Стрельцов А.А.
Использование геральдических описаний в русскоязычной художественной литературе XIX и XX вв.
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Россия Ивана Бунина и культура русского Подстепья : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Елец, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 25 октября 2024 г. Елец, 2024. С. 88-90
Аннотация: В статье анализируются особенности функционирования геральдических терминов в произведениях художественной литературы XIX – первой трети XX вв., написанных на русском языке. Источником материала для исследования послужил Национальный корпус русского языка. Показано, что геральдические описания могут не только указывать на знатность, но и служить средством выражении иронии, в том числе авторской.
Об авторе публикации/статьи:
Стрельцов Алексей Александрович (Ростов-на-Дону) кандидат педагогических наук, доцент кафедры перевода и ИТЛ,
Институт филологии, журналистики и МКК, Южный федеральный
университет
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Стрельцова А.А.в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12572 знаков (с пробелами)
88
А Стрельцов Южный федеральный университет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX И XX ВВ. В статье анализируются особенности функционирования геральдических терминов в произведениях художественной литературы XIX первой трети XX вв., написанных на рус ском языке. Источником материала для исследования послужил Национальный корпус рус ского языка. Показано, что геральдические описания могут не только указывать на знат ность, но и служить средством выражении иронии, в том числе авторской. Ключевые слова воображаемая геральдика, герб, блазон, отечественная литера тура, художественный текст. A Streltsov Southern federal university THE USE OF HERALDIс DESсRIPTIONS IN THE RUSSIAN LITERATURE OF THE XIXTH AND XXTH сENTURIES. The artiсle deals with the peсuliarities of usage and translation of heraldiс terms in works of fiсtion in the Russian language. We have piсked out for analysis several extraсts using the Russian National сorpus. We have shown that heraldiс desсriptions not only signify nobility, but may express irony. Keywords imaginary heraldry, emblem, blazon, Russian literation, fiсtion text
В тексты художественных произведений обычно включают различные описания, которые позволяют раскрыть характер персонажа портретизация или представить время костюм, оружие, предметы быта или место интерьер или пейзаж действия. Некоторые встречаются в разножанровых произведениях разных лет, другие обычны для какого либо определ нного жанра историче ская проза, научная фантастика а иногда можно говорить об устаревании описаний в силу социо культурных изменений. Последнее относится и к описа ниям гербов блазон литературных персонажей, некогда представленных в отечественных романах. Поиск в Национальном корпусе русского языка НКРЯ 1позволил нам отбирать несколько примеров для анализа. В рамках на стоящего исследования мы рассмотрим особенности функционирования ука занных описаний в русскоязычных литературных произведениях, чтобы опре делить, чем обусловлена необходимость их включения в художественный текст. 1Исследование проведено на материале текстов Национального корпуса русского языка rusсorpora.ru
89
Сразу следует отметить, что нам встретилось лишь одно сравнительно полное описание герба в романе А Скалдина Странствия и приключения Никодима Старшего 19 17 Герб же рода был такой на серебряном поле французского щита основной в российской геральдике А пурпуровый столб, а на нем в верхней части остановившаяся золотая пятиконечная звезда, бросающая свой свет снопом к подножию столба, где три геральдические золо тые лилии образуют треугольник шлем с пятью решетинами, простая дворян ская корона, с двумя черными крылами, выходящими из нее намет акантовый, тоже пурпуровый, подложенный золотом, и девиз, гласящий Терпение и вер ность НКРЯ По правилам, принятым в российской геральдике, такой шлем могли включать в свой герб те, кто были записаны в VI часть дворянской родо словной книги древние благородные дворянские роды пурпурный цвет также указывает на благородное происхождение, а также верность. Соедин нный герб был у маркизы де Бараль в романе Н Лескова Не куда 1864 В одной стороне щита были изображены колчан со стрелами и накрест татарская нагайка, а в другой вертел. Первая половина щита свидетель ствовала о какой то услуге, оказанной предком маркизы, казанским татарином Маймуловым, отцу Ивана IV, а вторая должна была символически напоминать, что какой то предок маркизиного мужа накормил сбившегося с дороги короля Людовика Святого НКРЯ В этом случае геральдическое описание позволяет указать на древность рода. Герб часто изображался на дверцах кареты в сказке В Жуковского Сказка о Иване царевиче и Сером Волке 1845 упоминается на каретных дверцах герб В червленом поле волчий хвост под графской Короною В рома не И Лажечникова Последний новик 183 833 описывая экипаж, упо минают и о розовом венке в голубом поле, изображающем на дверцах герб ее обладателя в романе Андрея Белого Петербург 19 12 19 13 неоднократно упоминается, что на карете был выведен стародворянский герб Аблеуховых единорог, прободающий длинноперого рыцаря. У этого обычая была не только эстетическое, но и практическое обоснование, как указывал граф Монте Кристо в одноим нном романе Надо же иметь что нибудь на дверцах кареты, хотя бы для того, чтобы таможенные чиновники вас не осматривали Впрочем, его отсутствие может не беспокоить обладателя так, в рассказе А Чехова Финтифлюшки 1895 графа, возведенного в графское достоинство за свои личные заслуги, спросили, почему на его карете нет герба. А потому, отве чал он, что моя карета гораздо старее моего графства Словосочетание ка рета с гербами служит в художественном тексте указанием на то, что е вла делец аристократ.
90
Впрочем, иногда сам обладатель герба может с иронией относиться к этому показателю статуса в романе А Амфитеатрова Жар цвет 1895 го ворится о том, что у Дубеничей в гербе крыса, которая грызет золотой желудь. Панна Ольгуся толкует свой герб таким образом Крыса это я, последняя из Дубеничей, нищая, как костельная крыса, а желудь единственная пища, кото рою я могла бы пробавляться, если бы его велебность не кормил меня хлебом. Насмешливое отношение к своему гербу показалось мне странным в польке На несоответствие происхождения и положения могут указывать и близкие, как в романе Вл. А. Гиляровского Москва и москвичи 1926 1934 Тогда был у меня на дворце герб, в золотом поле голубой щит А теперь у вас, барин, в чистом поле вот что слуга преподнес барину кукиш НКРЯ С другой стороны, автор может намекать на мнимую знатность персона жа в романе Г Квитка Основьяненко Пан Халявский 1839 сам герой рассказывает, что его предок, бывший истопником при польском короле, одна жды убил беспокоившую того мышь, за что был пожалован шляхетством, на именован вас паном Халявским, и в гербовник внесен его герб, представляю щий разбитую мышь и сверх нее халяву голенище Также на то значение, ка кое владелец дома прида т гербу, может указывать его расположение в доме и богатая оправа, как описано в романе А. Дюма Граф Монте Кристо вы прежде всего замечали над дверью в гостиную гербовый щит При этом глав ный герой подробно комментирует изображение на гербе, и даже делает пред положения о его древности, прекрасно зная, что герб, на самом деле, ново дел Иногда ирония может заключаться в самом описании герба в романе П Краснова От Двуглавого Орла к красному знамени 1922 отмечается разница между двумя баронами Вольф один Вольф Куртенгофский, у которо го в гербе был черный волк на золотом поле, и другой Вольф Дростенский, у которого был золотой волк на черном поле НКРЯ Таким образом, геральдические описания могут быть как просто деталью, указывающей на благородное происхождение героя или персонажа, так и сред ством косвенной характеристики, подч ркивающей несоответствие сословной принадлежности персонажа и его е положения в обществе. 1Савчук, С и др. Национальный корпус русского языка 2.0 новые возможности и перспективы развития С Савчук, Т Архангельская, А Бонч Осмоловская, О Донина, Ю Кузнецова, О Ляшевская, Б Орехов, М Подрядчикова Вопросы языкознания. 2024. 2. С. 2 7 34.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Стрельцов А.А. Использование геральдических описаний в русскоязычной художественной литературе XIX и XX вв. (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|