Кириллов С.Н., Мурзин-Гундоров В.В.
Восполнение геральдического наследия рода Боратынских по материалам из собрания музея Е. А. Боратынского в Казани
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года / Государственный Эрмитаж СПб., 2025. С. 146-155
Аннотация: Настоящая работа предполагает восполнить информативную базу и ввести в научный оборот впервые ранее неизвестные изображения из геральдического наследия семьи дворян Боратынских, находящиеся в собрания музея поэта Е. А. Боратынского в Казани. Исследование выделяет шесть предметов второй половины XIX – начала XX в. с элементами родовой дворянской геральдики этой фамилии. В работе крайне важное место занимает генеалогическая составляющая, поскольку она позволяет дать более точную атрибуцию изучаемых геральдических памятников с уточнением времени их создания с привязкой к конкретной личности.
Об авторах публикации/статьи:
Кириллов С.Н.
Мурзин-Гундоров Виктор Владимирович (Москва) специалист Кафедры рационального природопользования Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 35104 знаков (с пробелами)
146
С. Н. Кириллов, В. В. Мурзин Гундоров Москва
ВОСПОЛНЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
РОДА БОРАТЫНСКИХ ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ
Е. А. БОРАТЫНСКОГО В КАЗАНИ
Настоящая работа предполагает восполнить информативную базу и ввести в научный
оборот впервые ранее неизвестные изображения из геральдического наследия
семьи дворян Боратынских, находящиеся в собрания музея поэта Е. А. Боратынского
в Казани. Исследование выделяет шесть предметов второй половины XIX начала
XX в. с элементами родовой дворянской геральдики этой фамилии. В работе крайне
важное место занимает генеалогическая составляющая, поскольку она позволяет дать
более точную атрибуцию изучаемых геральдических памятников с уточнением време
ни их создания с привязкой к конкретной личности.
Прежде чем перейти к теме нашего исследования, нельзя не упомянуть место, где
хранятся интересующие нас предметы. Историческое здание музея, памятник архитек
туры деревянного зодчества, который был построен на рубеже XVIII XIX вв.
В настоящее время в здании городской усадьбы в Казани располагается литератур
ный музей поэта Е. А. Боратынского, друга А. С. Пушкина и барона А. А. Дельвига. Бо
лее столетия, в XIX и XX вв., имя Дельвигов будет тесно переплетено с Боратынскими,
их домом и музеем. Между тем сам поэт золотого века русской словесности Евгений
Абрамович Боратынский Баратынский никогда в этом доме не жил. В 1869 г. первым
владельцем дома стала семья его сына Николая Евгеньевича. Далее, вплоть до 19 18 г.,
дом принадлежал трем поколениям этой древней дворянской семьи. Именно поэтому
овеянный литературным гением дом по справедливости можно назвать домом Бора
тынских. В советский период истории в стенах казанской городской усадьбы разме
щалась средняя общеобразовательная школа 34, при которой и начал складываться
школьный музей. Его открытие произошло в 1977 г. Помнившие дореволюционный
дом Боратынских жители Казани передавали в дар предметы, связанные с историче
ским прошлым этой семьи.
Как уже говорилось, настоящее исследование выделяет шесть ранее неизвестных
предметов геральдического наследия второй половины XIX начала XX в. с элемен
тами родовой дворянской геральдики фамилии Боратынских барельеф лепного гер
ба Боратынских в Белом зале герб Боратынских на шкатулке графический набросок
классического герба Боратынских эскиз с гербом Боратынских без намета над дверным
проемом вариативный эскиз с испанским щитом герба Боратынских эскиз карниза над
дверным проемом с гербом Боратынских. 147
ВОСПОЛНЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДА БОРАТЫНСКИХ
Ил. 1Барельеф лепного герба Боратынских в Белом зале. 1869.
Музей Е. А. Боратынского. Филиал Национального музея Республики Татарстан
С 1865 г. у сына поэта, Николая Евгеньевича Боратынского, началась весьма замет
ная общественная деятельность в Казанской губернии, впоследствии продолжавшаяся
более тридцати лет. Он был и уездным предводителем дворянства, и председателем
попечительского Совета Мариинского училища. Будучи человеком семейным, жена
тым с 1864 г. на Ольге Александровне Казем Бек, он в 1869 г. приобретает городскую
усадьбу в Казани. Не исключено, что именно в этот период классицистический декор
стен Белого зала получает геральдическое оформление с родовым дворянским гербом
фамилии ил. 1Гипсовые барельефы монохромной лепнины с гербами расположены
в верхней части двух противоположных стен непосредственно под потолочным плин
тусом зала. Геральдический декор сохранился без изменений до настоящего времени.
Расчистка лепнины не выявила никаких следов возможных цветовых решений, финиф
тей и эмалей.
Употребление в убранстве интерьера изображения фамильного герба сочеталось
с убеждениями Николая Евгеньевича, которого считали приверженцем консерватив
ных взглядов, видевшим в дворянском сословии оплот российской государственности.
Классовые воззрения представителя XV поколения рода идеологически укладывались
в представление о необходимости сохранения в империи поместного дворянства. О чем
свидетельствуют, в частности, написанные им статьи.
Нельзя не отметить, что заказчик лепного геральдического декора лепнины Белого
зала умышленно подчеркнул польские истоки происхождения фамилии. Националь
ный генеалогический компонент просматривается в форме геральдического щита. Сте
ны украшает вариант, более характерный для польского герба 1В бытовом использо
вании заказчик предпочел польский щит в противовес каноническому французскому. 148
С. Н. КИРИЛЛОВ, В. В. МУРЗИН ГУНДОРОВ
В остальном контурно барельефы гербов, за некоторым исключением, не противоречат
блазону и графическому рисунку из Общего гербовника где фамилия упомянута как Баратынские 2.
Согласно тексту источника, в щите, имеющем красное поле, горизонтально изо
бражены три серебряные Реки. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дво
рянскою Короною, на поверхности которой видна Собака, сидящая в ковше. Намет на
щите красный подложенный серебром В варианте герба Общего гербовника собака
с пригнутыми передними лапами из клейнодной части герба сидит скорее не в ковше,
а в чаше, и смотрит влево. В тексте нет уточнения формы геральдического щита. Там
же, в варианте Общего гербовника щит четырехугольный французский с заострен
ным основанием, тогда как на барельефе щит польский. Обычно щит герба Корчак
изображают четырехугольным с круглым основанием, он известен как испанский щит.
Также в Общем гербовнике не уточнено, в какую сторону повернута собака в клей
ноде навершия герба. На лепном варианте из Белого зала сидящая в чаше собака по
вернута вправо. Заметим, что правое отзеркаленное направление поворота собаки
характерно и для базового прототипа герба рода Боратынских герба Корчак
Визуально в классическом варианте герба Боратынских в щите три горизонтальные
серебряные реки выглядят в виде трех белых балок или брусков, помещенных в чер
вленом поле щита. Вверху геральдического щита располагается самая длинная из них.
Ниже средняя, она короче верхней. Под ними самая короткая нижняя река.
На барельефе длина рек щита не соответствует утвержденному варианту Гербовника Верхняя средней длины, средняя самая длинная, нижняя короче предыдущих.
Нельзя не упомянуть, что герб рода Боратынских живое свидетельство гербового
родства на примере принадлежности фамилии к гербу Корчак По нашим подсче
там, эту эмблему использовали в разное время примерно 27 1дворянский род. Из них
200 родов в Польше, 7 1род на территориях современных государств России, Бела
руси, Украины и Литвы. Из вышеперечисленных семей данный герб был у четырех
графских фамилий. Помимо прочего, еще 19 родов использовали измененный вариант
герба. Корчак представляет собой зримое свидетельство того, как в Речи Посполитой
геральдика шляхетского рода укладывается в рамки традиции корпоративной принад
лежности. Эти фамилии не состояли в генетическом родстве от общего прародителя,
однако они объединялись под общим гербом.
За столетия по поводу происхождения и интерпретации визуальной конкретики со
держимого в поле щита успел сформироваться целый ряд версий. Одну из них, наибо
лее устойчивую, можно назвать географической. Если мы говорим про род, восходящий
своими корнями к Речи Посполитой, то для подтверждения шляхетских прав фамилии
вполне закономерно базироваться на исследованиях богатого материала предшествен
ников геральдистов и генеалогов этого государства. В частности, в своей работе мы
обратились к гербовнику польского историка Каспера Несецкого конца XVII первой
половины XVIII в Солидный труд содержит генеалогические и геральдические мате
риалы из государственных и частных архивов. В XIX в. он был дополнен и опубликован
в десяти томах Яном Непомуценом Бобровичем в Лейпциге 1839 1845 Гербовник
Польский получил статус солидного документального источника.
Согласно версии гербовника Несецкого, фамилию Боратынских следует относить
к трем гербовым корпорациям герба Остоя 3, герба Топор 4 и герба Корчак 5. 149
ВОСПОЛНЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДА БОРАТЫНСКИХ
Отметим, что исследуемые нами представители семьи Боратынских герба Корчак
состояли в родстве с однофамильными им армигерами герба Топор 6. Они проис
ходили от княгини Анны Васильевны Пшездзельницкой урожденной Боратынской
потомков ее второго брака с Матвеем Николаевичем Краснопольским герба Топор
Предок Боратынских герба Корчак владелец имения Ханковичи Степан Иванович,
представитель IV колена, доводился княгине двоюродным братом. Он же впоследствии
и унаследовал родовой замок фамилии Боратынь, построенный их прадедом коронным
подскарбием Королевства Польского Дмитрием Божидаром. Традиционно считается,
что транслитерация названия замка дословно читалась, как Божья оборонь Следу
ющие представители V поколения рода, уже в середине и второй половине XIV в.,
стали
писаться de Boratyn 7. Про родовой замок известно, что он существовал в на
чале XIX столетия
и находился в собственности польской семьи Стадницких. Данное
родовое владение не стоит смешивать с имением Боратынец Лядзкий, сохранявшееся
в собственности другой ветви, потомков Александра Петровича Боратынского вплоть
до 1788 г. От его младшего брата Ивана Петровича, прапрапрадеда поэта, происходят
казанские Боратынские8.
События, связанные с интересующей нас ветвью семьи и возникновением их герба,
К. Несецкий возводит ко времени вождя гуннов Аттилы и его сподвижнику Зоарду,
жившему в V в. Он же разбил вражеские войска в битвах около рек Дуная, Савы и Тисы.
Согласно сложившейся традиции, три серебряные полосы в щите герба символизиру
ют эти самые реки. Собака же в нашлемнике местного жестокого правителя, сверг
нутого Зоардом. Оставив в стороне фантазийную составляющую, напомним, что уже
во второй половине XIV в. род Боратынских существовал и имел герб. Более поздним
наслоением можно назвать собаку в клейноде. Ее появление следует отнести к периоду
XV в. В повествовании Несецкого, речь идет о территории, где впоследствии было
образовано Венгерское королевство. Почти о том же, но уже в середине XIX в., говорит
и А. Б. Лакиер, приписывая Корчак князьям Славонии, через которых герб изначаль
но попал в Венгерию и далее в Польское королевство9.
Если посмотреть на географическую карту, то реки Сава и Тиса являются притоками
Дуная, второй по длине реки в Европе. Водосборные территории притоков образуют
достаточно обширную область на севере Балканского полуострова. В том случае, если
бы их изображали на гербе буквально, то две короткие полосы должны были бы сое
диняться под углом с длинной, а не идти параллельно. Приняв реальность миграции
и заимствования символов, как и схематичность передачи изображения местности рек,
мы допускаем возможность на существование географического контекста, как версии
возникновения герба.
Геральдика рода Боратынских в конце XIX столетия в коллекции музея представ
лена предметом, имеющим отношение уже к следующему, второму поколению се
мьи, проживающей в Казани, внуку поэта Александру Николаевичу, представителю
XVI колена.
Изображение фамильного герба присутствует на крышке шкатулки. Судя по году 189 1выполненному, как и герб, накладной резьбой, ее создание имеет прямую связь
с матримониальным событием, случившимся в семье 15 сентября 189 1г., бракосочетанием
Александра Николаевича Боратынского и Надежды Дмитриевны Шипо
вой ил. 2 150
С. Н. КИРИЛЛОВ, В. В. МУРЗИН ГУНДОРОВ
Ил. 2. Крышка шкатулки с гербом Боратынских.
Дерево накладная резьба, интарсия. 189 1Инв. КМГ КП 32830 42.
Национальный музей Республики Татарстан
Ил. 3. Герб Боратынских на шкатулке фрагмент Дерево накладная резьба,
интарсия. 189 1Инв. КМГ КП 32830 42.
Национальный музей Республики Татарстан
Основная композиция герба представ
ляет классический вариант из Общего
гербовника Здесь нет никаких намеков на
польский щит и отхождения от стандар
тов утвержденного образца ил. 3 Кроме
девизной ленты, размещенной непосред
ственно в нижней части герба под самим
щитом. Резная лента содержит латинские
литеры Boh ratuj
Можно предположить, что текст лент
намекает на свадебные события в видоиз
мененной форме фамилии Боратынских.
Перевод с польского имеет два прочтения Боже, храни меня или Бог спасает
Лексема, характерная для разницы в пра
вописании, может также намекать и на на
звание родового замка Боратынь, Божья
оборонь в том числе на фамильное имя
de Boratyn, употребляемое представителя
ми II поколения семьи в XIV столетии.
В клейнодной части нашлемника утра
чен фрагмент накладной резьбы с соба
кой. Также в поле щита утрачены условные
изображения рек. Едва заметные контуры 15 1
ВОСПОЛНЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДА БОРАТЫНСКИХ
несохранившихся накладок резьбы дают
возможность угадывать их прежнее распо
ложение. В настоящее время, ввиду недо
статочной сохранности, музейный пред
мет находится на консервации.
Отрывочные документальные свиде
тельства рубежа XIX XX вв. позволяют
предположить, что в этот период времени
внутренний декор интерьера усадебного
дома был переформатирован. Об измене
ниях, направленных в сторону герольди
зации убранства, свидетельствуют дати
руемые началом 1900 х гг. листы заметок
из тетради Александра Николаевича Бора
тынского ил. 4 7
Несомненно, что эскизы рисунков вы
полнены рукой хозяина дома. В графи
ческих набросках четко проступает отри
совка фамильного герба на декоративных
элементах интерьера. Беглая черновая
графика с фамильным гербом зримо под
черкивает искание автора в пользу выбора
геральдической композиции.
По краям французского щита еще ви
ден традиционный намет ил. 4 На листах
следующих отрисовок наверший дверного проема автор полностью отказывается
от традиционного намета ил. 5 На одном из эскизов меняет форму геральдического
щита с французского на испанский ил. 6
Ил. 4. Графический набросок классического
герба Боратынских. Начало 1900 х.
Лист из тетради с заметками
А. Н. Боратынского. Инв. КМГ КП 32827 542.
Национальный музей Республики Татарстан
Ил. 5. Эскиз с гербом Боратынских без намета над дверным проемом. Начало 1900 х.
Лист из тетради с заметками А. Н. Боратынского. Инв. КМГ КП 32827 542.
Национальный музей Республики Татарстан 152
С. Н. КИРИЛЛОВ, В. В. МУРЗИН ГУНДОРОВ
Ил. 6. Вариативный эскиз с испанским щитом герба Боратынских. Начало 1900 х.
Лист из тетради с заметками А. Н. Боратынского. Инв. КМГ КП 32827 542.
Национальный музей Республики Татарстан
Ил. 7. Эскиз карниза над дверным проемом
с гербом Боратынских. Начало 1900 х.
Лист из тетради с заметками
А. Н. Боратынского.
Инв. КМГ КП 32827 542.
Национальный музей Республики Татарстан
В некоторых из набросков угадыва
ются карнизы для штор над портьерами
дверных проемов внутренних помещений
дома ил. 7
Предположительно, эти рисунки из те
тради Александра Николаевича Боратын
ского 1900 начала 19 10 х гг. и предназна
чались для убранства Белого зала. О том,
что они реально существовали и погибли
в послереволюционный период, утвер
дительно свидетельствуют две сохранив
шиеся художественные работы начала
XX в. Оба произведения созданы в период 19 14 19 16 гг. В 19 16 г. их представляли на
выставке Художественные сокровища Ка
зани Произведения доносят интерьеры
Белого зала.
Первая из художественных работ Старая усадьба кисти русского и совет
ского живописца Павла Александровича
Радимова ученика Н. И. Фешина, не
сколько лет назад промелькнула на од
ном из аукционов. Ее датируют временем
проведения выставки 19 16 г. На полотне
отчетливо виден герб в декоре карниза над
дверным проемом. В настоящее время ме
стонахождение произведения, попавшего
в частную коллекцию, неизвестно. 153
ВОСПОЛНЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДА БОРАТЫНСКИХ
Ил. 8. А. А. Боратынский. 19 16. Казань. Холст масло.
Частное собрание
Второе художественное произведение, датируемое 19 16 г. и подтверждающее существование
герба семьи в декоре карниза над дверным проемом, принадлежит кисти
представителя третьего поколения Боратынских, живших в усадебном доме ил. 8
Это юный правнук поэта Александр Александрович, представитель XVII поколе
ния династии. В его живописной работе, находящейся в частном собрании, условное
изображение герба просматривается в декоре Белого зала. Несколько лет назад произ
ведение экспонировалось на одной из выставок в подмосковной усадьбе Мураново. 154
С. Н. КИРИЛЛОВ, В. В. МУРЗИН ГУНДОРОВ
Ил. 9. Родословная таблица отдельные родственные связи семьи дворян Боратынских.
Автор составитель В. В. Мурзин Гундоров
ВОСПОЛНЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДА БОРАТЫНСКИХ
В нашем исследовании важное место занимает генеалогический аспект ил. 9
Изучение
родственных связей семьи Боратынских и их окружения позволяет дать более
точную атрибуцию памятников, несущих геральдическую нагрузку. Это дает возмож
ность аргументировать, уточнить время, место их создания и личность, с которой было
связано интересующее нас событие, для последующей атрибуции.
В случае с Боратынскими родовой утвержденный вариант герба в бытовой практике,
посредством потребностей, вкусов и веяний эпохи, а также отдельных личностей из
фамилии, подвергался изменениям. По факту, проецируясь на ту или иную основу,
усваивал новые нюансы индивидуальности, становясь предметом частного герботвор
чества. Подобную живую динамику жизнедеятельности герба зримо демонстрируют
введенные в научный оборот экспонаты из музейного собрания музея Е. А. Боратын
ского, являющегося филиалом Национального музея Республики Татарстан.
В стенах усадебного дома сложилась коллекция предметов геральдического насле
дия. В основном это вещи из фамильного столового серебра второй половины XIX в.,
печати штампы, шкатулка, листы с эскизами карнизов, оттиски с гербами с печати
и другие предметы. Они происходят не только из самой семьи Боратынских. Вещи
в коллекции, помимо их родового герба, несут геральдическую символику родов баро
нов фон Дельвиг, дворян Кроль и других семей, имеющих тесные родственные связи
с хозяевами городской усадьбы 10. 1Мурзин Гундоров В. В. Эволюция родового
герба династии князей Мещерских на при
мере трех ветвей фамилии ТГЭ. 20 19. Т. 98 Геральдика исследование и практи
ка материалы науч. конф., посвященной
памяти Сергея Николаевича Тройницкого,
20 22 февраля 20 18 года. С. 145.
2 Общий гербовник дворянских родов Все
российской империи. Ч. 4. СПб., 1799.
С. 6.
3 Niesieсki K. Herbarz Polski Wyd. J. N. Bobrowiсz.
Т. 0. Lipsk, 1839 1845. T. 2. 1839.
S. 237.
4 Там же 237 238.
5 Там же 235 237.
6 Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный
сборник русских дворянских фамилий в 2 т.
Т. 1СПб., 1886. С. 157.
7 Там же. С. 156.
8 Там же. С. 163.
9 Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990.
С. 274. 10 Мурзин Гундоров В. В., Кириллов С. Н. Опыт
атрибуции предметов геральдического на
следия семьи баронов фон Дельвиг из собра
ния музея Е. А. Боратынского в Казани
ТГЭ. 2024. Т. 120 Геральдика исследо
вание и практика материалы науч. конф.,
посвященной 150 летию со дня рождения
Петра Ивановича Белавенца, 20 22 февраля
2023 года. С. 190 198.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кириллов С.Н., Мурзин-Гундоров В.В. Восполнение геральдического наследия рода Боратынских по материалам из собрания музея Е. А. Боратынского в Казани (2025)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|