| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Минасян Р.С. Чертомлыкская амфора | ||||||
Минасян Р.С.
Чертомлыкская амфора// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 409-417 Аннотация: В 1863 году неподалеку от г. Никополя при раскопках И. Е. Забелиным Чертомлыкского кургана была найдена серебряная амфора (ГЭ, инв. № Дн 1863 1/166) Сооружение кургана установлено по датировке трех керамических клейм из насыпи (около 330–300 гг. до н. э.). Обстоятельный обзор рассмотренных вопросов, имеющих отношение к истории изучения кургана, его датировке, анализу погребального инвентаря, семантике изображений на художественных предметах и, в частности, на серебряной амфоре, можно найти в монографии, посвященной этому памятнику. Там есть ссылки на соответствующую научную литературу. Об авторе публикации/статьи: Минасян Р.С. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 48618 знаков (с пробелами)
Чертомлыкская амфора Р. С. Минасян В 1863 году неподалеку от г. Никополя при раскопках И. Е. Забелиным Чертомлыкского кур гана была найдена серебряная амфора ГЭ, инв. Дн 1863 66 ил. 1Сооружение кургана уста новлено по датировке трех керамических клейм из насыпи около 330 300 гг. до н. э Обсто ятельный обзор рассмотренных вопросов, име ющих отношение к истории изучения кургана, его датировке, анализу погребального инвента ря, семантике изображений на художественных предметах и, в частности, на серебряной амфоре, можно найти в монографии, посвященной этому памятнику. Там есть ссылки на соответствующую научную литературу 1 По свидетельству И. Е. Забелина, амфору об наружили, заметив замурованный в глине сере бряный предмет, который осторожно расчистили ножами. По очистке места был открыт какой то кружок вроде обода из почерневшего от окисле ния серебра. Дальнейшая очистка этого кружка обнаружила вскоре, что то был какой то сосуд, си девший очень твердо в глиняном слое. Необходи мо было окопать его кругом канавой, дабы вынуть без повреждения. При устройстве такой канавы образовалась круглая тумба около 2 аршин в по перечнике и в 1аршин вышиной, которая потом от верха до низу постепенно снималась тонки ми слоями таким способом глина была очищена до самого корпуса сосуда. Это была большая сере бряная ваза, местами позолоченная, в роде амфо ры с двумя ручками, стоявшая несколько наклон но к З. западу. Р. М. на массивном подножии. Видимо было, что это наклонное положение вазы произошло от обвалов сводов подземелья, от чего верхний слой вазы оказался помятым и от тяже сти глиняного слоя придавленным Отмечено только одно повреждение, нанесенное в процессе раскопок, у фигурки скифа, стоящего в центре композиции скульптурного фриза, заступом от рублены и не найдены кисти рук. В описаниях амфоры отмечено, что фигур ки людей и коней на фризе припаянные. На од ном из позолоченных краников в форме львиной головки висел обрывок серебряной цепочки, а на другом был крючок для этой цепочки. Кон чики зубцов на воротнике протомы краника от ломаны. Под этим краником в придонной части прослеживается узкое пятно припоя от оторвав шейся отсюда какой то детали. Арканы, которые наверняка были в руках скифов, ловивших коней, отсутствуют. Могли быть и другие повреждения, но вопрос о причинах появления дефектов на ам форе никогда не обсуждался2. Раскопки Чертомлыкского кургана произве дены на достаточно высоком профессиональном уровне. Об этом можно судить по отчетам раско пок, статьям И. Е. Забелина и архивным матери алам. Однако, помимо отмеченных повреждений, на амфоре есть еще и другие серьезные разруше ния. На горле и на поврежденном участке тулова амфоры есть лакуны. Часть осколков отсутству ет. При расчистке сверху замурованного в глине сосуда методом, описанным И. Е. Забелиным, ла куны образоваться не могли. Если недостающие обломки действительно находились в земле, то не зависимо от квалификации тех, кто выкапывал сосуд, расчищая его ножом, крупные фрагменты должны были быть найдены. Здесь можно только предположительно объяснить их отсутствие. Либо амфору поместили в курган уже основательно по битой, хотя это маловероятно, но и не исключено, либо собрали только часть обломков, либо часть обломков потеряли до ее реставрации. За время нахождения амфоры в кургане про изошло старение металла, поэтому от удара при обрушении свода серебро не смялось, как должно 4 10 4 было быть, а в нескольких местах раскололось. После того, как амфора оказалась замурованной в глине, из за химических процессов продолжа лась дальнейшая деградация серебра. В дополне ние к этому на амфоре появлялись дефекты при извлечении ее из земли и в процессе музейного хранения. Чтобы определить способ изготовления этого сосуда, нужно установить, в каком виде его поместили в погребальную камеру, в каком состо янии его нашли, и какие изменения на амфоре появились после реставрационных мероприятий. На гравюре Пекара 1865 года, переиздан ной в 1972 году, показаны две небольшие лакуны от отколотых кусочков на горле и верхней части тулова амфоры3. Видимо, после 1865 года на ам форе появились новые повреждения. На фотогра фиях амфоры, снятых Ритгером на дагерротипном аппарате, опубликованных Л. Стефани с поясни тельными текстами, хорошо читаются большая часть повреждений и следы первой реставрации. Здесь видно, что на горле, почти разорванном тре щиной, есть вмятина и лакуна. На одной стороне нижней части амфоры, под обручем, есть боль шая растрескавшаяся вмятина с двумя лакунами. На оборотной стороне в придонной части есть большая вмятина. Отколовшиеся куски на дефор мированной стенке уже скреплены реставрато ром скобочками из тонкой проволоки, продетыми сквозь просверленные в обломках отверстия4. Когда Ритгер фотографировал амфору, не известно. Но на его фотографиях отчетливо видно, что орнамент на большей части обруча еще не расчищен от покрывавшего его слоя глины ил. 2 а а на гравюрах Пекара он воспроизведен полностью. Либо Пекар дорисовал орнамент по во ображению, хотя снять налет не представляло сложности, либо съемки производились до появ ления гравюр, т. е. всего лишь спустя 25 лет после изобретения фотографии. Трудно себе предста вить, что этот важный элемент декора продолжал оставаться нерасчищенным в течение десяти лет. В ОАВЕС хранятся рукописные описи на не мецком и русском языках никопольских древно стей, составленные Г. Е. Кизерицким в 90 х годах XIX века. В отличие от многих других предметов, относительно которых там есть различного рода информация, чертомлыкская амфора 175 упо минается без каких либо комментариев относи тельно ее сохранности. Л. Стефани полагал, что фигурки на фризе были отлиты, позолочены и припаяны5. На самом деле они были отлиты, приклепаны к амфоре Ил. 2. Чертомлыкская амфора а фрагмент наружного обруча с залепленным глиной орнаментом. Воспроизводится по Стефани Л. Никопольская серебряная ваза в Императорском Эрмитаже атлас СПб., 1873. Табл. 6 б фрагмент наружного обруча с расчищенным орнаментом. Государственный Эрмитаж заклепками, припаяны, а потом позолочены. Фи гурки на рельефном фризе отлиты по утрачивае мым моделям. Они плотно прилегают к искривленной поверхности плечиков амфоры. Люди и лошади стоят на узкой кромке обруча ил. 2 Такая безупречная точность литья и расположе ния фигурок на плечиках могла быть достигнута только при условии, если скульптор лепил модели фигурок на искривленной поверхности верхней части корпуса, еще не соединенной с нижней ча стью. По мнению И. Е. Забелина плечики амфо ры украшены припаянными фигурками скифов и коней, а над ними расположены две басменные и нарезные композиции с изображениями оленя, терзаемого двумя грифонами. Остальная часть корпуса амфоры покрыта позолоченными ба сменными и нарезными изображениями листьев, цветов, плодов и птиц6. Л. Стефани заметил разницу в рисунках на корпусе амфоры. По его мнению, рельефы на лицевой стороне выполнены с особой тща тельностью и удивительным искусством. Плоские Ил. 1Чертомлыкская амфора. а фотография Ритгера б вид со стороны поврежденного корпуса реставрация 1928 г. в фотография И. Ф. Чистякова 194 1г. г фотография амфоры после реставрации 1965 г. с реконструированными горлом, ручками, поддоном и краником в виде львиной головки Государственный Эрмитаж а б в г а б 4 12 4 13 Ил. 3. Деформированная и выправленная верхняя часть чертомлыкской амфоры с оторванными горлом и ручками а вид внутренней поверхности б вид лицевой поверхности Ил. 4. Деформированная нижняя часть чертомлыкской амфоры после инцидента 1965 г. ты негативы не сохранились Судя по фотографи ям последующих лет, необходимость реставрации была вызвана новыми повреждениями амфоры. На травмированном участке стенки под обручем появились новые трещины и сколы. Разбитую часть разобрали на 6 кусков. Пролом, образовав шийся после разборки, увеличился в размерах из за вновь отколотого куска стенки в правой сторо не лакуны. Сквозь пролом стала просматриваться внутренняя сторона противоположной стенки с отрезком внутреннего обруча с одной из закле пок на нем, которыми к этому обручу прикрепля лась нижняя часть амфоры. Об этой детали и о за клепках разговор пойдет ниже. В новых обломках просверлили отверстия, фрагменты скрепили между собой скобками, вмятину, которая была на этом участке, выправили. Помимо этого, стало заметно, что лакуна на горле тоже увеличилась в размерах из за отколовшегося куска. Вмятину, которая была на горле, выправили, а это можно было сделать только давлением изнутри, вытащив заклепки, скреплявшие горло с ситечком. Выпра вив вмятину, ситечко вернули на место, приклеи ли к горлу, поставили заклепки, у которых шляпки изменили конфигурацию ил. 3 В докладной записке зав. ОДО А. Иессена от 19.03. 194 1содержится просьба о разрешении передачи в реставрацию чертомлыкской вазы для следующих работ 1Очистка от пыли и грязи. 2. Укрепление основания поддона. 3. Исправление поддерживающего проволоч ного каркаса. По ходу работ будет вынесен протокол 9. Реставрацию производил В. Кононов. В его объяснительной записке о проделанной работе говорится о состоянии амфоры до реставрации и после нее акт 47 от 194 1г Им было установ лено, что ситечко и горло амфоры были припаяны еще в древности. Припой содержит серебро и су рьму. Древняя пайка, по мнению В. Кононова, была недостаточно чистой вокруг голов пегаса, львов, фигур лошадей и людей видны капли и куски припоя. Следы припоя также были обнаружены на поддо не, на дне вазы, на деталях под дном. На внутрен ней поверхности ситечка замечены следы припоя от прежде припаянной здесь какой то части вазы. Зафиксированы остатки позолоты на поверх ности горла и ситечка. Отмечена чрезвычайная хрупкость серебра. Детали на дне амфоры, от ломанные ноги и хвосты лошадей, отломанный край ситечка были приклеены предшествующим реставратором в 1928 г. uли раньше Р. М. шел лаком и менделеевской замазкой. Одна львиная головка была заполнена гипсом и приклеена. От валившиеся детали В. Кононов расчистил от ста рого клея и вновь приклеил их столярным клеем с мелом и рапидом. Головку очистил от гипса и при крепил ее к вазе медными скобками. В 1954 году Е. А. Румянцев сделал косметиче скую промывку амфоры, места с трещинами и ла куной на горловине проклеил бутеральной плен кой, а полость в отвалившемся кранике с львиной головкой заполнил древесными опилками, сме шанными с раствором бутераля, и приклеил кра ник на место. В монографии М. И. Артамонова опубли кованы фотографии, сделанные В. Форманом в 1959 году 10. В сравнении с фотографиями 194 1года сохранность амфоры не изменилась. Ночью 28 марта 1965 года неизвестный злоумышленник проник в Эрмитаж. Он разбил амфору и похитил несколько деталей горло, две ручки, поддон и краник с львиной головкой. Со гласно акту 167 от 30 марта 1965 г. вес сере бра в сохранившихся обломках составил 7 170 г + 29 г мастики. Прежний вес равнялся 10 799 г. На фотографиях обломков разрушенной амфо ры, к сожалению, теперь появилась возможность рассмотреть ее внутреннюю поверхность, прежде недоступную для изучения ил. 4 В том же году амфора была отреставрирована, а недостающие части восполнены см. ил. 1г На оригинале горло и верхняя часть тулова составляли единое целое. Теперь горло пришлось делать заново и надевать на рваный край плечиков. Ширина горла увели чилась, поэтому изменился строгий силуэт амфо ры. Поскольку сохранились фотографии амфоры, сделанные до инцидента и после него, есть воз можность сравнивать параметры оригинального изделия с его современной формой. Прежде автор статьи пытался объяснить, ка ким образом амфора была сделана, но это была не вполне удачная реконструкция, поскольку тог да еще не было достаточных знаний для изучения древней техники металлообработки трасологи ческим методом Необычные конструктивные особенности амфоры дали повод полагать, что еще до появления первых изображений в печа ти реставраторы амфору демонтировали, почи нили и собрали, изменив конструкцию. Об этом якобы свидетельствовало большое количество заклепок. Все заклепки, судя по отверстиям в де талях и в стенках корпуса, были очень тонкими. рисунки на задней стенке он отнес ко второму разряду отметил исключительность художе ственных достоинств амфоры и объяснил смыс ловое содержание изображений на фризе и на кор пусе7. Комментарии по поводу различий в харак тере изображений на обеих сторонах амфоры есть и у других исследователей, но объясняют они этот уникальный случай, не встречающийся на других сосудах античной и восточной работы, так же, как это сделали И. В. Забелин и Л. Стефани. Поэтому нет необходимости возвращаться к этой теме еще раз. Но процессы изготовления амфоры и процес сы ее декорирования несомненно происходили иначе, чем это представлялось ранее. Различия в декоре на обеих сторонах чертомлыкской ам форы объясняются спецификой способа, который мастер использовал для нанесения изображений. Об этом будет сказано ниже. В 194 1году амфору фотографировал И. Ф. Чи стяков. В архиве ИИМК РАН хранятся его негати вы хорошего качества и отпечатки с них нег. III 1280 28 12 Q 603 ил. 1в Судя по фотографи ям, видимых изменений физического состояния амфоры, в сравнении с фотографиями прошлых лет, как будто не произошло. Но появился вопрос. Не известно, когда поддон, дисковидная деталь и кронштейн на нижней части амфоры отпаялись и когда их приклеили мастикой. На гравюрах Пека ра на месте присоединения поддона видна слабая волнистая линия, которой показана либо кромка налипшей грязи, либо клей. Поэтому не исключено, что нижние детали приклеил первый реставратор, который скрепил осколки скобочками и подклеил отломанные ноги и хвосты на фигурках лошадей. Во всяком случае, на фотографии 1928 года эти сле ды определенно фиксируются см. ил. 1б Амфору реставрировали несколько раз, но отсутствие надлежащей документации о том, когда и какие меры предпринимались при этом, затрудняет нахождение на оригинале послед ствий этих мероприятий. В 1907 1922 годах в Эр митаже работал фотохимик В. В. Вейсенбергер. С 19 17 года, а может быть и раньше, он расчищал и консервировал предметы, найденные в Кульоб ском, Артюховском, Чертомлыкском, Келермес ском, Майкопском курганах8. Не исключено, что вместе с другими предметами он реставрировал и чертомлыкскую амфору. В 1928 году амфору вновь реставрировали. В негатеке ОАВЕС есть несколько фотографий низкого качества, сделанных в процессе этой рабо а б 4 14 4 15 Ил. 7. Фрагмент плоского рисунка на задней стороне нижней части корпуса чертомлыкской амфоры Такой слабый крепеж конструктивно не оправдан и не мог выдержать вес даже пустого сосуда. Мно жество заклепок, причем даже на дне, не могло обеспечить надежное крепление деталей и пре дотвратить протечки. При транспортировке мас сивного изделия и в процессе его использования, даже при незначительном покачивании амфоры, заклепки неминуемо оторвались бы и сквозь от верстия негерметичного сосуда стало бы просачи ваться вино. Такие заклепки не прочные, поэтому многие детали отваливались ил. 5 Во избежание непредвиденных осложнений помимо заклепок требовалась и пайка. Античные мастера, как правило, все детали дорогостоящих вещей, тем более дорогих сосудов, каким является чертомлыкская амфора, паяли твердыми припоя ми. Но заклепки, тем более слабые, в этом случае в принципе не нужны. Они применялись с иной целью, которая объясняет необычность такого тактического решения технической задачи древ негреческим ювелиром. Конструкция амфоры. Фотографии разных лет позволяют понять, как делали амфору. Высо та 70 см, диаметр 40 см. Состав серебра со временный 900 Тулово амфоры яйцевидной формы с высоким горлом сделано из двух частей, соединенных в месте наибольшего расширения корпуса. Снаружи место соединения частей укре плено толстым орнаментированным обручем, сде ланным из дрота, прямоугольного сечения. На тор це обруча установлен скульптурный фриз. Внутри, напротив обруча, есть второй обруч, вырезанный из листового серебра, скрепленный с нижней частью корпуса маленькими заклепками с округИл. 6. Фрагмент рельефа на лицевой стороне нижней части корпуса чертомлыкской амфоры лыми шляпками. Грибовидный венчик на горле в оригинальном исполнении был пустотелым, вероятно, спаянным из двух трех деталей. К ам форе были припаяны две литые ручки и поддон, может быть литой, правленый на токарном станке. В нижней части тулова приклепаны и припаяны три литых краника посередине голова крылатого коня с тремя заклепками, по бокам львиные голов ки с одной заклепкой. В пастях фигурок впаяны сливные трубочки. Под краниками в стенке ам форы высверлены отверстия ситечки. Донышко амфоры усилено литым выпукло вогнутым диском с напаянным снизу массивным кронштейном де талью подтрапециевидной формы с отверстием, за которое амфору, очевидно, подвешивали, чтобы сливать остатки вина для просушки. Ситечко для процеживания вина соединено с горлом двумя за клепками. Каждая деталь амфоры первоначально была приклепана к корпусу тоненькими заклепка ми, о чем свидетельствуют отверстия на деталях и на обеих частях корпуса. На аташах ручек были две три заклепки. Каждая фигурка на фризе при клепывалась двумя заклепками. Заклепки были на краниках и на деталях под дном. Нижняя часть корпуса была приклепана к внутреннему обручу. Помимо заклепок все детали амфоры были при паяны к корпусу твердым серебряным припоем. Местами еще сохранились родные заклепки. Изготовление корпуса амфоры. Наиболь ший интерес представляет способ изготовления корпуса и нанесения на него рисунков и ре льефных изображений. Сквозь пролом в стенке на внутренней поверхности прослеживаются сла бые следы ударов о головку наковальни стойки Ил. 5. Наружная поверхность накладного дна чертомлыкской амфоры со следами припоя от поддона и отверстиями от двух заклепок 4 16 4 17 лия, были поставлены только при монтаже дета лей на корпусе. После этого все соединения были пропаяны серебряным припоем. Не перед пайкой, а после нее произвели чистовую обработку и позо лотили амфору. Нельзя согласиться с замечанием В. Коно нова о небрежности пайки амфоры. Нужно учи тывать, что в древности не было современных инструментов. Паяли на углях в горне или в печи, так, как это изображено на фреске в доме Вити ев в Помпеях 14. Амфора очень крупное изделие с очень тонким корпусом, а деталей на ней много, причем массивных. Припаять твердым припоем такие детали на тонкий металл очень сложно. Здесь лучше было оставить кусочки нерасплавлен ного припоя не растекшимися полностью, нежели в погоне за чистыми швами расплавить серебро и погубить всю работу. По этой же причине детали на золотом гребне из кургана Солоха и на золотой пекторали из Толстой Могилы припаяны тоже не качественно. В заключение следует напомнить, что в древ ности рельефный декор на тонкостенных сосудах наносился пятью способами. Подготовленную за готовку надевали на резную деревянную матрицу и обтягивали ее. По окончании работы матрицу выжигали. Второй способ рассматривался выше. Третий способ представляют чеканные рельефы на пластичной опоре. Чеканка в отсутствие твер дой опоры не дает возможности изготавливать предметы точной сфероидной формы. Четвертым способом изготавливались изделия с тиснеными рельефами. Пятым способом украшались изделия токарной обработкой давлением. В этом случае на поверхности сосудов можно было выдавить только горизонтальное валики и канавки. Среди археологического материала известны многочис ленные вещи, сделанные такими способами. с круглым бойком. Такая наковальня должна была быть наподобие изображенной на фреске в гробнице Рехмира 12. Формирование корпуса амфоры производилось не из листа, как обычно полагают относительно изготовления тонкостен ных металлических сосудов, а из полой отливки. Из нее сделали новую цилиндрическую заготовку с округлым дном. Теперь нужно было придать этой заготовке новую форму. Это нельзя было сделать без внутренней твердой опоры. Из дерева долж ны были выточить на токарном станке деревян ную матрицу в виде корпуса амфоры. Ее вставили внутрь заготовки и обжали на ней металл давле нием токарным способом. В принципе таким же образом изготавли вали глиняные амфоры, с той лишь разницей, что здесь матрицу заменяла рука гончара. А из готовить металлический сосуд со сфероидной профилированной формой тулова, к тому же с зауженным горлом, невозможно без твердой опоры внутри. Корпус, конечно, сделали в целом виде и без декора. То, что дело обстояло именно так, а не иначе, подтверждается трасологическими признаками и примерами многочисленных изде лий, таким способом изготовленных уже в эпоху энеолита и в более поздние времена 13. Декорирование. Декор на одной стороне ту лова имеет невысокий рельеф, на другой стороне выполнен в виде продавленного рисунка ил. 6, 7 Считается, что это было сделано намеренно. Пред почтение якобы отдавалось более важной лицевой стороне. Но это ошибочное представление. Раз личие объясняется способами нанесения декора. Чтобы нанести рельефные изображения на сосуде, сформированном на матрице, нужно снова деформировать металл, причем, что важ но, сохраняя сфероидную форму корпуса. Но де формировать металл снова было невозможно, поскольку металлический футляр плотно обле гал находящуюся в нем матрицу. Чтобы поднять рельеф над поверхностью обкладки, необходимо иметь свободное пространство между металлом и матрицей. Нужна новая матрица, но меньших размеров. Теперь большая площадь металличе ской обкладки позволит опускать обкладку на но вую матрицу, поднимая рельеф. Греческий мастер решил эту задачу своеобразным способом. Он перерезал обкладку в месте наибольшего расширения тулова, извлек из нее матрицу и слегка ее обточил. Таким образом была обеспечена точность стыковки обеих частей амфоры, а большая площадь корпуса в сравнении с обточенной матрицей позволяла снова дефор мировать металл, сохраняя сфероидную форму изделия. Но размеры новой матрицы должны были быть очень точными, чтобы иметь возможность нанести рельефы гибкой металла на обеих сторо нах амфоры. Мастер не рассчитал размеры новой ма трицы и обточил ее несколько меньше, чем тре бовалось. Поскольку на обточенной матрице не было рельефных изображений, их нужно было формировать вручную, опуская фон вокруг них. Новую матрицу покрыли воском или другим пластичным материалом. Поочередно, надевая на пластично твердую опору верхнюю и нижнюю части корпуса, на лицевой стороне стилом про давили контуры изображений и, опуская вокруг фон, на одной сформировали рельефы методом металлопластики. Пластичная прослойка давала возможность осуществить эту операцию, а твер дая матрица не позволяла нарушить поверхность сфероидного корпуса. Площадь вновь деформи руемой заготовки должна была стать достаточной для создания рельефов на обеих сторонах амфоры. Однако мастера ювелиры, скульпторы и литей щики, создавшие это замечательное произведение искусства в единственном экземпляре, сделали одну ошибку. Вторую матрицу обточили меньше требуемого размера, и металла на двусторонние рельефы не хватило, и на оборотной стороне об кладка легла на матрицу. Теперь оставалось огра ничиться только продавливанием контуров изо бражений стилом, уже не опуская фон, что и было сделано. Не исключено, что чертомлыкская ам фора единственный сосуд, на котором изобра жения на обеих сторонах выполнены по разному не преднамеренно, а по технической причине. Сборка амфоры. Перед пайкой все детали на обеих частях корпуса предварительно крепи лись по отдельности, ибо только тогда их можно было наживить на корпусе. Это было сделано тоненькимии заклепками. На кромках верхней и нижней частей корпуса проточены узенькие пазы. На паз верхней половины надели внешний обруч, установили на нем литые фигурки людей и лошадей, прикрепили их заклепками и соедини ли обе части корпуса. Наличие широкого обруча внутри амфоры, приклепанного изнутри нижней части тонкими заклепками в опасной близости от края, довольно необычный случай, но он обеспечивал устойчивость всей собранной конструк ции, подготовленной для пайки. А все маленькие заклепки, не выдерживающие вес тяжелого изде 1Алексеев А. Ю., Мурзин В., Ролле Р. Чертомлык. Скиф ский царский курган IV века до н. э. Киев, 199 1С. 18 25, 120 124, 13 1 2 Отчет Археологической комиссии за 1864 г. СПб., 1865. С. 7 190 Забелин И. Е. Скифские могилы. Чертомлыц кий курган Древности. Труды Московского археоло гического общества. Т. 1Вып. 1М., 1865 1867. С. 7 180 Забелин И. Е. Чертомлыцкая могила Древности Геро дотовой Скифии. Сборник. Описание археологических раскопок и находок в черноморских степях. С атласом. Вып. 1СПб., 1865 1866. С. 56 93 Забелин И. Е. Чер томлыцкая могила Древности Геродотовой Скифии. Сборник. Описание археологических раскопок и нахо док в черноморских степях. С атласом и картою. Вып. 2. СПб., 1872. С. 10 03 Стефани Л. Никопольская сере бряная ваза в Императорском Эрмитаже атлас СПб., 1873. 3 Отчет Археологической комиссии за 1863 1864 гг. Ат лас. СПб., 1865. Л. 2. 4 Там же. Табл. 13 Стефани Л. Указ. соч. С. 16. Табл. 16. 5 Стефани Л. Указ. соч. С. 16. 6 Забелин И. Е. Чертомлыцкая могила. С. 102. 7 Стефани Л. Указ. соч. С. 16. 8 сотрудники Государственного Эрмитажа. 1852 19 17 биобиблиогр. справочник. СПб., 2004. С. 36. 9 АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 2873. Л. 13. 10 Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собра нии Государственного Эрмитажа. Прага Л., 1966. С. 52. Табл. 162 176. Минасян Р. С. Техника изготовления золотых и серебря ных вещей из Чертомлыкского кургана А. Ю. Алексеев, В. Ю. Мурзин, Р. Ролле. Скифский царский курган IV в. до н. э. Приложение 13. Киев, 199 1С. 378 379. 12 Минасян Р. С. Металлообработка в древности и средне вековье. СПб., 20 14. Ил. 94, 153. 13 Там же. Ил. 148, 150. 14 Там же. С. 338. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Минасян Р.С. Чертомлыкская амфора (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |