Пчелов Е.В.
Первые кони русской геральдики
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Лошади в мировой истории и культуре : Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2024 г.). СПб., 2024. – С. 273–275
Аннотация: В эпоху Московского царства в контексте российской государственной геральдики и символики известны изображения нескольких коней, некоторые из которых входят в состав более сложных эмблематических композиций.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 9571 знаков (с пробелами)
273
Е. В. Пчелов
Первые кони русской геральдики
В эпоху Московского царства в контексте российской госу
дарственной геральдики и символики известны изображения
нескольких коней, некоторые из которых входят в состав более
сложных эмблематических композиций. 1Первое по времени изображение коня связано с извест
ным образом всадника драконоборца, в качестве государствен
ного символа впервые представленным на лицевой стороне пе
чати Ивана III самый ранний сохранившийся оттиск 1497 г.
матрица, как полагают исследователи, была сделана в начале 1490 х годов Этот всадник, которого в период Московского
царства именовали также ездецом символизировал, как из
вестно, самого государя, побеждающего врагов. Иконографиче
ски его изображение восходило к известному сюжету Чуда
святого Георгия о змие Обычно в качестве прототипов всад
ника печати 1497 г. указывают схожие сюжеты на монетах кня
зей с конца XIV в. на печати Василия I и на печати Ивана III 1479 г., однако, низкое качество и примитивность этих изобра
жений не позволяют провести прямых иконографических анало
гий. Напротив, всадник драконоборец на печати 1497 г. имеет
ряд характерных черт, сближающих его с подобного рода всад
никами, образами святого Георгия в искусстве итальянского Ре
нессанса, прежде всего, флорентийско римской школы XV в.
Изображение коня в композиции на печати отличается реа
лизмом и детализацией. Подобного рода скачущие или встав
шие на дыбы кони нередки в живописи и графике флорентий
ского Кватроченто особенно в творчестве П. Уччелло,
Б. Гоццоли, Ф. Пезеллино, А. дель Поллайоло Расположение
изгибов конского хвоста, однако, встречается сравнительно ред
ко в ряде произведений Пезеллино и С. Боттичелли Эта деталь как и множество других в эмблемах печати показывает при
274
надлежность мастера печати к флорентийско римской традиции
итальянского искусства.
Показательно, что все эти детали, в том числе и в изобра
жении коня, сохранялись на печатях последующих государей
вплоть до Василия Шуйского. Буквально с первого года царст
вования Михаила Федоровича на коне появляется более детали
зированная и роскошная упряжь, где помимо седла и стремян
присутствуют и другие элементы конского убранства па
персть, оголовь, науз, а хвост перехвачен узлом. Такой тип со
храняется на малых печатях русских царей до конца XVII в.
Конская сбруя явно отсылает к национальной традиции царско
го парадного конского убранства и вписывается в общую тен
денцию визуальных изменений, одной из особенностей которых
было сближение изображения всадника с традиционной отече
ственной иконографией.
2. Второе по времени изображение коня зафиксировано на
Большой печати Ивана Грозного конца 1577 начала 1578 г.
Оно входит в состав титульных печатей расположенных по
окружностям на обеих ее сторонах. Коню соответствует легенда печать Рязаньская а сам конь показан идущим с поднятыми
левыми передней и задней ногами. Изображение также отлича
ется существенной детализацией хорошо видны уши коня,
опущенный хвост и даже особенности копыт. Уже при Михаиле
Федоровиче, по крайней мере, с середины 1620 х годов изобра
жение на рязанской печати кардинально изменилось человек,
а у него в правой руке меч Появление же коня на ранней ря
занской печати может объясняться лошадиными ярмарками,
впоследствии отразившимися в более позднем гербе города
Данкова Рязанской губернии 1779 г
3. Свой окончательный вид титульные гербы Московского
царства приобрели в Титулярнике 1672 г. Здесь на миниатю
рах представлены четыре всадника, восходящих к литовскому
гербу Погоня гербы великого князя Литовского, Полоцкий, Ви
тебский и Мстиславский Георгий Победоносец в гербе Карта
линских и Грузинских царей в своеобразном ракурсе, извест
ном по западноевропейскому искусству эпохи барокко
и всадник с копьем на плече в качестве символа Черкасских
и Горских князей Однако есть и одиночный конь, вставший
275
на дыбы, которого сопровождают с двух сторон сверху и снизу
две восьмиконечные звезды. Это изображение соответствует
титулу всеа Северныя страны повелитель история и семанти
ка этого титула предмет для отдельного рассмотрения В ис
ториографии предпринимались попытки связать этого коня
с бегущим конем из европейских эмблематических сборников
с девизом Воля со страхом то есть свобода, таящая в себе
опасность Но в гербе из Титулярника изображен не бегущий
конь, а скачущий или, точнее, вставший на дыбы кроме того,
его сопровождают звезды, в эмблеме прототипе отсутствую
щие. Между тем, иконографическое заимствование из западно
европейской эмблематики, а, скорее всего, геральдики весьма
возможно, однако, нуждается в дополнительном исследовании.
Таким образом, иппическая тема представлена в допетров
ской государственной и земельной символике и геральдике
в разнообразных формах, как в составе сложных композиций,
так и в изображениях собственно коней. Их семантика, впрочем,
не всегда поддается однозначной расшифровке, но иконографи
ческая вариативность и особенности детализации демонстриру
ют широту смысловых значений и взаимодействие различных
культурных традиций.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Первые кони русской геральдики (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|