| ||||||
| Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
| » Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CII. (2020) › Кузнецов О.В. Проблемы терминологии в нормативных правовых актах по вопросам геральдического обеспечения органов государственной власти | ||||||
|
Кузнецов О.В.
Проблемы терминологии в нормативных правовых актах по вопросам геральдического обеспечения органов государственной власти// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CII. (2020)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика : Труды Государственного Эрмитажа : Т.102 : материалы научной конференции, 20-22 февраля 2019 г. / Государственный эрмитаж. СПб., 2020. С. 266-273 Аннотация: В настоящее время «геральдическое пространство» и геральдическая практика России характеризуются стройной системой официальных символов, в полной мере отражающей ее государственное, общественное, социально-экономическое и духовное устройство, а также механизм стимулирования государственной и общественной деятельности его развития Об авторе публикации/статьи: Кузнецов Олег Вячеславович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: ›
Кузнецов О.В. Проблемы терминологии в нормативных правовых актах по вопросам геральдического обеспечения органов государственной власти (2020)
› См. также другие статьи Кузнецова О.В.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 44237 знаков (с пробелами)
266 О. В. Кузнецов Москва ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ПО ВОПРОСАМ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В настоящее время геральдическое пространство и геральдическая практика Рос сии характеризуются стройной системой официальных символов, в полной мере от ражающей ее государственное, общественное, социально экономическое и духовное устройство, а также механизм стимулирования государственной и общественной дея тельности его развития. Так, официальными государственными символами России яв ляются герб, флаг и гимн. У федеральных органов государственной власти в качестве официальных символов используются гербы, эмблемы, флаги, знамена, вымпелы, гим ны. В субъектах Российской Федерации имеются еще и архитектурно мемориальные и словесные символы. Официальные символы муниципальных образований представ ляют собой гербы, эмблемы, флаги и наградные знаки. Однако современное состояние понятийного аппарата геральдического обеспечения характеризуется многочисленно стью разнообразных противоречивых нормативно определенных понятий, на самом высоком нормативном уровне, как правило, не отвечающих научным требованиям. Конституция Российской Федерации четко и однозначно определяет термины Государственный герб Российской Федерации, Государственный флаг Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации. Соответственно, строго следуя букве закона имеется в виду равнозначность понятий Российская Федерация и Россия представляется вполне корректным использовать понятия Государствен ный герб России, Государственный флаг России и Государственный гимн России. Именно эти понятия соответствующие федеральные конституционные законы об их учреждении определяют как официальные государственные символы 1 Однако уже на уровне даже федеральных законов от логики и корректности не оста ется и следа. Так, закон Российской Федерации О товарных знаках наряду с по нятиями государственные гербы, флаги содержит понятие другие государственные эмблемы 2. Чтобы понять, что именно имеется в виду с нормативной точки зрения, нужно хорошо подумать. Закон также определяет понятия награды и знаки отличия как абсолютно равнозначные. Воздушный кодекс Российской Федерации содержит понятие государственный опознавательный знак из последующего текста следует, что это не Государствен ный флаг Российской Федерации а также довольно сложное понятие товарные знаки символы 3. 267 ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах раскрывая категорию государственные символы и знаки наряду с флагами и гербами причисляет к этой категории ордена но не медали и знаки отличия денежные знаки и иные государственные символы и знаки 4. Целый ряд законов использует в различных вариациях понятия государственная символика государственные символы 5, государственная символика Российской Федерации 6, государственные символы Российской Федерации 7, официальные сим волы Российской Федерации 8, официальный государственный символ 9, часто теряя то слово официальный то государственный Такое же положение дел с понятиями государственная символика субъектов Рос сийской Федерации 10, официальные символы субъектов Российской Федерации официальный символ 12, официальный отличительный символ 13, основной символ государственной власти 14, основной официальный символ 15, официальные сим волы федеральных органов государственной власти 16, официальные символы орга нов государственной власти субъектов Российской Федерации 17, символика муни ципальных образований 18, официальные символы муниципальных образований 19, официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований 20, муниципальная символика 2 1в нормативных актах субъектов Россий ской Федерации. Таким образом, проблема терминологии и определения понятий в нормативных ак тах, касающихся вопросов геральдического обеспечения, очевидна и требует детально го рассмотрения. Источниками теоретического анализа путей решения этой проблемы должны стать 1основные положения теории знаковых систем 2 основы вспомога тельных исторических дисциплин 3 принципы и правила логики 4 общенаучные принципы. Основой для рассуждений может служить общепризнанное определение понятия знак Знак это материальный, чувственно воспринимаемый предмет явление, собы тие, действие выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаком также является изображение жест, действие под которым подразумевается какая либо конкретная мысль. В части, касающейся вопросов единой государственной политики в области гераль дики, геральдического обеспечения, развития соответствующих понятийного аппарата и нормативно правовой базы, нас интересует не все разнообразие знаков. Прежде всего речь идет о знаках, воспринимаемых такими органами чувств, как зрение и слух. Пред варительно назовем их визуальными и слуховыми звуковыми Принимая во внима ние, что на федеральном уровне нормативно определенные слуховые звуковые знаки фактически ограничиваются Государственным гимном России и гимнами субъектов Российской Федерации, предмет настоящего исследования ограничивается визуально воспринимаемыми знаками. Не преследуя целью глубокий анализ проблем и направлений семиотики, изуча ющей знаковые системы, хранящие и передающие информацию, их возникновение, структуру и функционирование, ограничим предмет настоящего обсуждения разновид ностью искусственных условных, или конвенциональных знаков, а именно знаками символами. Символы несут информацию о предмете явлении на основе отвлечения 268 О. В. КУЗНЕЦОВ от него каких то свойств и признаков. Содержание символа наглядно и он свободен от ситуативной обусловленности. Нас в основном интересуют знаки символические принимая во внимание отсут ствие на федеральном уровне словесных символов Причем только те, которые несут определенную социальную нагрузку содержание В дальнейшем с целью решения проблемы нормативной терминологии в области геральдики в основу построения классификации знаков и определения соответствую щих понятий предлагаю учитывать два основных философских положения 1единство формы и содержания исходя из философского закона единства формы и содержания для нужд геральдики любой знак представляет собой и соответственно должен определяться как единство внешней визуальной в нашем случае геральдиче ской формы и символического внутреннего содержания 2 логические правила определения понятия через ближайшее родовое понятие и видовые отличия, а также соотношения объема и содержания понятий через сущест венные признаки. Также хочу напомнить о необходимости учитывать логические основания определе ния понятий, в частности понятие форма мышления, в которой выделяются и обобщаются объекты из множества других объектов на основе существенных признаков или свойств каждое понятие объединяет в себе множество объектов или отношений объем понятия и характеристическое свойство, присущее всем элементам этого множе ства и только им содержание понятия то есть каждое понятие характеризуется содержанием и объемом содержание представляет собой совокупность всех существенных признаков характеристическое свойство объем это совокупность всех объектов, к которым относится термин, обозначающий понятие, множество этих объектов основным приемом или видом определения является определение через ближай ший род и видовое отличие. Такое определение известно со времен Аристотеля, это так называемое формально логическое определение содержание понятия раскрывается с помощью определения. Также необходимо учитывать требования к определению понятий 1необходимость доказательства существования объекта. 2 соразмерность объем определяемого понятия должен быть равен объему опре деляющего любое формально логическое определение связывает два понятия то, что определяется, определяемое понятие и то, посредством которого дается определе ние, родовое понятие с видовыми отличиями определяющее. 3 минимальность включение в определение минимального набора признаков С точки зрения подходов рассмотрения обозначенной проблемы с учетом основ вспомогательных исторических дисциплин мы исходим из тезиса, высказанного Г. В. Вилинбаховым, о родовой функции геральдики по отношению к другим вспомо гательным историческим дисциплинам. Такой подход основан на том, что отличитель ные знаки, рассматриваемые в предметном плане, изображены на объектах, изучаемых другими вспомогательными историческими дисциплинами 1вексиллологических зна ках, или вексиллумах знаменах, флагах, штандартах и вымпелах и др. вексиллология фалеристических знаках, или фалеронимах ордена, медали и наградные знаки и др. 269 ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ фалеристика печати сфрагистика форменная одежда, на которой размещаются определенные элементы и атрибуты униформология и т. д. В данном случае отличительные знаки представляется целесообразным рассматривать как геральдические и родовые по отношению к вышеперечисленным видовым. Компаративный подход представляется целесообразным применять как основной при рассмотрении знаков различия, так как эти знаки можно рассматривать и как ге ральдические, в частности эмблемы, и как самостоятельные принадлежности, долж ностные и как неотъемлемые и необходимые элементы форменной одежды. Гераль дический знак, как правило, в большинстве случаев в правовых актах определяется как эмблема. В этой связи понятие герб в силу его огромной символической и социально политической значимости представляется возможным рассматривать как самостоятель ную разновидность отличительных знаков, в то же время с точки зрения геральдиче ской практики герб может рассматриваться как разновидность эмблемы. Принимая во внимание, что основным источником нашего анализа являются пре жде всего правовые акты, предлагается в основу подхода для классификации знаков положить понятия, изложенные в п. 3 Положения о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации. В частности, понятие отличительные знаки кото рые подразделяются на знаки различия для обозначения элементов системы и их взаи мосвязи, то есть выполнения функции различения свой чужой и знаки отличия, выполняющие мотивационную функцию развития системы. Результатом обсуждения должны стать предлагаемые подходы 1к определению структуры знаков с учетом их стратификации иерархии 2 к типовому определению этих понятий 3 к определению перечня применяемых понятий в нормативных актах. Таким образом, на основании вышеизложенных подходов и понятий, уже присут ствующих в нормативных правовых актах, предлагается классификация знаков симво лических в данном случае визуальных которые в зависимости от основной функции несения символической нагрузки подразделяются на две группы 1официальные символы международные, государственные, межведомствен ные, ведомственные, субъектов России, муниципальных образований, общественных объединений, религиозные, юридических лиц и др. 2 отличительные знаки знаки различия воинских званий, классных чинов, принадлежности, персонифицированные знаки отличия знаки орденов, медали, наградные знак крест, жетон знаки к почетным званиям, памятные знаки и др. геральдические знаки другие элементы и атрибуты форменной одежды Исходя из предложенной структуры знаков и приведенных выше положений пред ставляется целесообразным рассмотреть предложения по типовому подходу к опреде лению понятий предложенной классификации. Структура определения понятия проект 1Статус знака основная функция например, символ, или вид награды и др. 2. Какую задачу выполняют например, что обозначает или отражает. 270 О. В. КУЗНЕЦОВ 3. Уровень субъекта права, или степень отражаемой информации или юридический статус например, официальный, государственный возможно также использовать в пункте 1 4. Место знака в классификации, или название родового понятия определяется через родовое понятие и видовые отличия 5. Другие существенные признаки под этими признаками возможно понимать в том числе и описание Вместе с тем, при определении понятий предлагается учитывать еще и то, что ранее с Геральдическим советом были согласованы структура и определение понятий воен ных геральдических знаков на примере Вооруженных Сил Например Военные геральдические знаки символико эмблематическая форма обозначения элементов системы Вооруженных Сил. Военные геральдические знаки подразделяются на знаки различия, знаки отличия и другие геральдические знаки. Знаки различия знаки для обозначения характерных признаков воинской деятельности. Знаки отличия знаки для обозначения заслуг, проявленных при исполнении воин ского долга, а также отличий в деятельности, направленной на укрепление Вооружен ных Сил и повышение их боевой готовности. Эти понятия, имеющие по определенным причинам юридического и администра тивного характера некоторые отступления от строго научного подхода, имели четкую структуру, все таки обеспечивали функционирование нормативно правовой базы ге ральдического обеспечения и довольно долгое время использовались в качестве осно вы подавляющим большинством министерств и ведомств. В настоящее время структура военных геральдических знаков, на наш взгляд, приобрела несколько запутанный вид и сомнительные основания для классификации в связи с отсутствием общественного обсуждения. Таким образом, учитывая изложенное, с точки зрения смысла, в общем отличитель ный знак возможно рассматривать и как предметную, символико эмблематическую символико изобразительную форму обозначения всех сфер жизни человечества системы ее элементов и взаимосвязей, а также механизма развития и как способ отра жения знака, внешнюю форму восприятия знака в виде условного изображения, пред мета объекта В то же время в целях оптимизации, единого понимания тенденций развития норма тивно правовой базы геральдического обеспечения представляются для рассмотрения общие проекты основных понятий. Причем определение понятий знак визуальный знак отличительный знак как являющиеся довольно общими, обозначающими це лые категории знаков, предназначены для общего понимания проблемы и предлагают ся к использованию в научной и методической литературе. Проекты некоторых типовых определений понятий, используемых в нормативно правовых актах, предлагается рассмотреть в следующем виде. Эмблема 4 геральдический отличительный знак, 1выполняющий функцию символа чего то, 2 для обозначения чего либо элемента системы, механизма взаимо действия элементов системы или субъекта права 3 имеющий значение официального возможно утвержденный в соответствии с законодательством 5 в виде условного сим волического изображения какого либо понятия или идеи. 27 1 ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ Флаг 4 вексиллологический знак, 1выполняющий функцию символа чего то, 2 для обозначения чего либо элемента системы, механизма взаимодействия элемен тов системы или субъекта права 3 имеющий значение официального возможно утвержденный в соответствии с законодательством и 5 представляющий собой полотни ще определенной формы, рисунка, цвета с изображением чего то Вместе с тем, учитывая, что вне рамок настоящего исследования в геральдическом пространстве государства и общества существуют и другие виды символов архитек турные, музыкальные, словесные, а теоретически возможны и голосовые, предметные и другие, а наряду с официальными государственными символами России герб, флаг, гимн официально учреждены определены особо важные и значимые для россиян символы например, Знамя Победы, символы президентской власти, государственные награды Российской Федерации, знамена субъектов Российской Федерации и другие полагал бы целесообразным в целях проведения единой государственной политики в области геральдики, учитывая опыт субъектов Российской Федерации, рассмотреть вопрос о разработке закона о символике Российской Федерации, в котором определить соответствующие термины и понятия, и внести соответствующие изменения в действу ющее законодательство. 1Ч. 1ст. 1Федерального конституционно го закона от 25 декабря 2000 года 1ФКЗ О государственном флаге Российской Фе дерации ч. 1ст. 1Федерального консти туционного закона от 25 декабря 2000 года 2 ФКЗ О государственном гербе Рос сийской Федерации ч. 1ст. 2 Федерального конституционного закона от 20 декаб ря 2000 года 3 ФКЗ О государственном гимне Российской Федерации 2 П. 2, ст. 6 Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года 3520 I О товар ных знаках, знаках обслуживания и наиме нованиях мест происхождения товаров 3 Ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 19 марта 1992 года 60 ФЗ Воздушный кодекс Российской Федера ции 4 Абз. 2, ст. 8 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года 535 1I Об автор ском праве и смежных правах 5 Абз. 2, ст. 8 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года 535 1I Об автор ском праве и смежных правах абз. 9, ст. 7 абз. 4, ст. 8 Федерального закона от 18 июля 1995 года 108 ФЗ О рекламе 6 Ст. 10 Федерального закона от 5 июля 20 10 года 154 ФЗ Консульский устав Рос сийской Федерации ч. 2, ст. 24 Федераль ного закона от 19 мая 1995 года 82 ФЗ Об общественных объединениях ч. 1 ст. 7 Федерального закона от июля 200 1года 95 ФЗ О политических парти ях ч. 2, ст. 5 Федерального закона от 12 ян варя 1996 года 7 ФЗ О некоммерческих организациях п. 2, ч. 1ст. 16 Федерально го закона от 4 декабря 2007 года 329 ФЗ О физической культуре и спорте в Россий ской Федерации 7 Ст. 17. 10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 8 Абз. 2, п. 3 Положения о Государственном геральдическом регистре Российской Феде рации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 1марта 1996 года 403 О Государственном геральдическом реги стре Российской Федерации 9 Ст. 1Закона города Москвы от июня 2003 года 39 О гербе города Москвы ст. 3 Закона города Москвы от июня 2003 года 40 О государственной и муниципаль ной символике в городе Москве ст. 4 За кона города Москвы от июня 2003 года 40 О государственной и муниципальной символике в городе Москве ст. 5 Закона Воронежской области от 5 июля 2005 года 50 ОЗ Об официальной и иной симво лике в Воронежской области 272 О. В. КУЗНЕЦОВ 10 Ч. 2, ст. 24 Федерального закона от 19 мая 1995 года 82 ФЗ Об общественных объ единениях ч. 1ст. 7 Федерального закона от июля 200 1года 95 ФЗ О полити ческих партиях ч. 2, ст. 5 Федерального за кона от 12 января 1996 года 7 ФЗ О не коммерческих организациях Абз. 2, п. 3 Положения о Государствен ном геральдическом регистре Российской Федерации, утв. Указом Президента Рос сийской Федерации от 2 1марта 1996 года 403 О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации абз. 2, ст. 1Закона Санкт Петербурга от 13 мая 2003 года 165 23 О детальном описании официальных символов Санкт Петербурга и порядке их использования 12 Ст. 2 Закона Московской области от 15 июля 2005 года 183 2005 ОЗ О гер бе Московской области ст. 5 Закона Во ронежской области от 5 июля 2005 года 50 ОЗ Об официальной и иной сим волике в Воронежской области ч. 1ст. 1 Конституционного закона Республики Ал тай от 24 апреля 2003 года 6 О фла ге Республики Алтай п. 1Положения о геральдическом знаке эмблеме и флаге Федеральной службы судебных приставов, утв. указом Президента Российской Федерации от 24 января 2006 года 42 Об учреждении геральдического знака эмблемы и флага Федеральной службы судебных приставов п. 1Положения об эмблеме, флаге и вымпеле Роспотребнадзора, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла гополучия человека от 29 января 2007 года 2 1Об утверждении положения об эм блеме, флаге, вымпеле Роспотребнадзора, их описания и рисунков п. 1Положения о флаге Федеральной службы охраны Рос сийской Федерации, утв. Указом Прези дента Российской Федерации от 30 января 2002 года 3 О флаге Федеральной службы охраны Российской Федерации п. 1Положения о военном геральдическом знаке эмблеме и флаге Министерства обо роны Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 ноября 2003 года 399 Об утвержде нии Положения о военном геральдическом знаке эмблеме и флаге Министерства обо роны Российской Федерации и Положения о флагах войск и воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации п. 16 Положения о геральдическом обес печении таможенных органов Российской Федерации, утв. приказом Федеральной та моженной службы от 23 ноября 2004 года 3 13 Об утверждении Положения о ге ральдическом обеспечении таможенных органов Российской Федерации и Положе ния о геральдическом совете ФТС России п. 1Положения о флаге Министерства вну тренних дел Российской Федерации, утв. указом Президента Российской Федерации от 12 июля 20 12 года 983 Об учрежде нии флага и знамени Министерства вну тренних дел Российской Федерации, вза мен отдельных территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, образовательных организаций системы Министерства внутренних дел Рос сийской Федерации 13 П. 1Положения о флаге и геральдическом знаке эмблеме Министерства Российской Федерации по делам гражданской оборо ны, чрезвычайным ситуациям и ликвида ции последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1997 года 123 1О флаге и геральдическом знаке эмблеме Мини стерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си туациям и ликвидации последствий стихий ных бедствий 14 Ст. 1Закона Ленинградской области от 3 1декабря 1997 года 74 ОЗ Об официальных символах Ленинградской об ласти ст. 1Закона Ленинградской об ласти от 3 1декабря 1997 года 74 ОЗ Об официальных символах Ленинград ской области 15 Ч. 1ст. 5 Закона Рязанской области от 7 марта 20 12 года 9 ОЗ Об официаль ной символике в Рязанской области ч. 1 ст. 12 Закона Рязанской области от 7 марта 20 12 года 9 ОЗ Об официальной сим волике в Рязанской области 16 Абз. 3, п. 3 Положения о Государственном геральдическом регистре Российской Феде рации, утв. Указом Президента Российской ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ Федерации от 2 1марта 1996 года 403 О Государственном геральдическом реги стре Российской Федерации 17 Абз. 3, п. 3 Положения о Государственном геральдическом регистре Российской Феде рации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 1марта 1996 года 403 О Государственном геральдическом реги стре Российской Федерации 18 Ч. 2, ст. 24 Федерального закона от 19 мая 1995 года 82 ФЗ Об общественных объ единениях ч. 1ст. 7 Федерального закона от июля 200 1года 95 ФЗ О поли тических партиях ч. 2, ст. 5 Федерально го закона от 12 января 1996 года 7 ФЗ О некоммерческих организациях п. 7, ст. 1Закона Республики Башкортостан от 6 июля 1999 года 10 з О государствен ной символике Республики Башкортостан 19 Ст. 9 Федерального закона от 6 октября 2003 года 13 1ФЗ Об общих принци пах организации местного самоуправления в Российской Федерации ст. 7 Закона го рода Москвы от июня 2003 года 40 О государственной и муниципальной сим волике в городе Москве ст. 7 Закона города Москвы от июня 2003 года 40 О госу дарственной и муниципальной символике в городе Москве 20 Абз. 4, п. 3 Положения о Государственном геральдическом регистре Российской Феде рации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 1марта 1996 года 403 О Государственном геральдическом реги стре Российской Федерации 2 1Ч. 9, ст. 2 Закона Рязанской области от 7 марта 20 12 года 9 ОЗ Об офици альной символике в Рязанской области Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Кузнецов О.В. Проблемы терминологии в нормативных правовых актах по вопросам геральдического обеспечения органов государственной власти (2020)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
| © 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
| Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
| Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. | ||||||

