|
Савельев В.В.
К вопросу о механизме утверждения гербов «выезжих» родов
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CII. (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика : Труды Государственного Эрмитажа : Т.102 : материалы научной конференции, 20-22 февраля 2019 г. / Государственный эрмитаж. СПб., 2020. С. 148-155
Аннотация: Ситуация, когда некие геральдические артефакты хранятся у носителя родовой памяти, и его знание об этих предметах является наследственным, для России нечаста из-за искусственного обрыва преемственности в ХХ веке. Однако именно из такого источника происходит памятник, послуживший поводом для настоящего сообщения. Он содержит стартовое звено иконографической цепочки и позволяет детально разобрать ее по отношению к утверждению герба конкретной дворянской фамилии. Речь идет о роде Озеровых.
Об авторе публикации/статьи:
Савельев В.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 25146 знаков (с пробелами)
148
В. В. Савельев Санкт Петербург
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ГЕРБОВ ВЫЕЗЖИХ РОДОВ
В ходе создания гербов для первых томов Общего гербовника самым первым зве
ном иконографической цепочки, приводившей к появлению окончательной версии
герба, часто служила личная печать столбового дворянина. На первичном этапе про
цедуры утверждения герба соискатель подтверждал исконное обладание им у своего
предводителя и лиц, уполномоченных местной благородной корпорацией. Из мате
риальных доказательств, которые шли в ход, печать была самым распространенным
предметом, поскольку, в отличие от дипломов, фамильных портретов с гербами и про
чих дорогих, объемных и непрочных носителей, имелась почти у каждого. На основе
источников составлялся эскиз, который поступал в Герольдию, и дальнейшее, в том
числе внесение правок в поступившие проекты, зависело уже от нее.
На момент учреждения Общего гербовника у дворянства существовал обширный
корпус самобытных гербов, судить о котором как о целостном явлении можно разве что
по гербовнику А. Т. Князева, охватившему ничтожно малую часть этого стихийного
пространства. Насколько этот корпус совпадает с тем, что бытовал в XIX веке, судить
сложно из за отсутствия обширного набора первичных носителей. Ранние гербовые
печати по большей части утрачены либо распылены по собраниям и депаспортизиро
ваны. Поскольку они могут существенно отличаться от окончательных версий, извест
ных по Общему гербовнику то и распознавание их тоже будет затруднено. Ситуация,
когда
некие геральдические артефакты хранятся у носителя родовой памяти, и его зна
ние об этих предметах является наследственным, для России нечаста из за искусственно
го обрыва преемственности в ХХ веке. Однако именно из такого источника происходит
памятник, послуживший поводом для настоящего сообщения. Он содержит стартовое
звено иконографической цепочки и позволяет детально разобрать ее по отношению
к утверждению герба конкретной дворянской фамилии.
Речь идет о роде Озеровых. Эта фамилия относится к старому дворянству, она до
стоверно известна с середины XVI века, но претендовала на гораздо более раннее про
исхождение. По легенде, упоминаемой в Общем гербовнике пращуры Озеровых вы
ехали из Польши служить Ивану III. В документах, в 1797 году поданных в Герольдию
для утверждения герба, рассказывалось род существует с XI века, происходит из Дал
мации, где и днесь того же имени город Озеро находится служил королю Болесла
ву Храброму и занимал видное положение в Польше 1Озеровы претендовали на герб
Прус первого типа ссылаясь на известное сочинение С. Окольского Orbis Poloni 149
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ГЕРБОВ ВЫЕЗЖИХ РОДОВ
которое часто использовалось для справок
представителями выезжих родов.
Автору этих строк удалось познако
миться с материалами, которые до сих
пор хранятся у потомков одной из вет
вей рода Озеровых. Семейным реликва
рием для них является экземпляр книги
А. А. Сиверса Родословие Озеровых 19 сразу после выхода превращен
ный в некое подобие семейного альбома.
В нем делались рукописные пометки
по дальнейшей истории рода и храни
лись вложенные фотографии, документы
XVIII XIX веков и некоторые примеча
тельные артефакты, несущие геральдические
изображения. Во время Второй мировой
войны Озеровы оказались на Западе.
Книга сопутствовала им в мытарствах на
пути из оккупированного Киева снача
ла в Германию, потом во Францию, за
тем в США. Сейчас она снова находится в России, в Москве, поскольку здесь живет
ее нынешний
владелец С. Н. Озеров ил. 1Геральдический материал, сохраненный
в книге, по большей части показывает лишь то, что Озеровы послушно восприняли
версию герба, данную им Герольдией, и ни в чем от нее не отступали. Однако есть
геральдический памятник, который заметно выделяется на общем фоне. Это два сургуч
ных оттиска, оставленные, вероятно, одной и той же матрицей2. На них герб Озеро
вых, обладающий незначительными, но показательными отличиями от утвержденной
версии. Не приходится сомневаться, что эти оттиски транслируют тот самый иконогра
фический прообраз, который использовался для составления эскиза герба, подаваемого
в Герольдию. Убедиться в этом можно, если ознакомиться с самим эскизом, который
удается найти в фонде Герольдии ил. 2 3. Они практически идентичны.
Сличение оттисков с эскизом показывает, что первичны именно они. Эскиз явно
делался с небольшого изображения видимо, с печати Недостаток информации при
переводе из меньшего в больший масштаб обусловил ошибку исполнителя, который
произвольно истолковал значение детали ниже геральдического щита. В эскизе она
трактована как рамка картуша, в который заключен герб, тогда как по оттиску печати
видно, что исходно, судя по всему, имелась в виду деталь, аналогичная девизной ленте
или наградной привеске.
Таким образом, у нас имеются все основные звенья иконографической цепочки,
расположенные
по хронологии следующим образом 1Герб Прус из книги С. Окольского Orbis Poloni польский прообраз герба
Озеровых ил. 3
2. Самобытная композиция, употреблявшаяся фактически.
3. Ее вариант для Герольдии.
4. Версия, прошедшая окончательное утверждение.
Ил. 1Герб Озеровых на оттиске печати
XVIII века. Частное собрание.
Прорисовка автора 150
В. В. САВЕЛЬЕВ
Озеровы называли себя носителями герба Прус первого типа. Однако в процессе его
усвоения они допустили отклонения от прообраза. Цельная фигура с герба Прус, кото
рую Окольский описывает как полтора креста по факту является латинским крестом,
снабженным с одной стороны дополнительной перекладиной. У Озеровых она превра
тилась в две самостоятельные фигуры равноконечный крест сверху, и под ним такой же,
но нарисованный наполовину. Это полтора креста в буквальном смысле слова. Види
мо, составитель герба Озеровых стремился воспроизвести герб Прус, но не располагал
его изображением и ориентировался исключительно на блазон на выписку из книги
Окольского, некогда выданную Разрядным приказом, Озеровы ссылаются в прошении
в Герольдию а визуальное решение герба с двумя крестами, расположенными по вер
тикали, позаимствовал у гербов, имеющих в основе герб Данцига.
Так родился самобытный герб, который содержал в себе формальную ошибку,
но зато был оригинальным по существу. Озеровы усилили эту оригинальность, введя
сугубо декоративный элемент, композиционно как бы подменяющий собой намет фи
гуры двух путти коронодержателей. Иконографически его происхождение это обы
денный мотив аллегорических композиций барокко, в том числе и с элементами гераль
дики, обильно украшающий, в частности, западную геральдическую литературу рубежа
XVII XVIII веков. Частью русской культуры он становится в Петровскую эпоху. Для
конца XVIII века это очень архаичный элемент, возможно, указывающий на довольно
существенный возраст композиции уже на момент ее подачи в Герольдию.
Ил. 2. Эскиз герба Озеровых, поданный в Герольдию 1797 года. Федеральное казенное учреждение Российский государственный
исторический архив РГИА Ф. 1343. Оп. 26. Д. 3279. Л. 15 15 1
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ГЕРБОВ ВЫЕЗЖИХ РОДОВ
Ил. 3. Герб Прус первого типа Из Okolski S. Orbis Poloni. сraсov, 1643. T. 2. P. 54 1Инв. 9303. Государственный Эрмитаж
Появилась в гербе и загадочная лента под гербовым щитом. Скорее всего, исходно
она представляла собой подражание неким конкретным геральдическим композициям,
в которых присутствовала лента с девизом или наградой. Было ли это подражание ви
зуальным, не несущим в себе никакого подлинного содержания, или, возможно, в такой
иконографии действительно нашел отражение, например, факт реального награждения
кого то из Озеровых, неизвестно, но к моменту поступления эскиза в Герольдию данная
деталь была уже, по видимому, непонятна самим подателям прошения. У них не вызвала
протеста произвольная трактовка автора эскиза, увидевшего в этой детали рамку картуша.
Таков был герб, который Озеровы усвоили и которым пользовались. Важную ста
дию его существования фиксирует эскиз для утверждения в Герольдии. Этот эскиз
показывает, что его податели, скорее всего, не располагали в быту никакими ранними
изображениями своего герба, исполненными в цвете. Это можно заметить из того, что
правильного цветового решения герба Прус белый крест на красном поле Озеро
вы явно не знали. На эскизе их герб окончательно оторван от польского прообраза
и живет своей жизнью. У Озеровых, по видимому, еще бытовало некое воспоминание
о присутствии в гербе красного цвета. На эскизе он действительно имеется, но, что при
мечательно, относится исключительно к рамке. В то же время для поля щита исполь
зуется абсолютно новый цвет, никак не оговоренный у Окольского, желтый. Все это
позволяет предположить, что печать, на которой цвета не видно, была единственным
для подателей прошения носителем информации о гербе. 152
В. В. САВЕЛЬЕВ
Ил. 5. Герб Ясенчик. Из Okolski S. Orbis Poloni. сraсov, 164 1P. 54 1
Инв. 9302. Государственный Эрмитаж
Ил. 4. Герб Озеровых. Федеральное казенное учреждение Российский
государственный исторический архив РГИА Ф. 14 Общий гербовник
дворянских родов Всероссийской империи. Оп. 1Д. 93. Л. 40 153
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ГЕРБОВ ВЫЕЗЖИХ РОДОВ
Ил. 6. Эскиз герба Лихачевых, поданный в Герольдию. Вариант 1Федеральное казенное учреждение Российский государственный
исторический архив РГИА Ф. 1343. Оп. 24. Д. 2457. Л. 10а об.
Герольдия, получив этот эскиз, пришла к выводу, что при принадлежности заявите
лей к польскому гербу следует очистить предоставленный ими вариант герба от оши
бочных элементов и вернуть его к канонической версии. В итоге герб Озеровых, во
шедший в третий том Общего гербовника полностью имитировал герб Прус ил. 4 4.
Поступая, безусловно, правильно с формальной точки зрения, тем самым Герольдия,
по сути, уничтожила самобытный герб, уже существовавший в геральдическом про
странстве и обладавший некоей собственной историей, и заменила его типовой компо
зицией. Она действовала как типичное учреждение просвещенного абсолютизма, на
деленное функцией фильтра для проектов, поступающих снизу, и видела свою задачу
в том, чтобы поправлять их по неким генеральным правилам устраняя черты случай
ного и нерегулярного. Исправление того, что казалось ей неправильным, происходи
ло без индивидуального подхода к поступающему материалу. Именно так действовала 154
В. В. САВЕЛЬЕВ
Ил. 7. Эскиз герба Лихачевых, поданный в Герольдию. Вариант 2. Федеральное казенное учреждение Российский государственный
исторический архив РГИА Ф. 1343. Оп. 24. Д. 2457. Л. 59б
Ил. 8. Герб Лихачевых. Федеральное казенное учреждение Российский
государственный исторический архив РГИА Ф. 14 Общий гербовник
дворянских родов Всероссийской империи. Оп. 1Д. 96. Л. 16
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ГЕРБОВ ВЫЕЗЖИХ РОДОВ 1Сиверс А. А. Родословие Озеровых. СПб., 19 С. 3.
2 См. Савельев В. В. Здесь нужна газета
Н. А. Озеров и провинциальная журнали
стика Серебряного века. Тверь, 20 17. С. 26.
3 Российский государственный историче
ский архив. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 3. Л. 15.
4 Общий гербовник дворянских родов Все
российской империи. СПб., 1799. Т. 3. 40.
5 Российский государственный историче
ский архив. Ф. 1343. Оп. 24. Д. 2457. Л. б б об.
6 Там же. Л. 10 об.
7 Там же. Л. 59б.
8 Общий гербовник дворянских родов Все
российской империи. СПб., 180 1Т. 6. 16.
почти в эти же годы Комиссия о каменном строении Санкт Петербурга и Москвы, ко
торая профессионально правила проекты городских планировок, но привела в итоге
к размножению шаблонных планировочных схем.
Впрочем, Герольдия поступала так не всегда. Очень близок к Озеровым по генеало
гической ситуации и связанной с этим самопрезентации род Лихачевых, который тоже
считался выезжим из Польши и конструировал свою семейную мифологию на основе
польских сочинений с добавлениями откровенной фантастики. Лихачевы, также ссы
лаясь на книгу Окольского, претендовали на польский герб Ясенчик ил. 5 поскольку
именно им пользовалась шляхетская фамилия Лиховских, к которой они привязывали
свое происхождение. В 1797 году, одновременно с Озеровыми, Лихачевы обратились
в Герольдию за утверждением герба ил. 6, 7 Однако своеобразие ситуации, и даже
ее курьезность,
заключались в том, что прошения подали две ветви рода, никак, по види
мому, друг с другом не связанные и не имевшие возможности координировать действия.
В обоих случаях просители указали, а свидетели подтвердили, что сей герб ево Лиха
чева предками ево употреблялся и ныне употребляется 5. Но проекты гербов оказались
совершенно разными.
Одна из ветвей, прося закрепить за ней герб, сопровождала прошение эскизом Фамилия
господ Лихачевых герб их благородия ключ златой в поле светлом, над каро
ною пять пер трусовых 6 довольно близко воспроизводящим польский прообраз. Вто
рая тоже ссылалась на сочинение Окольского и претендовала на герб Ясенчик, однако
подала в качестве эскиза сложную композицию, не имеющую отчетливого аналога
в польской геральдике и взятую, возможно, также с печати. Ключ, который в настоя
щем гербе Ясенчик является единственной фигурой, здесь не занимает доминирующего
положения
и оказывается одним из множества предметов на расчетверенном поле7.
Однако окончательный вариант герба Лихачевых, вошедший в Общий гербовник ил. 8 8, был создан на основе именно этой композиции, с самыми незначительными из
менениями. Можно предположить, что в подлинном гербе Ясенчик. Герольдию смути
ло изображение ключа, способное вызвать неправомерные ассоциации с камергерским
ключом. Таким образом, самобытная композиция тоже имела возможность оказаться
весомее условно правильной, если тому способствовали субъективные обстоятельства.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Савельев В.В. К вопросу о механизме утверждения гербов «выезжих» родов (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|