Званская Е.В.
Обретение герба в германской геральдической практике XVI века (по К. Шпангенбергу
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года / Государственный Эрмитаж СПб., 2025. С. 59-64
Аннотация: Источники очень скупы в освещении того, как происходило обретение герба. Одним из редких авторов в германской традиции, уделивших внимание этой теме, был Кириакус Шпангенберг, написавший геральдические главы в составе произведения конца XVI в. – «Зерцала знати».
Об авторе публикации/статьи:
Званская Е.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 28632 знаков (с пробелами)
59
Е. В. Званская Брянск
ОБРЕТЕНИЕ ГЕРБА
В ГЕРМАНСКОЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ XVI ВЕКА по К. Шпангенбергу
Положение авторов ранних геральдических трудов, которым приходилось решать
коренные проблемы, а именно происхождение гербов и особенности их бытования
оказывалось весьма и весьма непростым. Образно говоря, им приходилось блуждать
в темноте. И то, что сегодня нам что то становится яснее в этом отношении, несомненно,
и их заслуга.
Источники очень скупы в освещении того, как происходило обретение герба. Одним
из редких авторов в германской традиции, уделивших внимание этой теме, был Кириакус
Шпангенберг, написавший геральдические главы в составе произведения конца
XVI в. Зерцала знати
К. Шпангенберг выделял два способа обретения герба самостоятельный выбор или
принятие от других герб дарования, в основном по пожалованию от особ более высо
кого статуса Изначально каждый человек выбирал и принимал свой собственный герб, какой ему
больше нравился, но без шлема и намета, как купцы и торговцы выбирают определен
ный знак для обозначения своих товаров и бумаг, чтобы их можно было распознать
пишет Шпангенберг, называя термином герб Wappen любые знаки и эмблемы 1
Критерии выбора изображения для герба, по мнению Шпангенберга, были
следующими 1по доброй воле и здравому размышлению
2 из за случайных происшествий и обстоятельств
3 из за особых откровений
4 по врожденным телесным признакам.
Среди примеров, приводимых Шпангенбергом, конечно, присутствуют библейские
и античные сюжеты, но также события из германской истории, что, несомненно, повы
шает ценность его труда. По доброй воле, собственному усмотрению и к удовольствию, один сердцем и ра
зумом но обдуманно и не без причины принял одно изображение, что понравилось
и полюбилось, другой иное, как по обыкновению это делали все достойные герои.
И потому вслед за достойными героями наиболее образованные и просвещенные мужи
выбрали себе свои особые символы и знаки в качестве герба, но без рыцарского щита,
шлема и намета пишет Шпангенберг и приводит примеры эмблем семи протестант
ских богословов Мартина Лютера, Филиппа Меланхтона, Йоханнеса Бугенхагена,
60
Е. В. ЗВАНСКАЯ
Юстуса Йонаса, Каспара Кройцигера, Маттиаса Флациуса Иллирийского, Иоганна
Шпангенберга2.
Говоря о гербе своего отца, Шпангенберг сообщает, что со временем изначаль
ный смысл, вложенный им в гербовое изображение, изменился Мой почивший отец
Иоганн
Шпангенберг для печати и подписи избрал две горы Berg разделенные вод
ным потоком, и на каждой горе пряжка Sсhpange каковые горы он тогда в молодости,
когда в основном занимался поэзией, толковал как горы муз Геликон и Парнас, а ру
чеек как источник Аганиппы. Но затем, когда он стал богословом, оные горы стали
Синай и Сион, а речка между ними Иорданом, где принял крещение Христос 3.
Этот пример достаточно ярко иллюстрирует несостоятельность попыток толкова
ния гербов, исходя из значений тех или иных фигур, описываемых в общих справочни
ках и энциклопедиях знаков и эмблем.
В качестве примеров изображений, выбранных умом и по душе Шпангенберг пере
числяет гербы 80 книгоиздателей XVI в. из 25 европейских городов Антверпена, Же
невы, Базеля, Гейдельберга, Кельна, Айслебена, Франкфурта, Фрайбурга
им Брайсгау,
Йены, Ингольштадта, Лейпцига, Левена, Любека, Лугдуна, Марбурга, Нойштадта, Нюр
нберга, Парижа, Рима, Страсбурга, Трира, Тюбингена, Виттенберга, Цербста, Цюриха
называя так эмблемы, именуемые впоследствии издательскими марками.
У некоторых из перечисленных Шпангенбергом персон мог быть и родовой герб
в классическом виде изображение в щите, с шлемом, нашлемником, наметом.
Например, у ученого и книгоиздателя, профессора греческого языка Базельского
университета Иоганна Опорина наст. фам. Хербстер чей герб Шпангенберг описы
вает как стоящего на дельфине Ариона с арфой, в действительности был родовой герб,
представлявший собой пересеченный серебряный и черный щит, в верхней половине
которого шествующий черный лев. В нашлемнике возникающий черный лев. Намет
черный, подбитый серебром4.
Книгопечатник из Страсбурга Иоганн Херваген в качестве герба согласно описа
нию Шпангенберга, использовал изображение возвышающегося на колонне трехгла
вого Меркурия со скипетром, обвитым змеями. А между тем 1декабря 1547 г. императо
ром Карлом V ему был пожалован настоящий герб рассеченный золотом и синим щит
с двумя противообращенными полумесяцами переменных цветов. В нашлемнике два
золотых и синих полумесяца. Намет синий, подбитый золотом5.
Зачем Шпангенбергу понадобилось приводить столь подробный перечень эмблем
книгоиздателей Сам он пишет, что таким образом хотел дать другим повод руковод
ствоваться этими примерами, поскольку каждый может, здраво подумав и поразмыслив,
пожелать выбрать свой собственный знак, эмблему или герб который в этом случае
будет иметь свое полезное и запоминающееся значение 6.
Один из исследователей Карл Хорст в статье Кириакус Шпангенберг как защитник
и критик знати писал Что касается имперской знати, то Шпангенберг привел непол
ные списки семей, обосновавшихся в наиболее важных регионах. Проявляя внешнюю
скромность, он обратился к читателям с просьбой дополнить и исправить эти списки
благородных для возможных последующих изданий Зерцала знати Это обращение
к читателям и возможным спонсорам нового издания показывает, что Шпангенберг,
как исключительно плодовитый автор, которому к этому времени приходилось еще
6 1
ОБРЕТЕНИЕ ГЕРБА В ГЕРМАНСКОЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ XVI ВЕКА
и зарабатывать на жизнь своими литературными трудами, был хорошо знаком с меха
низмом развивающегося книжного рынка 7.
Думается, что подробное перечисление и описание знаков европейских издателей
преследовало практическую цель. Если в знати Шпангенберг искал возможных спон
соров для будущих изданий и переизданий своих трудов, то в книгоиздателях соот
ветственно, партнеров.
Немного внимания уделяет Шпангенберг и гласным гербам Случалось и так, что
человек по своему свободному выбору брал для своего герба такое изображение, кото
рое соответствует фамилии его семьи. Когда те, кто звался фон Вольфсбергами нем.
Wolffsberg волчья гора. Е. З. Вольфштейнами Wolffstein и пр., избирали изобра
жение волка и т. д.8 Нельзя не заметить, что гласные гербы частый и очень достойный
принцип создания герба.
Причиной выбрать то или иное изображение в гербе могло стать ремесло Кто то
выбрал себе герб, совпадающий с его обязанностями, которые ему велено было испол
нять как виночерпий избирал голову, ковш или чашу, конюший лошадку коня и так
далее охотники рожок, стольники две головы или чаши одна над другой 9.
Далее Шпангенберг перечисляет гербы ремесленных цехов Страсбурга, в котором он
провел последние годы жизни и где собственно было написано Зерцало знати Такие
правила гильдий, уверен он, не только полезны в больших городах, но и необходимы
для сохранения мирного городского порядка 10.
Поводом для создания герба Шпангенберг называет раздоры и мятежи партий в зем
лях и городах и приводит в качестве примера историю конфликта между двумя сопер
ничающими сообществами знати города Базеля в XIII XIV вв. Пситтихер и Штер
нер. Их названия происходят от фигур в гербах, ставших отличительными знаками
сообществ. У сообщества Пситтихер зеленый попугай нем. Psittiсh в серебряном
поле, у сообщества Штернер серебряная звезда нем. Stern в красном поле. Эти пар
тии возникли в XIII в. в ходе противостояния городской и земельной знати. Конфликт
между двумя группами обострился в результате споров между Штауфенами и Римской
курией, кульминацией которых стала вражда между епископом Базеля Генрихом фон
Нойенбургом и графом Рудольфом фон Габсбургом в 1270 х гг. В итоге Штернеры,
вставшие на сторону графа, были изгнаны из города. После того как Габсбурги стали
королевской династией, политическая позиция обеих партий поменялась. В течение
XIV в. они полностью исчезли из политического поля Базеля
Иллюстрируя критерий принятия герба, который он назвал случайными обстоя
тельствами Шпангенберг описывает историю появления герба линии Хеннеберг
Рёмхильд Henneberg R mhild Якобы родоначальник династии, происходивший
из итальянского города Колумна, франконские предки которого воевали на стороне
императора Проба против готов и других врагов римлян, вернулся на историческую
родину и основал два имения. Одно он назвал в честь родного города, а второе Хен
неберг, так как на будущем месте постройки замка обнаружил тетерку нем. Birkhenne,
у Шпангенберга Berghenne И таким образом выбрал в качестве своего герба и герба
имения Хеннебергов черную курицу с красными гребнем и бородкой, на черной горе
в желтом или золотом поле, в дополнение к белому столбу в красном поле 12, который
являлся гербом имения Колумна.
62
Е. В. ЗВАНСКАЯ
Изначально знаком графов Хеннеберг был орел. Он изображен на печати 85 г.
графа Поппо VI и на печати 1202 г. его сыновей Бертольда II и Поппо VII. Еще одна
печать графа Поппо VII 12 12 г. выглядит совсем по другому пересеченный щит,
в первом поле двуглавый орел, во втором дважды рассеченном и дважды пересеченном
поля красные и серебряные 13.
Точная дата замены в гербе Хеннебергов орла на курицу неизвестна. Одна из самых
ранних печатей, зафиксировавших этот факт, датируется 1237 г. 14
Разделение рода на линии Хеннеберг Шлёйзинген и Хеннеберг Хартенберг
и Ашах позднее Рёмхильд произошло в 1274 г. Линия Рёмхильд получила свиде
тельство, подтверждающее древнеримское происхождение их рода от префекта города
Рима Антония де Колумна. В документе от 15 декабря 1466 г., адресатами которого явля
ются Фридрих, Филипп, Георг, Отто, Бертольд и Генрих графы фон Хеннеберг, пре
фект ссылается на хроники своей семьи и города Рима, но особенно на доклад своего
брата, кардинала Проспера де Колумна, который во время многолетнего пребывания
в Базеле и других местностях Германии обрел полную уверенность в происхождении
графов фон Хеннеберг от рода Колумна. Затем он даровал указанным графам герб
и знак наших древних сеньоров Колумны, представляющие собой в красном поле бе
лую колонну, увенчанную золотой короной arma Signumque ab antiquo domns nostrae
de сolumna, quod est сolumna alba сoronata aurea сorona in сampo rubeo 15.
По просьбе графов папа Павел II подтвердил это дарование герба специальной
буллой от 2 января 1467 г. Грамотой от 7 декабря 1467 г. император Фридрих III разре
шил графам Фридриху, Филиппу, Йоргу, Отто и Генриху использовать имя и герб von
der Sewln нем. von der S ule от колонны 16.
Таким образом, несмотря на то, что история происхождения герба Хеннебергов
Рёмхильд, рассказанная Шпангенбергом, и является большей частью легендарной, она
не лишена оснований.
Чудеса, по мнению Шпангенберга, также могут стать причиной принятия герба.
В качестве
примеров он приводит видение креста императором Константином Вели
ким и легенду о превращении французского герба из трех красных корон а по мнению
некоторых трех красных жаб в белом поле в известные три золотые геральдические
лилии в синем.
Со ссылкой на античных авторов Марка Юниана Юстина, Гигина, Гелиодора
Шпангенберг пишет о врожденных телесных признаках, которые могут стать поводом
для выбора изображения в гербе. Так, он упоминает знак, подобный корабельному яко
рю, который принес на своем теле в этот мир Селевк, царь Сирии 17, пишет о знаке на
теле у всех потомков, рожденных от воинов, появившихся из посеянных Ясоном зубов
дракона, о черной отметине, похожей на слона, на левой руке Хариклии, дочери царя
Гидасписа называя этот телесный признак гербом ее предков 18.
В качестве доказательства утверждения, что обычай выбирать себе герб самостоя
тельно существует довольно давно, Шпангенберг пишет о возможности со временем
менять свой герб в зависимости от обстоятельств Часто человек или его потомки со
храняли и использовали герб до тех пор, пока он их устраивал, но затем меняли его
по своему вкусу и принимали другой 19. К. Шпангенберг непредвзятый наблюдатель
геральдической практики, и данное замечание заслуживает внимания.
63
ОБРЕТЕНИЕ ГЕРБА В ГЕРМАНСКОЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ XVI ВЕКА
Этот тезис он иллюстрирует описаниями старых и новых гербов 12 германских
родов, но, к сожалению, не указывает источники своих сведений. Поэтому найти описа
ния или изображения как старых так и новых гербов, а также подтвердить тот факт,
что они таковыми и являются, а не принадлежат разным семьям с созвучными фамили
ями или разным ветвям одного рода, задача непростая.
Например, Шпангенберг пишет Первый герб рода фон Вюльффлинген W lfflingen
представляет собой черную волчью голову, второй целого прыгающего
волка 20.
В Старом Зибмахере вышедшем в свет в 1772 г. в двух различных издательствах,
опубликованы три герба, принадлежавшие семьям с похожими фамилиями. В гербе
баронов Вульфлинген Wulflingen в серебряном поле черная голова волка, в нашлем
нике фигура из щита, намет черный, подбитый серебром2 1В гербе, принадлежавшем
швейцарской семье Вульффинген Wulffingen изображен восстающий волк. Буквен
ные обозначения цветов, к сожалению, плохо различимы22. Герб швейцарского знатно
го рода фон Вюльфинген von W lfingen представляет собой золотой щит с черной
головой волка, в нашлемнике фигура из щита, намет черный, подбитый золотом23.
Так как в гербовниках Зибмахера XVII XVIII вв. гербы не сопровождались истори
ческими и генеалогическими справками, подтвердить или опровергнуть слова Шпан
генберга только на основании найденных изображений сложно.
Приводя в качестве примера различные библейские и античные сюжеты, мифы
и легенды, а также реальные события из германской истории, Шпангенберг был уверен,
что все эти критерии для выбора подходящего и желаемого изображения и принятия
герба вполне приемлемы и для его современников. И для этого не обязательно принад
лежать к знатному сословию и просить у кого бы то ни было соизволения на обладание
гербом. Так что теперь никому не возбраняется выбрать себе герб по вышеназванным
причинам, какого бы статуса он ни был даже если он не имеет ни разрешения,
ни подтверждения, грамоты или печати высшей власти, только делать это без ущерба
другим
людям, без брани, презрения и оскорбления 24, это тоже высказывание, проти
воречащее мнениям современных Шпангенбергу трактатов о геральдике.
Главным в отношении Шпангенберга к обретению герба является его своеобразный демократизм он не сторонник каких либо ограничений и допускает немалую свобо
ду в обретении герба. При этом в целом он, насколько мы можем судить, достаточно
близко к истине назвал причины и обстоятельства обретения герба. Надо сказать, что
Шпангенберг в своих геральдических трудах хорош теми наблюдениями и выводами,
которые отсутствуют у других авторов. Он весьма внимателен к тому, на что многие
не обращают внимания. 1Spangenberg с. Adels Spiegel. Bd. 2. Sсhmalkalden, 1594. Bl. 304 v. Здесь и далее перевод
с немецкого Е. В. Званской.
2 Ibid. Bl. 304 v 305.
3 Ibid. Bl. 305.
4 J. Siebmaсher s grosses und allgemeines Wappenbuсh.
N rnberg, 1895. Bd. 5. Abt. 5 39.
5 Ibid. 19 16. Bd. 5. Abt. 10 78.
6 Spangenberg с. Adels Spiegel. Bd. 2. Bl. 307 v.
7 Horst с. Wider die Ver сhter und L sterer dieses
Ehrenstandes. сyriakus Spangenberg als
Verteidiger und Kritiker des Adels Reformatoren
im Mansfelder Land Hrsg. von S. Rhein,
G. Wartenberg. Leipzig, 2006 146.
Е. В. ЗВАНСКАЯ
8 Spangenberg с. Adels Spiegel. Bd. 2. Bl. 307 v.
9 Ibid. 10 Ibid. Bl. 308. Burсkhardt A. Herkunft und Stellung von Adel
und Patriziat zu Basel im XIII. bis XV. Jahrhundert Basler Jahrbuсh 1909. Basel, 1908.
S. 97, 104 105. 12 Spangenberg с. Adels Spiegel. Bd. 2. Bl. 308 v. 13 J. Siebmaсher s grosses und allgemeines Wappenbuсh.
N rnberg, 1909. Bd. 1Abt. 1T. 2.
S. 12 4 Ibid 122. 15 Ibid 12 6 Ibid 120 12 7 Spangenberg с. Adels Spiegel. Bd. 2. Bl. 309. 18 Ibid. 19 Ibid.
20 Spangenberg с. Adels Spiegel. Bd. 2. Bl. 309 v.
2 1J. Siebmaсher s grosses und allgemeines Wappenbuсh.
N rnberg, 1772. T. 2 23.
22 Ibid 136.
23 Ibid. T. 5 178.
24 Spangenberg с. Adels Spiegel. Bd. 2. Bl. 309 v.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Званская Е.В. Обретение герба в германской геральдической практике XVI века (по К. Шпангенбергу (2025)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|