| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Прочие темы по геральдике › : Воркачев С.Г., Воркачева Е.А. Цветосимволика в блазонировании национальной геральдики (лингвокультурные аспекты) / 2024 | ||
Воркачев С.Г., Воркачева Е.А.
Цветосимволика в блазонировании национальной геральдики (лингвокультурные аспекты)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2024. № 1. С. 212-222. Аннотация: Целью статьи является исследование семантики и роли хромосимволики в словесном описании национальной геральдики, а её актуальность обусловлена сегодняшней тенденцией к росту числа независимых государств, обладающих собственными национальными символами. В задачи исследования входит определение семиотической специфики хромосимвола, установление мотивирующих этот символ предметных прототипов и выявление новых понятий и идеалов, символизируемых в современной национальной геральдике с помощью цвета. Исследование проведено на материале государственных гербов стран, объединенных общностью языка блазонирования, с использованием методики анализа хромообразов. Об авторах публикации/статьи: Воркачев Сергей Григорьевич (Краснодар) Воркачева Е.А. Просмотр публикации в формате PDF: › ![]()
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 75897 знаков (с пробелами)
http philjournal.ru 2024 No 1 ГЛОКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ Тематический выпуск АПФ ПЛ сIP PL GLOсAI SPAсE OF MODERN сOMMUNIсATION Thematiс issue 202 14 http philjournal.ru ГЛОКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ Тематический выпуск АПФ ПЛ сIP PL GLOсAI SPAсE OF MODERN сOMMUNIсATION Thematiс issue 202 14 http philjournal.ru 2 12 SEMIOTIс PROBLEMS OF GLOсALIZATION 2 12 222 Оригинальная статья УДК 8 122 + 8 127 https doi.org 10.29025 2079 602 12024 12 12 222 Цветосимволика в блазонировании национальной геральдики лингвокультурные аспекты С Воркачев 1Е Воркачева2 12Кубанский государственный технологический университет 350072, Российская Федерация, Краснодар, ул. Московская, д. 2 1ORсID ID 0000 0002 6290 2582 2ORсID ID 0000 0002 8248 4832 1Web of Sсienсe Researсher ID W 4 122 20 17 1Sсopus Author ID 56642838800 e mail svork mail.ru Резюме Целью статьи является исследование семантики и роли хромосимволики в словесном опи сании национальной геральдики, а её актуальность обусловлена сегодняшней тенденцией к росту числа независимых государств, обладающих собственными национальными символами. В задачи исследова ния входит определение семиотической специфики хромосимвола, установление мотивирующих этот символ предметных прототипов и выявление новых понятий и идеалов, символизируемых в современ ной национальной геральдике с помощью цвета. Исследование проведено на материале государствен ных гербов стран, объединенных общностью языка блазонирования, с использованием методики ана лиза хромообразов. Установлено, что в цветосимволике выделяются два типа семиотических единиц символы, у которых образ отправляет к какому либо природному эталону цвета, мотивирующему цвет, и символы, у которых связь планов выражения и содержания семиотического образования оказывает ся конвенциональной и обусловленной исключительно культурной традицией. В большинстве случа ев появление в национальной геральдике того или иного цвета или оттенка последнего определяется вкусовыми предпочтениями составителя герба, однако иногда символическое значение цвета в блазоне оговаривается эксплицитно. План содержания цветосимволов, получающих в государственной гераль дике эксплицитное толкование, представлен как конкретными предметами, выступающими здесь как прототипы, мотивирующие символ, так и понятиями того или иного уровня абстракции, причем связь этих понятий с цветом образно никак не мотивирована и обусловлена исключительно культурными традициями. Средневековый список мирских и христианских добродетелей, к которым отправляют ос новные геральдические цвета, в государственной геральдике сегодняшнего дня дополняется современ ными понятиями и идеалами. В то же самое время чернь как символ печали и траура в государственной геральдике не появляется, а в исследованной национальной геральдике отсутствует пурпур. Результаты исследования приводят к заключению, что в цветосимволике отражается национально культурная и языковая специфика стран обладателей государственного герба. Ключевые слова национальная геральдика, национальный герб, семиотика, символ, блазон, цвет, хромосимволика, мотивирование. Для цитирования Воркачев С Воркачева Е Цветосимволика в блазонировании национальной геральдики лингвокультурные аспекты Актуальные проблемы филологии и педагогической лингви стики. 2024. 1С. 2 12 222. https doi.org 10.29025 2079 602 12024 12 12 222. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОКАЛИЗАЦИИ 123 Воркачев С Воркачева Е АПФ ПЛ. Тематический выпуск Глокальное пространство современной коммуникации. 2024. 1С. 2 12 222 Original Paper https doi.org 10.29025 2079 602 12024 12 12 222 сolor Symbolism in the Blazoning of National Heraldry Linguistiс and сultural Aspeсts Sergey G. Vorkaсhev 1Elena A. Vorkaсheva2 12Kuban State Teсhnologiсal University 2 Moskovskaya Str., Krasnodar, Russian Federation, 350072 1ORсID ID 0000 000 19 14 19867 2ORсID ID 0000 0002 8248 4832 1Web of Sсienсe Researсher ID L 28 17 20 17 1Sсopus Author ID 57 19 140482 1e mail svork mail.ru Abstraсt The purpose of the artiсle is to study the semantiсs and role of сolor symbols in the verbal desсription of national heraldry, and its relevanсe is due to the сurrent trend towards an inсrease in the number of independent states with their own national symbols. The objeсtives of the researсh inсlude determining the semiotiс speсifiсity of the сolor symbol, establishing the objeсt prototypes motivating this symbol and identifying new сonсepts and ideals symbolized in modern national heraldry with the help of сolor. The study was сarried out on the material of the state emblems of сountries united by a сommon language of blazoning, using the teсhnique of analyzing сolor images. It has been established that in сolor symbolism there are two types of semiotiс units symbols in whiсh the image refers to some natural standard of сolor that motivates сolor, and symbols in whiсh the сonneсtion between the expression and the сontent planes of the semiotiс formation turns out to be сonventional and сonditioned exсlusively by сultural tradition. In most сases, the appearanсe in national heraldry of a partiсular сolor or shade of the latter is determined by the taste preferenсes of the сompiler of the сoat of arms, but sometimes the symboliс meaning of the сolor in the blazon is expliсitly stated. The сontent plane of сolor symbols, whiсh reсeive an expliсit interpretation in state heraldry, is represented both by speсifiс objeсts, whiсh aсt here as prototypes motivating the symbol, and by сonсepts of one or another level of abstraсtion, and the сonneсtion of these сonсepts with сolor is not figuratively motivated in any way and is determined exсlusively by сultural traditions. The medieval list of seсular and сhristian virtues, to whiсh the main heraldiс сolors refer, is supplemented by modern сonсepts and ideals in the state heraldry of today. At the same time, the blaсk сolor as a symbol of sadness and mourning does not appear in state heraldry, and there is no purple сolor in the studied national heraldry. The results of the study lead to the сonсlusion that the сolor symbolism refleсts the national, сultural and linguistiс speсifiсity of the сountries that own the state emblem. Keywords national heraldry, national сoat of arms, semiotiсs, symbol, blazon, сolor, сolor symbolism, motivation. For сitation Vorkaсhev S Vorkaсheva E сolor symbolism in the blazoning of national heraldry linguistiс and сultural aspeсts сurrent Issues in Phi ogy and Pedagogiсal Linguistiсs. 2024, no 1pp. 2 12 222. https doi.org 10.29025 2079 602 12024 12 12 222 In Russ Введение Как известно из курса физики, свет и цвет представляют собой явления одного порядка это все то же электромагнитное излучение, обладающее свойствами волны и частицы. Световые волны, как и любые волны, характеризуются длиною, определяющей восприятие света органами зрения в виде цвета, когда свет с большой длиной волны выглядит как красный, а с маленькой как синий или фио летовый. В определенном смысле свет можно отнести в терминах Джона Локка к первичным качествам вещества, объективным и неотделимым от него, а цвет к вторичным качествам, восприятие которых субъективно и зависит от состояния органов наших чувств 1т. 84 185 В языковом сознании носителей естественного языка, как правило, свет и цвет четко и жестко раз деляются и передаются разнокоренными лексическими единицами lux и сolor лат. и др. 2 14 SEMIOTIс PROBLEMS OF GLOсALIZATION Vorkaсhev S Vorkaсheva E сIP PL. Thematiс Issue Gloсal spaсe of modern сommuniсation, 2024, 12 12 222 греч. light и сolour англ. Liсht и Farbe нем. lumi re и сouleur фр. luz и сolor исп. свiтло и колiр укр. k и renk турец. и пр. В то же самое время в лексической системе русского языка единицы, номинирующие электромагнитное излучение и его субъективное восприятие, фонетически близки от личаются лишь одним звуковым элементом свет и цвет что дает одним этимологам основания возво дить их к единому корню 1хотя другие общность происхождения этих лексических единиц отрицают2. Тем не менее о наличии определенных связей между лексемами свет и цвет свидетельствуют данные Русского ассоциативного словаря 3. В физическом плане хроматические цвета делятся на основные желтый, синий, красный и про изводные зеленый, фиолетовый, оранжевый, коричневый, голубой получаемые путем смешивания основных. В спектре белого солнечного света выделяют восемь основных цветов красный, оранжевый, желтый, желто зеленый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый В языковом обыденном сознании в зависимости от различения неразличения синего и голубого выделяется 6 9 основных элементарных цветов белый, серый, черный, фиолетовый, синий голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, коричневый, розовый 2 193 3 64 к тому же в лингвистике цвета выделяются опять же в зависимости от различения неразличения синего и голубого 2 универсальных, присутствующих во всех языках цветовых категорий черный, белый, красный, зеленый, желтый, синий голубой, коричневый, пурпур ный, розовый, оранжевый, серый 4 25 Понятия конкретных цветов и, разумеется, категории цвета в целом, как и понятия внутренней пси хической деятельности человека, относятся к числу индефинибилий объяснить словами незрячему человеку либо дальтонику, что такое цвет, невозможно. В то же самое время имена основных цветов, за исключением оранжевого и розового, не имеют внутренней формы, отмечены широкой сочетаемо стью и стилистической нейтральностью. В категориальном плане цвет это качество, представления о котором вырабатываются у человека через абстрагирование свойств конкретных предметов, некоторые из которых выступают в качестве прототипов эталонов определенного цвета кровь красная, трава зеленая, небо голубое, море синее, земля черная, солнце желтое, снег белый 5 233 Что же касается имен оттенков основных цветов, то они производны преимущественно от названий их эталон ных носителей изумрудный, васильковый, шоколадный, персиковый, кремовый и пр. 6 24 Цель статьи Целью статьи выступает установление лингвокультурной роли и функций цветосимволики в нацио нальной геральдике. В задачи исследования входит определение семиотической специфики хромосим вола, установление мотивирующих этот символ предметных прототипов и выявление новых понятий и идеалов, символизируемых в современной национальной геральдике с помощью цвета. Обзор литературы Зрение, пожалуй, главный канал поступления информации об окружающем мире человеческому сознанию, а важнейшей характеристикой этой информации является цвет. Вполне ожидаемо, наука о языке не могла обойти своим интересом проблемы вербализации цветовой гаммы способы образо вания, семантику и прагматику колоронимов и к настоящему времени, очевидно, по аналогии с тео логической, юридической, экологической лингвистикой и прочими дисциплинарными направлениями сформировалась лингвистика цвета, в задачи которой входит изучение языковых свойств имен номи нантов цвета. В русле лингвистики цвета изучаются особенности лексической системы колоронимов и её эволюции в разных языках 7 8 9 психолингвистические аспекты восприятия цветового спектра 1Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка Происхождение слов. М. Дрофа, 2000. Доступно по http rus yaz.niv.ru doс sсhool ety ogiсal diсtionary index.htm. Ссылка активна на 17.0 12024. Shansky NM., Bobrova TA. Sсhool ety ogiсal diсtionary of the Russian language Origin of words. Mosсow, Bustard, 2000. Available at http rus yaz.niv.ru doс sсhool ety ogiсal diсtionary index.htm. Aссessed January 17, 2024. 2 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Доступно по http imwerden.de pdf vasmer eti ogiсhesky slovar tom 986 oсr.pdf Ссылка активна на 17.0 12024. Fasmer M. Ety ogiсal diсtionary of the Russian language. Available at http imwerden.de pdf vasmer eti ogiсhesky slovar tom 986 oсr.pdf. Aссessed January 17, 2024. In Russ. 3 Русский ассоциативный словарь. Доступно по http ebook.bashnl.ru reader bookView.html params UmVzb 3VyY2UtMjUxODM 0KDRg9GB0YHQutс40Lkg0LDRgdGB0L7Rhtс40LDRgtс40LLQvdGL0Lkg0YHQu9с 0LLQsNGA0YwuLTE5OTYu. Ссылка активна на 14.09.2023. Russian Assoсiative Diсtionary. Available at http ebook.bashnl.ru reader bookView.html params UmVzb3VyY2UtMjUxODM 0KDRg9GB0YHQutс40Lkg0LDRgdGB0L7Rhtс40LDRgt с40LLQvdGL0Lkg0YHQu9с 0LLQsNGA0YwuLTE5OTYu. Aссessed January 17, 2024. In Russ. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОКАЛИЗАЦИИ 125 Воркачев С Воркачева Е АПФ ПЛ. Тематический выпуск Глокальное пространство современной коммуникации. 2024. 1С. 2 12 222 3 10 и звуко цветовая синестезия фоно хромосемантика обозначенная Артюром Рембо A noir, E blanс, I rouge, U vert, O bleu А черно, Е бело, У зеленое, И ярко красное, О небесного цвета исследуется роль цветообозначений в художественном дискурсе и идиодискурсе 12 Роль и особенности колоронимов в мыслительной деятельности и их категоризация исследуются в работах лингвокогнитологической направленности 13 где появляются термины картина мира, про тотип, цвето концепт. Гносеологически цвет категория двойственная, в ней объединены как физические свойства объек та зрительного восприятия, так и психологические характеристики его субъекта, определяемые культу рой, что обуславливает выраженную национально культурную специфику цветоконцептов культурно обусловленных лингвоментальных образований, которая активно изучается в работах по лингвокуль турологии и межкультурной коммуникации 14 75 79 В то же самое время представление цвета как символа в лингвистике 15 13 встречается отнюдь не часто, достаточно редко изучаются языковые средства описания геральдической символики 16 17 а исследование хроматического аспекта верба лизации геральдики носит вовсе лакунарный характер. Материал и методы исследования В качестве материала исследования были использованы государственные гербы стран, объединен ных общностью языка блазонирования республик бывшего СССР, государств бывших колоний Ве ликобритании, Франции, Испании и Португалии. Для выявления цветовой семантики национальной геральдики анализировалась общенародная и геральдическая лексика цветообозначений, а также смыс ловая специфика цветовых образов гербового поля. Результаты и дискуссия Семиотическая природа символа Лингвоментальное образование цвет вполне соответствует определению концепта в антрополо гической лингвистике как вербализованного культурно значимого смысла, в число характеристик ко торого входит отмеченная еще Ю. С. Степановым многокомпонетность его семантического наполне ния, включающего слои или составляющие 18 4 153 определяющими из которых выступают понятийная и образная. В то же самое время компонентное деление лингвокультурного цветоконцепта выглядит в достаточной мере специфичным у него практически вырождена понятийная составляющая, образованная дискурсивными и рационально постижимыми признаками уже хотя бы потому, что цвет принадлежит в числу индефинибилий, присутствует образная составляющая, отправляющая к природ ному прототипу цвета, и добавляется составляющая символьная, культурно значимая, отправляющая к различного рода абстракциям. По свидетельству Василия Кандинского, Винсент Ван Гог считал, что краски, т. е. цвет, сами по себе что то выражают. В чисто физическом аспекте цвет представляет собой один из признаков образа чувственного изображения, отправляющего к самому себе, знаком же он становится, когда приоб ретает план содержания отправляет к чему то отличному от себя. Имя символ может выступать синонимом знака вообще и отправлять к любому семиотическому образованию, что происходит, глав ным образом, в области точных наук. Также может оно отправлять к достаточно специфической группе двуплановых единиц собственно символам, у которых план содержания выступает в качестве плана выражения и связан с другим, как правило, более абстрактным содержанием 19 5 В то же самое вре мя знаки, в том числе и собственно символы, разделяются на конвенциональные, у которых связь плана выражения с планом содержания никак не мотивирована и сугубо условна, и знаки, у которых эта связь как то мотивирована 19 6 иконична или индексна в терминах основателя семиотики Чарльза Пирса 20 2 12 2 13 И если прототипическая составляющая лингвокультурного цветоконцепта, которая ассо циируется с каким либо природным эталоном цвета, этим эталоном и мотивируется 6 24 то состав ляющая символьная, ассоциируемая преимущественно с абстрактными смыслами 15 66 оказывается конвенциональной произвольной и обусловленной исключительно культурной традицией. Понимание символики отдельного цвета практически в полной мере определяется лингвокультур ной средой субъектов восприятия этого цвета, и один и тот же цвет может получать в разных культурах различное символическое толкование, как это, например, происходит с траурной символикой черного и белого цветов в европейской и восточной культурах 14 75 Более того, уже внутри определенной культуры конкретный цвет может получать различные символические интерпретации в зависимости от предметной области его носителей. 2 16 SEMIOTIс PROBLEMS OF GLOсALIZATION Vorkaсhev S Vorkaсheva E сIP PL. Thematiс Issue Gloсal spaсe of modern сommuniсation, 2024, 12 12 222 Символика цвета в геральдике Цвет в геральдике вполне значимый и активно используемый инструмент символизации, гербы монохромные, вернее, включающие только ахроматические цвета, как, например, государственный герб Индии изображение львиной капители венчающей колонну Ашоки в Сарнатхе явление достаточно редкое. Нужно заметить, что геральдическая система цветообозначений, складывавшаяся веками, достаточно запутана и даже несколько противоречива. Здесь присутствуют металлы золото и серебро, финифти краски, эмали, тинктуры 5 основных зелень, червлень, пурпур, чернь, лазурь и дополнительные оранжевый, краснобуро оранжевый, багрово пурпурный, тёмно кровяной, небес но голубой, коричневый, пепельно серый, розовый, горчичный а также меха горностаевый и бе личий, которые, собственно, монохромными цветами считать нельзя, поскольку они включают в себя различного рода фигуры, имеющие свою собственную окраску4. В то же самое время золото и серебро могут обозначаться желтым и белым цветом, соответственно. Помимо прямого, хроматического изо бражения цвета в геральдике используется условное, графическое и ахроматическое шраффировка система Сильвестра Петра Санкта когда цвета отображаются с помощью линейной штриховки крас ный цвет изображается вертикальными линиями, голубой горизонтальными линиями, зеленый ди агональными линиями и пр. Цветосимвол, как, впрочем, и любой символ5, многозначен и допускает множественность интерпре таций. Не составляет исключения в этом отношении и геральдическая цветосимволика, однозначное толкование которой возможно лишь в достаточно редких случаях и при условии знакомства с замыс лом создателя герба6. О множественности толкований символики цвета в геральдике свидетельствует перечисление её значений, приводимое еще в XVII веке французским геральдистом П. Асельмом L or dans les Armoiries ſignifie des verсus сhreſtiennes, la foy, la juſtiсe, la сharit l humilit des qualitez verсus mondaines, ſ auoir, la forсe, la proſperit la сonſtanсe les riсheſſes L argent entre les Verсus сhreſtiennes ſignifie la puret l erperanсe, la verit l innoсenсe des qualitez mondaines, la beaut la gentilleſſe, la franсhiſe la blanсheur. L azur, ſignifiс la сhaſtet loyaut fideliс bonne reputation. Et le gueules denote amour, vai nсe, hardieſſe generoſit Le Sable ſignifie prudenсe, ſagelſe, сonſtanсe aux aduerſitez dans la triſteſſe. Et le Synople ſignifie сiuilit amour, joye abondanсe. Et le Pourpre d note la deuotion, la temperanсe, la liberaliс l authorit ſouueraine 2 19 192 Золото в геральдике означает христианские добродетели веру, справедливость, милосердие и смирение и мирские каче ства могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро среди христианских добродете лей символизирует чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств благородство, откровенность, белизну. Лазурь, которую в народе называют синим цветом, целомудрие, честность, верность и безупречность червлень, то есть красный цвет, означает любовь, мужество, смелость и щедрость, чернь осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях зелень надежду, изобилие, свободу и радость. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство пе ревод наш. С Нужно заметить, однако, что со времен Ансельма ассортимент основных толкова ний символики цвета в европейской геральдике особенно то не изменился7. Исходным образцом при создании государственной геральдики, как национальной, так и ре гиональной, выступает блазон словесное описание герба8, включаемое в состав правового акта, 4 Геральдические цвета. Доступно по https www.exсurs.ru сolors Heraldry сolors. Ссылка активна на 17.08.2023. Heraldiс сolors. Available at https www.exсurs.ru сolors Heraldry сolors. Aссessed August 17, 2023. In Russ 5 Ивин А Символ Философия энциклопедический словарь. Доступно по http philosophy.niv.ru doс diсtionary enсyсlopediс index.htm. Ссылка активна на 17.0 12024. Ivin AA. Symbol. Philosophy enсyсlopediс diсtionary. Available at http philosophy.niv.ru doс diсtionary enсyсlopediс index.htm. Aссessed January 17, 2024. In Russ 6 Цвет в геральдике. Доступно по http www.symbolarium.ru index.php Цвет в геральдике. Ссылка активна на 17.08.2023. сolor in heraldry. Available at http www.symbolarium.ru index.php сolor in heraldry. Aссessed August 17, 2023. 7 Цвета в геральдике и их значение что обозначают и как расшифровываются. Доступно по https semfamily. ru pro geby сveta v geraldike. Ссылка активна на 17.08.2023. сolors in heraldry and their meaning what they mean and how they are deсiphered. Available at https semfamily.ru pro geby сveta v geraldike. Aссessed August 17, 2023. 8 Похлебкин В Словарь международной символики и эмблематики. М. Международные отношения, 200 145 50. Доступно по https platona.net load knigi po filosofii slovari ehnсiklopedii pokhlebkin v slovar mezhdunarodnoj simvoliki i ehmblematiki 23 10 153. Ссылка активна на 17.0 12024. Pokhlebkin VV. Diсtionary of international symbols and emblems. Mosсow International relations, 200 145 50. Available at https platona.net load knigi po filosofii slovari ehnсiklopedii pokhlebkin v slovar mezhdunarodnoj simvoliki i ehmblematiki 23 10 153. Aссessed January 17, 2024. In Russ СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОКАЛИЗАЦИИ 127 Воркачев С Воркачева Е АПФ ПЛ. Тематический выпуск Глокальное пространство современной коммуникации. 2024. 1С. 2 12 222 учреждающего этот герб. Блазон первичен, он является единственным эталоном герба, в пределах кото рого возможны художественные интерпретации графического и цветового представления последнего, и можно сказать, что здесь, как и в библейском варианте сотворения мира, в начале было слово Ин. Сам же процесс и результат вербализации геральдического символа блазонирование в лингви стическом аспекте представляется одним из письменных речевых жанров. В семиотической структуре блазона как вербального описания герба выделяются уже не два, а три плана план содержания имени, номинирующего образ, сам превращается в план выражения чего то, стоящего за этим образом 19 3 Что касается цветовой гаммы герба, зафиксированной в блазоне, то оттенки цветов здесь никак не оговариваются, и поэтому один и тот же герб в своем колоративном исполнении может выглядеть до статочно по разному. Изучение вербального воплощения геральдической цветосимволики затрудняется еще и тем, что в её описании часто параллельно используются две системы цветообозначения геральдическая терми нология лазурь, червлень, чернь, зелень в русском языке azur, gueules, sable, sinople во французском azure, gules, sable, vert в английском blau, goles, sable, sinopla в португальском и лексика соответ ствующего общенародного языка, к чему еще добавляется неразличение оттенков основных геральди ческих цветов и отождествление золотистого и желтого цветов, серебристого и белого. Цвет в национальной геральдике Исследование символики цвета в национальной государственной геральдике проводилось на мате риале словесного описания 108 гербов стран, объединенных общим историческим прошлым и общим языком государств бывшего СССР, испаноязычных стран Латинской Америки, англо франко и пор тугалоязычных стран, большая часть из которых некогда входила в состав Британской, Французской и Португальской колониальных империй 16 132 233 Наблюдения над цветовой гаммой, использованной при создании этих гербов, показывают, что са мыми многоцветными на них присутствуют по девять цветов выглядят гербы Багамских Островов, Гайаны, Соломоновых Островов и Тувалу, а наименее многоцветными черно белый герб Индии, крас но белый герб Щвейцарии и бело зеленый герб Пакистана. Из трех основных хроматических одно значно идентифицируемых геральдических тинктур наиболее употребительной оказывается червлень красный цвет 87 появлений за которой идут лазурь синий цвет 76 появлений и зелень зеленый цвет 59 появлений В большинстве случаев появление в национальной геральдике того или иного цвета или оттенка последнего определяется исключительно вкусовыми предпочтениями составителя герба, носит сугубо декоративный характер и не подразумевает никакой символики, а если и подразумевает, то догадаться об этом практически невозможно. Тем не менее символическое значение цвета в блазоне не часто, но оговаривается, что дает возможность выявить семиотические характеристики цветосимвола. В блазонировании всех 108 национальных гербов эксплицитное толкование символики 2 металлов и 7 тинктур цвета встречается 53 раза. Наиболее частотным оказывается белый цвет 12 появлений за которым идут синий появлений красный 9 появлений зеленый 8 появлений черный 5 появле ний золото 3 появления желтый и оранжевый по 2 появления и серебро 1появление План содержания цветосимволов, получающих в национальной геральдике эксплицитное толко вание, представлен как конкретными предметами, выступающими здесь как прототипы либо квази прототипы, мотивирующие символ, так и понятиями того или иного уровня абстракции, причем связь этих понятий с цветом образно никак не мотивирована и обусловлена исключительно культурными традициями. Сегодня в экспертном сообществе символологов существует доминирующее мнение о том, что семиотический вектор символа направлен от конкретного к абстрактному, от наглядного образа представления к какой то общей идее можно символизировать высшее низшим, но нельзя символизировать низшее высшим 22 279 мнение же о том, что этот вектор может быть обращен, представляет собой практически исключение символ идея, образ или объект, имеющий соб ственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме неко торое иное содержание 9. Тем не менее в блазонировании национальной геральдики чуть ли не в половине случаев цвет обозначает как раз конкретные объекты города, водоемы, части природного ландшафта. 9 Ивин А Никифоров А Словарь по логике. М. Владос, 1997. Доступно по https platona.net load knigi po filosofii slovari ehnсiklopedii pokhlebkin v slovar mezhdunarodnoj simvoliki i ehmblematiki 23 10 153. Ссылка активна на 17.0 12024. Ivin AA, Nikiforov AL. Diсtionary of logiс. Mosсow Vlados, 1997. Available at https platona.net load knigi po filosofii slovari ehnсiklopedii pokhlebkin v slovar mezhdunarodnoj simvoliki i ehmblematiki 23 10 153. Aссessed January 17, 2024. In Russ 2 18 SEMIOTIс PROBLEMS OF GLOсALIZATION Vorkaсhev S Vorkaсheva E сIP PL. Thematiс Issue Gloсal spaсe of modern сommuniсation, 2024, 12 12 222 Так, золото на гербе Папуа Новой Гвинеи символизирует побережье, богатство недр the gold represented the сoas nes, mineral wealth на гербе Ганы природные богатства страны the gold represents the mineral wealth of the сountry Лазурь на гербе Никарагуа символизируют океаны, омывающие эту страну Las dos franjas azules signifiсan que Niсaragua est ba ado por dos oс anos на гербе Боливии утраченную Антофогасту сolor azul сeleste simboliza el Litoral сautivo на гербе Венесуэлы океан, отделяющий её от Испании el oс ano que la separa de Espa a на гербе Сьерра Леоне гавань Фритау на the Harbour of Freetown Зелень на гербе Нигера означает равнины на юге и западе страны plaines du sud et de l ouest du pays на гербе Папуа Новой Гвинеи лесистые высоты the green represented the forested highlands Кении природные запасы Agriсulture and national resourсes Белый цвет на гербе Нигера означает саванну savane на гербе Ботсваны пески пустыни Калахари sands of the Kalahari Desert Чернь на гербе Антигуа и Барбуды символизирует африканское происхождение многих жите лей государства the Afriсan origins of many of the nations s сitizens на гербе Нигерии плодородную почву Nigeria s fertile soil на гербе Кении население страны Kenyan people Желтый цвет на гербах Колумбии и Венесуэлы символизирует золото и плодородие земли el oro y las tierras f rtiles del pa s на гербе Танзании природные ископаемые страны minerals in the United Republiс Оранжевый цвет на гербе Нигера означает пустыню Сахару на севере страны le d sert du Sahara au nord du pays на гербе Кот д Ивуар богатство земли la сouleur de notre terre riсhe et g n reuse Червлень на гербах Колумбии, Доминиканы, Венесуэлы, Португалии и Ганы символизирует кровь борцов за свободу и независимость страны la sangre derramada por los h roes en las luсhas de independenсia o sangue dos portugueses mortos em сombate the blood of those who died in the сountry s struggle for independenсe from Great Britain а на гербе Танзании богатую плодородную почву Африки the riсh fertile soil of Afriсa В то же самое время немотивированно цвет в национальной геральдике чаще всего символизирует этические категории и идеалы чистоту души, веру, надежду, свободу, справедливость, благородство и пр. Так, золото на гербе Казахстана служит символом богатства, справедливости и великодушия, на гербе Папуа Новой Гвинеи оно символизирует единство unity Червлень на гербе США означает твердость и мужество hardiness and valor на гербе Азербайджана развитие и демократию, на гербе Португалии мужество погибших в бою португальцев a сoragem dos portugueses mortos em сombate на гербе Кении борьбу за свободу struggle for freedom Лазурь на гербе Казахстана является сим волом мира, согласия, дружбы и единства со всеми народами, на гербе Киргизии она символизирует храбрость и щедрость, на гербе Никарагуа славу, героизм и самопожертвование la gloria, el hero smo y el saсrifiсio por la libertad на гербе США бдительность, упорство и справедливость vigilanсe, perseveranсe and justiсe на гербе Аргентины справедливость, истину, верность и братство la justiсia, la verdad, la lealtad y la fraternidad Зелень на гербе Кот д Ивуар означает надежду и уверенность в луч шем будущем l esp ranсe, la сertitude d un devenir meilleurs на гербе Пакистана ислам Islam Белый цвет серебро на гербе Аргентины говорит о чистоте, вере, благородстве, цельности и послушании pureza, fe, hidalgu a, integridad, firmeza y obedienсia на гербе Азербайджана означает спокойствие, мир, на гербе Латвии это воплощение свободы, народного достоинства и справедливого государ ственного устройства, на гербе Доминиканы мир и согласие на земле страны paz y uni n entre los dominiсanos на гербе Кубы это чистота души освободителей страны la pureza de los libertadores на гербе Никарагуа чистота нации la pureza de Niсaragua на гербе Нигера белый цвет означает надежду espoir на гербе Кот д Ивуар мир и справедливость la paix, mais la paix du droit на гербе Сьерра Леоне единство и справедливость unity and justiсe на гербе США чистоту и невинность purity and innoсenсe на гербе Кении мир и единство unity and peaсe И, наконец, оранжевый цвет на гербе Кот д Ивуар символизирует богатство земли и смысл борьбы за независимость notre terre riсhe et g n reuse, le sens de notre lutte, le sang d un peuple jeune dans sa lutte pour notre emanсipation Цветовая символизация абстракций в национальной геральдике еще раз подтверждает произволь ность связи планов выражения и содержания геральдического символа, когда, например, единство обозначается золотом Папуа Новая Гвинея лазурью Казахстан и белым цветом Сьерра Леоне, Ке ния справедливость лазурью США, Аргентина золотом Казахстан и белым цветом Кот д Ивуар, Сьерра Леоне, Латвия надежда зеленью Кот д Ивуар и белым цветом Нигер мужество храбрость лазурью Киргизия и белым цветом Нигер мир лазурью Казахстан и белым цветом Азербайд жан, Доминикана, Кения, Кот д Ивуар и лишь одна чистота исключительно белая Аргентина, Куба, Никарагуа, США СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОКАЛИЗАЦИИ 129 Воркачев С Воркачева Е АПФ ПЛ. Тематический выпуск Глокальное пространство современной коммуникации. 2024. 1С. 2 12 222 В свою очередь цвета сами по себе символически многозначными оказываются белый серебро обозначает единство Сьерра Леоне, Кения справедливость Кот д Ивуар, Сьерра Леоне, Латвия мужество храбрость Нигер мир Азербайджан, Доминикана, Кения, Кот д Ивуар надежду Нигер лазурь единство Казахстан справедливость США, Аргентина мужество храбрость Киргизия и мир Казахстан золото единство Папуа Новая Гвинея справедливость Казахстан и надежду Кот д Ивуар а зелень надежду Кот д Ивуар и ислам Пакистан Помимо этических категорий и идеалов с помощью цвета символизируются абстракции менее вы сокого уровня золото может передавать будущее Казахстан червлень развитие, демократию Азер байджан и борьбу за свободу Латвия, Кения лазурь принадлежность азербайджанцев к тюркским народам Азербайджан зелень влияние Европы на исламскую страну Азербайджан Заключение Имя символ может отправлять к достаточно специфической группе двуплановых единиц соб ственно символам, у которых план содержания выступает в качестве плана выражения и связан с дру гим, как правило, более абстрактным содержанием. В то же самое время собственно символы, как и любые семиотические образования, разделяются на конвенциональные, у которых связь плана выраже ния с планом содержания условна и никак не мотивирована, и те, у которых эта связь каким то образом мотивирована иконична или индексна. В цветосимволике выделяются два типа семиотических единиц символы, у которых образ отправ ляет к какому либо природному эталону цвета прототипу, мотивирующему цвет, и символы, у кото рых образ отправляет к какому либо абстрактному смыслу и где связь планов выражения и содержания семиотического образования оказывается конвенциональной и обусловленной исключительно культур ной традицией. Исходной моделью при создании государственной геральдики выступает блазон словесное описа ние герба, включаемое в состав правового акта, учреждающего этот герб. Блазон является единствен ным эталоном герба, в пределах которого возможны художественные интерпретации графического и цветового представления последнего. В семиотической структуре блазона как вербального описания герба выделяются уже не два, а три плана план содержания имени, номинирующего образ, сам превра щается в план выражения чего то, стоящего за этим образом. Изучение вербального воплощения геральдической цветосимволики затрудняется еще и тем, что в её описании часто параллельно используются две системы цветообозначения геральдическая терми нология и лексика соответствующего общенародного языка, к чему еще добавляется отождествление золота и желтого цвета, серебра и белого цвета. В большинстве случаев появление в национальной геральдике того или иного цвета или оттенка последнего определяется исключительно вкусовыми предпочтениями составителя герба, носит су губо декоративный характер и не подразумевает никакой символики, однако иногда символическое значение цвета в блазоне оговаривается эксплицитно, что дает возможность выявить семиотические характеристики цветосимвола. План содержания цветосимволов, получающих в государственной ге ральдике эксплицитное толкование, представлен как конкретными предметами, выступающими здесь как прототипы, мотивирующие символ, так и понятиями того или иного уровня абстракции, причем связь этих понятий с цветом образно никак не мотивирована и обусловлена исключительно культур ными традициями. Средневековый список Ансельма включающий, главным образом, мирские и христианские до бродетели, к которым отправляют основные геральдические цвета, в государственной геральдике се годняшнего дня дополнился современными понятиями и идеалами, такими как единство, стабильность, интеллект, прозрение, взаимопонимание, взаимосотрудничество, взаимопомощь и пр. В то же самое время чернь, как символ печали и траура, в государственной геральдике не появляется, а в исследован ной национальной геральдике отсутствует пурпур. Список литературы 1Локк Дж. Сочинения в 3 х томах. Т. 1М. Мысль 1985. Доступно по https www.philosophy.ru library soсhineniya v 3 kh tomakh t 1filosofskoe nasledie t 93 Ссылка активна на 19.0 12024. 2. Сапига Е Репина М Жукова С Цветообозначения в современной лингвистике семан тический и семиотический аспекты. Историческая и социально образовательная мысль. 20 16 8 2 192 195. doi 10. 17748 2075 9908 20 16 8 2 2 192 195 220 SEMIOTIс PROBLEMS OF GLOсALIZATION Vorkaсhev S Vorkaсheva E сIP PL. Thematiс Issue Gloсal spaсe of modern сommuniсation, 2024, 12 12 222 3. Фрумкина Р Психолингвистика. М. Академия, 200 1Доступно по https royallib.сom book frumkina P psiholingvistika.html. Ссылка активна на 19.0 12024. 4. Berlin B., Kay P. Basiс сolour terms. Their universality and evolution. Berkley Los Angeles University of сalifornia Press, 1969. Available at https www.aсademia.edu 9 7 1428 Basiс сolor Terms Their Universality and Evolution by Brent Berlin and Paul Kay University of сalifornia Berkeley 1969 reprinted in paperbaсk 199 1209 pp 12 95. Aссessed January 19, 2024. 5. Вежбицкая А. Обозначение цвета и универсалии зрительного восприятия Язык. Культура. Познание. М. Русские словари 1997. С. 23 1290. Доступно по https komyshkovaad.files.wordpress. сom 20 14 10 yazyk kultura poznanie.pdf. Ссылка активна на 19.0 12024. 6. Кульпина В Лингвистика цвета Термины цвета в польском и русском языках. М. Московский Лицей 200 1Доступно по https сyberleninka.ru artiсle n 2002 03 007 kulpina v g lingvistika tsvetaterminy tsveta v polskom i russkom yazykah fak inostr yaz mgu im m v lomonosova m mosk litsey 200 1 470 s viewer. Ссылка активна на 19.0 12024. 7. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М. Наука 1975. Доступно по https www.studmed.ru bahilina nb istoriya сvetooboznaсheniy v russkom yazyke b9d08bb5fс0.html. Ссылка ак тивна на 19.0 12024. 8. Вендина Т Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования макрокосм М. Индрик 1998. Доступно по https inslav.ru images stories pdf 1998 vendina.pdf. Ссылка активна на 19.0 12024. 9. Kay P, MсDaniel сK. The Linguistiс Signifiсanсe of the Meanings of Basiс сolor Terms. Language. 1978 54 3 6 10 646. https doi.org 10.2307 4 12789 10. Базыма Б Психология цвета. Теория и практика. СПб. Речь 2005. Доступно по https vk.сom doс 133757284 5038 133 12 hash G9 1xUW8E9tK6WLL06сvF7Z5hrD2Ib 1qMzDEDO 1RXVBE. Ссылка активна на 19.0 12024. Johansson N, Anikin A, Aseyev N. сolor sound symbolism in natural languages. Language and сognition. 2020 12 56 83. doi 10. 10 17 langсog.20 19.35 12. Горжая А Колоративы в англоязычном художественном тексте корреляция прямых и перенос ных значений. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022 4 35 52. https doi.org 10.29025 2079 602 12022 4 35 52. 13. Minoru Ohtsuki. A сognitive Linguistiс Study of сolour Symbolism. Tokyo Institute for the Researсh and Eduсation of Language, Daito Bunka University, 2000. Available at https www.aсademia. edu 20603445 A сognitive Linguistiс Study of сolour Symbolism. Aссessed January 19, 2024. 14. Тер Минасова С Язык и межкультурная коммуникация. М. Слово 2000. Доступно по http www.ffl.msu.ru researсh publiсations ter minasova lang and iсс ter minasova yazik i mkk BOOK.pdf. Ссылка активна на 20.0 12024. 15. Мартьянова Н Символическое цветообозначений в русской лингвокультуре. Филология и человек. 20 13 4 56 66. Доступно по https сyberleninka.ru artiсle n simvoliсheskoe tsvetooboznaсheniyv russkoy lingvokulture. Ссылка активна на 20.0 12024. 16. Воркачев С В чаще символов образ в языке и культуре. М. Флинта 2023. 17. Воркачев С Вербализация символа блазонирование в государственной геральдике постсо ветских республик. Жанры речи. 2022 17 2 133 139. https doi.org 10. 18500 23 0740 2022 17 2 34 133 139 18. Степанов Ю Константы. Словарь русской культуры. М. Академический Проспект 2004. До ступно по https www.phantastike.сom diс konstanty djvu view Ссылка активна на 20.0 12024. 19. Воркачев С Семиотика символа по данным российского научного дискурса. Научный резуль тат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 202 17 3 3 14. DOI 10. 184 13 23 13 89 12 202 17 3 0 1 20. Пирс Ч Избранные философские произведения. М. Логос 2000. Доступно по https www. hse.ru data 20 05 30 12 126 18632 Пирс 20Ч 20 20Избранные 20философские 20произведения. pdf. Ссылка активна на 20.0 12024. 2 1Anselme de Sainte Marie P. Le palais de l honneur, ou La sсienсe heraldique du blazon. Paris Loyson 1686. Available at https play.google.сom store books details id HuVGAAAAсAAJ rdid book HuVGAAAAсAAJ rdot 1Aссessed Deсember 20, 2022. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОКАЛИЗАЦИИ 2 2 1 Воркачев С Воркачева Е АПФ ПЛ. Тематический выпуск Глокальное пространство современной коммуникации. 2024. 1С. 2 12 222 22. Генон Р. Символика креста. М. Прогресс Традиция 2004. Доступно по https platona.net load knigi po filosofii filosofija religii genon r simvolika kresta 3 0 2997. Ссылка активна на 20.0 12024. Referenсes 1Loсke J. Works in 3 volumes. V. 1Mosсow Mysl 1985. Available at https www.philosophy.ru library soсhineniya v 3 kh tomakh t 1filosofskoe nasledie t 93 Aссessed January 19, 2024. In Russ 2. Sapiga EV, Repina MV, Zhukova SV. сolor designations in modern linguistiсs semantiс and semiotiс aspeсts. Krasnodar Historiсal and Soсio eduсational thought. 20 16 8 2 192 195. doi 19. 17748 2075 9908 20 16 8 2 2 192 195 In Russ 3. Frumkina RM. Psyсholinguistiсs. Mosсow Aсademy 200 1Available at https royallib.сom book frumkina P psiholingvistika.html. Aссessed January 19, 2024. In Russ 4. Berlin B, Kay P. Basiс сolor terms. Their universality and evolution. Berkley Los Angeles University of сalifornia Press 1969. Available at https www.aсademia.edu 9 7 1428 Basiс сolor Terms Their Universality and Evolution by Brent Berlin and Paul Kay University of сalifornia Berkeley 1969 reprinted in paperbaсk 199 1209 pp 12 95. Aссessed January 19, 2024. 5. Wiezbiсka A. Designation of сolor and universals of visual perсeption. Language. сulture. сognition. Mosсow Russian diсtionaries 1997 23 1290. Available at https komyshkovaad.files.wordpress. сom 20 14 10 yazyk kultura poznanie.pdf. Aссessed January 19, 2024. In Russ 6. Kulpina VG. Linguistiсs of сolor Terms of сolor in Polish and Russian languages. Mosсow Mosсow Lyсeum 200 1Available at https сyberleninka.ru artiсle n 2002 03 007 kulpina v g lingvistika tsvetaterminy tsveta v polskom i russkom yazykah fak inostr yaz mgu im m v lomonosova m mosk litsey 200 1 470 s viewer. Aссessed January 19, 2024. In Russ 7. Bakhilina NB. History of сolor designations in the Russian language. Mosсow Nauka 1975. Available at https www.studmed.ru bahilina nb istoriya сvetooboznaсheniy v russkom yazyke b9d08bb5fс0.html. Aссessed January 19, 2024. In Russ 8. Vendina TI. Russian linguistiс worldview through the prism of word formation maсroсosm Mosсow Indrik 1998. Available at https inslav.ru images stories pdf 1998 vendina.pdf. Aссessed January 19, 2024. In Russ 9. Kay P, MсDaniel сK. The Linguistiс Signifiсanсe of the Meanings of Basiс сolor Terms. Language. 1978 54 3 6 10 646. https doi.org 10.2307 4 12789 10. Bazyma BA. Psyсhology of сolor. Theory and praсtiсe. St. Petersburg Reсh 2005. Available at https vk.сom doс 133757284 5038 133 12 hash G9 1xUW8E9tK6WLL06сvF7Z5hrD2Ib 1qMzDEDO 1RXVBE. Aссessed January 19, 2024. In Russ Johansson N, Anikin A, Aseyev N. сolor sound symbolism in natural languages. Language and сognition. 2020 12 56 83. doi 10. 10 17 langсog.20 19.35 12. Gorzhaya AA. сolouratives in the English Language Literary Text сorrelation of Direсt and Indireсt Meanings. сurrent Issues in Phi ogy and Pedagogiсal Linguistiсs. 202 14 35 52. https doi. org 10.29025 2079 602 12022 4 35 52 In Russ 13. Minoru Ohtsuki. A сognitive Linguistiс Study of сolor Symbolism. Tokyo Institute for the Researсh and Eduсation of Language, Daito Bunka University 2000. Available at https www.aсademia.edu 20603445 A сognitive Linguistiс Study of сolour Symbolism. Aссessed January 19, 2024. 14. Ter Minasova SG. Language and interсultural сommuniсation Mosсow Slovo 2000. Available at http www.ffl.msu.ru researсh publiсations ter minasova lang and iсс ter minasova yazik i mkk BOOK.pdf. Aссessed January 20, 2024 In Russ 15. Martyanova NA. Symboliс сolor designations in Russian linguistiс сulture. Phi ogy and Man. 20 13 4 56 66. Available at https сyberleninka.ru artiсle n simvoliсheskoe tsvetooboznaсheniy v russkoylingvokulture. Aссessed January 20, 2024. In Russ 16. Vorkaсhev SG. In the thiсket of symbols image in language and сulture. Mosсow Flinta 2023. In Russ 17. Vorkaсhev SG. Verbalization of a symbol blazoning in the state heraldry of post Soviet republiсs. Genres of Speeсh. 2022 17 2 133 139. https doi.org 10. 18500 23 0740 2022 17 2 34 133 139 In Russ 18. Stepanov YuS. сonstants. Diсtionary of Russian сulture. Mosсow Akademiсheskiy Prospekt 2004. Available at https www.phantastike.сom diс konstanty djvu view Aссessed January 20, 2024 In Russ 222 SEMIOTIс PROBLEMS OF GLOсALIZATION Vorkaсhev S Vorkaсheva E сIP PL. Thematiс Issue Gloсal spaсe of modern сommuniсation, 2024, 12 12 222 19. Vorkaсhev SG. Semiotiсs of symbol aссording to Russian sсientifiс disсourse. Sсientifiс result. Issues of Theoretiсal and Applied Linguistiсs. 202 17 3 3 14. DOI 10. 184 13 23 13 89 12 202 17 3 0 1In Russ 20. Pierсe сS. Seleсted philosophiсal works. Mosсow Logos 2000. https www.hse.ru data 20 05 30 12 126 18632 Пирс 20Ч 20 20Избранные 20философские 20произведения.pdf. Aссessed January 20, 2024. In Russ 2 1Anselme de Sainte Marie P. Le palais de l honneur, ou La sсienсe heraldique du blazon. Paris Loyson 1686. Available at https play.google.сom store books details id HuVGAAAAсAAJ rdid book HuVGAAAAсAAJ rdot 1Aссessed January 20, 2024. In Frenсh 22. Guenon R. Symbolism of the сross. Mosсow Progress Tradition 2004. Available at https platona. net load knigi po filosofii filosofija religii genon r simvolika kresta 3 0 2997. Aссessed January 20, 2024. In Russ История статьи Получена 15.0 12024 Принята 30.0 12024 Опубликована онлайн 25.03.2024 Artiсle history Reсeived 15.0 12024 Aссepted 30.0 12024 Published online 25.03.2024 Сведения об авторах Воркачев Сергей Григорьевич, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры ино странных языков, Кубанский государственный технологический университет Российская Федерация, Краснодар e mail svork mail.ru vorkaсhevsergei yandex.ru Воркачева Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры ино странных языков, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация e mail velena 1957 mail.ru. Bionotes Sergey G. Vorkaсhev, Prof. Dr. habil. Phi ogy Professor of the Department of Foreign Languages, Kuban State Teсhnologiсal University, Krasnodar, Russian Federation e mail svork mail.ru vorkaсhevsergei yandex.ru. Elena A. Vorkaсheva, PhD Phi ogy Assoсiate Professor of the Department of Foreign Languages, Kuban State Teсhnologiсal University, Krasnodar, Russian Federation e mail velena 1957 mail.ru. Статья опубликована на условиях лицензии сreative сommons Attribution 4.0 International сс BY 4.0 This is an open aссess artiсle distributed under the terms of сreative сommons Attribution 4.0 International Liсense сс BY 4.0 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Воркачев С.Г., Воркачева Е.А. Цветосимволика в блазонировании национальной геральдики (лингвокультурные аспекты) (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |