| ||||||
| Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
| » Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CII. (2020) › Белова Г.В. Геральдика учебных заведений Чувашии | ||||||
|
Белова Г.В.
Геральдика учебных заведений Чувашии// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CII. (2020)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика : Труды Государственного Эрмитажа : Т.102 : материалы научной конференции, 20-22 февраля 2019 г. / Государственный эрмитаж. СПб., 2020. С. 300-312 Аннотация: Двенадцать гербов учебных заведений Чувашии, созданные в 2005–2015 годах, также поставлены на федеральный геральдический учет. Тридцать три герба школ городского округа Химки, созданных в 2017 году и согласованных с Геральдическим Советом, внесены в Геральдический регистр Московской области. Таким образом, регистрация гербов учебных заведений проходит разным путем, однако символы зафиксированы, прошли согласование с Геральдическим Советом и имеют полулегитимный статус. Об авторе публикации/статьи: Белова Герта Витальевна (Чебоксары) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Беловой Г.В.
в библиотеке найдено еще 14 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 66997 знаков (с пробелами)
300 Г. В. Белова Чебоксары ГЕРАЛЬДИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ В настоящее время развитие образовательной символики является частью генезиса российской геральдики. С обострением конкуренции в образовательной сфере наблю дается стремление использовать наглядную агитацию в виде собственной символики на сайтах образовательных учреждений и заявить о себе. К сожалению, неконтролируе мый процесс герботворчества снизу захлестнул и вылился в интернет пространство в виде псевдогербов, которые стали визитными карточками многих учебных заведе ний страны. Получается, что геральдика образовательных учреждений России в настоя щее время отдана на откуп самих учебных заведений, которые самостоятельно пытают ся решить проблему геральдизации, разрабатывают положение о школьной символике, проводят конкурсы по созданию герба. Важно подчеркнуть, что герб от всей разнообразной символики образовательно го учреждения отличается более четко выраженным правовым статусом, требующим утверждения на официальном уровне. Сложность институализации герба учебного заведения заключается в том, что он, как и официальный символ публично правового образования, имеет двойную юридическую природу статус легальности и легитимно сти. Легальным является герб учебного заведения, который утвержден на уровне обра зовательного учреждения. Легитимным является герб учебного заведения, прошедший геральдическую экспертизу и поставленный на федеральный учет. К сожалению, до сих пор не разработаны нормативно правовые акты, регулирующие геральдические знаки в образовательной сфере Российской Федерации. Наблюдается и позитивная тенден ция постепенно накапливается опыт создания геральдически грамотных гербов учеб ных заведений в разных регионах страны. Например, в 20 13 году губернатором Твер ской области были вручены свидетельства о постановке на федеральный учет гербов семи образовательных учреждений пяти средних школ, профессионального училища и детского оздоровительного центра физической подготовки Селижаровского района 1 Двенадцать гербов учебных заведений Чувашии, созданные в 2005 20 15 годах, также поставлены на федеральный геральдический учет2. Тридцать три герба школ городско го округа Химки, созданных в 20 17 году и согласованных с Геральдическим Советом, внесены в Геральдический регистр Московской области3. Таким образом, регистрация гербов учебных заведений проходит разным путем, однако символы зафиксированы, прошли согласование с Геральдическим Советом и имеют полулегитимный статус. С учетом огромного количества учебных заведений в нашей стране приходишь к вы воду, что за прошедшие двадцать семь лет 199 120 18 крайне мало внимания уделялось 30 1 ГЕРАЛЬДИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ изучению образовательной символики России и ее формированию. В российской историографии не существует обобщающих работ, исследующих геральдику учебных заведений. Недостаточен уровень изучения иконографического и семантического ас пекта образовательных знаков. В основе источников по геральдике учебных заведений на сегодняшний день преобладают статьи периодических изданий или информация о гербах учебных заведений на их информационных сайтах. Незначительное количест во статей, посвященных гербам учебных заведений, напечатано, в основном, в журнале Гербовед 4, здесь же несколько статей посвящены современной геральдике суворовских военных училищ и кадетских корпусов. Ряд интересных сообщений можно обнаружить в интернете5. На данный момент написана всего лишь одна научная работа Д. Майбо роды общего теоретико методологического характера, исследующая символику отече ственных образовательных учреждений середины XVIII начала XXI века6. Если взять Чувашию как субъект Российской Федерации, то проблема изученности образователь ной символики тоже обстоит не лучше. В местной и республиканской прессе напечата но несколько статей информационно ознакомительного характера о появлении герба того или иного учебного заведения7. Положительным моментом является издание книги В. А. Шипунова и Г. Н. Шипуновой Гербы и флаги современной Чувашии в 20 17 году, где приведены изображения двенадцати гербов и флагов образовательных учреждений с их описанием и обоснованием8. Кроме того, с гербами учебных заведений Чувашии можно ознакомиться на личном сайте геральдического художника В. А. Шипунова. В апреле 20 18 года Г. Белова выступила с докладом Отражение символики малой Ро дины в гербах учебных заведений Чувашии на VI всероссийской научно практической конференции Символы России история и современность в Рязани. Геральдика учебных заведений Чувашии отличается разнообразием художествен ных приемов при создании основных символов и их атрибутов, отражающих образо вательную или профессиональную специфику социального института. Гербы образо вательных учреждений Чувашской Республики сочинены геральдическим художником В. А. Шипуновым. Создано двенадцать гербов учебных заведений, которые принадле жат разным ступеням образования. По данному критерию к системе общего образования относятся две основные общеобразовательной школы Бичуринская и Коноваловская пять средних школ Шоршелская, Сутчевская, Приволжская, СОШ 2 и гимназия г. Мариинский Посад к системе профессионального образования относятся Чебоксарский институт эконо мики и менеджмента, Мариинско Посадский лесотехникум преобразован в филиал По волжского государственного технологического университета далее ПГТУ два бывших профессиональных училища далее ПУ и ПУ 28 в 20 14 году объединены в Мари инско Посадский технологический техникум к системе дополнительного образования относится Красноармейская детская школа искусств ил. 12 Для учебных заведений Чувашии художником В. А. Шипуновым в основном приме нена испанская форма щита, которая традиционно используется в образовательной геральдике. Гербы учебных заведений не имеют пышного обрамления. Часть гербов имеет девиз с конкретным изречением. Например, девиз Шоршелской школы звучит кратко и емко Третий указывая на Андрияна Николаева, учившегося в этой шко ле, покорившего космос третьим после Юрия Гагарина и Германа Титова. Девизом герба Бичуринской школы выбрано изречение И. Я. Яковлева, создателя современной 302 Г. В. БЕЛОВА чувашской письменности Да здравствует истинное и благое просвещение Девиз герба Мариинско Посадского лесотехникума звучит утверждающе Будет лес будет жизнь призывая бережно относиться к природным ресурсам. Девиз От учения к мастерству принадлежит Мариинско Посадскому технологическому техникуму, где учащиеся осваи вают разные специальности, необходимые для профессиональной самореализации. Задача художника геральдическими средствами суметь передать в гербе учебного заведения его расположение, топонимическую особенность местности, которая отра жается в наименовании территории или в названиях географических объектов. Знаки, указывающие на географическое расположение образовательного символа Цвет. В качестве такого знака в школьной геральдике можно использовать цвет поля герба, который несет важную смысловую нагрузку и предоставляет определенную информацию. В образовательной геральдике Чувашии можно встретить использова ние цвета для обозначения территориальной принадлежности в двух вариантах при окраске самого щита или при окраске основного символа герба. Из двенадцати учеб ных заведений десять расположены на территории Мариинско Посадского района, поэтому цвет поля большинства гербов образовательных учреждений созвучен цвету городского и районного официального символа, где преобладает цвет лазури, указыва ющий на топонимическую особенность их географического расположения9. Синий цвет можно трактовать и в философском плане необъятность волжских просторов как бесконечную возможность развития души, а устремленность к Небу как духовное самосовершенствование. Интересно применение цветовой раскраски основного символа в гербе бывшего ПУ крылатый рубанок окрашен поперечными белыми и красными полосами гессен ского льва атрибута герба Мариинско Посадского района, родового символа импера трицы Марии Александровны, урожденной принцессы Гессен Дармштадской, в честь которой было переименовано село Сундырь с прилежащими починками в 1856 году по указу императора Александра II 10. На гербе Чебоксарского института экономики и менеджмента, наоборот, лодка раскрашена чередующимися красными и белыми полосами, что соответствует цветам герба Санкт Петербурга, так как данное учебное заведение являлось филиалом Санкт Петербургского государственного политехнического университета. Государева Гора Следующий художественный прием для обозначения территори альной принадлежности образовательного знака связан с изображением на гербе харак терного для данной местности географического объекта. Семь гербов учебных заведе ний имеют один уникальный символ данной местности образ Горы. Данный символ нетривиален, содержит глубокий семантический смысл, интересны его топонимиче ское название и легенда. Государева Гора является достопримечательностью Мариин ского Посада, данный символ отражен на муниципальных гербах города и района. Свое название Гора получила в честь визита Екатерины II в волжские города в 1767 году, но народная молва приписала императрице и посещение небольшого поселения на вы соком берегу Волги, где якобы она изволила отобедать и потеряла золотую ложечку. Это легенда, но данное событие сохранилось в топонимике местности. По моему мне нию, образ Горы как нельзя лучше подходит и в качестве образовательного символа, 303 ГЕРАЛЬДИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ Ил. 1Гербы учебных заведений общего образования Чувашской Республики. Рисунки В. А. Шипунова ГИМНАЗИЯ 1 г. МАРИИНСКИЙ ПОСАД ООШ г. МАРИИНСКИЙ ПОСАД МАРИИНСКО ПОСАДСКАЯ СОШ 2 ШОРШЕЛСКАЯ СОШ БИЧУРИНСКАЯ ООШ ПРИВОЛЖСКАЯ СОШ СУТЧЕВСКАЯ СОШ 304 Г. В. БЕЛОВА Ил. 2. Гербы учебных заведений профессионального и дополнительного образования Чувашской Республики. Рисунки В. А. Шипунова МАРИИНСКО ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ МАРГТУ ЧЕБОКСАРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ 28 г. МАРИИНСКИЙ ПОСАД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ г. МАРИИНСКИЙ ПОСАД МАРИИНСКО ПОСАДСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 305 ГЕРАЛЬДИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ указывая на стремление достичь в жизни определенного уровня познания. Сам худож ник считает, что это символ высоты духа и пути к знанию. Две вершины Государевой Горы можно трактовать как разные уровни образования общий и профессиональ ный, так как школьное образование является основой для получения профессиональ ных знаний. Таким образом, характерная природная особенность местности обрела свой отличительный признак в гербах учебных заведений Мариинско Посадского рай она, усилив иконографическое и семантическое содержание геральдического знака. Знаки предметной символики, указывающие на корпоративную характеристику образовательного института В образовательной геральдике современной России можно отметить две негатив ные тенденции. Первая характеризуется перенасыщением гербового поля различными предметами из учебной среды, что характерно для так называемых псевдогербов. Вторая тенденция это превалирование по частоте использования в гербах учебных заведе ний специального предметного символа изображения книги как источника знаний. Д. Майборода в своем исследовании подчеркивает, что среди наиболее распростра ненных искусственных фигур в гербах школ, зафиксированных в Гербовом матрикуле Русской геральдической коллегии далее РГК можно выделить эмблемы книги и свитка, которые встречаются в двадцати пяти гербах из сорока трех, так как в эмблематиче ском аспекте символы свитка и книги весьма схожи оба предмета являются носителем знания, выраженного в тексте, что явно отражает функцию учебных заведений. Автор указывает причину, что данная тенденция связана с советским наследием использова ние изображения книги являлось характерной чертой образовательной фалеристики Советского Союза. К особенностям изображения книги в гербах школ можно отнести и нанесение на ее страницы даты основания учебного заведения В вузовской атри бутике, зафиксированной в Гербовом матрикуле РГК, образовательная эмблематика, выраженная через символ книги, преобладает в девяти гербах из девятнадцати 12. Ю. Про копенко, анализируя символику вузов города Ставрополя, также подтверждает данную тенденцию чаще всего встречается изображение раскрытой книги в одиннадцати из двадцати пяти использованной в разных положениях в вертикальном и в качестве формы щита, в роли шлема или короны 13. Глеб Калашников, секретарь Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, выступил против заштампованности школьной геральдики Если в эмбле му школы засунуты открытые книжки, перья, грифельные доски или факела такую эмблему смело можно выкинуть вон от нее не будет никакого толку. Затасканные общепринятые символы образования являются именно что общепринятыми они доступны всем, всеми используются, всем ясны, следовательно не могут дать почувствовать учащемуся свою исключительность и особенность корпорации, к которой он принадлежит 14. Памятуя об этом, геральдист В. А. Шипунов в образовательном герботворчестве старается из бегать заштампованных символов. Художник стремится к созданию оригинальных симво лов, раскрывающих специфику образовательного учреждения и его профессиональную направленность. Атрибуты из писчего пера. Одним из таких удачных символов, сочиненных худож ником, оказалось геральдически грамотное применение писчего пера. Казалось бы, за штампованный символ. Однако оригинальность художественного приема заключается 306 Г. В. БЕЛОВА в том, что писчее перо на гербе было использовано не как отдельный обычный предмет школьной принадлежности, а для создания новых геральдических атрибутов и симво лов. На гербах четырех учебных заведений Чувашии можно увидеть искусное примене ние старинного орудия письма в разных вариациях в качестве сопутствующего атрибу та как стрела перо, колос перо, ключ перо и корону с писчими перьями. На гербе гимназии 1Мариинского Посада основным символом является шест вующий лев с ключом посохом, в навершии которого писчее перо. В Египте орудие письма и жезл символизировали пробуждение души, являясь атрибутом Теут или Логи ос. В данном случае ключ посох перо символизирует опору на пути к знанию, является путеводителем в жизни. Как писал А. С. Пушкин Благослови мой долгий труд, о ты, эпическая муза. И, верный посох мне вручив, не дай блуждать мне вкось и вкривь 15. К этому символу удачно подходит и изречение, начертанное на девизной ленте герба Найти свой путь На гербе лесотехникума изображен Филин, держащий в лапах положенную в пояс обращенную влево золотую стрелу, наконечник которой подобен писчему перу 16. Здесь писчее перо применено в сочетании со стрелой. Как выразился другой поэт В. В. Маяковский Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо Силу слова поэт сравнивает с оружием, которое может сразить наповал. Стрела перо должна помочь в достижении цели на пути к знанию. Другой образ применен на гербе профессионального училища 28 Серебряные конские головы, поддерживающие языками две золотые головки пшеничных колосьев, положенные в пояс и разнонаправленные, соединенные черной гайкой, а на концах завершенные золотыми писчими перьями 17. Здесь колос перо указывает на профессиональную и образовательную направленность учреждения, которое готовит кадры для сельского хозяйства. Корона с писчими перьями. На гербе Чебоксарского института экономики и менеджмента изображена летящая сова, сопровождаемая вверху золотой короной о пяти ви димых зубцах, три из которых выше и увенчаны пламенами, а два подобны писчим перьям 18. Художнику удается создавать оригинальные атрибуты, которые росчерком пера превращаются в сокровище геральдического искусства. Сова считается спутницей и символом богини мудрости Афины, на гербе она увенчана золотой короной с пла менеющими зубцами и зубцами из писчих перьев, которую художник обозначил как просветительскую Крест из писчих перьев. Следующий художественный образ, составленный из писчих перьев, оказался еще более уникальным для школьной геральдики. Это Крест из писчих перьев основной символ на гербе Коноваловской школы Мариинского Посада. В геральдике крест является одним из самых распространенных и значимых символов, больше всего применяется прямой, косой и вилообразный крест. Прямым называют крест, перекладины которого расположены параллельно и перпендикулярно краям герба. В геральдическом смысле прямой крест представляет собой соединение столба с поясом, пересекающихся под прямым углом. Такой классический крест изображен на гербе Чебоксарского института экономики и менеджмента. Всего зафиксировано более двухсот различных видов креста. Это объясняется тем, что та или иная фор ма креста приписывается определенной организации, территории или государствен ному образованию, о чем можно судить по их названиям греческий, мальтийский, 307 ГЕРАЛЬДИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ иерусалимский, кельтский, тулузский, египетский, латинский, папский, православный, патриарший и др. В. А. Шипунову удалось сочинить новый вид геральдического креста, указываю щего на корпоративную принадлежность символа к учебному заведению, который можно охарактеризовать как ученический или учебный Крест. Данный крест не касается сторон геральдического щита, относится к простым геральдическим фигу рам, однако от этого его суть нисколько не умаляется. Смысл Креста настолько глубок и многогранен, что здесь можно привести суждение Ю. М. Лотмана, известного ис следователя в области семиотики науки о символах Символ никогда не принадле жит какому либо одному синхронному срезу культуры он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древ нее, чем память его несимволического текстового окружения 19. Данную точку зрения поддерживает и французский философ Рене Генон крест, как и всякий символ, мно гозначен, в различных формах встречается повсюду и притом с самых отдаленных эпох. Первоначально знак креста был связан с поклонением людей солнцу солярный культ и выражал идею света. Недаром говорят Ученье свет, а неученье тьма Орудие письма первая вещь, созданная из света. В христианстве писчее перо озна чало ученичество. Данный знак как христианский символ напрямую связан с историей основания Сундырского поселения. В 1624 году царь Михаил Федорович, по просьбе Ионы, ми трополита Сарского и Подонского Крутицкого бывшего местоблюстителя Патри аршего престола, подписал грамоту, по которой село Сундырь раннее наименование города Мариинский Посад и близлежащие деревни, входящие в приход храма Живоначальной Троицы, были переданы в собственность Крутицкой митрополии. Село и земли вдоль берега Волги на протяжении двадцати пяти километров стали вотчиной Крутицкого монастыря. Такое положение оставалось вплоть до 1764 года. По времени в истории села Сундыря это занимает сто сорок лет. Крутицкая митрополия по зна чимости в то время занимала второе место после Московского патриархата. К концу XVIII века она была одной из обширнейших епархий Русской Церкви, в которую вхо дило до 907 храмов. Не менее глубокий смысл имеет Крест из писчих перьев и на гербе Сутчевской шко лы с головой льва, который всегда стоит на страже знаний. Здесь как нельзя лучше подходит известное изречение евангелиста Луки Просите, и дано будет вам ищите, и найдете стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят Лк. 5 10 Эти слова могут быть обращены к любому ученику в стремлении быть настойчивым в достижении цели на пути к знанию. Крылатый рубанок. Другим оригинальным предметным символом, отражающим про фессиональную специфику учебного заведения, оказался древнейший столярный ин струмент. Образ крылатого рубанка на гербе ПУ простой по своей иконографии и глубокий по семантике, так как издревле население здесь занималось деревообраба тывающими промыслами. Думаю, что художник сумел геральдически наглядно отра зить характерную черту учебного заведения. Даже после объединения в 20 14 году двух городских училищ в статусе техникума на гербе Мариинско Посадского технологиче ского техникума был сохранен символ крылатого рубанка, только поменявший окраску в зеленый цвет лесного края. 308 Г. В. БЕЛОВА Парусная ладья. Ладья с парусом и носовым украшением в виде головы льва, выходя щая из за Государевой Горы на простор речной волны, говорит о названии Приволж ской школы, ее географическом расположении на большой судоходной реке Волге, а также символизирует силу характера, противостоящего суровым тяготам и ударам судьбы. Парус в виде рога оленя образ проводника, указывающего героям путь к их цели20. Такой аллегорический образ парусной ладьи стремление к поиску, к позна нию, к новому непроторенному пути был создан художником. Знаки зооморфной символики, обозначающие корпоративную характеристику организации Геральдическим символом является знак, изображающий не только предметы, но и животный мир. Бытует мнение, что в новосочиненных гербах российских учеб ных заведений редко представлена зооморфная символика, в основном используется образ совы как символ мудрости. В большинстве гербов образовательных учреждений Чувашии зримо и грамотно применена зооморфная символика. Художником созданы яркие образы геральдических животных будь то музыкальная волчица, изрыгающая огонь творчества, или ученый кот с бородой, парящий сокол или шествующий лев с ключом посохом, мудрый филин или двуглавая лошадь, волжские рыбки или летящая сова с короной. Мы видим здесь представителей животного мира из разной среды земной, воздушной и водной. Существует ограниченное и строго определенное число положений, в которых может изображаться животное в гербе. Применительно к животным это означает, что изображаются только обобщенные виды существ, без учета их породы и видовых осо бенностей. Животное идентифицируется, кроме названия, по двум признакам позе и атрибутам. Если взять позу животных, изображенных в гербах учебных учреждений Чувашии, то, в основном, они находятся в движении, характеризуя непрерывность про цесса познания шествующие лев, кот, волчица летящие сокол и сова плавающие рыбы. К атрибутам относятся различные предметы, которые животное держит во рту, несет на себе или держит в лапах. Шествующий лев с посохом. Лев относится к одним из самых популярных геральдиче ских символов. В связи с тем, что лев очень часто встречается в гербах, для описания различных типов геральдических львов придуманы специальные названия. Шествующий или идущий лев изображается опирающимся на три лапы, а переднюю правую лапу вытянувшим вперед и немного вверх. Такой лев называется леопардовым или леопардоподобным львом Passant. Шествующий лев, голова которого повернута в сторону зрителя, называется леопардом Passant Guardant шествующий, смотрящий впрям Такой лев, держащий в лапе ключ посох с навершием из писчего пера, изобра жен на гербе гимназии 1города Мариинский Посад. Так как лев символизирует царя зверей, то он стал основным символом первого общеобразовательного учреждения города, который в 20 18 году отметил свой двухсотлетний юбилей2 1 Ученый Кот. Интересен художественный образ Ученого Кота на гербе школы 2 Мариинского Посада. Здесь изображен не просто Кот, а шествующий Кот в геральдиче ской позе, держащий в правой лапе школьный звонок. В различных мифопоэтических традициях распространен образ Кота баюна. Однако литературный образ Кота ученого, созданный А. С. Пушкиным, затмил собою образ сказочного Кота баюна22. Кот ученый 309 ГЕРАЛЬДИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ символизирует вековую мудрость, которую охраняет днем и ночью, и только самым на стойчивым удается прикоснуться к этим глубинным знаниям. У геральдиста В. А. Шипу нова получился не менее интересный художественный образ Кота Ученого, достигшего вершины горы, но не успокоившегося, а призывающего следовать за собой, настойчи во трезвонящего в колокольчик. Путь в гору тяжел и долог, и только сильные духом и упорные могут достичь ее вершины. Для обозначения мудрости Кота художником был найден нестандартный для школьной геральдики атрибут символ бороды. Получился интересный геральдический образ Кот Ученый с бородой. В школьных гербах часто применяются такие знаки учености, как академическая шапочка или очки Символ же бороды не тривиален и относится к самым древним атрибутам мудрости. Музыкальная волчица. Интересен образ волчицы, на которой сидит мальчик, играю щий на национальном музыкальном инструменте шапар 23 на гербе Красноармей ской детской школы искусств. В основу герба школы положен миф о мальчике тюрке, которого спасла от врагов, истребивших его племя, волчица, являющаяся покровителем и путеводителем в мифологии многих тюркских народов. Многоцветная, испускаю щая из пасти огонь творчества, волчица в гербе символизирует родоначальницу чу вашского этноса разноцветные пятна на ее шкуре подобно палитре художника пред ставляют многообразие направлений творческой деятельности детей и в то же время аллегорически отражают специфику учебного заведения школы искусств. Художнику геральдическими средствами удалось отразить суть воспитания подрастающего поко ления важность сохранения национальной культуры и передачи духовных ценностей следующему поколению24. Хранительницей традиций является волчица, недаром в ста ринной чувашской песне поется Манан анне вата кашкар моя мать старая волчица Двуглавая лошадь. Подчеркивая сельскохозяйственную специализацию учебного за ведения, герб профессионального училища 28 представляет собой две смотрящие в разные стороны лошадиные головы, поддерживающие языками два пшеничных ко лоса. Временем основания училища считается 1954 год, который по восточному кален дарю называют годом Лошади. Здесь получают профессии тракториста машиниста, водителя автомобиля, мастера по техническому обслуживанию и ремонту машинно тракторного парка, автомеханика и др. Многие века лошадь была основной тягловой силой земледельца, на ней пахали, боронили, возили разные грузы. Сегодня сельско хозяйственная техника заменила лошадей, но мы все равно продолжаем измерять мощ ность моторов в лошадиных силах. Лошадиная сила является одной из самых древних единиц измерения. Таким образом, в данном символе удачно отражены год основания и специфика учебного заведения, часть истории земледельческого труда, а также его результат в виде созревших колосьев. Мудрый филин как представитель семейства птиц изображен на гербе лесотехникума. Лесной обитатель символизирует мудрость и ночь, время суток, когда нас окружает тишина, что позволяет сосредоточиться на важном, привести в порядок свои мысли. Здесь образ филина изображен в статике, но с распростертым правым крылом, поддер живающим звезду, которая обозначает космонавта Андрияна Николаева, когда то здесь учившегося. Волжские рыбки. На гербе Коноваловской городской школы представлены две волж ские рыбки, плавающие вокруг Креста с писчими перьями, что указывает на слия ние школ Новинской и Коноваловской в одно учебное заведение, расположенное близ 3 10 Г. В. БЕЛОВА Волги. Однако семантическое содержание Креста в круге из рыбок намного глубже ико нографического. Это один из самых древних символов, отражающих бесконечность развития и самосовершенствования жизни на Земле. Знаки растительной символики, отражающие специфику образовательного учреждения Интересен художественный метод, примененный в гербах учебных заведений Чувашской Республики, с использованием растительной символики для обозначе ния характеристики учебного заведения. На гербе Мариинско Посадского лесотех никума в основании щита можно увидеть усеянную без числа золотыми желудями оконечность 25, на гербе Бичуринской школы оконечность усеяна белыми цветами ги ацинта с пурпурными серединами26. Во первых, в обоих гербах растительная символи ка в основании щита обозначает подрастающее поколение, стремящееся к знанию, то есть характеризует образовательную специфику. Во вторых, растительная символика может быть использована и для характеристики профессиональной специализации учебного заведения желуди дуба отражают лесотехнический профиль. Мариинско Посадский район богат лесами, где в основном преобладают деревья дубовых и хвой ных пород. В 1895 году было основано одно из старейших в России лесных учебных заведений Мариинско Посадская лесная школа. В настоящее время здесь студенты получают разные лесотехнические специальности бондаря, вальщика леса, изготовите ля художественных изделий из дерева, рамщика лесопильных рам, станочника деревообрабатывающих станков, столяра, лесника, рабочего зеленого хозяйства и др. Значимость роли исторической личности в воспитании подрастающего поколения Следующий аспект, на который я бы хотела обратить внимание, о значимости роли исторической личности в воспитании подрастающего поколения. Приведу два приме ра таких личностей, отраженных в символике Бичуринской и Шоршелской школ. На гербе Бичуринской школы отражен образ ученого с мировым именем, востоковеда, члена корреспондента Императорской Академии наук, основателя российско го китаеведения Никиты Яковлевича Бичурина, который аллегорически представлен в виде пурпурного цветка. Монашеское имя Н. Бичурина Иакинф в переводе с гре ческого означает гиацинт так звали греческого мифического героя, из крови кото рого вырос цветок гиацинт. Цветы гиацинта в основании щита являются символом под растающего поколения, имеющего перед собой яркий пример такого ученого, детство которого прошло в селе Бичурино. Интересен символ Шоршелской средней школы, которая носит имя прославленного земляка летчика космонавта, дважды героя Советского Союза Андрияна Григо рьевича Николаева. На гербе школы изображен летящий ввысь с воздетыми и распро стертыми крыльями и с подобранными лапами, серебряный сокол 27. Я Сокол это позывной А. Г. Николаева. Фигура сокола символически отражает образ стартующего космического корабля Восток 3 на котором он покорил космос в 1962 году. Трилист ник клевер олицетворяет три начала мудрость, талант и совершенство. Три восьми лучевые звезды, как элемент герба Чувашской Республики, отражают подвиг славного сына Чувашии, прославившего на весь мир свой народ. 3 ГЕРАЛЬДИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ Герб образовательного учреждения есть не что иное, как связующее звено между по колениями выпускников, между прошлым и будущим, это символ, в котором хранится история, традиции, культура все, что связано с жизнью учебного заведения. Воспиты вая человека с ранних лет на примере достойных исторических личностей, можно рас считывать на то, что в будущем чувство гордости за свое учебное заведение, за малую Родину перерастет в глубокое чувство патриотизма. Подводя итоги, можно сказать, что отличительной особенностью гербов учебных заведений Чувашской Республики является грамотное использование цветового фона гербового щита, отражающее топонимическую особенность географического рас положения, значимых природных объектов, характеризующих взаимосвязь с муни ципальной символикой, гармоничное сочетание объектов предметной, зооморфной и растительной символики с сопровождающими их атрибутами, отражающих образо вательную и профессиональную специфику учебного заведения. Поиск новых художе ственных приемов, новых незаштампованных образов, новых символов и атрибутов такой непроторенный путь ищет художник геральдист В. А. Шипунов, создавая свой оригинальный мир символов образовательной геральдики Чувашии. 1Геральдика учебных заведений Селижаров ского района Тверская область Гераль дика.ру. 15.03.20 13. URL https geraldika. ru print 33464 дата обращения 16. 12.20 19 2 Гербы учебных заведений Чувашии Сайт геральдического художника Вадима Шипу нова. URL wshipunov.uсoz.ru дата обраще ния 16. 12.20 19 3 Гербы и флаги школ Химок внесены в Ге ральдический регистр региона Сообще ние Пресс службы администрации город ского округа Химки от 23. 12.20 17. 4 Борисов И. В., Козина Е. Н. Эмблематика Императорского Московского университе та Гербовед. 2002. 58. С. 23 44 Ефе тов Г. Б. Герб Крымского государственного медицинского университета Гербовед. 2004. 7 1С. 104 106 Казаков Р. Б., Сави на С. Л. Лев и единорог на здании Истори ко архивного института Гербовед. 2005. 85. С. 3 133 Комаровский Е. А. Гераль дика современных российских кадетских корпусов Гербовед. 2000. 43. С. 29 3 1 Он же. Современная геральдика россий ских учебных заведений Гербовед. 200 154. С. 38 4 1Крымов В. Д., Лазарев С. А. К вопросу о символике суворовских воен ных училищ и кадетских корпусов совре менной России Гербовед. 2000. 43. С. 40 42 Свищёв П. А. Герб историко правоведческого факультета Курганского госуниверситета Гербовед. 1998. 30. С. 94 96 Федорченко С. П. Герб факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета история создания Гербоведение. 20 13. Т. 3. С. 70 77. 5 Герб школы Фамильный герб. URL https gerbzakaz.ru vidy gerbov gerbshkoly. html дата обращения 12.04.20 18 Глущенкова Е. В День города школы Химок презентовали уникальные гербы 360ТВ. 09.09.20 17. URL https 360tv.ru news obrazovanie дата обращения 16. 12.20 19 Дарсавелидзе Ю. Школьная геральдика РОО Академия русской символики Марс URL https www.simvolika.org mars 042. htm дата обращения 04.20 18 Калаш ников Г. В. Геральдика в средней школе Лайвжурнал. 28.04.20 14. URL https glebkalashnikov.livejournal.сom 2 18 10.html дата обращения 12.04.20 18 Комаров ский Е. А. Школьная геральдика Сайт Живая геральдика URL http aliveheraldry. narod.ru sсhoolheraldry.htm дата обращения 26. 20 18 6 Майборода Д. В. Символика отечественных образовательных учреждений сер. XVIII нач. XXI в. дис канд. ист. наук. М., 20 14. 7 Иванов Е. Рыбки приплыли на герб Ведо мости Чувашской Республики. 2005. 19 63 С. 6 о гербе Коноваловской ООШ Г. В. БЕЛОВА Кириллова Р. Герб для творчества о гербе Красноармейской детской школы Со ветская Чувашия. 15.08.2009 Куданова А. Рисунок со смыслом Наше слово. 2008. 88 89. С. 6 о школьном гербе СОШ 2 г. Мариинский Посад Шипунов В. Герб мост между поколениями Наше слово. 6. 12.2006. С. 2 о школьных гербах 8 Шипунов В. А., Шипунова Г. Н. Гербы и фла ги современной Чувашии изд. 2 е, доп. Чебоксары, 20 17. С. 230 259 о гербах учеб ных заведений 9 Мариинско Посадский район расположен на правом берегу реки Волга. 10 О переименовании села Сундыря, Чебок сарского уезда Казанской губернии, и при легающих к нему деревень в посад, и наименовании сего посада и богаделенного в оном дома Мариинским Полное со брание законов Российской империи. СПб., 1857. Собр. 2 е, т. 3 1Ст. 30699. С. 55 1553. Майборода Д. В. Символика отечественных образовательных учреждений сер. XVIII нач. XXI в. С. 143. 12 Там же. С. 147. 13 Прокопенко Ю. А. Эмблемы высших учеб ных заведений г. Ставрополя, 199 12009 гг. характер их создания, особенности симво лики Ставрополь, 2009. С. 34. 14 Калашников Г. В. Геральдика в средней школе. 15 Пушкин А. С. Евгений Онегин. Гл. 7, строфа 55. 16 Шипунов В. А., Шипунова Г. Н. Гербы и фла ги современной Чувашии. С. 234. 17 Там же. С. 238. 18 Там же. С. 23 9 Лотман Ю. М. Символ в системе культу ры Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. 1С. 19 99. 20 Шипунов В. А., Шипунова Г. Н. Гербы и фла ги современной Чувашии. С. 25 1 2 1Ты в жизни каждого из нас, родная школа Документы и материалы, 18 18 20 18. Чебок сары, 20 18 о гимназии 1г. Мариинский Посад 22 У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом Идет направо песнь заводит Налево сказку говорит 23 Шипунов В. А., Шипунова Г. Н. Гербы и фла ги современной Чувашии. С. 258. 24 Белова Г. В. Символика волка в чувашской геральдике Труды Государственного Эр митажа. 20 18. Т. 98 Геральдика исследо вания и практика. 25 Шипунов В. А., Шипунова Г. Н. Гербы и фла ги современной Чувашии. С. 234. 26 Там же. С. 248. 27 Там же. С. 255. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Белова Г.В. Геральдика учебных заведений Чувашии (2020)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
| © 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
| Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
| Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. | ||||||

