| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025) › Чернышов К.М. Образ сокола в иконографии немецких брактеатов XII–XIII веков | ||||||
Чернышов К.М.
Образ сокола в иконографии немецких брактеатов XII–XIII веков// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года / Государственный Эрмитаж СПб., 2025. С. 40-50 Аннотация: В ходе работы над каталогом немецких брактеатов XII–XIII вв. собрания Эрмитажа автор обнаружил три интереснейшие монеты: одну XII и две XIII в. Ранняя монета была известна лишь по прорисовке в книге XIX в. и скорее всего является уникальной. Одна из монет XIII в. известна лишь в двух экземплярах; описание другой, происходящей из собрания Рейхеля, имеется в четвертом томе каталога его коллекции, но вследствие позднейшей ошибки брактеат остается неучтенным в немецкой литературе. Все монеты очень разные, но на каждой из них помещена фигура правителя с охотничьей птицей (соколом) на руке. Об авторе публикации/статьи: Чернышов Кирилл Михайлович (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Чернышова К.М.
в библиотеке найдено еще 8 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 46451 знаков (с пробелами)
40 К. М. Чернышов Санкт Петербург ОБРАЗ СОКОЛА В ИКОНОГРАФИИ НЕМЕЦКИХ БРАКТЕАТОВ XII XIII ВЕКОВ В ходе работы над каталогом немецких брактеатов XII XIII вв. собрания Эрмитажа автор обнаружил три интереснейшие монеты одну XII и две XIII в. Ранняя монета была известна лишь по прорисовке в книге XIX в. и скорее всего является уникальной. Одна из монет XIII в. известна лишь в двух экземплярах описание другой, происходящей из собрания Рейхеля, имеется в четвертом томе каталога его коллекции 1но вследствие позднейшей ошибки брактеат остается неучтенным в немецкой литературе. Все монеты очень разные, но на каждой из них помещена фигура правителя с охотничьей птицей соколом на руке. Подобные достаточно сенсационные для немецкой средневековой нумизматики находки предопределили тему настоящей статьи. Тема образа сокола в мо нетной чеканке ранее поднималась в научно популярной статье С. Штайнбаха2. Также важное значение имеют обзорные статьи М. Меля по чеканке графов Фалькенштайн3. Способ охоты с хищными птицами, вероятно, появился у кочевников в азиатских степях около 2000 1600 гг. до н. э., откуда он распространился на восток в Китай и на запад в Аравию, Персию и Европу. Примерно в V в. н. э. охота с птицами правда, с ястребами, а не соколами упоминается в своде законов Салическая правда, который был записан при Хлодвиге ок. 466 5 около 490 г., однако базируется на более древ них источниках. Карл Великий 768 8 14 Генрих Птицелов 9 19 936 и Генрих III 1039 1056 были заядлыми сокольниками, как и император Фридрих I Барбаросса 52 90 Однако в любви к соколиной охоте всех монархов превзошел Фридрих II Гогенштауфен 12 15 1250 о фигуре которого мы поговорим далее. О том, что соколиная охота являлась неотъемлемой частью аристократического образа жизни уже в предшествующий период, в XI в., свидетельствуют сцены вышивки из Байё создана предположительно в конце 70 х гг. XI в. с изображением Гарольда Годвинсона правил в 1066 г. где будущий король Англии изображен с соколом на руке во многих сценах, например во время поездки в церковь в Бошаме или во время погруз ки на корабль. В Германии XI в. стоит обратить внимание на ряд печатей Генриха III, Генриха IV 1054 05 и антикороля Рудольфа 1077 1080 где монархи изображены с хищной птицей ил. 1Впрочем, птица здесь сидит не на руке, а на жезле, что явля ется прямым отсылом к древнеримскому орлу. В отличие от сокола, сидящим орел мог изображаться лишь в присутствии короля или императора, в чекане брактеатов XII в. подобные изображения отсутствуют. В иконографии немецких брактеатов XII XIII вв. Изображения печатей и монет приводятся без соблюдения размеров. 4 1 ОБРАЗ СОКОЛА В ИКОНОГРАФИИ НЕМЕЦКИХ БРАКТЕАТОВ XII XIII ВЕКОВ феодалов более низкого звена, например графов Бейхлинген4 или Арнштайн5, орлы встречаются достаточно часто, однако они всегда изображены летящими ил. 2 Впервые на немецких брактеатах сокол появляется в качестве гласной эмблемы на мо нетах графов из рода Фалькенштайн дословно соколиный камень На первом брак теате Бурхарда II 42 74 примерно в середине XII в.6 мы видим достаточно условное и простое изображение птицы, сидящей на камне в арке трехбашенного здания ил. 3 Но уже следующая монета Бурхарда ил. 4 чекан около 50 60 гг., представляет со бой настоящий шедевр мелкой романской пластики. Над трехчастным порталом четыре башни, между двух центральных изображение сидящего сокола. В портале сцена грехо падения. В центре яблоня со змеем, держащим яблоко во рту, справа от нее Адам с ябло ком в руках, слева Ева с воздетыми руками. Выбор одного из первых библейских сюже тов совершенно необычен, точнее, это единственный случай в иконографии немецких Ил. 1Печать императора Генриха IV 1054 05 Воспроизводится по Posse O. Siegel der Deutsсhen Kaiser und K nige. Dresden, 1909. Taf. 16, 3. Научная библиотека Государственного Эрмитажа Ил. 2. Брактеат Вальтера II фон Арнштайн 35 66 Монетный двор Хеттштедт. Инв. ОН З Г 9 133 1 Государственный Эрмитаж Ил. 3. Брактеат Бурхарда II фон Фалькенштайн 42 74 Монетный двор Эрмслебен. Инв. ОН З 46834. Государственный Эрмитаж Ил. 4. Брактеат Бурхарда II фон Фалькенштайн 42 74 Монетный двор Эрмслебен. IKMK SMB 1820 1087. Staa сhe Museen zu Berlin 42 К. М. ЧЕРНЫШОВ брактеатов. Кажется, что основная мысль подобной композиции в основе града сокола лежит первородный грех Возможно, выбор сюжета связан с исто рией рода Фалькенштайн изначально ро довым гнездом у предков Бурхарда было владение Конрадсбург, а смена имени фон Конрадсбург на фон Фалькенштайн слу чилась около 55 г., т. е. близко к дате вы пуска данной монеты причиной же смены владения и имени также был грех. Около 1080 г. после 1076, до 1083 г. Эгено II фон Конрадсбург 1076 3 1убил недалеко от Ашерслебена графа Адальберта II фон Балленштедт род. в 1030 из рода Аскани ев, после чего в качестве покаяния родо вое владение убийцы было преобразовано в бенедиктинский монастырь7. На самой красивой монете Бурхарда ил. 5 8, выпущенной примерно в 60 70 е гг. XII в. и несущей его имя и искаженное название Фалькенштайн 9, мы видим вели колепное изображение сидящего на скале сокола во все поле монеты, справа и слева от него виноградная лоза. Лоза может быть как одним из символов Христа, сказавшего по Евангелию от Иоанна Ин. 15, 5 Я есмь виноградная Лоза, а вы ветви так и напря мую символом рая. Возможно, помещая ее на монете, эмитент хотел сказать, что его род обрел на новом месте земной рай. В нумизматическом собрании Эрмитажа автор обнаружил немецкий анэпиграф ный второй половины XII в. брактеат ил. 6 доселе известный лишь по прорисовке в работе середины XIX в. ил. 7 о средневековых монетах аббатства Кведлинбург 10. Ил. 5. Брактеат Бурхарда II фон Фалькенштайн 42 74 Монетный двор Эрмслебен. Инв. ОН З Г 9 1353. Государственный Эрмитаж Ил. 6. Брактеат неизвестного эмитента, округ Майсен Вторая половина XII в. Инв. ОН З 103294. Государственный Эрмитаж Ил. 7. Прорисовка брактеата. Воспроизводится по сappe H. Ph. Besсhreibung der