| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Прочие темы по геральдике › : Наумов О.Н. Древнерусская символика в научном наследии Р.А. Симонова / 2024 | ||
Наумов О.Н.
Древнерусская символика в научном наследии Р.А. СимоноваБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Р.А. Симонов: История, книга, математика…. материалы круглого стола. Москва, 2024. С. 22-34. Аннотация: В статье дана краткая характеристика многочисленных работ Рэма Александровича Симонова (1929-2023) о символике отечественной средневековой культуры. Будучи известным специалистом по истории Древней Руси, он занимался обширным кругом вопросов, связанных с историей книжности и научных знаний, источниковедением, хронологией, причем в самых широких временных рамках - с XI по XVII в. Труды ученого, посвященные древнерусской символике, разнообразны тематически и охватывают историю государственной символики России, вексиллологию, символические аспекты чисел и астрологии. В качестве приложения к статье приводится текст отзыва профессора Симонова как официального оппонента на диссертацию О.Н. Наумова «Отечественная историография геральдики (XVIII-XX вв.)», представленную на соискание ученой степени доктора исторических наук (2004 г.) Об авторе публикации/статьи: Наумов Олег Николаевич (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Наумова О.Н.
в библиотеке найдено еще 143 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 56864 знаков (с пробелами)
22 УДК 929.6 470 09 1929Симонов Р DOI 10.52929 9785605 023 22 О Наумов Древнерусская символика в научном наследии Р Симонова В статье дана краткая характеристика многочисленных работ Рэма Александровича Симонова 1929 2023 о символике отечественной сред невековой культуры. Будучи известным специалистом по истории Древ ней Руси, он занимался обширным кругом вопросов, связанных с исто рией книжности и научных знаний, источниковедением, хронологией, причем в самых широких временных рамках с XI по XVII в. Труды ученого, посвященные древнерусской символике, разнообразны темати чески и охватывают историю государственной символики России, век силлологию, символические аспекты чисел и астрологии. В качестве приложения к статье приводится текст отзыва профессора Симонова как официального оппонента на диссертацию О Наумова Отечественная историография геральдики XVIII XX вв. представленную на соиска ние ученой степени доктора исторических наук 2004 г Ключевые слова Р Симонов, средневековая Русь, вспомогатель ные исторические дисциплины, хронология, геральдика, вексиллология, символика. O Naumov Anсient Russian Symbolism in the Sсientifiс Heritage of R Simonov The artiсle provides a brief desсription of the numerous works of Ram Alexandroviсh Simonov 1929 2023 on the symbolism of Russian medieval сulture. Being a well known speс st in the history of Anсient Russia, he dealt with a wide range of issues related to the history of books and sсientifiс knowledge, sourсe studies, сhronology, and in the widest time frame from to 17 сentury. The sсientist s works devoted to anсient Russian symbols are diverse thematiсally and сover the history of state symbols of Russia, vexi logy, symboliс aspeсts of numbers and astrology. As an appendix to the artiсle, the text of Professor Simonov s review as an offiсial opponent of O Naumov s dissertation Russian Historiography of Heraldry 18 20 сenturies submitted for the degree of Doсtor of Historiсal Sсienсes 2004 is given. Keywords R Simonov, medieval Russia, auxiliary historiсal disс nes, сhronology, heraldry, vexi logy, symbolism. 23 Любое историческое явление отражает постоянную изменчи вость жизни человека, бесконечное многообразие его обществен ных и интеллектуальных связей, богатство опыта цивилизации, поэтому когда оно становится объектом изучения, то неизбежно какие то аспекты остаются за границами пристрастий конкрет ного историка, который сосредотачивается в первую очередь на важных именно для него вопросах. Любое исследование прошло го всегда избирательно. Однако обращение специалиста к про блемам, ранее не входившим в сферу его профессиональных интересов, может принести чрезвычайно ценные и неожиданные результаты. Ярким подтверждением этого стали многочисленные работы Рэма Александровича Симонова о символике отечествен ной средневековой культуры. Будучи известным специалистом по истории Древней Руси, он занимался обширным кругом вопросов, связанных с истори ей книжности, научных знаний, источниковедения, хронологии, в самых широких временных рамках с XI по XVII в. Поскольку мышление человека Средних веков было символичным и в окру жавшей его знаковой системе исчерпывающе отображались представления о внешнем мире, то обращение ученого к древне русскому символическому опыту глубоко закономерно, став логиче ским продолжением его исследований в других областях прошлого. Интерес к символике возник у Р Симонова во второй поло вине 1990 х гг. см. 1в контексте произошедшей в постпере строечный период познавательной реабилитации специальных исторических дисциплин и актуализации тех из них, которые занимались визуальной историей и иконографическими источни ками. Немаловажную роль в этой тематической эволюции сыгра ла институализация отечественного геральдического знания. Она выразилась в развитии дисциплинарно ориентированной перио дической печати, и особенно в появлении журнала Гербовед издание которого началось в 1992 г. С этим журналом постоянно сотрудничал Р Симонов, когда приступил к осмыслению древ нерусского символического пространства. Только гораздо позже, с 2000 х гг., его работы подобной тематики стали печататься в книговедческих и исторических изданиях. Труды ученого, посвященные древнерусской символике, раз нообразны тематически и охватывают историю государствен ной символики России, вексиллологию, символические аспекты чисел и астрологии. 24 Их приоритетной темой оказался образ единорога, широко распространенный в средневековой культуре, но, как писал сам Р Симонов, природа и значение символических композиций которого трудны для объяснения 2, с. 100 Единорог тракто вался им как символ многозначный, с одной стороны вопло щение зодиакального знака Козерога, а с другой обозначение Московского княжества, Великого Новгорода и Литвы. Такая интерпретация позволяла объяснить появление этого фантасти ческого животного на золотой монете корабельнике велико го князя московского Ивана III, где оно заменило помещенного на нумизматическом прототипе памятника английском нобле льва 3 а также расшифровать сакральный смысл существа на личной эмблеме Ивана IV, который заключался в демонстра ции актуальных политических противоречий противостоя ния с Владимирским княжеством или, по другому толкованию, с Азией 2 Кроме того, единорог козерог использовался в астроно мии как сокровенное свидетельство магического единства раздробленных древнерусских территорий и, следовательно, мог играть роль своеобразного тотема покровителя Руси 4, с. 104, 105 Авторами идеи использования единорога как госу дарственного символа Р Симонов считал находившихся при московском правителе магов и астрологов. Борьба Русской пра вославной церкви с оккультизмом особенно с известной ересью жидовствующих способствовала вытеснению из политиче ской жизни единорога двуглавым орлом. В своих построениях и выводах ученый опирался на обшир ную совокупность разнообразных источников, активно исполь зовал сведения по истории астрологических знаний 5 факты идеологической борьбы и др., показав образец единственно воз можного при осмыслении символики междисциплинарного под хода к анализу явлений. Итоги этих изысканий подвела статья, опубликованная в Тру дах Историко архивного института в 2000 г. 6 в которой давалась обстоятельная картина функционирования единорога в культуре конца XV XVII вв., объяснялся его смысл и причины появления. Он позиционировался в качестве альтернативной дву главому орлу, сакральной, мистической эмблемы России. С этим принципиальным выводом Р Симонов ознакомил не только научное сообщество, но любителей истории, поме 25 стив популярное изложение своей гипотезы в одном из массовых изданий 7 Изучение символики государственной власти касалось также исследование о так называемом восточном гербе Василия III находящихся в треугольнике трех загадочных кругах с вписанны ми в них титулами. Использовав данные и методы дипломатики, ученый пришел к справедливому выводу о том, что композицию следует считать не гербом а средневековым способом форма лизации начала протокола документа 8, с. 98 свойственным исключительно для России, чем и объяснялось ошибочное вос приятие символа европейцами. Р Симонов связывал его с хри стианским образом Троицы и предполагал, что круги выражали также дипломатическое единство клаузул в формуляре докумен та, а именно инвокации, интитуляции и инскрипции. Проникновение в трудные сейчас для объяснения символиче ские образы русского Средневековья удавалось ученому с лег костью и отличалось изящной логикой построений. Подобная научная непринужденность на самом деле являлась резуль татом многолетней, напряженной исследовательской работы. Например, только длительное изучение математических и хроно логических знаний Древней Руси дали возможность установить смысл одной из календарных записей книжника конца XVI начала XVII в. Ионы Соловецкого. За расчетом дат Р Симо нов увидел не только фиксацию уровня научных представлений в определенный период, но и мысль о духовной простертости христианства в прошлое и будущее от 1586 г. на одинаковое рас стояние на 299 лет, наподобие равных сторон перекладины кре ста 9 то есть форму духовного креста, присущую менталитету русского человека. Не могла остаться без исследовательского внимания Р Симонова, как математика по образованию, многообраз ная символика чисел в древнерусской культуре. Их изучение стало в медиевистической историографии рубежа II и III тыся челетий самостоятельным тематическим направлением дискурса. Интерес к названному аспекту символики в тот период отчасти детерминировался магией круглых чисел наступлением 2000 года. На него Р Симонов отозвался специальной статьей 10 где анализировались календарные таблицы в виде рук поя вившиеся на Руси для пасхальных расчетов в результате введе ния христианства в 988 г. Ученый пришел к выводу, что образ 26 ладони был удачно выбран в качестве способа мнемонического запоминания календарной информации и сохранился в средневе ковой культуре как сакральная символика единства ветхозавет ной и новозаветной составляющих православия. Показательными в методическом отношении примерами ком плексного анализа древнерусской символики в контексте исто рии математики стали исследования Р Симонова об абаке типа счета костьми и семантике числовой символики, активно использованной в средневековых источниках 12 Исследова тель исходил из тезиса, что нумерология числовая символика известная уже древнейшим обществам человечества, в услови ях христианства превратилась в область сакрального богосло вия 12, с. 148 тесно связанную с математическими знаниями. Исходя из этого тезиса, Р Симонов изучал источниковедче ские характеристики цифровых алфавитов, выяснив, что их роль в интеллектуальной жизни Руси была более значительной, чем принято считать, а систему обозначения цифр буквами, унас ледованную посредством Византии из античной культуры, рас ценивал как существенное достижение отечественной мысли, особенно подчеркивая использование для обозначения боль ших чисел эмблематических образов в виде сплошных, точеч ных и лучевых окружностей, их комбинаций, а также простых и усложненных прямоугольников 13 Р Симонов высоко оценил труды В Кириллина о симво лике чисел в литературе Древней Руси 14 считая, что те спо собствуют эволюции нумерологии в самостоятельную область теологического литературоведения с функцией специальной исторической дисциплины, которая, возможно, в дальнейшем станет необходимой для изучения текстов и обеспечит более адекватное понимание семантики древнерусской литературы и ее символических смыслов 12, с. 155 Аналогичное осмысление содержания древнерусской культу ры характерно и для изысканий Р Симонова, посвященных сло жившейся в XVI в. генеалогической легенде о происхождении Рюриковичей от римского императора Августа 15 В генезисе этого мифа он выделял два периода, разграничив их по терми нологии сначала бытовала версия о происхождении династии от брата Августа, затем от его сына Такая эволюция отразила, по мнению ученого, и традиции наследования власти, и несомнен ные претензии конкретных исторических деятелей на престол. 27 В контексте символической истории оценивал Р Симонов астрологические знания Древней Руси, в том числе представле ние о добрых благоприятных и злых неблагоприятных часах. Тщательно осмыслив и сопоставив тексты источников, он пришел к неожиданному выводу о том, что современным иссле дователям зафиксированные в текстах средневековые пред ставления о времени кажутся прежде всего символическими художественными а на самом деле для менталитета человека того времени они имели безусловно смысл реальный 16 К этой мысли ученый возвращался в своих работах неоднократно 17 С изучением символического значения астрологии были логично связаны изыскания об аналогичных аспектах в бытова нии русской магии. Ее символизм, как тонко подметил ученый, заключается в постоянном или возникающем от случая к слу чаю стремлении отдельных людей либо групп вольнодумцев, не надеясь на Бога использовать идеи магии в личных или общественных целях с мыслью о воздействии на свою судьбу или историческую реальность для их улучшения 18, с. 59 В творческом наследии Р Симонова имеются труды по истории отечественной вексиллологии, в частности, работа, касавшаяся сложного и дискуссионного вопроса о цвете знамени великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского 19 Опираясь на древнерусские источники и данные лингвистики, ученый выдвинул оригинальную гипотезу о том, что оно пред ставляло собой родовой символ отца или деда князя и было сине фиолетовым. При этом автор Сказания о Мамаевом побо ище упомянувший о знамени, не отошел от истины, именуя его черным так как древнерусские люди могли воспринимать сине фиолетовый цвет именно таким образом. В именовании его черным историк видел стремление к метафизическому подчер киванию божественного промысла военного подвига, совершен ного на Куликовом поле, и траура по погибшим в бою русским воинам 19, с. 145 Широкая эрудиция в сфере символики позволила Р Симо нову выступить в качестве официального оппонента при защи те докторской диссертации об отечественной историографии геральдики XVIII XX вв., защищенной мной в 2004 г. 20 см. приложение В трудах Р Симонова символика предстает синтезирую щим элементом, объединявшим различные страты древнерусской 28 культуры. Она выражает особенности менталитета, художествен ное творчество, научные знания и этим создает сложнейшую проблему при дискурсе, требуя от исследователя энциклопедиз ма, блестящего знания источников и высочайшей научной квали фикации. Труды Р Симонова внесли существенный вклад в осмыс ление символики русской средневековой культуры, показали ее своеобразие и истоки, во многом модернизировав представления современной науки об историческом опыте развития националь ной знаковой системы 2 1Однако главное значение заключа ется в том, что эти исследования показали, как мало известно пока о символическом пространстве Руси и насколько обраще ние к нему необходимо для любого, кто соприкасается с великим культурным наследием нашей страны. Приложение Отзыв официального оппонента на диссертацию О Наумова Отечественная историография геральдики XVIII XX вв. представленную на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.09 историография, источниковедение и методы исторического исследования Диссертационное исследование О Наумова посвящено актуаль ной и малоизученной проблеме историографическому опыту оте чественной геральдики. В современных условиях, когда существует огромный научный и практический интерес к гербам, историографиче ское изучение геральдики приобретает особое значение. Потребность в подобном исследовании обусловлена целой совокупностью разнообразных факторов необходимостью совершенствования историческо го знания и расширения источниковой базы исследований, развитием правовых аспектов геральдики, активным герботворчеством, интересом к региональной истории и генеалогии, повышением социального стату са гербов, введением геральдических сведений в высшее гуманитарное образование. Актуальность исследования О Наумова обусловлена также отсут ствием обобщающих работ и сколько нибудь значительной литературы по теме, что однозначно демонстрирует сделанный во введении к дис сертации историографический обзор с. 6 14 29 Работа основана на исчерпывающе выявленной совокупности источ ников, как опубликованных, так и архивных. Всего было изучено около 3000 работ, вышедших в свет с XVIII в. по 2003 г., привлекались также материалы 18 фондов из 9 архивохранилищ. Все источники были под вергнуты квалифицированному и всестороннему анализу с использо ванием системного и цивилизационного подходов, широкого спектра методов исторической науки сравнительно исторического, синтетиче ского, герменевтического и др Солидная источниковедческая основа обусловила достоверность и обоснованность сделанных в диссертации выводов. Рукопись диссертации состоит из четырех глав, введения, заключе ния и списка использованных источников и литературы. В основной части работы О Наумов раскрывает генезис отечественного гербове дения, который пришелся на I половину XVIII в., показывает, какое вли яние оказал на этот процесс зарубежный опыт, демонстрирует, каким образом зарождались научные основы изучения геральдического мате риала, как формировалось геральдическое источниковедение, начи налась публикация источников, какие конкретные идеи выдвигались. Одним из основных положений диссертации стала мысль о выделе нии концепций, бытовавших в гербоведении XIX XX вв. Она позволя ет по новому представить развитие дисциплины и содержит большой научный потенциал, создавая надежный фундамент для изучения исто рии геральдики в дальнейшем. Одновременно автор отметил процессы структурирования дисциплины, выделения внутри нее сначала тема тических направлений изучение государственной, территориальной, родовой геральдики а затем проблемных разделов источниковеде ния и археографии. Каждому из направлений была дана самая подроб ная характеристика, насыщенная фактическим материалом. Противоречивые процессы, происходившие в советском гербо ведении, были раскрыты во II главе. Особое внимание в ней уделе но попыткам сохранить геральдическое знание как область научных исследований с. 169 Однако они были обречены на провал, и авто ру удалось показать, как отечественное гербоведение постепенно впало в кризисное состояние, из которого начало выходить только в конце 1960 х гг. Важное место занимает в работе впервые проведенное иссле дование геральдических трудов, вышедших в свет в эмиграции, которое существенно корректирует мнение о состоянии дисциплины в XX веке с. 195 202, 235 Подробную характеристику получили процессы, кото рые происходили в гербоведении 1960 1980 х гг. О Наумов обосно ванно выделил приоритетные направления исследований этого времени территориальная геральдика, советская символика показал развитие методического инструментария. Глава III посвящена современному гербоведению. Такой масштаб ный и всесторонний анализ исследовательской ситуации предпринят 30 впервые. В методологическом отношении важен анализ теоретико ме тодологических основ гербоведения. Работ, которые прямо касались бы этих проблем, в современной историографии немного, но О Наумов скрупулезно и тонко собрал обширный материал, позволивший обсто ятельно показать и эволюцию методического инструментария дисци плины, и формирование общих проблем геральдического познания, и специфику междисциплинарного диалога. Важным новшеством стала интерпретация формальной геральдики как теоретической проблемы. Это кардинально меняет ее место, ранее ассоциировавшееся исключи тельно с потребностями составления гербов. Интересен параграф, посвященный археографическим аспектам современного гербоведения, в котором наряду с обстоятельным обзо ром публикаций 1990 х гг. проанализировано развитие методики их подготовки, определена ее специфика. Сама постановка археографиче ской проблемы имеет существенное значение, и выделение ее анализа в самостоятельный параграф можно расценивать как одно из досто инств диссертации. Основная трудность анализа современной литературы связана с обширностью и разнообразием работ, касающихся конкретных гер бов. О Наумов блестяще справился с этой проблемой, стараясь дать характеристику не отдельным трудам, а тенденциям. Этот раздел насы щен важными наблюдениями и выводами. Автор, например, указал на завершение длившейся столетие дискуссии о происхождении двуглаво го орла с. 334 335 Предложенная в диссертации периодизация развития геральдиче ской историографии строго обоснована фактическим материалом, соот носится с общими этапами развития исторической науки и учитывает дисциплинарную специфику. В частности, самостоятельным периодом О Наумов выделяет время с 1908 по 19 17 г., справедливо оценивая его как момент подъема геральдического знания с. 165 Принципиальное значение для понимания истории геральдической историографии имеет заключительная, четвертая глава, посвященная трем ключевым теоретическим проблемам эволюции понятий герба и геральдики, а также развитию систематизационных представлений. Автор не без основания видит в них основное ядро теоретических изы сканий на протяжении длительного времени с. 449 450 Анализ подоб ных сюжетов предпринят впервые, и опыт оказался удачным, поскольку основан на тщательном выявлении данных, в отличие от предыдущей литературы, в которой обычно приводились дефиниции, заимство ванные из нескольких наиболее известных изданий, что существенно искажало спектр мнений. Не менее важен вывод О Наумова о том, что попытки научной систематизации родовых гербов в основе имели иерархию, предложенную в Общем гербовнике дворянских родов Все российской империи с. 434 435, 439 440, 449 Это наглядно проде 3 1 монстрировало зависимость идеи от практики герботворчества. То, что автор поместил главу, касающуюся теоретических аспектов историогра фии, не в начале, а в конце работы следует признать вполне удачным, поскольку такая структура позволила более логично перейти от кон кретных работ на следующий уровень обобщения, показать глубокую связь между конкретными исследованиями геральдистов и их теорети ческими взглядами. Большим достоинством работы является наличие авторского пони мания историографических процессов. О Наумов не избегает высказывать собственного отношения, не скрывает сильные и слабые стороны конкретных идей и работ, подвергая некоторые из них заслу женной и справедливой критике с. 106, 186 187, 299, 3 3 12, 3 14 3 15, 469, 47 1В частности, автор вполне обоснованно выступил против конъюнктурных, не подтверждаемых источниками попыток тракто вать изображение на московском гербе как Святого Георгия с. 347 348 и др. Это еще раз свидетельствует об объективности исследования, дающего достоверную картину современного состояния геральдиче ской историографии. На протяжении всей работы О Наумов привлек внимание к тем идеям и выводам, которые были высказаны в историографии, но в силу различных обстоятельств оказались забыты или недооценены. В этом контексте оказался неожиданно большим вклад в развитие гераль дического источниковедения известного медиевиста Д.Н Егорова с. 124 128 в развитие культурологической концепции А Моляв ко Высоцкого с. 177 178 Даже, казалось бы, хорошо изученное наследие В Лукомского содержит пока невостребованные, но пер спективные идеи с. 442 443 Интересен анализ развития правил составления и описания гербов, в котором автор не без основания видит важнейший аспект самоиден тификации геральдики, область синтеза практики и научного познания с. 265 Однако изложение вопроса разделено по главам, что приводит к утрате логических связей, было бы более целесообразно проанализи ровать проблему в отдельном параграфе четвертой главы. Научное значение диссертации значительно шире заявленного названия. Исследование дает полное, всестороннее представление не только о собственно геральдической историографии, но и о развитии отечественного гербоведения в целом. Другой особенностью может быть названо то, что автор настолько часто и последовательно касает ся общих проблем геральдического знания, что одновременно диссер тация вносит существенный вклад в развитие теории гербоведения. О Наумов подробно осмыслил такие основополагающие понятия дисциплины, как точность геральдического знания, предмет и объект исследования и т 32 Диссертация носит комплексный характер, О Наумов постоянно обращается к сведениям по нумизматике, сфрагистике, источниковеде нию и другим сопредельным областям знания. Междисциплинарность является одним из многочисленных достоинств исследования. В рамках этого научного подхода автор много внимания уделил книговедческим аспектам геральдических трудов с. 149, 170 17 9 1376 377 благо даря чему в гербоведении началось формирование особого книговедче ского раздела. Наряду с познавательным, работа имеет большое практическое зна чение, создает возможности для совершенствования герботворчества, позволяет подвести под него серьезные научные основания. Так, напри мер, произошло со сведениями о правилах составления и описания гербов, которые О Наумов, вслед за А Черных, удачно называет формальной геральдикой убедительно обосновывая это терминологи ческую новацию с. 266 Подробно проанализирован сложный вопрос об эталонировании гербов с. 263 265 Суть его состоит в том, необ ходимо ли законодательно регламентировать рисунок герба или можно ограничиться только его описанием. О Наумов поддержал точку зре ния о целесообразности закрепления внешнего вида гербов. Несомненное практическое значение имеют разделы, касающие ся преподавания геральдики в высших учебных заведениях с. 34 35, 176 180, 206 209, 282 287 Автор убедительно показывает недостатки и достоинства предлагавшихся образовательных моделей, позволяя при этом составить представление о том, каковы должны быть методиче ские основы обучения геральдике, целью которого является выработка у учащихся навыков самостоятельного изучения и составления гер бов. Основное внимание уделено преподаванию геральдики в высших учебных заведениях, и лишь мимоходом упомянуто о подобных опытах в современной школе с. 283 284 о чем следовало бы сказать подроб нее, поскольку в данном случае, возможно, намечается еще одна тен денция развития учебной литературы. Сильной стороной исследования О Наумова стало то, что гераль дические работы рассматриваются в широком историографическом кон тексте, связываются с общими направлениями истории отечественной исторической науки идеи А Лакиера, например, со славянофиль ством, источниковедческая концепция с петербургской исторической школой, учение о социальной сущности городского герба с истори ческим материализмом и др. с. 68, 122, 223 225 Впервые в исто риографии было осмыслено внедрение в гербоведение новейших компьютерных технологий с. 272 274 Важное значение имеют рекомендации по развитию отечественно го гербоведения, которые сформулированы в заключении с. 495 496 Они подводят обоснованный итог исследованию и отражают действи тельные проблемы, стоящие перед дисциплиной. 33 Обстоятельное изучение историографии сопровождалось полным выявлением геральдических работ, что имело самостоятельную цен ность, и нашло отражение в издании фундаментального библиогра фического указателя Наумов О Геральдика библиографический указатель отечественной литературы XVIII XX вв. М., 2003. 287 с Эта книга разрешила давно стоявшую проблему ретроспективно го учета геральдической литературы. В ходе работы над диссертаци ей были опубликованы многие выявленные источники, переизданы наиболее ценные труды лекции Ю Арсеньева, комплект журнала Гербовед Арсеньев Ю Геральдика. Лекции, читанные в Москов ском археологическом институте в 1907 1908 году. Ковров, 1997. 367 с. Гербовед 19 13 19 14 гг. М., 2003. 447 с Для совершенствования преподавания геральдики большое значение имело учебное пособие по геральдической историографии Наумов О Геральдическая исто риография России учебное пособие. М., 200 168 с. первое издание подобного рода в нашей стране. О Наумовым была издана первая часть написанной на основе диссертационного исследования обобща ющей монографии Наумов О Отечественная историография гераль дики. М., 2003. Ч. 1207 с. которая содержит анализ литературы до 19 17 г. Таким образом, исследователь внес значительный личный вклад в разработку проблемы, с его работами связано окончательное форми рование геральдической историографии как самостоятельного направ ления отечественного гербоведения. Восприятие текста диссертации несколько затруднено отсутствием какого либо внутреннего дробления внутри многостраничных парагра фов. Автору следовало структурировать фактический материал на более мелкие подразделы. Основные положения диссертации отражены в опубликованных работах автора, в том числе в статьях, опубликованных в журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией Отечественные архивы Отечественная история Преподавание истории в школе и в полной мере раскрыты в автореферате. Исследование О Наумова выполнено на высоком научном уровне, и отвечает всем требованиям, предъявляемым Положением о порядке присуждения ученых степеней к диссертациям на соискание ученой степени доктора исторических наук. Присуждения искомой ученой сте пени по специальности 07.00.09 автор безусловно заслуживает. Р Симонов, доктор исторических наук, профессор 3 10 12004 г. 34 1Наумов О Проблемы древнерусской символики в трудах Р Симонова Гербовед. 2000. 2 40 С. 104 106. 2. Симонов Р Загадка противостояния льва и единорога в эмблематике Ивана Грозного Гербовед. 1999. 4 36 С. 100 108. 3. Симонов Р О причине появления единорогов на золотой монете кора бельнике Ивана III Гербовед. 1997. 3 15 С. 75 79. 4. Симонов Р Единорог соперник двуглавого орла Гербовед. 1999. 6 38 С. 99 107. 5. Симонов Р Об астрологическом происхождении древней государственной эмблемы России единорога Герменевтика древнерусской литературы. Москва, 1998. Сб. 9. С. 3 10 337. 6. Симонов Р Древняя государственная эмблема России единорог Труды Историко архивного института. Москва, 2000. Т. 34. С. 49 78. 7. Симонов Р Почему двуглавый орел победил единорога Чудеса и при ключения. 1998. 6. С. 3, 12 13, 29. 8. Симонов Р Малоизвестный восточный герб Василия III Гербо вед. 1997. 23 С. 99 103. 9. Симонов Р 988 год христианизации Руси в календарном образе креста Ионы Соловецкого Гербовед. 1999. 2 34 С. 134 138. 10. Симонов Р 2000 летие христианства в свете древнейшей русской кален дарной символики Гербовед. 2000. 139 С. 18 3 Симонов Р Символика древнерусского абака Гербовед. 2004. 4 70 С. 55 68. 12. Симонов Р Нумерология как область древнерусской символики Гербо вед. 200 14 54 С. 148 156. 13. Симонов Р Древнерусские числовые эмблемы Гербовед. 2000. 10 48 С. 104 9. 14. Симонов Р Рец. на кн. Кириллин В Символика чисел в литературе Древней Руси XI XVI вв. Вестник РГНФ. 200 13. С. 260 268. 15. Симонов Р Миф о происхождении московских Рюриковичей от римского императора Августа Гербовед. 1997. 7 19 С. 14 17. 16. Симонов Р Символизм и реальность астрологической окраски древне русского времени Гербовед. 2004. 9 75 С. 12 39. 17. Симонов Р Символизм богослужебного цикла на Руси о смысле церков ных часов суточного круга Гербовед. 2000. 139 С. 12 27. 18. Симонов Р Символизм русской магии и новая книга Вильяма Райана Гербовед. 2007. 3 95 С. 50 59. 19. Симонов Р Каким было знамя св. Дмитрия Донского Гербовед. 2000. 139 С. 135 145. 20. Наумов О Отечественная историография геральдики XVIII XX вв. автореф. дис. д ра ист. наук. Москва, 2004. 50 с. 2 1Симонов Рэм Александрович Материалы к библиографии авт. сост. А Самарин. Москва Янус К, 2009. 89, 1с. фот. Российские историки науки и техники вып. 6 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Наумов О.Н. Древнерусская символика в научном наследии Р.А. Симонова (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |