Королькова Е.Ф.
Правило тинктур: о коллекциях, генеалогии и геральдике
// Сим победиши (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 295-301
Аннотация: Все в этом мире в конечном счете взаимосвязано невидимыми нитями – люди, события, вещи. Непредсказуемые повороты судьбы и причудливые стечения обстоятельств не всегда определяются лежащими на поверхности факторами и легкочитаемыми причинно-следственными связями. Но внутренняя закономерность происходящего, сокрытая от нелюбознательного сознания, лишенного воображения, все же существует и так или иначе рано или поздно проявляется, открывая множество прелюбопытных тайн.
Об авторе публикации/статьи:
Королькова Е.Ф.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27479 знаков (с пробелами)
Правило тинктур
о коллекциях, генеалогии
и геральдике
Е. Ф. Королькова
Все в этом мире в конечном счете взаимосвя
зано невидимыми нитями люди, события, вещи.
Непредсказуемые повороты судьбы и причудли
вые стечения обстоятельств не всегда определяют
ся лежащими на поверхности факторами и лег ко
читаемыми причинно следственными связями.
Но внутренняя закономерность происходящего,
сокрытая от нелюбознательного сознания, лишен
ного воображения, все же существует и так или
иначе рано или поздно проявляется, открывая
множество прелюбопытных тайн.
Сегодня геральдика это особая дисципли
на исторической науки, имеющая очень глубокие
корни. Она зародилась в эпоху Средневековья на
почве практической необходимости визуальной
идентификации прежде всего воинской и ро
довой принадлежности рыцарства с его иерар
хической структурой и огромным значением
кровных уз знати и генеалогии. Средневековое
общество Западной Европы было строго регла
ментированным в социальном и духовном аспек
тах. Знатность, возведенная в культовый статус,
требовала непременного обозначения, которое
наследовалось, как и титулы и фамильные ре
ликвии. Возникновение этой традиции обычно
относят к XII веку, датируя появление геральдики
временем между Первым и Вторым крестовыми
походами. Эта точка зрения считается обще
принятой, несмотря на существование прежде
различных абсолютно мифологических версий
происхождения геральдики включая отнесение
ее зарождения к древности и временам короля
Артура а также более аргументированных, но
впоследствии тоже отвергнутых мнений о гене
тической связи геральдики с германо сканди
на вской эмблематикой.
Устоявшиеся представления о возникнове
нии геральдики как явления не вызывают сомне
ний, однако кто знает, куда могут завести поиски
ее начальных основ и как глубоки их истоки
В свое время итальянский историк Франко Кар
дини высказал весьма оригинальную гипотезу об
истоках европейского рыцарства, образно выра
зив свою мысль фразой ветер степи шумит в дре
ве европейского рыцарства 1Эта идея, конечно,
не вполне доказанная и не вполне принятая исто
риками, имеет право на существование, поскольку
чрезвычайно много параллелей прослеживается
между правилами и традициями западноевропей
ских рыцарей и организацией общества конных
воинов кочевников. Разумеется, никакой гераль
дики как таковой у всадников степей не было, но
яркие цвета геометрических орнаментов деревян
ных резных и наборных щитов из алтайских кур
ганов скифского времени Первый Туэктинский
курган вызывают определенные ассоциации с ге
ральдическими тинктурами2 ил. 1
Для сарматской культуры характерным яв
лением были родовые тамги, имевшие вид разно
образных графических знаков, которые часто вы
ступали как владельческие символы. Например,
ими маркировали многие предметы и даже тав
рили скот. Было бы неверным соотносить их на
прямую с геральдическими символами, но сама
идея визуального родового знака номадам была
знакома.
Неожиданно и с мифологическими образа
ми рыцарей Круглого стола эпохи раннего Сред
невековья оказывается связана сарматская тема.
Многие современные исследователи находят
очень близкие параллели в историях рыцарей Гра
аля и в нартском эпосе. Образы короля Артура,
296 297
Ил. 1Деревянный щит из Первого Туэктинского кургана. Воспроизводится по
Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М. Л., 1960.
Табл. сXXVII
Ланселота
и Персеваля демонстрируют очевидное
сход ство с Батразом, героем осетинского эпоса3.
В генеалогии Персеваля, как и Ланселота, несколь
ко раз повторяется имя Алан, которое напрямую
увязывается с аланским проникновением на тер
риторию Западной Европы в раннем Средневеко
вье. Так, отца Персеваля звали Alain le Gros de la
Vales4. В развитии некоторых сюжетных линий ле
генд о короле Артуре и его рыцарях прослеживает
ся множество параллелей со сказаниями о нартах.
Например, Персеваль, как и Галахад и Ланселот,
впервые появившись в Камелоте, не умел ездить
верхом, но очень быстро стал одним из лучших
всадников среди рыцарей Круглого стола. Точно
так же в нартском эпосе рассказывается о Батразе,
который, обучившись верховой езде, не расставал
ся с конем. Все эти сюжетные переклички, скорее
всего, носят неслучайный характер, и память об
эпическом нартском герое Батразе скрывается
под образами исторических персонажей времен
аланской экспансии в Западную Европу, отраз
ившись и в сказаниях о рыцарях Круглого стола5.
Еще не став наукой в полном смысле этого
слова, геральдика уже была специфическим ин
формационным полем и требовала специальных
знаний. Она наполнена символикой и зашифро
ванными смыслами, обладает своей внутренней
логикой и отличается сложной, чрезвычайно ре
гламентированной знаковой системой и специ
фической терминологией. Язык геральдических
фигур, финифтей, металлов и мехов имеет раз
работанную структуру и понятен не каждому.
Музыкой звучат забытые в иных сферах жизни
архаические наименования геральдических
цветов червлень, зелень, лазурь, чернь, пур
пур, символизирующих храбрость и мужество,
надежду, радость и изобилие, достоинство, силу
и могущество, богатство, справедливость и вели
кодушие. Финифтям соответствует и графическое
выражение в виде различных штриховок и лине
арных комбинаций. Геральдический язык это
территория посвященных. Именно поэтому круг
специалистов в этой области всегда был очень
ограничен, а интерес к геральдике мог возник
нуть только у людей особого склада, обладающих
определенными качествами и склонностями. Ге
ральдист должен не только иметь обширные исто
рические знания ученого, но и быть наделенным
любознательностью коллекционера и влюблен
ностью романтика во все эти эмблемы и гербы,
представляющие замысловатую символическую
тайнопись прошедших веков и грозных событий.
Коллекции собираются людьми увлечен
ными и склонными к вдумчивой созерцательно
сти, дотошной любознательности и разгадыванию
исторических ребусов. Зачастую годы уходят на
поиски тех или иных экземпляров, которые могут
случайно попасться в антикварных лавках или на
развалах старьевщиков, в собраниях других кол
лекционеров или в руках случайных людей, даже
не подозревающих о ценности совсем не матери
альной этих вещей и неспособных оценить их.
Но жизнь человеческая не бесконечна,
и самое обидное то, что, когда коллекция уже
сформировалась и превратилась в некий орга
низм, ее подстерегает опасность быть развеян
ной и прекратить существование вслед за уходом
коллекционера потомки и наследники, увы, редко
разделяют увлечения владельца и не всегда бе
режно относятся к делу его жизни. Примеров тому
множество. Так, одна из самых уникальных кол
лекций сибирских древностей, собранная в конце
XVII начале XVIII века голландским ученым Ни
колаасом Корнелизсоном Витсеном 164 7 17
и ставшая образцом для Петра I, возбудив его жи
вейший интерес к археологическим памятникам
и художественным изделиям древних народов
Сибири, после смерти Н. Витсена была продана
его наследниками на аукционе. С тех пор никаких
сведений о судьбе вещей из этой коллекции найти
не удалось, и само собрание, вероятно, навсегда
утрачено. Не увенчались успехом даже усилия
Петра I, предпринявшего попытку приобретения
наследия Витсена для воссоединения его вещей
с собственной царской коллекцией. То же самое
происходит с сотнями коллекций, любовно со
бранных по крупицам, а потом вдруг осиротевших
и не нашедших других надежных рук для продол
жения их жизни и сохранения. Вещи, как и люди,
имеют свою судьбу, счастливую или печальную.
Так случилось, что мой дед Николай Вла
димирович Корольков 189 942 был люби
телем коллекционером и интересовался гене
алогией и геральдикой. Будучи потомком двух
обедневших дворянских родов, вписанных в VI ро
дословную книгу, он собирал в архивах сведения
по истории своих предков, среди которых пере
плелись ветви фамилий Корольковых и Засецких.
Его рукой вычерчены схемы фамильного родства
Засецких с XVI века.
Жизнь полна удивительных совпадений. Моя
прабабка происходила из старинного рода Засец
ких и пребывала в убеждении, что род этот на ней
угас и никаких других носителей этой фамилии
быть не может. Но она, вероятно, ошибалась и од
нажды увидела на театральной афише фамилию
своих предков
Когда в 1973 году я поступила на работу в Эр
митаж лаборантом в Отдел истории первобытной
культуры, как он тогда назывался, я встретилась
с Ириной Петровной Засецкой. Редкую, но так хо
рошо знакомую мне фамилию я никогда больше не
видела. И. П. Засецкая, известный археолог, док
тор исторических наук, отдала Эрмитажу 70 лет
жизни и творчества. Долгие годы совместной
работы она была и остается для меня учителем,
другом и очень близким человеком. Однажды она
рассказала мне любопытную историю. Ее отец
Петр Иванович Засецкий 1899 194 1родом из
Саратовской губернии, был талантливым тенором.
Окончив Саратовскую консерваторию, он начал
оперную карьеру и пел в разных театрах страны,
включая Большой театр в Москве. С 1924 года его
сценическая деятельность была связана с Ленин
градом. До 1937 года он пел в Малом театре опе
ры и балета, имел звание заслуженного артиста.
В 1937 году он уехал в Минск и работал в Минском
театре оперы и балета, в 1938 году получив зва
ние народного артиста Белорусской ССР. Ирина
Пе тровна родилась в 1929 году, и, когда отец уе хал
298 299
в Минск, была еще маленькой девочкой, а его тра
гическая гибель в 194 1году лишила дочку воз
можности узнать больше о нем и его жизни. Ее
мама рассказывала ей об отце, в том числе и при
мечательный эпизод, связанный с появлением
в 1924 году на афишах в Ленинграде его имени.
Неожиданно увидев на афише фамилию Засецкий,
его пригласила к себе некая пожилая дама с высо
кой прической и известной аристократической
фамилией, которая не сохранилась в памяти то
ли мамы, то ли самой Ирины Петровны. Дама по
ведала молодому артисту, что фамилия эта угасла
и потому ее появление на афише вызвало у нее
такой интерес. Эта история не имела продолже
ния, но, если учесть, что моя прабабушка, в пер
вом браке Королькова, овдовев, вторично вышла
замуж и носила фамилию Апраксина, а умерла она
в Ленинграде в 1927 году, можно предположить
с большой долей вероятности, что пожилой дамой
была именно она. Действительно, все в этом мире
взаимосвязано и переплетено непостижимыми
нитями судьбы.
Дед мой покупал книги по геральдике и раз
ные мелкие вещицы, которые в постреволюци
онное время оказались осколками рухнувшего
прежнего мира с его социальной иерархией и ее
обозначениями и разом потеряли всю свою факти
ческую, юридическую и материальную ценность.
Родовые печати с дворянскими гербами больше
ничего не могли удостоверять или скреплять, да
и их владельцы если вообще были живы к тому
времени для которых эти печати некогда пред
ставляли предмет гордости, либо ушли в небы
тие, либо вынужденно расстались не только со
своим социальным статусом, но и с самой идеей
его подтверждать. Склонный к созерцательности
и размышлениям человек, он стал коллекциониро
вать эти эфемерные следы былой роскоши в виде
личных печатей и мундирных пуговиц с гербами.
Коллекция была не то чтобы большой, но из вре
мен детства я помню с десяток печатей из раз
ных материалов, с инициалами или с гербами,
и множество металлических пуговиц от каких то
мундиров. Пуговицы были большие и маленькие
и хранились в нескольких коробках ил. 2
Мой дед умер в марте 1942 года в блокаду,
и я его знаю только по рассказам родственников
и по фотографиям ил. 3 Его интереса к гераль
дике никто не унаследовал, а собранная им кол
лекция естественным образом растаяла, отданная
внукам в игру. Осиротев, маленькие вещицы вновь
стали никому не нужными. Многочисленные пе
реезды окончательно привели в исполнение при
говор этим ничего не значащим для обычного
человека и чуждым современной жизни в мало
габаритных квартирах предметам, и они просто
растворились во времени и пространстве, покинув
старое жилище с высокими потолками, эркером
и большими комнатами на Петроградской сторо
не возле Владимирского собора. Кажется, и сама
Ил. 3. Николай Владимирович Корольков. 1920 е
Ил. 2. Мундирные пуговицы из коллекции Н. В. Королькова
0 1
300 30 1
Ил. 5. Печать с гербом и инициалами из коллекции Н. В. Королькова.
Яшма
Ил. 4. Печать с гербом из коллекции Ил. 6. Печать с гербом из коллекции Н. В. Королькова. Горный хрусталь
Н. В. Королькова. Бронза
душа моего деда, и следы его земной жизни оста
лись где то там, в покинутой старой квартире с эр
кером.
Но, к счастью, из всей его коллекции мое дет
ское любопытство выбрало несколько предметов,
чрезвычайно мне нравившихся, и это позволило
продлить им жизнь, сберечь их до лучших времен.
Возможно, старинные гербы на мундирных пу
говицах, щиты и рыцарские доспехи на печатях ил. 4 пробуждали во мне ассоциации с благород
ными и мужественными героями эпохи Кресто
вых походов из романов Вальтера Скотта. Сейчас
мне кажется, что сохранением этих немногочис
ленных вещей из почти утраченной коллекции ил. 5, 6 я продлеваю и память о моем деде, так
как на земле уже не осталось людей, которые мог
ли бы поддержать эту слабую тень человеческого
существования. Эта коллекция, увлечение моего
деда, оказалась тонкой ниточкой, связывающей
прожитую им жизнь и его духовный мир с миром
живых.
Моих познаний в азах геральдики не может
хватить даже для попытки расшифровать сим
волику этих гербов и тем более установить их
законную фамильную принадлежность и статус
владельцев. Кем они были, кому и чему служили
в своих мундирах с блестящими металлически
ми пуговицами Эти старинные пуговицы, как
оказалось, не такие уж малозначимые предме
ты, и за ними просматривается множество персо
нальных историй многих поколений различных
людей и фамилий, да и отечественная история
вообще.
Остается уповать на то, что эти маленькие
изящные вещи уцелели не напрасно и кто нибудь,
посвященный в тайны геральдики, сможет прочи
тать этот мало кому доступный язык. Основной
специфический закон геральдики, получивший
название правила тинктур, в иносказательном
смысле приобретает значение некоего предписа
ния соблюдать традиции и передавать по наслед
ству следующим поколениям знамя сохранения
памяти и культуры в целом. 1Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства вступ.
ст. и общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. М., 1987. С. 19.
2 Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая
в скифское время. М. Л., 1960. Табл. сXXVII.
3 Littleton с Malkor L. A. From Sсythia to сamelot A Radiсal
Reassessment of the Legends of King Arthur, the Knights
of the Round Table, and the Holy Grail. New York London,
2000. P. 133.
4 Ibid. P. 132.
5 Ibid. P. 28 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Королькова Е.Ф. Правило тинктур: о коллекциях, генеалогии и геральдике (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|