| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Прочие темы по геральдике › : Закутнов О.И. Формирование единой государственной политики в геральдической сфере / 2013 | ||
Закутнов О.И.
Формирование единой государственной политики в геральдической сфереБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: 934Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 1). С. 265-273 Аннотация: Обосновывается мысль о том, что на современном этапе является актуальным изучение правовых основ современной российской геральдики, заложенных в федеральных конституционных законах, установивших государственные символы Российской Федерации (флаг, герб, гимн), их описание и порядок официального использования.В статье ставиться задача исследование проблемы создания единой символики статусных знаков, присущих гербам, в зависимости от государственного ранга их (т.е. гербов) носителей. Об авторе публикации/статьи: Закутнов Олег Игоревич (Астрахань) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Закутнова О.И.
в библиотеке найдено еще 8 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 51093 знаков (с пробелами)
Культурное наследие полиэтнического региона 265 ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Закутнов Олег Игоревич, кандидат исторических наук, доцент Астраханский государственный университет 4 14056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E mail zakutnov oleg mail.ru Обосновывается мысль о том, что на современном этапе является актуальным изучение правовых основ современной российской геральдики, заложенных в федеральных конституци онных законах, установивших государственные символы Российской Федерации флаг, герб, гимн их описание и порядок официального использования.В статье ставиться задача исследо вание проблемы создания единой символики статусных знаков, присущих гербам, в зависимо сти от государственного ранга их т гербов носителей. Ключевые слова герб, флаг, современная символика, геральдическая система, симво лика регионов, территориальная геральдика, муниципальная геральдика FORMATION OF A UNIFORM STATE POLIсY IN HERALDIс SPHERE Zakutnov Oleg I., Ph History Assoсiate Professor Astrakhan State University 20а Tatishсhev st., Astrakhan, 4 14056, Russia E mail zakutnov oleg mail.ru Культурное наследие полиэтнического региона 266 The idea that at the present stage studying of legal bases of the modern Russian heraldry inсorporated in federal сonstitutional laws is aсtual, established the state symbols of the Russian Federation a flag, the arms, a hymn their desсription and the order of offiсial use is proved.In artiсle to be put the task researсh of a problem of сreation of uniform symboliсs статусных the marks inherent in the arms, depending on state their rank i the arms сarriers. Keywords the arms, a flag, modern symboliсs, heraldiс system, symboliсs of regions, territorial heraldry, muniсipal heraldry Современная символика регионов следствие как развития федеральных отно шений, так и дезинтеграционных процессов на территории России. Неслучайно лиде рами в создании собственной символики выступили республики, в которых эта дея тельность стала результатом развития национального самосознания титульных наро дов и националистических движений 3, с. 35 Территориальная геральдика у нас уже не просто введена в обиход, а существует и является субъектом права в соответствующих законах закреплено, что субъекты могут иметь свои флаги и гербы. Кроме того, в последнем законе о муниципальных образова ниях есть статья, закрепляющая за ними право иметь государственные гербы и флаги, которые должны быть составлены в соответствии с геральдическими правилами. Субъектам федерации, которые наделены обширными полномочиями, иметь герб и флаг просто необходимо. Они ведут внешнеэкономическую деятельность, пе реговоры, при которых им необходимо пользоваться своей символикой, потому что они не могут пользоваться символикой РФ это прерогатива только федеральных органов власти. Другое дело муниципальные образования, у них таких полномочий нет. Они могут не иметь свои гербы и флаги, никакого ущерба от этого не будет 4 Современная территориальная и муниципальная геральдика сегодня переживает этап бурного роста и становления. В России, начиная с эпохи Петра I, герботворчество жестко контролировалось государством, которое рассматривало любую символику как часть символики всего государства, будь то общегосударственные флаг и герб или гербы губерний, городов или дворянских родов, которые утверждались верховной властью, поэтому вся ге ральдическая система XVIII XX вв. имела унифицированный характер. Государственное устройство Российской империи централизованного госу дарства не позволило появиться развитой территориальной геральдике система губерний не способствовала этому процессу, так как губернии были образованиями равными в политическом отношении перед центральным правительством и не имели под собою каких либо исторических корней а только административные учрежде ния Вся же геральдическая реформа Александра II, имевшая своей целью упорядо чивание территориальной геральдики, создала схему различия региональных гербов от уровня губернии до заштатных городов и привела их в единую схему 5 Современное положение территориальной геральдики в РФ также требует при ведения геральдических норм в данном вопросе в единую систему. Проблема в од ном, какова должна быть система различительных знаков, которые могут быть при своены гербам разного уровня. Здесь можно взять за образец опыт, как дореволюци онной России, так и Европы. В 1992 г. была создана Государственная геральдическая служба Российской Фе дерации. В июле 1994 г. указом Президента России была восстановлена Государст венная герольдия в составе президентской администрации, которая меняла название и сейчас называется Геральдическим советом при президенте Российской Федерации действующим на основании Указа Президента Российской Федерации от 29.06. 1999 856 в редакции Указов Президента Российской Федерации от 25.06.2004 799 и от 26.08.2004 2 1Геральдический совет является центральным органом гераль дической администрации, основными задачами которого является проведение единой государственной политики в области геральдики и ведение Государственного ге ральдического регистра обеспечение общего подхода к созданию и использованию всех видов геральдических знаков, который обеспечивал бы, с одной стороны, строй Культурное наследие полиэтнического региона 267 ность и логичность системы официальных символов, с другой стороны, предотвра щение дублирований, нарушения основных исторических традиций и международ ных требований геральдической практики. Руководителем государственным герольдмейстером был поставлен замести тель директора Государственного Эрмитажа Г Вилинбахов. Создана довольно разветвленная геральдическая сеть, практически во всех си ловых структурах от Министерства обороны до МВД. Эта сеть помогает разбирать ся с вопросами, которые связаны с геральдикой соответствующих ведомств. Также в каждом из президентских представительств заместитель, курирующий данные во просы 7 Герольдия проводит экспертизу всех геральдических знаков страны и их регист рацию, т ведет Государственный геральдический регистр, куда соответствующие знаки вносятся после рекомендаций Совета. Гербы, флаги и иные знаки государст венной символики поступают на экспертизу. После ряда исследований совет выносит решение о том, соответствует или нет представленный герб правилам геральдики, и в случае несоответствия рекомендуются конкретные изменения. Геральдический совет в своих решениях и заключениях геральдической экспер тизы руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, ак тами о Совете, нормами местного ведомственного и субъектов Российской Федера ции законодательства, если таковые имеются и применимы к конкретным случаям. Единость государственной политики в области геральдики обеспечивается со блюдением норм законодательства о геральдике и неустановленных законодательных методических подходов, основанных на соблюдении исторических традиций и меж дународных обычаев в области геральдики. Распространение методических требова ний производится Советом посредством издания методических рекомендаций по от дельным вопросам и представления заключений геральдических экспертиз 14 Безусловно, что эти меры направлены на урегулирование данной сферы, но все таки они не решают главной проблемы, а лишь борются с ее последствиями. Отсутствие законодательной базы не дает возможности опротестовать гераль дически неграмотные решения или как то препятствовать применению геральдиче ски некорректных гербов и эмблем. Например, ряд областей используют гербы с гу бернской атрибутикой Курская, Вологодская, Нижегородская и т В Рязани, где городской Совет игнорирует неоднократные рекомендации комиссии привести описание герба в его Уставе в соответствие с утвержденным этим же Советом постановлением 1994 г., не говоря уже о соблюдении всех норм блазонирования 1 Принятие символики в регионах свелось к двум упрощенным вариантам. В пер вом случае так поступали практически все республики сначала ведется подготовка проектов символики. Затем принимается закон, который подписывает глава региона. После этого символика направляется в герольдию для внесения в регистр. При этом герольдия может дать отрицательный отзыв, и тогда уже принятая символика как бы повисает в воздухе, так как требуется ее изменить, после чего она вносится в регистр. Предпочтительнее второй вариант символика на начальном этапе обсуждается с ге рольдией и принимается только при ее положительном отзыве так в последнее время поступают те регионы, которые отстали от основной массы в принятии символики Основные решения и заключения Геральдического совета при Президенте Рос сийской Федерации принимаются на заседаниях Совета. Документы, поступающие в Совет, рассматриваются в течение месяца со дня их по ступления. Заключения заседаний Совета по вопросам конкретных заявителей направля ются заявителям в течение 30 рабочих дней по окончании заседания Совета. Свидетельства о регистрации знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации направляются владельцам в течение 30 дней с момента регистрации 14 В 1994 г., когда герольдия была только образована, президентская администра ция оказала на нее давление, чтобы внести в регистр гербы и флаги всех республик, Культурное наследие полиэтнического региона 268 несмотря на то, что в них были многочисленные нарушения правил геральдики, как в текстах законов, так и в самих изображениях. В большинстве гербов форма щита не имеет традиционной геральдической формы, а стороны флага составляют соотношение 12, а не 2 3, как у флага России флаг Чувашии вообще имеет пропорции 5 8, Чечни 7 что недопустимо, так как флаги России и субъектов Федерации оказываются несоразмерными. Претензии к пропорциям флага герольдия кроме большинства республик имеет также к Влади мирской, Курганской областям, Коми Пермяцкому и Ханты Мансийскому АО. Над писи в пределах щитов наличествуют в гербах Башкирии, Дагестана, Ингушетии. Тувы и других регионов. По настоянию герольдии соотношение сторон флага были вынуждены изменить Республика Алтай, Коми, Кабардино Балкария убрала надпись с герба и внесла изображение на щит геральдической формы Бурятия. Замечания к гербам и флагам у герольдии есть не только к республикам, но и ко многим другим регионам. Герольдия стремится к тому, чтобы в регионах, имеющих исторический герб, он был восстановлен с наименьшими изменениями. Существовавшая до революции система внешних обрамлений гербового щита различные земельные короны, дубовые листья, венки и т где различные админи стративно территориальным единицам империи соответствовали собственные атри буты, которые и использовались при составлении гербов, в условиях федерации не может быть использована. Герольдия пытается разработать новую систему знаков различия, но пока регион выкручивается из этой ситуации сам. Многие регионы просто восстановили исторический герб с императорской короной, который не был внесен в геральдический регистр, поэтому некоторые стали утверждать, что исполь зуется не императорская корона, а какая нибудь другая либо просто корона, напри мер, желтого цвета, как в гербе Оренбургской области Другие регионы Кировская, Курганская, Пензенская и другие области вообще отказались от корон, третьи при думали свои короны княжеская или великокняжеская в гербах Рязанской, Смолен ской, Пермской областей, стилизованная из орнаментов северных народов на гербах Тюменской области и Ханты Мансийского АО На гербе Ивановской области ис пользована железная корона с герба Владимира таким образом подчеркивается, что Ивановская область раньше входила в состав Владимирской губернии в Саратов ской области в тексте закона о гербе также отказались от короны, однако на всех изображениях герба имеется стилизованное изображение все той же короны из дубо вых листьев, обрамляющих герб области. Но необычнее всех поступили в Вологод ской области, где корону просто внесли в пределы щита. В некоторых регионах по пытались заменить корону другими атрибутами в Брянской и Тамбовской областях вместо нее поместили серп и молот, в Ульяновской шестерню, колос и чайку ко торые также не вызвали одобрения у герольдии 6 В основе герба Астраханской области лежит герб Астраханской губернии. Од нако путь достижения конечного результата был достаточно сложным. Идея воссоз дания исторической территориальной символики возникла не сразу. Поначалу, в XVI в., лишь центры ранее независимых государств были удостое ны права иметь геральдические эмблемы. В их числе была и Астрахань. Невозможно решить, каков был первоначальный вариант астраханского герба, поскольку в XVI в. их было два один отражен на большой государственной печати Ивана Грозного и представляет собой изображение волка в короне, обращенного влево в геральдиче ском смысле с надписью вокруг печать царства Астороханского другой сохранил ся на астраханской печати XVI в. и изображает саблю под короной острием влево. П. П. фон Винклер изучил генезис гербов городов, губерний и посадов Россий ской империи и пришел к выводу, что впервые в XVI в. Астрахань была удостоена иметь геральдические эмблемы 2 В XVI в. создается символика Астраханского края. После присоединения Аст раханского ханства к России в 1556 году, Астрахань становится одной из погранич ных крепостей Российского государства, охранявших устье Волги. Обнаженная саб Культурное наследие полиэтнического региона 269 ля, замененная впоследствии мечом, символизировала охрану короны, охрану пору бежных земель на южной окраине страны. Восточный меч говорил, откуда исходила опасность для России и против каких врагов он направлен. Астраханская шапка, или корона, венчающая герб, была сделана для царя Михаила Федоровича первого представителя династии Романовых в 1627 г. Шапка символизировала, что территория Астраханского ханства не являлась испокон веков русской, а была присоединена к Русскому государству в определенное время. Голубой цвет поля говорит об территориально географической особенности области ее расположении в нижнем течении реки Волги 9 Несмотря на то что, герб Астраханской губернии был утвержден 8 декабря 1856 г., он не был отменен. В середине 1960 х гг. проводился конкурс по всему Со ветскому Союзу и, в том числе, в Астрахани на разработку нового символа Астраха ни, который был объявлен в газете Волга 1967 8, с. 3 История сохранила точную дату утверждения герба Астраханской губернии 8 декабря 1856 г. В то время герб губернии представлял собой изображение золотой короны с пятью дугами и зеленой подкладкой на лазуревом щите. На этом же щите изображался серебряный восточный меч с золотой рукоятью, острым концом вправо. Щит увенчался Императорской короной в окружении золотых дубовых листьев, со единенных Андреевской лентой. Каким будет символ Астраханской области в начале наступившего века, решала Комиссия при главе администрации области, состоящая из историков, художников, краеведов. В ходе работы над эскизами герба комиссия рассматривала многие проек ты с изображением лотоса, чилима, нефтяной вышки, осетров. Среди них были очень красивые, с изображением лотосов и осетров. Но геральдика, как пояснила за меститель главы администрации области Ирина Родненко, представляет собой скорее точную науку, чем сферу приложения усилий художников. Основной частью герба области должен быть герб города, являющегося ее административным центром 12, с. 5 Геральдическая комиссия при Президенте Российской Федерации эти проекты отклонила. Для обсуждения предлагались два варианта герба. Их и рассматривали на очередном заседании комиссии областного Представительного Собрания бюджет ная и по законности Герб Астраханской области представляет геральдический щит, на голубом поле которого золотая корона, состоящая из обруча с пятью листовидных зубцами и зо лотой митры, скрепленной четырьмя дугами. Митра увенчана золотым шаром с кре стом. Под короной серебренный с золотой рукоятью восточный меч острием впра во. Щит увенчан царски венцом так называемой Астраханской шапкой. Представленный флаг и герб приняты Государственной думой Астраханской области 13 декабря 200 1г. Постановлением Государственной думы Астраханской области 469. Утверждены А Гужвиным Главой Администрации Астраханской области Губернатором 19. 12.200 1г. Официальное описание герба Астрахани согласно решению городского Совета города Астрахани от 2 104. 1998 76 О внесении изменений и дополнений в Поло жение О гербе города Астрахани утвержденного решением 15 сессии 2 1созыва Астраханского городского Совета народных депутатов от 24.06. 1993 Герб города Астрахани представляет собой корону особого вида над восточным мечом в лазоре вом смесь кобальта и ультрамарина гербовом щите. Геральдическое описание гла сит В лазоревом щите золотая, подобная королевской, корона с пятью видимыми листовидными зубцами с жемчужинами на украшенном самоцветами обруче с пятью видимыми дужками, из которых средняя украшена самоцветами, а боковые жемчу гом, и с зеленой подкладкой над серебряным восточным мечом с золотой рукоятью, обращенном острием вправо. Геральдическая правая сторона располагается слева от зрителя 10 Важно, чтобы не было нарушения действующего законодательства о государст венных символах. В геральдических знаках не должны использоваться государствен Культурное наследие полиэтнического региона 270 ные символы. Государственный флаг не может использоваться в качестве геральдиче ской основы для территориальных флагов. Например, некоторые территории для просто ты брали бело сине красный флаг и прикрепляли к нему изображение своего герба. Необходимо систематизировать правила составления гербов, чтобы раз и навсе гда решить вопрос о правильных и неправильных территориальных гербах. Решение о короне найдено в Ивановской области в качестве венца над щитом использована уникальная железная корона с головы исторического львиного лео парда губернского владимирского герба. Такая корона играла значительную роль в наследии региона, львиная доля которого входила ранее во Владимирскую губернию корона железная также соответствовала по своим геральдическим характеристикам статусу региона. Регионы, не имеющие подобных исторических корон, могут по аналогии пользо ваться единственной земельной короной из числа установленных в России не имеющие формально титульного значения это корона из гербовника Миниха 1730 г. с острыми зубцами, из которых средний украшен листовидным элементом. Императорские короны недопустимы в гербах регионов, кроме Москвы и Санкт Петербурга. В силу исторически сложившихся гербоведческих норм императорская корона в гербе города обозначает не претензию на статус империи и не полное подчинение центральной власти как в случае с земельным гербом но права имму нитета т непосредственное подчинение центру вкупе с широкими собственными правами администрирования что строго согласуется с положением обоих городов в Российской Федерации Указ 1857 г. предусмотрел внесение императорской короны в гербы столиц, шапки Мономаха в городские гербы исторических столиц древнерусских великих княжеств, шапки Казанской в герб Казани, шапки Астраханской в герб Астраха ни. Эти нормы могут быть прямо применяемы сегодня. Прочие установления Указа 1857 г. в отношении корон неприменимы к сегодняшнему административному поло жению регионов и муниципалитетов. Таким образом, весьма насущным представляется введение государственным федеральным актом новой системы башенных и иных муниципальных корон, отра жающих сложившиеся на сегодня административные реалии и основанной, прежде всего, на развитии и дополнении системы Кёне 1857 г Пока же приходится обхо диться без башенных корон, равно как и без корон для районов. Нашлемник есть такой же индивидуальный элемент герба, как и щит не являет ся статусным знаком и теоретически может быть придан любому гербу. Но, во первых, помещение в составе герба нашлемника, согласно российской традиции, не возможно без внесения в этот герб шлема, а любой шлем является статусным знаком и в этом случае возникает трудноразрешимый вопрос какой тип шлема уместен в том или ином территориальном гербе во вторых, нельзя не учитывать, что для ис тории российской территориальной геральдики шлемы и нашлемники весьма нети пичны. Это аргументы против употребления нашлемников. С другой стороны, верхний герб вызывает в сегодняшней самодеятельной российской геральдике немалый интерес, и в принципе нет строго гербоведческих причин не идти этой ини циативе навстречу 6, с. 10 Велика и историческая роль нашлемников в геральдическом оформлении дер жавности. Наконец, нашлемники, соотносящиеся с некоторыми старинными земель ными гербами, мы находим в родовых гербах Рюриковичей. Согласно Конституции России, каждый субъект, а, следовательно, и его герб имеет государственный статус, может быть вполне приемлемым отражением персо нификации народовластия в государственных институтах региона, а равно их един ства в местной системе власти. Переходя от государственной региональной симво лики к символике муниципальной, нельзя не упомянуть уникальный прецедент подтверждение в российской юрисдикции в 1730 г., при апробации Гербовника Миниха старинного нашлемника, вкупе со шлемом, в городском гербе Ревеля этот Культурное наследие полиэтнического региона 27 1 прекрасный геральдический памятник пришел в российскую геральдику извне и се годня снова находится за ее пределами, но это не дает основания игнорировать след, оставленный им в истории гербового законодательства России В то же время в гербах административных районов, входящих в субъекты Феде рации и не имеющих муниципального статуса, нашлемники, шлемы и прочие эле менты при шлеме как символизирующие присутствие собственной головы полно ты самоуправления совершенно неуместны 6, с. 15 Таким образом, попытки унифицировать российскую геральдику имеют давнюю историю 1сборник правил, составленный графом Ф Санти и утраченный после его ареста 2 трактат Л Талызина, благосклонно незамеченный императрицей 3 разработки И Булычева, увенчавшиеся малоизвестным изданием и не во зымевшие официальных последствий 4 реформа, предложенная Б Кёне и отчасти удостоенная высочайшего ут верждения, проводивший ее указ оставался в поной силе более полувека. Появление единого, эффективно прилагаемого свода правил должно было от крыть новую, золотую эру российской геральдики, но этого не произошло и бессис темность стала сегодня настоящим бичом геральдической практики в России. Территориальный герб, являясь особым признаком того или иного администра тивного образования, должен сохранять определенную неизменность. В то же время, являясь символом живого будь то город или область, герб может подвергаться из менениям и дополнениям, отражающим жизнь и историю носителя этого герба, а сама корректировка должна базироваться на исторической и национальной традици ях и производиться на основе использования непреложных и общепринятых законов геральдики как науки. Многие субъекты Федерации закрепили в своих нормативных правовых актах описания гербов и флагов, не согласующиеся с правилами описания гербов и флагов, формы щитов, что неприемлемо в официальных документах. Кроме этого, в законах субъектов Федерации допущены нормативно правовые нарушения, которые следует устранить в самом ближайшем времени. Эти нарушения касаются использования изображения герба субъекта на печатях и штампах органов местного самоуправле ния, на бланках органов самоуправления, на удостоверениях депутатов муниципаль ных представительных органов местного самоуправления и др. 13, с. 45 Предпринятые попытки по регулированию сферы региональной символики, в общем, и территориальной геральдики в частности, носят до настоящего момента лишь половинчатый характер. Такое благое начинание как создание геральдического совета, без совершенствования правовой базы просто сводит на нет всю его работу. Необходимо учитывать указы Президента о нормативных правовых актах субъ ектов российской Федерации, касающихся сферы геральдики, отраженных в феде ральных конституционных законах и являющихся правовыми основами современной Российской геральдики. Список литературы 1Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика в России теория и практика дис. д ра истор. наук Г. В. Вилинбахов. СПб., 2003. 105 с. 2. Винклер П. П. фон Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской импе рии П. П. фон Винклер. М. Планета, 1990. 307 с. 3. Государственный архив современной документации Астраханской области ГАСД АО Ф. 325. Оп. 120. Д. 10. С. 35. 4. ГАСД АО. Ф. 296. Оп. 16. 5. Диунов М. Ю. Концепция развития современной территориальной и муниципальной геральдики М. Ю. Диунов Правовые основы и перспективы территориальной и муници пальной геральдики мат лы Федерального совещания от 6 апреля 1999 года. СПб., 1999. Режим доступа http sovet.geraldika.ru pubs.php 2 дата обращения 26.08.20 12 свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. Культурное наследие полиэтнического региона 272 6. Медведев М. Ю. Территориальные и муниципальные гербы М. Ю. Медведев Ме тодические рекомендации по развитию СПб., 1998. С. 10 15. 7. О Государственной герольдии при Президенте РФ Указ президента от 25 июля 1994 г. 1539. Режим доступа http www.businesspravo.ru Doсum DoсumShow DoсumID 44774.html дата обращения 26.08.20 12 свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. 8. Погребниченко Е. Каким быть гербу города Астрахани Е. Погребниченко Волга. 23. 989. С. 3. 9. Похлебкин В. В. Из истории советской эмблематики Исторический очерк В. В. По хлебкин Вопросы истории. 1978. 3. 102 с. 10. Решение 15 сессии 2 1созыва Астраханского городского Совета народных депутатов О гербе города Астрахани от 24.06. 1993. Режим доступа http old.astrgorod.ru index print.php razd 17.htm дата обращения 16. 12.20 12 свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. Решение городского Совета города Астрахани О внесении изменений и дополнений в Поло жение О гербе города Астрахани от 2 104. 1998. 76. Режим доступа http zakonregion. ru astrahanskaya oblast 2328 1дата обращения 16. 12.20 12 свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. 12. Тренева О. Астраханская Шапка увенчает герб области О. Тренева Комсомолец Каспия. 10 августа 200 1С. 5. 13. Туник Г. А. Современная российская геральдика как фактор отражения специфики российского государства историко политологический анализ автореф. дис. полит. наук Г. А. Туник. М., 2008. С. 45. 14. URL http sovet.geraldika.ru artiсle 48 1дата обращения 16. 12.20 12 свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. Referenсes 1Vilinbahov G. V. Gosudarstvennaja geral dika v Rossii teorija i praktika dis. d ra istor. nauk G. V. Vilinbahov. SPb, 2003. 105 s. 2. Vinkler P. P. fon Gerby gorodov, gubernij, oblastej i posadov Rossijskoj imperii P. P. fon Vinkler. M. Planeta, 1990. 307 s. 3. Gosudarstvennyj arhiv sovremennoj dokumentaсii Astrahanskoj oblasti GASD AO F. 325. Op. 120. D. 10. S. 35. 4. GASD AO. F. 296. Op. 16. 5. Diunov M. Ju. Konсepсija razvitija sovremennoj territorial noj i muniсipal noj geral diki M. Ju. Diunov Pravovye osnovy i perspektivy territorial noj i muniсipal noj geral diki mat ly Federal nogo soveshhanija ot 6 aprelja 1999 goda. SPb., 1999. Rezhim dostupa http sovet.geraldika.ru pubs.php2 data obrashhenija 26.08.20 12 svobodnyj. Zagl. s jekrana. Jaz. rus. 6. Medvedev M. Ju. Territorial nye i muniсipal nye gerby M. Ju. Medvedev Metodiсheskie rekomendaсii po razvitiju SPb., 1998. S. 10 15. 7. O Gosudarstvennoj gerol dii pri Prezidente RF Ukaz prezidenta ot 25 ijulja 1994 g. 1539. Rezhim dostupa http www.businesspravo.ru Doсum DoсumShow DoсumID 44774.html data obrashhenija 26.08.20 12 svobodnyj. Zagl. s jekrana. Jaz. rus. 8. Pogrebniсhenko E. Kakim byt gerbu goroda Astrahani E. Pogrebniсhenko Volga. 23. 989. S. 3. 9. Pohlebkin V. V. Iz istorii sovetskoj jemblematiki Istoriсheskij oсherk V. V. Pohlebkin Voprosy istorii. 1978. 3. 102 s. 10. Reshenie 15 sessii 2 1sozyva Astrahanskogo gorodskogo Soveta narodnyh deputatov O gerbe goroda Astrahani ot 24.06. 1993. Rezhim dostupa http old.astrgorod.ru index print.phprazd 17.htm data obrashhenija 16. 12.20 12 svobodnyj. Zagl. s jekrana. Jaz. rus. Reshenie gorodskogo Soveta goroda Astrahani O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Polozhenie O gerbe goroda Astrahani ot 2 104. 1998. 76. Rezhim dostupa http zakon region.ru astrahanskayaoblast 2328 1data obrashhenija 16. 12.20 12 svobodnyj. Zagl. s jekrana. Jaz. rus. 12. Treneva O. Astrahanskaja Shapka uvenсhaet gerb oblasti O. Treneva Komso eс Kaspija. 10 avgusta 200 1S. 5. 13. Tunik G. A. Sovremennaja rossijskaja geral dika kak faktor otrazhenija speсifiki rossijskogo gosudarstva istoriko politologiсheskij analiz avtoref. dis. polit. nauk G. A. Tunik. M., 2008. S. 45. 14. URL http sovet.geraldika.ru artiсle 48 1data obrashhenija 16. 12.20 12 svobodnyj. Zagl. s jekrana. Jaz. rus. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Закутнов О.И. Формирование единой государственной политики в геральдической сфере (2013)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |