| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025) › Пчелов Е.В. Что же именно изображено на Большой печати Ивана Грозного конца 1570-х годов? | ||||||
Пчелов Е.В.
Что же именно изображено на Большой печати Ивана Грозного конца 1570-х годов?// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. (2025)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXXIII. Материалы научной конференции 18–20 февраля 2024 года. СПб., 2025. С. 72-79 Аннотация: Территориальный (или объектный) титул московских государей, в котором перечислялись земли, находившиеся под их властью (реальной или формальной, но считавшейся реальной), прошел длительную эволюцию. Первое же визуальное, а по сути, эмблематическое и даже геральдическое воплощение эти титульные объекты, как можно думать, получили на Большой печати Ивана Грозного времен Ливонской войны. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 159 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 44062 знаков (с пробелами)
72 Е. В. Пчелов Москва ЧТО ЖЕ ИМЕННО ИЗОБРАЖЕНО НА БОЛЬШОЙ ПЕЧАТИ ИВАНА ГРОЗНОГО КОНЦА 1570 х ГОДОВ Территориальный или объектный титул московских государей, в котором перечи слялись земли, находившиеся под их властью реальной или формальной, но считав шейся реальной прошел длительную эволюцию 1Первое же визуальное, а по сути, эмблематическое и даже геральдическое воплощение эти титульные объекты, как мож но думать, получили на Большой печати Ивана Грозного времен Ливонской войны. В историографии ее создание датируется временем до августа 1578 г. когда был заклю чен договор с датским королем, скрепленный этой печатью и после взятия крепости Венден Кесь 5 сентября 1577 г., поскольку ее эмблема также была включена в состав территориальных печатей на этом памятнике2. Правда, Венден был утрачен уже в де кабре того же года, но это событие могло и не оказать решающего влияния на присут ствие самой венденской эмблемы среди прочих земельных эмблем на Большой печати. Она могла сохраниться в качестве символа притязания, тем более что сам Венден как резиденция ландмейстера Тевтонского ордена в Ливонии имел чрезвычайно важное политическое значение. Осень 1577 г. стала временем как бы наивысшей точки побед Ивана Грозного в Ливонии, поэтому и печать должна была быть сделана именно в этот период скорее всего, в конце 1577 г. или же в самом начале 1578 г. По всей видимо сти, присоединение новых ливонских земель и закрепление их наименований в титуле отличавшееся заметным разнообразием формулировок и послужило причиной для создания Большой печати, которая должна была продемонстрировать новый террито риальный статус московского государя на международной арене. Впервые прорисовка лицевой стороны Большой печати была опубликована в 18 19 г. во втором томе Собрания государственных грамот и договоров на основании оттиска печати, который сохранился при грамоте Лжедмитрия I своему тестю Юрию Мнишку от 5 ноября 1605 г.3 Дело в том, что Лжедмитрий, стремясь подчеркнуть свое мнимое родство с отцом Иваном Грозным, пользовался именно его печатью чего не делал, к примеру, законный сын и наследник Грозного Федор Иванович Позднее были опуб ликованы и другие прорисовки, в том числе в классическом труде А. Б. Лакиера Рус ская геральдика 4 оборотная сторона этой печати тогда не была известна Со временем стали известны и двусторонние оттиски печати, скреплявшие грамо ты скандинавским государям и хранящиеся в зарубежных архивах. Новая прорисовка, подготовленная под руководством князя М. А. Оболенского, была опубликована в изда нии барона Ф. А. Бюлера Снимки древних русских печатей государственных, царских, 73 ЧТО ЖЕ ИМЕННО ИЗОБРАЖЕНО НА БОЛЬШОЙ ПЕЧАТИ ИВАНА ГРОЗНОГО областных, городских, присутственных мест и частных лиц 1882 Она имела следу ющее пояснение Эта печать приложена к двум трактатам 1583 и 1584 гг., заключен ным между Россиею и Швециею. Подлинные трактаты хранятся в Королевском Архиве в Стокгольме на самом деле оба документа, как показали дальнейшие исследования, датируются 1583 г. 5. Важно отметить, что прорисовка издания Бюлера существенно от личается в деталях от прорисовки 18 19 г., а в некоторых случаях что особенно касается оборотной стороны печати и ясно видно при сравнении прорисовки с фотографиями оригиналов оттисков в том числе даже в передаче самой легенды печати с полным государевым титулом, прямо ошибочна. Тем не менее именно эта вторая прорисовка, по причине наличия в ней изображения оборотной стороны печати, стала воспроизво диться в последующих трудах по русской геральдике, в том числе в классическом учеб ном пособии Русская сфрагистика и геральдика Е. И. Каменцевой и Н. В. Устюгова6. К слову сказать, достоверной прорисовки оборотной стороны печати не существует до сих пор. В 1972 г. увидела свет работа немецкого исследователя Гюнтера Штёкля Завеща ние и печать Ивана IV 7. Он сопоставил композицию Большой печати с печатями польско литовских государей, но, главное, опубликовал фотографии двух оттисков 1583 г., которые сохранились в Стокгольме один во фрагментированном виде Хотя качество этих фотографий невысоко, они, тем не менее, в общих чертах дают представ ление об изображениях не только на лицевой, но и оборотной стороне и позволяют понять, как выглядела Большая печать, будучи вислой, а не прикладной. В 198 1г. в своей книге Российская городская и областная геральдика XVIII XIX вв. Н. А. Соболева вновь опубликовала прорисовку издания Бюлера, фотографии Штёкля и фотографию одного из оттисков лицевой стороны печати из Российского государст венного архива древних актов РГАДА причем не лучшего оттиска8. На фотографии оттиска из РГАДА в силу ее плохого качества оказалось довольно сложно рассмотреть детали. Наконец, датский исследователь Джон Линд в 1983 и 1985 гг. опубликовал работы, посвященные отдельным аспектам изображений на Большой печати, и сделал достоя нием научной общественности фотографии лицевой и оборотной сторон печати, скреп ляющей договор Ивана Грозного с датским королем Фредериком II от 28 августа 1578 г. тогда же была послана и царская грамота королю, также скрепленная этой печатью 9. Правда, и эти фотографии, хоть и более четкие по качеству, невелики по размеру. Общий анализ всего комплекса титульных печатей на Большой печати, а таковых 24 по 12 на каждой стороне показывает следующее 1Пять земельных печатей представляют собой чистое заимствование из зарубеж ной геральдики и эмблематики. Это три последних печати относящиеся к ливонским землям печать архиепископа Рижского, печать магистра Лифляндские земли и печать города Кеси печать Полоцкая с так называемыми колюмнами Гедимина и печать Смо ленская с изображением идущего медведя, которая названа печатью Великого княжества Тверского. Последняя ошибка была вызвана инверсией матрицы и оттиска печати. Сле довательно, оригинальных, относящихся к собственно русской эмблематике печатей на Большой печати представлено 19. 2. Из этих 19 печатей четыре несут сугубо эмблематические изображения с отно сительно сложными композициями, в которых сочетаются разного рода объекты, 74 Е. В. ПЧЕЛОВ в реальности друг с другом не соотносящиеся. Это печати наместника Великого Нова города, печати царств Казанского и Астороханского и печать Великого княжества Тверского, названная печатью Великого княжества Смоленского. Эти печати относятся преимущественно к территориальным объектам, перечисленным в начале земельного титула первая, вторая, третья и пятая печати соответственно 3. На оставшихся 15 печатях изображения просты и состоят всего из одной, выража ясь геральдическим языком фигуры На трех из них изображены предметы вооруже ния и на 12 животные. Ясно, что интерпретировать семантику этих изображений следует в комплексе, и таковых интерпретаций в историографии было высказано немного. Н. А. Соболе ва связала образы на печатях с произведениями христианской литературы Физиоло гом который она вслед за Г. К. Вагнером почему то назвала физиологической сагой и Псалтирью. В результате исследовательница пришла к парадоксальному выводу жи вотные, представленные на печати, согласно библейской традиции, означают язычни ков, нехристей, дьяволов, нечестивые народы, которые в общей композиции Большой печати оказываются, тем не менее, под Божественным покровом 10. И если еще можно признать языческим или нехристианским население Сибири, Перми, Обдорской или Удорской земель, то усматривать нечестивцев в изображениях на печатях Нижегород ской, Рязанской или Ярославской просто абсурдно. Иными словами, попытку прямо линейно связать животные символы с теми или иными их библейскими трактовками следует признать абсолютно несостоятельной. Ближе к истине оказался Г. И. Королев, который в своей неопубликованной рабо те 2007 г., посвященной Большой печати, связал большинство простых животных и предметных символов с природными и хозяйственными особенностями конкретных территорий Эта идея представляется вполне логичной, поскольку печати относились к определенным землям и, следовательно, должны были каким то образом семантиче ски им соответствовать. Иными словами, изображения на земельных печатях служили не символами каких либо абстрактных понятий, а символами совершенно конкретных территорий. К слову говоря, Г. И. Королев был одним из крайне немногочисленных исследователей, кто визуально ознакомился с сохранившимися оттисками лицевой сто роны печати. Однако при анализе изображений на Большой печати принципиальное значение имеет их правильная и однозначная идентификация, поскольку в отношении большей их части в историографии заметен значительный разнобой. Дело осложняется и тем, что текстуальные описания ряда земельных печатей зафиксированы только в источ никах XVII в., причем это касается далеко не всех из них, поскольку изображения на печатях менялись порой кардинально, и не всегда имеющиеся описания одной и той же печати совпадают. Обратимся к сохранившимся оттискам лицевой стороны Большой печати. Они приложены к четырем письмам Лжедмитрия I Юрию Мнишку, которые датируются периодом с 16 августа 1605 г. по 23 января 1606 г. 12 Эти оттиски представляют собой печати под бумажными кустодиями, благодаря чему можно детально рассмотреть все изображения. Однако полностью описать и идентифицировать их, при отсутствии матрицы, можно, только сопоставляя все оттиски между собой, поскольку их качество и сохранность различны. Следует заметить, что из четырех сохранившихся оттисков 75 ЧТО ЖЕ ИМЕННО ИЗОБРАЖЕНО НА БОЛЬШОЙ ПЕЧАТИ ИВАНА ГРОЗНОГО один находится во фрагментированном, а другой в реставрированном состоянии фотографию последнего и опубликовала в свое время Н. А. Соболева Был и еще один оттиск, но сейчас он, к сожалению, утрачен. Сама Большая печать имеет размер 2 см в диаметре, диаметр же земельных печатей составляет 2 см. То есть сами изо бражения выполнены в очень небольшом пространстве и при этом их детализация, как и само мастерство резчика, просто феноменальны. Все изображения выгля дят чрезвычайно реалистично, вплоть до передачи шерсти, когтей и мускулатуры у зверей, мельчайших деталей у предме тов, а потому их идентификация не может вызывать никаких вопросов. Каждое изображение на земельной пе чати окружает одинаковый декоративный орнамент две соединенные изящные ветви с тремя листьями один из которых трилист ник с двух сторон, между которыми помещена легенда, выполненная уставными буквами. Обратимся к каждой из 12 печатей в порядке их расположения справа налево и сверху вниз 1Печать намесника Великого Новагорода Идентификация деталей композиции этой печати облегчается наличием совре менного ей описания в Никоновской летописи под 1565 г. Место, а на месте посох, а у места с сторону медведь, а з другую сторону рысь, а под местом рыба 13. На самой печати изображена не одна рыба, а две, плывущие навстречу друг другу в воде вода показана горизонтальными штрихами В Росписи всем государевым печатям 1626 г. водное пространство обозначено в качестве озера то есть Ильменя там же второй зверь рысь уже именуется медведем 14. Сама же рысь на печати выглядит как барс, что лишь подтверждает наблюдение Г. И. Королева о взаимозаменяемости наименований этих животных в языке Московского царства 15. Место представляет собой ступенчатое возвышение на ножках с четырьмя ступеня ми. С двух сторон его увенчивают изящные навершия в виде загнутых назад трилистни ков это ставит под сомнение версию О. И. Хоруженко о том, что место символиче ски изображало город в данном случае Новгород 16. Посох, как уже отмечалось, имеет перекладину с загнутыми вверх концами, т. е. принадлежит светскому владыке князю или посаднику 17. 2. Печать Царьства Казаньскаго В Росписи всем государевым печатям изображение на казанской печати того време ни описано как змей летучей, а на нем венец т. е. коронованный дракон. Н. А. Собо лева изображение на Большой печати Ивана Грозного описывает так Дракон в короне, туловище, две передние лапы звериные, хвост змеиный кольцами 18. Г. И. Королев более точен Двуногий крылатый змий, увенчанный открытой короной о трех зубцах Оттиск Большой Государственной печати. 16 августа 1605 г. РГАДА. Ф. 149. Ед. хр. 10 76 Е. В. ПЧЕЛОВ На самом деле на Большой печати изображен крылатый двуногий дракон типа аспи да с птичьим клювом, длинными ушами, высунутым языком, но с птичьими, а не дра коньими крыльями. Хвост дракона извивается, но никаких колец на нем нет. Внешне дракон напоминает василиска, каковым и назван в памяти 1665 г. о создании Гербового знамени Алексея Михайловича 19. Над головой дракона изображена корона, состоящая из обруча и трех зубцов в виде трилистников. По своему типу это королевская корона, изображения которой были чрезвычайно распространены в западноевропейском искусстве эпохи Средневековья. Само наличие короны в общей композиции подчеркивало царский статус террито риального объекта20. Важно отметить, что корона расположена над головой дракона а не на самой голове Такая деталь характерна и для корон над головами двуглавого орла, например, на известной печати Ивана III 1497 г. 3. Печать Царьства Астороханского Поскольку изображение на астраханской печати в XVII в. изменилось, то эта печать времен Ивана Грозного не имеет никакого относительно современного описания. Опи сание Н. А. Соболевой Волк в короне с. 194 Описание Г. И. Королева Шествую щее животное с короной о трех зубцах над головой Исследователь также склонялся к мысли, что это волк. Изображение на печати ясно показывает именно волка. Над его головой как со вершенно точно отметил и Г. И. Королев корона о трех зубцах в виде трилистников. Это корона того же европейского королевского типа, указывающая на царский статус данного территориального объекта. 4. Печать Псковьская В Росписи всем государевым печатям изображенный зверь назван барсом в па мяти 1665 г. рысью бежащей 2 1Н. А. Соболева интерпретировала его как бегущего хищного зверя, влево с. 198 Отмечу, что пространственное уточнение излишне, по скольку все фигуры на земельных печатях повернуты в сторону двуглавого орла, распо ложенного в центре. Согласно Г. И. Королеву, это барс в прыжке С этим описанием вполне можно согласиться, но с некоторым уточнением. На пе чати действительно изображен зверь, похожий на барса, в прыжке. Но внешне он очень схож с рысью на печати новгородской. Характерными особенностями явля ются не только довольно длинный пушистый хвост, но и небольшие, заостренные уши, а у псковского зверя длинные когти. На мой взгляд, этот зверь ближе как раз к рыси, чем собственно к барсу леопарду представленному, кстати, на другой зе мельной печати Так что наиболее вероятно, что на псковской печати изображалась именно рысь. 5. Печать Великаго Княжства Смоленского На самом деле это печать Великого княжества Тверского. В Росписи всем государе вым печатям она описана просто место да шапка Согласно Н. А. Соболевой, это трон, внизу скамеечка для ног на сидении царская шапка с. 200 Согласно Г. И. Королеву, княжеская шапка корона на кресле с низкой спинкой. Перед креслом подножная скамеечка На самой печати изображен трон с закругленной низкой спинкой, отчасти напо минающей тип персидского трона Бориса Годунова начала XVII в. На спинке шесть драгоценных камней. Четыре ножки трона имеют декоративные опоры, а задние 77 ЧТО ЖЕ ИМЕННО ИЗОБРАЖЕНО НА БОЛЬШОЙ ПЕЧАТИ ИВАНА ГРОЗНОГО увенчаны трехчастными закругленными навершиями, поддерживающими спинку. С трех сторон верхней части сидения также расположены драгоценные камни на передней стенке их три. Перед троном лежит небольшое прямоугольное подножие. На троне трехчастный венец с драгоценными камнями в каждой из частей, с меховой опушкой, увенчанный навершием в виде драгоценного камня. По своему типу это великокняжеский трехчастный венец, свидетельствующий о великокняжеском статусе Тверской земли. 6. Печать Великаго Княжства Тверского На самом деле это печать Великого княжества Смоленского. Изображение на ней абсолютно очевидно и не вызывает никаких вопросов это идущий медведь. Собст венно, это смоленский герб в составе Великого княжества Литовского, заимствованный на Руси. Медведь изображен чрезвычайно реалистично, с шерстью, глазами, когтями, характерными ушами и даже мускулатурой конечностей. 7. Печать Югорьская Относительно современных описаний этой печати в источниках нет. Н. А. Соболева интерпретирует изображение как стоящий на задних лапах зверь с пушистым хвостом, вправо с. 202 Г. И. Королев однозначно идентифицировал его как белку. На печати действительно чрезвычайно реалистично изображена именно белка. Нет сомнений, что тем самым подчеркивалось промыслово охотничье хозяйство Югорской земли22. 8. Печать Пермьская В XVII в. изображение на этой печати поменялось, и поэтому никаких относительно близких описаний ее первоначального вида нет. Согласно Н. А. Соболевой, это лиса или какой то другой хищный зверь с. 198 Г. И. Королев именовал его просто стоящим животным и склонялся к тому, что это волк. Однако внимательное рассмотрение внешних особенностей зверя не оставляет сом нений, что на пермской печати первоначально изображалась именно лисица, что также свидетельствовало о местном охотничьем промысле. 9. Печать Вятьцкая В Росписи всем государевым печатям эта печать описана как лук да стрела да че ловечья рука рука была добавлена уже в XVII в Согласно Н. А. Соболевой, это лук с оперенной стрелой с. 194 Согласно Г. И. Королеву, лук с наложенной стрелой На печати действительно изображен лук со стрелой, но чрезвычайно реалистично. Так, на концах натянутой тетивы показаны петли, с помощью которых она крепится на рога древка. На самом древке на двух его изгибах с двух сторон видны по три кольца обмотки лука и по одному кольцу между ними. Стрела упирается в тетиву раздвоенным концом, в результате чего тетива помещается между двумя ответвлениями этого конца. В нижней своей части стрела имеет аккуратное овально вытянутое оперение пример но из 10 перьев с каждой стороны. Наконечник стрелы заострен, но, в отличие от прорисовки из издания Бюлера, не имеет, как кажется, раздваивающейся книзу формы. Иными словами, особенности изображения позволяют, как и в других случаях, зафик сировать мельчайшие реалистические детали, далекие от того примитивно условного образа, который представлен в имеющихся прорисовках. И здесь снова мы сталкиваем ся с отражением охотничьих занятий местных жителей. 78 Е. В. ПЧЕЛОВ 10. Печать Болгарская Первое описание болгарской печати находим только в памяти 1665 г. барс идущей 23. Н. А. Соболева именовала зверя на печати Ивана Грозного хищным зверем с поднятой передней лапой с. 200 А. В. Арциховский и Г. И. Королев однозначно идентифицировали его как барса. На печати действительно изображен хищный зверь крупного телосложения с под нятым тонким хвостом и поднятыми правыми лапами с небольшими когтистыми паль цами, также с небольшими округлыми ушами и характерной мордой крупного кошачь его. Нет ни малейших сомнений, что это барс но не рысь как на псковской печати а леопард. Барсы леопарды в XVI XVII вв. ассоциировались преимущественно с Пер сией. Возможно, на символизацию Болгарии с помощью данного зверя могло повли ять представление об этой стране как о древней державе, открывавшей путь на Восток, а именно в персидские пределы через Волгу и Каспий. Печать Новагорода Низовския земли В Росписи всем государевым печатям животное, изображенное на этой печати, названо оленем. В памяти 1665 г. лосем24. Н. А. Соболева интерпретировала зверя на Большой печати Ивана Грозного как оленя с. 196 Г. И. Королев как животное семейства оленей но более точно, как лося. На печати со всей очевидностью изображен олень. Внешний вид его рогов совер шенно не похож на лосиные. Конкретная видовая принадлежность этого оленя кажется затруднительной. 12. Печать Черниговская Поскольку черниговская титульная эмблема в конце XVII в. стала совершенно иной она была заимствована из геральдики Речи Посполитой то близких по времени ее описаний не существует. Н. А. Соболева идентифицировала изображенный предмет следующим образом Меч Сабля рукояткой книзу с. 200 Г. И. Королев был более точен Обнаженная сабля в столб Внешний вид эмблемы не оставляет сомнений, что изображена именно сабля с кри вым и широким клинком и довольно простой рукоятью с навершием яблоком и гардой, концы которой направлены к навершию. Таким образом, обращение к подлинным оттискам лицевой стороны Большой пе чати Ивана Грозного позволяет точно идентифицировать изображения на титульных печатях, являющихся первыми памятниками русской территориальной земельной геральдики. 1Пчелов Е. В. Территориальный титул рос сийских государей структура и принци пы формирования Российская история. 20 10. 1С. 3 15. 2 Соболева Н. А. Российская городская и об ластная геральдика XVIII XIX вв. М., 198 1 С. 17 18. 3 Собрание государственных грамот и догово ров. Ч. 2. М., 18 19. С. 228. 4 Лакиер А. Б. Русская геральдика подгот. текста и послесл. Н. А. Соболевой. М., 1990. Табл. XV, рис. 6. 5 Снимки древних русских печатей государ ственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц. Вып. 1 М., 1882. 18 19. 6 Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфра гистика и геральдика. М., 1963. С. 5. ЧТО ЖЕ ИМЕННО ИЗОБРАЖЕНО НА БОЛЬШОЙ ПЕЧАТИ ИВАНА ГРОЗНОГО 7 St kl G. Testament und Siegel Ivans IV. Opladen, 1972. 8 Соболева Н. А. Российская городская и об ластная геральдика С. 226 228. 9 Lind J. H. 1Ryssesablen F ands Bj rn Novgorods l ve samt nogle fisk. En strid p v ben Historisk Tidskrift f r F and. 1983. H. 4. P. 373 393 2 Ivan IV s Great State Seal and His Use of Some Heraldiс Symbols During the Livonian War Jahrb сher f r Gesсhiсhte Osteuropas 1985. Bd. 33. H. 4 48 1494. 10 Соболева Н. А. Российская городская и об ластная геральдика С. 165. Королев Г. И. Большая государственная печать Ивана Грозного. М., 2007 рукопись Далее описания печатей Г. И. Королевым цитиру ются по этой неопубликованной рукописи. 12 РГАДА. Ф. 149. 10, 15, 18а, 18с. 13 ПСРЛ. Т. 13. Вторая половина. СПб., 1906. С. 398. 14 Цит. по Пчелов Е. В. Титульная геральдика России в царствование Михаила Федорови ча ТГЭ. 202 1Т. 104 Геральдика иссле дования и практика материалы науч. конф., 20 22 февраля 2020 года. С. 56. Далее источ ник цитируется по 56 й странице этой публи кации. 15 Королев Г. И. Новгородская рысь и псков ский барс Гербовед. 55. М., 2002. С. 19 26. 16 Хоруженко О. И. Новгородская вечевая пе чать проблемы интерпретации Новго родика 2008 Вечевая республика в исто рии России. Ч. 1Великий Новгород, 2009. С. 92 95. 17 Арциховский А. В. Древнерусские областные гербы Ученые записки МГУ. Вып. 93 История. Кн. 1М., 1946. С. 5 8 Соболева Н. А. Российская городская и об ластная геральдика С. 194 203. Табл. 1 Территориальные эмблемы XVI XVII вв. Далее описания Соболевой приводятся по этой таблице. Цитаты на это издание даются в тексте с указанием страницы. 19 Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 3, кн. 1М., 1884. С. 48. 20 Пчелов Е. В. Изображения регалий в титуль ной геральдике Московского царства ико нография и семантика История и архи вы. 2022. 4. С. 12 25. 2 1Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 3, кн. 1С. 48. 22 См. Пчелов Е. В. 1Югорский титул и Югор ский герб в истории Московского царства и Российской империи Архео логия Севера России Югра волость Нов города Великого в XI XV вв. свод источ ников и исследований Ч. 1сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Сургут, 15 октября 20 18 г. Сургут Неф теюганск Екатеринбург, 20 18. С. 203 2 12 Материалы и исследования по истории севера Западной Сибири вып. 7 2 Еще раз о югорском гербе Археология Севера России Югра волость Новгорода Вели кого в XI XV вв. свод источников и ис следований Ч. 2 сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Сургут, 15 октября 20 18 г. Сургут Нефтеюганск Екатеринбург, 20 19. С. 198 200 Материалы и исследования по истории севера Запад ной Сибири вып. 8 23 Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 3, кн. 1С. 48. 24 Там же. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Что же именно изображено на Большой печати Ивана Грозного конца 1570-х годов? (2025)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |