| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Малоземова Е.И. Орел и звезда под короной. Седельный комплект из собрания Отдела «Арсенал» | ||||||
Малоземова Е.И.
Орел и звезда под короной. Седельный комплект из собрания Отдела «Арсенал»// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 381-391 Аннотация: В собрании восточной конской упряжи Отдела «Арсенал» под номером В.О.-1169 хранится седло с тонкими высокими луками, задняя из которых довольно значительно отогнута назад. Ленчик седла и внешние стороны обеих лук обиты бордовым бархатом, внутренние же и сиденье затянуты красным сукном в тон. Из этой же ткани сделана внешняя обивка кожаных крыльев, с оборотной стороны выкрашенных в зеленый цвет. Об авторе публикации/статьи: Малоземова Е.И. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 50069 знаков (с пробелами)
Орел и звезда под короной. Седельный комплект из собрания Отдела Арсенал Е. И. Малоземова В собрании восточной конской упряжи От дела Арсенал под номером В 69 хранится седло с тонкими высокими луками, за дняя из кото рых довольно значительно отогнута назад. Ленчик седла и внешние стороны обеих лук обиты бордо вым бархатом, внутренние же и сиденье затянуты красным сукном в тон. Из этой же ткани сделана внешняя обивка кожаных крыльев, с оборотной стороны выкрашенных в зеленый цвет. Их место крепления к седлу закрыто фестончатой тесьмой из металлизированных нитей, приклепанной гладкими гвоздиками заклепками. Такой же тесь мой оформлен и абрис седла, которое с внешней стороны лук дополнительно украшено гладкими и фигурными заклепками разных размеров. По краям крыльев металлизированными нитями исполнена вышивка в виде перевитых серебря ной лентой золотых лавровых ветвей, символов славы 1с маленькими жемчужными горошина ми семенами, с внешней стороны поддержанных гладкой золотой полосой, отороченной тонким витым золотым жгутом. Нижние углы крыльев, кроме того, заполнены изображениями перевя занных серебряными лентами цветочных букетов, вышитых светло желтыми, нежно розовыми, не бесно голубыми и зелеными шелковыми нитями. Сквозь обшитые металлизированными нитями и акцентированные снизу золотыми лавровыми ветвями прорези в крыльях продевались путлища, сделанные из красно оранжевой тесьмы с желтой продольной полосой у каждого края. Стремена легкие кавалерийские, золоченые, с круглым сквозным основанием и изящно изогнутыми ду гами. Основания стремян украшены литой, дора ботанной гравировкой виноградной лозой и ими тацией зерни, а дуги растительными мотивами в той же технике. У седла сохранились тебеньки. Они пристегнуты за ремни ушивальники из свет ло зеленой тесьмы с серебряными черненными обоймицами ил. 1Сами тебеньки сделаны из светло серой кожи и с лицевой стороны обтяну ты бархатом темно зеленого цвета, по оттенку противоположного бордово красной основе сед ла. По краям и в центре они дополнены вышив кой цветными и металлизированными нитями. По краям выполнены те же композиции, что и на крыльях, а в центре напоминающая орденский знак золотая восьмилучевая звезда с серебряной восьмилепестковой розеткой в центре. Седло, все элементы которого вплоть до мельчайших деталей соотносятся один с другим по цвету и материалу, выглядит исключительно эффектно и представля ет собой парадный вариант конского снаряжения легкой кавалерии. К рассматриваемому седлу ил. 2 сохрани лась учетная карточка. Такие музейные докумен ты начали делать после перевоза императорской коллекции оружия и конской упряжи из Царско сельского Арсенала в Эрмитаж в 1886 году. В них сводили данные о предметах, имевшиеся на тот момент в разных инвентарях. Согласно карточ ке, седло поступило в Царскосельский Арсенал в 1853 году2 и, следовательно, было выполнено до середины XIX века. В ней, кроме того, отме чено, что к седлу прилагалась уздечка, потник простой красного сукна а также довольно под робно описанные попона или чепрак и ма ленькое покрывало или подушка Исследова ние фонда восточной конской упряжи позволило выявить несколько красных суконных потников В 4354, В 4357, В 4382, В 4383 ко торые могут в равной степени претендовать на 382 383 Ил. 1Седло. Кавказ. Начало XIX в. Инв. В 69. Фрагмент. Государственный Эрмитаж принадлеж ность этому седлу, а также комплект ные чепрак и чехол подушки. В какой то момент после 1886 года они были отделены от седла и за инвентаризированы под самостоятельными номе рами В 4293 и В 4347 соответственно. Отне сти эти вещи к рассматриваемому седлу по зволил анализ материалов, приемов и мотивов оформле ния, а также цветовой гаммы. Так, маленький чехол от невысокой подуш ки темно зеленого бархата ил. 3 обшитый по шву двойным желто зеленым шнуром, украшен по центру гирляндой из лавровых ветвей, по кра ям такими же, как и на седле, ветками с жемчуж ными горошинами, а в углах похожими, только несколько более пышными, букетами, выполнен ными теми же материалами и в той же технике вышивки гладью многоцветными нитями. Чепрак, сделанный из плотного, крашенно го в серый цвет хлопка, с лицевой стороны обтя нут зеленым и оторочен красным сукном и также Ил. 2. Седло. Кавказ. Начало XIX в. Инв. В 69. Государственный Эрмитаж оформлен по краям лавровыми ветками ил. 4 Правда, на нем вышиты и мотивы, которых нет на седле передние углы дополнены изображением стянутых серебряной лентой с жемчужными ки стями лавровых ветвей, а над ними двуглавого орла под российской императорской короной, вы шитой мелким жемчугом в задних углах по ше стиконечной звезде с шестиконечной же розеткой в центре, помещенной в перевязанный такой же лентой венок из лавра с жемчужными семенами и веток дуба с желудями также из жемчуга. Эти композиции тоже венчают короны. Судя по изображению двуглавого орла, седло имело или претендовало на отношение к русской императорской армии. В коллекции конской упряжи Арсенала со хранился целый ряд седел В 1094, В 23, В 39, В 48, В 49, В 62, В 66, В 67, В 68, В 70, В 5609, В 56 14, В 5688, В 5692, В 5693, В 5705, В 5708 В 57 В 57 15, В 57 17 В 5720 такого же типа, как и рассматривае мое, с большим или меньшим углом загиба задней луки, которая сама по себе может быть разной ширины. Самые же близкие к рассматриваемому седлу и по форме, и по материалам примеры это седла В 23 ил. 5 и В 57 17. Учетная кар точка к седлу В 57 17 не сохранилась, а, со гласно отмеченным в учетной карточке данным инвентаря 1850 1860 х годов, седло В 23 было сделано в 1836 году в крымской крепости Чуфут Кале3. Рассматриваемое седло в учетной карточке обозначено как киргизское, причем во всех отме ченных в ней инвентарных описаниях. Такую же атрибуцию приводит и хранитель императорского Арсенала конца XIX начала XX века Э. Э. Ленц4. Из приведенного ряда седло В 67 в сохра нившейся карточке тоже названо киргизским5, однако примечательно, что как киргизские в учет ных карточках обозначены и седла совсем другой формы, В 64 и В 656, с широкой задней лукой, именно такая и свойственна среднеазиат ской традиции, что подтверждается целым рядом примеров в собрании Отдела Арсенал 7. Конструкция с узкими высокими обеими лу ками характерна для кавказских седел, образцы которых есть в коллекции Эрмитажа. Например, такой формы седло В 56 10, оформленное инкрустацией костью и золотом в стилистике селения Кубачи, было поднесено терскими каза ками цесаревичу Алексею8. У рассматриваемого 384 385 Ил. 3. Седельная подушка. Кавказ. Начало XIX в. Инв. В 4347. Государственный Эрмитаж седла обоймицы ремней и другая мелкая фурни тура сделаны из серебра и дополнены чернью, что свойственно ювелирным традициям Кавказа, и, соответственно, они могут служить свидетель ством в пользу кавказской работы седла. В книге Рисунки обмундирования и вооружения офице ров императорской Российской армии изданной в 1844 году, такое седло обозначено как казацкое9. Как кавказское и как седло линейных казаков определено в инвентарях и седло В 66 10 ил. 6 из списка седел, близких к рассматривае мому, что в целом согласуется с соответствующим изображением из указанной книги Все эти сед ла, как и другие кавказские, с оборотной стороны обтянуты выделанной кожей разного цвета, ча сто бордовых тонов у рассматриваемого ком бинация из красной и коричневой кожи, а седла В 39 и В 57 18 сохранили и войлочные Ил. 4. Чепрак. Кавказ. Начало XIX в. Инв. В 4293. Государственный Эрмитаж накладки на полки ленчика а также снабжены кавказскими маленькими узкими стременами, круглой или чуть продолговатой формы, окра шенными с оборота в красный цвет. Исключе ния составляют стремена к седлам В 5609, В 56 14, В 57 В 57 15, В 57 18, В 57 19 и рассматриваемому, представляющие собой ва рианты облегченных кавалерийских стремян. Кроме того, у всех этих седел задняя лука не просто высокая, но и, как уже было отмечено, ото гнута наружу, что служит признаком черкесской работы. Во всяком случае эту, равно как и другие особенности седла черкесов, присутствующие и у рассматриваемого, описывает побывавший у них в конце 30 х годов XIX века корреспон дент английской газеты Morning сhroniсle Джон Лонгворт John Longworth Собираясь сесть на лошадь, я был поражен особенной формой сед ла, отличавшейся от всех других, которые я видел прежде. Оно состояло из легкой деревянной рамы, затянутой красной марокканской кожей, а сверху лежала маленькая плоская овально продолговатая подушка. Она была около двух дюймов толщиной, набита шерстью, покрыта красно черной кожей и оторочена серебряной лентой. Из центра арча ка вертикально поднимается деревянная деталь, четыре дюйма высотой, отполированная и черная по краю, и такая же вторая, отогнутая назад отно сительно седла. Сидя между ними в первый раз, я, не говоря уже о страхе быть проткнутым одной или другой, испытывал определенный риск немед ленно вылететь из седла уже при первой же выезд ке по причине высоко расположенных стремян, поднявших мои колени прямо до арчака. У этого седла, в отличие от турецкого, нет ни одного ме ста для опоры ноги, а единственными точками контакта с лошадью оказываются пятки и бедра. Вскоре я привык к нему и научился ценить его преимущества как военного седла. Черкес пово рачивается в нем с исключительной легкостью, стреляя, подобно древним парфянам, назад, сидя на галопом мчащемся коне, и, держась за перед ний деревянный выступ, может повиснуть почти под его животом и на полном скаку поднять что угодно с земли. Крепление седла на спине лошади по сравнению с громоздким турецким или даже европейским как будто игрушечное, и весит оно меньше половины первого и трети второго 12 Черкесское седло удобно не только всаднику, но и коню Седло черкесское было легко и покойно, не портило лошади даже и тогда, когда по целым неделям оставалось на ее спине 13. Среди седел похожей формы есть четы ре В 1094, В 62, В 63, В 70 386 387 Ил. 5. Седло. Крым. 1836. Инв. В 23. Государственный Эрмитаж в со хранившихся учетных карточках которых так же указано, что они черкесские 14. Тем не менее в сохранившихся учетных карточках седел такой и близкой формы четыре В 39, В 48, В 49, В 68 обо значены как калмыцкие 15, а седло В 48 было передано в 1796 году тайным советником Адодуровым, который, как говорится в доку менте 16, был наместником Калмыцкого ханства. В Русском биографическом словаре А. А. По ловцова об Алексее Петровиче Адодурове 1757 1844 сказано, что в 1793 году он был назначен камергером ко двору великого князя Павла Пе тровича, который через неделю после своего воцарения произвел его в полковники, а весной 1798 года в дей ствительные статские советни ки с назначением в герольдмейстеры 17. Тайным советником Алексей Петрович стал в 1800 году с должностью советника Конюшенной конторы, с приходом к власти Александра I шталмейстера, Ил. 6. Седло. Кавказ. XIX в. Инв. В 66. Государственный Эрмитаж а после и управляющего Конюшенной конторы. Седло, переданное им в Конюшенное ведомство, как и седло В 23, отличается по оформле нию от рассматриваемого, но оба они показывают, что черкесские, кабардинские седла были широ ко распространены не только на Кавказе, но и на соседних территориях. Примечательно, что по хожей конструкцией отличаются и русские седла XVII века 18. Принадлежность рассматриваемого седла к воинскому подразделению можно попробовать установить, учитывая одновременно цветовую гамму и период, в который оно было выполнено 19. Определить время создания седла с большей или меньшей долей уверенности позволяет его оформление. Стоит отметить, что перекрещенные лавровые ветви, в том числе и перевязанные лен тами, в оформлении предметов строевой конской упряжи20 использовались уже при Екатерине II2 1 В этот же период в декоре форменной и строевой одежды22, а также знамен и хоругвий появились и орденские звезды23, что в следующие перио ды, в правление императоров Павла Петровича и Александра Павловича, продолжилось широ ко и в украшении конских чепраков вольтрапов у воинских подразделений24, но при этом из ком позиций исчез лавр, сохранившись тем не менее в других видах художественного творчества Алек сандровской эпохи. В данном случае еще одним и, вероятно, даже несколько более надежным да тирующим признаком может выступить государ ственный герб. В России изображение двуглавого орла в качестве государственной эмблемы появилось в конце XV века и стало использоваться как зна ковый эквивалент верховной власти25. При Алек сее Михайловиче оно было подчинено правилам геральдики, и уже к началу XVIII века сложился основной вариант русского государственного герба26. Двуглавый орел на рассматриваемом се дельном комплекте одна из многочисленных разновидностей герба, существовавших в первой половине XIX века27, известная как орел с рас простертыми крыльями На золотых монетах она впервые появилась в 18 17 году28, но использова лась и на других предметах официального круга времен Александра I, в том числе и более раннего времени на орденских знаках 1808 1820 годов29 учрежденных в 180830 и 18203 1годах офицерских знаках гвардейских киверах 1808 18 10 годов32 и 18 18 года33 звезде ордена Андрея Первозванно го, совмещенной с английским орденом Подвяз ки и знаком рыцаря Большого креста шведского ордена Меча 18 14 1824 годов34 офицерских ля дунках 1809 года35 киверах Фурштатской брига ды36 Следует отметить, что очень активно такое изображение государственного герба продолжи лось и в правление императора Николая I37, хотя в этот период официально как государственные были закреплены два других типа орла38. При этом во всех приведенных случаях атрибуты, стрелы молнии и лавровый венок, помещены со ответственно в правую и левую лапы орла. Такое его изображение присутствует на левой стороне чепрака рассматриваемого комплекта, однако на противоположной стороне орел показан в симме трично зеркальном отражении в правой лапе он держит венок, а в левой факел ил. 7 а, б Тем не менее и эта позиция атрибутов в лапах орла известна. Она присутствует уже на бляхе на гвар дейские сумы, установленной в 1808 году39. Кроме того, такое же положение атрибутов наблюдается и у орла, изображенного на настольной печати императора Александра I40, а много позже повто ряется на звезде каски4 1и чепраке42 Лейб Кира сирского Его Императорского Высочества Наслед ника цесаревича Александра Николаевича полка. В данном же случае все это в сочетании с дизай ном шитья, в котором присутствует лавр и которое отличается от мундирного шитья эпохи Николая I, и временем появления седла в императорской коллекции позволяет с долей осторожности пола гать, что рассматриваемый седельный комплект относится все же к периоду не позднее правления императора Александра Павловича. С этой датировкой согласуются и знаки ше стиконечной звезды под императорской короной, в данном случае, видимо, соответствующие масон ской тематике, хотя шестиконечная звезда очень широко распространенный образ и на Востоке не входила в число главных масонских символов43. Тем не менее она присутствовала наряду с други ми многолучевыми звездами и лавровыми венка ми в числе масонских знаков44. Известно, что, еще будучи великим князем, в 1797 году Алек сандр Павлович получил почетное звание бальи Большо го креста ордена Святого Иоанна Иерусалимского как наследник престола45, а в 1808 году в Эрфур те был посвящен в масонский орден46. По дру гим сведениям, в Париже в 18 13 году он вступил в военно походную ложу Александра к Военной Верности, работавшую при Лейб Гвардии Кон ном полку47, что весьма примечательно в рамках обсуждаемой темы. Правда, дизайн мундирного шитья, относящийся ко времени после 18 12 года48, отличается от того, что есть на рассматриваемом комплекте, и, учитывая близость его композиций к уже отмеченным орнаментам эпохи императри цы Екатерины II, можно попытаться несколько сузить временной промежуток создания ком плекта до периода не позднее 10 х годов XIX сто летия49, что согласуется и с двояким изо браже нием государственной символики хотя тогда была известна и третья разновидность герба на лядунке 180 808 годов орел представлен с под нятыми крыльям, сжимающим в лапах скипетр и державу50 Кроме того, оживление деятельно сти вольных каменщиков возобновление старых 388 389 Ил. 7 а, б. Чепрак. Кавказ. Начало XIX в. Инв. В 4293. Фрагменты. Государственный Эрмитаж а б лож и воз никновение новых произошло именно в первые годы правления Александра I, благодаря его либеральным намерениям5 1И хотя в условиях Отечественной войны 18 12 года произошло но вое оживление масонства52, масонская символика дальше продолжала фигурировать в художествен ном творчестве53, едва ли эти факты могут служить серьезным опровержением предлагаемой осто рожной датировки, поскольку масонская симво лика оказала большое влияние на широкий круг предметов декоративно прикладного искусства54, пусть и в условиях начавшегося в 18 17 году огра ничения деятельности масонских лож55. Тем не менее рассматриваемый комплект не соответствует ни одному из приведенных А. В. Висковатовым примеров форменного об мундирования как регулярных, так и иррегуляр ных, временных и национальных войск в составе Российской армии, в которые могли входить кав казские подразделения. Нет похожих комплектов и среди изображений, приближенных по времени к рассматриваемому периоду, воинского и конско го обмундирования казачьих войск и кавказских подразделений56. У Лейб Гвардии Казачьего пол ка, как с 1796 по 180 1годы и с 180 1по 1809 годы, когда произошло изменение формы, так и после, вплоть до правления Николая Павловича, мун диры и конское снаряжение были в красно си не бе лой гамме57, чепрак был красным и без шитья, а седло, судя по рисункам, представляло собой гу Ил. 8. Неизвестный гравер первой трети XIX в. по оригиналу Л. И. Киля. Штаб офицер Лейб Гвардии Черноморского эскадрона в зимней одежде 182 1 Инв. ЭРВГ 20 14. Государственный Эрмитаж сарское. О первоначальной расцветке обмундиро вания Черноморского войска, с ноября 1802 года состоявшего из 10 конных и 10 пеших полков58, равно как и обмундировании казаков, начиная со второй половины 1796 года59 информации нет, хотя уже в 1774 году почти у всех казаков фор менная или строевая одежда была определенных установленных цветов60. Однако в причисленной в апреле 18 13 года к Лейб Гвардии Казачьему пол ку уже Лейб Гвардии Черноморской сотни, так же называвшейся эскадроном6 1форма была, как и у прочих казаков, красно сине белая, чепрак был синим, подушка красной с обшивкой из жел того, а позже белого басона62 на черкесском сед ле. Стоит отметить при этом, что национальные традиции горцев и казачества оказывали влияние на одежду и вооружение регулярных войск Рос сийской империи63. Конкретно вольтрапы каза чьих войск отличались еще очерченными тесьмой треугольниками на передних и задних концах, которые в царствование императора Александра Павловича оставались пустыми ил. 8 а в правле ние Николая I иногда заполнялись шитьем в виде воинских лент64. Ничего из этого оформления на рассматриваемом чепраке нет. Исходя из всего вы шесказанного, о принадлежности обсуждаемого комплекта воину конкретного воинского подраз деления можно говорить лишь предположительно. Так, судя одновременно по типу седла и цветовой гамме комплекта, вероятным его 390 39 1 вла дель цем мог быть, например, представитель многонационального казачьего войска в самом начале правления Александра I, учитывая, что у казаков Таганрогского полка, одного из первых, которые получили так называемые непременные цвета еще в 1769 году65, были верхние и испод ние кафтаны и шировары зеленые верхи шапок малиновые кушаки желтые 66. Форменная оде жда офицеров и рядовых Чугуевской и Донской конвойной казачьей команды по крайней мере в 70 90 е годы XVIII века была тоже в красно зе леной гамме67. На рисунке Е. М. Корнеева из альбома Народы России, или Описание нравов, обычаев и костюмов различных национально стей Российской империи изданного в Париже в 18 12 18 13 годах, в одежду этих же цветов одет и гребенский казак. Владельцем рассматриваемо го конского комплекта до 18 года мог быть и чин из Черноморского войска, которое несло погра ничную караульную службу в условиях частых на бегов черкесов68. В этом войске состояли различ ные народы69, в том числе и сами адыги70, хотя все они и тонули в общей массе чисто малоросского населения 7 1Еще один рисунок Е. М. Корнеева из уже упомянутого альбома демонстрирует черно морского казака, в одежде которого тоже присут ствуют цвета рассматриваемой упряжи. Тем не менее нужно учитывать парадность комплекта, выраженную в металлизированных нитях и особенно в шитье жемчугом, о котором на форменном обмундировании как регулярных, так и иррегулярных войск ничего не известно. Этот прием оформления позволяет предполагать, что рассматриваемая конская амуниция едва ли была создана строго по форме русской армии, а социальный статус ее владельца был весьма вы сок. Комплект, хоть и оформлен знаками государ ственной символики Российской империи, пред ставляет собой ярко выраженный национальный вариант конской амуниции, по размерам соответ ствующий высоким и легким породам доминиро вавших на Кавказе и сопредельных территориях черкесских лошадей. Он мог принадлежать и ари стократическому воину ополченцу. Первым таким национальным формированием на службе Россий ской империи стали грузинские воинские части, созданные в 1800 х годах72. В дальнейшем круг национальных подразделений расширился73. Кро ме того, известно, правда для чуть более позднего времени, конца 30 х годов XIX века, что черкес ские вожди имели номинальные чины в русской армии74. 1Уздеников В. Геральдическое оформление Российских монет 1700 19 17. М., 1998. С. 47. 2 Учетная карточка М. 179. 3 Учетная карточка М. 63. 4 Ленц Э. Э. Указатель отделения Средних веков и эпохи Возрождения. Ч. 1Собрание оружия. СПб., 1908. С. 79. 5 Учетная карточка М. 177. 6 Учетные карточки М. 173 и М. 174. 7 См. Малоземова Е. И. Предметы среднеазиатской кон ской упряжи в собрании Отдела Арсенал Государ ственного Эрмитажа Оружейный семинар. Заседание 18 декабря 202 1года. СПб., 2022. 8 Сжимая рукоять меча Воинская культура и оружей ные традиции Ближнего Востока каталог выставки. СПб., 20 19. С. 108. 9 Рисунки обмундирования и вооружения офицеров им ператорской Российской армии. СПб., 1844. Разряд VII. Л. III. 9. Ф. 0 Учетная карточка М. 175. Рисунки обмундирования и вооружения офицеров им ператорской Российской армии. Разряд VII. Л. VI. 13. Ф. 2 Longworth J. A. A Year among the сirсassians. Vol. 1London, 1840. P. 38, 39. Перевод Е. И. Малоземовой. 13 Дубровин Н. Ф. Черкесы Адиге Военный сборник. 1870. 3. С. 126. 14 Учетные карточки М. 2, М. 17 1М. 172, М. 18 5 Учетные карточки М. 13 1М. 145, М. 146, М. 178. 16 Учетная карточка М. 145 Ленц Э. Э. Указ. соч. С. 79. 17 Русский биографический словарь изд. под наблюдени ем А. А. Половцова. Т. 1СПб., 1896. С. 79. 18 Арчак. Вторая половина XVII в. Музеи Москов ского Кремля Электронный ресурс URL https сolleсtiononline.kreml.ru entity OBJEсT 27630 page 2 fund 2766579 index 8 дата обращения 24.08. 2023 19 Искренне благодарю моих коллег Л. И. Добровольскую, П. В. Суслова и В. Г. Данченко за помощь в исследовании, а также заведующую Лабораторией научной реставра ции тканей и водоразмываемой живописи М. В. Дени сову и реставраторов М. Н. Тихонову и А. И. Хамык за проведенную специально для публикации работу над вещами. 20 Висковатов А. В. Историческое описание одежды и во оружения российских войск. Ч. 6. СПб., 1847. Рис. 826, 830, 83 1 2 1Там же. Рис. 826. 22 Там же. Рис. 827, 829. 23 Там же. Рис. 883, 886. 24 Там же. Ч. 9. СПб., 1850. Рис. 43, 74, 53, 63, 67, 7 1Ч. 14. СПб., 1858. Рис. 1885, 1902, 19 18, 1932, 1945, 1958, 1964, 1980 Ч. 15. СПб., 1850. Рис. 1987, 1989, 199 993, 2003 2006, 20 14 20 17, 2025 2027, 2034, 2046. 25 Вилинбахов Г. В. Государственный герб России. 500 лет. СПб., 1997. С. 2 125. 26 Там же. С. 37, 39. 27 Там же. С. 47. 28 Уздеников В. Указ. соч. С. 25, 2. 29 Висковатов А. В. Указ. соч. Ч. 10. СПб., 185 1Рис. 13 30 Там же. Ч. 14. Рис. 1897. 3 1Там же. Ч. 10. Рис. 134 937. 32 Там же. Ч. 14. Рис. 189 893, 1895. 33 Там же. Рис. 1929. 34 Гаврилова Л. М. Иностранные ордена российских им ператоров в собрании Музеев Московского Кремля. М., 20 18. С. 144. 35 Висковатов А. В. Указ. соч. Ч. 15. Рис. 2 6. 36 Там же. Рис. 2 136, 2 137. 37 Уздеников В. Указ. соч. С. 25, 2 Рисунки обмундирова ния и вооружения офицеров императорской Российской армии. Разряд I. Л. III, IV, V, VII, VIII, XI, XII Разряд II. Л. II, III, IV, V Разряд V. Л. II, V, VI, VII. 38 Вилинбахов Г. В. Указ. соч. С. 47. 39 Висковатов А. В. Указ. соч. Ч. 14. Рис. 1896. 40 Пчелов Е. В. Герб России. М., 20 18. С. 66. Рис. 59. 4 1Рисунки обмундирования и вооружения офицеров им ператорской Российской армии. Разряд II. Л. II. 29. 42 Там же. Разряд VII. Л. XXI. 38В. 43 Миролюбова Г. А., Уханова И. Н. Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII первой трети XIX века в собрании Эрмитажа. СПб., 20 13. С. 44 Там же. С. 18, 12. 45 Гаврилова Л. М. Указ. соч. С. 129. 46 Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII пер вой трети XIX века в собрании Эрмитажа каталог вы ставки. СПб., 20 17. С. 332. 47 Там же. 48 Висковатов А. В. Указ. соч. Ч. 14. Рис. 1908, 1977. 49 А. В. Висковатов отмечает, что, например, каски Пре ображенского, Измайловского и Семеновского полков времен Александра I были такими же, как и в правление Екатерины II Там же. С. 3 50 Висковатов А. В. Указ. соч. Ч. 15. Рис. 2 5 1Премудрость Астреи. С. 332. 52 Там же. С. 20. 53 Там же. С. 333. 54 Там же. С. 17. 55 Там же. С. 22, 23. 56 Репрезентативная подборка изображений и анализ об мундирования представлены в статьях Ю. Ф. Бунина с дополнениями Д. А. Клочкова Обмундирование и во оружение гвардии Черноморского казачьего войска и Д. А. Клочкова Обмундирование Л. Гв. Кавказско гор ского полуэскадрона в зарубежных собраниях При государеве стремени. Конные эскорты России с XVI века и до наших дней каталог выставки. СПб., 202 1С. 93 124, 125 2 57 Висковатов А. В. Указ. соч. Ч. 9. Рис. 85 Ч. 15. Рис. 2 109, 2 0, 2 3, 2 5. 58 Там же. Ч. 10. С. 284. 59 Там же. Ч. 6. С. 35. 60 Там же. С. 29. 6 1Там же. Ч. 15. С. 59, 60. Рис. 2 120, 2 12 1 62 Там же. С. 60, 6 1 63 Нечитайлов М. В. Эволюция русского военного мундира на Кавказе. 1800 1864 Империя и Кавказ. Оружие, об мундирование, ратные традиции. XIX начало XX века. М., 2020. С. 177 205. 64 Рисунки обмундирования и вооружения офицеров им ператорской Российской армии. Разряд VII. Л. IX. Ф. 2 Висковатов А. В. Указ. соч. Ч. 15. Рис. 2 109, 2 0. 65 Там же. Ч. 6. С. 29. 66 Там же. С. 3 1Рис. 8 13. 67 Висковатов А. В. Указ. соч. Ч. 5. СПб., 1844. С. 120 132. Рис. 762 766. 68 Фролов Б. Е., Бунин Ю. Ф. Кубанские казаки. История, обмундирование, вооружение Империя и Кавказ. С. 260 303. 69 Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. 1Екатеринодар, 19 10. С. 576. 70 Фролов Б. Е. Национальный состав Черноморского ка зачьего войска 1787 1860 гг. Юга.ру Электронный ресурс URL https www.yuga.ru artiсles soсiety 4354. html дата обращения 20.08.2023 7 1Щербина Ф. А. Указ. соч. С. 576. 72 Цвет их костюма тоже соответствует колориту упряжи. 73 Клочков Д. А. Национальные части на Кавказе в первой половине XIX в. Империя и Кавказ. С. 390 436. 74 Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837 1839 годов. Т. 1Нальчик, 2007. С. 53. 75 Ленц Э. Э. Указ. соч. С. 6. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Малоземова Е.И. Орел и звезда под короной. Седельный комплект из собрания Отдела «Арсенал» (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |