Агафонов О.В.
Символика бессмертия у донских казаков в период царствования династии Романовых. Новый подход к раскрытию темы.
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года / Государственный Эрмитаж СПб., 2025. С. 196-203
Аннотация: Суть нового подхода к вопросу заключается в объединении усилий ученых-историков и заинтересованных профессиональных художников в создании новых, исторически достоверных образов казаков на основе фотопрототипов, документальных материалов и критической оценки существующих иллюстраций и предметов. При этом активно используются возможности программы Adobe Photoshop и специальных программ, преобразующих черно-белое изображение в цветное.
Об авторе публикации/статьи:
Агафонов Олег Владимирович (Москва) кандидат исторических наук, ответственный секретарь постоянной профильной Геральдической комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Агафонова О.В.в библиотеке найдено еще 2 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 23203 знаков (с пробелами)
196
О. В. Агафонов Москва
СИМВОЛИКА БЕССМЕРТИЯ У ДОНСКИХ КАЗАКОВ
В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ.
НОВЫЙ ПОДХОД К РАСКРЫТИЮ ТЕМЫ
Суть нового подхода к вопросу заключается в объединении усилий ученых исто
риков и заинтересованных профессиональных художников в создании новых, истори
чески достоверных образов казаков на основе фотопрототипов, документальных ма
териалов и критической оценки существующих иллюстраций и предметов. При этом
активно используются возможности программы Adobe Photoshop и специальных про
грамм, преобразующих черно белое изображение в цветное.
Символ бессмертия у казаков изображался и изображается в виде Адамовой головы.
Символика бессмертия в православной вере прежде всего отображена в православном
кресте, еще именуемым Голгофским крестом. Он символизирует жертвенность и презре
ние к земной смерти во имя веры и будущего Воскрешения. С древних времен этот крест
распространен в иконописи, на одежде монахов схимников Существует как натель
ный крест у всех православных верующих, размещается в православных храмах ил. 1
Донские казаки изображали Голгофский крест на своих значках малых флагах
и хоругвях. Изображение наносилось с обеих сторон полотнища. Со второй половины
XVII в. они получали от царского правительства по челобитному прошению значки бунчуки для своих станиц, на которых нередко было изображение, как тогда называ
лось, Честного Животворящего Креста Христова Его неотъемлемой частью является
Адамова голова ил. 2
Во время посещения Москвы делегацией донской старшины в 1730 г. по поручению
войскового атамана Андрея Лапатина была передана челобитная в Военную колле
гию о выдаче из мундирной конторы на каждую станицу всего станиц Войска
Донского значков с надписанием живописью образов 1
В качестве примера того, какие значки передавались на Дон, приводим сохранив
шийся бунчук хоперских казаков, датированный 1738 г. После реставрации в ГОСНИИР
на полотнище стали четко различимы изображения Господь в облаке Ангел Вось
миконечный крест на горе Голгофа с Адамовой головой в основании 2.
Художник исторического жанра В. Н. Болтышев по моим консультациям изобразил
донского знаменосца. Внизу подножия креста хорошо видна Адамова голова ил. 3
У донских казаков она стала означать презрение к смерти, готовность пожертвовать
собой на благо Отечества и для защиты православного населения.
Знамена и бунчуки, по ходатайствам войсковых атаманов, после положитель
ного решения монарха выписывались Военной коллегией со складов Москвы или 197
СИМВОЛИКА БЕССМЕРТИЯ У ДОНСКИХ КАЗАКОВ
Ил. 1Животворящий Крест Господень
на облачении схимников XVI XVII вв.
Прорисовка автора статьи
Санкт Петербурга. Но, в отличие от ар
мейских частей, власти рассматривали вы
дачу знамен казакам не как замену истре
павшейся и отслужившей срок амуниции,
а как форму поощрения за верные служ
бы при наличии документально зафик
сированных заслуг. Наибольшее количе
ство регалий донским казакам пожаловала
в середине XVIII в. императрица Елиза
вета Петровна 142 знамени, 0 бунчуков
и 2 значка3.
К концу царствования императрицы
Екатерины II в войско было дополнитель
но отправлено 15 1знамя и 250 бунчуков.
Со всеми ранее полученными святынями
войско как бы обретало постоянный по
ходный иконостас в бескрайней степи и на
походе вне войсковой территории4.
С этими знаменами и бунчуками дон
ские казаки прошли всю Отечественную
войну 18 12 г., повоевали в Заграничном
походе и водрузили свои символы славы
на Елисейских Полях в Париже. Затем
с триумфом вернулись на Дон и оставили
на хранение в войсковом и станичных хра
мах как свидетельство казачьей доблести.
Новый период в распространении Ада
мовой головы у донских казаков начался
на рубеже 50 х гг. XIX в., в период реша
ющих боев на Северном Кавказе. И сно
ва здесь проявилась связь с духовными
основами православия. По преданию,
командир 17
го Донского казачьего пол
ка Яков Петрович Бакланов к празднику
Крещения получил посылку с черной хо
ругвью, на которой были вышиты Адамо
ва голова большого размера и фрагмент
текста молитвы. Считается, что полотно
было изготовлено и расшито монахи
нями Старочеркасского девичьего мона
стыря. Недолго думая, Бакланов приказал
прикрепить его к пике и сделал своим
личным значком. Там, где появлялся этот
значок, был разгром врага. После окон
чания Кавказской войны этот значок как
Ил. 2. Бунчук хоперских казаков 1738 г.
а лицевая сторона б графическая
прорисовка Голгофского креста
с лицевой и оборотной стороны
в оборотная сторона.
Авторская реконструкция
а
б
в 198
О. В. АГАФОНОВ
Ил. 3. В. Н. Болтышев. Хорунжий Донского казачьего войска
середины XVIII в. Реконструкция.
Совместный проект с О. В. Агафоновым
символ Победы вернулся на Дон и стал неофициальным строевым флагом, визитной
карточкой 17
го Донского казачьего полка.
Но как на самом деле выглядел баклановский флаг середины XIX в., доставленный
в Новочеркасск Обычно руководствуются его описанием в мемуарах и современны
ми иллюстрациями, повторяющимися в многочисленных художественных изданиях,
статьях и литературе5. Играет роль и современная интерпретация флага на памятнике
генералу Я. П. Бакланову в Новочеркасске. В 30 е гг. ХХ в. все бронзовые элементы па
мятника, в том числе и флаг, были сняты и отправлены в переплавку. Памятник стоял 199
СИМВОЛИКА БЕССМЕРТИЯ У ДОНСКИХ КАЗАКОВ
полуразрушенный. Только в 1995 г. бла
годаря реставрации скульптора А. В. Та
расенко бронзовые элементы были зано
во отлиты и установлены на памятнике.
На бронзовом флаге высечена надпись
славянской вязью ЧАЮ ВОСКРЕСЕ
НИЯ МЕРТВЫХ И ЖИЗНИ БУДУ
ЩАГО ВЕКА. АМИНЬ
Однако, как показывает изучение фото
материалов, не введенных в научный обо
рот, до сих пор изображают флаг более
позднего времени, а именно официально
утвержденный императором Николаем II
на основе личного баклановского знач
ка присвоен полку в 100 летний юбилей
со дня рождения Бакланова
К счастью, сохранилась групповая фо
тография чинов полка начала XX в. на
фоне этого флага и других полковых исто
рических предметов. Но на нее не обраща
ют внимания. Возможно, эта фотография
сделана после присвоения в 1904 г. полку
вечного шефа генерала Бакланова. На
ней хорошо видно, что надпись ЧАЮ
ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ была сде
лана только вверху. Достоверное изобра
жение личного значка Бакланова особен
но важно сегодня, в 5 летний юбилей
легендарного героя Дона.
С помощью художника Д. С. Титова и в соответствии с фрагментом этой фотогра
фии была проведена работа по преодолению утвердившегося стереотипа и введению
в научный оборот достоверного изображения личного значка генерала Бакланова ил. 4
Видна разная стилистика Адамовой головы в середине XIX и в начале ХХ в.
В мирное время российское правительство уделяло большое внимание 17 му Дон
скому казачьему полку. В год десятилетия присвоения полку вечного шефа генера
ла Бакланова февраль 19 14 г. были высочайше пожалованы в качестве особой кол
лективной награды знаки белого металла в виде Адамовой головы с личного флага
Я. П. Бакланова.
Знак изготовлялся из белого металла и имел размеры от верхнего края черепа
до нижнего края костей 58 мм, между верхними концами костей 44 мм. Размер черепа
в высоту 40 мм, в ширину 34 мм. Длина костей 47 мм.
Также был утвержден нагрудный полковой знак. Он представлял собой оксидиро
ванный Кавказский крест с позолоченными мечами. В центре креста располагалась
Адамова голова из белой эмали. По лучам креста проходила надпись славянской вязью ЧАЮ ВОСКРЕСЕНIЕ Я МЕРТВЫХЪ АМИНЬ выполненная выпуклыми
Ил. 4. Личный значок Я. П. Бакланова
на фрагменте фотографии начала ХХ в. вверху
и на рисунке реконструкции
Д. С. Титова внизу
Совместный проект с О. В. Агафоновым
200
О. В. АГАФОНОВ
Ил. 5. В. Н. Болтышев. Младший урядник 17 го Донского казачьего генерала
Бакланова полка с полковым флагом.
Справа металлические знаки,
пожалованные нижним чинам полка.
Совместный проект с О. В. Агафоновым
Ил. 6. Авторский цветной фото
рисунок казаков баклановцев
на фронте в 19 16 г.
Ил. 7. В. Н. Болтышев. Хорунжий 17 го Донского казачьего генерала Бакланова
полка Сладков Василий Иванович на
Восточном фронте Первой мировой войны.
Совместный проект с О. В. Агафоновым
серебряными буквами. Для нижних чи
нов весь знак изготовлялся из бронзы или
мельхиора. Размер знака 42 42 мм ил. 5
Вскоре мирное время закончилось, раз
разилась Первая мировая война. Казаки
переходили на походную форму одежды.
В этой связи возникает вопрос, восполь
зовались они своими коллективными на
градами на фронте или оставили их дома
Ответ видим на фотографиях 19 16 г.
Для лучшего представления они мною рас
крашены в программе Adobe Photoshop.
Предварительно пропущены через про
грамму, преобразующую черно белый вид
в цветной, и затем усилены полученные
цвета ил. 6
20 1
СИМВОЛИКА БЕССМЕРТИЯ У ДОНСКИХ КАЗАКОВ
Ил. 9. В. Н. Болтышев. Старший урядник 17 го Донского казачьего генерала Бакланова
полка Фокин Лаврентий Егорович на
Восточном фронте Первой мировой войны.
Совместный проект с О. В. Агафоновым
Ил. 10. Д. С. Титов. Доброволец 17 го Донского казачьего генерала
Бакланова полка Николай Князев на фронте. Реконструкция
Ил. 8. В. Н. Болтышев. Хорунжий 17 го Донского казачьего генерала Бакланова
полка Казанцев Петр Алексеевич на
Восточном фронте Первой мировой войны.
Совместный проект с О. В. Агафоновым
202
О. В. АГАФОНОВ
Ил. А. А. Каревский. Серия планшетов с видами обмундирования
и предметами 17 го Донского казачьего генерала Бакланова полка
а нагрудные полковые знаки нижних чинов вверху
и варианты походной казачьей формы, справа с черным башлыком внизу
б двусторонние погоны образца 1909 г. вверху
и варианты походной казачьей формы в зимний период внизу
в пуговицы мундирный, погонный и фуражечный размеры вверху
зимняя форма офицеров полка с красными башлыками внизу
г фанфара с нерегламентированной завесой вверху
и нерегламентированный значок 1й сотни возможны и обратные цвета,
но с Адамовой головой внизу
Совместный проект с О. В. Агафоновым
а б
в г
СИМВОЛИКА БЕССМЕРТИЯ У ДОНСКИХ КАЗАКОВ
Удалось выяснить, что справа на фотографии младший урядник 4 й сотни 17
го Донского казачьего генерала Бакланова полка Малахов Тимофей Ивано
вич 2 й Донской округ, станица Филоновская награжден Георгиевским крестом
4 й ст. 483749. Крест был найден в станице Старощербиновской в сентябре 2020 г.,
после чего возникла идея создания принципиально новых рисунков на основе фото
прототипов участников Первой мировой войны, Георгиевских кавалеров и фронтови
ков офицеров баклановского полка, носителей символики бессмертия ил. 7 9
Важным отличием казаков баклановцев от других полковых казаков степовых ка
зачьих войск были черные башлыки, которые носились по кавказски закинутыми
за спину, что подтверждают сохранившиеся фотографии. В 1й сотне полка на них
еще изображались Адамовы головы. Сохранилась фотография начала февраля 19 17 г.
На ее основе художник Д. Титов, по моей просьбе, сделал реконструкцию образа этого сына полка на фронте ил. 10
В заключение представляем небольшой униформологический портрет 17 го Дон
ского казачьего генерала Бакланова полка на основе систематизированных нами мате
риалов выполненный А. А. Каревским. Главным его отличием явилось заслуженное
и официально утвержденное право использования символа бессмертия как особого
военного
отличия ил.
Интересно, что уже после падения самодержавия, в июле 19 17 г., выражая волю каза
ков, председатель полкового комитета 17 го Донского казачьего полка обратился с хо
датайством о распространении ношения присвоенных полку изображений Адамовой
головы и на некоторые другие предметы обмундирования, а именно на погоны вместо 17 пуговицы вместо орла фуражки вместо кокарды сапоги на место гусарских
розеток и на башлыки черные причем этому присвоению предлагалось установить
характер боевой награды. Казакам было отказано, но они продолжали носить папахи
и бышлыки явочным порядком. 1См. Казаки и бурлаки, XVII XVIII века
материалы по истории и генеалогии каза
чества. Вып. XVIII авт. сост. В. А. Гусев.
Волгоград. 2024. С. 96.
2 Фролов Б. Е., Чернышов А. В. Знамена и штан дарты
Кубанского казачьего войска ката
лог. Краснодар, 20 12. С. 203.
3 Агафонов О. В. Династия Романовых и донские
казаки взгляд сквозь знамена и штан
дарты Исторический вестник. 20 3.
С. 266.
4 Там же. С. 269.
5 См. Венков А. В. Гроза Кавказа. Жизнь и по
двиги генерала Бакланова. М., 2008. С. 3
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Агафонов О.В. Символика бессмертия у донских казаков в период царствования династии Романовых. Новый подход к раскрытию темы. (2025)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|