Кузнецова С.И.
«О выдаче цеховым мастерам и подмастерьям надлежащих о знании их мастерства дипломов…»
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года / Государственный Эрмитаж СПб., 2025. С. 104-123
Аннотация: Первое упоминание о ремесленных документах встречается в Указе Петра I «О цехах» 1722 г., где говорится: «…всем мастерам, как гражданским жителям, так и пришлым мастеровым людям <…> давать освидетельствованные письма, и освидетельствовать так, как в чужих краях»1 . Нет сомнений в том, что первые такие «письма», так же как и цеховые знамена, появились в Санкт-Петербурге с приездом иностранных ремесленников. В настоящей статье на примере редких материалов, хранящихся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Музее политической истории России и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), предпринята попытка более подробного изучения этого вопроса.
Об авторе публикации/статьи:
Кузнецова Светлана Ивановна (Санкт-Петербург) научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, хранитель фонда тканей и знамен
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Кузнецовой С.И.в библиотеке найдено еще 5 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
 1. Ил. 1. Свидетельство на звание подмастерья золотого и серебряного цеха Иностранной ремесленной управы Санкт-Петербурга И. Юнгкласа. Санкт-Петербург. 1803. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 27 × 35,5 см. Лицевая сторона. ЦГИА СПб. Ф. 254. Оп. 1. Д. 2591. Л. 4, 5
ID: 8085
 2. Ил. 1. Свидетельство на звание подмастерья золотого и серебряного цеха Иностранной ремесленной управы Санкт-Петербурга И. Юнгкласа. Санкт-Петербург. 1803. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 27 × 35,5 см. Внутренняя сторона. ЦГИА СПб. Ф. 254. Оп. 1. Д. 2591. Л. 4, 5
ID: 8086
 3. Ил. 2. Свидетельство С.-Петербургского немецкого шорно-колесного заведения об утверждении в звании подмастерья. Санкт-Петербург. 07.11.1821. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 40,6 × 53,2 см. Инв. № III-А-28 д. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
ID: 8087
 4. Ил. 3. Диплом на звание мастера немецкого булочного цеха Ф. Вестфалька. Санкт-Петербург. 1829. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 28 × 45 см. Лицевая сторона. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 2. Д. 2. Л. 2, 1
ID: 8088
 5. Ил. 3. Диплом на звание мастера немецкого булочного цеха Ф. Вестфалька. Санкт-Петербург. 1829. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 28 × 45 см. Внутренняя сторона. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 2. Д. 2. Л. 2, 1
ID: 8089
 6. Ил. 4. Свидетельство на звание подмастерья медно-бронзового цеха Д. Осипова. Санкт-Петербург. 1840. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 28 × 45 см. Лицевая сторона. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1. Д. 535. Л. 178, 178 а
ID: 8090
 7. Ил. 4. Свидетельство на звание подмастерья медно-бронзового цеха Д. Осипова. Санкт-Петербург. 1840. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 28 × 45 см. Внутренняя стороны. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1. Д. 535. Л. 178, 178 а
ID: 8091
 8. Ил. 5. Свидетельство на звание подмастерья столярного цеха Л. Семенова. Санкт-Петербург. 1847. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 22 × 36 см. Лицевая сторона. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1. Д. 535. Л. 449 а
ID: 8092
 9. Ил. 7. Оттиск печати золотого и серебряного цеха. Санкт-Петербург. 1830. Бумага, сургуч. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1. Д. 250. Л. 2
ID: 8093
 10. Ил. 8. Оттиск печати часового цеха. Санкт-Петербург. 1842. Бумага, сургуч. Инв. № Ф. II-54879. Музей политической истории России
ID: 8094
 11. Ил. 6. Оттиск печати столярного цеха. Санкт-Петербург. 1847. Бумага, сургуч. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1. Д. 535. Л. 449 а
ID: 8095
 12. Ил. 9. Знамя цеха часовщиков. Санкт-Петербург. 1855. Шелк, масло, бахрома: нить х/б, металлическая нить. 86,0 × 79,0 см; 73,0 × 72,0 см (без бахромы). Инв. № V-А-35 з. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
ID: 8096
 13. Ил. 10. Образец бланка свидетельства подмастерья. Санкт-Петербург. 1850. Бумага; типографская печать, рукопись. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1. Д. 660. Л. 34
ID: 8097
 14. Ил. 11. Свидетельство на звание подмастерья переплетного цеха Г. Вилберта. Санкт-Петербург. 1851. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 36 × 47,5 см. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1. Д. 1624. Л. 9
ID: 8098
 15. Ил. 12. Диплом мастера переплетного цеха П. Куна. Санкт-Петербург. 1853. Бумага; типографская печать, конгрев, рукопись. 37,5 × 51 см. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1. Д. 2491. Л. 3
ID: 8099
 16. Ил. 13. Диплом мастера булочного цеха Иностранной ремесленной управы Г. Зейбеля. Санкт-Петербург. 1873. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 31 × 40 см. Лицевая сторона. Инв. № Ф. II-8122. Музей политической истории России
ID: 8100
 17. Ил. 13. Диплом мастера булочного цеха Иностранной ремесленной управы Г. Зейбеля. Санкт-Петербург. 1873. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 31 × 40 см. Лицевая сторона. Инв. № Ф. II-8122. Музей политической истории России
ID: 8101
 18. Ил. 15. Диплом мастера кондитерского цеха К. Курдина. Санкт-Петербург. 1891. Бумага; типографская печать, конгрев, рукопись. 48 × 67,5 см. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1. Д. 5393. Л. 19
ID: 8102
 19. Ил. 14. Свидетельство на звание подмастерья часового цеха М. Н. Васильева. Санкт-Петербург. 1878. Бумага, сургуч; типографская печать, рукопись. 36 × 55 см. Инв. № Ф. II-54879. Музей политической истории России
ID: 8103
 20. Ил. 16. Свидетельство С.-Петербургского портного цеха о признании Пелагеи Александровой, дочери крестьянки С.-Петербургской губернии, подмастерицей дамского портного ремесла и о записи в подмастерскую книгу портного цеха. Санкт-Петербург. 16.05.1908. Бумага; типографская печать, рукопись. 37,5 × 50,7 см. Инв. № III-А-34 д. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
ID: 8104
 21. Ил. 17. Свидетельство Свидетельство С.-Петербургского серебряно-позументного цеха о производстве в подмастерья С. С. Петрова и записи его в подмастерскую книгу под № 2661. Санкт-Петербург. 31.10.1912. Бумага; типографская печать, рукопись. 36,4 × 50,0 (max) см. Инв. № III-А-1084 д. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
ID: 8105
 22. Ил. 18. Свидетельство Петроградской ремесленной управы о присвоении звания мастера модно-шляпного дела подберезскому мещанину Абраму-Иосифу Рувемовичу Британишскому. Петроград. 12.01.1916. Бумага, фотобумага, сургуч; типографская печать, конгрев, рукопись, фотопечать. 47,3 × 65,6 см; 10,8 × 6,8 см (паспарту). Инв. № III-А-2095 д. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
ID: 8106
 23. Ил. 19. Свидетельство Петроградской ремесленной управы о признании подмастерьем слесарно-кузнечного цеха по слесарно-механическому ремеслу Шимена Маттисона. Петроград. 20.01.1917. Бумага, фотобумага, сургуч; типографская печать, конгрев, рукопись, фотопечать. 33,5 × 39,2 см. III-А-2855 д. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
ID: 8107
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 60841 знаков (с пробелами)
104
С. И. Кузнецова Санкт Петербург О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ
НАДЛЕЖАЩИХ О ЗНАНИИ ИХ МАСТЕРСТВА ДИПЛОМОВ
Первое упоминание о ремесленных документах встречается в Указе Петра I О цехах 1722 г., где говорится всем мастерам, как гражданским жителям, так и пришлым
мастеровым людям давать освидетельствованные письма, и освидетельствовать
так, как в чужих краях 1Нет сомнений в том, что первые такие письма так же как
и цеховые знамена, появились в Санкт Петербурге с приездом иностранных ремеслен
ников. В настоящей статье на примере редких материалов, хранящихся в Государствен
ном музее истории Санкт Петербурга ГМИ СПб Музее политической истории Рос
сии и Центральном государственном историческом архиве Санкт Петербурга ЦГИА
СПб предпринята попытка более подробного изучения этого
вопроса.
Самые ранние известные нам документы относятся к 1й трети ХIХ в. Бланк свиде
тельства подмастерья золотого и серебряного цеха Иностранной ремесленной управы
Санкт Петербурга Иогана Юнгкласа 1803 г. ил. 1представляет собой сложенный вдвое
лист размером 27 35,5 см. На лицевой стороне текст на немецком языке заключен
в прямоугольную рамку с лентой и гирляндой в верхней части и овальным медальоном
с гербом Санкт Петербурга. На внутренней стороне в такой же рамке тот же текст на
русском языке Мы, Алдерман2 и Председатели высокохвальных иностранных золотых,
серебряных и галантерейных художеств в Санкт Петербурге, свидетельствуем сим, что
показатель сего Иоган Юнгклас из Санктпетербурга во время учебных его лет чрез вер
ный, добропорядочный и рачительный поступок полезным себя показал. В награждение
за оное и в доказательство им приобретеннаго и нами испытаннаго искусства вписали
мы его в книгу художеств подмастерьем, и ему предстоящее нами своеручно подписан
ное письмо яко подмастерью дали, и нашего художества печатью запечатали. В Санкт
Петербурге Августа 14 дня 1803 года 3. Внизу надпись С подлинником сходно. Санкт
Петербургской Городской Думы Переводчик Титулярный Советник Иван Шикулев
Печатный текст этого свидетельства мы увидим в других документах как Иностран
ной, так и Российской ремесленных управ первой половины ХIХ в., где он приведен
полностью или в более кратком виде.
Второй документ свидетельство подмастерья немецкого шорно колесного цеха
Санкт Петербурга 182 1г. ил. 2
Печатный художественно оформленный бланк с изображением панорамы Санкт Петербурга вид на стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость. Вверху
двуглавый орел, внизу эмблема изображение кареты и надпись по кругу на немецком 105 О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
Ил. 1Свидетельство на звание подмастерья золотого и серебряного цеха
Иностранной ремесленной управы Санкт Петербурга И. Юнгкласа. Санкт Петербург. 1803.
Бумага, сургуч типографская печать, рукопись. 27 35,5 см. Лицевая и внутренняя стороны.
ЦГИА СПб. Ф. 254. Оп. 1Д. 259 1Л. 4, 5 106
С. И. КУЗНЕЦОВА
Ил. 2. Свидетельство С. Петербургского немецкого шорно колесного заведения
об утверждении в звании подмастерья. Санкт Петербург. 07. 82 1
Бумага, сургуч типографская печать, рукопись. 40,6 53,2 см. Инв. III А 28 д.
Государственный музей истории Санкт Петербурга
языке с наименованием цеха ST. PETERSBURG DER DEUTSсHEN STE AсHER
AMT SIEGEL 1809 Санкт Петербургского немецкого шорно колесного цеха печать 1809 а также сургучный оттиск печати с надписью С. Петербургская Ремесленная
Управа Немецких цехов. 1785 Справа подпись Августа Дитмара, мастера часового
цеха, который на протяжении четверти века был главой Иностранной ремесленной
управы4. По оформлению и размеру 40,6 53,2 см этот документ отличается от перво
го. Он значительно больше, и есть основания полагать, что это был также сложенный
вдвое лист, от которого сохранилась только часть, судя по неровно обрезанному верх
нему краю и нарушенным пропорциям.
И, наконец, третий документ это диплом мастера немецкого булочного цеха Фрид
риха Вестфалька ил. 3 Снова сложенный вдвое лист размером 28 45 см, с текстом
на двух языках немецком и русском Мы, Алдерманы и заседающие Санкт Петер
бургскаго немец. булочнаго цеха мастера сим объявляем что показатель сего Фридрих
Вестфаль по усмотрению нашему человек честной и удостоен в наш цех мастером так
же и в цеховой книге записан. В уверение того за подписанием нашей руки и с при
ложением цеховой печати свидетельствуем. Санкт Петербург. Июля 5 дня 1829 года
Ниже подписи старшины цеха, старшинских товарищей и цехового маклера. Оба текста 107 О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
Ил. 3. Диплом на звание мастера немецкого булочного цеха Ф. Вестфалька.
Санкт Петербург. 1829. Бумага, сургуч типографская печать, рукопись. 28 45 см.
Лицевая и внутренняя стороны.
ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 2. Д. 2. Л. 2, 08
С. И. КУЗНЕЦОВА
с трех сторон обрамлены волнообразно расположенными завитками с гербом Санкт
Петербурга в овальном медальоне в верхней части.
Итак, три документа, три разных бланка и по размеру, и по оформлению. Схожи
в одном каждый из них представляет собой сложенный вдвое лист, поскольку содер
жит два текста на немецком и русском языках.
В Российской ремесленной управе дипломы и свидетельства мастеров и подмастерь
ев появились в 1830 е гг., после издания Устава ремесленного в составе Постановлений
о фабричной, заводской и ремесленной промышленности Свода законов Российской
империи. В качестве образца явно были взяты документы членов немецких цехов Санкт
Петербурга. Пример тому два сохранившихся свидетельства подмастерьев медно
бронзового и столярного цехов. Два печатных бланка, каждый в виде сложенного вдвое
листа, размером 28 45 см и 22 36 см соответственно, с орнаментальной рамкой, дву
главым александровским орлом на верхнем поле, текстом на двух языках, который по
чти полностью повторяет печатный текст свидетельства И. Юнгкласа 1803 г. В качестве
примера приведем текст свидетельства подмастерья медно бронзового цеха Дмитрия
Осипова 1840 г. ил. 4 Управы медно бронзоваго цеха. Я Старшина с товарищами,
в Санктпетербурге, свидетельствуем сим, что показатель сего Санктпетербургскаго Вос
питательнаго Дома Дмитрий Осипов, находившийся в учении медно бронзоваго реме
сла у Мастерицы Кох Койн, и в бронзовых дел фабриканта Карл Тигильштейна пять
лет, во время учебных его лет чрез верный, добропорядочный и рачительный поступок
полезным себя показал. В награждение за оное и в доказательство им приобретеннаго
и нами испытаннаго искусства вписали мы его в книгу Художеств подмастерьев, и ему
предстоящее нами своеручно подписанное письмо яко подмастерью дали, и нашего
Художества печатью запечатали в Санктпетербурге.
Июля 26 дня 1840 года
Документ подписан мастером, старшиной цеха и двумя старшинскими товарищами,
один из которых Карл Бершерт, чье имя увековечено на знамени медно бронзового
цеха 1855 г.5 Бланк 1830 х гг., судя по цифрам 183 в тексте на немецком языке и чет
верке чернилами поверх печатной тройки в русском тексте.
Следует отметить, что не только заимствованный текст, но и характер оформления
самого документа, наводят на мысль о том, что для свидетельства российского подмасте
рья был использован бланк Иностранной управы. Но это не так. Среди немецких цехов
никогда не было медно бронзового цеха. Существовали три отдельных цеха бронзо
вый, оловянный и булавочный6.
Бланк свидетельства подмастерья столярного цеха Леонтия Семенова 1847 г. отли
чается меньшим размером и более скромным оформлением ил. 5 На принадлежность
к цеху указывает надпись внизу У сего аттестата столярнаго цеха печать
Итак, обнаруженные нами пять документов первой половины ХIХ в., несмотря
на малое их количество, тем не менее убеждают нас в том, что, во первых, в Санкт
Петербурге за образец взяли дипломы приезжих мастеров во вторых, в Иностранной
и Российской ремесленных управах не было единой формы бланков дипломов и сви
детельств, каждый цех имел свою с указанием наименования цеха в печатном тексте.
Необходимо отметить, что печати российских цехов, сургучные оттиски которых мы
видим на документах того времени, выполнены по традиционной схеме изображение
гербов Российской империи и Санкт Петербурга, эмблемы ремесла, надписи с наи
менованием цеха и, главное, достаточно четко делятся на две группы. Основой для 109 О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
Ил. 4. Свидетельство на звание подмастерья медно бронзового цеха Д. Осипова.
Санкт Петербург. 1840. Бумага, сургуч типографская печать, рукопись. 28 45 см.
Лицевая и внутренняя стороны.
ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 535. Л. 178, 178 а 0
С. И. КУЗНЕЦОВА
Ил. 5. Свидетельство на звание подмастерья столярного цеха Л. Семенова.
Санкт Петербург. 1847. Бумага, сургуч типографская печать, рукопись. 22 36 см.
Лицевая сторона. ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 535. Л. 449 а
создания печатей первой группы, безусловно, стала печать Санкт Петербургской реме
сленной управы, в поле которой был размещен щит с гербом Санкт Петербурга, увен
чанный двуглавым александровским орлом7. Оставалось только внизу и по сторонам
щита изобразить инструменты, составляющие эмблему ремесла в оттиске столярного
цеха рубанок, циркуль и угольник ил. 6 фельдшерно парикмахерного зажимы для
кровопускания по сторонам, гребни и бритва внизу8.
Ко второй группе относятся оттиски печатей пяти цехов. В поле вписан картуш
с ветвями лавра по сторонам, в верхней части которого малый щиток с гербом Санкт
Петербурга, а в нижней эмблема цеха. В оттиске печати золотого и серебряного цеха
изображение звезды ордена Андрея Первозванного, чайника и кофейника ил. 7 пере
плетного зажатая в прессе книга9 сапожного ботфорт 10, медно котельного ковш
на оттиске печати медно бронзового цеха нам не удалось разобрать всю эмблему,
но читаются картуш и герб Санкт Петербурга 12.
Исключением является оттиск печати часового цеха ил. 8 с сюжетной компози
цией, которая, как знак цеха, была утверждена еще в 1785 г. и изображена на знамени ил. 9 где представлен бог времени Хронос и башня с часами. Диаметр оттисков печа
тей от 3,5 до 4 см.
Но вернемся к документам. В 1846 г. вышло новое Положение об общественном
управлении в Санкт Петербурге, согласно которому население города делилось на пять
сословий. Устройством и преобразованием сословных управ занимался коллежский О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
Ил. 6. Оттиск печати столярного цеха.
Санкт Петербург. 1847.
Бумага, сургуч. ЦГИА СПб.
Ф. 223. Оп. 1Д. 535. Л. 449 а
Ил. 7. Оттиск печати золотого
и серебряного цеха.
Санкт Петербург. 1830.
Бумага, сургуч. ЦГИА СПб.
Ф. 223. Оп. 1Д. 250. Л. 2
Ил. 8. Оттиск печати часового цеха. Санкт Петербург. 1842.
Бумага, сургуч. Инв. Ф. II 54879.
Музей политической истории России
советник К. Грот, тот самый, что впоследствии составлял обряды для ремесленных це
хов столицы. Именно он проводил обревизование Российской ремесленной упра
вы 13. Вполне возможно, что его старания по приведению управы в порядок послужили
толчком к разработке особых предложений по документам ремесленников, которые 2
С. И. КУЗНЕЦОВА
в мае 1849 г. Ремесленная управа предста
вила в Городскую общую думу. Там гово
рилось На основании статей 466 и 477
тома
ХI Св ода зак онов Ремесл енного
Полож ения записывающимся в цехи ма
стерам и подмастерьям следует выдавать
Управныя свидетельства или дипломы
о знании мастерства Ремесленная
Управа, озабочиваясь вообще приведе
нием ремесленнаго управления в лучшее
устройство, обратила ныне внимание на
сей предмет и полагала бы на будущее вре
мя установить следующий порядок 1е. Каждый причисленный к цеху мас
тер как вечнаго, так и временнаго цеха, по
лучает от Управы заготовленный на осо
бой бумаге диплом о знании мастерства,
который отнюдь не должен заменить вы
даваемые ежегодно из Управы дозволения
на производство мастерства, остающиеся
на прежнем основании.
2 е. Точно также каждому записанно
му в цех подмастерью выдается по особой
форме написанный диплом об изучении
и знании в потребной для него степени
мастерства.
3 е. Мастерския дипломы выдаются Управою за подписью Старшины, Членов и За
седателей и с приложением Управной печати, по получении от цеховаго старосты до
несения о записке вновь принятаго мастера в книгу мастеров. О сих дипломах ведется
в Управе особая книга
4 е. Подмастерския дипломы выдаются цеховыми Старостами по принадлежности
цехов, за подписью их и сборщиков податей и скрепою участковаго маклера с прило
жением цеховой печати. О них ведется маклером особая книга по каждому участку 14
Городская общая дума, отметив, что введением мастерских и подмастерских дипло
мов несомненно упрочится порядок цеховаго устройства 15, препроводила предложе
ния Ремесленной управы на согласование Санкт Петербургскому военному генерал
губернатору. К докладу прилагались разработанные управой формы бланков. После
высочайшего утверждения они были отправлены в печать. В материалах ЦГИА СПб со
хранился образец свидетельства подмастерья печатный бланк размером 36 47,7 см.
На верхнем поле надпись По сей форме напечатать в Типографии Канцелярии
С. Петербургскаго Военнаго Генерал Губернатора три тысячи дипломов по условлен
ной цене, т. е. по восьмидесяти руб. сереб ром за тысячу. Марта 1го дня 1850 г. Исправ
ляющий Должность Председателя Управы Комаров ил. 10
В 185 1г. получил свидетельство подмастерье Г. Вилберт Санктпетербургский
переплетный
цех сим свидетельствует, что Здешний Вечно цеховой Георг Вилберт
Ил. 9. Знамя цеха часовщиков.
Санкт Петербург. 1855. Шелк, масло,
бахрома нить х б, металлическая
нить. 86,0 79,0 см 73,0 72,0 см без бахромы Инв. V А 35 з.
Государственный музей истории Санкт Петербурга 3 О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
Ил. 10. Образец бланка свидетельства подмастерья.
Санкт Петербург. 1850. Бумага типографская печать, рукопись.
ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 660. Л. 34
Ил. Свидетельство на звание подмастерья переплетного цеха Г. Вилберта.
Санкт Петербург. 185 1Бумага, сургуч типографская печать, рукопись. 36 47,5 см.
ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 1624. Л. 9 4
С. И. КУЗНЕЦОВА
Ил. 12. Диплом мастера переплетного цеха П. Куна. Санкт Петербург. 1853.
Бумага типографская печать, конгрев, рукопись. 37,5 5 1см.
ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 249 1Л. 3
находился в течении пяти лет в учении у Мастера переплетн. цеха Николаи и во время
учебных его лет отличался благонравием, усердием и прилежанием. В награду за сие
и в удостоверение звания его, по надлежащем испытании в Переплетном мастерстве,
Вилберт произведен в Подмастерьи и записан в подмастерскую книгу Переплетнаго
цеха. Санктпетербург, Марта дня 185 1года. Цеховый Староста Присяжный Мастер ил. Текст заключен в орнаментальную рамку, на верхнем поле двуглавый орел под
тремя императорскими коронами, со скипетром и державой в лапах и щитком с обра
зом святого Георгия на груди, окруженным цепью ордена Андрея Первозванного со зна
ком ордена под щитком с шестью титульными гербами в щитках на крыльях в клейме
по центру нижнего поля цеховая печать, в левом боковом клейме номер свидетельства.
Все строго и лаконично. Текст значительно проще и меньше по сравнению с более
ранними документами.
В этой же типографии печатались бланки дипломов мастеров 16. Диплом мастера
переплетного цеха Петера Куна 1853 г. больше по размеру 37,5 5 1см, но у листа
обрезаны края, он должен быть примерно 48 67,5 см ил. 12 Печатный художест
венно оформленный бланк, текст обрамлен дубовой и лавровой ветвями, перевязанны
ми внизу лентой, на верхнем поле на фоне восьмиконечной звезды государственный
герб Российской империи двуглавый орел под тремя коронами с поднятыми крылья
ми и шестью титульными гербами на них. Внизу оттиск печати ремесленной управы
Санкт Петербурга на кустодии в виде ромба. Примечательно, что на ветвях, как игруш
ки на елке, размещены щитки с эмблемами цехов и отдельных ремесел по девятнадцать 5 О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
с каждой стороны, всего тридцать восемь 17. Когда в 1858 г. будет построено здание
Ремесленной управы, на замковых камнях наличников окон третьего этажа поместят
именно такие эмблемы живописного, малярного, медно бронзового, бриллиантового
и золотого, столярного, булочного, трубочистного, слесарного и других.
Есть основания полагать, что в Российской и Иностранной ремесленных управах
единые формы бланков были введены одновременно. Сопоставление дипломов мас
теров этих двух управ Санкт Петербурга показывает, что они очень близки друг другу.
Бланк диплома Генриха Зейбеля, мастера немецкого булочного цеха, несколько меньше
по размеру 3 140 см, и, по традиции иностранных цехов, это сложенный вдвое лист
с текстами на двух языках ил. 13 Но в остальном он весьма схож с бланком диплома
Петера Куна, мастера российского булочного цеха. Текст тоже обрамлен ветвями дву
мя дубовыми слева и двумя лавровыми справа перевязанными внизу лентой. Здесь же
размещены эмблемы ремесел цехов Иностранной управы, правда, не на ветвях, а в просвете
между ними, их здесь пятьдесят девять, хотя цехов было столько же, сколько рос
сийских тридцать четыре 18. Вверху такой же государственный герб на фоне восьмико
нечной звезды, внизу печать цеха. Дело в том, что в 1848 г. Комиссия, учрежденная для
введения нового общественного управления в Санкт Петербурге, имея ввиду, что Член
ея Коллежский Советник Грот занимается уже приведением в порядок Управ Купече
ской, Мещанской и Ремесленной определила надзор Грота распространить и на
Ремесленную Управу иностранных цехов 19. По крайней мере, в смете управы на 1850 г.
был установлен такой же сбор за документы с ремесленников, что и в Российской ре
месленной управе20 с мастера за напечатание диплома и пергамент 3 р. серебром,
а с подмастерья за диплом 1р.2 1и в том же году дипломы получили 103 мастера
и 90 подмастерьев22.
Возможно, Иностранная ремесленная управа не обновляла бланки дипломов мас
теров с середины ХIХ в., ведь для диплома Зейбеля, выданного в 1873 г., использован
бланк старого образца, созданного до геральдической реформы23. В документах Рос
сийской ремесленной управы этого времени и в свидетельствах подмастерьев, и в ди
пломах мастеров уже другой тип государственного орла. Изображен двуглавый орел
под тремя императорскими коронами с андреевской лентой, со скипетром и державой
в лапах и щитком на груди с изображением святого Георгия, поворот которого изменен
в соответствии с геральдическими правилами с восемью титульными гербами в щит
ках на крыльях. Кроме того, в свидетельствах подмастерьев слегка подправлен рисунок
рамки в углах и увеличился размер листа в ширину 36 55 см, как в свидетельстве
М. Н. Васильева, подмастерья часового цеха, 1878 г. ил. 14 а в дипломах мастеров
слегка изменены семь цеховых эмблем например на эмблеме обойного цеха другие
драпировки жестяно фонарного вместо фонарей керосиновая лампа и т. п. Все это
хорошо видно в дипломе мастера кондитерского цеха К. В. Курдина ил. 15 Кстати,
бланк диплома
К. В. Курдина сохранил свои первоначальные размеры.
Надо сказать, что бланки дипломов и свидетельств, введенные в 1850 г., действовали
до конца ХIХ в. Но тот же К. В. Курдин в 190 1г. обращается в Ремесленную управу
с прошением Представляя при сем диплом на звание мастера по ремеслу жарения
кофе, выданнаго мне марта 189 1года за 1694 и в виду ветхости его, покорней
ше прошу Ремесленную Управу о выдаче мне таковаго, Дубликата, новаго образца 24
Причем в материалах фонда Петроградской ремесленной управы ЦГИА СПб этого 6
С. И. КУЗНЕЦОВА
Ил. 13. Диплом мастера булочного цеха Иностранной ремесленной управы
Г. Зейбеля. Санкт Петербург. 1873. Бумага, сургуч типографская печать,
рукопись. 3 140 см. Лицевая и внутренняя стороны.
Инв. Ф. II 8 122. Музей политической истории России 7 О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
Ил. 14. Свидетельство на звание подмастерья часового цеха М. Н. Васильева.
Санкт Петербург. 1878. Бумага, сургуч типографская печать, рукопись. 36 55 см.
Инв. Ф. II 54879. Музей политической истории России
Ил. 15. Диплом мастера кондитерского цеха К. Курдина.
Санкт Петербург. 189 1Бумага типографская печать, конгрев, рукопись. 48 67,5 см.
ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 5393. Л. 19 8
С. И. КУЗНЕЦОВА
времени достаточно много прошений подобного содержания, написанных по единому
образцу, как под копирку, и во всех речь идет о новом образце диплома мастера25.
Выяснилось, что в 1898 г. Санкт Петербургская ремесленная управа решила заме
нить бланки дипломов и свидетельств. С этой целью объявила конкурс на сочинение
рисунков дипломов 26. Объявление о конкурсе было размещено в популярных периодических
изданиях того времени, таких как Петербургская газета Петербургский
листок Новое время архитектурный журнал Зодчий В объявлении говорилось Требуется сочинить рисунки для дипломов 1на звание цеховаго мастера и 2 на зва
ние цеховаго подмастерья. Премии за лучшие рисунки будут в следующем размере
за диплом цеховаго мастера 1я премия 140 руб., 2 я 70 руб. За диплом цеховаго под
мастерья 1я премия 90 руб., 2 я 50 руб. Подробности в объявлениях, выставленных
в помещении СПб Ремесленной Управы и различных художественных учреждений 27.
В мае 1898 г. эти объявления были разосланы и размещены согласно списку учрежде
ний, могущих посодействовать конкурсу В него вошли в Петербурге Академия
художеств, Общество взаимного вспоможения русских художников, Общество архи
текторов, Собрание Понедельники Санкт Петербургская Рисовальная школа, Школа
барона Штиглица рисовальная Институт гражданских инженеров, Редакция архитек
турного журнала Зодчий в Москве Общество любителей художеств, Московское
Строгановское училище28.
Текст объявления включал рекомендации и требования Санкт Петербургской реме
сленной управы. В нем отчасти говорилось 1Диплом на звание цеховаго мастера может быть сочинен в стиле по выбору художника,
или неопределенном нарисован непременно красками и отличаться красотою,
изяществом, строгостью рисунка и представлять собою идею самостоятельную раз
вития ремесленнаго дела и его успехи Кроме орнаментики может иметь реальныя
или аллегорическия изображения в виде фигур, и непременно атрибуты ремесел и их
произведения.
В верхней части диплома должен обязательно выделяться нарисованный золотом
Государственный герб, а в нижней части рисунка герб города С. Петербурга. Надпи
сей никаких делать не надо, а оставить в средине рисунка свободное поле для таковой,
приблизительно размерами ширина 13 д., высота 7 д., а также приличныя, но не
особенно большие поля, окружающие рисунок. Размер листа диплома ширина 27 д.,
высота 19 д.
2. Диплом на звание цеховаго подмастерья тоже должен быть скомпонован и на
рисован красками, как и выше упомянутый но несколько проще мастерскаго иметь
также, как и выше сказано, Государственный герб и герб города С. Петербурга, и может
состоять из орнаментики, фигур, и непременно атрибутов ремесел и проч. И переда
вать идею благих результатов усердия и труда подмастерьев и учеников Надписей
делать тоже не нужно, а оставить в средине поля для оных, приблизительно разме
рами шир. д., вышина 6 д., и поля, как сказано выше, кругом рисунка. Размер же
листа диплома ширина 20 д., высота 15 д. Рисунки при запечатанных пакетах,
с обозначением имени, отчества, фамилии, адреса и звания художника и непременно
с условным знаком на поверхности конверта, а также с таковым же знаком на самом
рисунке, представляют не позднее 15 сентября 1898 г. В СПб Ремесленную Управу Большая Московская, д. 3 29. 9 О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
Но затем срок для представления на конкурс рисунков продлили до 15 января 1899 г.
ввиду малочисленности участников30. Итоги конкурса были подведены 12 февраля 1899 г. Из протокола заседания Ремесленной управы приглашенные Старшиною
СПб Ремесленнаго Общества лица, прибывшие в Присутствие С. Петербургской Ре
месленной Управы разсмотрели представленныя на конкурс рисунки для дипломов на
звание мастера и подмастерья, всего в количестве тринадцати экземпляров, и по под
робном разсмотрении нашли, что три из этих рисунков заслуживают рисунок под де
визом Вопрос первой премии для диплома на звание мастера рисунок под девизом Вперед второй премии для диплома на звание мастера же и рисунок под девизом Кто первой премии для диплома на звание подмастерья 3 1
Рассмотрим свидетельство подмастерья по рисунку под девизом Кто ил. 16 Печатный
художественно оформленный бланк размером 37,5 50,7 см текст заключен
в прямоугольную рамку со стилизованным растительным орнаментом с изображени
ем государственного герба Российской империи, герба Санкт Петербурга и ремеслен
ных эмблем слева от текста аллегорическая композиция. На нижнем поле под рам
кой печатный текст, из которого следует, что бланки свидетельств были дозволены
цензурой 4 августа 1899 г. и напечатаны в типолитографии Веферс и Ко 32. Причем
Ил. 16. Свидетельство С. Петербургского портного цеха о признании
Пелагеи Александровой, дочери крестьянки С. Петербургской губернии,
подмастерицей дамского портного ремесла и о записи в подмастерскую
книгу портного цеха. Санкт Петербург. 16.05. 1908.
Бумага типографская печать, рукопись. 37,5 50,7 см. Инв. III А 34 д.
Государственный музей истории Санкт Петербурга 120
С. И. КУЗНЕЦОВА
Ил. 17. Свидетельство Свидетельство С. Петербургского серебряно позументного
цеха о производстве в подмастерья С. С. Петрова и записи его в подмастерскую
книгу под 266 1Санкт Петербург. 3 0. 19 12. Бумага типографская печать,
рукопись. 36,4 50,0 max см. Инв. III А 1084 д.
Государственный музей истории Санкт Петербурга
с двумя вариантами текста первый для подмастерьев, подтверждающих свое звание,
как П. Александрова, подмастерица портного цеха Санкт Петербурга второй для уче
ников, успешно прошедших обучение у мастера, такое свидетельство в 19 12 г. получил
подмастерье серебряно позументного цеха С. Петров ил. 17
Там же, в типолитографии Веферс и Ко печатались и дипломы мастеров по ри
сунку под девизом Вопрос Сохранились всего три диплома мастеров Санкт Петер
бургской ремесленной управы. В собрании Краснодарского государственного исто
рико археологического музея заповедника им. Е. Д. Фелицына хранятся два диплома
мастерицы портного цеха Санкт Петербурга У. Л. Рукавцовой, выданные 25 февраля 1909 г. Один по дамско портному ремеслу33, другой по модно шляпному34. Третий до
кумент, диплом мастера модно шляпного ремесла портного цеха Российской ремеслен
ной управы Абрама Иосифа Британишского, выданный 12 января 19 16 г., находится
в собрании Государственного музея истории Санкт Петербурга и представляет собой
яркий красочно оформленный бланк размером 47,3 65,6 см ил. 18 Текст обрам
лен многоцветной орнаментальной рамкой с введением аллегорических композиций
на переднем плане представлены атрибуты разнообразных ремесел, на заднем читаются
силуэты памятников Петербурга Медного всадника и Исаакиевского собора на верх
нем поле изображение государственного герба, на нижнем герба Санкт Петербурга. 12 1О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
Ил. 18. Свидетельство Петроградской ремесленной управы о присвоении звания мастера
модно шляпного дела подберезскому мещанину Абраму Иосифу Рувемовичу Британишскому.
Петроград. 12.0 9 16. Бумага, фотобумага, сургуч типографская печать, конгрев, рукопись,
фотопечать. 47,3 65,6 см 10,8 6,8 см паспарту Инв. III А 2095 д.
Государственный музей истории Санкт Петербурга
Здесь стоит вернуться к протоколу заседания Ремесленной управы по итогам конкур
са К сему присовокупили, что в рисунке под девизом Вопрос необходимо сделать
следующие изменения в замен щита с гербом, поместить лишь один герб, но в уве
личенном масштабе фигуру Меркурий передвинуть несколько правее, по указанию
и поверх фигуры добавить орнамент 35 Мы видим, что рекомендации были выполне
ны крупный золотой герб без щита и на правом поле Меркурий с орнаментом поверх
фигуры.
При сравнении бланков диплома мастера и свидетельства подмастерья нетрудно
заметить определенное сходство в рисунке вьющиеся ветви, причудливые завитки
и, особенно, повторяющийся в обоих случаях орнаментальный мотив в виде зелено
коричневого трилистника. Но главное, что объединяет эти два документа, полное
совпадение в изображении атрибутов ремесел, вернее, в том, как они представлены.
Художник изображает не просто схожие предметы, он включает одни и те же компо
зиции например, резная шкатулка с крышкой и стоящий рядом кувшин с рылом и вы
сокой ручкой кубок на фоне серебряного блюда и т. п. Все это убеждает нас в том, что
автор обоих документов один и тот же художник, который использует привычные 122
С. И. КУЗНЕЦОВА
Ил. 19. Свидетельство Петроградской ремесленной управы о признании
подмастерьем слесарно кузнечного цеха по слесарно механическому ремеслу
Шимена Маттисона. Петроград. 20.0 9 17. Бумага, фотобумага, сургуч
типографская печать, конгрев, рукопись, фотопечать. 33,5 39,2 см. III А 2855 д.
Государственный музей истории Санкт Петербурга
постановочные композиции. Действительно, когда были вскрыты пакеты под девиза
ми Вопрос и Кто оказалось, что оба рисунка принадлежат преподавателю рисова
ния Александру Матвеевичу Филоненко36.
Из материалов фонда Всероссийского общества поощрения художников ЦГИА
СПб следует, что А. М. Филоненко служил преподавателем приготовительного класса
в рисовальной школе этого общества с 1879 г.37 Известно, что он получил домашнее
образование затем учился в той самой школе, где впоследствии преподавал38. Кстати,
рисовальная школа упоминалась в списке учреждений, где были размещены объявле
ния Ремесленной управы о проведении конкурса39.
Следует отметить, что А. М. Филоненко выбрал русский стиль, чрезвычайно по
пулярный в то время. По мнению автора, именно он в оформлении диплома мастера
своей красочностью, узорочьем и аллегориями мог передать идею самостоятельную
развития ремесленнаго дела и его успехи а в свидетельстве подмастерья идею бла
гих результатов усердия и труда подмастерьев и учеников как предписывалось Ремесленной
управой.
Надо заметить, что диплом А. И. Британишского являлся еще и удостоверением
личности. К бланку прикреплена шнуром фотография владельца, концы шнура залиты О ВЫДАЧЕ ЦЕХОВЫМ МАСТЕРАМ И ПОДМАСТЕРЬЯМ ДИПЛОМОВ
красным сургучом с оттиском печати Петроградской ремесленной управы40. Шел 19 16 г.
Город носил уже другое имя, поэтому над зачеркнутыми в тексте старыми наименованиями
синим штампом поставлено Петроград
Удостоверением личности становится и свидетельство подмастерья слесарно куз
нечного цеха Ш. Маттисона ил. 19 Петроградская ремесленная управа меняет бланк.
Мы видим явный возврат к бланкам середины второй половины ХIХ в. Текст заклю
чен в орнаментальную рамку такой же формы, с боковым клеймом для номера и ниж
ним для печати. На верхнем поле государственный герб Российской империи. Эта
форма бланка значительно больше соответствует характеру официального документа,
да и духу самого города Петербурга Петрограда.
Свидетельство выдано в январе 19 17 г. Всего через год закончится история старей
шей в России ремесленной управы, а вместе с ней история цеховых знамен и своя,
отдельная
история документов ремесленников. 1ПСЗРИ. Собрание первое 1649 1825 Т. 6 1720 1722. СПб., 1830. 3980. С. 66 1
2 Алдерман, олдермен старшина цеха реме
сленников в России должность, введенная
Петром I в 172 1г
3 Здесь и далее текст документов приводится
с сохранением особенностей орфографии
и пунктуации.
4 РГИА. Ф. 1287. Оп. 37. Д. 92. Л. 13.
5 ГМИ СПб. Инв. V А 8 з. ГК 4250 1388.
6 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 2 Л. 7 19.
7 Там же. Д. 660. Л. 33 об. 34.
8 Там же. Д. 535. Л. 63.
9 Там же. Д. 1624. Л. 9. 10 Там же. Д. 535. Л. 19. ГМИ СПб. Инв. III А 35 д. 12 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 535. Л. 178. 13 РГИА. Ф. 1287. Оп. 37. Д. 667. Л. 15 об. 14 Там же. Д. 660. Л. 12. 15 Там же. Л. 16 об. 16 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 660. Л. 54. 17 Цехов в это время было 34, кроме цеховых
представлены эмблемы отдельных ремесел. 18 РГИА. Ф. 1287. Оп. 37. Д. 667. Л. 5 1а, 5 1а об. 19 Там же. Л. 15 об.
20 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 660. Л. 16 об.
2 1РГИА. Ф. 1287. Оп. 37. Д. 667. Л. 73 об.
22 Там же. Л. 8 1
23 Автор благодарит В. М. Ушакову, зав. от
делом каталогизации Музея политической
истории, за предоставленную информацию.
24 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 5326. Л. 23.
25 Автор искренне благодарит М. М. Пере
калину, зав. читальным залом ЦГИА СПб,
за сотрудничество и помощь в поиске необ
ходимых материалов.
26 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 5326. Л. 3.
27 Петербургская газета. 1898. 14 26 мая. 130.
С. 6 Петербургский листок. 1898. 14 26 мая. 130. С. 7.
28 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 5326. Л. 2.
29 Там же. Л. 7.
30 Там же. Л. 7 об.
3 1Там же. Л. 16.
32 Хромолитография и типография това
рищества Веферс и Ко была основана
в Санкт Петербурге в 1890 г. Ф. В. Вефер
сом, Э. Шлинкманом и Л. Ю. Мюллером.
Впоследствии это типолитография Веферс
и Ко торгового дома Русская цветопись
Основная его продукция произведения
графического искусства и художествен
ной печати. Торговый дом ликвидирован,
а предприятие национализировано в 1920 г.
на основании декрета СНК от 28 июня 19 18 г.
33 КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына. ГК 24949749.
34 Там же. ГК 2495 120 1
35 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 5326. Л. 16.
36 Там же. Л. 16 об.
37 Там же. Ф. 448. Оп. 1Д. 1294. Л. 1
38 Там же. Д. 1685. Л. 3.
39 Там же. Ф. 223. Оп. 1Д. 5326. Л. 2.
40 Автор выражает признательность Л. П. Ба
клан, хранителю рукописно документаль
ного фонда ГМИ СПб, за помощь в работе
с документами.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кузнецова С.И. «О выдаче цеховым мастерам и подмастерьям надлежащих о знании их мастерства дипломов…» (2025)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|