричастности у представителей одной боевой единицы (дружины, полка, армии и т. д.). Наиболее распространена практика гербовых изображений на знаменах, которые символизируют выступающее под ним войско, его принадлежность к тому или иному представителю власти, географическое происхождение, а с XVI–XVII вв. и принадлежность к конкретному государству. Однако гербы встречаются и на другой военной атрибутике.
Об авторе публикации/статьи:
Уварова А.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 26910 знаков (с пробелами)
2 18
А. В. Уварова Санкт Петербург
ГЕРБ КАК ГЛАВНЫЙ АТРИБУТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ на примере предметов середины XVIII века из собрания
Военно исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи
Атрибуция музейных предметов, заключающая в себе установление основных све
дений о предмете и истории его бытования, является ведущей научной работой со
трудников отделов хранения данной институции. Как любое исследование, она требу
ет применения научных методов. Особую роль в атрибуции играют вспомогательные
исторические дисциплины отрасли исторической науки, которые помогают иссле
довать и интерпретировать источники, в данном случае музейные предметы. При их
изучении немаловажно учитывать, какое смысловое значение они несли во время своего
бытования, какие знаки считывали современники. Как отмечает историк А. В. Кибов
ский, при всем многообразии они внешние знаки. А. У. подчинялись опре
деленным правилам, знание которых являлось условием полноценного существования
человека в коллективе 1Особое внимание этому стоит уделить при рассмотрении пред
метов, связанных с военным делом, знамен, обмундирования, музыкальных инстру
ментов. В решении вопросов атрибуции данной группы предметов геральдика отвечает
на большинство из них. Также стоит отметить, что из рассматриваемой исторической
науки был выделен ряд дисциплин, которые изучают отдельные категории данного типа
предметов. В качестве примера можно привести униформологию мундироведение
и вексиллологию знаменоведение Все они тесно взаимосвязаны между собой.
Изображение гербов в военном деле имеет глубокие корни. Гербы использовались
для того, чтобы различать военнослужащих на поле боя в связи с постоянным увеличе
нием численности войск в течение многих веков. Другой причиной изображения гер
бов на воинской атрибутике является необходимость воспитания чувства сопричастно
сти у представителей одной боевой единицы дружины, полка, армии и т. д Наиболее
распространена практика гербовых изображений на знаменах, которые символизируют
выступающее под ним войско, его принадлежность к тому или иному представителю
власти, географическое происхождение, а с XVI XVII вв. и принадлежность к конкрет
ному государству2. Однако гербы встречаются и на другой военной атрибутике. Напри
мер, на полковых барабанах, служивших в армии для управления войсками. Изображен
ные на них гербы, а также колористика фона часто идентичны цвету и рисунку знамен.
Ярким примером являются трофейные барабаны шведских полков из собрания Воен
но исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи ВИМАИВиВС
Об опыте их атрибуции подробно изложено в статье художника реставратора музея
В. Н. Малышева3. Одним из предметов, который был передан ему для реставрации,
2 19
ГЕРБ КАК ГЛАВНЫЙ АТРИБУТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Ил. 1Барабан гвардейского полка шведской
армии времени Карла XII. Начало XVIII в.
Дерево, краска, кожа, металл, пенька.
Диаметр 49,0 см высота 49,0 см.
КП ИФ 47755.
Военно исторический музей артиллерии,
инженерных войск и войск связи
Ил. 2. Фрагмент знамени гвардейского полка шведской армии времени Карла XII.
Начало XVIII в. Шелк, краска. 95,0 140,0 см. КП ИФ 4 1248.
Военно исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
стал барабан ил. 1кадло которого из
готовлено из толстого светлого шпона
и окрашено синей краской. По всей его
поверхности нанесен золоченый рису
нок в виде королевских корон, а цент
ральным изображением является вензель
Карла XII в виде двух перекрещенных
букв С внутри которых римская циф
ра XII под короной. В своей статье
Виктор Николаевич отмечает, что в со
брании музея хранятся остатки полко
вого знамени со схожим изображением ил. 2 что говорит о принадлежности
знамени и барабана одному полку4. Сто
ит отметить, что В. Н. Малышев не дал
точной атрибуции данных предметов.
Однако в 202 1г., при подготовке к ме
роприятиям, посвященным 350 летнему
юбилею со дня рождения императора
Петра I, было установлено, что оба пред
мета принадлежали одному из гвардей
ских полков шведской армии5.
Кроме того, в статье В. Н. Малы
шева важно отметить два утверждения,
А. В. УВАРОВА
220
Ил. 3. Кадло барабана Ораниенбаумского общества стрелков из лука. 1750 е 1762.
Дерево, краска, железо. Диаметр 57,0 см высота 68,0 см. КП ИФ 47783.
Военно исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
вынесенные автором. Первое зачастую сохранность трофейных предметов неудов
летворительна, из за чего установление их принадлежности без реставрационного вме
шательства невозможно. Но иногда и оно не помогает. Например, многие трофейные
знамена Северной войны поступали в хранилища Российской империи в руинирован
ном состоянии полотнища уже тогда были фрагментарны, сильно загрязнены, краски
выцветали. Следовательно, значительная часть гербовых изображений, по которым
можно было бы определить принадлежность предмета, могла быть утрачена. Аналогич
ная ситуация и с трофейными барабанами. Их реставрация и более подробное научное
исследование с использованием методов и данных геральдики способствует получению
новых данных об эпохе их бытования.
Второе утверждение, на которое было обращено наше внимание, касается соотно
шения атрибутированных русских и иностранных барабанов. В. Н. Малышев утвер
ждает, что в коллекции музыкальных инструментов ВИМАИВиВС необходимые для
исследования характеристики отечественных определены хорошо, в то время как ино
странные инструменты имеют в основном только датировку века, название страны
и иногда легенду приобретения 6. Данное утверждение неточно. Как показала практика,
русские барабаны иногда описывались сотрудниками неверно в силу неимения у них
необходимых знаний. Кроме того, здесь стоит отметить непростую судьбу предметов
собрания ВИМАИВиВС, которые могли передаваться в другие организации в зависи
мости от изменения концепции музея7.
Например, нами было выявлено кадло барабана, датируемое в учетных докумен
тах ХVIII в. ил. 3 Страна происхождения его неизвестна. Оно выполнено из шпо
на и окрашено в красный цвет. На него нанесены следующие изображения с одной
стороны вензель в виде перекрещенных букв С и A под императорской короной,
в лавровом венке, окруженный военными атрибутами арбалет, лук с колчанами, пики
и т. д. С другой стороны изображено дерево с плодами
в вазе, над ним лента с девизом
22 1
ГЕРБ КАК ГЛАВНЫЙ АТРИБУТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
на немецком языке GESсHIсKLIсHEIT
und GLUсK MAсHET DEN K NIG
По сторонам дерева два рога изобилия
с ветками плодового дерева, на левом де
реве герцогская корона. На вазе изобра
жен герб в виде щита, разделенного попо
лам слева изображена половина черного
двуглавого орла, правая сторона закраше
на голубым цветом
Внешне кадло напоминает трофейные
барабаны Северной войны. В связи с этим
началась работа по их выявлению в зна
менной коллекции ВИМАИВиВС и в со
браниях других музеев. Необходимо было
найти полотнище с аналогичным изобра
жением и, отталкиваясь от него, атрибути
ровать принадлежность и время изготов
ления кадла. Однако в процессе работы
среди предметов, имеющих иностранное
происхождение, ничего не нашлось. Тог
да было принято решение обратиться
к более ранним учетным документам со
брания Артиллерийского музея, а имен
но к Описанию артиллерийского зала
достопамятных и недостопамятных пред
метов составленному его заведующим
И. Д. Талызиным перед переездом собрания в здание Кронверка. Здесь было найдено
следующее описание Два барабана деревянные, Ораниенбаумского общества стрел
ков, с изображением на кадлах двух рогов изобилия и ораниенбаумского герба 8. Оно
полностью совпадало с изображением на атрибутируемом нами кадле. Таким образом,
удалось установить, что оно принадлежало Ораниенбаумскому обществу стрелков
из лука, организованному по немецкой традиции Петром Федоровичем, будущим импе
ратором Петром III.
Об Ораниенбаумском обществе стрелков или, как его называют в некоторых иссле
дованиях, Гильдии практически нет информации. Как уже отмечалось ранее, оно было
организовано Петром Федоровичем по аналогии с европейскими и имело схожие с ним
атрибуты ежегодный праздник стрельбы в птицу собственное знамя, устав. Покрови
телем Общества стрелков, предположительно, была Святая Анна9. Об этом говорят пе
рекрещенные буквы, изображенные на кадле и упоминаемые при описании знамени 10.
Также на кадле барабана, на вазе дерева, изображен гербовый щит, разделенный на две
части, одна из которых окрашена в голубой цвет, а в другой половинчатое изобра
жение черного орла. Предположительно, данный щит упрощенный герб герцогст
ва Голштейн Готторпского, родины императора Петра III. Также стоит отметить, что
некоторое
время покровителем Ораниенбаумского общества стрелков была будущая
императрица Екатерина II
Ил. 4. Шапка гренадерская офицерская
Ростовского пехотного полка. 174 76 1
Сукно, медь, галун, холст, краска. Диаметр
2 15 см высота 32,0 см. КП ИФ 929.
Военно исторический музей артиллерии,
инженерных войск и войск связи
А. В. УВАРОВА
222
Ил. 5. Барабан русский. Середина XVIII в.
Точной атрибуции на данный момент
не имеет. КП ИФ 22045.
Военно исторический музей артиллерии,
инженерных войск и войск связи
Ил. 6. Фрагмент кадла барабана
с изображенными на нем геральдическими
символами. КП ИФ 22045.
Военно исторический музей артиллерии,
инженерных войск и войск связи
Другим примером, когда при атрибу
ции необходимо знание геральдических
символов, являются предметы, принадле
жавшие ранее военнослужащим гарнизон
ных полков. Помимо знамен, изображе
ния гербов здесь встречаются на головных
уборах. В собрании ВИМАИВиВС пред
ставлено несколько гренадерских шапок
гарнизонных полков. На гербах неко
торых из них присутствуют узнаваемые
изображения, не имеющие аналогов. Од
нако иногда они могут быть схожи. Так,
например, в коллекции музея хранится
гренадерская шапка, которая изначально
была атрибутирована по принадлежности
Нижегородскому полку из за изображения
оленя на картуше ил. 4 Однако при обра
щении к Гербовнику знамен Российской
империи Б. К. Миниха удалось устано
вить, что изображение на шапке не соот
ветствует тому, что представлено в источ
нике. Там же был выявлен герб Ростова, на
котором тоже изображен олень 12. Отли
чия между ним в используемых цветах на
ростовском в червленом красном поле
серебряный олень, рога, грива и копыта
золотые, в нижегородском на серебря
ном щите идущий червленый олень, рога,
глаза и копыта черные. При проведении
визуального осмотра и сравнении изобра
жения на шапке с изображениями из Гер
бовника она была переатрибутирована
по принадлежности Ростовскому полку.
Часто встречающимся изображением
в гербах Российской империи является
башня или крепостное сооружение.
По большей
части, они легко узнаваемы,
и определить, что именно за герб перед
нами, не составляет труда. Однако есть
примеры, когда герб на предмете изобра
жен не полностью. Или же на нем присут
ствует сразу несколько символов, напоми
нающих геральдические. Таким примером
является барабан ил. 5 который в учет
ных документах Артиллерийского музея
ГЕРБ КАК ГЛАВНЫЙ АТРИБУТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
атрибутирован по принадлежности русской артиллерии. В правдоподобности данного
определения нас заставляет сомневаться изображение на его кадле ил. 6 в верхней
части овальный картуш в фигурном обрамлении, внутри которого солнце. Ниже него
геральдический щит в окружении воинской арматуры, на нем крепостная стена с тре
мя башнями. На данный момент с атрибуцией данного барабана имеются некоторые
затруднения. Во первых, необходимо определить, какое из изображений считать веду
щим. Во вторых, в исследуемых по данной проблеме источниках не удалось выявить
герб, на котором присутствовал хотя бы один из символов, отштампованных на кадле
рассматриваемого нами барабана.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что рассмотренная группа предметов явля
ется малой частью экспонатов собрания ВИМАИВиВС, содержащих в себе геральдиче
ские символы. Некоторые из них уже были ранее атрибутированы, другие же еще ждут
своего исследователя Важно отметить, что на данный момент установление точного
названия ряда предметов невозможно ввиду недостатка информации об их бытовании
и о символах, изображенных на них. Введение в научный оборот новых источников
будет способствовать атрибуции предметов, содержащих в себе данные символы. 1Кибовский А. В. Историко предметный метод
атрибуции произведений портретной живо
писи России XVIII 1й половины XIX вв.
дис. канд. ист. наук. М., 2000. С. 9.
2 Леонтьева Г. А. Вспомогательные истори
ческие дисциплины учебник для студентов
вузов. 2 е изд. М., 20 15. С. 246 247.
3 Малышев В. Н. Реставрация на службе атри
буции Исследование и сохранение му
зейных коллекций Сохранность культур
ного наследия наука и практика. СПб., 2009.
Вып. 5. С. 39 48.
4 Там же. С. 43 44.
5 Ефимов С. В. Петр Великий и русская ар
мия Памятники Петровской эпохи в собра
нии Военно исторического музея артилле
рии, инженерных войск и войск связи. СПб.,
2022. С. 466, 482.
6 Малышев В. Н. Реставрация на службе атри
буции. С. 42.
7 Например, в 1930 г. специальной комисси
ей было принято решение о передаче боль
шей части предметов исторического фонда
в другие музеи и организации с оставлением
в собрании АИМ только наиболее ценных
и наглядных предметов. Значительная его
часть, в том числе знамена и музыкальные
инструменты, были переданы в недавно
созданный Военно историко бытовой му
зей. Он просуществовал недолго, и уже
в 1937 г. вышел приказ о его принятии в со
став АИМ в качестве исторического фонда.
Учет вновь поступивших предметов прово
дился в ограниченные сроки, из за чего воз
никали неточности в атрибуции предметов.
8 Талызин И. Д. Описание артиллерийско
го зала достопамятных и недостопамятных
предметов 1862 г. СПб., 2006. С. 56.
9 Дальман С. В. По следам голштинских зна
мен Военное прошлое государства Рос
сийского утраченное и сохраненное мате
риалы Всерос. науч. практ. конф., посвящ.
250 летию Достопамятного зала, Санкт Пе
тербург, 13 17 сентября 2006 г. СПб., 2006.
С. 42. 10 Талызин И. Д. Описание артиллерийского
зала С. 59. Егоров В. И. Голштинские войска и дворцо
вый переворот 1762 года. М., 20 16. С. 5. 12 Миних Б. К. Гербовник знамен Российской
империи, содержащий рисунки гербов го
родов, провинций, а также знамен полков,
их гербов и знаков Геральдика.ру ин
тернет проект Геральдическая библиотека.
URL https lib.geraldika.ru b 29 дата обра
щения 15.02.2024
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Уварова А.В. Герб как главный атрибутивный элемент (на примере предметов середины XVIII века из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи) (2025)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|