Шпунтов А.В.
Символы на печатях религиозных институций киевской митрополии XVIII века
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года / Государственный Эрмитаж СПб., 2025. С. 96-103
Аннотация: Прежде мне приходилось уже рассказывать о гербах духовенства, и это касалось малороссийского духовенства и в основном архиереев. В этот раз мне хотелось бы продолжить тему и рассказать не только о гербах, но и о других символах, нашедших свое зримое воплощение на печатях религиозных институций: духовных правлений, семинарии, монастырей и митрополии в целом.
Об авторе публикации/статьи:
Шпунтов Александр Васильевич (Брянск) брянский краевед, геральдист
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шпунтова А.В.в библиотеке найдено еще 9 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 26468 знаков (с пробелами)
96
А. В. Шпунтов Брянск
СИМВОЛЫ НА ПЕЧАТЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУЦИЙ
КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ XVIII ВЕКА
Прежде мне приходилось уже рассказывать о гербах духовенства, и это касалось
малороссийского духовенства и в основном архиереев 1
В этот раз мне хотелось бы продолжить тему и рассказать не только о гербах,
но и о других символах, нашедших свое зримое воплощение на печатях религиозных
институций духовных правлений, семинарии, монастырей и митрополии в целом.
Не скажу, что я выступаю первооткрывателем. Упомяну только лишь статью диа
кона Александра Мусина Архиерейская сфрагистика на Руси в XI XVII веках его
доклад был представлен на Геральдическом семинаре в 2003 г.2 А основой моей ста
тьи стали работы Игоря Михайловича Сытого, старшего научного сотрудника Чер
ниговского исторического музея3. Имеется лишь одна ссылка на печать из Брянско
го областного музея. Я попытался как то обобщить доступный мне материал, сузить
до заявленной темы и разложить его по полочкам
Почему статья обращена к Киевской митрополии Я давно занимаюсь историей Ста
родубщины, Стародубского полка, если говорить о временах Гетманщины, а это север
Черниговской губернии. И хотя Черни
говская епархия территориально совпала
к концу XIX в. с границами Черниговской
же губернии, мировоззренчески невоз
можно отделить ее от Киевской епархии,
а все это входило в Киевскую митропо
лию, точнее в Левобережную часть этой
митрополии.
Итак, обратимся к эмблемам на печатях.
Условно их можно разделить на печа
ти, основанные на иконографических сю
жетах, и печати геральдические.
Начнем с, казалось бы, простой печати
Киевской митрополии ил. 1на которой
изображен храм ротонда о семи столбах.
Это однозначная перекличка с Семи
столпной иконой, весьма почитаемой
в Малороссии. Эта икона, заимствованная
Ил. 1Печать митрополии
Киевско Софийской. 1696.
Воспроизводится по Ситий I. Козацька
Укра на печатки, герби, знаки та емблеми
кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 779.
Из собрания автора
97
СИМВОЛЫ НА ПЕЧАТЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУЦИЙ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ XVIII ВЕКА
Ил. 2. Икона Семистолпная Прему дрость созд Себ д м София Премудрость Божия 18 12. Киев.
Из собрания автора
из церкви Юстиниана в Византии, известна как Киевская икона Софии Премудрости
Божией, насыщена символикой и заслуживает отдельного разговора. Здесь отмечу
только, что на иконе изображен храм и в нем стоящая Богоматерь под сенью, поддер
живаемой семью столпами, на коих изображены эмблемы из Апокалипсиса, и на кар
низе начертаны слова Книги Притчей Премудрость созда Себе дом и утверди столпов
седмь ил. 2 4.
Как вариант печать 1742 г. ил. 3 воспроизводит икону Знамение Богоматерь
на фоне похожего семистолпного храма, по сторонам святые Иоаким и Анна, сверху
98
А. В. ШПУНТОВ
Ил. 5. Печать Черниговской
архиепископии печать
Л. Барановича 1669.
Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на
С. 472. Из собрания автора
Ил. 6. Печать Черниговской
архиепископии.
Прорисовка. 1759.
Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на
С. 480. Из собрания автора
Ил. 7. Печать епископии
Черниговской и Нежинской.
Прорисовка. 19 16.
Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на
С. 48 1Из собрания автора
Ил. 3. Печать Киево Софийской
кафедры. 1742. Богоматерь Знамение
Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на С. 778.
Из собрания автора
Ил. 4. Печать Переяславской
кафедры. 17 14. Вознесение Господне
Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на С. 777.
Из собрания автора
Бог Отец, и по кругу та же надпись, что и на Семистолпной иконе Премудрость
созда Себе храм Стоит отметить, что Александр Мусин считает, что именно образ Знамение был характерен для Киевской митрополии с XII в. до нового времени5.
По сравнению с этими печатями весьма контрастно смотрится печать Михайловской
церкви села Демяново Мглинского уезда6 К сожалению, автор не имеет возможности
воспроизвести на этих страницах изображение этой печати, но она, во первых, доступ
на для просмотра на сайте Государственный каталог Музейного фонда РФ во вторых,
легко описывается одной фразой на матрице печати выгравирован силуэт трехкуполь
ного храма с тремя же большими оконными проемами. Конечно, это печать всего лишь
прихода, а не митрополии, но в ней нет вообще никакого высокого смысла лишь ука
зание на то, что она принадлежит храму, причем сам рисунок не похож на тот храм, что
стоял в этом селе храм не сохранился, но был он деревянный и внешне поэтому никак
не напоминал тот, что гравирован на печати
99
СИМВОЛЫ НА ПЕЧАТЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУЦИЙ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ XVIII ВЕКА
На печати Переяславской кафедры ил. 4 изображена многосложная композиция,
в основе которой икона Вознесение Господне вверху над облаками Христос, ниже
гора Фавор, ангелы и святые. В самом низу в барочном картуше крест на постаменте,
картуш увенчан митрой, за ним скрещенные посох и жезл.
Черниговская архиепископия имела такую печать ил. 5 Христос, восседаю
щий на троне, по сторонам стоят святые Борис и Глеб кафедральным собором был
Борисоглебский На печати 1669 г. указано, что печать эта Лазаря Барановича
печать 1695 г., которая уже была опубликована ранее7, отличается тем, что Христос
не на троне,
а на облаках, да внизу помещен герб Феодосия Углицкого, который был
в то время архиепископом, о чем сообщает надпись по кругу. Но уже в начале XVIII в.
на кафедральной
печати перестало наноситься имя правящего архиерея ил. 6 К кон
цу XIX в. печать вовсе изменилась в связи с объединением Черниговской и Нежин
ской епархий ил. 7
Печати монастырей имеют исключительно патрональные изображения, правда,
с некоторыми вариациями.
Ил. 8. Печать Николаевского
Гадячского Красногорского
монастыря. 1699.
Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на
С. 776. Из собрания автора
Ил. 9. Печать Николаевского
Пустынно Рыхлевского
монастыря. 1720.
Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на
С. 776. Из собрания автора
Ил. 10. Печать
Николаевского Крупицко
Батуринского монастыря. 1786. Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на
С. 489. Из собрания автора
Печати Гадячского Красногорского ил. 8 и Пустынно Рыхлевского ил. 9 Николаевских
монастырей предсказуемо содержат изображение Николая Чудотворца. Лишь печать
Крупицко Батуринского Николаевского монастыря ил. 10 без него на ней изображены
на барочном
картуше под митрой архиерейские посох и жезл.
Архистратиг Михаил присутствует в двух видах он изображен и традиционно, т. е.
вооруженный мечом, на печати Михайловского Златоверхого монастыря ил. и с копь
ем, пробивающим камень, согласно сюжету чуда в Хонех, на печати Киево Выдубецкого
монастыря ил. 12
Печать Троицкого Густынского монастыря ил. 13 имеет такую композицию дерево
с пышной кроною, над ним Всевидящее око, а внизу то ли стол, то ли престол сюжет
Ветхозаветной Троицы.
Печать Пустынно Харлампиевского Гамалеевского монастыря ил. 14 несмотря на плохую
сохранность, легко читается на нижней половине видна мурованная стена, которая, 100
А. В. ШПУНТОВ
Ил. Печать Киевского Михайловского
Златоверхого монастыря. 1694.
Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на С. 484.
Из собрания автора
Ил. 12. Печать Киево Выдубецкого
монастыря. 1690. Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на С. 776.
Из собрания автора
вероятно, указывает на строителей монастыря, гетмана Ивана Скоропадского, при ко
тором велось каменное строительство, и его супругу, погребенных здесь же, а от стены
и на верхней половине виден трон и цветы на нем, что может трактоваться как место
пребывания Иисуса Христа и самой Богородицы.
На печати Свято Покровского Ладанского монастыря ил. 15 названного так по селу
Ладан под Прилуками, изображен щит, в котором виден крест над полумесяцем. И это
не герб, похожий, например, на польский герб Шелига Это в данном контексте один
из вариантов символического изображения Богородицы.
Печать Черниговского Елецкого Успенского монастыря ил. 16 по идее, должна повторять
сюжет Успения и повторяет, но есть один нюанс рисунок выполнен в католической
иконографии, Богородица восседает на облаках а это Вознесение Богородицы
Интересна и печать Черниговского коллегиума семинарии с конца XVIII в. ил. 17
изображена Божия Матерь, стоящая на полумесяце со скрещенными на груди рука
ми. А это воспроизведение иконы Непорочное Зачатие что также ассоциируется
с католицизмом.
В реалиях того времени в Малороссии, где тесно соприкасались католики и православные,
такого рода смешанные сюжеты встречались довольно часто, и ника
ких конфессиональных привилегий на то или иное изображение не наблюдалось.
А, по мнению Игоря Сытого8, именно эти сюжеты указывают на общеевропейскую
ориентацию образованного малороссийского духовенства. Ситуация стала меняться
только с 1830
х гг., когда подобные сюжеты в Российской империи для православных
учреждений перестали употребляться.
Более того, уже в конце XVIII в. на печати Киевской консистории мы видим импер
ского двуглавого орла ил. 18 О том, что эта печать относится к религиозной органи
зации, понятно только по сопровождающей надписи по кругу.
Теперь обратимся к другим печатям, использующим геральдические символы.
К ним относятся печати духовных правлений протопопий Сами правления рас
полагались в городах и сотенных местечках, подчиняясь непосредственно архиерею
и духовной консистории при нем города же, где находились духовные правления, 10 1
СИМВОЛЫ НА ПЕЧАТЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУЦИЙ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ XVIII ВЕКА
Ил. 15. Печать Свято Покровского
Ладанского монастыря. 1775.
Воспроизводится по Ситий I. Козацька
Укра на С. 489. Из собрания автора
Ил. 16. Печать Черниговского
Елецкого Успенского монастыря. 169 1
Воспроизводится по Ситий I. Козацька
Укра на С. 776. Из собрания автора
Ил. 13. Печать Троицкого Густынского
монастыря. 1775. Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на С. 488.
Из собрания автора
Ил. 14. Печать Пустынно Харлампиевского
Гамалеевского монастыря. 1780.
Воспроизводится по Ситий I. Козацька
Укра на Ки в, 20 17. С. 488.
Из собрания автора
Ил. 17. Печать Черниговского коллегиума. 178 1
Воспроизводится по Ситий I. Козацька
Укра на С. 5 15. Из собрания автора
Ил. 18. Печать Киевской консистории. 1779.
Воспроизводится по Ситий I. Козацька
Укра на С. 50 1Из собрания автора 102
А. В. ШПУНТОВ
как правило, располагали собственными гербами. И это многое объясняет в символике
печатей. Вот примеры.
Печати Ичнянской протопопии ил. 19 сердце, увенчанное крестом и пробитое двумя
стрелами накрест изображение подобно гербу Ични и Лубенского духовного правле
ния ил. 20 на печати изображена рука, выходящая из облака и держащая ключ пря
мая отсылка к гербу полкового города Лубны. В случае с печатью Лубенского правления
мы наблюдаем сознательную корректировку городского герба рука, выходящая из об
лака, держит ключ, а не булаву, как в казацком гербе. Думаю, объяснять значение ключа
для людей верующих нет необходимости как и для казака булавы
Вот и на печати Борзнянского духовного правления ил. 2 1изображен крест из герба
Борзны, но печать не копирует городской герб где крест сопровождается внизу по
лумесяцем вместо полумесяца здесь две пальмовые ветви и звёзды, по три с каждой
стороны от креста. При этом над крестом помещена митра.
Ил. 2 1Печать Борзнянского духовного
правления. 1787. Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на С. 494.
Из собрания автора
Ил. 22. Печать Стародубского
духовного правления. 1786 1790.
Воспроизводится по Ситий I. Козацька
Укра на С. 496. Из собрания автора
Ил. 19. Печать Ичнянской протопопии. 1769. Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на С. 495.
Из собрания автора
Ил. 20. Печать Лубенского духовного
правления. 1769. Воспроизводится по
Ситий I. Козацька Укра на С. 495.
Из собрания автора
СИМВОЛЫ НА ПЕЧАТЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУЦИЙ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ XVIII ВЕКА
Печать Кролевецкого духовного правления, известная лишь из описания9, выбивается
из этого ряда на ней, как и в случае с Киевской консисторией, помещен двуглавый орел,
и о принадлежности печати можно узнать только из надписи.
Наибольший интерес представляет печать Стародубского духовного правления ил. 22
Она основана на использовании герба Стародуба, но герб дополнен весьма красноречивой
фигурой у корней дерева лежит секира Сказано Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь Мф. 7, 19
Подводя итог сказанному, отметим, что печати епархий и монастырей имели па
трональный характер, а потому иконографически устойчивый вид. Печати духовных
правлений изобразительно тяготели к гербам, поскольку управленческие структуры
были нагружены и вполне мирскими бюрократическими заботами печати тоже редко
менялись, но в их рисунок уже могли вмешиваться внешние обстоятельства, связанные
с государственной политикой.
В завершение добавлю, что печати простых священников принципиально отлича
лись хаотичностью и беспорядочным использованием например, у одного священника
могло быть пять шесть разных печатей сюжеты их могли быть весьма экзотичными
это и элементы шляхетского герба, и церковные символы, вплоть до католических капелюшей,
и библейские сцены суд царя Соломона и вполне языческие богиня Фортуна.
Впрочем, это другая тема, для следующей статьи. 1Шпунтов А. В. В поисках утраченных смыслов
гербы православных церковных
иерархов
XVII XVIII веков ТГЭ. 2022. Т. 5 Геральдика исследования и практика материалы науч. конф. 18 20 февраля
202 1г. С. 12 36.
2 Мусин А., диакон. Архиерейская сфрагистика
на Руси в XI XVII вв. опыт комплексного
осмысления Материалы конференции
к 20 летию Геральдического семинара при
Государственном Эрмитаже. СПб., 2000.
URL https sovet.geraldika.ru artiсle 4847 дата обращения 06.03.2024
3 Ситий I. Козацька Укра на печатки, герби,
знаки та емблеми кiнця XVI XVIII столiть.
Ки в, 20 17. 972 с., ил.
4 Подробнее см. Икона Богородицы Со
фия Премудрость Божия Киевская
Азбука веры интернет портал URL
https azbyka.ru days ikona sofija premudrost
bozhija kievskaja дата обращения
06.03.2024
5 Мусин А., диакон. Архиерейская сфрагисти
ка URL https sovet.geraldika.ru artiсle
4847 дата обращения 06.03.2024
6 Печать церковная БОМ 5006. Брянский
государственный областной краеведческий
музей Государственный каталог Музей
ного фонда Российской Федерации офиц.
сайт URL https goskatalog.ru portal
сolleсtions id 5522294 дата обращения
06.03.2024
7 Шпунтов А. В. В поисках утраченных смыслов
С. 126, ил. 8.
8 Ситий I. Козацька Укра на С. 5 16, 5 17.
9 Там же. С. 496.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шпунтов А.В. Символы на печатях религиозных институций киевской митрополии XVIII века (2025)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|