M nzen des vormalen Kaiserliсhen freien we сhen Stifts Quedlinburg. Dresden, 185 1Taf. VI, 59. Научная библиотека Государственного Эрмитажа 43 ОБРАЗ СОКОЛА В ИКОНОГРАФИИ НЕМЕЦКИХ БРАКТЕАТОВ XII XIII ВЕКОВ Две фигуры в полный рост с непокрыты ми головами стоят, держась за руки. Фи гура слева геральдически справа, более почетное место держит скипетр с лилией на конце символ светской власти фигу ра справа птицу. Более распространен вариант штемпеля к этой монете, где меж ду двух фигур помещен специфической конфигурации крест ил. 8 В немецкой нумизматике существует несколько вер сий о том, кто изображен на монете и, соответственно, где она была выпущена. И большинство версий исходило из того, что на монете две женские фигуры. Так, Каппе в середине XIX в. полагал, что на монете изображены аббатиса Беатриса фон Крозигк 1226 1230 со своей заместительницей Кунигундой фон Кранихфельд нем. Kraniсh журавль Соответственно, фигура справа держит в руке свой гласный символ, журавля, а монета должна быть отнесена к Кведлинбургу Известный медиевист и коллекционер Фердинанд Фриденсбург интерпретировал фигуры как Марию со св. Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя. Соответственно, Мария держит в руке свой традиционный символ лилию, а Елизавета голубя, симво лизирующего Святой Дух, в соответствии с цитатой из Евангелия от Луки Лк. 14 142 исполнилась тогда Елизавета Духом Святым и громко воскликнула благословенна Ты более всех женщин, и благословен плод чрева Твоего Исследователь при этом абсолютно правильно отнес брактеат к чекану майсенского круга, полагая, что крест между двух фигур указывает на епископство Майсен 12. В описании подобного брактеата из коллекции Э. Барфельдта повторена версия с журавлем 13, а из коллекции А. Лёббеке с голубем 14. Разумеется, в версиях об абба тисах и Марии с Елизаветой нет места предположению, что женская фигура держит сокола, хотя из искусства более позднего времени мы знаем множество изображений женщин с соколами как в миниатюрах, так и в памятниках сфрагистики ил. 9 Остается добавить, что в инвентаре нумизматического собрания Эрмитажа была предложена своя собственная версия принадлежности монеты, а именно к чекану аббатисы Нордхаузена Цецилии ок. 40 60 15. В этом присутствует определенная логика, если исходить из того, что на известном раннем типе Нордхаузена также помещены две женские фигуры по сторонам от креста ил. 10 16. Все интерпретации фигур на нашей монете как фигур женщин, включая современ ные 17, автор может объяснить лишь пренебрежением немецкими нумизматами изучения современных монете изобразительных источников миниатюр, скульптур, памятников сфрагистики и той же нумизматики содержащих женские образы. В европейском искусстве XII XIII вв. было абсолютно немыслимым изображать женщин тем более аббатис с непокрытой головой и таким высоким обрезом платья. Высота обреза не так заметна на всем известном монетном типе с крестом, но прекрасно видна на уникуме из собрания Эрмитажа ил. Ил. 8. Брактеат неизвестного эмитента, округ Майсен Вторая половина XII в. Инв. ОН З Г 896 15. Государственный Эрмитаж 44 К. М. ЧЕРНЫШОВ Таким образом, на монете изображены двое мужчин соправителей в длинных ту никах и плащах, один из которых держит вполне традиционного сокола а не жу равля, не Дух Святой или что то еще Поза, при которой двое мужчин держат ся за руки, ни разу более не встречает ся в иконографии немецких брактеатов XII XIII вв. и вообще для искусства XII в. выглядит необычной 18. Безусловно, с по мощью подобного жеста передан тесный политический союз двух братьев сопра вителей, менее вероятен вариант с дядей регентом при племяннике. Наиболее правдоподобной выглядит версия Генриха Бухенау, что на монете изображены майсенские маркграфы Альбрехт Гордый 90 95 и Дитрих Угнетен ный 98 122 1а в качестве места выпуска может рассматриваться монетный двор в округе Лейпцига Айленбурга Ландсберга 19. Против подобной версии свидетельст вует история вражды двух братьев, сражавшихся в 94 г. друг против друга за отцовское наследство в битве при Вайсенфельсе. С другой стороны, крест был бы вполне уме стен на монете Дитриха, участвовавшего в Третьем крестовом походе и отправившегося в 95 г. после безрезультатной победы над братом в паломничество в Святую землю20. Очевидно лишь, что по стилистике наш брактеат относится к майсенскому кругу вто рой половины XII в., но точный ответ относительно его эмитента, скорее всего, никогда не будет получен. Ил. 9. Печать Марии от 14 февраля 1259 г. жены императора Оттона IV. Воспроизводится по Posse O. Siegel der Deutsсhen Kaiser und K nige. Dresden, 1909. Taf. 26, 2. Научная библиотека Государственного Эрмитажа Ил. 10. Брактеат аббатства Нордхаузен. Цецилия около 40 60 Инв. ОН З 103290. Государственный Эрмитаж Ил. Фрагмент брактеата. Инв. ОН З 103294. Государственный Эрмитаж 45 ОБРАЗ СОКОЛА В ИКОНОГРАФИИ НЕМЕЦКИХ БРАКТЕАТОВ XII XIII ВЕКОВ Завершая разговор о соколе на брак театах XII в., стоит упомянуть об очень красивом брактеате примерно середины XII в. майсенского маркграфа Конрада Великого 24 56 с изображением двух птиц ил. 12 2 1явно хищных, с за гнутыми клювами, но относительно кото рых нет ясности, имеются в виду соколы или орлы. При этом на другом брактеате Конрада две птицы, сидящие по сторонам от Благословляющей Длани, хищными не являются и держат в клювах грозди винограда22. Столь же неясна принадлежность дру гой птицы орел, сокол, феникс на брак теате начала XIII в., выпущенном на коро левском монетном дворе в Мюльхаузене ил. 13 23. К сожалению, эрмитажный эк земпляр происходит из Хотинского клада и крайне плохой сохранности. На нем мы видим традиционную для Мюльхаузена конную фигуру короля, за спиной которо го небольшое изображение птицы, сидя щей на шаре. Дополнительную неясность в принадлежность птицы вносит тот факт, что в период 99 1204 гг. королевский монетный двор был в аренде у ландграфа Тюрингии Германа 90 12 17 выпускав шего брактеаты с изображением короно ванного всадника, но со своим именем и титулом ландграф в монетной леген де. Именно к чекану Германа относится и наш брактеат. По мнению Мертенса, птицу следует все же признать орлом, си дящим на державе. Ближайшей аналогией, с его точки зрения, является изображение императора Генриха IV с сыновьями в релик варии XII в., где монархи стоят с державами в правой руке, на которых восседают орлы. Исходным типом для такого изображения, по мнению исследователя, является образ сидящего на шаре феникса, использовавшийся в чеканке одного из монетных типов Константина Великого 306 337 24. Фридрих II Гогенштауфен 12 15 1250 по праву назывался современниками Соко линый король он оставил выдающийся трактат о соколиной охоте De Arte Venandi сum Avibus Об искусстве охоты с птицами который и сейчас может быть взят на вооружение сокольником. Соколиный король был не только выдающимся пра вителем, но и любознательным ученым, который больше полагался на эксперимент, Ил. 12. Брактеат Конрада 24 56 Маркграфство Майсен. Середина XII в. Инв. ОН З Г 897 15. Государственный Эрмитаж Ил. 13. Брактеат Германа I, ландграфа Тюрингии 90 12 17 как арендатора королевского монетного двора в Мюльхаузене в 99 1204 Инв. ОН З К Хотин 337. Государственный Эрмитаж 46 К. М. ЧЕРНЫШОВ а не на схоластику своего времени. Его соколиная книга делится на две части в первой части речь идет о природе птиц а вторая повествует об охоте с соколом. страсть монарха к соколиной охоте нашла свое воплощение и в монетной чеканке. Так, на южнонемецком брактеате чекана Шонгау или Донаувёрта ил. 14 25 помещено поясное изображение монарха с геральдической лилией в правой и хищной птицей в левой руке. Впрочем, относительно данного изображения, как и изображения на дру гом брактеате Фридриха26, с двумя хищными птицами по сторонам от головы короля ил. 15 опять же нет полной уверенности, что на монетах именно соколы, а не орлы. В случае с двумя птицами мы имеем дело не с атрибутами власти, но с парным декора тивным элементом, об утилитарной функции которого будет сказано далее. В собрании Эрмитажа находится странный брактеат неизвестного происхождения ил. 16 который автор долгое время считал подделкой. На монете изображен светский правитель с мечом в правой руке и соколом, сидящим на левой, в легенде же читается Херсфельд местность, где располагалось выпускавшее брактеаты аббатство. Прори совка монеты встречается в работах Шлегеля и Позерн Клетта27 по их мнению, на мо нете изображен фогт аббатства, а в легенде упоминается имя аббата Генриха упоминал ся в 1260 е гг При этом в легенде читается имя VENHER AB ил. 17 следовательно, претендентом на эмиссию скорее является не аббат Генрих, но аббат Вернер фон Швайнсберг 1240 1252 Аналог эрмитажному экземпляру пока найден лишь в нумизматическом собрании Дрездена28. Обе одноштемпельные монеты имеют близкий вес 0,52 и 0,47 г К сожа лению, монеты очень необычны стилистически и скорее напоминают ранний XII в. У автора пока нет полной уверенности в подлинности обоих экземпляров. В XIII в. мы встречаем огромное количество монетных изображений с соколом ил. 18 сидящим на руке светского правителя, можно констатировать, что хищная пти ца становится символом принадлежности к аристократии и одним из атрибутов светско го правителя, наряду с мечом, щитом, знаменем и конем в случае с многочисленными тюрингскими райтербрактеатами, на которых правитель изображен в виде всадника Ил. 14. Брактеат императора Фридриха II или Конрада IV 12 15 1250 Монетный двор Шонгау или Донаувёрт. Инв. ОН З 95897. Государственный Эрмитаж Ил. 15. Брактеат императора Фридриха II или Конрада IV 12 15 1250 Монетный двор Шонгау или Донаувёрт. Инв. ОН З 95903. Государственный Эрмитаж 47 ОБРАЗ СОКОЛА В ИКОНОГРАФИИ НЕМЕЦКИХ БРАКТЕАТОВ XII XIII ВЕКОВ Это неудивительно, если вспомнить, сколь популярен образ сокола был в средневеко вой литературе того времени. В рыцарском миннезанге сокол сим волизирует рыцаря, который служит даме в соответствии с законами hohe Minne куртуазной любви Благородный мужчи на оценивается по тем же качествам, что и сокол он держится величественно, он отва жен и беспощаден и поэтому на охоте и в войне ему сопутствует удача. С другой сто роны, соколиная дрессировка отождествляется с любовным обхождением Minnedienst которое требует особых духовных качеств, поскольку благосклонность госпожи не всег да можно завоевать силой. Таким образом, рыцарь соединяет в себе и сокола, и соколь ничего, в то время как расположение дамы это и желанная добыча, и рука, которая держит сокола на привязи29. Об этом поет миннезингер Рай Старший Я словно сокол хищный на перчатке, В чьем нраве диком ввысь стремиться. Взлетел тот сокол надо мной высоко, Того он алчет, чем едва владеет. Пер. Ю. Горноскуль На некоторых брактеатах, выпущенных в области Харца точное место выпуска установить невозможно встречается даже изображение духовного правителя в митре, сопровождающееся изображением соколов30. Впрочем, в случае с парными изображе нием птиц мы имеем дело не столько с властным атрибутом, сколько с декоративным элементом, в случае с чеканкой брактеатов XIII в. имевшим и утилитарное назначение. По одной из версий, многочисленные случаи с одинаковыми атрибутами в руках пра вителей XIII в. связаны с тем, что выпуск оболов то есть номиналов в денария был Ил. 16. Брактеат аббатства Херсфельд Неизвестный фогт при аббате Вернере фон Швайнсберг 1240 1252 Инв. ОН З 3 198. Государственный Эрмитаж Ил. 17. Транскрипция надписи на брактеате. Инв. ОН З 3 198. Государственный Эрмитаж Ил. 18. Брактеат неизвестного светского правителя второй половины XIII в. Бранденбург или Ангальт. Инв. ОН З 38597. Государственный Эрмитаж 48 К. М. ЧЕРНЫШОВ экономически невыгоден эмитентам, а нуждавшееся в них население часто располо винивало монеты3 1Половинки брактеатов причем разрезанные строго по вертикали столь широко представлены в кладах XII XIII вв., что напрашивается вывод о сохране нии ими монетной функции они принимались в качестве налогов, штрафов и других официальных платежей. В условиях частых принудительных реноваций брактеатов как левая, так и правая половинка должны были содержать одинаковое изображение, для простоты различия новых разрешенных выпусков и старых. Последняя находка в собрании Эрмитажа, о которой хотелось бы рассказать в рам ках настоящей статьи, происходит из коллекции Рейхеля ил. 19 и представляет собой брактеат Бранденбурга или Ангальта примерно конца XIII в., где изображен светский правитель со скипетром32 в правой и соколом на левой руке. Описание монеты без изображения приводится в четвертом томе коллекции Рейхеля. Знаменитый иссле дователь Эмиль Барфельдт в своем фундаментальном труде о средневековых монетах Бранденбурга допустил ошибку относительно данного монетного типа. В его работе приводится прорисовка монеты ил. 20 где у правителя в руках меч такой экземпляр в нашей коллекции тоже есть, правда, очень плохой сохранности и дается ссылка на номер в каталоге Рейхеля с примечанием, что тот неточно описал монету 33. Как мы сами можем убедиться, описание Рейхеля было точным, и монетных типов, где пра витель сидит с соколом, не один, а два. Таким образом, монетный тип, где у правителя скипетр в правой руке, вводится в научный оборот нами только сейчас. Подведем итог. Появившись на брактеатах в качестве гласной эмблемы одного конкретного рода, сокол в дальнейшем на монетах становится одним из популярных и характерных атрибутов светского правителя наряду с такими атрибутами, как меч, щит, знамя и боевой конь. Интересно, что это один из немногих атрибутов за исклю чением скипетра с лилией на конце светского правителя, не связанный с войной. Ил. 19. Брактеат неизвестного светского правителя второй половины XIII в. Бранденбург или Ангальт. Инв. ОН З 38436. Государственный Эрмитаж Ил. 20. Брактеат неизвестного светского правителя второй половины XIII в. Бранденбург или Ангальт. Прорисовка по Bahrfeldt E. Das M nzwesen der Mark Brandenburg von den ltesten Zeiten bis zum Anfang der Regierung der Hohenzollern. Berlin, 1889. Nr. 198. Научная библиотека Государственного Эрмитажа 49 ОБРАЗ СОКОЛА В ИКОНОГРАФИИ НЕМЕЦКИХ БРАКТЕАТОВ XII XIII ВЕКОВ В случае с изображением сидящей хищной птицы на монетах короля или императора мы не всегда можем с точностью установить, имеется ли в виду сокол или орел. В мо нетной чеканке XIII в. в случае с парным изображением хищных птиц по сторонам от правителя последних не стоит трактовать как властные атрибуты, но лишь как де коративный элемент, имевший утилитарное назначение маркировка монеты в случае ее разрезания на две половинки. 1Die Reiсhelsсhe M nzsammlung in St. Petersburg. 9 Bde. SPb., 1842 1850. Bd. 4. 1842. Nr. 144. 2 Steinbaсh S. Jagdhelfer und Standessymbol Die Falkenjagd auf M nzen des Hoсhmitte ters Greifv gel und Falknerei Jahrbuсh des Deutsсhen Falkenordens. 2008 199 204. 3 Mehl M. 1Die M nzen der Grafen von Falkenstein Burg Falkenstein Hrsg. von Boje E. Hans Sсhmuhl in Verbindung mit Konrad Breitenborn. D el, 2006 37 60 Sсhriftenreihe der Stiftung Dome und Sсhl sser in Saсhsen Anha Bd. 4 2 Die M nzpr gung der Grafen von Falkenstein M nze und Maсht Die Herrsсhaftsbildung der Grafen von Falkenstein und ihrer Naсhbarn im n rdliсhen Harz. Forsсhungen zur Kulturstiftung Saсhsen Anhalt. Bd. 3. 2024 109 137. 4 Buсhenau H. Der Brakteatenfund von Seega. Marburg, 1905. Nr. 372 Mertens E. Der Fund von Nordhausen. Halle, 1929. Nr. 266 Potin V. M., Tsсhernysсhow K. M. Der M nzfund von сhotin Bestandskatalog der Exemplare im M nzkabinett der Staa сhen Ermitage. Hamburg, 20 18. Nr. 472 473. 5 Stenzel T. Der Brakteatenfund von Freсkleben. Berlin, 1862. Nr. 90 Berger F. Die mitte terliсhen Brakteaten im Kestner Museum Hannover in 2 Teilen. Hannover, 1993 1996. T. 1Nr. 1478 Sammelkataloge Kestner Museum Bd. 13 6 Lesсhhorn W. Mitte terliсhe M nzen Herzog Anton Ulriсh Museum Braunsсhweig Kunstmuseum des Landes Niedersaсhsen. 2 Bde. Braunsсhweig, 20 15. Bd. 2. Nr. 3 184. 7 Ledebur L. von. Allgemeines Arсhiv f r die Gesсhiсhtskunde des Preu isсhen Staates. Bd. 2. Berlin, 1830 7. 8 Данный экземпляр из собрания Эрмитажа неоднократно публиковался нами ранее, см. Чернышов К. М. 1Немецкие брактеаты XII начала XIII вв. как источник по формиро ванию ранней европейской геральдики Signum. Вып. 5. М., 20 10. С. 2, ил. 16 2 Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII начала XIII в. Гербоведение. Т. 2. М., 20 12. С. 47, ил. 8 3 Северонемецкие брактеаты XII начала XIII века как памятники позднероманско го искусства на основе собрания Эрми тажа ТГЭ. 20 15. Т. 68 Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона Лессинга 02.03. 1893 27.06. 1972 2008 20 10. С. 229, ил. 17 4 Немецкие брактеаты XII начала XIII в. как памятники средневековой эпи графики Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 36. СПб., 20 17. С. 180, ил. 6 5 Геральдическая составляющая изображе ний на брактеатах Хотинского клада конец XII начало XIII в Предварительное со общение Геральдический сборник 1 материалы семинара Геральдика вспомо гательная историческая дисциплина 20 15 20 18 К 70 летию Г. В. Вилинбахова. СПб., 20 19. С. 26, ил. 10. 9 Stenzel T. Der Brakteatenfund von Freсkleben. Nr. 97 Nau E. Die M nzen der Stauferzeit Die Zeit der Staufer. Gesсhiсhte Kunst Kultur Katalog zur Ausstellung. 4 Bde. Bd. 1 Katalog. Stuttgart, 1977. 109.8 Berger F. Die mitte terliсhen Brakteaten im Kestner Museum Hannover. T. 1Nr. 1445 Lesсhhorn W. Mitte terliсhe M nzen Bd. 2. Nr. 3 185. 10 сappe H. Ph. Besсhreibung der M nzen des vormalen Kaiserliсhen freien we сhen Stifts Quedlinburg. Dresden, 185 1Taf. VI, 59. Ibid 43. 12 Friedensburg F. Die Symbolik der Mitte term nzen. Berlin, 1922 122. 13 Sammlung Dr. E. Bahrfeldt. M nzen des deutsсhen Mitte ters. Auktion Hess 17 1Frankfurt, 192 1Nr. 2685. 14 Sammlung A. L bbeсke. Deutsсhe Brakteaten bearb. von E. Mertens. Auktion A. Rieсhmann 3 1 Halle, 1925. Nr. 659. К. М. ЧЕРНЫШОВ 15 См. Инв. кн. ОН 552 от 2 106. 1978 г. Инв. ОН З 103294. 16 Buсhenau H. Der Brakteatenfund von Gotha. M nсhen, 1928. Nr. 57 Kluge B. Numismatik des Mitte ters. Bd. 1Wien, 2007. Nr. 387 Lesсhhorn W. Mitte terliсhe M nzen Bd. 2 Nr. 4279 Lauerwald P. Nordh user M nzen. M nzgesсhiсhte und Katalog. Nordhausen, 20 17. Nr. 8b. 17 Mehl M. Die M nzen des Stiftes Quedlinburg. Hamburg, 2006 25. 18 Имеется в виду равновеликое положение двух мужских фигур, а не сцены с оммажем. 19 Auktion A. Rieсhmann 29. Halle, 1924. Anmeldung zu Nr. 1560. 20 Flathe H. Th. Dietriсh der Bedr ngte Allgemeine Deutsсhe Biographie ADB 56 Bde. Leipzig, 1875 19 12. Bd. 5 Von der Deсken Ekkehart. 1877 186 187. 2 1Bahrfeldt E. Der Fund von Paussnitz und die Braсteaten der Bisсh fe von Naumburg aus ihrer M nze zu Strela Arсhiv f r Brakteatenkunde Hrsg. R. v. H fken. 4 Bde in 2 B сh. Wien, 1886 1906. Bd. 4. 1906. Nr. Nau E. Die M nzen der Stauferzeit. 4.6 Thieme K. Brakteaten der Markgrafsсhaft Mei en und ihrer Naсhbarn zwisсhen Saale und Nei e Bestandskatalog der Universit tsb othek Leipzig. Leipzig, 20 Nr. 4 Lesсhhorn W. Mitte terliсhe M nzen Bd. 2. Nr. 3969. 22 Чернышов К. М. Символы крестоносцев и пилигримов на немецких брактеатах XII XIII веков Сим победиши сб. ст. к 75 летию Г. В. Вилинбахова. СПб., 2024. С. 338, ил. 2. 23 Mertens E. Der Fund von Nordhausen. Nr. 170 Potin V. M., Tsсhernysсhow K. M. Der M nzfund von сhotin Nr. 5 16. 24 Mertens E. Der Fund von Nordhausen 9 193. 25 Sammlung Hohenstaufenzeit Sammlung R. Gaettens Auktionen Hess Leu 12 und 13, Z riсh, 1959 1960. Nr. 149 1Konrad IV. Sammlung Dr. med. F. Bonhoff. T. 1Deutsсhe M nzen des Mitte ters. Auktion B. Peus 293. Hamburg, 1977. Nr. 1937 Friedriсh II. Nau E. Die M nzen der Stauferzeit. 122.3 1 Berger F. Die mitte terliсhen Brakteaten im Kestner Museum Hannover. T. 1Nr. 2677 2678 Konrad IV. Lesсhhorn W. Mitte terliсhe M nzen Bd. 2. Nr. 5629. 26 В ряде вышеприведенных работ у этой мо неты более поздняя датировка Конрад IV Людвиг II 1250 1294 27 Sсhlegel с. De numis Abbatum Hersfeldensium. Arnstadt o J. 1723 Taf. III, und 12 Posern Klett с. v. Saсhsens M nzen im Mitte ter. T. 1 M nzst tten und M nzen der St dte und geis сhen Stifter Saсhsens im Mitte ter. Leipzig, 1846. Taf. XLVI, 4. 28 Инв. AFB 2342. Автор благодарит ди ректора Мюнцкабинета Государственных собраний искусств Дрездена профессора Вильгельма Холльштайна за сведения о мо нете. Кроме того, в консультациях относи тельно данных монет принимали участие Манфред Мель, Христиан Штёсс, Роланд Дири, Томас Ульманн. 29 Ermes Gange T. Ein Beitrag zum Falkenmotiv in Minnesang Amsterdamer Beitr ge zur lteren Germanistik. Bd. 30 daz ir dest werder sint Anthonius H. Touber zum 60. Geburtstag. Amsterdam, 1990 15 24. 30 См. URL https www.virtuelles muenzkabinett. de objeсt lang en id ID2 164 дата обращения 20.03.2024 3 1Berger F. Die mitte terliсhen Brakteaten im Kestner Museum Hannover. T. 5. 32 С точки зрения формальной логики предмет представляет собой скипетр, с учетом иконографии бранденбургских монет XIII в. он, возможно, является коротким копьем. 33 Bahrfeldt E. Das M nzwesen der Mark Brandenburg von den ltesten Zeiten bis zum Anfang der Regierung der Hohenzollern. Berlin, 1889. Nr. 198 ср. Lesсhhorn W. Mitte terliсhe M nzen Bd. 2. Nr. 3 192 монета отнесена к выпуску Фалькенштайнов Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Чернышов К.М. Образ сокола в иконографии немецких брактеатов XII–XIII веков (2025)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |