| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Государственная символика России › : Пчелов Е.В. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV – XIX вв. / 2024 | ||
Пчелов Е.В.
Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV – XIX вв.Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Подлинник. Вопросы атрибуции и реставрации : научный электронный журнал. 2024. № 3. С. 27–40. Аннотация: В статье рассмотрена история одной из значимых эмблем в государственной геральдике России – дракона в змееборческом сюжете, связанном с образом Георгия Победоносца. Эта композиция была изображена на лицевой стороне печати Ивана III и символизировала самого государя, предстающего в образе святого воина. Дракон представлял собой аспида, а особенности его изображения показывают его генезис из художественной традиции итальянского Кватроченто – прежде всего, флорентийской школы живописи. По-видимому, эта традиция благодаря ученикам братьев Поллайоло и другим флорентийцам была усвоена римскими мастерами, которых и следует считать возможными создателями печати Ивана III. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Пчелов Е.В. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV – XIX вв.
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 61674 знаков (с пробелами)
Е. В. Пчелов Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. Аннотация. В статье рассмотрена история одной из значимых эмблем в государ ственной геральдике России дракона в змееборческом сюжете, связанном с образом Георгия Победоносца. Эта композиция была изображена на лицевой стороне печати Ива на III и символизировала самого государя, предстающего в образе святого воина. Дракон представлял собой аспида, а особенности его изображения показывают его генезис из ху дожественной традиции итальянского Кватроченто прежде всего, флорентийской школы живописи. По видимому, эта традиция благодаря ученикам братьев Поллайоло и другим флорентийцам была усвоена римскими мастерами, которых и следует считать возможны ми создателями печати Ивана III. Этот образ дракона оказался очень устойчивым в ве ликокняжеской и царской сфрагистике XVI века и просуществовал до второй половины 1620 х гг. Именно всадник драконоборец считался в Западной Европе гербом московских государей, что демонстрируют самые разнообразные изобразительные источники. Парал лельно на рубеже XV XVI вв. существовал еще один геральдический сюжет противостоя ние льва и дракона, который, впрочем, не приобрел стабильного характера. Первое изме нение внешнего вида дракона произошло в период реформы государственной символики, осуществленной в правление Михаила Федоровича. Во второй половине XVII в. в источ никах зафиксированы два варианта расцветки дракона черный и золотой с зелеными крыльями. Впоследствии оба они повлияли на колорит государственной геральдики. Чер ным дракон стал в 1720 х гг., золотым уже в середине XIX в. Эволюция образа дракона в государственной символике зависела и от художественных влияний своего времени, и от восприятия той или иной изобразительной традиции. Ключевые слова государственная геральдика, печати, дракон, святой Георгий, Ренессанс. Начало российской государственной геральдики, как известно, условно отсчитыва ется от создания великокняжеской печати Ивана III, самый ранний сохранившийся оттиск которой датируется летом 1497 года матрица, разумеется, была сделана раньше и дати руется исследователями началом 1490 х гг. Агоштон, 2005 На лицевой стороне этой пе чати помещено изображение всадника, пронзающего копьем в шею крылатого змия Пчелов Е. В., 2024 ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 28 дракона рис. 1На оборотной стороне изображение коронованного двуглавого орла с раскрытыми, но опущенными крыльями. Всадника окружает легенда с наименованием самого государя и обозначением его монаршего статуса, орла легенда с территориаль ным государевым титулом, в котором перечисляются подвластные Ивану III земли всего таковых девять государем которых он также считался. Таким образом, именно всадник драконоборец, как можно думать, воспринимался символом, своего рода гербом московских государей, в то время как двуглавый орел сим волизировал само государство с его совершенно очевидной имперской структурой. Несмо тря на абсолютно явное иконографическое сходство с известным сюжетом Чуда святого Ге оргия о змие, всадник, или, как его называли в эпоху Московской Руси, ездец понимался в качестве образа самого правителя, т. е. имел светскую семантику, хотя и воплощенную в рамках христианской иконографии. Сохранились многочисленные подтверждения это му в источниках XVI XVII вв., а наиболее кратко и ясно эту трактовку выразил Г. К. Кото шихин в своем известном сочинении о России Царь на коне победил змия Котошихин, 2000, с. 59 Под змием же в древнерусском языке подразумевался именно дракон. Однако каким был этот дракон и как он изображался на протяжении истории этого символа В историографии предпринимались попытки идентификации московского дракона. Так, высказывалось мнение, что это некий аспид кераст Юрганов, 1998, с. 334 34 1хотя на самом деле аспид и кераст это совсем разные существа. В славянской бестиарной сим волике кераст представляет собой большую водяную змею без языка и с четырьмя рогами. Аспид же это крылатый дракон с двумя ногами, птичьим клювом и ушами Белова, 200 1 с. 58 60, 14 1По своему внешнему виду дракон с печати 1497 г. как раз соответствует об разу аспида. Он изображен весьма реалистично и детально так, что даже видна чешуя на его туловище от шеи до хвоста. Такая степень детализации не была характерна для более ранних по времени изображений драконов в сюжете со святым Георгием в древнерусской нумизматике и сфрагистике. Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. Рис. 1Печать Ивана III 1497 г. Лицевая сторона из Агоштон, 2005, цветная вкладка Fig. 1The seal of Ivan III in 1497. Obverse side from Agoshton, 2005 ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 29 На монетах древнерусских князей изображения всадника с копьем, мечом или со колом встречаются с рубежа XIV XV вв., начиная с поколения сыновей Дмитрия Донско го. Однако в большинстве случаев, если под всадником и виднеется некое изображение, которое можно принять за голову дракона, оно чрезвычайно условно и плохо различи мо Волков, Зайцев, Лейбов, 20 10, с. 5 153, 80 На монетах Василия I и Василия II в луч шем случае можно увидеть свернувшуюся в кольцо змею, которую всадник пронзает ко пьем в пасть Толстой, 19 с. 15 16 Мец, 1974, с. 84, 87, 90 93 и сл На одной из печатей Василия I со всадником копьеносцем, в силу ее сохранности, вовсе непонятно, изображено ли что то под конем Соболева, 199 1с. 149 На золотой печати Ивана III, привешенной к жалованной грамоте 1479 г., напротив, дракон хорошо виден, но выполнен как и всад ник настолько примитивно, что его сложно сопоставить с драконом печати 1497 г. Аго штон, 2005, с. 102 105 У дракона с золотой печати изображенного в профиль, видны только лапа и крыло, а также загнутый колечком хвост. Пасть его широко раскрыта, а язык высунут вперед в него то и колет копьем всадник. Уровень мастерства, который виден в изображениях на печати 1497 г., привел исследователей к логичному выводу, что ее соз дателем был иностранец, возможно, приехавший на Русь в группе европейских мастеров в 1490 г. Тогда, согласно летописному известию, вместе с братом Софьи Палеолог Андреем на Русь вернулись послы Ивана III, которые приведоша с собою к великому князю мастеров в т. ч. серебряного дела Христофора з двема ученики от Рима, да Олберта Немчина из Любка, да Карла с учеником из Медиоланя, да Петра Ранка, грека из Венецеи Как полагает В. А. Кучкин, наиболее вероятными претендентами на авторство великокняжеской печа ти могут быть или римский мастер Христофор, или немецкий мастер из Любека Альберт Кучкин, 1999, с. 16 17, 20 Анализ особенностей внешнего вида дракона с печати 1497 г., как кажется, позволяет приблизиться к разгадке. Змий на ней имеет ярко выраженные ха рактерные черты голову с длинными, несколько извивающимися ушами, загнутое вниз, крючкообразное завершение пасти, шерсть, наподобие бороды, свисающую с нижней ча сти головы. Такая же шерсть изображена и на двух драконьих лапах, а на перепончатых крыльях показаны пятна, наподобие кружков, причем с точками посередине что наиболее отчетливо видно на оттиске печати 1504 г Эти детали позволяют сопоставить дракона печати Ивана III с его собратьями в драконоборческих сюжетах в искусстве европейского Ренессанса XIV XV вв. При этом европейский нумизматический и медальерный материал этого времени оказывается здесь непоказательным, поскольку или вовсе лишен изображе ний драконов, или же эти изображения настолько малы и схематичны, что не позволяют прийти к каким либо однозначным выводам. Наиболее содержательными оказываются изображения драконов, в т. ч. в георгиев ском сюжете, в произведениях живописи и графики. Абсолютное несходство в изображени ях драконов обнаруживается в традиции мастеров Северного Возрождения Нидерландов и Германии. Драконы здесь, как правило, четырехлапые, лишенные шерсти, с крыльями без всяких пятен, хотя в немецком искусстве имеющие удлиненные уши и крючок коготь на конце морды в искусстве Нидерландов и этих особенностей нет Напротив, драконы итальянского искусства наиболее близки московскому Здесь особенно выделяются флорентийская и венецианская школы живописи XV в., причем наи более близкими аналогами выглядят драконы на картинах флорентийца Паоло Уччелло 1397 1475 вообще известного своими батальными композициями. Драконы, подобные московскому встречаются в сценах противоборства с ними святого Георгия кисти Уч челло таковы, к примеру, картины из коллекций Национальной галереи штата Виктория Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 30 в Мельбурне ок. 1430 г. парижского музея Жакмар Андре 1456 1460 гг. и до некоторой степени Национальной галереи в Лондоне ок. 1470 г Так, на композиции из собрания Национальной галереи штата Виктория спешившийся Георгий борется с драконом слов но с человеком. Дракон имеет четыре лапы что необходимо именно в таком противобор стве длинные шею и уши, перепончатые крылья с пятнами кружками, а его тело покрыто шерстью, в том числе шерсть свисает и с головы наподобие бороды, за которую хватается Георгий. На картине из коллекции музея Жакмар Андре двуногий дракон идет навстречу пронзающему его в пасть копьем всаднику Георгию. Этот дракон также имеет перепончатые крылья с пятнами кружками, завивающийся кольцами хвост, небольшие уши, коготь клюв на конце морды и шерстяную бороду рис. 2 Наконец, на картине Уччелло из лондонской Национальной галереи укрощенный Георгием дракон практически лишен шерсти, но имеет те же характерные особенности две лапы, завивающийся кольцами хвост, клык клюв на конце морды, удлиненные уши и крылья с большими и разноцветными кругами на пере понках. Эту изобразительную традицию продолжил и другой флорентийский художник Антонио дель Поллайоло ок. 143 498 В его картинах, изображающих противоборство Геркуле са с гидрой галерея Уффици и архангела Михаила с дьяволом в образе дракона музей Бардини, Флоренция чудовища имеют те же характерные черты, что и дракон с печати 1497 года. Так, гидра, с которой сражается античный герой, хоть и многоглавая, но имеет две мохнатые лапы, сравнительно длинные уши на головах и шерсть на морде, в том числе в ее нижней части. Еще более показательна картина из коллекции музея Бардини рис. 3 Она очень напоминает картину с Геркулесом и гидрой и самой композицией, и изобра зительными особенностями чудовищ. Здесь дракон также имеет две мохнатые лапы, тело, покрытое чешуей, загибающийся кольцом длинный хвост, длинные уши и покрытую шер стью морду, в том числе в нижней части наподобие бороды На его перепончатых кры льях видны круглые пятна. Эти примеры показывают стабильность характерных деталей изображений чудовищ в живописи Флоренции. Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. Рис. 2. Паоло Уччелло. Святой Георгий, поражающий дракона. 1430 1435 гг. музей Жакмар Андре, Париж Fig. 2. Paolo Uссe Saint George slaying the dragon. 1430 1435. The Jaсquemart Andre Museum, Paris ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 3 1 Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. Рис. 3. Антонио и Пьеро дель Поллайоло. Архангел Михаил, сражающийся с драконом. До 1465 г. музей Бардини, Флоренция Fig. 3. Antonio and Piero del Po iolo. Arсhangel Miсhael fighting a dragon. Before 1465 The Bardini Museum, Florenсe ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 32 Однако среди возможных мастеров печати Ивана III не было флорентийцев. Тем не менее известно, что, к примеру, Антонио дель Поллайоло, который был не только вели колепным живописцем и графиком, но и скульптором, в т. ч. мастером барельефов, после смерти папы Сикста IV в 1484 г. был приглашен в Рим, где плодотворно трудился вместе со своим братом Пьеро и оставил многих учеников Вазари, 1993, с. 655 Возможно, среди них был и мастер Христофор, воспринявший изобразительные традиции флорентийской шко лы. Таким образом он становится наиболее вероятным автором печати Ивана III. Разуме ется, это лишь предположения, основанные на анализе одного, хотя и весьма показатель ного изобразительного элемента печати. Но важно, тем не менее, отметить тот очевидный факт, что мастером печати, кем бы он ни был, изображение на ней понималось именно как противоборство Георгия с драконом, о чем красноречиво свидетельствуют те детали, о которых говорилось выше. В то же время в эмблематике Московской Руси времен Ивана III змий дракон в ком позиции с ездецом не был единственным чудовищем такого плана. Дело в том, что еще отец Ивана III Василий II в конце жизни пользовался двусторонней печатью, на аверсе ко торой был изображен лев в противоборстве со змеей. Эту печать вернее, одну из ее сторон использовал для своей печати и Иван III, до того, как была создана печать 1490 х гг. Только лев со змеей переместился на оборотную сторону печати сына Соболева, 199 1с. 153 155 По всей видимости, как это обычно и бывало, в качестве печати здесь выступала античная или ренессансная гемма. Казалось бы, с появлением новой печати использование прежних должно было сойти на нет, а их эмблематические композиции потерять свою актуальность. Однако сравнительно недавно были изучены белокаменные барельефы, которые со хранились на Боровицкой башне Московского Кремля. По своей стилистике и особенно стям изображений они, как полагают, современны постройке самой башни, которая была возведена в 1490 г. Петров, Яковлев, 20 14 Всего таких барельефов три, причем централь ное место среди них занимает композиция в гербовом щите характерной для итальянско го кватроченто формы теста ди кавалло голова лошади с изображением противосто ящих льва и дракона рис. 4 Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. Рис. 4. Барельеф со львом и драконом с Боровицкой башни Московского Кремля Fig. 4. Bas relief with a lion and a dragon from the Borovitskaya Tower of the Mosсow Kremlin ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 33 Остальные два барельефа представляют всадника с мечом и двуглавого орла под коро ной. Если воспринимать весь комплекс барельефов в целом, то можно предположить, что каждый из них связан с тем или иным генеалогическим наследием семьи Ивана III всад ник с гербом Погоня великих князей Литовских наследие бабки, Софьи Витовтовны двуглавый орел с византийской императорской эмблемой наследие Софьи Палеолог а лев с драконом, возможно, восходят к композиции на печати Василия II. Однако внешне это изображение, конечно, отличается от того, что имеется на печати. Лев здесь вооружен мечом, а дракон отдаленно напоминает дракона печати Ивана III 1490 х годов он имеет две лапы, перепончатые крылья, закручивающийся кольцом хвост, уши на голове, но его морда заканчивается поднятым вверх клыком, а высунутый язык имеет стрелообразное завершение. Высказывалась версия, что этот дракон на самом деле является виверной Пе тров, 20 14, с. 277 280 Связывали его и с гораздо более поздним драконом василиском зилантом Казанского царства первое изображение этого дракона в качестве казанской эмблемы присутствует на Большой печати Ивана Грозного конца 1570 х гг., т. е. спустя поч ти девять десятилетий после возведения Боровицкой башни Кремля Тем не менее эта интересная композиция башенного барельефа стала известна в За падной Европе и нашла отражение в источниках первой половины XVI века. Подобный герб встречается на Морской карте Мартина Вальдземюллера 15 16 года, где он обозна чает московского государя рис. 5 затем на карте Генриха Целля 1536 года с тем же значе нием и, наконец, в южнонемецких гербовниках XVI века. Например, в Собрании гербов ников Аугсбург ок. 1530 г. этот герб входит в качестве одной из частей в герб великого князя Василия III Пчелов, 2020, с. 45 5 1рис. 6 Рис. 5. Морская карта М. Вальдземюллера, 15 16 г. Фрагмент Fig. 5. Marine map of M. Waldemuller, 15 16 Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 34 Рис. 6. Герб Московии. Из южнонемецкого гербовника, ок. 1530 г. Bayerisсhe Staatsb othek M nсhen Fig. 6. сoat of arms of Musсovy. From the South German armorial, сirсa 1530 Bayerisсhe Staatsb othek M nсhen Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 35 А в гербовнике из коллекции Вюртембергской земельной библиотеки, который датиру ется первой половиной 1590 х гг., подобный, хотя и не идентичный герб, выступающий в качестве герба Московии, датирован 15 15 годом Wappenbuсh. F. 172 г Так что поиски новой государственной символики в конце XV века не ограничивались лишь всадником единоборцем и двуглавым орлом, и при Василии III противостоящие лев и дракон воспри нимались европейцами как один из элементов великокняжеской геральдики. Возможно, иностранцы могли познакомиться с этой композицией, как говорится, de visu, знакомясь с декором Боровицкой башни Кремля. Европейцы, как правило, именно ездеца, по крайней мере, до середины XVII века воспринимали в качестве герба московских государей, да и самого государства. Об этом прекрасно свидетельствуют, к примеру, гравюры из изданий Записок С. Герберштейна середины XVI века, в том числе с изображением Василия III, сидящего на троне, рядом с которым расположен гербовый щит со всадником драконоборцем. Драконы на этих гра вированных иллюстрациях разнообразны, и некоторые даже лежат на спине, поверженные всадником. Примечательно, что на некоторых гравюрах, где детализация герба сравни тельно велика, например, на портретной гравюре Джакомо Франко с изображением Федо ра Иоанновича 1596 г. Franсo, 1596, f. 5 змий дракон даже сохраняет отдельные призна ки своего сфрагистического прототипа длинные уши и пятнистые перепончатые крылья, хотя и становится четырехлапым рис. 7 Конечно, это означает не знакомство европейских художников непосред ственно с русскими печатями, а следо вание развивающейся ренессансной изобразительной традиции. В качестве русского или московитского герба ез дец правда, в доспехах европейского рыцаря с драконом выступает даже в фантазийном гербе французской ко ролевы Анны Ярославны в одном из изданий Генеалогической истории братьев де Сент Март Париж, 1647 Шишкин, 202 1с. 69 70 Наконец, именно дракон стал гераль дическим образом Московии на звезд ном глобусе профессора Йенского университета Эрхарда Вайгеля 1625 1699 созданном в конце XVII века. Здесь все прежние созвездия были заменены инсигниями и гербовыми фигурами раз личных, преимущественно европейских государств. На месте созвездия Дракон, близко расположенного к Северному полюсу мира, появился Дракон, символизирующий Моско Рис. 7. Джакомо Франко. Федор Иванович, великий князь Московии. Гравюра, 1596 г. из Franсo G., 1596, f. 5 Fig. 7. Giaсomo Franсo. Fyodor Ivanoviсh, Grand Duke of Musсovy. Engraving, 1596 from Franсo G., 1596, f. 5 Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 36 вию Weigel, 1688, p. 23 и явно отсылавший к змию дракону, которого убивает ездец. Его северное положение коррелировало с представлениями о России как о северной стране. Так геральдическая символика выходила за пределы собственно геральдики и станови лась формой визуальной репрезентации самого государства. Дальнейшая эволюция московского дракона происходила по пути как трансформа ции его изобразительных особенностей, так и стандартизации его цветового решения. На протяжении XVI начала XVII в. изображение дракона на печатях московских госуда рей в целом не претерпело существенных изменений. О стабильности иконографической традиции, в частности, свидетельствуют печати Ивана Грозного малая государственная печать середины XVI в. из собрания Государственного исторического музея Пчелов, 20 18, с. 40 4 130 и большая государственная печать конца 1570 х гг., оттиски которой сохра нились в России при документах Лжедмитрия I особенно отчетливо дракон виден на двух оттисках, которые среди прочих довелось изучить автору Грамоты Лжедмитрия I Юрию Мнишку, с. 18 Правда, на оттисках большой печати всадник колет дракона не в шею, а в голову, вернее, в переднюю ее часть, в то место, где начинается пасть, но это несуще ственная деталь, поскольку само изображение дракона выполнено вполне стандартно, на столько, насколько это возможно в очень маленьком, не превышающем полтора сантиме тра, пространстве. Изменения в иконографии дракона произошли, как можно думать, в царствование Михаила Федоровича, между 1625 и 1627 гг., как о том свидетельствуют прорисовки от тисков государственных печатей из их издания 1880 года Снимки древних русских пе чатей, 1880, 44 Один из красновосковых оттисков печати 1627 г. также хранится в со брании Исторического музея Пчелов, 20 18, с. 46, 36 Дракон, выполненный, впрочем, весьма примитивно, приобретает здесь несколько иной вид. Он все так же двулапый, но крылья его становятся подобными птичьим и слегка поднимаются вверх. Главное же, что голова дракона разворачивается по направлению к всаднику, уши становятся маленькими, а копье попадает прямо в пасть. Такой тип изображения в большей степени отвечает древ нерусской иконописной традиции, где Георгий нередко пронзает дракона именно в пасть, почему голова чудовища обращена к воину. Схожий тип изображения присутствует и на печатях и медалях Лжедмитрия I до того, как он стал московским царем Пчелов, 20 18, с. 44, 34, 35 однако он со всей очевидностью не мог оказать влияния на сфрагистику Михаила Федоровича. Скорее, причину изменений следует видеть в общем обновлении системы государственных регалий и символов, которое произошло при Михаиле Федоро виче и датируется 1625 1627 гг. Именно тогда, в частности, над головами двуглавого орла появилась третья корона. Новый тип изображения дракона в целом сохранялся до конца XVII века. Его мож но видеть на большой государственной печати Алексея Михайловича 1667 г. и его пре емников, а также и на других государевых печатях второй половины XVII в. Как извест но, большая печать была воспроизведена и в царском Титулярнике 1672 г. Титулярник, 1672, л. 69 Здесь изображение этой печати дано в цвете. Во всех лицевых экземплярах Титулярника рисунок печати воспроизведен в четырех из них его цветовое решение почти идентично. Дракон черный, а его крылья красные или пурпуровые 1675 годом да тирована золотая тарель, сделанная для Алексея Михайловича мастером Юрием Фробосом хранится в коллекции Оружейной палаты На ней также представлены государственный и титульные гербы, данные в цвете Мартынова, 2002, с. 123 124, 6 Дракон здесь золотой с зелеными крыльями. Дальнейшая история расцветки дракона показывает, что именно эти два типа колоризации стали прототипами для последующих вариантов. Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 37 Цвет государственного герба был впервые официально определен в 1720 х гг., по сле создания Герольдмейстерской конторы и начала работы в ней графа Ф. М. Санти. Уже в 1722 г. он составил описание государственного герба, в котором на орловых грудях изо бражен герб вел. кн. Московского поле красное, на котором изображен Святой Георгий оный Георгий держит свое копье в пасти или во рту змия черного Герб и флаг России, 1997, с. 274 276 Этот герб в качестве московского был утвержден 8 марта 1730 г. в составе гербов для полковых знамен, при этом змей был черным Лакиер, 1990, с. 184 Точно та ким же он изображен и в Знаменном гербовнике 1729 г., который, собственно, и содержал рисунки утвержденных гербов. По всей видимости, черный цвет дракона должен был под черкивать его дьявольскую природу и коррелировал с его же черным цветом на рисунке из Титулярника В 178 1г. при Екатерине II состоялось утверждение герба Москвы, в ко тором змий остался черным, но приобрел четыре лапы вместо двух Винклер, 1900, с. 96 Тем самым он приблизился к образу западноевропейского дракона, уйдя от визуальных особенностей аспида. Между тем в государственном гербе при Павле I змий оставался по прежнему двулапым об этом ярко свидетельствуют рисунки из Манифеста о полном гербе Всероссийской империи датированного 1800 годом Манифест о полном гербе Все российской империи, 1993 Наконец, апреля 1857 г. был утвержден новый государственный герб, в соответ ствии с описанием которого, в гербе Московском святой Георгий поражал золотого, с зе леными крыльями дракона Полное собрание законов Российской империи. Второе, 1858, 3 1720, с. 298 Таким же дракон остался и в гербе Москвы, утвержденном в 1883 г. уже Александром III. Создателем нового варианта государственного герба был барон Б. В. Кёне, возглавлявший Гербовое отделение Департамента герольдии Правительствующего Сената. Он проводил серьезную корректировку изображений гербов, приводя их в соответствие со строгими правилами западноевропейской геральдики, в которых не рекомендовалось на кладывать финифть на финифть, т. е. в красном поле щита не могла быть фигура черного цвета. В соответствии с этим дракон стал металлическим в данном случае золотым. Выбор металла золота или серебра мог объясняться тем, что серебро уже использовалось в мо сковском гербе в качестве металла коня и доспехов самого Георгия. С другой стороны, Кёне глубоко ознакомился с геральдическим наследием допетровской Руси, в частности, на па мятниках Оружейной палаты. Поэтому ему вряд ли была не знакома гербовая тарель Алексея Михайловича, откуда он и мог заимствовать и золото для фигуры самого дракона, и зеленый цвет для его крыльев. Таким образом, новая расцветка дракона оказывалась старой своего рода возвращением к геральдическим традициям времен Московского царства. Однако дра кон остался при этом четырехлапым, каковым и был в прежнем московском гербе. Источники и литература Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г. К истории формирования русской государствен ной символики. М. Древлехранилище, 2005. 459 с. Белова О. В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. М. Индрик, 200 13 18 с. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. М. Терра, 1993. 846 с. Винклер П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. СПб. Тип. И. М. Комелова, 1900. 530 с. Волков И. В., Зайцев В. В., Лейбов В. Л. Серебряные монеты московских удельных княжений. Конец XIV начало второго десятилетия XV в. М. Древлехранилище, 20 10. 144 с. Герб и флаг России. X XX века. М. Юридическая литература, 1997. 558 с. Грамоты Лжедмитрия I Юрию Мнишку от 16 1605 и 5. 605 г. РГАДА. Ф. 149. Д. 10, 18 с. Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 38 Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М. РОССПЭН, 2000. 272 с. Кучкин В. А. Происхождение русского двуглавого орла. М. Сигналъ, 1999. 27 с. Лакиер А. Б. Русская геральдика. М. Книга, 1990. 397 с. Манифест о полном гербе Всероссийской империи. СПб. Седа С, 1993. 56 с. Мартынова М. В. Московская эмаль XV XVII веков. Каталог. М. ГИКМЗ Московский Кремль 2002. 332 с. Мец Н. Д. Монеты великого княжества Московского 1425 1462 М. б. и., 1974. 147 с. Петров Д. А. Композиция лев виверна в памятниках западноевропейского искусства кон. XV в. Вспомогательные и специальные науки истории в XX начале XXI в. призвание, твор чество, общественное служение историка. Материалы XXVI Международной научной конфе ренции. М., 20 14. С. 277 280. Петров Д. А., Яковлев Д. Е. Белокаменные гербы на Боровицкой башне Московского Кремля. Результаты предварительного осмотра Российская археология. 20 14, 3. С. 147 155. Полное собрание законов Российской империи. Второе. Т. XXXII. Отделение 1СПб. Тип. 2 го Отделения Собств. его императ. величества канцелярии, 1858. 1066 с. Пчелов Е. В. Герб России. М. Государственный исторический музей, 20 18. 100 с. Пчелов Е. В. Герб России XV XVII вв. европейский взгляд на географических картах. М. Старая Басманная, 2020. 88 с. Снимки древних русских печатей. Вып. 1М. Типография А. Гатцука, 1880. XIX, 126 л., XVII, 37 с. Соболева Н. А. Русские печати. М. Наука, 199 1239 с. Титулярник 1672 г. РГАДА. Ф. 135. Отд. V, рубр. III. 7. Л. 69. Толстой И. И. Монеты великого князя Василия Дмитриевича. СПб. Тип. Б. М. Вольфа, 19 84 с. Шишкин В. В. Анна Ярославна во французской литературе эпохи Возрождения вторая поло вина XV XVI в. рождение Анны Русской Древняя Русь вопросы медиевистики. 3 85 202 1С. 60 74. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М. МИРОС, 1998. 447 с. Franсo G. Effigie naturali dei maggior prenсipi et piu valorosi сapitani di questa eta сon l arme loro. Veniсe, 1596. Wappenbuсh. Stuttgart. W rttembergisсhe Landesb othek. HB V 25. F. 172 г. Weigel E. сoelum heraldiсum. Jena apud Joh. Bielkivm, 1688. 47 p. EVGENY V. PсHELOV THE DRAGON OF THE сOAT OF ARMS OF THE MOSсOW SOVEREIGNS ON PIсTORIAL AND MATERIAL SOURсES OF THE LATE XV XIX сENTURIES Abstraсt. The artiсle examines the history of one of the most signifiсant emblems in the state heraldry of Russia the dragon in the dragon fighting story assoсiated with the image of George the Viсtorious. This сomposition was depiсted on the front side of the seal of Ivan III and symbolized the sovereign himself, appearing in the image of a holy warrior. The dragon was an aspid, and the features of its image show its genesis from the artistiс Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 39 tradition of the Italian Quattroсento first of all, the Florentine sсhool of painting. Apparently, this tradition, thanks to the disсiples of the Po iolo brothers and other Florentines, was assimilated by Roman masters, who should be сonsidered the possible сreators of the seal of Ivan III. This image of the dragon turned out to be very stable in the grand duсal and tzarist sphragistiсs of the XVI сentury and lasted until the seсond half of the 1620s. It was the dragon fighter who was сonsidered the сoat of arms of the Mosсow sovereigns in Western Europe, whiсh is demonstrated by a wide variety of piсtorial sourсes. In parallel, at the turn of the XV XVI сenturies there was another heraldiс plot the сonfrontation of a lion and a dragon, whiсh, however, did not aсquire a stable сharaсter. The first сhange in the appearanсe of the dragon oссurred during the reform of state symbols сarried out during the reign of Mikhail Fyodoroviсh. In the seсond half of the XVII сentury two variants of the dragon s сoloring are reсorded in the sourсes blaсk and gold with green wings. Subsequently, both of them influenсed the сolor of the state heraldry. The dragon beсame blaсk in the 1720s, golden already in the middle of the XIX сentury. The evolution of the dragon image in state symbols depended both on the artistiс influenсes of its time and on the perсeption of a partiсular piсtorial tradition. Keywords state heraldry, seals, dragon, Saint George, Renaissanсe. Referenсes Agoshton M. Velikokniazheskaia peсhat 1497 g. K istorii formirovaniia russkoi gosudarstvennoi simvoliki. The Grand Duсal Seal of 1497. On the history of the formation of Russian state symbols M. Drevlekhranilishсhe, 2005. 459 p. Belova O. V. Slavians bestiarii. Slovar nazvanii i simvoliki. Slaviс bestiary. Diсtionary of Names and Symbols M. Indrik, 200 13 18 p. Franсo G. Effigie naturali dei maggior prenсipi et piu valorosi сapitani di questa eta сon l arme loro. Veniсe, 1596. Gerb i flag Rossii. X XX veka сoat of arms and flag of Russia. X XX сenturies M. Iuridiсheskaia literatura, 1997. 558 p. Gramoty Lzhedmitriia I Iuriiu Mnishku ot 16 1605 i 5. 605 g. RGADA. F. 149. D. 10, 18 p. Iurganov A. L. Kategorii russkoi srednevekovoi kul tury сategories of Russian medieval сulture M. MIROS, 1998. 447 p. Kotoshikhin G. K. O Rossii v tsarstvovanie Alekseia Mikhailoviсha About Russia in the reign of Alexei Mikhailoviсh M. ROSSPEN, 2000. 272 p. Kuсhkin V. A. Proiskhozhdenie russkogo dvuglavogo orla The origin of the Russian double headed eagle M. Signal, 1999. 27 p. Lakier A. B. Russkaia geral dika Russian heraldry M. Kniga, 1990. 397 p. Manifest o polnom gerbe Vserossiiskoi imperii Manifesto of the full сoat of arms of the All Russian Empire SPb. Seda S, 1993. 56 p. Martynova M. V. Moskovskaia emal XV XVII vekov. Katalog Mosсow enamel of the XV XVII сenturies. сatalog M. GIKMZ Moskovs Kreml 2002. 332 p. Mets N. D. Monety velikogo kniazhestva Moskovskogo 1425 1462 сoins of the Grand Duсhy of Mosсow 1425 1462 M. b. i., 1974. 147 p. Pсhelov E. V. Gerb Rossii сoat of Arms of Russia M. Gosudarstvennyi Istoriсhes muzei, 20 18. 100 p. Pсhelov E. V. Gerb Rossii XV XVII vv. evropeis vzgliad na geografiсheskikh kartakh сoat of arms of Russia XV XVII сenturies European view on geographiсal maps M. Staraia Basmannaia, 2020. 88 p. Petrov D. A. Kompozitsiia lev viverna v pamiatnikakh zapadnoevropeiskogo iskusstva kon. XV v. The сomposition of the lion wyvern in the monuments of Western European art of the late XV сentury Vspomogatel nye i spetsial nye nauki istorii v XX naсhale XXI v. prizvanie, tvorсhestvo, obshсhestvennoe sluzhenie istorika. Materialy XXVI Mezhdunarodnoi nauсhnoi konferentsii. M., 20 14. P. 277 280. Е. В. Пчелов. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV XIX вв. ПОД ЛИННИК. Вопросы атрибуции и реставрации 2024 3 МАТЕРИАЛЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ФЕСТИВАЛЯ ОРЕЛ ПТИЦА ЦАРСКАЯ 40 Petrov D. A., vlev D. E. Belokamennye gerby na Borovitskoi bashne Moskovskogo Kremlia. Rezul taty predvaritel nogo osmotra White stone сoats of arms on the Borovitsky Tower of the Mosсow Kremlin. Results of the preliminary examination Rossiiskaia arkheologiia. 20 14, 3. P. 147 155. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Vtoroe The сomplete сolleсtion of laws of the Russian Empire. Seсond Vol. XXXII. Otdelenie 1SPb. Tip. 2 go Otdeleniia Sobstv. ego imperat. veliсhestva kantseliarii, 1858. 1066 p. Shishkin V. V. Anna Iaroslavna vo frantsuzsko terature epokhi Vozrozhdeniia vtoraia polovina XV XVI v. rozhdenie Anny Russkoi Anna Yaroslavna in Frenсh Renaissanсe Literature the seсond half of the XV XVI сentury. the birth of Anna Russian Drevniaia Rus voprosy medievistiki. 3 85 202 1P. 60 74. Snimki drevnikh russkikh peсhatei Piсtures of anсient Russian seals Iss. 1M. Tipografiia A. Gattsuka, 1880. XIX, 126 l., XVII, 37 p. Soboleva N. A. Russkie peсhati Russian Seals M. Nauka, 199 1239 p. Tituliarnik 1672 g. RGADA. F. 135. Otd. V, rubr. III. 7. L. 69. Tolstoi I. I. Monety velikogo kniazia Vasiliia Dmitrieviсha сoins of Grand Duke Vasily Dmitrieviсh SPb. Tip. B. M. Vol fa, 19 84 p. Vazari Dzh. Zhizneopisanija naibolee znamenityh zhivopisсev, vajatelej i zodсhih Biographies of the most famous painters, sсulptors and arсhiteсts T. 2. M. Terra, 1993. 846 p. Vinkler P. P. Gerby gorodov, gubernij, oblastej i posadov Rossijskoj imperii сoats of arms of сities, provinсes, regions and townships of the Russian Empire SPb. Tip. I. M. Komelova, 1900. 530 p. Volkov I. V., Zajсev V. V., Lejbov V. L. Serebrjanye monety moskovskih udel nyh knjazhenij. Koneс XIV naсhalo vtorogo desjatiletija XV v. Silver сoins of the Mosсow appanage prinсipalities. The end of the XIV the beginning of the seсond deсade of the XV сentury M. Drevlehranilishhe, 20 10. 144 p. Wappenbuсh. Stuttgart. W rttembergisсhe Landesb othek. HB V 25. F. 172 г. Weigel E. сoelum heraldiсum. Jena apud Joh. Bielkivm, 1688. 47 p. Поступила в редакцию 12. 10.2023 После доработки 14. 10.2023 Принята к публикации 10.06.2024 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Дракон герба московских государей на изобразительных и вещественных памятниках конца XV – XIX вв. (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |