| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025) › Грефенштейн А.К. Узорочье гербовное. Часть первая. | ||||||
Грефенштейн А.К.
Узорочье гербовное. Часть первая.// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года / Государственный Эрмитаж СПб., 2025. С. 19-30 Аннотация: Геральдическое художество как достояние людей, не умеющих рисовать,за своюмноговековую историю выработало специфический графический язык, близкий по своей логике и приемам к орнаменталистике. Близость эта относится не только к ветреной и подверженной моде стилистике, но к самой основе геральдической образности, ее структуре, иконографическим особенностям и т. п. Рассмотрение орнамента как чего-то сугубо факультативного мешает оценить роль орнаментальных структур и элементов, которую они играют в становлении и бытовании геральдики, и совокупность коих может быть обозначена словосочетанием, вынесенным в заголовок Об авторе публикации/статьи: Грефенштейн А.К. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 41403 знаков (с пробелами)
19 А. К. Грефенштейн Екатеринбург УЗОРОЧЬЕ ГЕРБОВНОЕ Часть первая Геральдическое художество как достояние людей, не умеющих рисовать, за свою многовековую историю выработало специфический графический язык, близкий по своей логике и приемам к орнаменталистике. Близость эта относится не только к ветреной и подверженной моде стилистике, но к самой основе геральдической образности, ее структуре, иконографическим особенностям и т. п. Рассмотрение орнамента как чего то сугубо факультативного мешает оценить роль орнаментальных структур и элементов, которую они играют в становлении и бытовании геральдики, и совокупность коих мо жет быть обозначена словосочетанием, вынесенным в заголовок. Под это, литературное по сути своей, определение среди прочих подпадают четыре группы геральдических реалий, имеющие блазонные проявления и включенные в терминологическое поле 1Форма и внешний декор гербового щита. 2. Дамасцировка. 3. Орнаменты, используемые как гербовые фигуры или формообразующие элементы. 4. Традиционные деления, фигуры и композиционные решения с визуальными и функциональными признаками орнамента. Каждая из этих групп достаточно велика для того, чтобы не возникало иллюзий о возможности их сколько нибудь подробного рассмотрения в одном выступлении или публикации. В силу этого данное сообщение представляет собой лишь первую часть разговора о них. Столь же иллюзорной представляется попытка дать обстоятель ные ответы на возникающие в связи с рассматриваемой темой вопросы. Поэтому дан ная скорее набросок, постановка ряда вопросов общего и частного характера относи тельно роли орнамента в развитии геральдики и ее функционировании как искусства и художества. 1 Дискуссии вокруг гербового щита сводятся к двум основным вопросам. Первый ка сается практики фиксировать в описании как значимый признак форму самого щита либо обрамляющего его картуша. Для примера можно вспомнить щит московской формы ил. 1 Второй проникновения в герб элементов внешнего декора в качестве фигур глав ным образом, каймы Особняком стоят казусы, промежуточные между гербовыми фи гурами и внешним декором, такие как оправленный в серебро щит графов Збоинских. 20 А. К. ГРЕФЕНШТЕЙН Ил. 1Герб Басманного муниципального округа города Москвы Все эти феномены носят скорее окологеральдический, декоративно прикладной характер. Поэтому рассмотрение данной группы мы оставляем за скобками, ограничив шись кратким punсtum fiсsum. 2 Дамасцировка явление, о котором, по видимости, известно абсолютно все, едва ли не аксиоматичное, хотя и с легким налетом парадоксальности. С одной стороны, число зафиксированных в гербовых описаниях дамасцировок, заставляет видеть в них эксцес сы, исключительные случаи. С другой, непременное наличие сведений о дамасциров ке в любом сколь нибудь пространном геральдическом словаре заставляет отнестись к этому феномену с б льшим вниманием. Так что мы можем о дамасцировке сказать, услышать или прочитать Термин заимствован из французского или немецкого языка и обозначает узор, подобный таковому на дамасской стали. Она несомненное достояние геральдического художества, столь же несомненно отторгаемая геральдическим искусством. Представляет собой орнамент геометрического готического типа или раститель ного ренессансного Благодаря Википедии мы также узнали, что дамасцировка если имеет важное значение, может быть внесена в блазон и при этом становится неотъемлемой частью герба Более близкое знакомство рисует не столь однозначную картину. При формировании понятийного гнезда обнаруживается, что базовые термины если и связаны с узорной сталью, то не с булатом, а с насечкой инкрустацией цвет ными или драгоценными металлами. В общем же случае они обозначают все, что происходит из Дамаска ткани, сливы, клириков или клинки перечислено в порядке частоты упоминания Возникает ощущение анахронизма, опрокидывания в прошлое реалий современных авторам геральдических словарей. Термины, связанные с базовы ми, в большинстве своем соотносятся с пестротой, орнаментальностью и дробностью, 2 1 УЗОРОЧЬЕ ГЕРБОВНОЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ но не с металлом. Значительное их число ассоциируется с текстилем, декоративными тканями и различными способами орнаментации. Вот неполная их подборка с прибли зительным переводом alv ol англ. honeyсombed ячеистый, в виде сот anglure швы, муровка, расшивка arabesque арабеска bigarr англ. variegated сolours разноцветный, пестрый, переменных цветов brod англ. embroidered вышитый damasquin дамаскин, насечка, дамасский, алый цвет diapr paill англ. diapered дамасцированный, цветастый, пестрый fa l имеющий вид трав filet резной lettr исписанный mouсhet крапчатый, пятнистый, пестрый orn украшенный paill плетеный papelonn papelon papi nn чешуйчатый plumet перистый, покрытый перьями. Этимология столь же далека от огня и стали diapr лат. diasprum кусок драгоценной ткани и вышивки, название которого распространялось на все, что разнообразно по цвету diapr ст. фр. diaspre ткань с богатым узором ср. лат. diasprum, лат. iaspis яспис, или jasper яшма diaper греч. диагональ, алмаз + белый название неокрашенной ткани с плетением нитей, образующих ромбы diaper греч. двуцветная или двухтоновая ткань paill лат. pallium плащ. В поддержку происхождения дамасцировок из текстиля свидетельствует схожесть их рисунка с современными им орнаментами тканей, используемых в качестве шпалер и обоев. Исходя из сказанного, русским эквивалентом терминам дамасцировка и дамас цированный могли бы стать слова камк камч и камч тный, камчатый. Самый частый, обыденный для обозначения дамасцировки англо французский тер мин diapr долгое время использовался по отношению к любой поверхности, а не толь ко поверхности щита или геральдической фигуры, украшенной многоцветными фигу ративными изображениями. Обилие синонимов заставляет предполагать, что в период ранней геральдики между вариантами дамасцировки усматривалось значимое различие. Известно, что diapr относилось к парчовой ткани с геометрическим рисунком, а paill затканной изображениями различных фигур, животных, предметов, нередко заключен ных в медальоны. Хронологически самой ранней формой дамасцировки считается ромбовидная, за тем на сцену выходит дамасцировка медальонного типа, а со второй половины XIV в. в изображениях гербов появляется византийская ветвь лоза позже поглощенная ренессансными арабесками. Помимо этого классического арсенала в настоящее время актив но используется дамасцировка, подобная гильошировке, а также шраффировка, деко рирующая поля и фигуры в цветных изображениях гербов. Вариант с фигуративной 22 А. К. ГРЕФЕНШТЕЙН дамасцировкой нередок, хотя и представляется выморочным, поскольку вторгается в пространство уже бытующих в геральдике приемов. Ограничение дамасцировок исключительно областью геральдического художества также не вполне соответствует действительности. Они служат источником целого ряда геральдических фигур и приемов, а то и новых гербов. Происходило это сознательно или по ошибочным основаниям предмет отдельного рассмотрения. Кроме хрестома тийного герба Милорадовичей, мы можем вспомнить не менее хрестоматийный герб нормандского рода де Фонтен de Fontaines в котором византийская ветвь на поясе превратилась в три золотые пряжки или герб герцогов Шампанских с орнаментальны ми мотивами, претерпевшими трансформацию в костыльные каймы. Отдельные виды дамасцировок были предметом комментариев многих авторитетов, например, у Гэл брета в его Руководстве по описанию гербов 1Джеральд Ли2 высказывал предполо жение, что покрытые решеткой поля в ранних гербовниках в действительности были дамасцировкой, а в 1562 г. заявил, что вызубренно решетчатый д лжно описывать как дамасцированный Отмечалось, что в ряде местностей той же Нормандии ис пользование дамасцировок было обыденностью и могло служить для различения чле нов одной семьи. Указывалось, что она шире использовалась в ранней геральдике, чем в гербовниках XIII в. Последнее, впрочем, представляется вполне естественным дале кие от абстракций авторы, скорее всего, изображали конкретные турнирные или боевые щиты, а не умозрительные их образы. Своего рода точку в обсуждениях поставил Фокс Дэвис, написавший в своей сomplete Guide to Heraldry Если, как утверждает Вудворд суждение скорее сомнительное за границей имеются примеры, когда постоянное ис пользование дамасцировки общепринято считалось неотъемлемой частью гербов, таких случаев должно быть чрезвычайно мало, и они определенно не имеют аналогов в ге ральдике нашей страны 3. К сожалению, бытование дамасцировок и их влияние на формирование геральди ческой терминологии, арсенала фигур и приемов изучены не слишком глубоко. Самая свежая публикация на эту тему, которая приходит в голову, статья Р. Т. Дэвиса, содер жащая подборку прорисовок тканей и дамасцировок4. Вне зависимости от личного отношения к использованию дамасцировки нель зя не признать она обнаруживает заметное сродство с целым рядом геральдических приемов. Представляется возможным, что при формировании геральдических языка и образности текстильные орнаменты и текстура оказали на них существенное влияние. Часть их органически вошла в геральдический арсенал усеянность и составленность поля, решетки, чешуйчатость и т. д. часть осталась факультативной составляющей геральдического художества. По всей видимости, есть необходимость пристального изучения практики использования дамасцировок в период становления геральдики, не ограниченное границами щитов. К показательным примерам средневекового восприятия дамасцировки и одновре менно ее отображения в блазоне может быть отнесен герб шотландского городка Кал лен сullen Moray сounсil в котором Пресвятая Дева сидит на раскладном кресле, сushioned Gules, diapered Or На его изображении явно читается златотканое покрыва ло с ромбовидным рисунком5. Другой пример описания дамасцировок дают нам гербы герцогов Шампанского и дель Илль из гербовника времен Генриха III6 23 УЗОРОЧЬЕ ГЕРБОВНОЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Le сounte сHAUMPAINE, d azur a une bende d argent a сusteres d or diasprez Le сounte DEL ILLE, de goules a treis barres dor diasprez. Частый пример включения дамасци ровки в блазон гербы двух сродственных шотландских семейств. У рода Фултон оф Лочлибосиде Fu of Loсhliboside в лазури, дамасцированной золотом и усеянной лилиями последнего металла, на серебряном поясе две оторванные ка баньи головы в цвет поля7 герб Fu of Park of Inсhinnan имеет на одну каба нью голову меньше8. Неоднозначность восприятия описаний проявляется в сов ременных неаутентичных изображениях этих гербов, иногда имеющих поле, усе янное одними лилиями, иногда лилиями в просветах покрывающей щит решетки. Обратимся к практике использования термина дамасцировка в наших палести нах. Среди гербов имперского периода, описания которых содержат этот термин, обнаруживается единственный территори альный герб Самарканда, и порядка тридцати родовых гербов. Следует заметить, что все подсчеты и выкладки в отношении российских родовых гербов приблизительны сведения о них неполны, существенная их часть известна опосредованно и не всегда следует первоисточнику. Так, описанное в оригинале как дамасцировка в пяти случаях Ил. 2. Гербы Горевых слева и Лаврентия Иванова справа Воспроизводится по Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. 19. С. 3 Ч. 16. С. 100. РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 109. Л. 3 Д. 106. Л. 100 Ил. 3. Герб дворян Албранд. Воспроизводится по Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. 18. С. 23. РГИА. Ф. 14 Оп. 1 Д. 108. Л. 23 24 А. К. ГРЕФЕНШТЕЙН Ил. 4. Герб Самарканда превращается в дамасский узор Ряд вошедших в оборот описания с указанием на да масцировку не соответствуют аутентичному описанию, как в случае с гербами баронов Фрейтаг фон Лорингхофенов9 и графов Коцебу 10. У последних дамасцировка обогати ла блазон еще и внешней каймою Выявленные российские родовые гербы с упоминанием дамасцировки созданы в пе риод с 1876 по 19 14 г., и двадцать два из них после 1900 г. При этом в двух случаях гер бы Грюндлихов и Горевых 12 фигуры дамасцированными не являются, будучи укра шены подобно тому, как это сделано и описано в гербе Лаврентия Иванова 13 ил. 2 Из различных показателей статистически значимым можно считать лишь сравни тельную редкость дамасцировок с указанием их цвета, всего семь. Причины ее введе ния в гербовые описания имперского периода доподлинно неизвестны, и складывает ся впечатление об их сугубо декоративной роли, включая дамасцировку с просветом в виде лилии в гербе Албранд ил. 3 14. Ил. 5. Герб Нижнедобринского сельского поселения Ил. 6. Герб Войсковицкого сельского поселения Ил. 7. Герб Волосовского городского поселения 25 УЗОРОЧЬЕ ГЕРБОВНОЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Ил. 8. Герб Красногвардейского района Единственным осмысленным примером использования дамасцировки и включения ее в описание представляется герб Самарканда, имеющий в дамасцированной главе щита знак тамги печати Тамерлана 15. С учетом характерных для барона Б. В. Кёне геральдического пуризма и тяготения к систематизации представляется вполне резон ным то, что она могла служить статусным элементом, функционально подобным гор ностаю, на это намекает и ее соседство с тамгой великого завоевателя. Не исключено, что предполагалось включение дамасцировки в таком качестве в гербы высокородных азиатских родов ил. 4 Обратимся к нашей современности. В арсенале включенных в Государственный ге ральдический регистр описаний упоминание дамасцировки присутствует не менее чем в девятнадцати. При ближайшем рассмотрении подавляющее их большинство имеет к ней весьма отдаленное отношение обычно мы имеем дело с ошибкой в выборе тер мина либо с маскировкой негеральдичных и внегеральдических построений. Уже оговариваемая выше ошибка в выборе термина имеется в описаниях гербов Нижне добринского 499 6 и Войсковицкого 2702 сельских поселений, Волосовского городского поселения 247 1и Красногвардейского района 393 1На их изобра жениях мы четко видим не произвольный орнамент, а детализацию фигур. Она может быть описана как украшенность иным геральдически пристойным образом, или не описываться вовсе, но дамасцировкой не является ил. 5 8 Того же рода погрешность в гербах Пимено Чернянского 7850 и Купцовско го 12738 сельских поселений Волгоградской области. Дамасцированные безанты на поверку оказываются обременены двуглавыми орлами теневого цвета ил. 9 У Мельниковского 23 19 сельского поселения как дамасцированная описана стена из дикого камня, мурованная чернью ил. 10 Муниципальный округ Санкт Петербурга Академическое 2455 владеет гербом с построением, подобным многократному просечению, описанным как арка, дамас цированная нитевидно чернью сообразно арке В иной описательной парадигме она могла бы нести на себе нитевидные подобия обременяемой фигуры ил. Ил. 9. Гербы Пимено Чернянского слева и Купцовского справа сельских поселений 26 А. К. ГРЕФЕНШТЕЙН Ил. 10. Герб Мельниковского сельского поселения Ил. Герб муниципального округа Санкт Петербурга Академическое Ил. 12. Герб Красносельского сельского поселения Ил. 13. Герб Кугарчинского района Ил. 14. Герб Таттинского наслега Ил. 15. Герб Тасагарского наслега Интересен герб Красносельского сельского поселения 3637 в котором присут ствует редкий вариант усеянности выложенность, при котором фигуры заполняют щит, соприкасаясь друг с другом ил. 12 Как маска для орнамента дамасцировка обычно описывает декоративные национальные мотивы. Примеры этому Кугарчинский район 2993 голубь, да масцированный башкирским орнаментом кускар наслеги Таттинский 6627 с дамасцированным золотом кольцом и Тасагарский 6595 с дамасцирован ным золотом четырехлистником. Описание последнего не оставляет надежды на корректное изображение включенного в герб стилизованного шаманского дерева ил. 13 15 Показателен случай с гербом Лобойковского 6845 сельского поселения, где да масцировка вполне соответствует ее видовым характеристикам ил. 16 Однако факти чески с ее помощью маскируется конкретный узор народной вышивки, который невоз можно заменить дамасцировкой иного вида, например виноградной лозой. 27 УЗОРОЧЬЕ ГЕРБОВНОЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Невозможность корректно описать нечто, рожденное вне геральдической логики, также заставляет прибегать к помощи дамасцировки. Два герба районов Хайбуллинского 3023 с помещенной в нем дамасцированной пирамидальным орнаментом око нечностью и Слюдянского 483 1с шаром, который дамасцирован серебряными волнами Оба нарисованы таким образом, что невозможно определить, с чем же мы имеем дело с орнаментом, комбинированной или составной фигурой, с обременением, усеянностью или выложенностью ил. 17, 18 Другой пример гербы Ромашкинского 2235 и Доможировского 7262 сель ских поселений содержат единообразные кресты сложной формы вероятно, наперс ные или нательные описанные произвольно и некорректно по отношению к дамасци ровке. Формулировки с дамасцировкой наподобие цветка и крест с дамасцировкой никак не помогают нам представить конфигурацию описываемого креста ил. 19 Вынужденный характер использования термина дамасцировка иллюстрирует герб Апанасеновского муниципального района 10385 главная фигура которого Ил. 16. Герб Лобойковского сельского поселения Ил. 17. Герб Хайбуллинского района Ил. 18. Герб Слюдянского района 28 А. К. ГРЕФЕНШТЕЙН Ил. 20. Герб Домновского сельского поселения представляет собой золотое руно, изображенное нетрадиционным образом и не в виде кожи с бараньей головой. Это обстоятельство привело к появлению в рисунке тексту ры шерсти, а в проекте описания формулировки золотое дамасцированное золо тое руно В итоге изображения, в полной мере соответствующие формальным критериям дамасцировки, имеются лишь в двух гербах уже упомянутого выше Лобойковского 6845 и Домновского 17 58 18 сельских поселений. В последнем блазоном за фиксировано изображение герба Домнау на городской печати 1440 года. Судя по обоснованию символики, при реконструкции герба дамасцировке придавался особый, несвойственный ей изначально смысл христианского просвещения языческих народов ил. 20 Вероятно, к числу дамасцированных можно было бы отнести и герб городского округа Верхняя Салда 1998 который на момент своего принятия имел в описании указание на покрытое ромбовидным рисунком поле Но даже с таким прибавлением число бытующих дамасцировок не выходит за границы статистической погрешности. Ил. 19. Герб Ромашкинского слева и Доможировского справа сельских поселений 29 УЗОРОЧЬЕ ГЕРБОВНОЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Однако следует отметить наметившуюся тенденцию включать упоминание дамас цировки не в описание герба, а в обоснование символики, часто воспринимаемое гер бовладельцами как неотъемлемая часть блазона. Делается это, вероятно, для придания веса проделанной работе и ради дополнительного символического наполнения при достаточном размере такового В качестве примера приведем фрагменты из двух про извольно выбранных трактовок символики Поле герба, выполненное специальным геральдическим приемом дамасциров кой в виде елей, дополняет символику природы поселения Усть Наринзорское сель ское поселение 14 122 Геральдической дамасцировкой условно показаны кристаллические решетки вольфрама и молибдена Эльбрусский район 1378 1 Характерно, что речь обычно идет не об абстрактных мотивах, а о вполне конкрет ных графических образах, нередко взятых из современного технологического арсенала. Наш краткий, почти пунктирный обзор феномена дамасцировки порождает ряд во просов, помимо упомянутой ранее проблемы с прояснением ее роли в формировании геральдического языка допустима ли дамасцировка другим, нежели поле или фигура, цветом допустима ли фиксация дамасцировки в описании если да, то каковы могут быть законные основания для этого возможно ли использование термина для описания сложных построений возможно ли восприятие древних видов дамасцировок как фигур или приемов При том, что вопросы эти, по большей части, технические, на них нет ясных и прямых ответов. Все они требуют некоторого консенсуса в геральдическом сооб ществе, которого еще только предстоит достичь и каким то образом зафиксировать. Не исключено, что вопросы эти имеют сугубо академический интерес, как обсужде ние оснований для включения дамасцировки в описание. Их обсуждение вполне может быть лишено практического смысла, поскольку среди всей массы русских и российских гербов нашлись только два, имеющих потенциально значимую мотивировку. Это уже упомянутый герб Самарканда и еще не утвержденный Басманного муниципального округа, в котором золотой дамасцированный пояс служит гласной эмблемой к его названию см. ил. 1 Довольно часто возникают также дискуссии относительно использования дамасцировки как дифференциального признака сходных гербов запрета на стороннее использование фиксированной описанием дамасцировки использования и фиксации ее как устойчивого элемента графического стиля дисфункциональности и сложности воспроизведения дамасцировок и т. д. Проблемы этого рода, по моему глубокому убеждению, не заслуживают внима ния, находясь вне геральдической, а иногда и базовой логики. Поэтому мы оставляем их без внимания и переходим к рассмотрению следующей группы вводимых в герб орнаментов. Продолжение следует А. К. ГРЕФЕНШТЕЙН 1Galbreath D. L. Manuel du blazon rev., сompl. et mise au point par L. J quier. Lausanne, 1977. 2 Legh G. The aссedenсe of armorie. London, 1597. 3 Fox Davies A. сh. A сomplete Guide to Heraldry. London Edinburgh, 1909. Р. 90 9 1 4 Davis R. T. Diaper, paill and papelonn сoat of Arms. 1984 129. Spring. URL https www.theheraldrysoсiety.сom artiсles diaperpaille and papelonne дата обращения 10.08.2024 5 См. сullen Heraldry of the World сайт URL https сlсk.ru 3Ebbm8 дата обраще ния 25.08.2024 6 Roll, temp. HEN. III., Harl. MS. 6589. 7 Publiс Register. 1789. Vol. 1P. 55 1 8 Ibid. P. 550, 50 1 9 Сборник дипломных гербов Российского дворянства, не внесенных в Общий гербов ник. Ч. 15. 30 РГИА. Ф. 14 Оп. 1 Д. 80. Л. 103. 10 Общий гербовник дворянских родов Все российской империи. Ч. 13. С. 10 РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 103. Сборник дипломных гербов Российского дворянства, не внесенных в Общий гербов ник. Ч. 150 РГИА. Ф. 14 Оп. 1 Д. 440. Л. 105. 12 Общий гербовник дворянских родов Все российской империи. Ч. 19. С. 3 РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 109. 13 Там же. Ч. 16. С. 100 Там же. Д. 106. 14 Там же. Ч. 18. С. 23 Там же. Д. 108. 15 ПСЗРИ. Собрание третье 1марта 188 9 13 гг. Т. 30. Отд. 1СПб., 19 13. 33359. С. 528. 16 Здесь и далее в скобках указан номер герба в Государственном геральдическом регистре. 17 Упразднено в январе 20 16 г. и включено в состав Правдинского городского округа. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Грефенштейн А.К. Узорочье гербовное. Часть первая. (2025)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |