| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Ошарина О.В. Христианские амулеты-апотропеи с изображениями всадников из собрания Эрмитажа | ||||||
Ошарина О.В.
Христианские амулеты-апотропеи с изображениями всадников из собрания Эрмитажа// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 427-435 Аннотация: В 1978 году в Вестнике древней истории М. Г. Быстрикова опубликовала два тканых медальона из собрания Эрмитажа (инв. № ДВ-13252, 8877) с изображением всадников на белых конях, попирающих поверженную женщину-дьяволицу, из бывших коллекций Н. П. Лихачева и Б. А. Тураева. Обе гобеленовые ткани автор отнесла к категории защитных амулетов. Однако еще в 1916 году в сборнике «Абиссинские магические свитки» Тураевым была издана половина сохранившегося медальона (ил. 2, инв. № ДВ-8877), в тот период еще входящая в состав его личной коллекции. Об авторе публикации/статьи: Ошарина О.В. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 47878 знаков (с пробелами)
Христианские амулеты апотропеи с изображениями всадников из собрания Эрмитажа О. В. Ошарина охотник, император и святой4. Предположение Сьюзен Льюис об использовании ранней однотип ной группы памятников с махровым бордюром из неокрашенного льна, в качестве накидок или чехлов для погребальных подушек не подтвержда ется материалами археологии5. Образ всадника не принадлежал культуре Древнего Египта, он появляется здесь в позднептолемеевское время, в правление Лагидов, что было связано с пребыванием в этом регионе маке донской армии. Особенно часто его изображения встречаются на погребальных и вотивных стелах, как в виде рельефов6, так и в росписях7, в которых конь символизирует бессмертие героизированно го умершего. Самые ранние изображения всадни ка на тканях, относящиеся к IV V векам, представ ляют композицию, вытканную темным пурпуром с добавлением цветной шерсти по светлой льня ной основе. Рука наездника поднята в торжествен ном жесте, а его образ, наделенный большой вну тренней энергией, олицетворяет триумфальную победу над смертью, следуя эллинистической тра диции, согласно которой конь сопровождал героя в потусторонний мир в качестве психопомпа. Образцом для создания образа охотника и императора стали известные изображения Алек сандра Великого на саркофагах и предметах при кладного искусства эллинистического времени8. В качестве примера можно привести два тканых медальона из коллекции Дамбартон Оакс и Музея искусств в Кливленде, в виде двух симметрично расположенных всадников по сторонам древа жизни, с греческой надписью Александр Маке донский 9. Важно отметить, что образ Александра уже в IV веке носил характер апотропея Иоанн Златоуст критиковал погребальную практику, 428 429 Ил. 1Медальон с изображением всадника. Египет. VI VII вв. Лен, шерсть гобеленовое плетение. Инв. ДВ 13252. Государственный Эрмитаж Ил. 2. Фрагмент медальона с изображением всадника. Египет. VI VII вв. Лен, шерсть гобеленовое плетение. Инв. ДВ 8877. Государственный Эрмитаж Ил. 3. Ткань с изображением императора охотника. Египет. VI VII вв. Лен, шерсть гобеленовое плетение. Инв. ДВ 8 1 Государственный Эрмитаж во время которой монеты с изображениями царя прикладывали к головам и ногам умерших 10. На фаюмских портретах встречаем ожерелья с мо нетами, играющими роль оберегов. Эта традиция продолжается и в IV веке, когда бюсты с изображе ниями Константина Великого чередуются с обра зами Диониса и его свиты, как, например, на зо лотом ожерелье из собрания Дамбартон Оакс Примером тканей со сценой императорской охоты может служить изображение всадника триумфа тора в парадном костюме ил. 3, инв. ДВ 8 1 или императора охотника в развевающемся плаще со скипетром в левой руке, увенчанным крестом инв. ДВ 525 На фрагменте дру гого эрмитажного медальона VI VII веков ил. 4, инв. ДВ 524 справа от всадника помещена связанная фигура со змеиным туловищем и жен ской головой. Аналогичная сцена выткана и на более поздней по времени ткани, VII VIII веков ил. 5, инв. ДВ 523 Эти композиции отсы лают к известной фреске VI VIII веков из мона стырского комплекса в Бауите. В часовне XVII французским археологом Жаном Кледа была раскрыта роспись со святым Сисинием на белом коне, поражающим копьем демона в женском об личье 12. Всадника окружают изображения скор пиона, дурного глаза с вонзенными в него кин жалами, кентавра, птицы ибиса, змеи с женской головой и коптской надписью о том, что она дочь демоницы Алабастрии. Сама женщина демон, по луобнаженная, под ногами коня. Что же стало источником для подобного рода композиций Прежде всего, это изображения на позднеантич ных и христианских амулетах. В Художественном музее Принстонского университета хранится под веска VI VII веков со всадником, львом, ибисом, скорпионом, змеей, изображением дурного глаза, атакованного кинжалами, и греческой надписью Единый бог, побеждающий зло 13. При раскоп ках древнего Анемурия на берегу Средиземно го моря был обнаружен амулет с композицией всадника, сражающегося со змеей, скорпионом, львом и греческой надписью на обороте Господи, помоги 14. Аналогичный обра зец, находящийся в музее Уолтерсов в Балтиморе, также происходит из Малой Азии 15. Находки ме дальонов со святым всадником в юго западном Крыму у с. Лучистое in situ позволили датировать их VII VIII веками. Они изготовлялись местными мастерами по образцам, привезенным из Егип та. Их носили женщины детородного возраста и девочки, которым вешали по одному медальо ну в ожерелье, а мальчикам по два на кожаном шнурке 16. В Палестине, в окрестностях Назарета был найден овальный бронзовый медальон VI VII веков со всадником и знаком дурного глаза на оборотной стороне и надписью Единый Бог, побеждающий зло 17. Представленная на амулете сцена, по нашему мнению, является иллюстра цией Евангелия Лк. 10 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вра жью, и ничто не повредит вам Важная роль в сложении этих композиций принадлежит т. н. печатям Соломона самым известным оберегам для защиты от демонов. Письменные свидетельства, упоминающие царя как гонителя демонов, относятся еще к I веку н. э., обнаруживая его связь с иудейской средой, гно стическими учениями и солярными культами. Со хранились филактерии в виде тонких серебряных и золотых пластин с заклинаниями на греческом языке, с призывом к Соломону, Саваофу или ар хангелам о защите. Например, золотая пластина III IV веков, изготовленная по заказу христианки с просьбой оградить ее от злых духов 18, или визан тийское ожерелье V VI веков с крестом и двумя филактериями из коллекции Бертона Берри музея Индианского университета 19. В трактате Завет Со ломона хорошо известном не только в Палестине и Сирии, но и в Египте, рассказывается о том, что Соломон через святого Михаила получил печать от Бога, с помощью которой он мог держать в по виновении всех демонов. Уже в III веке на геммах из полудрагоценных камней встречается Соломон, Ил. 4. Медальон с изображением всадника. Египет. VI VII вв. Лен, шерсть гобеленовое плетение. Инв. ДВ 524. Государственный Эрмитаж Ил. 5. Медальон с изображением всадника. Египет. VII VIII вв. Лен, шерсть гобеленовое плетение. Инв. ДВ 523. Государственный Эрмитаж 430 43 1 пронзающий копьем женскую фигуру, показы вая его власть над демонами. Напомним, что на памятниках позднеримского искусства мотив всадника, пронзающего врага, символизировал победу и триумф. Эта композиция представлена на перстне инталии IV века из Лувра20 и аналогич ном из собрания Эрмитажа2 1На лицевой сторо не эрмитажной геммы врезана фигура всадника, попирающего копьем демоницу над головой коня небольшая звездочка и слева греческая надпись Соломон На обороте чита ется надпись в три строки печать бога Продолжение этой традиции демонстри рует амулет VI VII вв. из гематита со всадником и греческой надписью в Археологи ческом музее Келси Мичиганского университета22. Использование на раннехристианских памятни ках, в том числе амулетах, новых формул, наря ду со старыми, позволяет отнести их к синкрети ческому типу. Это ярко проявляется в рельефе из Лувра, выполненном из известняка, с изобра жением солнечного Бога Сокола Гора, сразив шего Сета в образе крокодила, символизирую щим борьбу с темными силами зла23. К этому же кругу памятников относится магическая гемма с Гелиосом возницей из Государственного музея Касселя24. Изображения на греко египетских гем мах часто сопровождались надписями Единый Зевс Серапис Единый бог, побеждающий зло. Серапис 25. Формула Единый бог была принята христианами и встречается на многих предметах религиозного и светского назначения, иногда к ней может добавляться слово здоровье Так, в коллекции Эрмитажа хранится латунное ожере лье, составленное из штампованных, соединен ных между собой тонкими проволочками круглых и прямоугольных бляшек индикаций с изображе нием римского императора и греческой надписью в верхней части медальона EIс Единый бог В центральном медальоне в орнаментальном обрамлении представлено погрудное изображение женщины, тип лица которой характерен для грече ского Востока. Слева и справа на полях греческие надписи ХАРIС YГIA благодать и здоро вье Ожерелье относится к типу украшений, ис пользующих в своей композиции имитацию авер са позднеримских монет. Подобные изделия были особенно характерны для Сирии и Египта, играя роль защитных амулетов. Так, золотая пектораль, хранящаяся в музее Метрополитен, была найдена в составе клада из Антинои26. В качестве примера можно привести и золотое ожерелье из Мерсины в собрании Эрмитажа, с бюстами императоров и греческой надписью здоровье 27. История святого Сисиния имеет много об щего с рассказом о получении царем Соломоном печати бога для борьбы с демонами. Так, наблю дается преемственность между образом Соломона и святым всадником Сисинием, призыв к которо му часто встречается на магических амулетах. В коптской легенде святой Сисиний пронзает ко пьем женщину демона Алабастрию, которая мог ла превращаться в летучую мышь и высасывать кровь у младенцев28. Легенда о подвигах Сисиния зародилась в Сирии на рубеже IV V веков, а вскоре появляются и литые бронзовые подвески с именем этого святого, следующие традиции гностико хри стианских магических амулетов29. Значительная группа более поздних сиро палестинских грави рованных амулетов VI VII веков с изображением всадника иконографически, стилистически и эпи графически связана с образами Соломона и святого Сисиния30. Из коллекции Г. Шлюмберже происхо дит медальон с изображением всадника, попира ющего демоницу, на лицевой стороне и круговой надписью Печать Соломона прогоняет любое зло от того, кто тебя носит На обороте изображения змеи, скорпиона, ибиса, львов, дурного глаза с тре мя кинжалами и надпись Беги, презренная, Со ломон тебя преследует, Сисиний, Сисиннарий 3 1 На медальоне из собрания К. Боннера представлен всадник и надпись Единый Бог, побеждающий зло, святой Сисиний 32. Эта традиция сохраняется и в более поздний период. Так, на аверсе серебря ного медальона из музея искусства и археологии Эшмоле в Оксфорде изображена сцена со всадни ком, попирающим демоницу, и греческой надпи сью, призывающей Сисиния, на реверсе греческая надпись 33. Использование амулетов в Египте против болезней, для защиты от врагов и сил зла, привле чение удачи дань греко римской традиции. Страх перед сглазом или силами зла привел к широкому распространению амулетов апотропеев. Египтяне верили, что причиной всех болезней являются де моны, отразить нападения которых можно только с помощью специально изготовленных филакте риев34. Греческие магические папирусы из Египта дают рецепты составления защитных амулетов35, которыми могли выступать фрагменты папиру сов и пергаменов, геммы, камеи, подвески из зо лота, серебра и бронзы, браслеты, печати, кольца и ткани. Сохранившиеся папирусы показывают, что для коптов определенные пассажи из Писа ния, написание имени Христа, знак креста име ют силу защиты и уничтожения сил зла36. Чтимые коптами образы носили, как правило, прикладной характер святой Фока защищал от скорпионов, мученик Коллуф давал рецепты от болезней глаз, в частности от песчаных бурь, святой Мина лечил от малярии был известен целый список чудес, со вершенных равноапостольной Феклой. Вера, что, обитающий в теле дух может быть изгнан с помо щью магических ритуалов, отражает практику всей Восточной империи. Уже ранние греческие тек сты показывают важнейшие процессы изгнания демонов обращение к богам целителям, заклина ние, отгоняющее демонов, приказывая им бежать, и принесение ими клятвы. Сходная процедура из вестна и в ветхозаветной традиции. Так, в 8 главе книги Товии рассказывается об избавлении Сар ры от злого духа. Товия окурил Асмодея сердцем и печенью рыбы, и тот бежал в пустыню, где был связан Ангелом Тов. 8 1В этом фрагменте текста, известном уже в III II веках до н. э., исследовате ли видят два важных условия изгнания демона связывание и бегство На пластине II века из Оксиринха, хранящейся в Британском музее, записаны заклинания, излечивающие лихорадку37. В собрании Эрмитажа хранятся листы пергамена, представляющие своеобразные амулеты против лихорадки с призывом к трем вавилонским отро кам Анании, Азарии и Мисаилу38, и против укола скорпиона39. Об экзорцизме сообщается и в коп тском разделе Большого магического папируса IV века из Парижской Национальной библиотеки, который завершается инструкцией по написанию амулета То, что раньше было произнесенным заклинанием, отмечает Рой Котанский, теперь становится письменным текстом 40. Этот тип ма гических амулетов развивается из традиции гре ко египетских гемм, ясно прослеживается в иконо графии и материале. Уже в позднем Риме наиболее известными изображениями были голова горгоны Медузы и знак дурного глаза.4 1Так, фалары с изо бражениями императора, горгоны Медузы и льви ных протом украшают лорик римского центуриона на погребальной стеле I века42. К раннехристиан скому периоду относятся две подвески IV VI веков в форме дурного глаза и головы Медузы43 из Де тройтского института искусств. Кроме имен Соло мона и Сисиния на магических папирусах и гем мах часто используются имена богов, Саваофа, Иао и ангелов, Михаила и Гавриила44. Например, коптский магический амулет IV V веков из Ахмима с призывом архангелов, Богоматери, Иоанна Кре стителя и Захарии45. Фрагмент магического текста с заклинаниями, взывающими к архангелам Гаври илу, Михаилу, Суруилу, херувимам и серафимам, хранится в собрании Эрмитажа46. Начертанные на оберегах божественные и ангельские имена уси ливали действенность амулетов. Несмотря на отрицательное отношение церкви к использованию всевозможных амулетов и составлению гороскопов, они продолжают встре чаться и после официального признания христи анства в течение длительного времени47. В 36 пра виле Лаокодийского Конгресса 360 г. содержится запрет и описание наказания за использование амулетов, что свидетельствует о существовании этой практики даже среди служителей церкви48. Из многочисленных свидетельств Отцов Церкви мы знаем, что амулеты использовались и в хри стианских общинах позднеантичного Средизем номорья. Главная причина отрицательного от ношения церковных властей к магии, отмечает греческий исследователь Вики Фосколу, заклю чалась в размытости границ в использовании хри стианских символов, как со стороны христиан, так и для проведения магических ритуалов 49. В ответ на обвинения Цельса в том, что христиане черпа ют свою силу из демонов и заклинаний, Ориген пи шет они получают силу, которой, по видимому, обладают, не с помощью каких либо заклинаний, а с помощью имени Иисуса и рассказов о нем50. Раскрыть символический замысел этих ком позиций помогают аналогичные образцы, содер жащие эпиграфический материал. В Малой Азии при раскопках Кибира Магна в слое, относящемся к VI в., был найден бронзовый амулет со всадни ком, попирающим женскую фигуру, и фрагментом 90 го Псалма5 1Можно отметить еще несколько амулетов VI VII вв. с изображением всадника и де моницы, и отрывками из 90 го Псалма52. Представ ления о печати Соломона как о сильном апотропее глубоко укоренилось в сознании людей, поэтому неудивительно, что надписи с его именем извест ны на целой группе памятников. Это браслеты, свадебные пояса и кольца, служившие излюблен ными украшениями в Сирии и Египте. В Лувре хранятся два браслета с изображением на шинке всадников и первой строчки 90 го Псалма53. Г. Ви кан, публикуя группу из 19 браслетов VI VII веков с изображением всадников, отмечает, что на 16 из них преобладают фрагменты из 90 го Псал ма54. В комментарии Лопухина к этому Псалму читаем Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех 432 433 Ил. 6. Амулет с изображением всадника. Египет. VII VIII вв. Кость резьба. Инв. ДВ 10357. Государственный Эрмитаж Ил. 7. Амулет с изображением всадника. Египет. VII VIII вв. Кость резьба. Инв. ДВ 10359. Государственный Эрмитаж несчастий и зол жизни 55. Сцены, представленные на браслетах, поясах и кольцах, заимствуются с па ломнических евлогий, обнаруживая близкое сход ство с ампулами Монцы. Иконография сцен хри стологического цикла зародилась в Святой Земле и была характерна для многочисленных предме тов, вывозившихся паломниками. По наблюдению Э. Хайрединовой, почти на всех браслетах место всадника определено после сцены Жены мироно сицы у Гроба Господня или предшествует Возне сению56. Согласимся с автором, что конный образ, побеждающий демона, сопоставляется с Христом и его победой над смертью. В собрании Эрмитажа хранятся четыре ме дальона из кости, один из бронзы и два из свин ца со всадником, поражающим копьем лежащую фигуру с женской головой и змеиным туловищем, композиционно и стилистически принадлежащие одному иконографическому типу. Это амулеты не большого размера, с петелькой на верхнем крае и двумя или четырьмя ножками по бокам и внизу на образцах из кости. На поле медальона ил. 6, инв. ДВ 10357 выделяется лицо всадника, пе Ил. 8. Амулет с изображением всадника. Египет. VII VIII вв. Кость резьба. Инв. ДВ 10358. Государственный Эрмитаж Ил. 9. Амулет с изображением всадника. Египет. VII VIII вв. Кость резьба. Инв. ДВ 1036 1 Государственный Эрмитаж реданное анфас, с большими глазами и широким носом правой, отведенной в сторону рукой с ко пьем он поражает лежащую фигуру с женской го ловой и змеиным туловищем. Все четыре подвески из кости, по видимому, были изготовлены в одной мастерской, хотя отличаются качеством исполне ния стилизованная, несколько схематичная ком позиция с острыми линиями резьбы на образце ил. 7, инв. ДВ 10359 и мягкими, плавными пе реходами на трех других медальонах инв. ДВ 10357 ил. 8, инв. 10358 ил. 9, инв. ДВ 1036 1 Аналогичная композиция представлена на брон зовой пластине с грубо гравированным изображе нием всадника с обеих сторон, на одной попира ющего женскую фигуру ил. 10, инв. ДВ 10529 Напомним, что этот предмет, так же как и два аму лета из кости, был приобретен в Луксоре. Несмо тря на низкое качество изображения на бронзовой пластине, налицо иконографическая и стилисти ческая близость с изделиями из кости. Изготовлен ные из более дешевого материала, два свинцовых медальона показывают использование подобного типа предметов среди различных слоев населения инв. ДВ 10846, инв. ДВ 10847 Медальоны с безымянным всадником являлись предметами серийного производства. Его образ был настолько известен, что в надписи не было нужды. Святой всадник относится к магическим заклинаниям, записанным или устным, а его изображение явля ется ритуальным повторением этих заклинаний. По мнению Р. Котанского, использование общих апотропейных формул на папирусах и амулетах является доказательством того, что они относятся к тем же магическим практикам, сформирован ным позднеантичной средой57. Различие между папирусами, пластинами и подвесными амулета ми заключается в том, что защитные свойства пер вых обязаны начертанному на них апотропейному тексту и предшествующему магическому ритуалу. Филактерий же объединялся с визуальными изо бражениями, что характерно для культуры с более низким уровнем грамотности. После включения Египта в Арабский халифат изображения всадников на тканях не исчезают. Почитая Христа как пророка, мусульмане воспри няли апотропейный характер образа всадника, что подтверждается многочисленными текстиль ными образцами. Так, на одной из тканей с охотя щимися амазонками есть арабская надпись, упо минающая имя Иисуса. Таким образом, композиции, представ ленные на тканях и рельефах, первоначально Ил. 10. Амулет с изображением всадника. Египет. VII IX вв. Бронза гравировка. Инв. ДВ 10529. Государственный Эрмитаж 434 435 развиваются в русле эллинистической традиции, сложившейся под влиянием памятников с изо бражением Александра, иногда относящихся к погребальной практике. В византийский пери од в Египте под влиянием метрополии появляет ся триумфальная императорская иконография. Амулетная же линия связана с сиро палестинским регионом и гностико солярной символикой. Точки соприкосновения этих линий появляются в конце VI века, на фресках Бауита, рельефах и отдельных тканых композициях с изображением император ского триумфа. Влияние сиро палестинского реги она на становление византийской иконографии, и особенно ее египетской провинции, широко известно. Речь идет как о ранней палестинской сцене с изображением царя Соломона, так и груп пе сиро палестинских гравированных амулетов VI VII веков. К VIII веку изображение всадника встречается все реже, что объясняется ослаблени ем роли Византии в Египте в связи с завоеванием страны арабами в 642 году. Реалии египетского сознания в этот период не воспринимали борьбу всадника со змеем в качестве императорского три умфа, а скорее наделяли это изображение функци ей апотропея оберега, исцеления, изгнания зла. На смену императорской иконографии, отражаю щей византийское влияние в Египте, что ярко про является на многочисленных образцах коптских тканей, приходит почитание святых всадников. Развитый культ мученичества, распространение гностических ересей способствовали широкому развитию этого образа. Самыми чтимыми в Египте стали святые защитники от болезней и смерти Архангел Михаил, Мина, Сисиний, Феодор, Геор гий и Меркурий58. После арабского завоевания эс хатологическое понимание образа всадника было утрачено, а его изображения, в основном, свелись к функции апотропея. 1Быстрикова М. Г. Коптские ткани медальоны в роли за щитных амулетов Вестник древней истории. 1978. 4. С. 64. 2 Тураев Б. А. Абиссинские магические свитки Сборник статей в честь графини П. С. Уваровой. М., 19 16. С. 176. 3 Гусарова Е. В. Легенда о святом Сисинии и Верзилье в эфиопской традиции Сисиниева легенда в фольклор ных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. М., 20 17. с. 14 9 1 4 Brune K. H. Der koptisсhe Reiter. Ja ger, Ko nig, Heiliger ikonographisсhe und stilistisсhe Untersuсhung zu den Reiterdarstellungen im spa tantiken A gypten und die Frage ihres Volkskunstсharakters A berge, 1999. S. 0. 5 Lewis S. The Iсonography of the сoptiс Horseman in Byzantine Egypt JARсE. 1973. Vol. 10. P. 50. 6 Ibid. P. 50. Fig. 35. 7 La Gloire D Alexandrie. Exposition Mus e de l Eph be 29 aout 29 november. Le сap D Agde, 1998. P. 23. сat. 13. 8 Александр Великий. Путь на Восток каталог выставки. СПб., 2007. С. 197. 185. 9 Rutsсhowsсaya M. H. сoptiс fabriсs. Paris, 1990. P. 143. 10 Galavaris G. Alexander the Great сonqueror and с ive of Death His Various Images in Byzantine Art RAсAR. 1989. Vol. 16. N. 1P. 18. gypten. Sсh tze aus dem W stensand. Kunst und Kultur der сhristen am Nil Katalog zur Ausstellung. Wiesbaden, 1996 262. Kat. 283. 12 сl dat J. Le monast re et la n сropole de Baou t MIFAO. Le сaire, 19 16. T. 39. P. 80. Pl. LIII. 13 Beyond the Pharaohs Egypt and the сopts in the 2nd to 7th сenturies AD F. D. Friedman. Providenсe RI 1989. P. 175. сat. 104. 14 Vakaloudi A. D. and the Role of the Apotropaiс Magiс Amulets in the Early Byzantine Empire Byzantion. Vol. 70. 2000. N. 1Р. 197. 15 Beyond the Pharaohs сat. 103. 16 Хайрединова Э. А. Медальоны с изображением святого всадника из могильника у с. Лучистое МАИЭТ. Сим ферополь, 20 14. Вып. XIX. С. 146 2 10. 17 Beyond the Pharaohs P. 193. сat. 104. 18 Byzantine Women and their World ed. J. Kalavrezou. London, 2003. P. 294. сat. 175. 19 Art and Holy Powers in the Early сhristian House Exh. сat. Urbana сhiсago, 1989. P. 165. сat. 980. 20 L Art сopte en gypte, 2000 ans de сhristianisme сat. d exp. Institut du Monde Arabe. Paris, 2000. P. 122. сat. 92. 2 1Залесская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства IV VII веков каталог коллекции. СПб., 2006. с. 87. 94. 22 Vikan G. Art, Mediсine and Magiс in Early Byzantium DOP. 1984. Vol. 38. P. 79. 23 gypten. Sсh tze aus dem W stensand 84. Kat. 17. 24 Ibid 2 10. Kat. 2 14 a, b. 25 Неверов О. Я. Изображения на геммах печатях, метал лических перстнях и амулетах Кобылина М. М. Изображения восточных божеств в Сев. Причерноморье в первые века н. э. М., 1978. Приложение. С. 178 180. 26 Age of Spirituality Late Antique and Early сhristian Art, Third to Seventh сentury ed. by K. Weitzmann. New York, 1979. P. 3 18. сat. 395. 27 Залесская В. Н. Указ. соч. с. 10 38. 28 Смагина Е. Б. Святой Сисиний в коптской традиции Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных тра дициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. М., 20 17. с. 133 140. 29 Barb A. A Magiсa Varia Syria. 1972. T. 49. Fas. 3 4. S. 344 355. 30 Panсaroglu O. The Itinerant Dragon Slayer Forging Paths of Image and Identity in Medieval Anatolia Gesta. 2004. Vol. 43. N. 2. P. 152. 3 1Sсhlumberger G. Amulettes Byzantins anсiens destin es сombattre les mal fiсes et les maladies Revue des tudes greсques. 1892. T. 5. P. 73 93. 32 Bonner с. Studies in Magiсal Amulets сhiefly Graeсo Egyptian Humanistiс Series. Vol. 49. Ann Arbor, 1950. P. 2 33 Spier J. Medieval Byzantine Magiсal Amulets and Their Tradition Journal of the Warburg and сourtauld Institutes. 1993. Vol. 56 1993 Р. 30. No. 33. Pl. 3 a. 34 Vakaloudi A. D. and the Role of the Apotropaiс Magiс Amulets in the Early Byzantine Empire Byzantion. 2000. Vol. 70. N. 1Р. 185. 35 Spier J. Medieval Byzantine Magiсal Amulets and Their Tradition. Р. 47. 36 Strawbridge J. Early сhristian Epigraphy. Evil and the Apotropaiс Funсtion of Romans 8.3 1Vigiliae сhristianae. 20 17. Vol. 7 1N. 3. P. 3 16. 37 Beyond the Pharaohs P. 175. сat. 104. 38 Ернштедт П. В. Коптские тексты Государственного Эр митажа. М. Л., 1959. с. 146 147. 65. 39 Там же. С. 148. 66. 40 Kotansky R. Greek Exorсistiс Amulets Anсient Magiс Ritual Power. Leiden, 1995. P. 243 277. 4 1Toynbee J. M. Art in Roman Britain. London, 1962. P. 19 1 No. 137. 42 Bruh сoins and сostume in Late Antiquity. Washington. 1993. P. 28. No. 18. 43 Beyond the Pharaohs P. 19 1No. 10 1 44 Spier J. Late Antique and Early сhristian Gems. Wiesbaden. 2007. P. 83. Nr. 472. 45 L Art сopte P. 120. No. 9 1 46 Ернштедт П. В. Указ. соч. С. 15 57. 70. 47 Maguire H. Magiс and Geometry in the Early сhristian Floor Mosaiсs and Textiles Jahrbuсh der sterreiсhisсhen Byzantinistik. 1994. Bd. 44 269 270 Gamble H. Y. Books and Readers in the Early сhurсh. A History of the Early сhristian Texts. New Haven, 1995. P. 237. 48 Strawbridge J. Early сhristian Epigraphy. Evil and the Apotropaiс Funсtion of Romans 8.3 1Vigiliae сhristianae. 20 17. Vol. 7 1N. 3. P. 326. 49 Foskolou V. The Magiс of the Written Word the Evidenсe of Insсriptions on Byzantine Magiсal Amulets 20 14. XAE. 35. P. 3 1 50 Shandruсk W. сhristian Use of Magiс in Late Antique Egypt Journal of Early сhristian Studies. 20 12. Vol. 29. N. 1P. 3 1 5 1Demirer U., Kraus T. Ein Bronze Amulett aus Kibyra mit Reiterheiligem und grieсhisсhen Psalm 90 Zeitsсhrift f r Papyrologie und Epigraphik. 20 15. Bd. 195 58. 52 Ibid 60. 53 L Art сopte P. 123. No. 98. 54 Vikan G. Two Byzantine Amuletiс Armbands and The Group to Whiсh They Belong Journal of the Walters Art Gallery. 199 992. Vol. 49 50. Р. 35. 55 Электронный ресурс URL https bible.by lopuhinbible 19 90 дата обращения 30. 10.2023 56 Хайрединова Э. Амулет с изображением святого всад ника из Юго западного Крыма Античная древность и средние века. 2022. Т. 50. С. 2. 57 Kotansky R. Greek Exorсistiс Amulets. P. 274. 58 Walter сh. The Byzantine Warrior Saints. London, 2003. P. 27 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Ошарина О.В. Христианские амулеты-апотропеи с изображениями всадников из собрания Эрмитажа (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |