Реброва Р.В.
Первые гербы в декоре Петербурга. Коллекция Берхгольца.
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII.. С. 249-256
Аннотация: Самыми, к сожалению, забытыми остаются архитектурные памятники петровского Петербурга, исчезнувшего из-за постоянного строительства в центре города. Тем не менее, благодаря письменным источникам и немногим сохранившимся артефактам, можно узнать о существовавшем геральдическом декоре в петровском Петербурге.
Об авторе публикации/статьи:
Реброва Роксана Викторовна (Санкт-Петербург) Научный сотрудник, хранитель Государственного Эрмитажа (сектор архитектурной археологии)
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ребровой Р.В.в библиотеке найдено еще 9 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 19117 знаков (с пробелами)
249
Р. В. Реброва Санкт Петербург
ПЕРВЫЕ ГЕРБЫ В ДЕКОРЕ ПЕТЕРБУРГА.
КОЛЛЕКЦИЯ БЕРХГОЛЬЦА
Самыми, к сожалению, забытыми остаются архитектурные памятники петровского
Петербурга, исчезнувшего из за постоянного строительства в центре города. Тем не ме
нее, благодаря письменным источникам и немногим сохранившимся артефактам, мож
но узнать о существовавшем геральдическом декоре в петровском Петербурге.
Один из таких постоянных кладезей сведений коллекция Фридриха Вильяма
Берхгольца Friedriсh Wilhelm Bergholtz Важно увидеть, как выглядели первые гербы
владельцев. Благодаря фиксации ранних форм гербов в рисунках, можно проследить
их дальнейшую трансформацию. Обнаружено несколько гербов на опубликованных
чертежах из коллекции Берхгольца. Это гербы Брюса, Миниха и Чоглокова. Также в ар
хивных документах найдены сведения об украшении фасадов гербами дворцов Апрак
синых, хотя чертежи из коллекции этого как раз не демонстрируют.
Впервые в декоре Петербурга герб шотландского рода Брюс появляется на Комен
дантском кладбище у алтарной стены Петропавловского собора на могиле Романа
Виллимовича Брюса, одного из первых
комендантов Петропавловской крепости ил. 1Чугунная надгробная плита была
изготовлена за счет средств вдовы 1
Единорог придерживает лапой на
клоненный овальный гербовый щит
с шотландским гербом Р. В. Брюса без
аугментаций, обрамленный картушем
и увенчанный немецкой баронской коро
ной Freiherrenkrone с семью видимыми
жемчужинами2. Вероятно, имелась в виду
баронская корона, по происхождению
от баронской по феодальной баронии
ветви Брюсов. Шотландский клан Брюс Bruсe известен с XII в. В 1306 137 1гг.
представители клана были королями Шот
ландии. Герб состоит всего из двух почет
ных фигур главы и Андреевского креста
и имеет два цвета золото и червлень.
Ил. 1Герб на могиле
Романа Виллимовича Брюса.
Фотография автора
250
Р. В. РЕБРОВА
Ил. 2. Дом графа Александра Романовича Брюса. XVIII в.
Бумага чернила, карандаш, акварель. NMH THс 8963.
Nationalmuseum, Stoсkholm
Ил. 3. Дом графа
Александра Романовича Брюса. XVIII в.
Бумага чернила, карандаш, акварель.
Фрагмент с гербом. NMH THс 8963.
Nationalmuseum, Stoсkholm
Ил. 4. Шотландский герб Брюсов.
Рисунок автора
Андреевский крест в гербе цитирует символ Шотландии с заменой цвета. Титул графа
в 172 1г. получил младший брат Р. В. Брюса Яков В. Брюс. Будучи бездетным, он
передал титул своему племяннику Александру Романовичу Брюсу, но тот получил его
только в 1740 г., через пять лет после смерти дяди.
25 1
ПЕРВЫЕ ГЕРБЫ В ДЕКОРЕ ПЕТЕРБУРГА. КОЛЛЕКЦИЯ БЕРХГОЛЬЦА
Дом графа Александра Романовича
Брю са находился по адресу Миллионная,
40 Дворцовая 4, т. е. часть дома выходила
на Луговую улицу Дворцовую площадь
часть на Миллионную. Семья Брюсов вла
дела домом с 1735 по 1786 г. ил. 2 3.
На фасаде дома Александра Романовича
как раз представлен немного искаженный булава из нашлемника больше напоми
нает факел но, тем не менее, узнаваемый
шотландский герб Брюсов ил. 3, 4 Так
как дом был приобретен семьей в 1735 г.,
а графское достоинство и право на герб
дяди только в 1740 г., то на фасаде помещен
герб Брюсов, полученный Александром
Романовичем от отца Романа Виллимо
вича Брюса. Александр Романович практи
чески не жил в этом доме после его отъезда
в Москву, семья владела домом до 1786 г.
Дворец Бурхарда Кристофа Христо
фора Антоновича фон Миниха нахо
дился на Васильевском острове, теперь
это здание Морского кадетского корпуса наб. Лей тенанта Шмидта, 17 ил. 5 В 17 17 1720 гг. территория была застроена за госу
дарст венные деньги жилыми домами по образцовому проекту для именитых Два таких
дома А. И. Остермана и Ф. М. Матвеева в 1730 х гг. купил Б. К. Миних и в 1734 1737 гг.
перестроил в единый дворец по проекту Н. Жирара. В 1753 г. дворец Миниха и еще
один соседний дом Барятинского получил Морской шляхетный кадетский корпус.
Ил. 5. Дворец Бурхарда Кристофа фон Миниха. XVIII в.
Бумага чернила, карандаш, акварель. NMH THс 195.
Nationalmuseum, Stoсkholm
Ил. 6. Дворец Бурхарда Кристофа
фон Миниха. Фрагмент. XVIII в.
Бумага чернила, карандаш, акварель.
NMH THс 195.
Nationalmuseum, Stoсkholm
252
Р. В. РЕБРОВА
Ил. 7. Конклюзия генерал фельдмаршала графа Б. К. фон Миниха
на взятие крепости Очаков. 1737.
Киевские мастера иконописцы. Российская империя, Малороссия, Киев.
Шелк смешанная техника. 172 143 см.
Инв. И I 5083 ГИМ 68257 72 ГК 50 107 10.
Государственный исторический музей
253
ПЕРВЫЕ ГЕРБЫ В ДЕКОРЕ ПЕТЕРБУРГА. КОЛЛЕКЦИЯ БЕРХГОЛЬЦА
Герб на фасаде, очевидно, появился во
время строительства. Бурхард Кристоф
пользовался отцовским гербом и короной
графа Священной Римской империи. Щи
ток в дворянском гербе Минихов появил
ся в 1702 г., после признания их датского
дворянства в Священной Римской импе
рии ил. 6
Например, в конклюзии 1737 г., храня
щейся в ГИМ ил. 7 в честь участия ге
нерал фельдмаршала Б. К. фон Миниха
во взятии крепости Очаков, в гербе рода
Миних есть орел, но он вынесен за щит,
и герб рода Минихов изображен без серд
цевого щитка. В конклюзии уже пыш
но показан российский орел, из за чего
орла Священной Римской империи убра
ли, чтобы не было ни эффекта двойного
подчинения, ни тавтологии тривиальное
сокращение герба, вполне допустимое
Ил. 8. Дворец Николая Наумовича Чоглокова. XVIII в.
Бумага чернила, карандаш, акварель. NMH THс 2 10.
Nationalmuseum, Stoсkholm
Ил. 9. Дворец Николая Наумовича
Чоглокова. Фрагмент. XVIII в.
Бумага чернила, карандаш, акварель.
NMH THс 2 10.
Nationalmuseum, Stoсkholm
254
Р. В. РЕБРОВА
На тарелке того же времени с гербом рода
Минихов, датируемой около 1735 г.4, все
части герба присутствуют. В дальнейшем
при российском пожаловании признали
и заодно переделали по всей видимости
римско германское пожалование.
Новой версией герба, который был им
разработан, но не пожалован, Б. К. Ми
них, как и его сын, не пользовались, но, тем
не менее, она попала в гербовник именно
как герб графского рода Минихов. Пользо
вался ли он новым гербом по возвращении
из опалы и ссылки Неизвестно. Грамоту
и пожалование не подписали и не вручили.
Еще одно здание с гербом ил. 8, 9
в коллекции Берхгольца дворец Нико
лая Наумовича Чоглокова Чеглокова
приближенного императрицы Елизаветы
Петровны, мужа ее любимой двоюрод
ной сестры, камергера и обер гофмейс
тера с 1747 г. воспитателя великого князя
Петра Федоровича будущего Петра III
Чегл ковы Чогл ковы, Чуглоковы древ
ний дворянский род ил. 10 был внесен
в Бархатную книгу родословная роспись
Чеглоковых подана 19 мая 1686 г. Герб
рода Чеглоковых внесен в часть 1Общего
гербовника дворянских родов Всероссий
ской империи
В современной топографии города местонахождение дворца Н. Н. Чоглокова набе
режная Фонтанки, 7 177. Первым владельцем этого обширного участка был Федор Мат
веевич Апраксин в 1740 х гг. часть участка перешла к Чоглокову. Дом Чоглокова был
деревянным, после его смерти в 1754 г. перешел во владение жены5. Здание до наших
дней не сохранилось.
Еще одно упоминание о гербах на фасадах в петровском Петербурге одновре
менная работа одного из членов французской строительной и ремесленной колонии
Бартелеми Симона Barthelemy Simon 6 по отделке в строящихся дворце и доме братьев
Федора и Петра Апраксиных.
В 17 19 г. Симон работает над украшением фронтона в тимпане дворца Федора
Апраксина и помещает туда свинцовый барельеф длиною 40 и высотою 9 футов
с изображением герба Ф. М. Апраксина, сделав такой же герб на дворцовой стороне7.
К сожалению, эти работы не подтверждаются рисунками фасада дворца из коллекции
Берхгольца ил. 2 Симон в это же время украшает дом на берегу Невы старшего
брата адмирала Петра Матвеевича Апраксина. Архивные документы утверждают, что
здание было отделано снаружи и внутри произведениями Симона. В тимпане, так же как
Ил. 10. Адольф Маттиас Гильдебрандт, проф.
Герб Чоглоковых. Воспроизводится по
Baltisсhes Wappenbuсh Wappen s mm сher
den Rittersсhaften von Livland, Estland, Kurland
und Oesel zugeh riger Adelsgesсhleсhter
Hrsg. von с. A. von Klingspor K nigl. Sсhwed
Reiсhsheraldiker. Die Wappen sind gezeiсhnet
von Ad. M. Hildebrandt. S mm сhe Deutsсhe
Wappen wuerden сo tionirt vom Heraldiker
Prem. Lieut. M. Gritzner in Berlin.
Stoсkholm, 1882. Taf. 120.
Научная библиотека
Государственного Эрмитажа
255
ПЕРВЫЕ ГЕРБЫ В ДЕКОРЕ ПЕТЕРБУРГА. КОЛЛЕКЦИЯ БЕРХГОЛЬЦА
Ил. Дворец Федора Матвеевича Апраксина. XVIII в.
Бумага чернила, карандаш, акварель. NMH THс 9029.
Nationalmuseum, Stoсkholm
Ил. 12. Дворец Николая Наумовича
Чоглокова. XVIII в.
Бумага чернила, карандаш, акварель.
NMH THс 9029. Фрагмент с декором
центральной части фронтона.
Nationalmuseum, Stoсkholm
и во дворце брата Федора, с парадной, т. е.
со стороны реки, был установлен родо
вой герб, на коньке фронтона свинцовые
статуи, олицетворяющие силу и благоразу
мие, в горницах 6 богато украшенных пе
чей ручной лепкой 8.
К сожалению, ни одна из этих построек
не дошла до современников без переделок
и утрат. Чаще всего сохранились только
фундаменты и части стен, как и в случае
с дворцом и усадьбой Ф. М. Апраксина,
на фундаментах которой частично рас
положен Зимний дворец. Установить,
кто приукрашивает сделанное или не
дорисовывает, ведь на рисунках из кол
лекции Берхгольца нет герба Апракси
на, пока не представляется вероятным.
Чертежи коллекции Берхгольца дают
исключительную возможность не только
увидеть Петербург середины XVIII в., но
и получить сведения о живом и вдумчивом
использовании фамильных гербов в по
вседневной жизни города и страны.
Р. В. РЕБРОВА 1Петербургский некрополь в 4 т. сост.
В. И. Саитов изд. вел. кн. Николай Михай
лович. СПб., 19 12 19 13. Т. 1А Г С. 306
Крупова Р. Е., Лурье Л. Я. Комендантское
кладбище Петропавловская крепость
Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические
кладбища Санкт Петербурга. М. СПб., 2009.
С. 293.
2 Медведев М. Роль профессиональных концеп
ций в формировании российской геральди
ки Геральдика сегодня сайт. URL http
www.ogerbah.ru heraldry sсienсe papers
73 1medv role дата обращения 14.0 12024
3 Краснолуцкий А. Ю. Архитектурные чертежи
из коллекции Берхгольца. СПб., 20 14. С. 296,
297.
4 Тарелка была представлена на аукционе
Kunstauktionshaus Sсhloss Ahlden GmbH Германия 2 сентября 20 17 г.
5 Краснолуцкий А. Ю. Архитектурные чертежи
из коллекции Берхгольца. С. 553.
6 Михайлова А. Ю. Французские художники
при русском императорском дворе в пер
вой трети XVIII века дис. канд. искус
ствоведения. М., 2003. 203 с. Антонов В. В.
Б. Симон помощник Пино От Средне
вековья к Новому времени материалы и ис
следования по русскому искусству XVIII
первой половины XIX века. М. 1984. С. 124.
7 Антонов В. В. Б. Симон помощник Пино.
С. 126.
8 Там же. С. 127.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Реброва Р.В. Первые гербы в декоре Петербурга. Коллекция Берхгольца. (2025)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|