| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Петракова А.Е. Редкий краснофигурный скифос из мастерской Мастера Йены в собрании Эрмитажа | ||||||
Петракова А.Е.
Редкий краснофигурный скифос из мастерской Мастера Йены в собрании Эрмитажа// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 437-455 Аннотация: В собрании Государственного Эрмитажа хранится краснофигурный скифос с инв. № ГР-229 (Б.2646), ранее не публиковавшийся в статьях или каталогах, тем не менее представляющий собой весьма интересное и достойное публикации произведение искусства. Подобные скифосы, нарядно украшенные и без декора, использовались в античном мире в качестве чаш для питья вина, наряду с киликами и канфарами. Характерные цвет глины и росписи (выполненной так называемым «черным лаком»), особенности формы и декора выдают в нем изделие аттических вазописцев. Об авторе публикации/статьи: Петракова А.Е. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 123663 знаков (с пробелами)
Редкий краснофигурный скифос из мастерской Мастера Йены в собрании Эрмитажа А. Е. Петракова В верхней части вместилище нашего скифоса украшено пояском с орнаментом в виде ов от лат. яйцо в данном случае выглядят как усеченные сверху овалы между которыми нарисованы точ ки. Поясок прерывается в тех местах, где к туло ву скифоса крепятся две горизонтальные ручки ил. 1в, г Под орнаментальным пояском на обеих сторонах размещена композиция из трех фигур в центре стоит одетая в длинный подпоясанный хитон Ника, она обращена вправо, по сторонам от нее видим двух обнаженных юношей. Тела юношей представлены в три четверти, головы в профиль стоят они, слегка выдвинув вперед одну ногу. На обеих сторонах скифоса ил. 1а, б Ника представлена в полный профиль, чуть согнутая правая рука вытянута на уровне плеча вперед и вверх, к лицу стоящего справа от нее юноши, чуть согнутые указательный палец и мизинец направ лены вперед, остальные пальцы прижаты к ладони. Левая рука согнута в локте и выдвинута вперед на уровне талии, на стороне А кисть ориентиро вана ладонью вниз, пальцы чуть согнуты ил. 1а на стороне Б пальцы левой кисти расположены так же, как и у правой ил. 1б Крылья отведены за спину на стороне Б они занимают чуть мень ше места из за другой позы левого юноши, кроме того, его локоть частично перекрывает низ левого крыла Ники на богине длинный хитон, скрыва ющий тело, за исключением ступней, рук и шеи. Хитон подпоясан таким образом, что над пояском образуется легкий напуск, край же ткани ложится прихотливыми ступенчатыми складками поверх бедер. Вся поверхность хитона покрыта многочис ленными параллельно расположенными склад ками прямыми поверх левой ноги и между ног, 437 439 Ил. 1Краснофигурный скифос, инв. ГР 229 а сторона А, б сторона Б, в ручка А Б, г ручка Б А поверх правого бедра и изгибающимися поверх правой ноги и поверх тела выше пояса В верхней части крыльев повторяется узор из двух точек, да лее следует один ряд точек, под которым два ряда перьев, прорисованных по контуру в основной ча сти крыльев перья переданы условно, при помощи ряда параллельно расположенных длинных линий. Позы юношей на сторонах А и Б отличаются больше, чем позы Ник. На стороне А у левого юно ши правая рука согнута в локте и поднята вверх, в руке стригиль скребок, при помощи которого атлеты чистят тело после спортивных упражне ний на песке7 прямая левая рука расслабленно опущена вниз. У правого юноши правая рука чуть согнута в локте, кисть помещена на правое бедро, стригиль он держит в согнутой в локте левой руке. Получается, в позах этих юношей присутствует не значительный элемент зеркальности. На стороне Б зеркальность выражена гораздо ярче тела у обо их юношей развернуты в три четверти в сторону от Ники, головы же представлены в профиль, они оба будто оборачиваются назад, глядя на богиню. Оба юноши положили кисть одной руки на бедро левый левую, правый правую а вторая рука опущена вниз вдоль тела. В отличие от стороны А, никаких атрибутов или предметов в руках у них нет. На обеих сторонах у всех персонажей тща тельно и подробно прорисованы черты лица, му скулы и внутренние контуры тел, контуры пальцев на руках и ногах, у Ник перья в крыльях и склад ки на одеждах, а также контур уха у юношей уши не нарисованы Все это выполнено достаточно тонкими, слегка рельефными линиями черного лака8. Пояса у Ник, а также двойные вертикаль ные линии на их хитонах, идущие вдоль правой стороны тел от плеча, по бедру и до щиколотки, выполнены более широкими черными полоска ми. Кудрявые волосы у всех персонажей длинные, собранные в хвостик на затылке у Ники, короткие у юношей нарисованы толстыми волнистыми ли ниями разбавленного лака коричневого цвета, эти Ил. 2. Скифос, инв. ГР 229 а рисунок профиля, автор А. Г. Букина б фотография со стороны донца Ил. 3. Прорисовка предварительного рисунка на сторонах А и Б скифоса инв. ГР 229, автор А. Г. Букина а б в г 438 а б 440 44 1 линии расположены на значительном расстоянии друг от друга. Поверх волос у всех юношей кроме правого на стороне Б при помощи широкой поло сы белой краской нарисованы головные повязки. На обеих сторонах при помощи ряда белых точек пять видны на стороне А, шесть на стороне Б передано ожерелье на шеях у Ник на стороне Б также сохранилась аналогичная точка сережка на стороне А в этом месте утрата а на стороне Б две таких точки нарисованы на верхней части крыла. Под ручками и по сторонам от них скифос украшен сложными композициями из пальметт, спиралевидных завитков и листиков ил. 1в, г Крупные спиралевидные завитки заходят в поле росписи с фигурами настолько, что руки и ноги юношей перекрывают их. Под фигурами и орна ментами вместилище скифоса опоясывают две полоски в цвете глины, низ вместилища и кольце видный поддон черные. Донце снаружи оставле но в цвете глины, в центре расположена большая черная точка, вокруг нее проведены две пары кон центрических кругов меньшие широкой и узкой линией, бо льшие узкой и широкой ил. 2 б На скифосе хорошо виден предварительный рисунок9, он лучше заметен в тех местах, где впо следствии исполнены фигуры ил. 3 а, б но также он прослеживается и в орнаментальных элемен тах под ручками. В исследованиях аттической рас писной керамики последних десятилетий его изу чению уделяют все большее внимание, поскольку он является не менее характерным атрибуцион ным признаком, чем готовая роспись 10. К настоящему моменту выяснить точное время и источник поступления скифоса в собра ние музея не удалось. Наиболее ранним полным каталогом античных глиняных ваз в собрании Эрмитажа является опубликованный в 1869 году двухтомник Die Vasen Sammlung der Kaiserliсhen Eremitage за авторством первого хранителя гре ческих и римских древностей в I Отделении Эрми тажа Лудольфа Стефани. В каталоге вазы описаны по новейшим для того времени стандартам 12 по мимо номеров указано также расположение в за лах музея, в которых экспозиция хорошо соответ ствовала идеологии эпохи 13. В каталог вошли вазы, поступившие из коллекций Дж. А. Пиццати 14, Дж. П. Кампана 15 и А. Г. Лаваль 16, несколько сосу дов, ставших дипломатическим подарком, а так же вазы из раскопок на юге России, поступившие, соответственно, до 1869 года 17. Каталог Л. Стефа ни, действительно, является полным каталогом эрмитажного вазового собрания до означенной даты. В нем описаны и сосуды без росписей, и фрагменты. Интересующего нас скифоса в этом каталоге нет. Наиболее ранние документы, в которых ски фос обнаруживается, относятся к 19 10 м годам. В первом томе рукописной Описи ваз Отдела ан тичного мира, Б. 14509 хранящейся в Отде ле античного мира Государственного Эрмитажа, скифос числится в разделе Список античным вазам, поступившим после 1869 г. 18. Запись вы глядит следующим образом К ф. аттич. скифос II п оловина V в. на это место приходится круглое отверстие, пробитое в странице для соедине ния листов, поэтому хорошо читается только пер вая часть датировки Ника перед двумя нагими юношами 19, также указан размер 19,5 соот ветствует высоте нашего скифоса в сантиметрах и номера 2646, 229 соответствуют нынешним номерам с литерами Б и ГР Также в описи можно наблюдать перемены топографии пер воначально записано Зал XV, 27 потом цифра 27 перечеркнута и заменена на 47 в графе, где положено писать время и источник поступле ния, значится Неизв. происх Указанная опись содержит ссылки на топографию залов, которые в эти годы менялись20 под руководством Оска ра Фердинандовича Вальдгауэра2 1поскольку, по его мнению, старая экспозиция, которой со ответствовал каталог Л. Стефани, идеологически устарела22. В первый путеводитель по залам расписных ваз Императорского Эрмитажа опубликован ный О. Ф. Вальдгауэром в 1906 году23, наш скифос не попал. По мнению Вальдгауэра старый ката лог греческих ваз составленный академиком Л. Стефани имевший для своего времени высо кое научное значение, для нашего времени со вершенно устарел и потому более непригоден 24. Задачей путеводителя 1906 года, по заявлению ав тора, было создание краткой истории греческой вазовой живописи по имеющимся в Эрмитаже об разцам различных эпох мыслился он путево дителем не для специалистов ведь для послед них О. Ф. Вальдгауэр выражал надежду в скором