| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Гуляева Н.П., Букина А.Г. Светильники с полумесяцами из частных коллекций в собрании Государственного Эрмитажа | ||||||
Гуляева Н.П., Букина А.Г.
Светильники с полумесяцами из частных коллекций в собрании Государственного Эрмитажа// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 395-407 Аннотация: В античном собрании Государственного Эрмитажа хранится группа масляных ламп периода Римской империи, которые украшены эмблемой полумесяца (рельефным изображением на щитке или в виде пластины, укрепленной на ручке). Об авторах публикации/статьи: Гуляева Н.П. Букина А.Г. Просмотр публикации в формате PDF: › Гуляева Н.П., Букина А.Г. Светильники с полумесяцами из частных коллекций в собрании Государственного Эрмитажа (2024)
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 68584 знаков (с пробелами)
Светильники с полумесяцами из частных коллекций в собрании Государственного Эрмитажа Н. П. Гуляева, А. Г. Букина 396 397 в Эрмитаж в середине XIX века и, как и подавляющее большинство античных светильников, приобретенных для Императорского музея в тот период, были привезены в Россию из Италии 17. Происхождение в большинстве случаев позволяет предполагать, что и местом их производства были италийские мастерские. По качеству работы лампы с изображени ем бюста Лу ны близки также к многочисленным простым изделиям I IV веков, которые украше ны одним только полумесяцем или полумесяцем со звездами на щитке. Такие светильники посту пали в Эрмитаж как из других собраний 18, так и из археологических раскопок в Херсонесе. Одна находка 19 была сделана при исследовании дома с винодельней в северной прибрежной части городища светильник с полумесяцем на щитке вместе с другими светильниками и костями жи вотных извлекли из жертвенника, находившего ся в подвале здания20. Другая лампа2 1происходит из семейной гробницы 888, исследованной в 1897 году на участке некрополя к юго востоку от южного склона Карантинной балки. Она стоя ла внутри гробницы под потолком, на выступе скалы 22. К. К. Косцюшко Валюжинич связывал найденные в том же погребении золотые индика ции с монетами III века23. Это согласуется с выво дами О. Бронера, который сопоставил светильник из гробницы 888 с находками в Коринфе24 эти последние Бронер в целом датировал III IV века ми25. Еще один светильник из Херсонеса ил. 8 26, вероятно, нужно датировать в тех же пределах. По форме и рельефу на щитке он очень близок к лампе из раскопок храма Е в районе форума Коринфа27. Светильник из Херсонеса был найден при расследовании плантажным способом 28 жилой центральной части городища, неподале ку от главной улицы. Таким образом, мы можем проследить использование светильников с эм блемой полумесяца на щитке во всевозможных городских контекстах жилом, сакральном, по гребальном Что же касается глиняных светильников периода римской империи, которые украше ны крупной пластиной в форме лунного серпа на ручке, то особое место среди них в эрмитажной коллекции занимают две фигурные лампы. Это обусловлено тем, что среди тысяч сохранивших ся до наших дней античных светильников, целых и фрагментированных, из бронзы, драгоценных металлов, камня и глины, фигурные лампы состав ляют только незначительную часть29. Ил. 1Подвеска лунула. Первые вв. н. э. Золото. Инв. Х 1896 10 1 Государственный Эрмитаж Ил. 2. Украшение одежды или обуви. Последние вв. до н. э. первые вв. н. э. Золото. Инв. Ол 17546. Государственный Эрмитаж Ил. 3. Статуэтка Дианы. I II вв. Бронза. Инв. ГР 3764. Государственный Эрмитаж Ил. 4. Статуэтка Геракла. IV в. до н. э. Бронза. Инв. ГР 3803. Государственный Эрмитаж и с факелами в руках изображена на светильни ке, который поступил в коллекцию Эрмитажа в 1926 году из собрания Строгановского дворца ил. 5 13. Факелы атрибутируют фигуру как Лу ну Селену 14. Это изделие середины или второй по ловины I века, когда римское искусство изготов ления светильников с изображениями на щитке переживало расцвет. Место находки лампы Кипр известно благодаря сохранившейся на дне надписи одного из ее прежних владельцев. Более поздние образцы 15, представленные в коллекции, это небольшие лампы с изображе нием бюста богини Лу ны ил. 6, 7 16. Они поступили светом С рожками бычьими Месяц, бродящий в ночи небожитель 32. Свод идей о неразрывной связи образов Селены и быка, накопленных ан тичной традицией к V веку, приводит Нонн из Па нополя Селена управляет упряжкой из быков она не знает других упряжных животных 33 бык, на котором плыла Европа, был дарован Селеной и сошел с небес34 Селена имеет форму сияющего быка35 индийские брахманы часто обращаются к Селене, летящей по воздуху, как неукротимый бык36 и т. п. Нет сомнений, что в римское время владелец фигурной лампы в форме головы быка с пластиной лунницей ясно осознавал символику такого рода. Пластина в форме лунного серпа на ручке фигурного сосуда в форме головы быка ил. 9 30 приклеена очевидно, итальянскими реставра торами XIX века Тем не менее сохранившиеся целые аналогии показывают, что именно такой вариант оформления светильника головы быка был очень характерен3 1Причиной тому, по ви димому, была широко известная сакральная ме тафора, сопоставляющая лунный серп с бычьими рожками и наоборот. Она была распространена в римской и позднеантичной литературе и ри туальной практике. Так, орфический гимн, об ращенный к богине Луны, начинается призыва нием Внемли, богиня, царица Селена, дарящая 398 399 Ил. 5. Светильник с изображением лунного божества. Вторая половина I в. Глина. Инв. ГР 9690. Государственный Эрмитаж Ил. 6. Светильник с изображением богини Луны. II в. Глина. Инв. ГР 2876. Государственный Эрмитаж Ил. 7. Светильник с изображением богини Луны. II в. Глина. Инв. ГР 2887. Государственный Эрмитаж Ил. 8. Светильник с изображением полумесяца. III IV вв. Глина. Инв. Х 1904 22. Государственный Эрмитаж Ил. 10. Светильник в виде ноги в сандалии. Конец I в. до н. э. Глина. Инв. ГР 2949. Государственный Эрмитаж Ил. Светильник. Конец I в. до н. э. первая половина I в. Бронза. Инв. ГР 5083. Государственный Эрмитаж Ил. 9. Светильник в виде головы быка. Вторая половина I в. Глина. Инв. ГР 2948. Государственный Эрмитаж Другой светильник с такой пластиной имеет форму изящной женской правой ноги в санда лии ил. 10 37. Удлиненность, натуралистичность трактовки и такая особенность как дополнитель но исполненный носик с фитильным отверстием а не отверстие в большом пальце, как это часто встречается у подобных изделий позволяют сопо ставить эрмитажную лампу с италийским предпо ложительно светильником из глины в Британском музее38 и со светильником из бронзы, принадлежа щим Неаполитанскому археологическому музею39. Время производства этого экспоната можно опре делить в пределах второй половины I века до н. э. Считается, что пластины в форме полуме сяца также как в форме листа, реже иной фор мы прикрепленные вертикально перед кольце образной ручкой, имели не только символическое, но и утилитарное значение они должны были за щищать руку того, кто держит светильник, от жара пламени40. Скорее всего, производители глиняных ламп начали добавлять эту деталь, копируя прото типы из бронзы. Бронзовые светильники ранней Империи исследователи делят на достаточно много групп, настолько они разнообразны и многочисленны. Это отчасти можно объяснить тем, что их отливали в технике утраты восковой модели. Соответствен но, практически невозможно было повторить одну и ту же форму в абсолютной точности и со всеми деталями. В случае со светильниками с ручками, украшенными изображениями лунницы лунного серпа это могли быть светильники разного типа, довольно широко разнесенные по времени изго товления и бытования. В большинстве случаев на концах рожков лунниц находились небольшие шарики, в основном утраченные. Как было ска зано выше, данное украшение было достаточно популярно в римскую эпоху. В коллекции Античного отдела присутству ют три светильника с ручками, украшенных лун ницами, и отдельный лунный серп. Однорожковый светильник В.646 ил. 4 1 был найден в Помпеях и подарен великим кня зьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николае вичу в 1852 году, во время их поездки по Италии42. Позднее, в 1873 году, Николай Николаевич пере дал его и другие предметы в коллекцию Эрмитажа. Светильник имеет округлое тулово и слегка высту пающий вперед плоский сверху рожок. Широкий возле тулова рожок значительно сужается к круглому отверстию, расположенному на его конце, которое обрамлено плоским рельефным кольцом. 400 40 1 Отверстие для наполнения светильника маслом также круглое, с невысокой закраиной, возможно, для крышки. Ручка состоит из небольшого пло ского биконического кольца, к которому сверху крепится биконический лунный серп с загнутыми внутрь рожками. Тулово располагается на низкой кольцеобразной ножке с концентрическими кру гами внутри. Наш экземпляр лампы данного типа пока единственный из известных обладает таким украшением на ручке. У аналогичных опублико ванных светильников ручек нет или они имеют другую форму декора. Очень близкой аналогией этому сосуду яв ляется ранее не публиковавшийся светильник из коллекции Екатерины II ил. 12 43. Это однорож ковый светильник без ручки, представляющий со бой бракованный вариант лампы с сохранившей ся внутри формовочной массой. Рожок несколько более вытянутый, а его плоское обрамление шире, чем у светильника В.646. Обозначая данную форму светильников как тип лампы с коротким носиком Валенца Меле делит данную форму сосудов на четыре подтипа, определяя истоки ее происхождения временем позднего эллинизма44. У одного из светильников подтипа a ручка соответствует ручке нашего све тильника В.64645. Четыре светильника подтипа с, два из которых были найдены в Помпеях и два не известного происхождения, полностью, включая размеры, аналогичны обоим нашим светильни кам46. Датируются эти лампы временем правле ния Августа первой половиной I века. Подобный сосуд, тоже без ручки, но с четырьмя рожками, из коллекции Британского музея Д. Бейли дати рует I веком или эллинистическим периодом47. Действительно, всем этим бронзовым све тильникам аналогичны два керамических све тильника I века до н. э. из коллекции Эрмитажа48. Единственным отличием является биконическая, а не округлая форма тулова глиняного светильни ка, что объясняется переменами в производстве переходом мастеров того времени от гончарного круга к форме49. Учитывая, что, в отличие от гре ческих светильников, римские формы аналогич ных глиняных и металлических ламп не совсем соотносятся по времени появления, предлагаем датировать наш светильник В.646 первой поло виной I века. Ручки с лунницами, подобные украшению светильника В.646, принадлежат светильникам разных типов. Согласно классификации З. Лёшке, это типы XVIII, XIX и XXI50. К последнему отно сится эрмитажный однорожковый светильник5 1 до сих пор не публиковавшийся и считавшийся ранее подделкой52 ил. 13 Это светильник гру шевидной формы с выпуклым щитком и высокой закраиной вдоль плечиков. Круглое отверстие для заполнения маслом окаймлено рельефным бортиком, служившим закраиной для утраченной крышки. Носик длинный, закругленный на конце, с круглым отверстием для фитиля. Ножка высокая, кольцеобразная, с полукруглым выступом в цен тре. Ручка в форме шпоры, с подобием желудя в центре, светильнику не принадлежит53. Судя по произведенным анализам сплава, из которого она изготовлена54, подобное дополнение могло быть сделано реставратором ХIХ века из детали, оказавшейся под рукой, с целью придать вещи за конченный вид. То, что этот светильник мог иметь ручку с лунницей, такую как на нашем светильнике из Помпей, свидетельствуют его многочисленные аналогии55. Меньший по размеру светильник, най денный К. К. Косцюшко Валюжиничем в 1903 году во время раскопок в Херсонесе, хранится в Нацио нальном заповеднике Херсонес Таврический 56. Он практически полностью повторяет форму нашей лампы с тем исключением, что имеет три петли для подвешивания. В. В. Дорошко опреде лил, что подавляющее большинство светильников данного типа встречается на территориях север ного приграничья Римской империи57. Достаточ но простые в исполнении, не имеющие особенных изысков и вполне утилитарные, данные лампы могли быть в ходу у населения римских гарнизо нов. Все они датируются рубежом I II веков, как мы и предлагаем датировать светильник В.447. Подобные лампы в основном предназнача лась для подвешивания, как и херсонесский све тильник, поскольку у них сохранились петли для цепочек, а в ряде случаев и сами цепочки. Напри мер, у светильника из Римско Германского музея Кёльна по краям корпуса и на луннице находятся петли для подвешивания, частично сохранилась цепочка, а высокая ножка внизу сильно расширя ется58. Однако у эрмитажной лампы петли отсут ствуют. Следовательно, ее ставили на столик либо на подставку. Предположительно из коллекции Лаваль59 происходит небольшой изящный однорожковый светильник60 ил. 14 Он отлит целиком вместе с плоским полумесяцем, прикрывающим кольце образную ручку6 1У светильника округлое, пло ское сверху вместилище, небольшой вытянутый рожок с круглым отверстием для фитиля. Круглое отверстие для заполнения маслом имеет трехсту пенчатую закраину для крышки. Ножка невысокая круглая, с концентрическими кругами от токарно го станка внутри. Аналогичный светильник с полумесяцем, но без ручки, поступил в Британский музей в со ставе бывшей коллекции лорда Уильяма Гамильто на, собранной в основном из предметов, найден ных в окрестностях Неаполя. Д. Бейли датирует лампу из британского музея I веком62. Подобные миниатюрные сосуды были найдены при раскоп ках г. Ним Франция Представленный в нашем собрании тип светильника определяется Ивом Ма нье как принадлежащий группе Id, датирующейся 75 125 годами63. Предполагая, что наш светиль ник В.447 также происходит из окрестностей Не аполя, считаем возможным датировать его второй половиной I века первой четвертью II века. Третий светильник, вероятно поступивший из коллекции Лаваль, двухрожковый, считался подделкой и до сих пор не был опубликован64 ил. 15 Он имеет округлое тулово и два закру гленных на концах носика с круглыми отверсти ями для фитиля. Рожки с трех сторон фланки руются волютами, выступы которых по бокам тулова заканчиваются шариками. Отверстие для заполнения светильника маслом расположено в воронкообразном углублении круглого щитка, слегка приподнятого над туловом. Ручка состоит из скругленной петли, прикрытой полумесяцем. Невысокая округлая ножка покрыта концентриче скими кругами снаружи и внутри. На рожках и по лумесяце расположены петли, к которым крепятся три цепочки, которые соединяются в одну и за канчиваются крючком для подвешивания лампы. Две аналогичные лампы находятся в му зее г. Касселя65. У одной из них отверстие для за полнения лампы маслом находится не в центре Ил. 12. Светильник. Конец I в. до н. э. первая половина I в. Бронза. Инв. ГР 1802. Государственный Эрмитаж Ил. 14. Светильник. Вторая половина I в. первая четверть II в. Бронза. Инв. ГР 39 10. Государственный Эрмитаж Ил. 15. Светильник с двумя рожками. 200 400 е гг. Бронза. Инв. ГР 3908. Государственный Эрмитаж Ил. 13. Светильник. Рубеж I II вв. Бронза. Инв. ГР 3898. Государственный Эрмитаж 402 403 щитка, а сбоку. У второй лампы нет ручки и це почек. Похожие лампы зачастую имеют замыс ловато выполненные ручки с фигурками людей и животных. В Берлине это фигурка Минервы66, в Британском музее Юпитера67. Причем Юпитер прикреплен к пластинке в виде лунницы, анало гичной ручке эрмитажного светильника. Подобные светильники нередки в экспо зициях итальянских музеев. Возможно, именно поэтому Д. Бейли определяет эту группу светиль ников как объемные лампы, изготовленные в Италии 68. У многих ламп этой группы украше ния ручек утрачены. Цепочки зачастую были позд нее добавлены реставраторами. Это предположи тельно касается и цепочки нашего светильника, которая изготовлена из латуни и могла быть при креплена в XIX веке69. Такие лампы из Британско го музея Д. Бейли датирует 200 400 ми годами70. Однако известны экземпляры, захватывающие период вплоть до VI века. Их форма практически неизменна, перемены касаются только формы ру чек. Видимо, данный тип светильника пришелся по вкусу жителям не только Римской империи, но и Византии7 1 Украшением ручки светильника, но больше го размера, мог быть ранее не публиковавшийся предмет в форме большого полумесяца из нашей коллекции ил. 16 72. Концы рожков лунного сер па декорированы шариками. В центре лицевой части могло находиться украшение, ныне утра ченное, по краям которого были помещены изо бражения двух волют. Подобные детали, снятые со светильников как им не принадлежащие, нахо дятся в Британском музее и датируются I веком73. Одна из этих лунниц декорирована фигуркой орла Юпитера, стоящего на перуне. Светильник с руч кой в виде биконического полумесяца с бюстом Юпитера над и бюстом Гелиоса под ним находит ся в Национальном музее Будапешта, датируется I II веками74. Ручку светильника из Чикагского института искусств также украшает лунный серп с бюстом Юпитера и орлом, сжимающим в лапах перун, на его фоне75. Глиняные светильники периода Империи, украшенные пластиной в форме полумесяца на ручке, как уже было отмечено, во многом сле довали бронзовым прототипам. Отчетливее всего это заметно на примере наиболее простых ламп с самым скромным декором в виде выпуклых и углубленных линий на щитке и на самом полу месяце. Примером тому, очевидно, может служить светильник, поступивший в Эрмитаж в середине XIX века76 и реставрированный в тот же период очевидно, в Италии ручка с пластиной в форме полумесяца приклеена к нему ил. 17 77. Тем не ме нее среди ламп аналогичной формы полумесяц представляет один из самых распространенных вариантов пластины на ручке78. Сохранились и це лые светильники такого рода79, и их бронзовые прототипы80. Богаче оформленные образцы того же типа и происхождения, что и предыдущий светиль ник, это лампа с фигурой сидящей богини уда чи Фортуны ил. 18 8 1и другая, с двумя рожками, со стоящей крылатой богиней победы Викторией на шаре ил. 19 82. Обе они могут быть датированы в пределах второй третьей четвертей I века83. Фортуна ил. 18 держит рог изобилия в ле вой руке, а правой прикасается к рулевому веслу корабля. Такая иконография свойственна Фор туне благополучного возвращения лат. Fortuna Redux Ее культ с ежегодными праздниками был введен после возвращения в Рим Октавиана Ав густа 12 августа 19 года до н. э. и со все большим размахом отправлялся во время его правления и позже84. Виктория на шаре ил. 19 держит в правой руке венок и пальмовый лист, ее склад чатая туника с большим напуском на талии бурно развевается. Изображение на щитке, очевидно, восходит к статуарному типу, известному по ран ним монетам периода правления Августа конец I века до н. э. 85 и воспроизведенному в поздней шее время в статуе Виктории Кальватоне86. Не трудно заметить, что символика удачи, спасения и торжества, которую несут в себе эти изображе ния, перекликается с общей благопожелательной символикой лунного серпа, упомянутой выше. Особого внимания заслуживают два светиль ника с полумесяцами на ручке, которые, в целом, отличаются самым скромным качеством исполне ния. Одна такая лампа была найдена в 196 1году в Херсонесе87. Другая поступила в начале 1930 х из Склада древностей Государственной академии истории материальной культуры в Мраморном дворце ил. 20 88. Для обеих характерны особая сглаженность и нечеткость всех линий. К этому могло привести то обстоятельство, что гончары, жившие в отдаленных частях античного мира, име ли обыкновение снимать гипсовые формы с при возных ламп для производства собственных копий актуальных в метрополиях моделей89. Если же фор мы снимали и с этих копий, нечеткость линий усугублялась, и приходилось что то дочерчивать уже вручную, заостренным инструментом. Нечто Ил. 16. Фрагмент ручки светильника I в. Бронза. Инв. ГР 1449. Государственный Эрмитаж Ил. 20. Светильник. II в. Глина. Инв. ГР 14872. Государственный Эрмитаж Ил. 2 1Фрагмент светильника пластина в форме полумесяца с изображением сфинкса. Вторая половина I в. Глина. Инв. ГР 15688. Государственный Эрмитаж Ил. 19. Светильник с двумя рожками. Вторая третья четверть I в. Глина. Инв. ГР 2863. Государственный Эрмитаж Ил. 17. Светильник. Первая половина I в. Глина. Инв. ГР 2870. Государственный Эрмитаж Ил. 18. Светильник. Вторая третья четверть I в. Глина. Инв. ГР 2867. Государственный Эрмитаж 404 405 о находках на о. Саламин, в районе египетской Александрии97, более тщательно исполненного в Карфагене98. Целый светильник в форме левой ступни в сандалии, украшенный такой же пла стиной, обнаружен на территории древней Кире наики Северная Африка 99. Он датирован также в пределах второй половины I века и отличается самой тщательной разработкой рельефа на обе их сторонах лунницы, так что ее первоначаль ная форма полумесяца уже почти растворяется в формах тела крылатого существа. Тем не менее благодаря этому образцу мы можем представить возможную первоначальную форму лампы, к ко торой относился эрмитажный фрагмент. Очевид но, она была подобна рассмотренному выше све тильнику в форме стопы, украшенному простой пластиной лунницей на ручке ил. 10 Нужно от метить, что в декоре таких изделий переплетены символы женской сексуальности изящная ножка, опасная и привлекательная полудева полульвица или полуптица и луны, которые созвучны и под черкивают друг друга. Поскольку среди данных о местах находок таких ламп чаще упоминается Северная Африка, можно предположить для этого типа местное происхождение. Пластина лунница с надписью в рельефном круглом медальоне ил. 22 поступила в собра ние Эрмитажа из Италии она составляла часть светильника второй половины I века с двумя рожками, щиток которого украшен рельефным изображением венка 100. Однако фрагмент с полу месяцем определенно этой лампе не принадле жит он не подходит ему по форме и был приклеен итальянскими реставраторами в Новое время. О. Ф. Вальдгауер затруднился прочесть надпись в медальоне, однако предположил, что можно согласиться с чтением З. Лёшке сONсORDIA FELIX 10 1Действительно, здесь мог быть как раз подобный девиз, характерный для римских монет и гемм II начала III века 102. Эти слова провозгла шают супружеское счастье в результате взаимного согласия, прежде всего счастье императорской четы, драгоценное для всех жителей Империи. Рассмотренные нами светильники с пла стинами лунницами на ручке из бронзы и глины представляют собой феномен художественного ремесла периода Империи. При их изучении весь ма показательно сопоставление изделий из раз ного материала. В самом деле, как точно отметил О. Бронер, наиболее естественным для изгото вителей глиняных А. Г., Н. П. ламп было обра титься к бронзовым в качестве моделей чтобы Ил. 22. Фрагмент светильника пластина в форме полумесяца с надписью. II в. Глина. Инв. ГР 2864. Государственный Эрмитаж в этом роде наблюдается и в лампе из Херсонеса. В эрмитажной коллекции материалов из раскопок в Херсонесе хранятся отдельные ручки с украше нием в виде полумесяца от ламп лучшего каче ства, очевидно привезенные из европейского Средиземноморья90, однако рассматриваемые изделия к ним не относятся. С другой стороны, предполагается, что в самом Херсонесе в I веке существовали мастерские по производству ламп, имитирующих римские типы9 1Один из хранящих ся в Эрмитаже светильников92, судя по пропорци ям и наличию очень сглаженных волют на носике, мог быть изготовлен во второй половине I века93, а другой ил. 20 немногим позже. Эрмитажу также принадлежат две отдельные глиняные пластины от ламп в форме полумесяца особенно редких типов они оформлены допол нительным рельефным декором. Один такой фрагмент, по сведениям архи мандрита Антонина Капустина происходит из Египта и был в свое время передан им в Импе раторское Русское археологическое общество. Лун ница декорирована рельефным изображением en faсe сидящего существа с человеческой головой, те лом животного и распахнутыми птичьими крылья ми сирены или сфинкса ил. 2 194. Фрагмент ана логичной формы с красным покрытием, в отличие от эрмитажного был найден при раскопках в К зе лат. сosa, колония выходцев из Лация на юге То сканы контекст находки позволяет датировать этот экземпляр второй половиной I века95. Подоб ный же обломок происходит из раскопок древне го Эмпориона Каталония 96 есть также сведения 1Авторы выражают глубокую признательность заме стителю заведующего Отделом научно технической экспертизы ГЭ С. В. Хаврину, подтвердившему пред положение о подлинности светильников В.435 и В.445. Исследование было проведено методом рент гено флюоресцентного анализа поверхности спек трометр ArtTAX экспертное заключение 1770 от 06.04.20 12. Авторы также хотели бы поблагодарить за помощь и консультации начальника Херсонесской археологической экспедиции Государственного Эрми тажа Н. Ю. Новоселову и начальника Китейской архе ологической экспедиции Государственного Эрмитажа А. В. Катцову, а также хранителя коллекции материалов античного Херсонеса Ю. П. Калашника. 2 Pinсkernelle K. The iсonography of anсient Greek and Roman jewellery MPhil Thesis University of Glasgow, History of Art Department. Glasgow, 2007. Р. 47. 3 Исайя 3. 18. Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Синодальный перевод. М., 20 С. 65 1 4 Тит Макций Плавт. Эпидик 639 640 пер. А. В. Артюш кова. 5 Pinсkernelle. Op. сit. Р. 48. 6 Ср. в связи со светильником с полумесяцем на ручке Дорошко В. В. Античные бронзовые светильники из Хер сонеса Таврического Херсонесский сборник сборник научных статей. Вып. 18 Национальный заповедник Херсонес Таврический Севастополь, 20 13 20 14. С. 37. 7 Плутарх. Римские вопросы. 76. 8 Марциал. Эпиграммы. 2.29 пер. Ф. А. Петровского. 9 Здесь и далее для предметов из частных коллекций в со брании Отдела античного мира в начале даются номера по описи материала В опись бронз, Б опись керами ки В.300, инв. ГР 3764. 10 В.339, инв. ГР 3803. Selene Luna. LIMс. Vol. 7 1P. 706 7 15 Arthemis. LIMс. Vol. 2 1P. 689 690, Nos. 900 9 Arthemis Diana. LIMс. Vol. 2 1Nos. 23с, 226, 23 1236, 237. 12 Публий Овидий Назон. Метаморфозы. 9.688 689 пер. С. В. Шервинского. 13 Б.4 184, инв. ГР. 9690 дл. 3 см пост. в 1926 г. из Строгановского дворца Древности Кипра каталог коллекции Гос. Эрмитажа А. Г. Букина, О. В. Горская, Ю. Л. Дюков и др. Государственный Эрмитаж. СПб., 2008. Кат. 124. 14 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps in the British Museum. Vol. 2 Roman lamps made in Italy. London, 1980. Р. 24 25 LIMс. Vol. 7 1P. 708 7 12. сat. 18, 27, 29, 46, 66. 15 Ср. Insсriptiones urbis Romae latinae Vol. 15, pars posterioris, fasсiсulus I Instrumentum domestiсum H. Dressel K n сh Preussisсhe Akademie der Wissensсhaften zu Berlin. Berlin, 1899. N 6572 He ann M. сh. Lampes antiques de la B oth que nationale. Vol. II Fonds g n ral Lampes pr romaines et romaines. Paris, 1987. N 245 Small A., Small с., Abdy R., De Stefano A., G ani R., Henig M., Johnson K., Kenriсk Ph., Prowse T., Vanderleest H. Exсavation in the Roman сemetery at Vagnari, in the territory of Gravina in Puglia, 2002 Papers of the British Sсhool at Rome. Vol. 75 2007 Fig. 37. 16 Б. 1074, инв. ГР.2876 дл. 6,8 см пост. в середине XIX в., из Италии Вальдгауер О. Ф. Античные глиняные светильники Описал О. Вальдгауер Имп. Эрмитаж. СПб., 19 14. Кат. 24 7 См. подробнее о проблеме происхождения светильни ков, поступивших в Императорский Эрмитаж в сере дине XIX в. Букина А. Г., Гуляева Н. П. Восточные эл линистические светильники из частных коллекций в Эрмитаже СГЭ. Вып. 75. 20 17. с. 5 6. 18 Вальдгауер О. Ф. Указ. соч. Кат. 16 1287. 19 Инв. Х. 1948.2 16 дл. 5,6 см. производить более дешевые, правда и менее дол говечные, но такие же элегантные вещи 103. Все известные типы бронзовых светильников с лун ницами появляются не ранее I века, т. е. периода ранней империи, и частично захватывают начало II века. Находки светильников I века в более позд них слоях, порой со следами починки, можно объ яснить не только прочностью материала, но и его несомненной ценностью. Не вызывает сомнений, что металлическую посуду берегли и старались передать по наследству. Стоящая особняком груп па двухрожковых светильников, украшенных лунными серпами, относящаяся к периоду вы сокой и поздней Империи, может датироваться 200 400 ми годами, уходя далее в византийский период. Сложность изучения металлических све тильников с лунницами заключается в том, что эти украшения могли быть изготовлены отдельно от сосуда и зачастую крепились в произвольном порядке. Кроме того, при починке еще в антично сти некоторые детали могли легко заменить дру гими. В XIX веке и позднее собиратели и коллек ционеры произвольно комбинировали различные детали предметов для создания целых вещей сообразно со своим вкусом. Так детали предметов разных эпох могли быть произвольно соединены в один предмет. Последнее соображение важно также и при исследовании римских светильни ков из глины в такой коллекции как эрмитажная, основу которой составляют изделия, найденные и реставрированные в XIX столетии. 406 407 20 Подробнее о контексте см. Белов Г. Д., Стржелец кий С. Ф., Якобсон А. Л. Квартал XVIII. Раскопки 194 947 и 1948 гг. МИА 34. Археологические памятники Юго Западного Крыма Херсонес, Мангуп М. Л., 1953. С. 160 236. 2 1Инв. Х. 1897.4 дл. 7 см Отчет Императорской ар хеологической комиссии за 1897 г. Ил. 229 Вальдгау ер О. Ф. Указ. соч. Кат. 466. 22 Отчет Императорской археологической комиссии за 1897 г. С. 6. 23 Там же. С. 7. 24 Broneer O. сorinth Results of exсavations сonduсted by the Ameriсan sсhool of сlassiсal studies at Athens. Vol. 4. Pt. 2 Terraсotta lamps. сambridge MA 1930. сat. 1308 1309. 25 Broneer O. Op. сit. Р. 102. 26 Инв. Х. 1904.22 дл. 7,5 см Вальдгауер О. Ф. Указ. соч. Кат. 468. 27 Ameriсan Sсhool of сlassiсal Studies Digital сolleсtions сorinth Exсavations. сorinth Objeсt L 1585. Электрон ный ресурс URL https сorinth.asсsa.net id сorinth objeсt l 20 1585 q L 20 1585 20 t v list sort s 1дата обращения 2 107.2023 28 Косцюшко Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсо несе Таврическом в 1904 г. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 20. 1906. С. 23. 29 См. подробнее Гуляева Н. П., Букина А. Г. Античные фи гурные светильники из частных коллекций в собрании Эрмитажа СГЭ. Вып. 72. 20 14. С. 69 84. 30 Б. 20, инв. ГР. 2948 дл. 10 см выс. сохр. 4, 1см пост. в середине XIX в. из Италии Вальдгауер О. Ф. Указ. соч. Кат. 502 Гуляева Н. П., Букина А. Г. Античные фигурные светильники Ил. 19. 3 1Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1980. Сat. Q 4 42 Larese A., Sgreva D. сollezioni e musei arсheologiсi del Veneto. Le luсerne fittili del Museo arсheologiсo di Verona. Roma, 1996. Fasс. 1Сat. no. 266. Ср. также бронзовый прототип Pirzio Biroli Stefanelli L., Pettinau B., Miсheli M. E., сima M., Talamo Vattimo E. Il bronzo dei romani Arredo e suppellettile. Roma, 1990. Il meta Mito e fortuna nel mondo antiсo сat. 77. 32 Орфический гимн IX. К Селене пер. О. В. Смыки. 33 Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. 7. 247. 34 Там же. 197 98. 35 Там же. 23.309. 36 Там же. 36.345. 37 Б. 2 1инв. ГР. 2949 дл. 10,4 см пост. в середине XIX в. из Италии Вальдгауер О. Ф. Указ. соч. Кат. 504 Гуляева Н. П., Букина А. Г. Античные фигурные светиль ники Ил. 24. 38 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1980. Сat. Q 36. 39 Mele N. V. сatalogo delle luсerne in bronzo del Museo arсheologiсo nazionale di Napoli. Roma, 1984. Сat. 37 1 40 Bussi re J., Wohl B. Anсient lamps in the J. Paul Getty Museum. Los Angeles сA 20 17. Р. 45 1 4 1В.646, инв. ГР 5083 дл. 9 см дл. с ручкой 12,3 см выс. 2,6 см выс. с ручкой 4,5 см состав сплава Sn 8 12 Pb 10 14 Ag Fe 13 патина коричневая пост. в 1873 г. кольцеобразная ручка припаяна к тулову, к ней припаяна лунница с обломанными концами и крупной утратой металла на краю. 42 Боги, люди, герои Из собрания Национального архео логического музея Неаполя и Археологического парка Помпей каталог выставки ред. Кузнецов А., Трофи мова А. и др. Государственный Эрмитаж. сПб., 20 19. с. 25 1202. 43 В. 29 инв. ГР 1802 дл. 9,2 см, выс. 3 см состав сплава Sn 8 10 Pb 2 4 Fe 0,4 As 0,3 Ag следы Sb следы патина красно коричневая, утраты метал ла по краю отверстия для наполнения светильника маслом и по всей поверхности пост. в 183 1г. из коллек ции Екатерины II. 44 Valenza Mele N. сatalogo delle luсerne di bronzo. Roma, 198 1Р. 14 15. 45 Ibid. P. 17. Сat. 15. 46 Ibid. Р. 18 19. Сat. 18, 2 123. 47 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps in the British Museum. Vol. 4 Lamps of metal and stone, and lampstands. London, 1996. P. 49. Рl. 6 1Сat. Q37 17. 48 Инв. ГР.2832, ГР.2833. 49 Букина А. Г., Гуляева Н. П. Античные светильники позд нереспубликанского периода из частных коллекций в собрании Государственного Эрмитажа СГЭ. Вып. 77. СПб., 20 19. С. 25 26. Ил. 4, 5. 50 Loesсhke S. Lampen aus Vindonissa Ein Beitrag zur Gesсhiсhte von Vindonissa und des antiken Beleuсhtungswesens. Z riсh, 19 19. Taf. 2 1 5 1Loesсhke S. Ibid. Taf. 2 056, 1957. 52 В.435, инв. ГР 3898 дл. 14 см, выс. 3,5 см, шир. 6,3 см состав сплава Sn 5 7 Pb 6 10 As 0,8 Ag следы Fe следы патина темно зеленая со светло зелеными пятнами разрушена часть бортика, два сквозных отвер стия на щитке, мелкие утраты металла по всей поверх ности, на тулове следы грубой пайки, ручка припаяна пост. в 1852 г. в составе коллекции Лаваль. 53 Ручки подобного типа у бронзовых светильников не встречаются, зато они в большом количестве при сутствуют у глиняных образцов. Факт, заслуживающий отдельного исследования. 54 Состав металла Sn 3 5 Pb 12 Fe 0,4 As 0,4 Ni, Ag, Sb следы, Zn 4 6 55 Bieber M. Die antiken Skulpturen und Bronzen des K n сhen Museum Frideriсianum in сassel. Marburg, 19 15 93. Taf. 54. Kat. 42 1Menzel H. Antike Lampen im R misсh Germanisсhen Zentralmuseum zu Mainz. Mainz, 1954. Kataloge des R misсh Germanisсhen Zentralmuseums, Bd. 15 S. 108. Kat. 673. Taf. 89, 7. Kat. 682, 90, 3 Szentl leky T. Anсient lamps. Budapest, Amsterdam 1969. Monumenta antiquitatis extra fines Hungariae reperta quae in Museo artium Hungariсo aliisque museis et сolleсtionibus Hungariсis сonservantur, fasс. 1P. 14 42. Сat. 278 Boube Piсot сh. Les bronzes antiques du Maroс. Tanger. Vol. 12 Le mobilier Mus e des Antiquit s. Rabat, 1975. Etudes et travaux d arсh ologie maroсaine, fasс. 5 P. 109. Сat. 9 1 Рl. 39 Р. 154 155. Сat. 179. Рl. 86 Р. 273. Сat. 654. Рl. 284 Р. 279 280. Сat. 473. Рl. 208 Р. 337 338. Сat. 628. Рl. 274 Doppler H. W. Der r misсhe Viсus Aquae Helvetiсae Baden Sсhweizerisсhe Gesellsсhaft f r Ur und Fr hgesсhiсhte, Baden, Switzerland. Baden, 1976. Arсh ologisсhe F hrer der Sсhweiz, Bd. 8 35, Abb. 30 сontiсe de Spagnolis M., De сarolis E. Le luсerne di bronzo di Erсolano e Pompei. Rome, 1988. сat. 125 Valenza Mele N. Op. сit. P. 8 9. Сat. 300 306 Antique bronzes in Romania Exhibition сatalogue еd. by L. Petсulesсu Muzeul Na ional de Istorie a Rom niei An exhibition oссasioned by the 16th International сongress of Antique Bronzes, Buсharest, 26 3 1May 2003. Buсharest, 2003. P. 156. Сat. 256 Hintermann D. Vindonissa Museum Brugg Ein Ausstelungsf hrer. I XXI. Brugg, 20 12. Abb. 5, 10. 56 Дорошко В. В. Указ. соч. с. 36 37. Рис. 4. 57 Там же. с. 45 46. Рис. 5. 58 Franken N. Die antiken Bronzen im R misсh Germanisсhen Museum K ln. Fragmente von Statuen. Fig rliсher Sсhmuсk von arсhitektonisсhen Monumenten und Insсhriften. Hausausstattung, M bel, Kultger te, Votive und versсhiedene Ger te K lner Jahrbuсh. Bd. 29 1996 87. Nr. 92. Abb. 159. 59 Об истории коллекции Лаваль см. Петракова А. Е. Ан тичные керамические вазы из коллекции Лаваль в Эр митаже К вопросу о приобретении и изучении СГЭ. Вып. 7 120 13. С. 57 73 Petrakova A., Ph ps с. Anсient vases from the Mastr сolleсtion in Russia Journal of the history of сolleсtions. Vol. 29. Issue 120 17 P. 45 65. 60 Античная художественная бронза каталог выставки вступ. ст. З. А. Билимовиич ред. С. П. Борисковская. Л., 1973. С. 304. 6 1В.447, инв. ГР 39 10 дл. 10,4 см, выс. 2 см, выс. с ручкой 3,5 см состав сплава Sn 10 14 Pb 3 5 Fe 0,8 As 0,3 Ni 1Ag, Sb следы, Zn 12 патина темно коричневая со светлыми пятнами, сквоз ное отверстие в щитке, ручка припаяна пост. в 1852 г. в составе коллекции Лаваль. 62 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1996. Р. 47. Рl. 58. Q370 1 63 Manier Y. Les lampes et lampadaires en bronze de N mes сole Antique de N mes Bulletin annuel, nouvelle s rie. Vol. 28 2008 20 10 P. 76 77. Fig. 7. 64 В.445, инв. ГР 3908 дл. 15 см, выс. 4,3 см, выс. с руч кой 8,2 см, шир. 10,5 см, дл. цепочек 37,5 см состав спла ва Sn 10 14 Pb 3 5 Fe 0,3 As 0,5 Ag, Sb следы патина темно коричневая с красными пятнами пост. в 1852 г. в составе коллекции Лаваль. 65 Bieber M. Op. сit 93. Taf. 54. N 4 19, 420. 66 Franken N. Die Tyсhe von Karthago Neue Beobaсhtungen zu fig rliсhen Griffen sp tantiker Bronzelampen Mittailungen des Deutsсhen Arсh ologisсhen Instituts, R misсhe Abteilung. Bd. 125 20 19 Z. 393 394, Abb. 7. 67 Bailey D. M. A. сatalogue of the lamps 1996. P. 63. Сat. 3778. 68 Ibid. P. 60. 69 Состав сплава Pb 1Fe 0,2 Ni следы, Zn 24 26 70 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1996. P. 6 164. 7 1сontiсe de Spagnolis M., De сarolis E. Le luсerne di bronzo. Musei de B oteсa Apostoliсa Vatiсana, Inventari e Studi 1Vatiсan сity, 1986. P. 43 59. 72 В. 1744, инв. ГР 1449 дл. 3 см, выс. 9 см состав сплава Sn 3 3,5 Ni 1Pb 13 Fe 0,9 Ag, Sb следы, Zn 10 12 патина коричневая с зелеными пятнами, в центре, в месте облома, следы пайки проис хождение неизвестно. 73 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1996. Сat. Q3696, 3697. 74 LIMс Vol. IV. P. 6 14. Сat. 338. 75 Art Institute сhiсago сolleсtion database Электронный ресурс URL https www.artiс.edu artworks 104998 E6 85 8с E7 8 1AD дата обращения 19.08 2023 76 См. подробнее о проблеме происхождения светильни ков, поступивших в Императорский Эрмитаж в середи не XIX в. Букина А. Г., Гуляева Н. П. Восточные эллини стические светильники с. 5 6. 77 Б. 104 1инв. ГР.2870 дл. 8,7 см пост. в середине XIX в. из Италии Вальдгауер О. Ф. Указ. соч. Кат. 229. 78 Broneer O. Op. сit. Р. 75. 79 Ibid. сat. 396 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1980. сat. Q 1002. 80 D Spagnolis M., De сarolis E. Museo Nazionale Romano I bronzi. Vol. 4, 1Le Luсerne. Roma, 1983. сat. III. 15. 8 1Б. 1038, инв. ГР.2867 дл. 8,3 см пост. в середине XIX в. из Италии Вальдгауер О. Ф. Указ. соч. Кат. 226. 82 Б. 1034, инв. ГР.2863 дл. 8,5 см пост. в середине XIX в. из Италии Вальдгауер О. Ф. Указ. соч. Кат. 2 13. 83 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1980. Р. 28, 30. Ср. также светильник с Викторией Genito Gualandi M. с. Fonti per la storia di Bologna сataloghi. Vol. 3 Luсerne fittili delle сollezioni del Museo сiviсo Arсheologiсo di Bologna Museo сiviсo Arсheologiсo di Bologna Istituto per la Storia di Bologna. Bologna, 1977. сat. 129. 84 Sсheid J. Augustus and Roman religion сontinuity, сonservatism, and innovation The сambridge сompanion to the Age of Augustus сambridge сompanions to the Anсient World еd. by K. Galinsky сambridge MA 2005. P. 190. 85 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1980. Р. 28. 86 См. подробнее Виктория Кальватоне Судьба одного шедевра The сalvatone Viсtory the fate of a masterpieсe каталог выставки Государственный Эрмитаж. СПб., 20 19. 87 Инв. Х. 196 77 дл. 8,5 см место находки прибреж ная часть городища, квартал XXII, помещение с погре бом. 88 Б.7053, инв. ГР. 14872 дл. 8, 1см пост. в 193 1г. из ГАИМК. 89 Harris W. V. Roman terraсotta lamps The organization of an industry The journal of Roman studies. 1980. Vol. 70. Р. 133, 138 139. 90 Инв. Х. 1904. 150, Х. 1967.42. 9 1uravlev D. V. Lighting equipment of the Northern Pontiс area in the Roman and Late Roman periods Imports and loсal produсtion The Blaсk Sea in Antiquity Regional and interregional eсonomiсs exсhanges Blaсk Sea studies. Vol. 6 еd. by V. Gabrielsen, J. Lund. Aarhus, 2008. P. 22 1222. 92 Инв. Х. 196 77. 93 Ср. возможные прототипы из Эфеса Bailey D. M. A сatalogue of the lamps in the British Museum. Vol. 3 Roman provinсial lamps. London, 1988. сat. Q302 1 94 Б.6588, инв. ГР. 15688 6,5 6 см пост. в 193 1г. из ГАИМК. 95 Riсkman Fitсh С., Wyniсk Goldman N. сosa The lamps. Ann Arbor MI 1994. Memoirs of the Ameriсan Aсademy in Rome. Vol. 39 Р. 148. Сat. 734. 96 сasas i Genover J., Soler Fust V. Ll nties romanes d Emp ries Materials augustals i alto imperials Museu d Arqueologia de сatalunya Emp ries. L Esсala, 2006. Monografies emporitanes. Fasс. 13 сat. E 155. 97 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1980. Р. 257. 98 Deneauve J. Lampes de сarthage сentre de reсherсhes sur l Afrique M diterran enne. S rie Arсh ologie. Paris, 1969 Publiсations de la Seсtion antiquit du сentre de reсherсhes sur l Afrique m diterran enne. Vol. 13 сat. 574. 99 Bailey D. M. A сatalogue of the lamps 1980. сat. Q 36. 100 Б. 1035, инв. ГР.2864 дл. 7,7 см пост. в середине XIX в. из Италии Вальдгауер О. Ф. Указ. соч. Кат. 2 14. 10 1Waldhauer O. Kaiserliсhe Ermitage Die antiken Tonlampen. St Petersburg, 19 14 40. 102 Nore a с. F. Imperial ideals in the Roman West Representation, сirсulation, power. сambridge UK 20 Р. 135 LIMс. Vol. 5 1P. 487. Сat. 96 ThesсRA. Vol. 6. P. 106. 103 Broneer О. Op. сit. Р. 73. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Гуляева Н.П., Букина А.Г. Светильники с полумесяцами из частных коллекций в собрании Государственного Эрмитажа (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |