О древних «предках» двуглавого орла: вместо послесловия
// Сим победиши (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 489-493
Аннотация: В местечке Аладжа-Хююк в центральной части Турции среди руин древнего хеттского города, названия которого мы не знаем, стоят городские ворота, известные сегодня как Ворота сфинксов (XIII в. до н. э.). По обе стороны от проема расположены фигуры фантастических существ. На рельефе около одного из сфинксов распростер крылья двуглавый орел. В когтях у него животные, которых иногда интерпретируют как зайцев (возможно, это просто прозаическая добыча крылатого хищника), а сверху виден подол длинного одеяния и фрагмент ноги в обуви с загнутым вверх носком, наподобие современной турецкой туфли. Около другого сфинкса тоже была изображена какая-то фигура, но уже на спине быка.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 17420 знаков (с пробелами)
О древних предках двуглавого орла
Вместо послесловия
М. М. Дандамаева
По видимому, из Сирии эта черта была заимство
вана в искусство Месопотамии. Тешуб стоит на
двух антропоморфных персонажах, символизиру
ющих горы, его жена на пантере, как и их сын. Две
богини, возможно дочери Тешуба и Хепат, делят
в качестве пьедестала уже знакомого нам двугла
вого орла ил. 2 Каждая из них поставила ножку
в типичном для хеттов башмачке с загнутым но
ском на одно из распростертых крыльев птицы.
Возвращаясь к фрагменту антропоморфного изо
бражения на Воротах сфинксов в Аладжа Хююке,
можно предположить, что на орле, по видимому,
тоже стояла богиня. На примере рельефов из Язы
лыкая видно, что богини изображаются в длинном
одеянии, в то время как мужские божества обыч
но в коротком. Вероятно, орел использовался как
пьедестал или транспортное средство для жен
ских божеств. Двуглавый орел сам по себе, а не
как подножие для богинь, нередко встречается
и в хеттской глиптике, причем наряду с одногла
вым орлом.
Набор животных символов богов у хеттов
весьма обычен для большинства древних религий,
это лев или пантера, бык, орел. Непривычно толь
ко то, что орел бывает двуглавым. Откуда у него
две головы
Хетты это индоевропейский народ, при
шедший на территорию Малой Азии, вероятно,
на рубеже третьего второго тысячелетий до н. э.
В XVIII веке до н. э. они создали могущественное
государство, в середине второго тысячелетия Хет
тскому царству противостоял лишь Египет и в ка
кой то степени Вавилон. Когда хетты появились
в Малой Азии, история цивилизации там насчи
тывала уже несколько тысячелетий. Древнейшие
поселения возникли в центральной Анатолии2
в шестом пятом тысячелетиях до н. э. Однако
490 49 1
мы не знаем ни языка, ни самоназваний этих на
родов. С середины третьего тысячелетия до н. э.
центральную и юго восточную Анатолию населял
народ хаттов, они ассимилировались с появив
шимися на этих землях хеттами, которые, как это
обычно бывало на протяжении всей древней исто
рии, многое заимствовали из культуры покорен
ного народа. Именно там, в дохеттской Анатолии,
надо искать истоки образа двуглавого орла.
Мифологические существа, объединяю
щие черты различных животных или животных
и человека, встречаются в большинстве древ
них религий. Непостижимым образом их формы
связаны с менталитетом придумавших их наро
дов. Особенно богата такими монстрами была
Месопотамия, в искусстве которой процветали
человеко быки и человеко львы, полурыбы по
лулюди, полурыбы полукозлы, люди скорпионы,
скорпионо козлы и еще множество удивительных
существ. Среди них была шумерская птица Анзу,
изображавшаяся в виде львиноголового орла
с распростертыми крыльями ил. 3 которую
нередко но вряд ли обоснованно считают пред
ком хеттского двуглавого орла. Однако при всей
неукротимости фантазии шумеров, ассирийцев
и вавилонян в их искусстве нет существ с двумя
головами3. Нет их и у хурритов, знаменитых раз
нообразием причудливых образов. Зато они с глу
бокой древности были характерны именно для
Малой Азии, земли, где поселились впоследствии
хетты. Идолы с двумя головами встречаются
среди памятников шестого тысячелетия до н. э.
из древнейшего в Анатолии поселения рядом
с Чатал Хююком ил. 4 и третьего тысячелетия
до н. э. из Каппадокии ил. 5 Один из самых ярких
примеров двуглавого существа фигурный сосуд
в виде двуглавой утки, найденный недалеко от Бо
газкёя ил. 6 Вероятно, он относится уже к хетт
скому времени, но подобные сосуды встречаются
и в более ранние эпохи.
Изображения собственно двуглавого орла
тоже известны в Анатолии до хеттов. В начале
второго тысячелетия до н. э. около современного
Кюль тепе в Каппадокии возникла колония ас
сирийских купцов Каниш. Здесь были найдены
тысячи клинописных табличек, дающих представ
ление о жизни этого процветающего торгового го
рода. Сохранились и памятники искусства, прежде
всего керамика и глиптика. Каниш, как и вся Ма
лая Азия, был плавильным котлом различных
художественных традиций. В изделиях из Каниша
вавилонские, ассирийские, сирийские черты соединились
с местными анатолийскими. На цилин
дрических и штемпельных печатях нередко красу
ется двуглавый орел. Он безмятежно соседствовал
в искусстве Каниша с обычным одноглавым орлом,
весьма популярным и в искусстве Месопотамии.
Такие же печати встречаются в так называемую
эпоху ассирийских колоний и в центральной Ана
толии ил. 7
Ил. 1Изображение двуглавого орла на Воротах
сфинксов. Аладжа Хююк, Турция. XIII в. до н. э.
Ил. 2. Две богини на двуглавом орле.
Фрагмент наскального рельефа в Язылыкая, Турция.
XIII в. до н. э. Прорисовка. Воспр. по сharito D.
The Funсtion of the Double Headed Eagle at Yazilikaya.
A Senior thesis submitted in partial fulfi ent
of the requirements for the degree of Baсhelor of Arts
in arсhaeologiсal studies. University
of Wisсonsin La сrosse, 2008. Fig. 6
Ил. 3. Персонаж шумерской и ассиро вавилонской
мифологии птица Анзу Воспр. по Blaсk J., Green A.
Gods, Demons and Symbols of Anсient Mesopotamia.
An Illustrated Diсtionary Il. by T. Riсkards. London
The British Museum Press, 1998. P. 97
Каниш был покинут в XVIII веке до н. э.,
возможно в связи с распространением хеттов, но
двуглавые орлы надолго пережили город и нашли
новую жизнь в искусстве хеттов.
Мы не знаем, какой смысл вкладывали ана
толийские мастера в изображения двуглавых
существ, как не знаем и значения монстров
придуманных другими народами. Письменные
источники никогда не содержат объяснений та
ким вещам. Надо думать, что общая идея, которую
древние вкладывали в эти образы, была связана
с их сверхъестественной силой и могуществом.
Хеттская держава перестала существовать
в XII веке до н. э., причины ее падения обычно
связывают с нашествием так называемых наро
дов моря. Однако традиции искусства хеттов не
погибли, они оставили след в великих памятни
ках искусства ассирийских столиц. Сами хеттские
города были покинуты жителями, которые ушли
в юго восточную Анатолию и северную Сирию.
Там возникли небольшие царства с арамееязычным
населением, которые часто называют
новохеттскими. Жители этих государств были, по
всей видимости, семитского происхождения, но
в архитектурных памятниках мы узнаем знакомые
хеттские черты, в частности двуглавых монстров,
таких как человек с двумя львиными головами из
Гузаны совр. Тель Халаф ил. 8 Среди памятни
ков известен и каменный дверной косяк из города
Хама в северной Сирии, на котором изображен
двуглавый орел, служащий постаментом для сце
ны пира4.
В конце VIII века до н. э. новохеттские цар
ства были завоеваны Ассирией и исчезли с исто
рической арены. Памятники последующих веков
практически неизвестны, однако появление дву
главого орла в искусстве образовавшегося в Малой
Азии византийского государства вряд ли могло
Ил. 4. Двуглавое божество. Чатал Хююк, Турция.
6 е тыс. до н. э. Воспр. по The Museum of Anatolian
сivilizations. The Guide Book. P. 30. Fig. 28
Ил. 5. Двуглавый идол. Каппадокия, Турция.
Начало 3 го тыс. до н. э. Воспр. по The Museum
of Anatolian сivilizations. The Guide Book. P. 87. Fig. 12 1
492 493
быть случайностью. Уже из Византии этот образ
перелетел к Сасанидам, для которых, несмотря на
постоянное военное и политическое противосто
яние с Византией, был характерен интенсивный
культурный обмен с нею, а со временем и в Рос
сию, где он нашел самое яркое в своей истории
воплощение.
История человечества едина, хотя далеко не
всегда преемственность между культурами раз
личных народов так очевидна, как на этом при
мере, когда мы можем проследить происхождение
гордого двуглавого орла от скромной двуглавой
птички, созданной несколько тысяч лет назад не
известным нам народом. Символично, что этот
пришедший к нам из глубокой древности образ
так тесно связан с судьбой Георгия Вадимовича
Вилинбахова, который более тридцати лет руко
водит единой в своем многообразии эрмитажной
наукой. 1Хурриты народ, пришедший в конце третьего тысяче
летия с севера возможно, из Закавказья и основавший
на территории современной Сирии государство Митан
ни. Хурриты оказали огромное влияние на искусство
хеттов, так, например, боги в Язылыкая имеют много
общего с хурритским пантеоном, в частности главная
богиня Хепат названа хурритским, а не хеттским име
нем.
2 Анатолией Восточной страной Малую Азию называ
ли греки, этот термин укоренился в современной науке,
существует термин анатолийский стиль в искусстве.
3 Единичные изображения двуглавого орла, которые
иногда все таки встречаются в искусстве Месопотамии,
в частности в Вавилоне в эпоху правления касситов,
были, по всей видимости, наоборот, хеттским заим
ствованием. Можно найти изображения двуглавого
орла и в глиптике ареала Эгейского моря, относящейся
к середине второго тысячелетия до н. э., которые тоже,
вероятно, пришли сюда из хеттско хурритского искус
ства.
4 см. Ingho H. The Danish Exсavations at Hama on the
Orontes Ameriсa ournal of Arсhaeology. 1942. N 46 4 Fig. 10.
Ил. 8. Плита с рельефом, изображающим
двуглавого человека льва. Тель Халаф. IX в. до н. э.
Музей Передней Азии, Берлин. Воспр. по
Oppenheim M. F. von. Der Tell Halaf. Eine neue Kultur
im ltesten Mesopotamien. Leipzig, 193 1Taf. 33a
Ил. 6. Сосуд в форме двуглавой утки.
Богазкей, Турция. Середина 2 го тыс. до н. э.
Воспр. по The Museum of Anatolian сivilizations.
The Guide Book. P. 128. Fig. 20 1
Ил. 7. Штемпельная печать
с изображением двуглавого орла.
Богазкей, Турция. Начало 2 го тыс. до н. э.
Воспр. по сharito D. The Funсtion
of the Double Headed Eagle at Yazilikaya.
A Senior thesis submitted in partial
fulfi ent of the requirements for the
degree of Baсhelor of Arts in arсhaeologiсal
studies. University of Wisсonsin La сrosse,
2008. Fig. 4
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
О древних «предках» двуглавого орла: вместо послесловия (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|