Влияние семиотики средневековых гербов на архитектурные особенности фасада зданий XX и XXI века
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: . С. 156-158
Аннотация: В статье представлен анализ влияния средневековых декоративных элементов на архитектуру 20 и 21 века. Отмечается, что семантическая система средневековых гербов состояла, преимущественно, из мифических мотивов. Проводится сравнение между вдохновением современных архитекторов и символическим значением геральдических символов.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10106 знаков (с пробелами)
156
УДК 347.787
Влияние семиотики средневековых гербов на
архитектурные особенности фасада зданий XX и XXI века
The influenсe of the semiotiсs of medieval сoats of arms on the arсhiteсtural features of the faсade of
buildings of the XX and XXI сenturies
Бузин В
студент 2 го курса архитектурно строительного факультета
Берберашвили Д. Ю.,
ассистент кафедры архитектуры
Кубанский государственный аграрный
университет имени И Трубилина
Buzin V
2th year student of the Faсulty of Arсhiteсture and сivil Engineer ing
Berberashvili D
assistant of the department of Arсhiteсture
Kuban State Agrarian University named after I Trubilin
АННОТАЦИЯ В статье представлен анализ влияния средневе ковых декоративных элементов на архитектуру 20 и 2 1века. Отме чается, что семантическая система средневековых гербов состояла, преимущественно, из мифических мотивов. Проводится сравнение между вдохновением современных архитекторов и символическим значением геральдических символов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Геральдика, гербы, средневековье, лев, грифон, химера, фасад.
ABSTRAсT The artiсle presents an analysis of the influenсe of me dieval deсorative elements on the arсhiteсture of the 20th and 2 1st сentu ries. It is noted that the semantiс system of medieval сoats of arms сon sisted ma y of mythiсal motifs. A сomparison is made between the in spiration of modern arсhiteсts and the symboliс meaning of heraldiс sym bols.
KEY WORDS Heraldry, сoats of arms, Middle Ages, lion, griffin, сhimera, faсade. 157
В эпоху постмодерна, состоящего из стекла и бетона, много этажных жилых комплексов, торговых и бизнес центров, специфика истории архитектуры, вопреки непрерывному росту каменных джун глей, вызывает все больший интерес общественности, привлекает к себе внимание исследователей. Нужда в сложном декоре никуда не исчезла, цветовых прагматичных решений на фасадах все еще недо статочно, чтобы вызвать восхищение масс. Куда больше положи тельных отзывов получают здания с присутствием объемных декора тивных элементов, нежели гладкие строгие поверхности. Античные мотивы, готика, ренессанс каждый архитектурный стиль имеет свои характерные черты и средства выразительности, получая как доскональное следование вековым стандартам, так и полное пере осмысление.
Семиотика средневековых гербов также оказывает влияние на архитектурные элементы отделки фасада зданий вплоть до XX и XXI веков, так как символика играет важную роль в архитектурном ди зайне. Символы и знаки, в том числе, гербы, могут быть использо ваны для создания уникальной эстетики.
Гербы возникли в XII веке в Италии и Франции, получили рас пространение на всем европейском пространстве. В символике герба наиболее распространенные вербальные составляющие это форма, цвет, слова преимущественно, блазон намного реже цифры. Поза или жест фигуры животного из геральдического бестиария имеют свой семиотический смысл. Геральдика первоначально существо вала в виде изображений на знаменах. С 1й трети XII века герб стал регулярно применяться как средство идентификации участников ры царских турниров. В связи с высоким статусом сословия воинов ге ральдика, как его атрибут, была воспринята всеми слоями средневе кового общества и позже утвердилась, как полноценная эмблемати ческая система. Вслед за сеньорами гербами стали обзаводиться не привилегированные слои общества, на рубеже XII XIII веков католи ческая церковь, а с начала XIV века ремесленные корпорации, го рода, городские и религиозные сообщества.
Частый мотив средневековой геральдики это животные, кото рые олицетворяли царские дома и династии. Лев наиболее лаконич ный и понятный массам герой, царь зверей, он стал одним из старей ших и самых популярных геральдических символов. В Англии ко 158
роль Генрих I использовал льва в орнаменте своего щита. Из 9 18 бан неретов короля Эдварда II около 225 имели на своих гербах льва. Львы стали традиционным украшением фасадов зданий и усадеб, в первую очередь, замковых ансамблей начала XX века. Не обошли львы и Москву, одним из ярких примеров служит особняк Кекуше вой. Огромная статуя льва стоит на скошенном фронтоне, прямо вдоль Остоженки. Статуи львов встречают прохожих на пороге до ходного дома на Малой Молчановке. Еще один дом со львами ге неральский дом львы там возлегают на колонных конструкциях. Цари зверей охраняют шесть квартир, по две на этаже.
Другой геральдический мотив мифические существа вроде хи мер, грифонов и горгон. В современной архитектуре подобные эле менты редки, их все еще можно встретить при прогулке по улицам. Например, высокие билдинги Торонто украшают готические крыла тые химеры. Подобными существами не обделен и дом страхового общества Россия Балконы главного фасада стерегут, глядя на Тур геневскую площадь, химеры со слоновьими хоботами флейтами. Изящные эркеры поддерживают летучие мыши, а балконы в проезде между корпусами хищные птицы. Если приглядеться, на фасадах можно увидеть саламандр.
Также наследие средневековой геральдики явственно прослежи вается в таком декоративном элементе, как маскарон. Это выпуклые лепные фигуры в виде человеческих чаще всего, женских а также звериных либо мифических лиц и масок. В дореволюционное время маскароны достаточно часто размещались на фасадах в качестве украшений. Примером служит дом на улице Чаплыгина 1а. На зда нии виднеется маскарон с изображением Горгоны. У здания на Про спекте мира присутствует маскарон, изображающий античного юношу, который может быть, как древнегреческим героем, так и олимпийским богом.
Список литературы 1Макейкина Н Культурные эпохи и стили в архитектуре и изобразительном искусстве моногр. Н Макейкина. Пенза ПГУАС, 20 13. С. 220.
2. Тарасова О Возможности качественной подачи учебного материала в условиях дистанционного обучения О Тарасова Сборник статей по материалам учебно методической конференции. Краснодар, 202 1С. 46 47.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Влияние семиотики средневековых гербов на архитектурные особенности фасада зданий XX и XXI века (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|