Пчелов Е.В.
Западноевропейская эмблематика и геральдика XV–XVII веков и её влияние на символику дворянских гербов Российской империи
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Источниковедение в современной медиевистике / Под ред. Е.Н. Кирилловой и И.Г. Коноваловой; Ин-т всеобщей истории РАН. М., 2024. – С. 60–66
Аннотация: В статье анализируются пути формирования эмблематического репертуара русской дворянской геральдики в начальный период её формирования и кодификации. Выявлено несколько таких способов, представленных заимствованиями эмблем и гербовых фигур из западноевропейских эмблематических и геральдических сборников. Помимо вполне естественного использования петровского издания «Символы и емблемата», опиравшегося на французскую эмблематическую традицию, это были также заимствования из «Иконологии» Ч. Рипы и геральдического наследия, в конечном итоге восходящего к фантазийным гербам из «Хроники» Ульриха фон Рихенталя. Последующие исследования, безусловно, обнаружат новые линии преемственности между западноевропейскими эмблематическими и геральдическими изданиями и отечественным корпусом родовых гербов.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 22105 знаков (с пробелами)
Е ПЧЕЛОВ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ
ЭМБЛЕМАТИКА И ГЕРАЛЬДИКА
XV XVII ВЕКОВ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ
НА СИМВОЛИКУ ДВОРЯНСКИХ ГЕРБОВ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Аннотация В статье анализируются пути формирования
эмблематического репертуара русской дворянской гераль
дики в начальный период её формирования и кодификации.
Выявлено несколько таких способов, представленных заим
ствованиями эмблем и гербовых фигур из западноевропей
ских эмблематических и геральдических сборников. Поми
мо вполне естественного использования петровского изда
ния Символы и емблемата опиравшегося на французскую
эмблематическую традицию, это были также заимствова
ния из Иконологии Ч. Рипы и геральдического наследия,
в конечном итоге восходящего к фантазийным гербам из Хроники Ульриха фон Рихенталя. Последующие исследо
вания, безусловно, обнаружат новые линии преемственно
сти между западноевропейскими эмблематическими и ге
ральдическими изданиями и отечественным корпусом ро
довых гербов.
Ключевые слова герб, эмблема, символика, родовая ге
ральдика
Хорошо известен тот факт, что дворянская геральдика
дореволюционной России практически с самого начала своей
истории формировалась по образу и подобию геральдики
Западной Европы. Однако конкретные пути и формы этого
влияния остаются до сих пор мало исследованными. Триви
альным выглядит утверждение о влиянии на русские дво
Е ПЧЕЛОВ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА 6 1
рянские гербы эмблематического корпуса гербов шляхты
Речи Посполитой 1Но только лишь этим комплексом гербо
вых эмблем дело не ограничивается. Очевидно также ис
пользование русской геральдикой широко популярных сим
волов западноевропейской эмблематики эпохи Ренессанса и
раннего Нового времени например, пеликана, кормящего
собою птенцов, или журавля с камнем в лапе но, какие
именно издания послужили в этих случаях источниками для
заимствования эмблем, также не всегда вполне ясно.
Между тем, процесс влияния западноевропейской ге
ральдики и эмблематики, как показывает иконографический
анализ русских дворянских гербов, был чрезвычайно много
образным. Всесторонняя его характеристика дело буду
щего, однако, хотелось бы наметить возможные пути даль
нейших исследований и выделить конкретные компоненты
в этом процессе рецепции символов
В качестве примера обратимся к гербам нескольких
первых частей Общего гербовника дворянских родов Все
российской Империи далее ОГ утверждённых в самом
конце XVIII в. при Павле I, когда процесс кодификации дво
рянских гербов шёл особенно активно и их комплекс акку
мулировал в себе формировавшийся на протяжении XVIII в.
символический язык эпохи становления отечественной ге
ральдики. Даже весьма беглый анализ таких гербов уже по
зволяет выделить несколько эмблематических и геральди
ческих источников их символики. 1В 1705 г. в Амстердаме, в типографии, основанной
Яном Тессингом и принадлежавшей Генриху Ветстейну, вы
шло первое издание известного и единственного в истории
русской культуры эмблематического справочника Сим
волы и емблемата 2. Оно представляло собой сборник из
840 эмблем с их толкованиями девизами на нескольких
европейских языках, в том числе и на церковнославянском.
Затем эта книга с корректировками и дополнениями пере
издавалась в России ещё несколько раз на протяжении XVIII 1Об этом писал ещё А Лакиер Лакиер 1855 408 472
2 Символы и емблемата 1705.
62 ВЛИЯНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
начала XIX века последние издания вышли под редакцией
выдающегося учёного Н Амбодика Максимовича Символы и емблемата не носили оригинального ха
рактера, а опирались на предшествующую европейскую
эмблематическую традицию. Непосредственными источни
ками для этого свода эмблем, как известно, послужили эмб
лематические сборники Даниэля де ла Фея, увидевшие свет
в Амстердаме в 1690 х годах3. Они также не были ориги
нальными. Один из них, к примеру, назывался Девизы и
эмблемы, древние и новые, заимствованные у наиболее из
вестных авторов Devises et Emblemes Anсiennes et
Modernes, tire s des plus сelebres Auteurs и впервые был
опубликован на французском языке в Амстердаме в 169 1го
ду. Прототипом для изданий де ла Фея, как уже было уста
новлено, послужил сборник эмблем, медалей, иероглифиче
ских фигур и монограмм Reсueil d embl mes, devises,
medailles, et figures hieroglyphiques, Au nombre de plus de
douze сent, aveс leurs expliсations французского гравёра Ни
коля Веррьена, впервые изданный в Париже в 1685 году.
В нём насчитывается более 1200 эмблем с пояснениями.
Вне всякого сомнения, эмблематическую генеалогию
для тех или иных эмблем Веррьена и де ла Фея можно про
должить и далее вглубь, вплоть до эмблемата XV XVI ве
ков. Однако важно влияние именно этого эмблематического
комплекса на геральдику в России.
Для городской геральдики начиная с конца 1720 х гг.
влияние Символов и емблемата вполне очевидно и уже
неоднократно становилось предметом научного рассмотре
ния гербы Коломны, Тамбова и др. 4.
Для дворянской же геральдики это влияние значитель
но менее изучено. Между тем, целый ряд эмблем сборника
находит прямые аналогии в фигурах российских дворянских
гербов.
3 Маркушевич 1963 279 290.
4 Соболева 198 78 182 Емелин 2009 4 25 Емелин 20 14а 12 19 Емелин 20 14б 7 16 и др.
Е ПЧЕЛОВ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА 63
Так, оленя, пронзённого стрелою 587 Символов и
емблемата сопровождает девиз От болезни и гоньба в поздних изданиях От боли и бег. Моя болезнь причи
ною моего бегства Эта эмблема имеет очень давние исто
ки и связана с символикой любви. Как отмечал выдающийся
исследователь эмблематики А Махов, влюблённый, без
надёжно пытающийся излечиться от любви, уподобляется
раненому оленю, который, стремясь избавиться от стрелы,
ускоряет бег и тем самым лишь усугубляет боль Сопостав
ление любовной раны с раной оленя упоминается ещё
в Энеиде Вергилия, но бегущий олень, раненый стрелой и
усугубляющий бегом свою боль, появился в эмблематике
благодаря Петрарке. С тех пор парадокс бегства от гибели,
которое лишь приближает её получил визуальное вопло
щение в различных сборниках эмблем XVI XVII веков5.
Именно такой олень присутствует в гербах Мавриных ОГ, 14 1а затем и Тимирязевых ОГ, 8, 14
Эмблемы, изображающие два сопряжённых пламенею
щих сердца 120, 2 18 имеют девизы Да два воедино бу
дет Да два едино будут. Пускай из двух будет единица
и Из наших двух сердец сочини любовь токмо едину Из двух единое. Любовь из двух сердец соделала единое
Подобную же эмблему можно увидеть и в издании Ифика
Иерополитика впервые опубликованном в типографии
Киево Печерской лавры в 17 12 году. Здесь два соединённых
сердца, но не пламенеющих, а имеющих каждое по одному
крылу, означают Дружество 6. Два соединённых пламе
неющих сердца находим в одной из частей герба графов Рос
топчиных ОГ, 4, 12
Эмблема Корона на столбе 65 с девизом Подпер
та честию Утвержденна славою стала прообразом не
только герба города Коломны, но и главной фигуры в гербе
Ханыковых ОГ, 156
Эмблема Пресмыкающаяся ехидна мечом обезглав
ленная 16 изображающая разрубленную на две части
5 Махов 2024 100 10 1
6 Ифика иерополитика 17 18 105.
64 ВЛИЯНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
змею, с девизом Уповая дондеже жизнь имею Уповаю до
коле живу и дышу стала гербовой фигурой Зыбиных ОГ, 3,
76 Примечательно, что герб Зыбиных имеет девиз Fuimus то есть Были явно заимствованный по каким то
причинам из герба графов Брюсов.
Наконец, и такие известные и уже упоминавшиеся гер
бовые фигуры как журавль с камнем в лапе и пеликан, пи
тающий кровью птенцов, явно в русской дворянской гераль
дике восходили всё к тем же Символам и емблемата Жу
равль с камнем а лапе 564 сопровождаемый девизом Чтоб внезапну Дабы кто внезапно на меня не напал.
Трудно меня найти спящего вошёл, в частности, в герб Бе
кетовых ОГ, 4, 84 Он также известен и по изданию Ифика
иерополитика где, впрочем, был символом не бдительно
сти, а властелина 7.
Пеликан, питающий кровью птенцов 220, 763
с девизами Живот в средине смерти Жизнь по смерти и Для пасства Для своих, За стадо стал, в частности, фи
гурой одной из частей герба Хоненевых ОГ, 6, 20
2. Помимо этого, вполне предсказуемого эмблематиче
ского источника русская дворянская геральдика пользова
лась и иными эмблематическими изданиями, в частности,
весьма популярной Иконологией Чезаре Рипы, впервые
изданной в 1593 г. и с тех пор регулярно публиковавшейся на
протяжении XVII XVIII вв., в том числе и в полностью иллю
стрированном виде.
Ярким примером этого влияния является герб Мячко
вых ОГ, 4, 35 В нём изображён Негр в Латах с луком и
тремя стрелами. Эта гербовая фигура со всей очевидностью
находит аналог в аллегории Юга из Иконологии 307
лондонского издания 1709 г. где также представлен негр со
стрелами и ветвью в руках под солнцем над его головою8.
Выбор этой эмблемы для дворянского герба объясняет
ся происхождением рода Мячковых их предок, сродник Тевризского Царя якобы, выехал к Дмитрию Донскому из
7 Ифика иерополитика 17 18 43.
8 Ripa 1709 77.
Е ПЧЕЛОВ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА 65 Тевризского Государства в Персии Таким образом, мни
мое южное происхождение рода обусловило использование
в гербе иконографической аллегории Юга в образе негра.
3. Европейские гербовники также служили источником
для русской дворянской геральдики. Интересным примером
здесь может быть герб князей Черкасских ОГ, 2, 9 В его
четвёртой части помещены два перпендикулярно перевив
шиеся Змия Они изображены в виде двух змей, напоми
нающих часть кадуцея. Две первые части герба Черкасских
восходят к двум российским титульным гербам, созданным
ещё в конце XVII века Черкасских и Горских князей и Ка
бардинскому9. Возможно, и эмблема четвёртой части каким
то образом обозначает происхождение рода.
По преданию, родоначальником князей Черкасских был
князь Инал, который, якобы, занимал престол султана в Егип
те о чём в гербе, в частности, свидетельствует шапка с пером
в виде чалмы, увенчивающая княжескую мантию Сия
Шапка с пером изъявляет знаменитость родоначальника
Черкасских Князей Инала, которой был Султаном в Египте
Здесь приходит на память фантазийный герб Египта,
хорошо известный в европейской геральдике, по крайней
мере, начиная с Хроники Констанцского собора Ульриха
фон Рихенталя, украшенной гербами в конце первой трети
XV века. Герб Египта в этой традиции представлял собой
изображение в щите нескольких ползущих змей, впоследст
вии изображавшимися с характерными s образными изги
бами тел 10. Возможно, этот факт вымышленной геральдики
мог повлиять на выбор аналогичных гербовых фигур для
князей Черкасских.
Исследование источников отечественного дворянского
герботворчества, безусловно, должно быть продолжено, од
нако, оно уже сейчас показывает использование довольно
широкого репертуара западноевропейской геральдики и
эмблематики позднего Средневековья и раннего Нового вре
мени, по крайней мере, на начальном этапе этого процесса.
9 Пчелов 2023 57 6 0 Riсhental 1483 сXVv Henninges 1598 42 1и др.
66 ВЛИЯНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЯ
Емелин 2009 Емелин И Neutra timet Sub сlypeo. 1декабрь
2009. С. 4 25.
Емелин 20 14а Емелин И Герб, Ленин и масоны Sub сlypeo.
6, апрель 20 14. С. 12 19.
Емелин 20 14б Емелин И Кончай прикидываться святым
Sub сlypeo. 7, октябрь 20 14. С. 7 16.
Ифика иерополитика Ифика иерополитика. СПб., 17 18.
Лакиер 1855 Лакиер А Русская геральдика. СПб., 1855. Кн. 2.
Маркушевич 1963 Маркушевич А Об источниках амстердам
ского издания Символы и емблемата 1705 г. Книга. Ис
следования и материалы. М., 1963. Т. VIII. С. 279 290.
Махов 2024 Махов А Эмблематика. Микрокосм. Тула, 2024.
Пчелов 2023 Пчелов Е Иконографические особенности кавказ
ских гербов в Титулярнике 1672 года Геральдика и генеа
логия народов Кавказа. К 15 летию со дня смерти Анатолия
Ахмедовича Максидова 1944 2008 Материалы Круглого
стола 18 января 2023 г М., 2023. С. 57 6 1
Символы и емблемата 1705 Символы и емблемата. Амстердам, 1705.
Соболева 198 1Соболева Н Российская городская и областная
геральдика XVIII XIX вв. М., 198 1
Henninges 1598 Henninges H. Theatrum genealogiсum. Magdeburg, 1598. T. IV.
Riсhental 1483 von Riсhental U. сhronik des Konstanzer Konzils.
Augsburg, 1483.
Ripa 1709 Ripa с. Iсonologia. London, 1709.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Западноевропейская эмблематика и геральдика XV–XVII веков и её влияние на символику дворянских гербов Российской империи (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|