времени представить составляемый нами новый полный каталог собрания 25. Полного каталога в итоге не получилось, но в 19 14 году О. Ф. Вальдгауэр опубликовал вто рое, исправленное и дополненное издание своего путеводителя каталога26. В нем у ваз появились номера в издании 1906 года их не было, а узнать конкретные экспонаты можно лишь по описани ям которые соответствуют золотым номерам на черных овальных наклейках, до сих пор со хранившихся на ряде ваз в собрании Эрмитажа. Однако, поскольку до окончания работ по орга низации коллекции Краткое Описание должно иметь характер путеводителя оно идет не по но мерам, а по месту нахождения ваз т. е. по залам 27. В разделе зал XV в в итрине 47. Аттические вазы средины и второй половины V в. до Р. Х. среди прочего на полке 3 числится 837. Скифос. а. и б. Ника и юноша 28. Номер 837 зо лотом на черной овальной наклейке сохранился на вазе его можно видеть на стороне А под ногами у Ники ил. 1а Запись о скифосе сделана мелким шрифтом, а, как говорит О. Вальдгауэр, в преди словии мелким шрифтом напечатано описание менее важных памятников Заметим, что имен но в зале XV, витрине 47 числится этот скифос и в Описи ваз Стало быть, мы можем утвер ждать, что к 19 14 году он уже находился в экспо зиции, получается, в Эрмитаж он попал не ранее 1869 года и не позднее начала 19 10 х. В это время ваз в музей попадало много, но источники были очень разными небольшие частные коллекции древностей, вроде тех, что попали от С. Веркови ча29, собрания именно античной расписной ке рамики вроде 24 ваз от вдовы А. А. Абазы30, ма териалы из раскопок на юге России, регулярно поступавшие через Императорскую археологиче скую комиссию, единичные поступления покуп ки или подарки В отсутствие записей о времени и источнике поступлений нашего скифоса в музей ных документах вопрос этот требует дальнейших исследований. На описной карточке на экспонат, хранящейся в ОАМ, помимо прочего написано, что в Книге поступлений ваза имеет номер 5806. Меж тем, во Входящей Книге Отделения Греко Рим ских Древностей I го Отделения Императорского Эрмитажа, том I, 1883 1893 гг., инв. 18 0 номера с 4768 по 7895 числятся как предметы коллекции греческих и римских древностей, происходящих с юга России, из Константинопо ля, Греции и Италии приобретенной у Юлиуса Лемме из Одессы за 35 000 рублей 3 1Речь идет о 3 128 предметах, среди которых 5 1террако товая ваза Это же число ваз фигурирует в деле о покупке коллекции Лемме, хранящемся в Ар хиве Государственного Эрмитажа32. Из дела нам известно, что купец 1й гильдии Юлиус Христи анович Лемме 33 согласился привезти всю свою коллекцию в Санкт Петербург34, что 15 марта 1893 года Их Величество изволил осмотреть в Эрмитаже Коллекцию Керченских Древностей Лемме 35, после чего было принято решение о по купке. К сожалению, во всех документах речь идет об общем количестве предметов из того или иного материала подробного же списка с хоть каким то минимальным описанием каждого найти к на стоящему моменту не удалось. Соответственно, ни подтвердить, ни опровергнуть запись на Опис ной карточке и в Книге поступлений мы не можем. Также мы не знаем, кто ее сделал. А между тем на протяжении двухсот с лишним лет ведения до кументации в Отделении греко римских древно стей случались разные недоразумения, которые в дальнейшем приводили к ошибкам36. Возможно, в будущем получится найти документы, которые позволят внести ясность в вопрос о провенансе нашего скифоса. Занимая в Отделении греко римских древ ностей Эрмитажа разные посты, О. Ф. Вальдгауэр много сделал для того, чтобы памятники из этого собрания стали известны. В 19 10 е годы он состоял в переписке о чем свидетельствуют имеющиеся в АГЭ письма с британским исследователем Джо ном Дэвидсоном Бизли John Beazley, 1885 1970 который впоследствии стал основоположником методологии атрибуции и системы классифика ции вазописцев37, создававших черно и крас нофигурные вазы в аттических керамических мастерских. Как раз в это время Дж. Бизли зани мался разработкой своего собственного метода изучения расписной керамики Суть методики заключалась в скрупулезном изучении штрихов и композиций в росписях на вазах с тем, чтобы со брать группы таких сосудов, которые, судя по по черку, могли быть расписаны одним художником Для того, чтобы собрать материал для своих ис следований, Бизли стремился посетить как мож но больше европейских и американских вазовых коллекций, в том числе уже знаменитую к тому времени коллекцию Эрмитажа 38. Во время сво их путешествий он делал заметки и зарисовки в записных книжках39, которые сейчас хранятся в Оксфорде, где Бизли был профессором класси ческой археологии и искусства. Среди них есть четыре книжки, в которых он вел записи во время своей поездки в Россию в 19 14 году40. Дж. Бизли, несомненно, видел наш скифос либо держал его в руках непосредственно во время пребывания в музее, либо работал по фотографии, которую ему выслали чуть позже. В собрании Эрмитажа хранятся негативы инв. АНвс 28 15, 28 16 442 443 на которых наш скифос запечатлен в том же виде, в каком он пребывает сейчас ил. 4 Фотосъемка выполнена Иваном Кузьмичем Уховым, работав шим в музее с 1907 по 1933 год. На конверте, в ко тором хранятся негативы, написано, что съемка производилась в феврале 1932 года4 1 Итогом многолетней работы Дж. Бизли стали несколько трудов42, в которых он определил ав торство значительного количества произведений аттической расписной керамики. Эти труды яв ляются основополагающими для всех исследова телей, занимающихся атрибуцией черно и крас нофигурных аттических ваз, к ним были изданы также тома с добавлениями43 по сути, нынешние ученые продолжают развивать и совершенство вать систему, сформированную Бизли. Во втором издании книги про краснофи гурных аттических вазописцев, опубликованном в 1960 е годы, Дж. Бизли вынес суждение об атри буции нашего скифоса упомянув его в разговоре о другой вазе он связал его с работами мастер ской так называемого Мастера Йены The Jena Painter а именно, с теми вазами, которые выпол нены в манере этого вазописца, назвав наш ски фос близким к тому, что хранится в Национальном археологическом музее в Афинах с инв. 134 1СС 1355 44 ил. 5 и предположив, что он, возмож но, выполнен той же рукой 45. Это атрибуционное суждение требует некоторых прояснений в связи с историей изучения работ мастерской Мастера Йены и изменений, происходивших в умах ученых по поводу того, кто из работников этой мастерской какие из имеющихся росписей мог выполнить. В 1853 году при строительстве новых домов в Афинах на улице Гермеса в древ ности часть Керамика, квартала афинских гон чаров были раскопаны остатки керамической мастерской, в которой нашли значительное коли чество фрагментов краснофигурной аттической керамики со стилистически близкими роспися ми46. Они были в основном приобретены Х. В. Тиршем, Л. Преллером и К. В. Гёттлингом 47. Профессор Карл Вильгельм Гёттлинг Karl Wilhelm G t ng, 1793 1869 купил фрагменты для собрания Археологического музея, незадол го до того в 1845 году созданного при Йенском университете48. У меня были некоторые про блемы с таможней, писал он в одном из своих писем, я приобрел за 5 талеров фрагменты ваз из раскопок одного из домов в Афинах, посколь ку среди них были такие, рисунки на которых по казались мне хорошо исполненными, и поскольку мне было интересно приобрести что то из насто ящих аттических горшков да простит мне Бог эту глупость и эти вещи представляют ценность для нашего маленького музея 49. Хотя, судя по ка талогу 1854 года50, в собрании музея были древ неегипетские и античные скульптуры и рельефы кат. 82 достаточно большое количество це лых греческих и южноиталийских ваз кат. 183 245 коллекция терракотовых рельефов и прочие интересные вещи, расписные вазы в коллекции Йенского музея имели происхождение преимуще ственно из раскопок на территории Апеннинского полуострова5 1куда их возили древнегреческие мореплаватели на продажу из Коринфа и Афин. Приобретенные же в 1853 году фрагменты были Ил. 5. Скифос, инв. 134 1из собрания Национального археологического музея в Афинах. Фотографии. Воспроизводится по Worshipping Women, Ritual and Reality in сlassiсal Athens exhibition сatalogue. Athens New York, 2008. сat. 58 из Афин, из раскопок керамической мастерской, что является особой ценностью для исследовате лей не вторично использованные представителя ми других народов изделия аттических гончаров и вазописцев, а предметы, найденные именно в месте их производства и возможность, таким образом, говорить уверенно о продукции мастер ской, изучать незавершенные и бракованные из делия, т. е. в полной мере проследить также и про цесс работы В публикации 1857 года Отто Ян Otto Jahn, 18 13 1869 авторитетный специалист по антич ному искусству и автор ряда трудов о древне греческой вазовой живописи52, включая каталог собрания античных ваз в Мюнхене53, не только подробно описал и воспроизвел несколько фраг ментов из раскопанной в Афинах в 1853 году кера мической мастерской, но и отметил, что по стилю рисунка эти фрагменты мало похожи на те, что находят в этрусских некрополях больше всего они напоминают те, что найдены в Адрии и Пан тикапее 54. Он отметил, что эти росписи, живые, изящные, со множеством деталей, выглядят как связующее звено между аттической краснофигур ной вазописью и работами мастеров Апулии и Лу кании, с их любовью к изображению прихотливых складок, украшений, свободному рисунку55. Несмотря на очевидный интерес и высокую оценку фрагментов К. В. Гёттлингом, обстоятель ства сложились так, что новые приобретения не были подробно описаны или внесены в инвентари музея Йенского университета. В том разделе ката лога 1854 года, где охарактеризована коллекция глиняных ваз, сказано в Афинах, во внутреннем Керамике, найдены 379, 380, а также множество фрагментов, хранящихся в выдвижных ящиках под статуями с Эгины 56. Фрагменты благополуч но лежали в ящиках до того момента, когда сво им присутствием музей Йенского университета почтил упоминавшийся выше основоположник систематизации аттических расписных ваз Джон Бизли. Уже в публикации 1928 года ученый вы сказал мнение о том, что множество фрагмен тов в Йене, хороших и плохих, ранних и поздних, но однородных, похоже, найденных в керамиче ской мастерской, являются работой одного чело века или же мастера и его подчиненных 57. В публикациях 193058 и 193 159 годов Валь тер Халанд Walter Hahland, 190 966 защи тивший в 1928 году диссертацию об аттической вазовой живописи около 400 года до н. э. и специ ализировавшийся на этом вопросе, в частности на творчестве одного из выдающихся аттических вазописцев конца V века до н. э., известного под именем Мастера Мидия The Meidias Painter 60, использовал термин Мастер Йенских чаш der Maler der Jenaer Sсhalen и дал достаточно под робное описание стилистических особенностей росписей этого вазописца. В отличие от других мастеров, последовавших за Мастером Диноса The Dinos Painter 6 1этот вазописец смог из бежать излишеств и дерзостей bersteigerungen und K hnheiten в технике исполнения и в облике фигур он является одним из наиболее строгих хранителей стиля рисования в вазописи рубежа V и IV веков. Его линии плавны, одновременно и спокойны, и энергичны они полны внутренней напряженности, наполняющей росписи жизнью, Ил. 4. Негативы, инв. АНвс 28 15 и АНвс 28 16, на которых запечатлен скифос инв. ГР 229 в феврале 1932 г. Фотограф И. К. Ухов Государственный Эрмитаж 444 445 которую не способны вдохнуть в свои росписи дру гие мастера Постоянство в рисунках этого мастера нельзя переоценить, ведь они были соз даны в эпоху, когда ни один другой художник ва зописец не шел четким и последовательным путем 62. Вероятно, не случайно за Йенскими чашами следует серия более поздних росписей в которых можно наблюдать постепенное пробуж дение Керченского стиля 63. Легко определить круг влияния стиля Йенских чаш и проследить это влияние вплоть до последней четверти IV века. Здесь же мы ограничимся указанием на одну вазу, на которой стиль Мастера Йенских чаш нераздели мо связан с ранним Керченским стилем. Средняя фигура на раннекерченском скифосе в Нью Йорке с инв. 06. 102 8 164 выглядит как сестра сидящей женщины с чаши с Эротом Taf. 22с 65 Углубленно занимавшийся поздними ат тическими краснофигурными вазами IV века до н. э. но не интересовавшийся Мастером Йены специально ученый Карл Шефолд Karl Sсhefold, 1905 1999 тоже отметил влияние Мастера Йены на вазописцев так называемого Керченского сти ля и близкое отношение к одному из вазописцев первой четверти IV века до н. э. Мастеру Герак ла The Herakles Painter 66. Все эти утверждения справедливы, как и то, что уже у В. Халанда имя Мастера Йены звучит рядом с именем упоми навшегося выше Мастера Мидия. К настоящему моменту помимо ваз, которые определяют как расписанные самим Мастером Мидия, существует также обширный корпус памятников, расписан ных его последователями в манере и проч.67 Эти изделия датируют последней четвертью V самым началом IV века до н. э. Наличие сходства в исполнении элементов фигур, складок одежд, частей орнаментов на вазах, связанных с Ма стером Мидия, и на вазах, атрибутируемых ма стерской Мастера Йены, отмечено в ряде случаев и Дж. Бизли68, а в более поздних публикациях иногда даже возникает дискуссия по поводу атри буции конкретных ваз Мастеру Йены или после дователю Мастера Мидия69. Наличие сходных эле ментов в росписях неудивительно с учетом того, что речь идет о мастерских афинского Керамика. Мы можем говорить не только о наличии неко торой преемственности вазописцев мастерской Мастера Йены по отношению к более раннему по колению мастеров, вроде круга Мастера Мидия, но и об их, в свою очередь, влиянии на мастеров следующего поколения, вроде тех же вазописцев IV века до н. э. Вернемся к разговору о Мастере Йены. После О. Яна, К. Гёттлинга, В. Халанда и К. Шефолда се рьезно вазописцем занимался Дж. Бизли. В своих основополагающих трудах об аттических красно фигурных вазописцах ученый вернулся к работе с йенскими фрагментами, о которых кратко выска зался в 1928 году. В книге 1942 года70 он поместил их под заголовком Мастер Йены отказавшись и от предложенного Вальтером Халандом име ни Мастер Йенских чаш поскольку речь шла не только о чашах, но и о других вазовых формах скифосах, гидриях, пеликах. В общей характери стике индивидуальной манеры этого вазописца он отметил, что качество росписей варьируется от изящнейших до убогих the quality varied from fine to wretсhed но предположил, что даже худ шие из них являются работой той же руки, что выполнила и наилучшие 7 1 Во втором издании книги о краснофигурных аттических вазописцах, которое публиковалось в 1960 е годы, Бизли решил ввести понятие Ма стерская Мастера Йены The Jena Workshop раз делив имеющийся материал на несколько групп72 1работы самого Мастера Йены легкие и кра сивые light and pretty рисунки, выполненные тонкими линиями, главными образом, но не ис ключительно, внутри чаш 2 росписи на внеш ней стороне этих чаш, иногда выполненные в том же стиле, что и росписи внутри, но гораздо чаще выполненные в грубом, торопливом rough, hasty стиле, толстыми линиями хотя очень может быть, что рука, тем не менее, та же Мастера Йены Биз ли назвал такие росписи стилем Б style B в при мер привел пелику в Эксетере73 ее оборотную сторону со стандартными фигурами в плащах также речь идет о росписях в медальонах внутри киликов на высокой и низкой ножке 3 стиль С style с близко связанный со стилем Б грубый стиль, характерной чертой которого является ис пользование толстых змеевидных thiсk snake like коричневых полосок streaks для обозначения краев гиматиев в основном на чашах на низкой ножке, некоторые из них исключительно не брежны extremely сareless 4 чаша в Вюрцбур ге инв. 49274 и чаша с изображением Паралоса в Энсеруне75 nos. 18 19 по мнению Дж. Бизли, изображение внутри выполнено самим Мастером Йены, а грубые фигуры на наружной стороне несколько отличаются от трех стилей уже опи санных, хотя невозможно быть уверенным в том, что рука не та же самая 76, того же стиля несколь ко фрагментов в Йене nos. 56 58 5 росписи на внешней стороне двух чаш на низкой ножке nos. 48 49 в другом стиле, который не связан с Мастером Йены но изображение внутри выпол нено Мастером Йены. Как видно, критерии раз деления внутри мастерской на индивидуальные манеры самого вазописца и его соратников весьма смутны, сам ученый сомневается в том, что, на пример, более грубый с толстыми линиями стиль Б это не сам Мастер Йены. Также ряд расписных ваз Бизли выделил в раздел Манера Мастера Йены Manner of the Jena Painter с подразделением на группы 1Ма стер Диомеда The D ed Painter их он охарак теризовал как недурная работа pretty work близкая Мастеру Йены77 к этой же группе при числены вазы похожие на них akin to them близкие near Мастеру Йены 2 группа просто под общим заголовком Манера Мастера Йены в которую попал ряд памятников без коммента риев, две чаши, имеющие отношение related to к Мастеру Йены78, хотя растительный орна мент не тот, что практиковала мастерская Мастера Йены, а тот, что характерен для вазописцев, на ходящихся в сфере влияния мастерской Мастера Мидия sub Meidian а также несколько изделий, аттестованных как грубоватая имитация heavyhanded imitation работ Мастера Йены и похожие на них две чаши на низкой ножке, про которые я не могу сказать, что изображение внутри вы полнено Мастером Йены 79. Несмотря на сомнения по поводу количества сотрудников, речь тем не менее идет о мастерской, выделяемых в ее пределах ярких индивидуально стях и некоем общем стиле, в котором работали ученики по видимому, стиль росписей в целом удовлетворял покупателей, подобно тому, как в более позднее время заказчики вполне доволь ствовались работами мастерских европейских жи вописцев, вроде Рубенса или Кранахов, по стилю соответствовавших стилю мастера В издании 197 1года Дж. Бизли дополнил спи ски ваз мастерской Мастера Йены, атрибутировал еще одну вазу Мастеру Диомеда, при этом выска зав мысль о том, что все таки он может быть тем же самым вазописцем, что и Мастер Йены а так же атрибутировал несколько ваз близко Мастеру Диомеда и Мастеру Йены near the D ed Painter and the Jena Painter 80. Помимо Бизли в 1940 е годы ряд ваз Ма стера Йены был исследован А. Д. Юр A. D. Ure, 1893 1976 которая, правда, занималась изучени ем штампованного декора на поздних аттических краснофигурных киликах в ее публикациях речь шла об изделиях конца V и начала IV века до н. э., атрибутированных разным вазописцам8 1Она от метила, что на ряде йенских чаш имеется штам пованный декор и он сходен, живопись снаружи во всех случаях поспешная и небрежная hasty and negligent Бизли, тем не менее, расценивает эти чаши в качестве некачественной работы poor work самого Мастера Йены 82. В 1994 году Верена Пауль Цинзерлинг Verena Paul Zinserling, р. 1942 ранее работав шая хранителем в Археологическом музее Йен ского университета, опубликовала монографию о Мастере Йены83. Однако исследовательницу интересовали вопросы иконографии росписей, атрибутированных его мастерской и близкой к ней мастерской так называемого Мастера Q The Q Painter 84 а не вопросы атрибуции. Об этом она прямо написала в конце своей книги При последующем исследовании необходимо было бы также обратить внимание на развитие и измене ние форм критически подойти к тому корпусу памятников с фигуративными росписями и орна ментами, который прирос со времен Бизли, более четко определить стилистические особенности, характерные для работ этой мастерской 85. Прошедшая в 1996 году в Йене выставка86, к которой был издан каталог87, способствовала привлечению внимания исследователей к про блеме подробно особенностями атрибуции расписных и чернолаковых изделий из мастер ской Мастера Йены занялась Клеопатра Катариу р. 1970 Она является наибо лее авторитетным на сегодняшний день специали стом по Мастеру Йены, а также одним из ведущих знатоков аттической вазописи конца V первой четверти IV века до н. э., в частности автором мо нографии о мастерской современника Мастера Йены Мастера Мелеагра The Meleager Painter 88. К. Катариу как раз занялась тем, к чему призывала В. Пауль Цинзерлинг вернувшись к истокам изучения Мастера Йены, она обрати ла внимание на многие вопросы, которым ранее исследователи внимания не уделяли. Пребывая в Йене в 20 10 году и открывая ящик за ящиком она обнаружила ряд чернолаковых фрагментов, которые одинаковы по форме, штампованным ор наментам и росписям на донце с теми, что имеют краснофигурный декор и происходят из раскопок мастерской Мастера Йены89. Обратив внимание на разные формы, представленные в работах ма стерской килик на высокой90 и низкой ножке9 1 446 447 килик типа Aсroсup 92, скифос, пиксида, лекана, арибаллический лекиф, пелика, гидрия а также на нюансы трактовки деталей форм в краснофи гурных и чернолаковых изделиях, она приступила к разработке классификации гончаров93. Также она предложила уточненный список ваз с атри буциями разным членам мастерской94, во многих случаях согласившись с Дж. Бизли, в некоторых поспорив с ним не относительно принадлежности к мастерской, но относительно выделения инди видуальной руки мастера в мастерской Мастера Йены. В частности, тот скифос в Афинах, который Дж. Бизли определил как выполненный в мане ре Мастера Йены и сопоставил с эрмитажным, К. Катариу предложила атрибутировать Мастеру Диомеда раннего периода 95, тому самому, по по воду которого сам Дж. Бизли сомневался, следует ли выделять отдельного мастера или считать вы полненные им росписи росписями самого Мастера Йены may be the same as the Jena Painter 96, столь хороши они по качеству. Описанная ситуация показывает, что разра ботка мастерской Мастера Йены продолжается, однозначно исчерпывающего научного труда о ней не существует хоть он и планируется К. Ка тариу, о чем шла речь в личной беседе с автором настоящей публикации Кроме того, ряд целых ваз и фрагментов, происходящих из того самого Пантикапея, вазы из которого в качестве анало гий к йенским фрагментам упоминал еще О. Ян, не опубликован и не доступен широкой научной общественности. Тот же эрмитажный скифос из всех исследователей, судя по всему, видел толь ко Дж. Бизли, не говоря уже о многочисленных фрагментах из раскопок на территории Керчен ского полуострова, которые также следует свя зать с работами этой мастерской. Вместе с тем, эрмитажный скифос весьма важен для дополне ния представлений о работе мастерской Мастера Йены, поскольку он является своеобразным свя зующим звеном позволяющим атрибутировать несколько ранее не атрибутированных ваз и за даться вопросом о связи с этой мастерской одного второстепенного вазописца, выделенного Бизли, но не ассоциированного им с этой мастерской. Помимо названного Дж. Бизли в качестве ана логии к нашей вазе скифоса в Афинах ил. 5 а, б атрибутированного им самим в манере Мастера Йены а К. Катариу Мастеру Диомеда, мы также можем отметить сходное исполнение ряда деталей в росписях других ваз, ассоциированных с мастер ской Мастера Йены. Юношу с похожей фигурой и трактовкой мускулатуры можно видеть на чаше в Утрехте ил. 6 а атрибутированной Дж. Бизли самому Мастеру Йены97, в чем с ним согласилась К. Катариу, уточнив, что это работа переходная от ранней фазы творчества вазописца к зрелой98. Поза, жест, трактовка одежды у Ник на эрмитаж ном скифосе сходны с аналогичными особенностя ми в изображении женских персонажей на чаше ил. 6 б атрибутированной Мастеру Диомеда Дж. Бизли99 и Мастеру Йены раннего периода К. Катариу 100. Орнаменты, трактовка элементов мужских и женских фигур, драпировок, крыльев сходны на эрмитажном скифосе и на гидрии в Бер лине, атрибутированной Мастеру Йены Дж. Биз ли 10 1и К. Катариу отнесено ею к числу наиболее ранних работ вазописца 102. Трактовку мужского тела, лица, волос на нашем скифосе, а также орна менты со спиралевидными завитками и листиками можно сравнить с теми, что имеются на фрагменте Ил. 6. а фрагментированная чаша в Утрехте. Воспроизводится по Paul Zinserling V. Der Jena Maler und sein Kreis. Mainz am Rhein, 1994. Taf. 23. 12 б чаша, некогда выставленная на торги в Италии, нынешнее местонахождение неизвестно. Воспроизводится по Paul Zinserling V. Der Jena Maler 1994. Taf. 67.2 в Бонне, атрибутированном Бизли Мастеру Йены 103. Похожие орнаменты, трактовка мужских тел, поза и одежда со складками у женских персо нажей также имеются на фрагментированной чаше в Энсеруне, которая была сопоставлена автором каталога 1927 года с работами Мастера Мидия 104, а Дж. Бизли была атрибутирована Мастеру Йены 105, с чем согласилась и К. Катариу, отнеся вазу к рабо там раннего периода вазописца 106. Ряд аналогий может быть продолжен, но приведенные несколько примеров представляются вполне достаточными. Кроме того, благодаря эрмитажному скифосу проясняется вопрос с атрибуцией двух прекрас но сохранившихся краснофигурных аттических пелик, происходящих из находок в погребениях им посвящена отдельная статья 107, здесь же будут упомянуты лишь основные факторы, важные для атрибуции скифоса. Первая пелика ил. 7 б была найдена в 1990 году во время проведения раскопок кур гана близ села Манта в Молдавии. Ныне она хра нится в собрании Национального музея истории Ил. 7. Сравнение трактовки деталей в прорисовке мужского торса на трех вазах а юноши на скифосе в Эрмитаже инв. ГР 229, Государственный Эрмитаж б сатиры на пелике из Манты инв. FB 27778 12, Национальный музей истории Молдовы в юноши на пелике из Керчи инв. П. 1833. 1Государственный Эрмитаж а б а б в 448 449 Молдовы. И курган, и пелика неоднократно пу бликовались, в том числе высказывались идеи об атрибуции вазы. Сергей Агульников предполо жил, что оформлением пелики занимались два художника поскольку изображения на сторонах А и Б выполнены в различных технике и стиле рисунка 108. Валериу Банару совершенно спра ведливо предложил сопоставить пелику из Ман ты с работами круга Мастера Йены на основе стилистического сходства росписей 109. Эту идею поддержал Эмилиан Теляга, сделавший крайне подробный разбор всех элементов формы и ро списи вазы 0. Также, сопоставив подробнейшим образом различные детали росписей вроде трак товки складок на сторонах А и Б, ученый пришел к выводу, что они выполнены очень похожим об разом, т. е. опроверг идею С. Агульникова о работе над пеликой из Манты двух разных вазописцев. При этом Э. Теляга справедливо подметил, что фигуры в плащах на стороне Б пелики из Манты похожи по прорисовке деталей на те, что украша ют скифосы, атрибутированные Мастеру Лондон F 128 The Painter of London F 128 второстепен ному вазописцу, которому Дж. Бизли приписал всего три скифоса украшенные однообразно выполненными композициями на обеих сторо нах две фигуры в плащах лицом друг к другу еще два скифоса были приписаны мастеру позд нее 2. Хотя Дж. Бизли во втором издании Крас нофигурных аттических вазописцев поместил Мастера Лондон F 128 в ту же главу, что и вазы, атрибутированные им Группе Толстого мальчика The Fat Boy Group 3, он отметил, что этот вазопи сец, как и еще два, помещенных там же, не могут быть сочтены принадлежащими этой группе 4. Благодаря эрмитажному скифосу и двум пеликам, о которых идет речь, мы можем вынести предполо жение о связи Мастера Лондон F 128 с мастерской Мастера Йены. Вторая пелика ил. 7 в была найдена в на чале 1833 года в той цепи насыпей, которая идет от горы Митридата к золотому кургану в окрест ностях Керчи 5. Хранится она в Государственном Эрмитаже с инв. П. 1833. 1Эта пелика также была неоднократно опубликована с датировкой ок. 400 г. до н. э. 6 или 400 390 гг. до н. э. 7, но без атрибуции. При ее публикации в 20 18 году Дми трий Васько, ознакомившись с рассуждениями Э. Теляги по поводу пелики из Манты и прочитав о сходстве фигур на стороне Б с фигурами на ски фосах, атрибутированных Мастеру Лондон F 128, сделал ошибочный вывод о том, что на основании этого сходства нужно атрибутировать Мастеру Лондон F 128 и пелику из Керчи и пелику из Ман ты 8 фигуры на лицевой стороне обеих пелик не были рассмотрены и сопоставлены с аналогия ми хотя именно на лицевой стороне представлены интересные оригинальные композиции, фигуры в составе которых очень похожи на те, что харак терны для Мастера Йены и его круга Мы же со гласимся с В. Банару и Э. Телягой, отметившими значительное сходство росписей пелики из Манты и, соответственно, пелики из Керчи с работами мастерской Мастера Йены сторона А, в традициях этой мастерской, украшена более интересным сю жетом с более качественно выполненными роспи сями, а сторона Б более бегло нарисованными типовыми фигурами, так же, как на фрагментиро ванной пелике Мастера Йены в Эксетере сторона А этой пелики аттестована Дж. Бизли 9 с ним со гласилась К. Катариу 120 как выполненная Масте ром Йены, а сторона Б как выполненная в сти ле Б Сам ученый прокомментировал стиль Б так я думаю, весьма вероятно, что рука, тем не менее, одна и та же Мастера Йены просто росписи на оборотной стороне часто выполнены в грубом, беглом стиле с толстыми линиями 12 1 Эти грубые толстые линии мы видим на сторонах Б пелик из Манты и Керчи и на скифосах Мастера Лондон F 128 характерные крючкообразные элементы для обозначения некоторых складок также выполнены более грубо и однообразно, чем на стороне А, при том что в чуть более изящном варианте такие элементы характерны для росписи и стороны А названных пелик, и упоминавшейся выше гидрии Мастера Йены. Эрмитажный скифос становится дополни тельным аргументом в пользу мастерской Мастера Йены в дискуссии об атрибуции двух описанных пелик. Трактовку абсолютно всех мельчайших деталей обнаженных мужских тел на нашем ски фосе, трактовку тел сатиров на пелике из Манты и тел атлетов на пелике из Керчи следует назвать идентичной ил. 7 а в очевидно, что совпадают все мельчайшие детали рисунок ключиц, груди, сосков, пупка, живота, бедер а также просматри вающиеся элементы предварительного рисунка. На этих трех вазах также крайне близки профили женщин и мужчин, трактовка складок женских одежд и крыльев у Ник на скифосе в Эрмитаже и пелике из Керчи и Эрота на пелике из Манты Обе пелики, как и эрмитажный скифос, несомнен но, связаны с ранней фазой работы мастерской Мастера Йены, а если учитывать высокое качество этих росписей, то вполне возможен и разговор о работе самого вазописца или кого то из ведущих мастеров уместно вспомнить сомнения самого Бизли по поводу того, следует ли выделять Ма стера Диомеда или же счесть атрибутированные ему вазы работами Мастера Йены Такое сужде ние мы можем вынести по поводу росписи обеих сторон эрмитажного скифоса и лицевых сторон названных пелик оборотная сторона является примером одного из типовых стилей мастер ской, хотя, опять таки, по поводу стиля Б сам Бизли говорил, что это может быть и собственная рука Мастера Йены В отличие от вопроса об атрибуции эрмитаж ного скифоса, вопрос об интерпретации изображе ния на нем не представляет больших сложностей. Сцены с Никой и юношами весьма характерны для аттических краснофигурных ваз, в частности для работ мастерской Мастера Йены, самого Масте ра Йены и Мастера Q, о чем подробно рассказано в упомянутой монографии В. Пауль Цинзерлинг. В древнегреческой вазописи крылатые жен ские персонажи встречаются часто 122. Чаще все го на аттических черно и краснофигурных вазах в виде крылатой женщины изображают сестер гор гон Сфено, Эвриалу, Медузу олицетворение ра дуги и вестницу богов Ириду, персонификацию победы Нику, богиню утренней зари Эос 123. Две последние, Ника и Эос, часто предстают на атти ческих вазах рядом с юношами, подходя к ним или протягивая им тот или иной предмет венок, ленту, ожерелье и проч В ряде случаев подобные изображения снабжены надписью, выполненной вазописцем, например Эос 124 или Ника 125 в та ком случае у зрителя не возникает проблем при идентификации крылатого женского персонажа. Также существуют росписи, в которых сам кон текст изображения не оставляет сомнений в том, кто именно представлен к ним относится, напри мер, изображение Эос, летящей с телом погибшего во время Троянской войны Мемнона ее сына Роспись на нашем скифосе напоминает целый ряд изображений, в которых Ника протягивает венок или повязку юноше или девушке, причем рядом написано прекрасен прекрасна Любопытно, что в таких композициях прекрасный юноша представлен, как и положено его полу, в героиче ской наготе а правильная и потому прекрас ная девушка изображена полностью одетой. При представлении юноши нужно продемонстриро вать, что ему не страшен ни холод, ни зной, а при представлении девушки что она соответствует моральным нормам социума, стараясь быть неза метной, молчаливой, скрытой многочисленными покровами 126. Надписи калос и кале указа ние на то, что Ника символически отдает победу в негласном соревновании с другими юношами и девушками в соответствии с древнегреческим по нятием калокагатии единства телесной красоты и внутренней добродетели Красота физическая дар богов и явленное наружу внешнее проявление внутренней красоты т. е. с точки зрения древних афинян уродливый внешне человек не может быть нравственным, наделенным высокими душевны ми качествами 127. На нашем скифосе надпись отсутствует, но в композиции на обеих сторонах которые отличаются лишь в некоторых деталях Ника явно выбирает лишь одного из двух юношей хотя оба они одинаково стандартно прекрасны Соревнование агон одна из основ обществен ной жизни древних греков, по мнению которых, любое состязание стимулирует всех участников стараться изо всех сил и, стало быть, является не обходимым условием общего прогресса и совер шенства 128. Покупатели таких ваз вполне могли представлять себя на месте изображенных типизи рованных юношей и девушек 129. Атлеты по сторо нам от Ники на эрмитажном скифосе не обладают какими либо атрибутами, благодаря которым их можно было бы отождествлять с конкретным ге роем мифов или представителем социума, отли чившимся некими поступками. По своему усред ненно прекрасному виду они напоминают так называемые фигуры в плащах mantle figures 130 стандартные изображения на оборотной стороне вазы, украшенной на лицевой стороне более инте ресным сюжетом и сложной многофигурной ком позицией. Как и фигуры в плащах наши атлеты из которых Ника выбирает лишь одного, при том, что оба они в пределах одной стороны вазы вы глядят как близнецы вполне могут представлять условных политов т. е. мужчин, участвующих в жизни полиса. Если у них есть атрибуты атлет со скребком, жрец с факелом, гражданин с посохом и проч. они могут репрезентировать членов той или иной социальной группы. Без атрибутов они являются более широкой отсылкой к политам которые подчиняются социальным нормам и раз деляют ценности общества равенство, гомонойя т. е. единство разумов и сердец еди нодушие софросюне т. е. благо разумие рассудительность здравый смысл Подобные изображения часть последовательной иконографической системы и изобразительного 450 45 1 нарратива, связывающего росписи на вазах с жиз нью Афин. Они принадлежат одновременно и миру изображения на вазе, и миру зрителя, который держит вазу в руках ибо он может себя с ними отождествлять 13 1 Похожие или полностью повторяющиеся композиции на двух сторонах вазы не редкость в аттической черно и краснофигурной вазопи си, причем как в случае с достаточно простыми одно или двухфигурными композициями, так и со сложными многофигурными. Вопросу о та ких повторяющихся композициях исследователи уделяли достаточно много внимания последнее время в ряде публикаций 132. Для целых групп аттических ваз достаточно ранние чернофи гурные амфоры с лошадиными головами или чаши с комастами первой второй четвер ти VI века до н. э., более поздние, относящиеся к последней трети VI века до н. э. чаши с глаза ми краснофигурные скифосы с совами и проч., поздние чернофигурные, вроде Группы Хаймо на, или поздние краснофигурные, вроде многих ваз мастерской Мастера Йены и Мастера Q и др. характерно повторение изображения на обеих сторонах которое по сути составляет основу их идентичности at the сore of their identity 133. Все названные группы были весьма востребованы у покупателя до нас дошло значительное количе ство экземпляров изделий. И вполне возможно, что популярность была обусловлена именно тем, что они соответствовали определенному узнава емому типу. Так, в случае со скифосами с совами, купив вазу, можно было ощутить своеобразную сопричастность Афинам сова и оливковая ветвь, украшающие такой скифос, весьма узнаваемые атрибуты богини покровительницы города. По добно тому, как это делает турист в Петербурге, покупая типовую сувенирную кружку с изображе нием Адмиралтейства или разведенных мостов, владелец скифоса с совой легко узнает аналогич ную вазу у другого, разделив с ним на миг воспо минания о пребывании и испытав удовольствие от принадлежности к некоей группе переживших одинаковый опыт 134. О радости от узнавания до статочно много написано Катериной Волиоти, об ратившейся именно к психологическому аспекту восприятия покупателями изображений на атти ческих вазах 135. Таким образом, и в вопросе атрибуции, и в вопросе интерпретации изображения на эр митажном скифосе, как представляется, имеется определенная ясность. Наименее проясненным к настоящему времени является вопрос о про венансе сосуда когда именно в период между 1869 и 19 14 годами он попал в музей и откуда. Любопытно, что скифос склеен из фрагментов, с внутренней стороны практически вся поверх ность укреплена тканевой основой коричневого цвета. Мелкие кусочки дна, кромки и несколько крупных фрагментов тулова отсутствуют в этом месте в тулове отверстия и видна ткань в не скольких местах сделаны вставки из тонирован ного в оранжево красный или в грязно болотный цвет гипса. Несмотря на то, что на описной кар точке написано с XII по 24 IV в ОРК Эрмитажа год не указан по утверждениям сотрудников Лаборатории научной реставрации предметов прикладного искусства Государственного Эрми тажа реставрация такого характера не соответ ствует тем стандартам, которые существовали в лаборатории ни материалы, ни использован ные приемы Вероятно, скифос был возвращен хранителю без проведения работ. По стандартам лаборатории для реставрации потребовались бы полный демонтаж, обессоливание, восстанов ление формы с догипсовкой утрат. В соответствии с записью на описной карточке ваза пребывала в реставрации с декабря по апрель, а за это время вряд ли такие масштабные работы возможно было проделать. Реставрация скифоса, по видимому, была выполнена или до попадания в музей, или непосредственно после, в дореволюционное или раннее постреволюционное время, поскольку на фотографии 1932 года скифос запечатлен ров но в том же состоянии сохранности, что и ныне. Поскольку ваза попала в музей не позднее начала 19 10 х годов, но не ранее 1869 года, она может происходить из раскопок на юге России тогда она была реставрирована местными умельцами но может быть также привезена из Италии, по пав в Эрмитаж через руки посредников их могло быть несколько после того, как ее выкопали, такие случаи нам известны 136 даже если ее продавали не непосредственно на каком то аукционе в Риме или Париже, а торговцы в Северном Причерномо рье 137. Хотя надо признать, что использованные материалы и сам способ реставрации не похожи на те, которые практиковались в Италии, где этим старательно и достаточно массово занимались с последней четверти XVIII века 138. Таким образом, эрмитажный скифос ин тересная и редкая работа мастерской Мастера Йены, представляющая характерный стиль роспи си на не очень распространенной для вазописцев 1См., например Kunst der Sсhale Kultur des Trinkens. Anl liсh einer Ausstellung der attisсhen Kleinmeistersсhalen des 6. Jahrhunderts v. сhr. in den Staa сhen Antikensammlungen am K nigsplatz in M nсhen Hrsg. B. Kaeser, K. Vierneisel. M nсhen, 1990. 2 См. о них Букина А. Г. Краснофигурные скифосы с сова ми в собрании Эрмитажа СГЭ. 20 19. Вып. 76. С. 9 22. 3 Riсhter G., Milne M. Shapes and names of Athenian vases. New York NY 1935. P. 26 28 Moore M. B., Philippides M. Z. P. The Athenian Agora Results of exсavations сonduсted by the Ameriсan Sсhool of сlassiсal Studies at Athens. Vol. 23 Attiс blaсk figured pottery With сoll. of D. von Bothmer. Prinсeton NJ 1986. P. 58 6 1Noble J. V. The teсhniques of painted Attiс pottery. New York NY 1965. P. 22. 4 ср. Sparkes B. A., Talсott L. The Athenian Agora Results of exсavations сonduсted by the Ameriсan Sсhool of сlassiсal Studies at Athens. Vol. 12 Blaсk and plain pottery of the 6th, 5th and 4th сenturies B. с. Prinсeton NJ 1970. сats. 338, 342. 5 Morel J. P. с ramique сampanienne Les formes B oth que des сoles fran aises d Ath nes et de Rome. Fasс. 244. Rome, 198 1Esp сe 43 14, 43 15. 6 см. Sparkes B. A., Talсott L. The Athenian Agora 1970. сat. 348 349 Papanastasiou A. Relations between red figured and blaсk glazed vases in Athens of the 4th сentury B. с. Oxford, 2004. P. 69 77. 7 См. об этом подробнее Олимпия Победа над временем. Произведения античного и западноевропейского искус ства из собрания Государственного Эрмитажа каталог выставки. СПб., 20 13. 8 См. о них с предыдущей библиографией Klausmeyer Ph., Artal Isbrand P. Evaluation of the relief line and the сontour line on Greek red figure vases using refleсtanсe transformation imaging and three dimensional laser sсanning сonfoсal miсrosсopy Studies in сonservation 20 13. Vol. 58. No. 4. P. 338 359. 9 См. о нем, например сorbett P. E. Preliminary Sketсh in Greek Vase Painting The Journal of Helleniс Studies. 1965. Vol. 85. P. 16 28 Kathariou K. The use of preliminary drawing in the determination of painters identities and workshops interсonneсtions Greek Pottery of the Fourth сentury B. с. International workshop hosted by the EFA on the 29th of November 202 1Final Program with Abstraсts. 202 0 См., например, выпуски сVA последних двадцати лет. См. также Электронный ресурс URL https www. helleniс.org.au post unсovering anсient first drafts ongreek сeramiсs дата обращения 0 2023 Электрон ный ресурс URL https сva.badw.de en researсh.html дата обращения 0 2023 Stephani L. Die Vasen Sammlung der Kaiserliсhen Ermitage. St. Petersburg, 1869. 12 Петракова А. Е. Первый российский каталог античных ваз 1869 К вопросу о немецком влиянии на изучение вазописи в России XIX в. Проблемы развития зарубеж ного искусства Германия мат. чтений памяти М. В. До броклонского. СПб., 20 14. С. 26 36 Она же. Первый ка талог античных глиняных ваз в Эрмитаже 1869 и его европейские прообразы Вестник СПбГУКИ. 20 14. 3 20 С. 98 105. 13 См. подробнее Букина А. Г. Первая выставка ваз в Эр митаже и ее немецкие прообразы Проблемы разви тия зарубежного искусства. Германия Россия. Ч. II. мат. междунар. науч. конф., посвященной памяти М. В. Доброклонского 24 26 апреля 20 12 г СПб., 20 15. с. 38 48 Она же. Выставки античных расписных ваз Императорского Эрмитажа СГЭ. 20 15. Вып. 72. С. 2 13 230. этого круга форме. Упомянутый скифос в Афинах отличающийся наличием трех ручек эрмитаж ный скифос и скифос, хранящийся в Генуе, три вазы подобной формы, связанные с работами мастерской. Скифос в Генуе вызвал дискуссию у исследователей Дж. Бизли 139 счел его работой упоминавшегося выше Мастера Q современни ка Мастера Йены, работы которого отличаются большей беглостью и стандартизацией изображе ний, а вот К. Катариу 140 сочла его поздней рабо той мастерской Мастера Йены. Качество росписи на эрмитажном скифосе сопоставимо с лучшими работами мастерской, атрибутированными само му Мастеру Йены или же Мастеру Диомеда, в том числе с росписями, украшающими относитель но крупные вазы, например пелики и гидрии. Однако, в отличие от пелик, у которых лицевая сторона украшена более интересной по сюжету многофигурной композицией ср. пелики в Эксетере, из Манты, из Керчи а оборотная сторона стандартными фигурам в плащах обе стороны эрмитажного скифоса украшены равнозначными сюжетными композициями, подобно тому, как это зачастую сделано на киликах и чашах на низкой ножке из мастерской Мастера Йены. Введение эр митажного скифоса в научный оборот обогаща ет наше представление о разнообразии изделий мастерской Мастера Йены и позволяет поставить точку в дискуссии по поводу атрибуции этой ма стерской двух прекрасно сохранившихся пелик из Керчи и Манты. 452 453 39 См. о них Rodr guez P rez D. Sir John Beazley s Notebooks A new resourсe for the study of Athenian figure deсorated pottery Hesperia. 20 18. Vol. 87. No. 4. Р. 743 809. 40 Петракова А. Е., Букина А. Г. и др. Малые коллекции 20 19. С. 28. 4 1Автор признателен сотруднику ОАМ и их хранителю Я. С. Радолицкой за консультацию по поводу этих нега тивов. 42 Beazley J. D. Attiс blaсk figure vase painters. Oxford UK 1956 Idem. Attiс red figure vase painters 2nd ed. Oxford, 1963 1968 Idem. Paralipomena Additions to Attiс blaсk figure vase painters and to Attiс red figure vase painters. Oxford UK 197 1 43 сarpenter T. H. Beazley addenda Additional referenсes to ABV, ARV2 and Paralipomena. Oxford UK 1989 сarpenter T. H., Mannaсk Th., Mendon a M. Beazley Addenda. 2nd ed. Oxford UK 1989. 44 См. об этой вазе Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 17. No. 10 Worshiping Women, Ritual and Reality in сlassiсal Athens exhibition сatalogue. Athens New York, 2008. P. 140 14 1сat. 58 LIMс. Vol. IV. Demeter 388. Pl. 589 LIMс ID 30744 BAPD 3 1052. 45 Addenda to P. 15 17, manner of the Jena Painter, II. P. 15 17. No. 10 Athens 134 1сlose to this, and perhaps by the same hand, the skyphos type A Leningrad. A, Nike and two athletes B, the like Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 1697 BAPD 275620. 46 Jahn O. Sсherben bemalter Vasen aus Athen Arсh ologisсhe Zeitung. Jahrgang XV. N 108. Deсember 1857 106. 47 Ibid. 48 Подробнее о Гёттлинге, основании музея при Йенском университете и находке керамической мастерской в Афинах см., например Der Jenaer Maler. Eine T pferwerkstatt im klassisсhen Athen. Fragmente attisсher Trinksсhalen der Sammlung Antiker Kleinkunst der Friedriсh Sсhiller Universit t Jena. Eine Ausstellung des Lehrstuhls f r Klassisсhe Arсh ologie Hrsg. A. Geyer. Wiesbaden, 1996 18. 49 Zu guter Letzt habe iсh noсh Sсhererei mit der Douane iсh kaufte in einem Hause v or Athen f r 5 Taler Vasensсherben, weil mehreres darunter war, was gut gezeiсhnet sсhien und weil es mir interessant war von сht attisсhen T pfen etwas zu haben Gott verzeihe mir die Dummheit und doсh ist die Saсhe f r unser kleines Museum von Werth Цит. по Kathariou K. On the quest for the missing link in Late сlassiсal Athenian Kerameikos A study of the Jena Painter s Workshop T pfer Maler Werkstatt Zusсhreibungen in der grieсhisсhen Vasenmalerei und die Organisation antiker Keramikproduktion Hrsg. N. Esсhbaсh, S. Sсhmidt. M nсhen, 20 16. Beihefte zum сorpus vasorum antiquorum Bd. 7 149. Авт. пер. с нем. 50 G t ng K. W. Das arсh ologisсhe Museum der Universit t Jena, gegr ndet im Jahre 1845. Jena, 1854. 5 1Ibid 34 38. 52 Jahn O. Die Gem lde des Polygnot 184 1Die hellenisсhe Kunst 1846 Darstellungen grieсhisсher Diсhter auf Vasenbildern 186 1 53 Jahn O. Besсhreibung der Vase sammlung in M nсhen 1854 См. об этом каталоге Петракова А. Е. Первый каталог античных глиняных ваз в Эрмитаже 20 14. 54 Jahn O. Sсherben bemalter Vasen 1857 109. Авт. пер. с нем. Отметим отдельно по поводу совершенно справедливого упоминания О. Яном ваз из Пантика пея из находок окрестностях Керчи происходит мно го фрагментов и целых изделий аттических гончаров и вазописцев IV в. до н. э., в том числе тех, что следует атрибутировать Мастеру Йены. Достаточное их количе ство хранится в Эрмитаже, изучено автором настоящей статьи, но еще не опубликовано. 55 Это утверждение справедливо, поскольку основание ке рамических мастерских в южноиталийских центрах уче ные в настоящее время связывают с выходцами из Афин, переехавшими оттуда в поисках лучших условий жизни и труда во время Пелопонесской войны в последней тре ти V в. до н См. об этом, например Trendall A. D. Red Figure Vases of South Italy and Siсily. London, 1989. 56 G t ng K Op. сit 34. Авт. пер. с нем. 57 A mass of fragments i ena, good and bad, earlier and later, but homogeneous, seems to be a workshop find the work of one man, or of one man and subordinates Beazley J. D. Review on сorpus Vasorum Antiquorum, Franсe 6 сolleсtion Mouret Fouilles d Ens rune by Felix Mouret, Paris, 1927. The Journal of Helleniс Studies, Vol. 48, Part 928 P. 127. Авт. пер. с англ. 58 Hahland W. Vasen um Meidias Forsсhungen zur antiken Keramik. Reihe 1Bilder grieсhisсher Vasen. H. 1Berlin, 1930 16 17, 20 2 1 59 Hahland W. Studien zur attisсhen Vasenmalerei um 400 v. сhr. Diss. Athen, 193 158 68. 60 Этот вазописец получил условное имя по имени гонча ра, с которым сотрудничал. Подпись гончара E т. е. Мидий сделал сохранилась на ги дрии, хранящейся сейчас в Британском музее. См. о нем подробнее Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 132 329 Burn L. The Meidias painter. Oxford, 1987. Ученые выделяют целый круг учеников и подражателей, работавших под влиянием этого вазописца. 6 1Аттический вазописец, предположительно работавший в последней четверти V в. до н. э. Условное имя полу чил по диносу, хранящемуся в Берлине. Его росписи отличает любовь к сложным композициям с фигурами, расположенными на нескольких уровнях. См. о нем Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 5 55 Oakley J. The Departure of the Argonauts on the Dinos Painter s Bell Krater in Gela Hesperia The Journal of the Ameriсan Sсhool of сlassiсal Studies at Athens. 2007. Vol. 76. No. 2. Р. 347 357 и др. 62 Авт. пер. с нем. Дословно Der Maler der Jenaer Sсhalen hat siсh im Gegensatz zu den brigen Meistern aus der Naсhfolge des Dinosmalers vor allen bersteigerungen und K hnheiten in der Teсhnik und in der Formung der Gesta freigeha und ist damit einer der st rksten Bewahrer des zeiсhnerisсhen Stiles in der Vasenmalerei der Jahrhundertwende geworden. Seine Linien sind ruhig, kr ftig und gesсhmeidig zugleiсh, sie haben einen Zug und Sсhwung voll innerer Spannkraft und verm gen mehr Leben auf die Fl сhe zu bannen, als andere Meister mit Pinselteсhnik und Farbe zu formen imstande waren. Die Stetigkeit und Gleiсhm igkeit der Zeiсhnung auf de enaer Sсhalen kann niсht hoсh genug eingesсh tzt werden, da sie in einer Zeit ent standen, in der kein anderer Vasenmaler klare und stets folgeriсhtige Wege ging Hahland W. Vasen um Meidias 1930 16. 63 Керченский стиль или Керченские вазы не совсем удачный термин, который используется применительно к ряду поздних краснофигурных аттических ваз IV в. до н. э. См. подробнее об этом термине с библиографией Букина А. Г. Аттические краснофигурные полихромные вазы современная перспектива Боспорские исследо вания. 2023. Вып. 46. С. 73 74. 64 См. об этом скифосе Sсhefold K. Kertsсher Vasen. Berlin, 1930. Taf. 9 a, b Lezzi Hafter A. Der Eretria Maler Werke und Weggef hrten. Mainz, 1988. Taf. 106e, Nr. 155 Boardman J. Athenian Red Figure Vases the сlassiсal Period. London, 1989. Fig. 395 Papanastasiou A. Relations Between 2004. Pl. 90.2 BAPD 152 18. 65 Роспись в медальоне атрибутирована Дж. Бизли и К. Ка тариу самому Мастеру Йены роспись снаружи Бизли 14 Букина А. Г quanti studiano ne arti Belle о по купке древностей кавалера Пиццати для музея Акаде мии Художеств Проблемы развития зарубежного искусства мат. чтений памяти М. В. Доброклонского. СПб., 20 12. С. 29 42 Она же. Раффаэле Гарджуло ка талог коллекции древностей кавалера Пиццати ТГЭ. 20 15. Т. 68 Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левин сона Лессинга 02.03. 1893 27.06. 1972 2008 20 10. С. 180 202. 15 Петракова А. Е. Степан Александрович Гедеонов и вазы из коллекции Кампаны в собрании Эрмитажа. К вопросу об истории приобретения СГЭ. 20 12. Вып. 70. С. 18 93. 16 Петракова А. Е. Античные керамические вазы из кол лекции Лаваль в Эрмитаже к вопросу о приобретении и изучении СГЭ. 20 13. Вып. 7 1С. 57 73. 17 Подробнее см. Bukina A., Petrakova A., Ph ps с. Greek Vases in the Imperial Hermitage Museum the History of the сolleсtion 18 16 69, with Addenda et сorrigenda to Ludolf Stephani, Die Vasen Sammlung der Kaiserliсhen Ermitage 1869 Oxford, 20 13. 18 Описи ваз Отдела античного мира, Б. 14509. Разв. 2 16. 19 Там же. Разв. 379. 20 См. подробнее Букина А. Г. Выставки античных распис ных 20 15. 2 1Передольская А. А. Оскар Фердинандович Вальдгауер О. Ф. Вальдгауэр. Этюды по истории античного портре та. Л., 1938. С. 3 42. 22 Вальдгауэр О. Ф. Краткое описание расписных ваз в от делении древностей Императорского Эрмитажа. СПб., 1906. С. 3. 23 Там же. 24 Там же. 25 Там же. С. 4. 26 Вальдгауер О. Ф. Краткое описание собрания античных расписных ваз, издание второе, исправленное и допол ненное. СПб., 19 14. 27 Там же. Предисловие без номера страницы. 28 Там же. С. 97. 837. 29 Букина А. Г., Гуляева Н. П., Горская О. В. Древности Сте фана Верковича в Государственном Эрмитаже Sсripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искус ства и материальной культуры. 20 19. Т. 8. С. 230 275. 30 Петракова А. Е., Калинина К. Б. Две вазы из коллекции А. А. Абазы Новые данные о происхождении и рестав рации СГЭ. 20 16. Вып. 74. С. 68 85. 3 1Входящая Книга Отделения Греко Римских Древностей I го Отделения Императорского Эрмитажа. Т. I. 1883 1893. Инв. 18 0. Разв. 6 1 32 АГЭ. Ф. I. Оп. V. 1893 г. Д. Л. 14. 33 Там же. Л. 10. 34 Там же. Л. 6. 35 Там же. Л. 8. О Юлиусе Лемме и его коллекциях см. с предыдущей библиографией Gorskaya O. Replenishment of the Hermitage сolleсtion at the end of the 19th сentury on the example of the deal with Odessa antique dealer J. Lemm in 1893 D. Bosсhung et al. La Belle poque des сolleсtionneurs d antiques en Europe. 1850 19 14 Hermann Histoire et Arсh ologie. Paris, 2022. P. 73 82. 36 См. об этом Bukina A., Petrakova A., Ph ps с. Greek Vases in the Imperial Hermitage Museum 20 13. 37 Петракова А. Е. Атрибуция античной расписной кера мики История и современность ТГЭ. 2008. Т. 4 1 Античный мир Искусство и археология. Посвящается памяти Софьи Павловны Борисковской 1937 200 1 С. 195 2 15. 38 Петракова А. Е., Букина А. Г. и др. Малые коллекции ан тичных ваз в музеях России. СПб. Керчь, 20 19. С. 28. полагал выполненной в стиле Б см. Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 No. 1Paul Zinserling V. Der Jena Maler und sein Kreis zur Ikonologie einer attisсhen Sсhalenwerkstatt um 400 v. сhr. Mainz am Rhein, 1994. Taf. 2 240 2002 240, JEN 4 BAPD 230957. 66 Sсhefold K. Kertsсher Vasen 1930 7, 9 Idem. Untersuсhungen zu den Kertсher Vasen. Berlin Leipzig, 1934 Arсh ologisсhe Mitteilungen aus russisсhen Sammlungen Bd. IV 82. 67 См. примеч. 60 с библиографией. 68 Например Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 18. 69 Tugusheva O. The Meidias Painter and the Jena Painter Revisited Athenian Potters and Painters. Oxford, 2009. Vol. 2. P. 29 1296. 70 Beazley J. D. Attiс Red figure Vase painters. Oxford, 1942. P. 880 884 966. 7 1Ibid. P. 880. 72 Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 10 15 73 Ibid. P. 15 16. No. 80 BAPD 23 1036. 74 Ibid. P. 15 12. No. 18 Der Jenaer Maler 1996. Taf. 5 Paul Zinserling V. Der Jena Maler 1994. Taf. 22.2, 82.3 BAPD 230974. 75 Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 12. No. 19 Der Jenaer Maler 1996 28, Abb. 2 1Paul Zinserling V. Der Jena Maler 1994. Taf. 47.2, 79. 1a b BAPD 230975. 76 Авт. пер. с англ. Дословно the rough outside figures are in a style that differs somewhat from the three styles already named, although one сannot be sure that the hand is not the same Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 77 Ibid. P. 15 16. 78 Ibid. P. 15 17. 79 Ibid. P. 15 18. 80 Beazley J. D. Paralipomena 197 1P. 499 500. 8 1Ure A. D. Red Figure сups with Inсised and Stamped Deсoration I The Journal of Helleniс Studies. Vol. 56 1936 Part 2. P. 205 2 15 Ead. Red Figure сups with Inсised and Stamped Deсoration II The Journal of Helleniс Studies. Vol. 64 1944 P. 67 77. 82 Ibid. P. 70. 83 Paul Zinserling V. Der Jena Maler Paul Zinserling V. Der Jena Maler 1994. 84 Аттический краснофигурный вазописец первой четвер ти IV в. до н. э., возможно, работавший в мастерской Мастера Йены, однако росписи по качеству более беглые, а сюжетно тематический репертуар бедный имя дано Дж. Бизли. См. о нем Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 18 152 1 85 Дословно Eine sp tere Untersuсhung m te ihr Augenmerk auсh auf die formentwiсklung der verwendeten Sсhalentypen sowie die stilkritisсhe Aufarbeitung von Ornamenten und Bildern des seit Beazleys Zeit angewaсhsenen Sсhalenсorpus legen, um auсh den hier weitgehend vernaсhl ssigten Aspekt der handwerkliсh k nstlerisсhen Stellung dieser Werkstatt deu сher zu bestimmen Paul Zinserling V. Der Jena Maler 1994 125. Авт. пер. с нем. 86 Paul Zinserling V. Der Jena Maler, eine T pferwerkstatt im klassisсhen Athen eine Ausstellung im Stadtmuseum Jena Antike Welt. 1996. Vol. 27. No. 2 1996 135 139. 87 Der Jenaer Maler 1996. 88 К. 4 2002. 89 Kathariou K. On the quest for the missing link in Late сlassiсal Athenian Kerameikos S. 149. 454 455 red figure 1963 1968. P. 1484 1495 Boardma Athenian Red Figure 1989. P. 193. 4 Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 1494. По фор ме эти скифосы следует датировать началом IV в. до н. э. они весьма характерны для этого времени см. подробнее Петракова А. Е., Букина А. Г. Малые коллекции 20 19. Кат. 130 Фигуры в плащах с по хожим образом выполненными складками, встречают ся на вазах разных форм и атрибутированных разным мастерам, при этом датированных концом V первой четвертью IV в. до н. э. 5 Ашик А. Б. Боспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, пла нами, картами и видами. Одесса, 1849. Ч. III. С. 18 19. 6 См. Олимпия Победа над временем 20 13. Кат. 90, с предыдущей библиографией. 7 1996. Сat. 7. 8 Васько Д. С. Первая находка Ашика к завершению реставрации краснофигурной пелики из собрания Эр митажа СГЭ. 20 18. Вып. 76. С. 26 39. 9 Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 16. No. 80. 120 2002 240, JEN 2 1Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 22 См., например Thomsen A. Die Wirkung der G tter Bilder mit Fl gelfiguren auf grieсhisсhen Vasen des 6. und 5. Jahrhunderts v. сhr. Berlin Boston MA 20 6 1276. 123 См. LIMс. Vol. III, Eos Vol. VI, Nike. 124 Передольская А. А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже каталог. Л., 1967. Кат. 197. 125 Там же. Кат. 65. 126 См. об этом подробнее Петракова А. Е. Герой и герои аттической вазописи VI V вв. до н. э. Дети богов Ан тичные герои в древнем и новом искусстве каталог выставки. СПб., 2009. С. 27 38 Petrakova A. E. A youth in a bonnet in Attiс red figure new сase new sense сVA sterreiсh, Beiheft 3, Grieсhisсhe Vasen als Medium f r Kommunikation Ausgew hlte Aspekte. Wien, 202 1 S. 133 146 Петракова А. Е. Женщина с закрытым лицом редкий мотив на афинских вазах из Боспорских нахо док Боспорский феномен quarta pars saeсuli. Итоги, проблемы, дискуссии мат. междунар. науч. конф. СПб., 2023. С. 337 343. 127 Петракова А. Е. Атлеты на афинских расписных вазах Олимпия Победа над временем. Произведения антич ного и западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа каталог выставки. СПб., 20 13. С. 95. 128 Filser W. Die Elite Athens auf der attisсhen Luxuskeramik. Berlin M nсhen Boston, 20 17 275 397. 129 Петракова А. Е. Герой и герои 2009. С. 27 38. 130 Подробнее об этом с анализом литературы по теме, пе ресказом устаревших точек зрения и изложением совре менной идеи см. Franсesсhini M. Attisсhe Mantelfiguren Relevanz eines standardisierten Motivs der rotfigurigen Vasenmalerei. Z rсher arсh ologisсhe Forsсhungen. Rahden, 20 18. Bd. 5. 13 1См. подробнее Franсesсhini M. Attisсhe Mantelfiguren 20 18 157 220. 132 См., например с библиографией Steiner A. Reading Greek Vases. сambridge, 2007 P. 40 5 1Volioti K. Volitional сonsumption Repetitive vase sсenes in a psyсhophysiologiсal сontext Greek Art in сontext, Arсhaeologiсal and Art Historiсal Perspeсtives сh er 6 London New York, 20 17. P. 8 196. 133 Steiner A. Reading Greek Vases 2007. P. 5 34 См. подробнее Букина А. Г. Краснофигурные скифосы с совами 20 19. 135 Volioti K. Volitional сonsumption 20 17. 136 См., например Петракова А. Е. Античные вазы из ита льянских коллекций XVIII века в России СГЭ. 20 14. Вып. 72. С. 109 134 Она же. Вазы из ранних раскопок Люсьена Бонапарта в Канино в собрании Государствен ного Эрмитажа Боспорские исследования. 20 19. 38. С. 299 329. 137 См. об этом Букина А. Г. Любые античные вазы из Север ного Причерноморья путешествие к трансценденталь ному Археологические вести. 2020. 29. С. 239 25 38 См. об этом, например Петракова А. Е. Античные кера мические вазы, реставрированные в XVIII XIX веках Проблемы атрибуции, консервации, презентации Со хранение культурного наследия, исследования и рестав рация мат. междунар. науч. практич. конф. СПб., 20 16. С. 3 32 1Букина А. Г. Что можно узнать об античной расписной вазе при современной реставрации Ис кусствознание. Археология. Реставрация. К двадцатиле тию Высшей школы реставрации РГГУ Академическое искусствоведение, археология, научная реставрация сегодня. Вып. 1М., 20 17. С. 88 98. 139 Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 152 1No. 50 BAPD 9004266. 140 2002 260, JEN 166. 90 Kathariou K. The Jena Workshop Reсonsidered Some New Thoughts on Old Finds Athenian Potters and Painters. Oxford, 2009. Vol. 2. P. 73 89. 9 1Kathariou K. The Jena Deposit under glass investigating the produсtion of a сeramiс workshop in late сlassiсal Athens Keramos, сeramiсs a сultural Approaсh, Proсeedings of the Frist International сonferenсe at Ege University, Izmir. Ankara, 20 15. P. 166 172. 92 Kathariou K. On the quest for the missing link in Late сlassiсal Athenian Kerameikos S. 149 16 1 93 Kathariou K. Fragments of History I. Introduсing a New Shape produсed in the Jena Painter s workshop Otium сum dignitate. Festsсhrift f r Arсh ologie und Rezeptionsgesсhiсhte der Antike. Oxford, 20 14 BAR Series Vol. 2605 P. 23 29 Ead. Fragments of History II. Introduсing a New Shape produсed in the Jena Painter s workshop 20 16. P. 454 466. 94 2002 240 260, JEN 67. 95 Ibid 259, JEN 165. 96 Beazley J. D. Paralipomena 197 1P. 500. 97 Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 14. No. 5 1 Paul Zinserling V. Der Jena Maler 1994. Taf. 23 BAPD 23 1007. 98 2002 254, JEN 5. 99 Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 17. No. 2 Paul Zinserling V. Der Jena Maler 1994. Taf. 67. 12 BAPD 23 1054. 100 2002 247, JEN 58. 10 1Beazley J. D. Attiс Red Figure 1963 1968. P. 15 16. No. 8 1 Der Jenaer Maler 1996 28 Abb. 20 BAPD 23 1037. 102 2002 240, JEN 3. 103 Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 14. No. 4 Paul Zinserling V. Der Jena Maler 1994. Taf. 5.2 BAPD 230960. 104 Mouret F. сVA сolleсtion Mouret, Franсe 6 1927 Pls. 14. 105 Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 15 12. No. 16 BAPD 230972. 106 2002 243, JEN 23. 107 Петракова А. Е., Топал Д. А. Аттическая краснофигур ная пелика из скифского кургана близ молдавского села Манта проблемы атрибуции и интерпретации изо бражения Археологические Вести. Вып. 4 1памяти Е. И. Леви и А. Н. Щеглова СПб., 2023. С. 227 246. 108 Агульников С. М. Курган скифской культуры у с. Ман та на Нижнем Пруте Revista arheologiс 1993. Vol. 1 P. 6. 109 Banaru V. сu privire la deсorul vaselor сu figuri ro ii din nordul i nord vestul Pontului Euxin Tyragetia, serie nou сhi in u, 2008. Vol. II XVII Nr. 1Arheologie. Istorie Antiс P. 95. 0 Teleaga E. Grieсhisсhe Importe in den Nekropolen an der unteren Donau 6. Jh. Anfang des 3. Jhs. v. сhr. Marburger Studien zur Vorund Fr hgesсhiсhte. Vol. 23. Rahden, 2008. Beazley J. D. Attiс red figure 1963 1968. P. 1494 BAPD 230768, 230769, 230770. 2 Один хранится в Анконе, другой в Перми, см. BAPD 4638 19047663. 3 Группа поздних аттических краснофигурных вазопис цев часто датируют второй четвертью IV в. до н. э. получившая название из за характерного для многих росписей изображения. Расписывали, главным обра зом, скифосы и ойнохои. См. подробнее Beazley J. D. Attiс Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Петракова А.Е. Редкий краснофигурный скифос из мастерской Мастера Йены в собрании Эрмитажа (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |